Сопоставительный анализ образов былинных богатырей и современных супергероев

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сопоставительный анализ образов былинных богатырей и современных супергероев

Лисянский А.Т. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Родичева Р.М. 1
1МОУ "СОШ №63" г. Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Представление о герое в русской культуре уходит корнями в глубокое прошлое. Наиболее древним образом является русский богатырь. Само «… слово богатырь вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри – это, прежде всего, главные герои былин, русского эпоса, повествующего о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, а также о социально политических конфликтах в Древнерусском государстве» [1].

Итак, Большой толковый словарь дает следующее определение понятия «богатырь»: богатырь – герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой [2].

В современной массовой культуре существуют образы, которые по своему содержанию похожи на былинных богатырей. Это «супергерои». Авторитетные словари пока не содержат определения понятия «супергерой», за исключением Толкового словаря Кузнецова, который содержит следующую словарную статью по данному слову: супергерой – о мужчине, обладающем яркими качествами героя[3]. Наиболее приемлемым для нашего исследования является определение из «Википедии»: супергерой – вымышленный персонаж, наделённый неординарными физическими способностями («суперсилами»), которые он направляет на совершение общего блага» [4].

Сходство богатырей, и «супергероев» заключается в том, что оба этих образа обладают мифическими способностями и пользуются огромной популярностью в массовой аудитории своего времени. В частности, в период XI-XII вв. значительное количество людей любили собираться и слушать истории сказителя о богатырях, которым присваивалось реальное происхождение. Научно-технический прогресс той эпохи был далёк от современного, поэтому устный сказ был единственным методом передачи информации. Тогда были не столько зрители, сколько слушатели (хотя, возможно, и были какие-то инсценировки по мотивам былин). Истории о «супергероях» имеют более широкий спектр распространения: комиксы, мультфильмы, кинофильмы, компьютерные игры.

Таким образом, можно утверждать, что интерес к подобным образам существовал с древних времен. Несмотря на временные различия, можно говорить о том, что данные образы во многом подобны друг другу, выполняют схожие функции, имеют общую идейную направленность, особенности внешнего облика и др.

Объектная область исследования – литература, комиксы и кинематограф.

Объект исследования – былинный эпос, фильмы, основанные на комиксах.

Предмет исследования – образы былинных богатырей и героев комиксов.

Тема – сопоставительный анализ образов былинных богатырей и современных супергероев.

Актуальность изучения данной темы определяется, прежде всего, тем, что русские богатыри и супергерои являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма.

Многие граждане России (особенно мальчики) хотели бы походить на эти образы. В связи с политической ситуацией в России и в мире необходимо вспомнить, что помимо современных «голливудских» киногероев, у нас есть русские примеры доблести и мужества из далекого прошлого – русские богатыри, которые совершали подвиги во имя Родины.

Цель исследования: определить, какие из двух объектов исследования наиболее полно соответствуют художественно целостным образам.

Задачи исследования:

определить критерии для сопоставительного анализа объектов исследования;

выявить у объектов исследования общие черты и различия;

установить характерные особенности каждого объекта.

Методы и приемы исследования:

методом анализа и синтеза была изучена литература по данной теме;

применён сравнительный, сопоставительный анализ;

дана классификация, интерпретация;

поисковый метод и метод сравнительного анализа.

Глава I. Происхождение

Богатырь. Богатыри имеют различное происхождение. Одни вышли из простого народа, другие из богатых сословий. Например, Микула Селянинович – представитель крестьянского сословия, пахарь, т.е. занимается земледелием. В то же время, Добрыня Никитич – выходец из высшего русского общества, княжеского рода. Он богат, имеет хорошее образование, знает все тонкости этикета. Так или иначе, все богатыри родились и жили на территории Руси. Однако стоит отметить, что образ Святогора, по мнению многих учёных, хоть и имеет русское происхождение, но вобрал в себя черты библейского богатыря Самсона.

Ученые старой мифологической школы делили богатырей на” старших”, к числу которых относили Святогора, Микулу, Вольгу, Сухмана, Дуная, Дона; и “младших”: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и так далее. Сравнительная школа устраняет это деление, считая Святогора, Микулу и других заимствованными образами. Как бы ни был разрешен окончательно вопрос об элементе заимствования в этих былинных образах, по своему характеру богатыри, называемые обыкновенно “старшими”, отличаются от “младших” более слабым развитием исторического элемента и слабой приуроченностью к циклу Владимира [5].

Циклизация былинных сюжетов, по-видимому, оправдывает предложенное профессором Владимировым деление на три группы:

До Владимира и Киевского цикла.

Цикл Владимира.

Новгородский цикл.

К довладимирскому циклу относятся Святогор, Микула Селянинович, Вольга. Во главе “старших” богатырей ученые старой мифологической школы ставили Святогора. Веселовский видит источники былин о Святогоре в легендах о Самсоне, Аароне, Моисее и других; Всеволод Миллер – в кавказских сказаниях; Шамбинаго сближает Святогора с эстонским богатырем Калеви – поэта. К этому надо прибавить отмеченные учеными старой мифологической школы параллели между Святогором и скандинавским исполином Скримиром [6].

Есть некоторые совпадения совпадения между Вольгой и северно-германским Гельги, что при сходстве имен и неизбежности взаимодействия русских и варяжских сказаний является довольно надежным показателем родства этих образов. Все это заставляет и образ Вольги считать сводным.

Супергерой. Одним из ключевых моментов происхождения героя является «кризисность». Как правило, возникновение любого «супергероя» было вызвано неким кризисом – гибелью планеты (Супермен), укусом радиационного паука (Спайдермен), смертью родителей и шоком от детской встречи с летучими мышами (Бетмен), захватом террористами (Железный человек) и т.д.

Отсюда вытекает двойственность жизни героев. Происхождение и социальные положения также неоднозначны. Человек-паук по происхождению обычный гражданин Соединённых Штатов Америки, студент, фотограф, любитель Нью – Йорка. Бетмен – успешный промышленник. В детстве, став свидетелем убийства своих родителей, Брюс поклялся посвятить свою жизнь искоренению преступности и борьбе за справедливость, подготовив себя физически и морально, он надевает стилизованный костюм летучей мыши и выходит на улицы город для противостояния преступникам. Место действия историй о Бетмене – вымышленный американский город Готем, созданный на основе Чикаго с элементами Нью-Йорка.

Супермен родился на планете криптон, но был воспитан на Земле американской семьей фермеров, работает репортером. Тор – персонаж комиксов, заимствованный из скандинавской мифологии. Бог грома и бури, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ.

Таким образом, не все супергерои – уроженцы планеты Земля, но подавляющее большинство из них – граждане США. Это связано с тем фактом, что права на экранизацию комиксов принадлежит американским киностудиям.

Стоит отметить, что Микула Селянинович и Тор имеют общие черты. Миллер называет Микула пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собой громовую тучу. Народ представляет себе полет туч паханием в небе – молния рассекает небо так, как плуг землю. Этот факт сближает образ Микулы с древним божеством грома и молнии. Он сильно напоминает собою германского бога Тора, который тоже является покровителем земледелия. Порфирьев, следуя за Буслаевым, говорит, что в лице Микулы Селяниновича представляется образ могучего крестьянина – пахаря, соответствующего чешскому пахарю Промыслу[7].

Глава II. Внешность и вооружение

Богатырь. Внешность русского былинного богатыря весьма колоритна. Он высок, могуч, крепко сложён, и широкоплеч. В некоторых случаях богатырь фантастически велик. Например, Святогор – богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит.

Независимо от социального статуса богатырь всегда одет в красивую дорогую одежду своей эпохи (напр., Микула Селянинович пашет землю в нарядной рубахе и в сапогах на каблуках, украшенных драгоценностями), оружие богатыря соответствует последним достижениям времени. Несмотря на “демократическое” происхождение Ильи Муромца, былины акцентируют внимание на его дорогом оружии, серебряных украшениях (имеющих особое значение – напр., “чуден-крест серебряной”), дорогом коне.

Доспехи богатыря состоят из шлема, кольчуги, ноговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи (перчатки из металла). Оружие: щит, меч, копьё, булава, топор, позже появился кистень – короткий ременной кнут с закрепленным на конце шаром. Иногда шар «украшали» шипами. Подобное описание русских воинов связано с тем, что в представлениях народ роскошь была неразрывно связана с благородством. Внешний облик богатырей также напоминает об особенностях изображения рыцарства: белое лицо, дородство, “белая грудь”, “уста сахарные”.

В отличие от оружия супергероев, вооружение русских былинных персонажей имеет реальную историческую основу. Иными словами, всё вооружение богатыря – это реально существовавшие доспехи и оружие.

Супергерой. Главная характерная черта всех супергероев – привлекательная внешность, красивая мужественная фигура, отсутствие физических недостатков. Герой комикса часто явно ухожен, одежда всегда имеет вид, который позволяет каждому персонажу отличаться среди других (напр., Бэтмэн имеет маску с ушками – сходство с летучей мышью).

То же самое касается и их моральной стороны. «Супергерой» наделен высокоморальными принципами – стремление бескорыстно творить добро, спасать ближних, противостоять злу. Хотя кризис жанра – стремление к новаторству, избежать повторов, внести новизну в облик в последнее время вызывают стремление к отклонению от этих принципов – придание герою реалистичности, вплоть до поворота к «суперзлодею».

Каждый супергерой обладает целым набором супероружия. В ход идут паутины Человека-паука, сюрикены Бэтмэна, летающий костюм Железного человека и т.д.

Костюм супергероя, одновременно обладая постоянством, зрелищностью делает его образ хорошо узнаваемым. Например, Спайдермен облачён в красно-синий костюм с имитацией паутины. При этом на костюме, вещах (оружии, транспорте, убежище т.д.) супергероя может быть какой-либо символ – буквы, пиктограмма, рисунок, служащий своего рода «визитной карточкой». Например, изображение летучей мыши у Бэтмэна, эмблема в виде буквы «S» у Супермена. При этом применение этой символики, вероятно, восходит к традициям рыцарской геральдики.

В случае с железным человеком костюм является не только внешним атрибутом, но и вместилищем оружия героя. По сути, не сам герой, а костюм обладает сверхспособностями.

Стоит отметить такую общую черту всех героев комиксов, как ореол таинственности, или даже сакральность. Герои действуют под вымышленными именами, не раскрывая своё истинное имя, социальное положение и род занятий. Все что знаем о нем рядовой обыватель – это его имя, визуальный образ и то, что он супергерой, творящий добро.

Глава III. Возраст

Богатырь. Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие. К старшим богатырям принято причислять Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана. Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыня Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека [8].

Большинство былинных героев описаны как мужчины зрелого возраста, хотя есть исключения. Например, Алёша Попович – самый младший в богатырской среде. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой – горделив, спесив, бранчлив, задорен и груб.

Зрелость как идеальный возраст богатыря взят неслучайно. Связано это с тем, что на Руси этот возраст считался периодом расцвета не только физической силы, но и мудрости, время духовного подъёма воина-спасителя земли русской.

Супергерой. Все персонажи данной группы молоды. Даже если Росомаха живет уже не один век, выглядит он приблизительно лет на 30. Связано это с тем, что в современной массовой культуре активно пропагандируется представление, что молодость=успешность, актуальность, активность. Наделение героя бессмертностью наряду с другими его сверхспособностями выделяет персонаж среди массы. Человечество давно уже ищет способы продлить жизнь, бьется над секретами веной молодости и бессмертия. Наделение данными чертами знаменитых героев является отражением, или результатом той самой мечты о вечной жизни.

В обоих случаях возраст соответствует представлениям аудитории о самых лучших годах жизни.

Глава IV. Сверхспособность

Богатырь. Здесь следует упомянуть об этимологии самого слова «богатырь». Оно трактуется как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита. Общепризнанными в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка [9].

Герои эпоса были не просто героями и отважными воинами, выступающими против захватчиков, но настоящими борцами с нечистью. И действительно, очень часто можно встретить произведения, в которых богатырям приходиться сражаться против драконов, ведьм, и прочих потусторонних существ.

Помимо этого, богатырям отводилась и большая роль в жизни народа, потому как они являлись неким психологическим подтекстом непобедимости Руси, свидетельством тому, что среди простого народа есть люди, которые всегда готовы выступить на защиту родной земли от любой напасти.

Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор. Это настоящий великан, которого даже земля держать не может. Он наделен огромной силой, что даже самые знатные богатыри не осмеливаются вступить с ним в сражение. Основное его предназначение ограничивается тем, чтобы сражать врагов своей мудростью и фантастической силой.

Микула Селянинович, пахарь-богатырь, являлся настоящим воплощением русского духа, который своим существованием утверждает, что простой земледелец может сразиться с настоящими богатырями.

Еще одним не менее ярким образом является Волх Всеславьевич. Это фантастический персонаж эпоса. Согласно преданиям, он был рожден от змея, поэтому очень быстро рос. С момента рождения не прошло и полутора часов, как на него надели булатные латы. Он очень быстро овладел волшебством и всевозможными науками. Его считали языческим жрецом, колдуном и воином.

Илья Муромец имел те черты, в которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы. Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они мальчику принесли им воды, и Илья исцеляется.

Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний. Однако наиболее известной эпопеей является битва с Соловьем-разбойником. К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели прийти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса.

Супергерой. Способности самые разнообразные (физическая сила, ловкость, фантастические возможности прыгать, летать, лазать по стенам и т.п.). «Суперсила» как признак присутствует в чертах всех «супергероев». Однако имеет разное происхождение. Супермен наделен ей от рождения, она является неотъемлемой частью его естественной природы, Бэтмэн, как и Железный человек, использует механические приспособления, «Человек-паук» стал обладателем сверхспособностей под воздействием укуса облученного паука. Тем не менее, несмотря на все отличия, суперспособности являются неотъемлемым качеством любого героя.

Чаще всего суперспособности супергероев это и есть их оружие. Так, к примеру, у Спайдермена – паутина, у Росомахи – адамантовые когти, у Капитана Америка – щит из вибраниума-стали и т.д.

Глава V. Отношение к литературе

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как более поздние произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

В отличие от былин, комиксы, на основе которых в последующем были сняты фильмы, имеют конкретных авторов. Тем не менее, литературным произведением комиксы не являются. Это серия рисунков с текстом, которые образуют связное повествование [10]. Комикс – это жанр массовой культуры, основное содержание которого передается через рисунки. А значит, без этих рисунков и без экранизации сам этот жанр блекнет, теряет смысл и содержание. Главная черта фильмов и комиксов – зрелищность и наглядность, они призваны развлекать аудиторию.

Былины же, напротив, основное повествование ведут через слово. Это связано, в первую очередь, с тем, что создавались былины в народе, который тогда еще не владел грамотой и не мог записывать услышанное. Передаваясь из уст в уста, содержание былины постепенно обрастало художественными особенностями, красочными описаниями. Поскольку былины не рассказывались, а сказывались под звуки гуслей, то он имеют еще одну особенность – лиричность и музыкальность.

Заключение

Итогами нашего исследования стали следующие умозаключения.

Во-первых, и богатыри, и супергерои имеют сходство по нескольким параметрам: внешний вид, вооружение и сверхспособность. Оба объекта исследования соответствуют эстетическим представлениям о мужественности и красоте своей эпохи. Оба этих героя имеют превосходное вооружение и обладают способностями, которые позволяют им выбиваться из массы и вызывают восхищение окружающих.

Во-вторых, и богатырь, и супергерой имеют общую функцию – борьба с врагом, спасение слабых, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

В-третьих, в ходе исследования были установлены и различия между двумя объектами исследования, что позволило рассмотреть вопрос со всех сторон и достигнуть поставленную цель.

Остаётся ответить на главный вопрос: какие из двух объектов исследования наиболее полно соответствуют художественно целостным образам?

Супергерой уносит сознание зрителя в мир фантастики, далёкий от реальности, позволяет отвлечься от насущных проблем. Если изначально герой комикса имел ярко выраженное чувство патриотизма, был идеальным образом, то со временем он всё больше начинает обретать отрицательные черты, деятельность его всё чаще направлена не на решение общенациональных задач, а опустилась до банальной мести личным обидчикам. Супергерой перестал быть носителем духовно-нравственных ценностей.

Богатырь – продукт «популярной» культуры своего времени. Сам образ и действия богатыря в былине являются отражением возможных народных надежд, представлений – это прослеживается в его могучем облике, смелости, прямоте общения с князем, в безоговорочных победах над врагами и т.д.

Богатырь стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Богатыри спасали всех от нечестий, чудовищ, мрака, бывшего на всей великой Руси, и делали добрые дела, и делали добрые дела. Особенностью комикса стала опора на научную стезю, актуальную на момент появления комикса. Супергерои из фантастического мира «перелились» в реальность, прописавшись в городское пространство Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и др. городов. Черты супергероя стали более человеческими. Таким образом, для американской культуры супергерой является воплощением национального архетипа, который Американскому читателю понятен, близок и выступает основным символом для идентификации со своей культурой.

В отличие от русского героя, который всегда должен заслужить избранность и пройти нравственный путь преобразования, чтобы стать героем, американский супергерой становиться таковым при случайных обстоятельствах. Следует сказать, что образ героя весьма схематичен и клиширован.

Таким образом, художественно целостным образом является именно русский былинный богатырь. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелый час испытаний дух народа, воспитывали в юношах любовь к родной земле. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями.

Однако наши взгляды на выводы оказались неоднозначными. Научный руководитель придерживается вышеуказанного мнения. Но я с ним не полностью согласен. На мой взгляд, образ супергероя ничем не уступает былинному богатырю. Он тоже патриот своей страны, защитник слабых, Избавитель от невзгод. В ем много благородства, мужества, он обладает чувством юмора и всегда находчив. И, как следствие, этот образ нравиться современной молодежи.

В качестве компромисса мы пришли к выводу, что именно широкая популярность портит образ супергероя, поскольку данное направление в кинематографе имеет значительный коммерческий интерес, но претерпевает кризис. Отсутствие новизны и оригинальности привело к тому, что создатели последних фильмов дополняют образ главного героя такими чертами характера, таким поведение и речью, которые идут в разрез с моральными представлениями общественности. Отсюда и введение возрастного ограничения на просмотр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс] http://feb-web.ru (дата обращения 03.10.2020 г).

Толковый словарь [Электронный ресурс] www.chitalnya.ru (дата обращения 23.10.2020 г).

Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] http://gufo.me (дата обращения 15.10.2020 г).

Википедия [Электронный ресурс] http://wikipedia.org (дата обращения 04.10.2020 г).

Словарь «Дом Сварога» [Электронный ресурс] http://pagan.ru (дата обращения 23.10.2020 г).

Русский биографический словарь [Электронный ресурс] http://www.rulex.ru (дата обращения 25.10.2020 г).

Академик. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru (дата обращения 14.10.2020 г).

Русский эпос [Электронный ресурс] https://arzamas.academy/ (дата обращения 07.11.2020 г).

Исторические сюжеты. Приложение к журналу SOFTMIXER [Электронный ресурс] http://storyfiles.blogspot.ru (дата обращения 07.11.2020 г).

Фригато. Русские народные былины [Электронный ресурс] http://enic-dic.com (дата обращения 07.11.2020 г).

Просмотров работы: 812