Влияние этимологической справки на написание слов тематической группы «Искусство»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние этимологической справки на написание слов тематической группы «Искусство»

Бариева А.Р. 1
1«Школа Юных Творцов»
Хасанова Г.А. 1
1«Школа Юных Творцов»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Откуда пришли слова панорама, искусство, реплика? Почему некоторые гласные в корнях мы можем проверить ударением в однокоренных словах, а другие не проверяются и остаются под меткой «словарное слово»? Станет ли русский язык беднее от заимствований? На эти вопросы поможет ответить этимология.

Этимология, или наука о происхождении слов, - это очень сложная и интересная область знания, можно потратить целую жизнь и так и не узнать всего, потому что слов в языке гораздо больше, чем нам представляется.

В течение многих лет учёные и учителя старались найти оптимальные методы и приёмы, которые позволяют формировать у учеников навыки правильного написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остаётся животрепещущей. Этим фактом обусловлена актуальность нашего исследования.

Нами была выдвинута гипотеза, которая позволяет утверждать, что этимология слова помогает не только узнать его происхождение, но и часто обосновывает его правописание.

Новизна нашей работы – в использовании социальной сети Инстаграм для популяризации знаний об этимологии слов и помощи в запоминании их написания.

Объектом исследования стала этимология слов тематической группы «Искусство».

Предметом исследования стали слова с непроверяемой безударной гласной (словарные) и слова с проверяемой гласной в корне, относящиеся к тематической группе «Искусство».

Целью нашей работы является рассмотрение влияния этимологии слова на его правописание.

Для ее решения были поставлены следующие задачи:

Изучить и кратко осветить сведения о науке этимологии, разнообразии этимологических словарей.

Собрать сведения по теме из различных информационных источников (Интернет, книги).

Провести эксперимент.

Создать итоговый продукт.

Подвести итог проделанной работы.

Разработан план действий:

С помощью учителя составить список слов с непроверяемой безударной гласной в корне тематической группы «Искусство».

Провести подготовительную работу в экспериментальной группе.

Провести словарные диктанты в экспериментальной и контрольной группах.

Проанализировать слова, в которых учащиеся допускают наиболее частые ошибки на безударную гласную.

Создать страницу проекта в социальной сети Инстаграм.

Провести повторный словарный диктант в экспериментальной группе.

В работе использовались следующие методы: анализ, эксперимент, количественный метод.

Глава 1.

§1. Кратко об этимологии

Обычно слово этимология употребляется в двух различных значениях, которые нельзя смешивать. В толковом словаре Ожегова читаем: «1. Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения».

Когда мы говорим, например, что этимология слова чернила не вызывает особых затруднений, мы имеем в виду этимологию как установление происхождения слова.

Этимология как наука сформировалась в XIX веке.

«Научной» этимологией называется этимология, выявленная с помощью специального исторического исследования, на базе привлечения фактов других языков и диалектов, учета закономерных звуковых соответствий и т.д.».

Установить научную этимологию бывает достаточно сложно. «Переделка и переосложнение заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе чисто внешнего, случайно звукового совпадения без учета реальных фактов их происхождения называется народной этимологией. Например: мелкоскоп вместо слова микроскоп. «Народная этимология обычно связана с потерей словом своих подлинных этимологических связей вследствие либо видоизменения его звуковой формы, либо выделения корневого состава из словарного состава языка. Примерами служат имена существительные: вилка (утрачена связь со словом вилы), мешок (сравни: мех); имена прилагательные: голубой (утрачена связь со словом голубь), красивый (сравни красный).

К народной этимологии примыкает детская этимология, которая является продуктом творчества детей дошкольного и школьного возраста. Например, осмысление слова всадник как «человека, работающего в саду».

От народной этимологии нужно отличать ложную этимологию (объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории). В отличие от научной этимологии, ложная этимология основывается не на законах развития языка, а на случайном сходстве слов (например, «деревня» — «дерево», хотя «деревня» обозначало первоначально «очищенное от леса место для нивы»).

§2. Справка об этимологических словарях

К историческим словарям условно примыкают этимологические словари, в которых устанавливается происхождение слова. Первым русским этимологическим словарем был «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Н.С. Шишкевича (1842 г.). В словаре разработаны около 1,5 тыс. корней русских слов, но во многих случаях имеются ошибочные утверждения.

Следующим был «Опыт словаря русского сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова (1880 г.), теоретический уровень которого также оставлял желать лучшего. Более качественным, хоть и не лишенным ошибочных толкований, был «Сравнительный этимологический словарь русского языка» Н.В. Горяева (1892 г.).

Наиболее известным дореволюционным изданием стал «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского (1910 г.). Словарь содержит объяснение происхождения многих общеупотребительных русских слов и части заимствованных.

В 1950 г. вышел трехтомный «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера. Достоинством этого словаря является огромный объем изученного материала, привлечение данных из других языков (финно-угорских, тюркских). Этот словарь является самым обширным из словарей данного типа, однако и он не свободен от неточностей, неоправданных сопоставлений.

В 1961 г. вышел «Краткий этимологический словарь русского языка» под ред. С.Г. Бархударова. Словарь, который также является научно-популярным пособием для учителя средней школы, содержит этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского языка.

С 1963 г. выходил отдельными выпусками «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского. Словарь предназначен для специалистов-филологов.

В 1999 г. был издан в двух томах «Историко-этимологический словарь современного русского языка» Б.Я. Черных.

С 1963 г. выходит большой «Этимологический словарь русского языка»1.

В зависимости от того, из какого языка пришли те или иные слова, могут быть выделены два типа заимствований:

заимствования родственные (из славянской семьи языков). Это заимствования из старославянского, затем белорусского, украинского и других;

заимствования иноязычные (из языков иной языковой группы).

В статье при описании источников заимствования слова встречаются названия таких языков, как индоевропейский, общеславянский, старославянский, древнерусский языки. В этом случае слово следует считать исконным.

Русский язык настолько богат и разнообразен с точки зрения лексики, что ни один словарь не может вместить в себя всех слов.

Глава 2.

§1. Описание эксперимента.

В ходе исследования нами был проведен эксперимент. Цель эксперимента - выявление зависимости орфографических навыков от знаний о происхождении слова. На первом этапе мы отобрали материал для работы. Мы выбрали тематическую группу “Искусство”, потому что в ней, по нашему мнению, много заимствованных слов, в которых чаще всего есть непроверяемая безударная гласная в корне. Таким образом, из орфографического академического ресурса “Академос”2 было отобрано 22 единицы: агент, актер, балаган, видео, вокал, искусство, карандаш, картина, квартет, квинтет, легенда, мелодия, монокль, монумент, октава, панорама, пастель, подлинник, реплика, рефлекс, фигура, финал.

Следующим этапом была работа с этимологическими и толковыми словарями3 для выявления этимологии выбранных слов. Большинство из них (91%) оказались заимствованными и в основном из индоевропейских языков. Два слова - исконно-русские (подлинник и искусство), одно слово - из тюркских языков (карандаш).

Третий этап - проведение уроков и словарного диктанта. В эксперименте участвовали ученики 2-7 классов АНО СЦ «Школа Юных Творцов» и МБОУ «Школа №12». В каждом классе была проведена предварительная работа. В Приложении приведены карточки, которые раздавались экспериментальной4 группе для подготовки к словарному диктанту. Я проводила уроки, участникам предлагалось не заучивать написание слов, а применять знания об их этимологии, озвучивались близкие с точки зрения происхождения слова. После этого ученики 2-7 классов написали словарный диктант, состоящий из проанализированных единиц.

В контрольной группе участники написали словарный диктант без предварительной подготовки.

§2. Результаты эксперимента

Пятым этапом после написания словарного диктанта стал анализ результатов для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы. Наибольшее затруднение в обеих группах вызвало написание слова подлинник. С ним справился 51% учеников Школы Юных Творцов и всего 22% учеников школы №12. Самыми простыми оказались слова картина и пастель. С их написанием справились все участники. Результаты написания таких слов, как панорама, монумент, балаган и другие, свидетельствуют о том, что этимология действительно помогает орфографии. К сожалению, мы не получили достоверных сведений о том, сколько участников опирались на знания об этимологии слова при его написании и сколько участников имели навык написания этих слов раньше. Следующим этапом работы стало создание аккаунта в социальной сети Инстаграм, которая позволяет пользователям взаимодействовать с подписчиками на протяжении долгого времени, а не только одного урока.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к некоторым выводам.

Этимология - раздел науки о языке, занимающийся изучением происхождения слов. Учёных с древних времён интересовал вопрос “Почему кошку назвали кошкой?”

В ходе эксперимента нами была выявлена несостоятельность лекционной подачи информации об этимологии слов в младших классах, исходя из чего, сделан вывод о том, что необходимо выбрать другие способы. Например, наглядно-образные (презентация Microsoft PowerPoint), практические, игровые, использование ресурсов сети Интернет, этимологических словарей.

По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что знания о происхождении слов хоть и незначительно, но помогают учащимся запоминать написание слов, проводя параллели с их историческими “родственниками”. Такой работе на уроках должно уделяться особое внимание.

Гипотеза о влиянии знаний о происхождении слова на улучшение навыков правописания нами не доказана. Однако мы продолжаем работу в этом направлении: создан аккаунт проекта в социальной сети Инстаграм, который активно ведется и популяризирует знания об этимологии слов тематической группы “Искусство”. Планируется использовать все ресурсы этой социальной сети для закрепления у подписчиков навыков написания слов этой тематической группы. Одновременно с этим продолжает пополняться банк исторически однокоренных, родственных слов в русском языке.

Список использованной литературы

Бегаева Е.В., Лачимова Л.Я., Янсюкевич А.А., Гусева Т.И. Современный русский язык. Практическое пособие. Электронный ресурс. URL: https://libsov.ru/fb2reader.php?art=176595

О работе с «трудными» словами - Русский язык в школе, 1999. - № 1.

Орфографический академический ресурс “Академос”. Электронный ресурс. URL: АКАДЕМОС (ruslang.ru)

ТолковыйсловарьУшакова. – Д.Н.Ушаков. – 1935-1940.

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. —М.: Дрофа. Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. – 2004.

Этимологический словарьрусскогоязыка. – М.:Прогресс. М. Р. Фасмер. – 19641973.

Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО "Виктория плюс". Крылов Г. А.. 2004.

Приложение

ПАНОРÁМА - от греческого pan – «всё» и horama – «вид, зрелище»

РẺПЛИКА - фр. «опровержение, ответ, возражение» от позд.-лат. replicare – «возражать»

МОНО́КЛЬ -я; м. от греч. monos – «один» и лат. oculus – «глаз»

РЕФЛẺКС - от лат. reflexus – «отражение»

 

ИСКУ́ССТВО - от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — «искушение, опыт, испытание»

КАРАНДÁШ- Заимствование из тюркских, карадаш образовано сращением двух слов: кара — «черный» и даш — «камень, шифер».

КАРТИ́НА -(в живописи) - итал. cartina — «тонкая, красивая бумага» от итал. carta — «бумага»

ЛЕГẺНДА - от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое»

 

ПАСТẺЛЬ - фр.pastel, итал. pastello, от итал. pasta – «тесто»

ПÓДЛИННИК-Древнерусское — подлинный  «истинный, правдивый»

ВИ́ДЕО - от лат. video – «смотреть, видеть»

ВОКÁЛ – лат. vocalis«звучный, звонкий; гласный», далее из vōx (gen. Vōcis - «голос» Восходит к французскому vocal – «гласный» от vox – «голос».

 

КВАРТẺТ- фр. : Quatuor , Немецкий: Квартет , итальянский : Quartetto , испанский : Cuarteto , Польский : Kwartet

КВИНТẺТ- Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где quintetto - суф. производное от quinto «пятый».

МЕЛÓДИЯ - др.-греч. μελῳδία — распев лирической поэзии, от μέλος — «напев» и ᾠδή — «пение, распев»

ОКТÁВА- от лат. octava «восьмая»; оригинальное др.-греч. διὰ πασῶν «через все струны» ср.-век. лат. diapason

 

МОНУМẺНТ- от лат. monumentum «воспоминание; памятник», от глагола monere «напоминать» Русск. монумент — с XVIII века, заимств. через немецкое Мonument.

АКТЁР- Французское — acteur. Лат. — actor «исполнитель» английское actor, итальянское attore, испанское actor

АГẺНТ- лат.- agens agent «выразительный, активный; истец; ревизор», далее из agere «приводить в движение, гнать»

БАЛАГÁН- персид. balaẋanä «верхняя комната, комната над главным входом, балкон»

 

ФИНÁЛ- итал. finale от лат. finis «заключение; конец» - «заключительная часть чего-либо» В музыке — последняя, заключительная часть произведения.

ФИГУ́РА- лат. figūrа «фигура, образ», от глагола fingere «прикасаться; формировать, ваять; выдумывать», «мазать глиной, лепить из глины, месить тесто».

 

 

 
         
         

1 Бегаева Е.В., Лачимова Л.Я., Янсюкевич А.А., Гусева Т.И. Современный русский язык. Практическое пособие. Электронный ресурс. URL: https://libsov.ru/fb2reader.php?art=176595

2 АКАДЕМОС (ruslang.ru)

3 Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. —М.: Дрофа. Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. – 2004.

Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. – 1964—1973.

ТолковыйсловарьУшакова. – Д.Н.Ушаков. – 1935-1940.

Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО "Виктория плюс". Крылов Г. А.. 2004.

4 Экспериментальной группой называется та группа, к которой «применяется» действие, оцениваемое эспериментатором; контрольная группа остается вне экспериментального воздействия.

Просмотров работы: 54