Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дуэль в жизни и творчестве А.С.Пушкина

Носырева А.А. 1
1ГБОУ Школа №1384 им. А.А.Леманского
Умрилова Т.В. 1
1ГБОУ Школа №1384 им. А.А.Леманского
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проведения исследований на данную тему состоит в том, что изучение дуэлей в жизни и произведениях А.С.Пушкина позволит более подробно раскрыть характер великого русского поэта.

Гипотеза – такой инструмент исследования внутреннего мира поэта, как изучение эпизодов его биографии с описанием дуэлей и их привязкой к творчеству, в том числе анализ характеров героев и поединков, позволит не только раскрыть ранее не изученные черты «души поэта», но и определить разные периоды его творчества и раскрытия таланта.

Объект исследований – дуэль, как способ отстаивания собственного взгляда, поведения, доказательства своей правоты.

Предмет исследований – поведенческие характеристики А.С.Пушкина и их выражение, через придуманных героев собственных литературных сочинений.

Исследования проводилось методом изучения биографии А.С.Пушкина и анализа его произведений.

Цель исследований – выявление скрытых особенностей характера А.С.Пушкина и влияния дуэлей на его жизнь.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

Изучение биографии А.С.Пушкина в части обстоятельств, которые привели к разрешению различного рода конфликтных ситуаций через дуэль.

Анализ литературных произведений А.С.Пушкина, в которых герои разрешают конфликтные ситуации через дуэль.

Синтез изученного материала и выявление дополнительных особенностей характера А.С.Пушкина, которые в аналитической литературе раннее описаны не были.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 ЧТО ТАКОЕ ДУЭЛИ

Дуэль (фр. duel, лат. duellum – «поединок», «борьба двух») –регламентированный «дуэльным кодексом» вооружённый поединок, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя.

Вместе с тем слово "дуэль", согласно В.И. Далю, имеет два значения. Первое, широкое: "единоборство, поединок", и второе, более узкое: "условный поединок, с известными уже обрядами по вызову". То же самое у С.И. Ожегова: "…в дворянском обществе: вооруженная борьба двух противников в присутствии секундантов как способ защиты чести"; и "борьба, состязание двух сторон". Мы будем рассматривать дуэль в ее узкоконкретном понимании. Впервые дуэли стали известны во Франции, там же был опубликован в 1836 году первый дуэльный кодекс графа де Шатовильяра, именно он стал образцом для проведения дуэлей в Европе. Существовало два вида дуэлей – американская и европейская. Более широкое распространение получила именно европейская модель проведения дуэли, тогда как американская модель считалась совершенно безнравственной. По ее правилам соперники получали оружие и уходили в лес, начиная самую настоящую охоту друг за другом. Согласно правилам противники устраивала засады и могли стрелять в спину. Эти правила не получили большого распространения в Европе, где аристократы считали такой способ проведения дуэлей недопустимым. Поэтому европейские правила были более приемлемы для того, чтобы защитить честь дамы или дать достойный ответ человеку, который брошенным в пылу спора словом мог обидеть другого. Дуэль не имела корней в русской традиции и является полностью заимствованной.

Основным видом дуэльного оружия изначально было холодное. Историки вопроса замечают, что первоначально предполагалась готовность дворянина драться на дуэли тем оружием, которое он имеет при себе, поэтому естественным образом дуэльным стало постоянно носимое с собой клинковое холодное оружие. В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом – курковые однозарядные пистолеты. Применение пистолетов снимает главную проблему всех дуэлей
с использованием физической силы или холодного оружия – влияние
на результат разницы в возрасте и физической подготовки дуэлянтов. Любопытно, что сначала в практику вошли пистолетные дуэли верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная сейчас пешая форма.

Дуэли пришли в Россию во времена правления Петра 1, вместе со всеми модными веяниями западноевропейского общества. Практически всегда дуэли были запрещены, однако это не мешало русской аристократии, не боясь даже казни, участвовать в дуэлях, видя в ней способ защиты чести. Дуэли в настоящее время запрещены законодательством подавляющего большинства государств мира.

2.1 ДУЭЛИ В ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Попытки развернутого исторического и культурного исследования феномена русской дуэли, материалом для которого служат мемуары, письма, манифесты и указы, а также описания дуэли в русской классической литературе предпринимались довольно часто, при этом в моем исследовании предлагается только ознакомиться с некоторыми аспектами ее проведения в конкретный период времени для выявления влияния большего количества дуэлей на жизнь и творчество А.С.Пушкина.

В этот период дуэли в Российской империи были запрещены. Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

Всеми русскими правителями дуэль была запрещена. Но дуэли продолжали происходить вопреки закону государственному - по законам дворянской чести. Дуэль оставалась символом рыцарства.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались, что привело к утверждению Императором Александром III «Правил разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде».

Кроме того, В.А. Дурасов разработал Дуэльный кодекс, при составлении которого был учтён европейский опыт, традиции и особенности российской действительности.

Таким образом, в России в конце XIX века впервые было узаконено проведение дуэлей, как способа разрешения конфликта между оскорбленным лицом и оскорбителем.

Учитывая изложенное разрешение конфликтов через поединок-дуэль в период активной творческой жизни А.С.Пушкина только набирало популярность и являясь незаконным действом уже было визитной карточкой или трендом того времени. При этом «увлечение» дуэлями приобрело поистине массовый характер не только среди аристократии, которая, как и в наше время, стремилась следовать привнесенным из вне европейским традициям (после Отечественной войны 1812 года), но и среднего класса (в основном низшие чины офицерского корпуса), представители которого стремились доказать таким способом свое право на жизнь по «кодексу чести» невзирая на положение и уровень достатка. Указанное обстоятельство на мой взгляд действительно легло в основу многих произведений А.С.Пушкина, в которых поэт проводит четкую грань между «правильными» героями произведений которые стремятся «жить по чести» и теми прототипы которых он не уважал в реальной жизни.

2.3 БИОГРАФИЯ А.С.ПУШКИНА В ДУЭЛЯХ

Как уже упоминалось вышеА.С.Пушкин участвовал за свою жизнь во многих дуэлях, и практически во всех он либо стрелял мимо, либо примирялся с противником.

Только последняя дуэль А.С.Пушкина стала роковой. Это была дуэль не на жизнь, а на смерть, благополучного исходы у неё не могло быть, так как А.С.Пушкин считал себя смертельно оскорблённым. Но о ней чуть позже.

Интерес к дуэлям А.С.Пушкин проявлял всю свою жизнь. Он был прекрасным фехтовальщиком, стрелком из пистолета. В своих произведениях он часто описывает дуэль: в «Капитанской дочке», «Выстреле», «Евгении Онегине».

Пушкин как представитель своей эпохи в полной мере разделял не только ее убеждения, достоинства, но и предрассудки. Однако не только в этом кроются причины многих его дуэльных историй.

Играли свою роль особенности личностного характера, необузданный темперамент африканской крови. Для поэта дуэль была делом чести. Он любого мог вызвать на поединок. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. За 37 лет жизни поэт вызывал и был вызван на дуэль 30 раз.

В 24 поединках дело до выстрела не доходило, и все заканчивалось примирением.

История дуэлей А.С.Пушкина – история его жизни. Именно в дуэлях отразился его характер. Храбрость нередко граничила с легкомыслием, значительную роль в судьбе играла случайность. Решимость, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений – основные личностные качества поэта, которые и привели его к многочисленным дуэлям.

Именно поэтому поединки, происходившие в жизни поэта, нашли свое отражение и в его творчестве.

Дуэли А.С.Пушкина:

1816 год. Дуэль с Павлом Ганнибалом (родной дядя). Дуэль отменена.

1817 год. Дуэль с Петром Кавериным (друг). Дуэль отменена.

1819 год. Дуэль с Кондратием Рылеевым. Дуэль не состоялась.

1819 год. Дуэль с графом Федором Толстым. Дуэль не состоялась.

1819 год. Дуэль с Вильгельмом Кюхельбекером (друг).

Дуэль состоялась.

1819 год. Дуэль с Модестом Корфом. Дуэль отменена.

1819 год. Дуэль майором Денисевичем. Дуэль отменена.

1820 год. Дуэль с Федором Орловым и Алексеем Алексеевым.

Дуэль отменена.

1820 год. Дуэль с неизвестным греком. Дуэль не состоялась.

1821 год. Дуэль на саблях с офицером французской службы Дегильи.

Дуэль не состоялась.

1822 год Дуэль с подполковником Семеном Старовым. Дуэль

состоялась.

1822 год. Дуэль с статским советником Иваном Лановым.

Дуэль отменена.

1822 год. Дуэль с молдавским вельможей Тодором Балшей. Дуэль состоялась.

1822 год. Дуэль с бессарабским помещиком Скартлом Прункуло. Дуэль отменена.

1822 год. Дуэль с Северином Потоцким. Дуэль отменена.

1822 год. Дуэль со штабс-капитаном. Рутковским.
Дуэль отменена.

1822 год. Дуэль с Инглези.
Дуэль отменена.

1822 год. Дуэль с прапорщиком генерального штаба Александром Зубовым. Дуэль состоялась.

1823 год. Дуэль с Иваном Руссо. Дуэль отменена.

1826 год. Дуэль с Николаем Тургеневым. Дуэль отменена.

1827 год. Дуэль с артиллерийским офицером Владимиром Соломирским. Дуэль отменена.

1828 год. Дуэль с неизвестным. Дуэль отменена .

1828 год. Дуэль с министром просвещения Александром Голицыным. Дуэль отменена.

1828 год. Дуэль с секретарём французского посольства Лагрене. Дуэль отменена.

1829 год. Дуэль с Хвостовым, чиновником министерства иностранных дел. Дуэль отменена.

1836 год. Дуэль с Репиным. Дуэль отменена.

1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным. Дуэль отменена.

1836 год. Дуэль с Владимиром Сологубом. Дуэль отменена.

1936 год. Дуэль с Дантесом. Дуэль отменена.

1937 год. Дуэль с Дантесом. Дуэль состоялась.

Несмотря на большое количество зафиксированных в различного рода источниках дуэлей состоявшимися из них можно считать только 4 (13,3% от количества на протяжении всей жизни А.С.Пушкина). Все указанные дуэли были спровоцированы самим поэтом.

Однако если не брать во внимание первую состоявшуюся в 1819 году дуэль со своим оскорбленным шутливыми стихами «кюхельбекерно» и «тошно» другом Вильгельмом Кюхельбекером, развязка которой не совсем ясна, по одной из версий стреляли оба противника, но друзья зарядили их пистолеты клюквой, то внимание заслуживают только три дуэли : с подполковником Семеном Старовым, прапорщиком генерального штаба Александром Зубовым, которые состоялись в 1822 году, и роковая дуэль с Дантесом в 1837 году.

Сначала разберем причины дуэлей, состоявшиеся в 1822 году, а они идентичны и связаны с праздным образом жизни молодого поэта и его любовью к азартной игре.

Так, причиной дуэли поэта с Семеном Старовым, является то, что они не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре, а с Александром Зубовым – обвинение последнего в шулерстве во время игры в карты. Как было принято первый выстрел совершала обиженная сторона (в обоих случаях промах), а вот поэт при этом проявляет свой характер, как человека не желающего лишней крови.

В первом случае поэт попросил подполковника Старова встать у барьера, приставив свой пистолет ко лбу противника спросил: «Довольны ли вы?» Старов ответил, что доволен. Поэт выстрелил в поле и конфликт был исчерпан, а во втором случае А.С.Пушкин бравируя своей смелостью явился на дуэль с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока Зубов в него целился, а после его промаха от своего выстрела отказался.

Таким образом, мы определили сразу две характеризующие поэта черты, это с одной стороны балагурство, а с другой – юношеская смелость, которая пересекается с безрассудством.

Для поэта 1922 год стал, самым «плодородным» в части поступков, которые приводили к вызову на дуэль. Таких случаев в указанном году было 8 (26,7% от количества на протяжении всей жизни А.С.Пушкина).

Вместе с тем после случая с Александром Зубовым «дуэльный пыл», который характеризовал поэта, немного стих.

Все последующие «вызовы к барьеру» в жизни поэта в основном связаны со стремлением отстоять свое имя, как «великого творца», и до женитьбы на Наталье Гончаровой в 1831 году, с противоположным полом.

Однако в связи с проблемами, возникшими у А.С.Пушкина в связи с утратой матери в 1836 году, количество таких случаев возрастает. При этом рядом появляется человек – Дантес, к которому А.С.Пушкин испытывает крайнюю неприязнь, вызванную ревностью к нему своей супруги Натальи. Разрешится указанная ситуация по меркам того времени могла только дуэлью.

В этом же году А.С.Пушкин вызывает на дуэль Дантеса. Причиной стали анонимные письма с намеком на связь Дантеса с Натальи. Дуэль отменена, так как Дантес сделал предложение сестре Натальи - Екатерине Гончаровой. Вместе с тем даже после женитьбы Екатерины и Дантеса конфликт не только не был исчерпан, но перешел в новую фазу и разрешение его было толь одно – дуэль.

Учитывая, что прямых доказательств вызывающего поведения Дантеса у поэта не было. И уберегая свою супругу от людской молвы А.С. Пушкин вызвал его на дуэль косвенно через письмо нидерландскому послу Геккерну, в котором резко отозвался о нем как об отце Дантеса и нелестно охарактеризовал его приемного сына, другого выхода сохранить свое имя у Геккерна не было, как послать приемного сына Жоржа Дантеса на дуэль (принимать участие в дуэли иностранные чиновники такого ранга могли только под страхом лишения карьеры и Пушкин об этом знал). В результате дуэли А.С. Пушкин смертельно ранен, а Дантес ранен в правую руку (пуля якобы рикошетит от пуговицы на груди).

Таким образом, исследуя биографию А.С. Пушкина в дуэлях можно сделать вывод о том, что обстоятельства, которые приводили к дуэлям должны быть отражены и в творчестве великого русского поэта.

Вместе с тем исходя из анализа таких обстоятельств необходимо отметить, что в творчестве поэта должны быть выражены три периода:

Первый (до 1823 года) – период формирования личности великого русского поэта с присущими чертами юношеского максимализма и наличием как положительных, так и отрицательных черт характера, которые были выявлены в ходе проведенного исследования (честь и праздный образ жизни с любовью к азартным играм, балагурство и безрассудная смелость).

Второй (с 1823 по 1932 год) – период творения А.С. Пушкина, как состоявшегося великого русского поэта.

Третий (с 1832 до конца жизни) – период проявления интереса к историческим исследованиям, написанию как исторических романов, так и исторических трудов в целом. Начало формирования новой личности Пушкина-историка, труды которого могли стать фундаментом глубоких исторических исследований.

2.4 ДУЭЛИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА

Дуэль, во всем многоразличии своих проявлений, запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков, от Бестужева-Марлинского и А.С. Пушкина до Чехова и Куприна.

Писатели обращают внимание на психологию дуэлянта,
его размышления перед поединком, состояние и поведение во время поединка, а художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.

Варианты дуэли изображены у А.С. Пушкина в поэме «Кавказский пленник» (1820 год), повести «Выстрел» (1830 год), исторических романах «Евгений Онегин» (1823-1830 годы) и «Капитанской дочке» (1831-1836 годы).

Тема дуэли в творчестве Пушкина в значительной степени списана с эпизодами его жизни. Как уже рассматривалось выше поэт был не только современником, но и участником многих поединков «Пушкин всякий день имеет дуэли, – писала Е.А. Карамзина П.А Вяземскому 23 марта 1820 г.– Благодаря Бога,
они не смертоносны, бойцы всегда остаются невредимы».

Письма, дневники, воспоминания передают нам шумную, даже скандальную известность Пушкина-дуэлянта. В некоторых рассказах взрывчатость поэта кажется анекдотичной.

2.4.1 АНАЛИЗ ДУЭЛИ ПОЭМЕ «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Пушкин вспоминал свое мироощущение в молодые годы: «И я, в закон себе вменяя страстей единый произвол...».

Уже в поэме «Кавказский пленник» поэт впервые косвенно коснулся темы поединка:

«Но русский равнодушно зрел

Сии кровавые забавы.

Любил он прежде игры славы

И жаждой гибели горел.

Невольник чести беспощадной,

Вблизи видал он свой конец,

На поединках твердый, хладный,

Встречая гибельный свинец.

Быть может, в думу погруженный,

Он время то воспоминал,

Когда, друзьями окруженный,

Он с ними шумно пировал...

Жалел ли он о днях минувших,

О днях, надежду обманувших,

Иль, любопытный, созерцал

Суровой простоты забавы

И дикого народа нравы

В сем верном зеркале читал –

Таил в молчанье он глубоком

Движенья сердца своего,

И на челе его высоком

Не изменялось ничего;

Беспечной смелости его

Черкесы грозные дивились,

Щадили век его младой

И шепотом между собой

Своей добычею гордились.».

Мы видим, что дуэли в которых участвовал герой представлены как пленительное проявление избытка сил и как захватывающая игра. Однако эта игра уже недоступна герою. В прошлом смелый дуэлянт, теперь он равнодушен даже к «кровавым забавам горцев». Осенью 1822 года поэт поясняет характер своего героя в письме к В.П. Горчакову: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века». Из этого следует, что А.С. Пушкин, поясняя тайные черты характера своего героя, сопоставляет его с собой и такими же как он представителями молодежи того времени.

Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что автор выражает самого себя и такими же как он представителями молодежи того времени, а его творчество можно отнести к периоду формирования личности с присущими чертами юношеского максимализма и наличием как положительных, так и отрицательных черт характера, которые были выявлены у поэта в ходе проведенного исследования (честь и праздный образ жизни с любовью к азартным играм, балагурство и безрассудная смелость).

2.4.1 АНАЛИЗ ДУЭЛИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» И ПОВЕСТИ «ВЫСТРЕЛ»

Причина дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в историческом романе «Евгений Онегин» ревность. Как известно, Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер и для этого танцует несколько танцев с его невестой. Не в силах перенести эту «пощечину», Ленский уезжает с именин и вскоре вызывает Онегина на дуэль.

Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли. При этом Евгений понимает, что дуэли еще можно избежать. Он прекрасно осознает, что был неправ и повел себя жестоко с Ленским. Однако ни Ленский, ни Онегин не идут на перемирие. Онегин намеренно опаздывает на дуэль. Для чего он это делает? По правилам дуэли из-за опоздания дуэль можно было перенести. Онегин рассчитывает, что дуэль будет отменена. Однако Ленский не обращает внимание на этот нюанс. В качестве секунданта Онегин привозит на поединок своего слугу Гильо, чем также нарушает некоторые правила дуэли. Однако Ленский не обращает внимания и на это нарушение. Наконец Онегин и Ленский берут пистолеты и встают на позиции. Ленский готовится стрелять, но Онегин опережает его и выстреливает первым. Получив ранение, Ленский падает и мгновенно умирает на месте. А вскоре после гибели Ленского ветреная Ольга Ларина забывает о своем женихе и выходит замуж за другого человека.

Описывая эту дуэль поэт показывает себя знатоком «дуэльного кодекса». Однако трудно судить с каким героем больше всего он себя ассоциирует. При этом можно с уверенностью утверждать, что собственная история Пушкина-дуэлянта пропитала этот роман полностью. Напомню в 1822 году состоялась его дуэль с подполковником Семеном Старовым, когда после промаха последнего поэт попросил его встать у барьера, приставив свой пистолет ко лбу противника спросил: «Довольны ли вы?» Старов ответил, что доволен.

Свои ощущения после прошедшей дуэли, саму возможность «безнаказанно нажать на курок» и убрать обидчика со своего пути, он перенес в роман. При этом не в качестве самого себя как прототипа одного из героев, а как описание состояния души главных героев, ситуации в которой они находились, и отношения к разрешению таких ситуаций со стороны общества. Таким образом, поэт использовал при написании романа свой жизненный опыт, в том числе переосмысление «игры со смертью», что подтверждает начало второго периода творения А.С.Пушкина (после 1823 года), как состоявшегося великого русского поэта, способного переосмыслить собственную жизнь и показать нелепость смерти.

Напротив, главный сюжет повести «Выстрел» - поединок, история дуэли Сильвио и графа Б. в котором поэт описывая черты своего характера в молодости, свои поступки, как бы переосмысливая ее заново. При этом исправляя их. Повествование ведется от третьего лица, а описывается случай который был шесть лет назад. Напомню в 1822 году состоялась его дуэль с прапорщиком генерального штаба Александром Зубовым на которую поэт бравируя своей смелостью явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока Зубов в него целился, а после его промаха от своего выстрела отказался.

Главный герой повести Сильвио –романтик, загадочный и благородный. Герой, который в молодости жаждал первенства во всем. Стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом Б., которого он возненавидел из зависти к его достоинствам и успехам.

В то время дуэли считались доблестью и необходимой защитой собственной чести. Если бы Сильвио не был романтическим героем, то он просто убил бы графа метким выстрелом. Однако Сильвио поражён, взбешён и в то же время преклоняется перед самообладанием графа. Его удивляет и восхищает презрение к смерти противника. Сильвио – тёртый дуэлянт и повидал на дуэлях и страх соперников, и заискивание, и мольбы о пощаде и примирении. Он ошеломлён безмятежностью молодого графа настолько, что не смог произвести выстрела. Долгие годы он жил с мыслью о том, что оскорбление не смыто кровью, и дуэль не завершена.

Во второй дуэли Сильвио открывается как человек не только гордый, страстный, упорный, но и как человек по-настоящему благородный. Он вновь предлагает тянуть жребий, хотя право выстрела принадлежит ему. Сильвио ещё раз испытывает судьбу, силу духа и совесть соперника. И выходит победителем. Он добивается смятения и растерянности графа, вынуждает его сделать первый выстрел. Как настоящий герой, Сильвио уходит достойно.
«Я доволен: я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Выстрел Сильвио становится демонстрацией его силы, а не расправой. Его внутренняя сила – в глубине его натуры, в его природном благородстве, в его способности прощать.

Учитывая изложенное можно сделать вывод о том, что автор пытается переосмыслить собственную жизнь.

2.4.2 АНАЛИЗ ДУЭЛИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

В этом романе автор раскрывает нам два совершенно противоположных образа: первый – пропитанный эгоизмом и самолюбием, равнодушный ко всем и безучастный к окружающему миру Алексей Швабрин. Этот герой готов пренебречь моральными и нравственными нормами для достижения своих корыстных целей, направленных на улучшение его статуса. Он хорошо ко всему приспосабливается, прислуживая и пытаясь извлечь из всего выгоду. Неудивительно, что именно он, столкнувшись с проблемами лицом к лицу переходит на службу к Пугачёву, ведь честь для него ничего не значит.

Совсем другими красками изображён образ Петра Гринёва – он искренний, мужественный и самоотверженный. Ему ни чужды такие качества, как доброта, великодушие, справедливость, герой, что называется «бережёт честь смолоду». У героев совершенно разное мировоззрение, поэтому неудивительно, что они совершенно по-разному воспринимают суть дуэли. Если для Швабрина, дуэль-это лишь повод для убийства, и фактически он хочет убрать противника (что кстати уже у него получалось), то Гринёв, напротив пытается отстоять честь Маши Мироновой.

Дуэль не является ключевым моментом в произведении «Капитанская дочка», однако с её помощью мы можем более подробно понять суть характеров героев, их мировоззрение и восприятие мира. Описывая поединок, автор как бы желает показать нам, что дуэль не должна переходить в хладнокровное убийство-беззаконие, а должна остаться вопросом восстановления чести, хоть и законом запрещена.

Изложить суть эпизода с дуэлью.

Должно быть – дуэль дополнение для описания характеров героев, которое стремиться к их полному раскрытию в экстремальной ситуации и ничего большего только эпизод который не является основой романа. Роман намного глубже пишется чтобы раскрыть ментальность различных сословий их чаянья.

Учитывая возрастающий интерес поэта к изучению исторических материалов, доступ к которым он получил с разрешения Императора, а также содержание написанных и начатых им в это время произведений можно сделать вывод о том, что А.С.Пушкин начиная с 30-х годов переходит к полномасштабным историческим исследованиям при этом он основывается, в том числе и на собственный опыт. Однако описывая поединок как бы желает показать нам, что дуэль не должна переходить в хладнокровное убийство- беззаконие, а должна остаться вопросом восстановления чести, хоть и законом запрещена.

Очевидно, что роман относится к третьему периоду творчества А.С.Пушкина – периоду проявления интереса к историческим исследованиям, написанию как исторических романов, так и исторических трудов в целом.

Нелепая гибель поэта на дуэли лишила нас возможности созерцать новые ненаписанные фундаментальные труды, в том числе рте работа над которыми была им начата.

В этот период А.С.Пушкин, решивший с помощью друзей, в основном Жуковского, свои проблемы при императорском дворе, заявил о планах создания исторических трудов, в первую очередь – истории Петра Великого. Николай I благосклонно отнёсся к планам поэта. Пушкину, принятому на службу в Министерстве иностранных дел, было дозволено работать в государственных архивах, и император в феврале 1832 года лично направил поэту сборник государственных актов Российской империи, содержащих значительный свод документов петровской эпохи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаю, что на основании проведенного мной анализа, изучения эпизодов биографии А.С.Пушкина с описанием дуэлей и их привязкой к творчеству поэта, раскрыты такие ранее не изученные черты характера как склонность к переосмыслению своих поступков, анализу ошибок и применению накопленного опыта.

Кроме того, при проведении исследований были выделены три периода творчества поэта, и доказана их выраженность через анализ биографии и творчества.

При этом достигнута цель исследований.

Анализ биографии А.С. Пушкина, в части жизненных конфликтов, приводивших к вызову на дуэль, с привязкой к творчеству поэта, позволил выявить ранее не изученные черты характера А.С.Пушкина, такие как стремление объяснить свое поведение в критических ситуациях через подробное описание мотивов и внутренних ощущений героев своих произведений. Указанное обстоятельство позволило выделить три различных периода творчества поэта (взросления и применения накопленного опыта в творчестве) и достичь цели исследования.

его стремления к переосознанию своих поступков и исправлению ошибок через

4.ЛИТЕРАТУРА

"Манифест о поединках" Екатерины II от 21 апреля 1787 года

Дуэльный кодекс Н.А. Дурасова 1912 года

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

Пушкин А.С. «Капитанская дочка»

Пушкин А.С. «Выстрел»

Пушкин А.С «Кавказский пленник»

Толковый словарь Ожегова С.И.

Толковый словарь В.И. Даля

Письмо Е.А. Карамзиной П.А Вяземскому от23 марта 1820 года

Письмо А.С. Пушкина к В.П. Горчакову осень 1822 года

Просмотров работы: 155