Мир комиксов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир комиксов

Вехов А.В. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО «ДТДиМ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения комиксов актуальна в настоящее время. Это связанос возрастающей ролью комиксов в развлекательной, образовательной, экономической, личностной сфере жизни человека.

Гипотеза: возможно, комиксы могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер.

Цель: созданиесобственного комикса.

Задачи:1)изучить литературу по теме исследования; 2) выяснить, что такое комикс; 30 узнать историю появления комиксов; 4) провести анкетирование; 5) провести эксперимент; 6) придумать собственный комикс.

Методы исследования: изучение литературы; поиск информации в сети интернет; анкетирование; эксперимент; практическая работа (рисование).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое комиксы?

Изучив литературу по теме исследования [5, 6], мы выяснили, что комиксы часто встречаются в нашей жизни: в рекламе, в газетах, в журналах, в социальных сетях. Рисованная литература - достаточно развитая индустрия, особенно в западных странах. Рассматривая комикс можно узнать культуру того или иного народа, его обычаи и быт.

Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованные истории, рассказы в картинках. Комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. В настоящее время можно встретить несколько определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история [2].

Существуют следующие названия комиксов [7]:

Стрип (Comic strip) - небольшой комикс, занимающий не больше одной страницы. Чаще встречается в газетах и журналах.

Графический роман (Graphic novel) - цельное, законченное произведение, которое выпускается одной книгой размером от 60 страниц. Супергерои в GN встречаются редко - чаще персонажи другие. Графический роман выполняет один художник или команда.

Веб-комикс (Webcomics) - комикс, который публикуется в интернете.

Манга (Manga) - японские чёрно-белые комиксы, которые выполнены в стиле аниме и читаются справа налево.

Манхва (Manhwa) - корейские чёрно-белые и цветные комиксы, читаются слева направо.

Маньхуа (Manhua) - итайские чёрно-белые и цветные комиксы, читаются слева направо.

Независимыекомиксы(Independent comics).

Авторскиекомиксы(Creator-owned comics).

Издательскиекомиксы(Publisher-owned properties).

Альтернативныекомиксы(Alternative comics).

BD (фр. La bande dessinee) - комиксы, которые издаются не Марвел и не ДиСи, а другими компаниями.

Большая двойка (Marvel Comics и DC Comics) - самые крупные и популярные издательства комиксов со своими персонажами и вселенными.

К омиксы можно классифицировать по жанрам [6] (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация комиксов по жанрам.

Сегодня можно встретить следующие тематические разновидности комиксов: о приключениях в джунглях; комиксы о диком Западе («Westerns»);

о похождениях суперменах; о животных; о войне; научно-фантастические; псевдоисторические; комиксы, сжато и упрощенно перелагающие произведения классической литературы и др. [3],

В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера - «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса - приключения и карикатура.

По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно 3-х) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков. Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией.

Как появились комиксы

2.1. Комиксы в мировой истории

Комиксы появились в  XVI и XVII веке. Именно тогда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику.

Важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тёпфера и Вильгельма Буша. Первый прославился «Историей господина «Вйо-Буа», мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц», повествующая о двух сорванцах. Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году.

Период истории, длившийся с 30-х по 50-е годы XX века, называют «золотым веком» комиксов. Всего за этот период было создано более 400 супергероев. В 1938 году был создан такой персонаж как Супермен. Большинство супергероев сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка.

2.2. Комиксы в СССР и России

Основы развития комиксов в СССР были заложены ещё в период Гражданской войны. Появились «Окна РОСТА» - серия агитационных плакатов, состоящих из одного или нескольких графических изображений, где была показана разница жизни при буржуях и при диктатуре пролетариата. К плакатам прилагались надписи, нередко в стихотворной форме, комментирующие действие на картинках. Это было начальным шагом в развитии отечественной рисованной истории, в которой работали такие известные личности, как поэт Владимир Маяковский, художники Д. Моор (многим знаком его плакат «Ты записался добровольцем?»), Иван Малютин и многие другие.

После Гражданской войны настал новый этап советского комикса. В процессе развития советской детской литературы появлялись многочисленные периодические издания, где обязательно находилось место историям в рисунках. На страницах детских журналов «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал») нередко появлялись комиксы.

Великая Отечественная война внесла коррективы в процесс развития советского комикса. Теперь мишенью для художников были фашистские лидеры и солдаты немецкой армии. Военные плакаты назывались «Окнами ТАСС», они появились на улицах Москвы уже 27 июня 1941 года. За время существования «Окон ТАСС» было выпущено около 1500 плакатов.

В 80-е годы на рынке советских комиксов лидерами были журналы для самых маленьких - «Весёлые картинки» и «Мурзилка». В «Весёлых картинках» главными героями выступала группа Весёлых человечков: Буратино, Дюймовочка, Карандаш, Петрушка, Самоделкин и другие. Вместе друзья путешествовали, попадали в самые необычные ситуации, помогали другим победить злодеев.

Конкурентом Весёлых человечков выступал Мурзилка - герой одноимённого журнала. Как и Весёлые человечки, Мурзилка попадал во всевозможные переделки, встречался с инопланетянами, помогал детям, боролся со злыми силами - хулиганами, бандитами и колдуньей Ябедой-Корябедой.

Истории в картинках выходили в Советском Союзе не только на бумаге. Задолго до появления первых домашних кинотеатров многие дети по вечерам смотрели диафильмы.

В диафильме на обычной киноплёнке в несколько десятков кадров умещалась целая история. Под каждым кадром - рисунком располагался текст с диалогами и описанием действий героев. Плёнки смотрели через специальный проектор, называемый в народе фильмоскопом. Изображение проецировалось на гладкую поверхность (обычная белая стена, дверь или простыня). Ребёнок смотрел на картинку, читал под ней текст, а после перемещал плёнку до следующего кадра.

Настоящий бум историй в картинках начался на рубеже 90-х годов. В эти годы комиксы выходили не только на страничках известных и не очень журналов, но и отдельными изданиями.

В 1991 году в Новосибирске была издана книга «Как рисовать комиксы» под редакцией Стэна Ли и Джона Бускемы [4]. В доступной и наглядной форме авторам удалось представить процесс создания рисованных историй.

Практически все советские рисованные истории тех лет имели общую черту - основой служили американские и европейские комиксы.

В это время всё больше появляется переводов зарубежных комиксов. Так, в 1994 году издаётся серия Elf Quest о приключениях племени остроухих воинов, печатаются комиксы по мотивам классических произведений: «Хоббит», «Шерлок Холмс», «Затерянный мир».

Нишу «для самых маленьких» прочно заняли комиксы с диснеевскими героями. Издательство «Эгмонт России Лтд» публикует серии историй «Микки-Маус», «Утиные истории», «Микки-детектив». Конкуренцию им могут составить разве что комиксы о Черепашках-ниндзя, которые неустанно спасают Землю от суперзлодея Шредера и его прихвостней.

Всё больше появляется комиксов по мотивам фильмов и мультфильмов. В 1997 году выходит серия «Звёздные войны: Новая надежда», публикуются истории в картинках о похождениях именитого археолога Индианы Джонса. Неугомонные Том и Джерри также перебираются на страницы печатных изданий. Время от времени издаются сборники с историями о псе Скуби-Ду, семейки Флинстоунов, Друпи.

Комиксы все больше проникают в нашу жизнь. С 2002 года в Москве начал проходить фестиваль «КомМиссия», на котором комиксисты демонстрируют свои наработки на выставках, проводят конкурсы и строят планы по созданию отечественных комиксов [8].

Комиксы в образовании

В японском в колледже дизайна г. Йокогама и в одном из университетов Кореи студенты изучают дисциплины не только по учебникам, но и по учебным пособиям, выполненным в стиле комиксов. Помимо этого, студенты имеют возможность получить специальность по направлениям «Манга», «Аниме», «Иллюстрирование комиксов и книг» и другие специальности [1].

В России в образовательных учреждениях комиксы практически не используют, но в книжных интернет - магазинах можно встретить учебные издания под названиями: «Занимательная физика. Гидродинамика», «Химия. Естественная наука в комиксах», «Всемирная история. Краткий курс в комиксах». Эти издания выпускаются для абитуриентов и студентов для подготовки к экзаменам в колледжи и высшие учебные заведения.

Комиксы в моей жизни (Приложение 1)

Я с раннего детства любил рассматривать, а потом и читать комиксы. Сейчас у меня уже собралась небольшая библиотека.

Мои любимые комиксы – это истории Супергероев Марвл и Звездных войн. Одно время я пытался рисовать свои сюжеты.

У меня даже есть свои выдуманные герои. Например, Mr. Pаn (Мистер Сковородка).

Мне стало интересно, а как относятся к комиксам мои одноклассники? Я провёл анкетирование.

Анкетирование

Анкетирование проводилось в 6 «Б» классе МБОУ СОШ №7 с УИОП г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный. В анкетировании приняли участие 28 человек: 14 девочек и 14 мальчиков (рисунок 2).

Рисунок 2. Участники анкетирования

Участникам анкетирования были предложены следующие вопросы: 1) укажите пол; 2) что бы Вы выбрали для чтения в свободное время?; 3) назовите вашего любимого героя комиксов.

Р езультаты анкетирования. На вопрос о выборе литературы для чтения, были получены следующие ответы (рисунок 3):комиксы читают – 24%; рассказы – 17%; сказки – 0%; другие жанры литературы – 59%.

Рисунок 3. Чтобы вы выбрали для чтения в свободное время?

При ответе на вопрос о любимом герое комиксов, чаще всего мальчики и девочки называли следующих персонажей (рисунок 4): «Человек-паук» - 5-ро ребят; «Оно» - 4-ро ребят; «Доктор Стрендж» - 2-е ребят.

Рисунок 4. Ваш любимый герой комиксов

Выводы: анкетирование показало, что чтением комиксов увлекается достаточно большая группа подростков. Ребята читают исключительно развлекательные комиксы.

Я решил проверить – помогут ли комиксы мне в учёбе? Для этого я провел два эксперимента.

Эксперимент

Эксперимент № 1. Использование комиксов при изучении биологии

Цель: выяснить влияние рисования комиксов на усвоение и запоминание учебного материала по биологии.

Ход эксперимента: для самостоятельного изучения были выбраны две темы из учебника по биологии за 6 класс (авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко). Темы: «Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение» и «Плауны. Хвощи. Их общая характеристика».

Первая тема изучалась традиционным способом – прочтением параграфа несколько раз и частичным повторением. После изучения второй темы был создан небольшой комикс.

По окончании изучения материала были выполнены тесты по этим темам из учебно-методического комплекта (Е.А. Солодова «Биологоия. Тестовые задания»).

Эти же тесты были выполнены ещё раз спустя месяц. Результаты занесены в сводную таблицу (таблица 1).

Таблица1

Количество правильных ответов при изучении биологии

Тема

Изучение темы

Тест №1

Тест №2

Дата

Количество времени

Дата

Прав. отв.

Дата

Прав. отв.

Отдел Моховидные

14.03.2020

меньше

14.03.2020

76%

14.04.2020

76%

Папоротникообразные

16.03.2020

больше

16.03.2020

52%

16.04.2020

65%

Результаты эксперимента № 1 (рисунок 5): традиционный для меня способ показал лучшее усвоение материала, которое сохранилось со временем. А вот использование рисованного комикса дало худший результат, но, небольшое его улучшение со временем (глядя на комикс, удалось больше вспомнить). Времени на рисование комикса потратилось больше, чем просто на чтение и запоминание материала.

 

Результаты тестирования при изучении тем по биологии

Рисунок 5. Результаты тестирования при изучении тем по биологии

Эксперимент № 2. Использование комиксов при изучении химии

Цель: выяснить влияние использования комиксов на усвоение и запоминание учебного материала.

Ход эксперимента: для изучения и запоминания мы взяли правила по технике безопасности на уроках химии. Часть правил была в виде текста для запоминания (немного в юмористическом ключе), другая часть представлена комиксами (Приложение 2). После просмотра правил и заучивания, я воспроизвел их по памяти (таблица 2).

Таблица 2

Количество правильных ответов при изучении химии

Правила техники безопасности

Изучение правил

Тестирование

дата

Количество времени

Дата

Прав. отв.

Комиксы

23.04.2020

меньше

23.04.2020

71%

Текст

24.04.2020

больше

24.04.2020

61%

Р езультаты эксперимента №2: изучение правил техники безопасности при изучении химии по комиксам заняло меньше времени, было интереснее, дало лучший результат (рисунок 6).

Рисунок 6. Результаты тестирования при изучении тем по химии.

Конечно, одноразового эксперимента недостаточно для объективного вывода, но для себя я решил, что мне было бы эффективнее и интереснее обучаться по готовым комиксам.

В настоящее время рисованием комиксов увлекаются многие пользователи сети интернет. Но создать интересный комикс совсем непросто. Мне, например, очень не хватает художественного образования (Приложение 1 1).

Тем не менее, я попытался создать свой комикс, используя графический планшет (Приложение 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы. Цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась, комиксы могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер.

В ходе работы, я узнал много нового и интересного про историю развития комиксов, их разновидности, применение, создателей и правила рисования.

Убедился, что создание комиксов – вид искусства, часто требующий от автора широкого кругозора, фантазии и хороших навыков в профессии художника. Не зря над популярными комиксами трудится целая команда авторов.

Задумался о роли комиксов в своей жизни.

Создал свой комикс, который посвятил своим друзьям и руководителю творческого объединения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Калитина К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2256–2260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53454.htm.

Комиксы [Электронный ресурс ]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81. (Дата обращения 10.12.2020).

Комиксы: [Электронный ресурс]. URL: https://lunchonthegrass.livejournal.com/185959.html. (Дата обращения 21.01.2021).

Ли Стэн. Как рисовать комиксы / Стэн Ли; [перевод с английского А. Седова]. – М.: Эксмо, 2019. - 224 с.

Ли Стэн. Как создавать комиксы/ Стэн Ли; [пер. с англ. А. Седова]. – М.: Э, 2018. - 232 с.

Скотт Макклауд. Понимание комикса. Невидимое искусство: Tundra Publishing, 1993. – 222 с.

Словарь читателя комиксов: [Электронный ресурс]. URL: https://woody-comics.ru/blog/slovar-comics/. (Дата обращения 15.01.2021)

Шишкин В. Комиксы с СССР и России: / Мир фантастики. 2011. № 94. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art4680.htm. (Дата обращения 2012.2020).

Приложение 1

Комиксы в моей жизни

   

Развлекательные и познавательные комиксы из моей коллекции.

     

Мои первые комиксы. Истории Супергероев Марвл и Звездных войн.

     

Мои первые комиксы. Mr. Pаn (Мистер Сковородка).

Комикс по русскому языку

Приложение 2

Использование комиксов при изучении химии

   

«Самодельный» комикс

Комикс по технике безопасности

Приложение 3

Комикс. Наш клуб «Почемучка»

   
   
   
   
   
   
Просмотров работы: 436