ведение
Эти зимние каникулы я провела в чувашской деревне Елбулак –Матвеевка Бижбулякского района Республики Башкортостан, это малая родина моей бабушки. Там мне рассказали много сказок и былин о чувашских мифических героях-богатырях. По возвращению домой я решила побольше узнать о них и сравнить с русскими богатырями.
Я очень люблю лепить из пластилина, глины, рисовать. Моё увлечение вдохновило меня слепить своими руками богатырей по характеристикам и описанию из книг. Сначала это были просто фигурки, но потом для меня они стали родными. Я все зимние каникулы над ними работала, даже отказывалась от прогулок. Я отдала им свою энергию и силу. Затем мне захотелось придумать сказку, сделать сюжетный мультфильм со счастливым концом и нравственным смыслом. Я стремилась донести детям разных национальностей свою культуру, родную историю своего народа. Ведь очень важно воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому.
Цель работы - создание диафильма «Два богатыря».
Моя гипотеза: смогу ли я одновременно выступить в роли сценариста, режиссера, фотографа, художника, музыканта.
Задачи, которые необходимо решить в процессе работы:
Познакомиться с народными сказками чувашского и русского народа.
Изучить сходства и различия героев-богатырей в чувашских и русских сказках.
Используя практические навыки лепки из пластилина смоделировать различные фигурки богатырей.
Написать сценарий и воплотить его в диафильме, где в качестве героев выступают богатыри, слепленные своими руками.
В ходе работы над проектом были использованы различные приемы и методы:
изучение научной литературы и информации сети Интернет; знакомство с особенностями внешнего вида и строения доисторических животных;
написания сценария сказки «Два богатыря»;
подбор необходимых материалов, лепка фигурок богатырей и рисование фоновых рисунков;
постановка мизансцен и их фотографирование;
создание презентации в программе Microsoft PowerPoint, Windows Media Player; наложение звукового ряда;
подбор музыкальных произведений и их исполнение на флейте во время показа.
Актуальность темы состоит в том, что в работе рассматриваются сказки русского и чувашского народа в плане сопоставления характеристики, что важно для понимания сохранения национальных традиций, о чем подчеркивает Президент РФ В.В.Путин в своих ежегодных майских указах.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его можно использовать как пример воплощения фантазии, используя свои знания, художественные навыки и музыкальные увлечения.
Что такое народные сказки
Сказки — это один из основных жанров фольклора. Это — эпические, преимущественно прозаические произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
В фольклоре народов мира сказки являются самым удивительным созданием. Их начало затерялось во мраке первобытных времен. Достоверная писаная история уже застала сказку у всех народов в стадии полного развития поэтического вымысла. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас памятники древней письменности индийцев, египтян, китайцев.
Сказке было тесно в манускриптах, ее настоящая жизнь была в устах народа, в не скованном творчестве рассказчиков, но и творчество сказочников держится своих правил.
Национальное и народное варьирование вместе с тем демонстрирует единство: все народы мира единодушны в том, что считать истиной и неправдой, справедливостью и обманом, преступлением и наказанием, геройством и трусостью, что считать достоинством человека, а что — низостью.
Сказки народов мира во всех разновидностях составляют бесценную сокровищницу культуры человечества. Это искусство создано в веках на исторических путях народов в борьбе за жизнь и счастье. Изящество поэтических форм, ясность сказочного стиля и его простота отмечены безупречным вкусом творцов этой великой художественной культуры. Свое восхищение сказкой свидетельствовали самые взыскательные, самые тонкие художники мира.
Народные сказки, наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Хауфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Различие и сходство сказок разных народов мира
Не всякая выдумка становилась сказкой. По традиции от поколений к поколениям передавалось только то, что заключало в себе важное для людей. Сказочники выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок у каждого народа.
Но у народов существует и общее, что делает их жизнь похожей. Всюду простые люди работают, строят жилища, чтобы укрыться от холода, дождей, борются с теми, кто посягает на их покой, любят и растят детей, передают им свои знания, смеются над очевидной глупостью, мечтают о лучшей доле. Много еще найдется общего у народов, хотя одни из них живут под палящим солнцем, а другие — в холодных снегах или высоко в горах, в низменных долинах рек.
В общественном устройстве у народов тоже много сходного в установлениях, законах, каким бы своеобразным ни был общий уклад их жизни. Изо всего этого возникает сходство сказок в идеях, в вымысле.
Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
Чувашские сказки, как и сказки других народов, имеют различные виды: волшебные, бытовые, сказки о животных. В чувашских волшебных сказках, таких как «Юман-батыр», «Иван-батыр», «Эдикан и Удикан», «Улып-Великан», богатыри борются со страшными чудовищами. Обычно герою в этой борьбе помогают чудесные вещи, помощники. Так, герой сказки «Тесто – богатырь» возвращает людям отобранную у них змеем-драконом воду. В сказке «Эдикан и Удикан» один из героев выводит томящихся под игом морского змея в подводной неволе людей на сушу, помогает им вернуться на родную землю. В чувашских волшебных сказках особенно отмечается красота, смелость, ум героев. Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.
Основные ценности, которыми насквозь пропитаны сказки и прочие проявления народной мудрости — это духовность, нравственность, любовь и уважение к другим. Они воспитывали молодое поколение: почитайте отца и мать, уважайте старших, любите родных и близких и не разлучайтесь с ними. А главное — любите землю-кормилицу, относитесь к ней бережно. Природа — çутçанталӑк — вообще занимает центральное положение в устном народном творчестве, а человек — лишь ее часть.
И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине. И всегда любили праздники.
Русские народные сказки воспитали не одно поколение детей, так как всегда отличались не просто интересным, но в первую очередь поучительным содержанием. Под эти сказки каждый вечер засыпали наши родители, бабушки и дедушки. Эти произведения и сегодня остаются такими же актуальными.
Образ богатыря в народном понимании.
Русский богатырь.
Богатыри - сильные, мужественные, смелые люди. Они защищают свою родную землю. Богатырь с древнерусского означает «храбр».
Есть две группы богатырей: Богатыри Старшие и Младшие. Святогор, Илья Муромец, Микула, Добрыня Никитич, Сухман, Алеша Попович. В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, любовью к родной земле, богатыри отстаивают честь своей Родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них —Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью Родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность характерны для Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович, смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям. Первое место среди богатырей по популярности занимает Илья Муромец. Ему посвящен целый цикл былин, среди которых можно назвать такие как «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец самый сильный и мощный из всех русских богатырей. Смысл его жизни —служение народу, защита Отчизны. Именно в патриотизме, а не в силе и мощи, заключается подлинное величие богатыря. Разбойничество являлось серьезным злом в социальной жизни Древней Руси, нанося немалый ущерб народу. Выступив против разбойничества, освободив свой народ от страшного Соловья-разбойника, Илья Муромец совершает выдающийся богатырский подвиг. Для былин характерны гиперболы —преувеличения, помогающие ярче показать героев и их подвиги. Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатыри едят и пьют, как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами « не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Богатырский конь Ильи скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «чёрному ворону в день не облететь». Конечно, такого не может быть. Илья Муромец изображен в картинах: В. Васнецов «Богатыри», В.Васнецов «Богатырский скок».
Чувашский богатырь
Улып (чуваш. Улӑп) — исполин, богатырь, фольклорный персонаж. Восходит к общетюркскому герою Алп (Алып). По чувашским народным преданиям и сказкам, у Улыпа есть мать, которая прекрасно владеет луком. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы (чуваш. Улӑп тӑпри). Чувашские сказания об Улыпе впервые были записаны К. Мильковичем в 1784 году. В XIX веке их записывали М. Ф. Фёдоров, Г. Т. Тимофеев и другие. В XX веке особенно большой вклад в этом деле внёс Хв. Сюин, который к 1990 годам, на основе подобных, собранных им самим и другими людьми, сказаний, создал самостоятельное оригинальное произведение — эпос «Улып». Следует особо отметить, что сказания о человекоподобных великанах были и у исторических предков чувашей — волжских болгар.
Впоследствии чуваши в своих преданиях и мифах улу-батыра (Улыпа) наделили неимоверным ростом и необычайной силой. Он выполнял в их мировоззрениях роль покровителя и защитника народа. Причиной большой силы Улыпа была передача божественной силы мальчику.
От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей герои совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.
Таким образом, предсказание богов сбылось, «печали и трудности» обрушились на Улыпа и его народ. Известно, что чувашский народ вынес много «печалей и трудностей» за свою трёхтысячелетнюю историю.
Для чувашского народа (болгаро-сувар) Улып был сверхчеловеком, задачей которого была защита в условиях Вызова. Действие Улыпа – ответ на внешний вызов. Мы знаем, что в большинстве всех стихов центральный сюжет в древнечувашской мифологии – сопротивление иноземному порабощению.
Чувашский писатель и переводчик «Улыпа» на русский язык Аристарх Дмитриев в одном из интервью сказал: «…Меня поражало, когда корпел над переводом, откуда у чувашского народа была такая необычная мечта, что он обязательно должен побывать на небе у солнца? Ведь это же сегодняшняя мечта о космосе, которая осуществилась благодаря легендарному «соколу» Андрияну Григорьевичу Николаеву. Наш Улып Андриян принёс рассвет, который в сказаниях украли тёмные силы».
Заключение
Изучив и прочитав большое количество русских и чувашских сказок о богатырях, было выявлено следующее:
1. Признаки тождественности сказок чувашей и русских. Оба народа через сказки выражали мудрость своих народов, их стремления и мечты.
2. У каждого народа свой богатырь. Сопоставив образы богатырей, русских и чувашских народных сказок, я пришла к выводу, что именно в лице богатырей народ описывает свои идеалы. Он - образ собирательный, воплотил в себя мечту об идеальном человеке, заступнике народа.
3. Каждый богатырь в своей истории - герой. Богатыри имеют одни и те же черты характера, похожий внешний вид, цели в жизни одинаковые. Помощники и враги одни и те же.
4. Многие чувашские сказки эквивалентны русским, что объясняется сходными условиями жизни трудового народа и культурным взаимовлиянием.
Мы видим веру народа в мистику, так как, в основном, богатыри борются с несуществующими в реальности силами. Но у каждого народа своя история становления богатыря. Я уверена, что тема моего исследования очень важна для любого поколения, потому что мы должны знать наше прошлое, великие подвиги нашего народа, наших героев. Они – пример отваги и доблести, гордость нашей земли и воспитывают в нас национальный дух.
Как мы делали сюжетный мультфильм.
Идея мультфильма пришла не сразу. Сначала я просто лепила из пластилина. Вдохновившись сказками о мифических героях, я решила создать своих богатырей и дать продолжение своим рисункам и работам. Я настолько увлеклась, что истратила 5 пачек пластилина. В итоге у меня получилось 2 богатыря и 5 разных динозавров, я даже и не ожидала, что так получится. Они получились настолько все разные и красивые. Я решила дать продолжение развитию темы богатырей, не только чтобы они стояли на полке, как сувенир, а чтобы они разговаривали и умели донести нравственные смысл для зрителя.
Я придумала сказку о дружбе со счастливым концом. Друг всегда помогает в трудную минуту и не дает отчаивается.
Сценарий сказки написан. Но чтобы сделать мультфильм, нужны фоновые картинки. Картинки я нарисовала сама. Какаието рисунки у меня уже были, я занимаюсь в творческой студии мы очень много рисуем и лепим разными техниками. Сюжетом была выбрана природа по описаниям из книг, которые я прочитала, собирая информацию о богатырях.
Далее, вооружившись фотоаппаратом, методом подстановки к фону картинки фигурки динозавров и богатырей, делала несколько снимков. Таким образом, у меня получилось более 100 снимков. Отобрав подходящие, я привела их в хронологическую последовательность для непосредственного сюжетного соединения.
Озвучить мультфильм мне помогла мама, а я сыграла на флейте свои любимые классическое произведение, как фоновое сопровождение. Больше всего мне во время создания мультфильма понравилось то, что эта творческая, совместная с родителями работа. Ничто так не сближает, как совместный труд.
Вот такая сказка у меня получилась.
Сказка «Два Богатыря»
По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда на земле шумели сплошные дремучие леса, в которых водились невиданной красоты животные и птицы. В одной деревне на берегу реки жили два богатыря: русский богатырь Илья и чувашский богатырь Улып. Оба огромного роста, силы, красоты, с огромным желанием помогать и делать добрые дела.
Недалеко в горах от той деревни жили злые драконы, они часто нападали на жителей деревни, отнимали скот и урожай. Богатыри решили объединить свои силы и сразится с драконом.
Пещера находилась за рекой в глухом лесу. Илья сразу хотел вступиться в бой, но Улып не согласился.
-Надо сначала закрыть пещеру, где живет самый главный дракон, – сказал Улып.
-Хорошо! Тогда собираемся в путь! – сказал Илья.
Богатыри отправились в путь. На пути им встретился страшный тролль, Улып достал меч и отрубил ему голову. Наконец, богатыри добрались до пещеры, возле пещеры они увидели большой камень. Илья и Улып вместе подвинули камень и закрыли пещеру, в это время все драконы спали в ней.
По дороге домой богатыри размышляли, почему они так быстро расправились с драконами? И порешили, что вместе они - сила. Русский дух и чувашский патриотизм - непобедимая сила.
Сказке конец, а кто слушал молодец!
Выводы
По результатам проделанной работы были сделаны следующие выводы:
цель и задачи проекта реализованы;
гипотеза полностью подтверждена;
глубокое изучение сказок чувашского и русского народов, знакомство с особенностями внешнего вида богатырей позволило более точно понять, охарактеризовать исследуемый предмет и создать интересный сюжетный материал;
написание сценария и создание диафильма - процесс очень увлекательный и творческий; при желании каждый может создать подобный диафильм, используя свои знания, умения и навыки.
Практическое значение нашей работы в том, что её можно будет использовать на уроках внеклассного чтения, а также художественные навыки, музыкальные увлечения могут быть использованы как инструмент воплощения фантазии.
Список литературы
1. «Былины: книга для внеклассного чтения». Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985 г.
2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.
3. Былины в пересказе для детей И. Карнауховой «Русские Богатыри» Санкт-Петербург ЗАО ТИД Амфора, 2013г.
4. Вопросы жанровой классификации чувашского фольклора Родионов В.Г. изд-во Чуваш. Ун-та, 2006г.
5. История создания чувашского эпоса Сафронова И.В. Редмер, 2009г.
6. Чувашские сказания об Улыпе Одюков И.И. 2008г.
7. Чувашские сказки перевод С.Г.Григорьева 1971г. Москва
8. Чувашские народные легенды, предания, сказки и потешные рассказы «Красавица Тайслу» г.Чебоксары Чувашское из-во 2006г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.byliny.ru/
2. http://audioskazki.net/topics/tales_of_world/byliny
3. http://onlinemultfilmy.ru/pro-bogatyrej/