Введение
На протяжении всего повествования в фонвизинской комедии реализуется проблема крепостного права. Несомненно, данная проблема для современного общества не актуальна, однако сейчас есть своеобразное деление людей на богатых и бедных. Богатые люди часто не уважают тех, кто находится ниже них по социальной лестнице, пользуются их трудом и позволяют себе оскорблять и унижать их, как это делали Простаковы и Скотинин по отношению к крепостным.
Цель проекта: выяснить, насколько верно распространенное среди молодежи мнение о том, что книги, написанные более 200 лет назад уже не стоит читать, так как они давно устарели.
Задачи проекта:
Изучить историю создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»;
Выявить основные проблемы, затронутые в комедии;
Познакомиться с мнением современников автора о комедии;
Выяснить, какие проблемы семейного воспитания возникают в наше время;
Исследовать на примере учащихся 7 класса восприятие комедии;
Сделать выводы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу
Методы исследования : эмпирический, анкетирование, опрос, погружение в образы.
Предмет исследования: комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Объект исследования :восприятие учащимися 7 класса комедии «Недоросль»
Гипотеза: Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела.
Актуальность
Фонвизинская комедия актуальна в плане освещения проблемы воспитания. Драматург наглядно показал, что родительское воспитание занимает в жизни ребенка важное, определяющее место. Невежественное воспитание Простаковыми стало причиной становления невежественной личности Митрофанушки. Надлежащее воспитание Софьи способствовало тому, что она выросла умной, образованной и нравственной. Д.И. Фонвизин еще в 18 веке показал, что личность ребенка зависит от родительского воспитания, и об этом не следует забывать в современности. Это важно помнить уже во взрослом возрасте, когда человеку предстоит воспитывать собственных детей.
Актуальна также проблема чрезмерной родительской любви. Госпожа Простакова безумно любит своего сына, души в нем не чает, соглашается со всем, что он говорит. Д.И. Фонвизин показал, к чему приводит слепая любовь родителей. Дети становятся ленивыми, эгоистичными и равнодушными ко всему, что их не касается. Митрофанушка вырос жестоким и эгоистичным, потому что госпожа Простакова поддерживала все его желания и прихоти. О результатах такой материнской любви нужно помнить и в современности, ведь часто родители не хотят утруждать своего ребенка и всячески потворствуют его лени и несамостоятельности, не понимая, во что это выльется в дальнейшем.(1)
История создания
Замысел новой комедии появился в 1778 г., когда Фонвизин вернулся из Франции. Произведение получило название «Недоросль», основной же проблемой стала проблема просвещения в России. На примере семьи Простаковых Фонвизин показывает «злонравия достойные плоды». Вопросы воспитания и просвещения он связывает с крепостничеством, которые считал самым страшным социальным злом.
В 1781 г. комедия была написана и началась подготовка ее постановки на сцене. Фонвизин выступает не только как автор, но и как режиссер. Он принимает непосредственное участие в подборе актеров. Он считает, что положительных героев должны играть сильные, талантливейшие актеры. Придворные выказали открыто неприязненное отношение к постановке комедии, премьера всячески затягивалась. 24 сентября 1782 г. в деревянном театре на Царицыном лугу спектакль состоялся. Публика восторженно встретила постановку. Это был триумф идей русского Просвещения. Комедия остается актуальной и в наши дни. (2)
Основные проблемы, затронутые в комедии «Недоросль»
Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.
Проблема воспитания и невежества
На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности. Она поощряет то, что является отрицательными качествами. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы «не неволил» ребенка, и она совсем не понимает, что так невозможно ничему научить.
Проблемные вопросы воспитания крылись в социализации. Ведь воспитание – фактор, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Как может мать воспитать порядочного сына, если невежество и деспотизм для нее самой – норма?
Проблема нравственного упадка
Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросле». Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься – вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге – поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.
Противопоставление проблемам
Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию. Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.
Получается, что все персонажи комедии делятся на тех, кто является выражением пороков и проблем, и тех, кто становится показателем лучших качеств и способен эти проблемы решать, работать над ними и противостоять страшным жизненным явлениям.
Мнение современников о комедии
А. С. Пушкин:
"«Недоросль» ... единственный памятник народной сатиры, "Недоросль", которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор..." (А. С. Пушкин, статья "Опровержение на критики")
Н. В. Гоголь:
"Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России... <...> Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души... " (Н. В. Гоголь, "Выбранные места из переписки с друзьями")
Вывод : комедия «Недоросль» актуальна до сих пор, потому что она учит тому, что нужно по-доброму относиться абсолютно к каждому человеку, не важно, какое положение в обществе он занимает и какими денежными средствами он обладает. Уважение всех людей, доброе отношение к окружающим – авторские мысли, актуальные во все времена.
Проблемы воспитания в современной семье
Изучив историю создания комедии, основные проблемы и взглады современников, мы решили выяснить, есть ли общее между воспитанием во времена Д.И.Фонвизина и воспитанием в наше время.
Воспитание детей начинается с самого раннего возраста.
Еще с пелёнок они начинают впитывать порядочность, заботу о близких, доброту, честность.
Не даром предки поговаривали, что воспитание начинается тогда, когда ребенок помещается поперек лавки.
Каждый родитель стремится воспитать свое чадо хорошим и порядочным человеком.
Сейчас всем родителям доступны различные методики воспитания, об этом написано много литературы, опыт прошлых поколений, а также педагоги и нянечки.
Это все здорово, но не стоит забывать, что самым главным воспитателем являются родители.
У каждого родителя свой подход к воспитанию ребенка, поэтому заострим внимание на самых важных моментах.
Метод кнута и пряника один из самых известных и часто применяемых.
Но встаёт вопрос как же не переборщить с той или иной формой.
Многие родители меняют местами период, когда ребенку нужна только ласка и период, когда необходимо быть немного строже к ребенку.
Маленькому ребенку просто необходимо дарить и ласку и применять строгость, главное и то и другое в разумных приделах.
Когда малыш начнет подрастать, стоит принимать во внимание и его желания, мнение и интересы, уважая его собственное «Я»
Не стоит подавлять мнение ребенка и решать абсолютно все за него уже к детсадовскому периоду.
Таким образом, родители начинают развивать ребенка как личность, которая способна принимать собственные решения.
В противном случае родители рискуют столкнуться с сопротивлением и непринятием ребенком обстоятельств, которые создают родители своим давлением.
Примерно в два года ребенок уже начинает осознавать свои поступки. Ни в коем случае не стоит применять силовой метод наказания. ,
Подзатыльниками и криком родители приносят огромный вред ребенку.
А добрый невинный малыш начинает копировать такое поведение родителей и развивать злость и жестокость в себе.
Терпение и только терпение становится соратником родителей.
Стоит его отправить подумать за стол или в комнату, чтобы он успокоился, и в разговоре выяснить, что именно хотел сделать ребенок, объясняя, что так поступать нельзя.
Вместо того чтобы ставить в угол или применять ремень, изолируйте ребенка от игр и развлечений, психологи и педагоги уверяют, что это подействует на ребенка гораздо лучше.
Так же важно помнить, что ребенок не должен бояться родителей, а наоборот должен уважать и что не менее важно, доверять.
Не стоит применять к детям угрозы
И тогда связь между родителями и детьми только будет укрепляться, а ребенок будет сильнее любить.
Дети плохо воспринимают критику, и когда взрослый начинает открыто, да еще и прилюдно критиковать ребенка, тот чувствует себя униженным, что сказывается на его самооценке.
Родитель - профессия ответственная, и тут главное понять, что можно сделать
Но не стоит бояться давать проявить детям самостоятельность.
Также дети копируют поведение взрослых, и тут своим позитивным примером родитель способен воспитать хорошие качества.
Всегда и во всем соблюдать последовательность не просто.
Но необходимо стараться, для того чтобы контакт с ребенком приносил пользу.
Тогда дети смогут понимать, что происходит вокруг них.
Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что, то каким он станет, зависит только от родителей и методов, которыми они воспитывают своих детей.
В любом случае главное, воспитывая любить ребёнка, при этом взвешивая каждое свое решение и поступок, понимая каким вы его хотите видеть в будущем.
Вывод
Таким образом, произведение, которому уже несколько столетий, заставляет современных людей задуматься, потому что те проблемы, которые поднял в комедии Д.И. Фонвизин, и те мысли, которые он высказал, актуальны до сих пор и будут актуальны еще долгое время. Основной посыл комедии, связанный с воспитанием подрастающего поколения в том, что именно в семье начинается воспитание, и каждый родитель должен помнить, что ребёнок учится жить, глядя на то, какой пример подают ему родители. И только потом к воспитанию подключается школа.
Практическая часть
Мы решили выяснить, как воспринимается комедия современными школьниками. Действительно ли она не представляет интерес для них, так как написана более 200 лет назад.
После прочтения комедии на уроках, мы провели опрос:
1)Что заставило вас смеяться?
Наиболее частыми стали следующие ответы:
К Митрофану приходят учителя Цыфиркин, Кутейкин, Вральман. Цыфиркин задает ему задачу, в которой по дороге шли Митрофан, Цыфиркин и Сидорыч, нашли они триста рублей. Вопрос в том, как разделить деньги на троих. Г-жа Простакова решила быстрее Митрофана: все деньги нужно взять Митрофану. Она решила, что такие уроки сыну не нужны: будут деньги и так сосчитают. Остальные уроки проходят так же.
«Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
2)Что заставило задуматься?
Оказалось, что ребятам запомнились афоризмы Стародума:
«Без знатных дел знатное состояние ничто «Начинаются чины, - перестает искренность»
«В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову»
«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»
Исследования восприятия учащимися комедии
Провели инсценированные представления полюбившихся эпизодов(см приложение Рис1, Рис 2
Выразительно читали отрывки из комедии (Рис.3)
3. Провели анкетирование:
1)Показалось ли вам комедия устаревшей?
2)С какими тезисами вы бы согласились сегодня?
3)Какие выводы по воспитанию детей вы сделали?
Результаты анкетирования
1)Показалось ли вам комедия устаревшей?
На этот вопрос 24 человек из 27 ответили отрицательно.
2)С какими тезисами вы бы согласились сегодня?
Человек должен стремиться к знаниям, а не к богатству.
Человек должен иметь душу, чтобы не быть таким как Скотинин и Простакова
3)Какие выводы по воспитанию детей вы сделали?
Воспитание начинается в семье;
Нужно стараться воспитывать детей честными, добросовестными, отзывчивыми людьми
Образование нужно не для того, чтобы получить звание или деньги, а для того, чтобы быть настоящим человеком.
Вывод: изучение комедии на уроках литературы стало увлекательным путешествием в прошлое, комедия воспринимается современными школьниками как интересное, поучительное произведение.
Заключение
Проводя наше исследование, мы изучили историю создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»; выявили основные проблемы, затронутые в комедии; познакомились с мнением современников автора о комедии; выяснили, какие проблемы семейного воспитания возникают в наше время; исследовали на примере учащихся 7 класса восприятие комедии.
Вывод : Д.И. Фонвизин особое внимание уделил проблеме образования. В современном обществе от молодого поколения часто можно услышать о том, что получать образование не нужно, так как оно не дает особых знаний и опыта. Но в комедии «Недоросль» показано, к чему приводит отсутствие у человека элементарных знаний об окружающем мире и таких базовых умений, как читать, писать и считать. Получение образования важно как для конкретного человека и его развития, так и для развития всего общества. Причем важно не просто формально получить образование, но и приобрести знания, которые помогут в реальной жизни.
Гипотеза : «Если комедия написана в XVIII веке, то она не может быть интересна современным школьникам, так как устарела» НЕ ПОДТВЕРДИЛАСЬ
Список использованной литературы
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura
https://obrazovaka.ru/question/istoriya-sozdaniya-komedii-nedorosl-kratko-83020
https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/problema-komedii-problemnye-voprosy.html
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.literaturus.ru%2F2016%2F06%2Fkritika-nedorosl-fonvizin.html&cc_key
https://works.doklad.ru/view/X8QdRNAMwVQ.html
Приложение
Рис.1 Рис 2
Рис.3