...Заговоры, а с ними вся область
народной магии и обрядности,
оказались тою рудою,
где блещет золото
неподдельной поэзии...
Александр Блок
Введение
Все люди во все времена хотели быть здоровыми, счастливыми и удачливыми. Для этого люди не только учились, работали, верили и молились богам, но и прибегали к магии.
Идут века, года, но люди продолжают использовать элементы магии для привлечения в свою жизнь здоровья, счастья и удачи.
Одним из инструментов магии, который помогает привлечь в жизнь человека здоровье, счастье, любовь и удачу является заговор.
В одной из книг я прочла, что заговоры относятся к жанру русского народного творчества на ряду с пословицами и поговорками, сказками и частушками.
Мне стало интересно, что такое заговор, как он строится, из каких элементов он состоит и почему использование заговора может улучшить жизнь человека.
Моя работа направлена не на популяризацию магии, она направлена на понимание того, что заговор – это жанр русского народного творчества, это фольклор и изучать его можно на ряду со сказками, пословицами, поговорками, потешками, частушками и т.д.
1. Выбор темы исследования:
Среди всех жанров и видов русского народного творчества заговоры занимают особое место, потому что именно они помогают человеку в трудных жизненных ситуациях, могут избавить от болезней, привлечь в жизнь человека здоровье, счастье и удачу. В заговорах отражены истинные желания народа. Я решила провести исследование, чтобы убедиться, что «заговоры – это инструмент магии и источник знаний о языке и народе».
2. Актуальность выбранной темы:
Данная тема актуальна, потому что желание людей быть здоровыми, счастливыми и удачливыми не меняется в течение многих веков. Здоровье, счастье, удачу можно обрести как благодаря образованию, правильному образу жизни, так и с помощью заговоров. Используя заговоры, люди настраивают себя на здоровье, благополучение, счастье, формируют в себе веру, уверенность, желание быть здоровым, удачливым и счастливым, и как следствие жизнь у них начинает налаживаться.
3. Цели проекта: изучить, что такое заговор и провести анализ элементов заговоров (заговорных текстов).
4. Задачи проекта:
– научиться самостоятельно искать необходимую информацию по заданной теме с использованием различных источников;
– рассмотреть классификации заговоров и сравнить их между собой;
– изучить структуру построения заговоров;
– провести сравнительный анализ разных структур построения заговоров;
– для наглядности на примерах разобрать структуру построения нескольких заговоров;
– изучить классификацию персонажей заговоров;
– провести анкетирование (опрос) среди учащихся 5 В класса;
– составить перечень актуальных заговоров на хорошую учебу.
5. Объект исследования: заговоры (заговорные тексты).
6. Предмет исследования: заговоры на различные темы и их использование в повседневной жизни.
7. Практическая значимость работы: материалы настоящей работы можно использовать во внеклассной работе и на уроках литературы, как дополнительный материал при изучении темы «Фольклор».
8. Методы исследования: изучение и анализ аудио - видео - и текстовых файлов по данной теме, анкетирование одноклассников, метод научного описания основанный на анализе элементов текста заговора.
Глава 1. Заговор – инструмент магии. Связь магии и заговоров
Что такое магия? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вначале дать определение этого термина.
В русский язык слово «магия», возможно, пришло от немецкого слова Маgiе, которое происходит из латинского magia и греческого Μαγεία [1], что переводится как «обряд».
Само это слово в греческий язык пришло из шумерского языка, где им обозначали жрецов. Смысл этого слова можно понимать как совершение некоторых действий с целью воздействия на высшие силы.
Вера в сверхъестественное характерна для религиозных, эзотерических и оккультных учений. Во всех этих учениях есть обрядность и, значит, их можно отнести к магии.
Таким образом, следуя из этих учений можно признать тот факт, что существует мир невидимый, Духовный Мир, противоположный миру обычному – вещественному и реальному. И можно сказать, что этот невидимый мир является истинным в том смысле, что он определяет мир вещественный, который развертывается и проявляется лишь как следствие этого невидимого Духовного Мира. На невидимый мир можно воздействовать, если знать его законы, которые подобны законам физического (вещественного) мира в том смысле, что они основаны на принципе «причина и следствия». Мир невидимый и мир физический (вещественный) являются связанными на основании закона причины и следствия, где причиной является Духовный Мир, а следствием – физический мир, так как он является порождением Мира Духовного.
Ключевым смыслом магии является обрядность, а смысл любого обряда составляет способность воздействовать на Духовный Мир и на существ, его населяющих. Без способности воздействовать, без веры в то, что такая возможность существует, никакой обряд невозможен. Обряд, как и магия в целом, не будет иметь совершенно никакого смысла, если мы отказываемся верить в существование Духовного Мира и его законов [2].
Обрядность существовала еще у древних египтян, персов, греков и так далее. Магия была популярной в высшем обществе, а в более низких кругах было распространено доступное народное колдовство [2].
К древним формам магии можно отнести шаманизм и магия древних славян. У древних славян были волхвы, которые занимались проведением религиозных и магических обрядов, гаданиями и предсказаниями. Даже до наших времен дошло наследие древних волхвов – это заговоры.
Заговор – один из видов заклинаний, который передавался, как правило, в устной форме и носил чисто утилитарный смысл. Например, существовали заговоры на исцеление, рост растений, удачную охоту и обильный урожай. И наоборот, существовали и существуют заговоры темного, колдовского толка, способные наслать болезни и различные беды, будь то неурожай или падеж скота. Это разделение на светлое и темное, на мир живых и мертвых называлось у волхвов «Явь и Навь» [2–4].
В настоящей работе хочется поговорить подробней о заговорах и их природе, так как именно заговоры широко как использовались в Древней Руси, так и продолжают использоваться в современной России.
В настоящее время ведутся исследования заговоров с точки зрения филологических наук, так как принято считать, что существуют заговорные традиции и что заговор – это один из жанров русского народного творчества и относится к элементам фольклора.
Серьезное исследование заговорной традиции началось только в последние годы, хотя интерес к заговору как особому типу текста проявился еще в XIX веке, в особенности в работах приверженцев мифологической школы. Последние использовали заговоры как материал для реконструкции мифов. Затем на какое то время исследования были оставлены и возобновились лишь во второй половине XX века [5].
Глава 2. Заговоры – жанр русского народного творчества
2.1 История развития заговоров
У русского народа, как и у других народов, есть устное народное творчество, в процессе реализации которого создаются фольклорные тексты. В устном народном творчестве часто присутствует обрядность и обрядовая деятельность.
В литературных источниках [6] всю обрядовую деятельность принято делить на две сферы. Бывает коллективная обрядность, в которую входят праздники и обряды годового цикла, семейные ритуалы. Бывает индивидуальная обрядовая практика – правила поведения и словесные формулы, основанные на религиозном мировоззрении, воспроизводимые отдельным человеком на протяжении жизни и передаваемые от старших к младшим [6]. В индивидуальной обрядовой практике используют заговоры и заклинания.
Моя работа посвящена исследованию заговоров как к жанру устного народного творчества. Согласно литературным источникам заговор относится к малым фольклорным жанрам.
Некоторые исследовали фольклора, такие как В.Н. Топоров, считают, что заговор – это либо особый фольклорный текст, либо разновидность ритуала и связывают заговоры с мифами и ритуалами. Другие исследователи относят заговоры к раннетрадиционному фольклору и также считают, что в их основе основе лежит мифическое мировосприятие, которое придает окружающему миру сокровенный смысл. С мифами заговоры сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам. В.П. Аникин также отмечает, что заговор сложился еще в докиевскую пору. В этот период происходила замена языческой мировоззренческой системы понятий и представлений новой, христианской [7].
Самые древние заговоры были короткими, так как колдовство могло вообще не сопровождаться словом, а состоять исключительно из одних действий. Но чуть позже при переходе от язычества к христианству возрастает роль слова, утрачиваются магические действия, а структура самого заговора усложняется.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф. Познанского «Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул» (1995).
Фольклорный и этнографический материал, собранный исследователем фольклора к началу ХХ века показывает, что и в XVIII, и в XIX и даже в начале XX века заговоры имели широчайшее распространение не только в сельской, но и в городской местности [8].
В.П. Аникин определяет заговор как «традиционную ритмически организованную формулу, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей» [7]. Заговор обладает силой воздействия на людей и окружающую среду.
Т.В. Зуева и Б.П.Кирдан в учебнике «Русский фольклор» определяют жанр заговора как произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат [5].
Из определений что такое заговор можно вывести следующие характерные черты для заговора: воздействие на окружающий мир; магический характер; направленность на достижение цели, результата.
Важным признаком заговора является вера в магическую силу слова.
2.2 Классификация заговоров
Изначально все заговоры делят на две группы «белые» и «черные» заговоры. «Белые» заговоры направлены на добрые дела, а «черные» заговоры направлены на злые дела и имеют цель нанести кому-то урон.
В литературных источниках я нашла два вида классификации «белых» заговоров, которые очень схожи между собой. Сравнение данных классификаций представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение классификаций «белых» заговоров
Классификация заговоров по Т.В. Зуевой и Б.П. Кирдан [5] |
Классификация заговоров по С.М. Толстой [8] |
хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю…) |
хозяйственные (обеспечивающие урожай, здоровье скота, молочность коров и т.д.) |
– |
промысловые (способствующие успешной охоте, рыбной ловле, пчеловодству и т.д.) |
лечебные |
лечебные (от зубной боли, кровотечения, укуса змеи и т.д.) |
любовные (присушки или отсушки) |
любовные |
социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне…) |
заговоры, регулирующие общественные отношения |
– |
заговоры, защищающие от стихийных бедствий и демонов |
Авторы выделяют четыре группы заговоров |
Автор выделяет шесть групп заговоров |
В настоящее время современные исследователи заговора считают, что тексты заговора можно отнести к текстам, в которых главной функцией языка является магическая. То есть язык заговора может подсознательно воздействовать на душевное состояние и поведение человека или общества.
2.3 Построение и структура заговоров
В литературных источниках мне удалось найти несколько разных структур построения заговоров.
1.Структура из учебника «Русское устное народное творчество» авторов Кравцова Н.И. и Лазутина С.Г. [8]. Наиболее древняя конструкция построения заговора: I часть (Описание заговорного обряда)+ II часть (Заговорная формула и «закрепа»).
Рассмотрим примеры заговоров, которые построены по такой структуре.
Заговор на благополучие дома «Когда молния сверкнет, надо сказать: «Господи, Боже мой, пронеси тучку грозную на темные леса, на пустые места, где люди не ходят, где скот не бродит».
В данном заговоре I часть описание заговора – «Когда молния сверкнет, надо сказать...», а II часть заговорная формула – «Господи, Боже мой, пронеси тучку грозную на темные леса, на пустые места, где люди не ходят, где скот не бродит» и «закрепа» – «Аминь».
Заговор на печение хлеба и приготовление еды «В печь пироги сажаю, скажу: «Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми. Аминь, аминь, аминь».
В данном заговоре I часть описание заговора – «В печь пироги сажаю, скажу...», а II часть заговорная формула – «Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми» и «закрепа» – «Аминь, аминь, аминь».
2.Структура заговора, предложенная А.В. Юдиным [8] представлена в таблице 2.
Часто такую структуру имели любовные заговоры.
Таблица 2 – Структура заговора по А.В. Юдину
Составная часть заговора |
Пояснение |
Пример |
1.Молитвенное вступление (может не быть) |
Обычно это христианская молитва |
Молитва «Отче наш» |
2. Зачин |
Это часть текста повествовательного характера, которая рассказывает о входе субъекта в мир магических сил |
Стану, благословясь, иду, перекрестясь, из избы дверьми в чисто поле за воротами |
3.Эпическая часть |
Это описание действий в центре магического мира. Представляет собой текст нарративного характера, который повествует о том, что и кто находится в центре сакрального пространства заговора. В эпической части заговор присутствует ряд повторяющихся, хотя и варьирующихся мотивов |
В этой церкви стоит стол-престол, на столе, на престоле стоит золотое блюдо, из этого золотого блюда умьюся, вся я алыми цветами усажуся, белорозовый цвет, пристань к моему лицу… |
4.Заклинание (пожелание) |
Текст нарративного характера, который заклинает персонажа, то есть принуждает его к исполнению воли субъекта. То есть все предыдущие части – лишь подготовка к выражению требования |
Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в черные брови, в ясные очи, ретивое сердце, черную печень, алую кровь |
5.Закрепка (концовка) |
Текст нарративного характера, магически закрепляющий действие всего предыдущего текста и нейтрализующий допущенные в нем возможные ошибки. Чаще всего это краткая формула |
Моим словам – ключ и замок |
6.Молитвенное завершение или «зааминивание» (может не быть) |
аналогично вступлению, но является еще более факультативным элементом. Иногда оно сводится к одному слову |
Молитва «Отче наш» или просто «аминь» |
Далеко не вовсех заговорах присутствует молитвенное вступление и молитвенное завершение. Их обычно используют люди, которые только начинают работать с заговорами, для того, что бы призвать дополнительную помощь и поддержку от Бога.
Рассмотрим пример заговора, который построен по такой структуре.
Заговор на любовь «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону. Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы – железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу: – Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать – не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно! Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море».
В данном заговоре:
Молитвенное вступление – отсутствует;
Зачин – «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону...»;
Эпическая часть – «...Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы – железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу...»;
Заклинание (пожелание) – «...Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать – не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно!...»;
Закрепка (концовка) – «Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море»;
Молитвенное завершение или «зааминивание» – отсутствует.
Если сопоставить между собой эти две структуры построения заговора, то можно сказать, что более древние заговоры были проще и что для заговоров характерна шаблонность. Н.Ф. Познанский отмечает, что шаблонность заговора – это его неотъемлемая часть, которая не встречается больше ни в одном из видов словесности. Шаблонность построения заговора была продиктована тем, что для того, чтобы заклятие достигало своей цели, необходимо было точное, верное знание его формул, а если определенные формулы забыты, то такой текст не имеет силы [8].
Но мир не стоит на месте, все течет и все меняется, изменилась и традиционная структура заговора. Более современная структура заговора представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Современная структура заговора
Составная часть заговора |
Пояснение |
1. Зачин |
Описание подготовительных действий перед началом акта заговора |
2. Обращение к неким силам |
Обращение к силам, которые помогают в осуществлении магического действия |
3. Эпическая часть |
Описание действий того, кто заговор произносит |
4. Пожелание |
Описание просьбы лица, который произносит заговор |
5. Закрепка |
Концовка, в которой закрепляется эффект произнесенного заговора |
6. Молитвенное завершение (может не быть) |
Молитва «Отче наш» или просто «аминь» |
В настоящее время также составляются заговоры. Самыми современными заговорами можно назвать заговоры Ведьмы Алёны Полынь [9], которые представлены в книге «Книга силы Алёны Полынь».
Структура этих заговоров очень схожа со структурой древних заговоров.
Рассмотрим пример.
Заговор на хлеб «Возьмите хлеб белый, и пусть муж на хлеб скажет: «Как люди хлеб любят, и покупать его всегда будут, как без хлеба булочной не бывает, так меня начальство любит и везде меня ставит. Истинно!» Затем хлеб нужно раздать на бутербродах хоть кому-то, угостить,значит. Идеально получится, если на работу взять и во время обеда со всеми покушать» [9].
В данном заговоре слова «Возьмите хлеб белый, и пусть муж на хлеб скажет..» можно отнести к описательной части заговора.
Слова «Как люди хлеб любят, и покупать его всегда будут, как без хлеба булочной не бывает, так меня начальство любит и везде меня ставит...» можно отнести к заговорной формуле, слово «Истинно!» – это «закрепа».
Слова «Затем хлеб нужно раздать на бутербродах хоть кому-то, угостить,значит. Идеально получится, если на работу взять и во время обеда со всеми покушать» также можно отнести к описательной части заговора.
То есть получается, что в современной заговоре есть описательная часть, заговорная формула, «закрепа» и снова описательная часть. Такая структура заговора роднит его со структурой древнего заговора.
2.4 Классификация персонажей заговоров
Заговоры – это фольклорные тексты, поэтому для них характерны определенные элементы, например, персонажи.
В настоящее время можно выделить семь основных групп персонажей заговоров [8]:
– универсальные персонажи (высшие, наиболее сакральные и могущественные фигуры христианского пантеон);
– помощники (пресвятая Богородица, святой херувим или природные явления: ветра, вихри, месяц, латырь-камень, заря, солнце, речушка, дым, или птицы, заяц, змея, человек, или сила могучая, чудища);
– защитники (целители);
– противники (ведьмы, колдуны, бесы и другие демонизированные и демонические существа, в том числе болезни);
– активно действующий субъект (Раба Божия (Божья), Раб Божий, местоимение 1 лица – Я);
– лицо, подвергающееся воздействию субъекта, или пассивный персонаж (ты, он, Раба Божия (Божья), Раб Божий, Имя собственное, молодец, суженый, ряженый, парень, мой милый, кровь моя, любовь моя);
– персонаж для сравнения (Человек: отец, мать, народ, род-племя, малый младенец, муж, маленьки ребятки, человек. Животное: заяц, сокол, соболь, корова, теленок, рыба, голубь, голубка, касатка, червь, щур, щука. Природное явление: солнце, свет, вода, берег, травинка, облака, дуб, вьюнок, заря. Неодушевленный предмет: столб, яйцо, полотенце, печка, стрела, мертвое тело).
В ходе моей работы я просмотрела более 200 заговорных текстов (заговоров) и пришла к выводу, что наиболее популярными заговорами являются заговоры на любовь и здоровье, поэтому самими распространенными персонажами являются персонажи, которые можно отнести к группе «Активно действующий субъект», к группе «Лицо, подвергающееся воздействию субъекта, или пассивный персонаж» и к группе «Персонаж для сравнения» [6, 8].
2.5 Язык заговора
Язык заговора – это особая разновидность языка фольклора, которая:
– соотносится в основных моментах с типовой ситуацией и задается этой ситуацией;
– выступает как одна из составляющих заговорно-заклинательного акта и соотносится с его акциональным и предметным планами;
– обладает специфическими лексическими средствами, с помощью которых заговор реализует функцию воздействия.
Заговорную лексику можно рассматривать с точки зрения отнесенности ее единиц к диалекту или литературному языку. То есть в самом заговоре могут присутствовать слова, которые являются диалектическими, такие словам можно найти в диалектических словарях или же слова, которые употребляются в обычном литературном языке [6]. Особое значение в заговоре играет цвет, то есть употребление цветовых прилагательных.
Я рассматривала заговоры, и мне удалость отметить в них использование следующих цветов.
Белый. Цвет связан с добрым, светлым, солнечным светом, с чем-то чистым, божественным. В заговорах часто употребляется со словами тело, лицо, руки, грудь, свет, камень, лебедь, береза, платок.
«Белая березка, кудреватая березка росла в чистом поле, широком раздолье. Всякий шел - ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды, ни людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб божий, не боялся ни ветреных переломов, ни людского оговора».
Чёрный. Цвет негативных сил и печальных событий, он ассоциируется с мраком и землей. В заговорах часто употребляется со словами брови, очи, печень, кровь, дым, медведь.
«Стану благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, на широкий двор, в чисто поле. В чистом поле помолюся, поклонюся. Есть двенадцать ветров, двенадцать вихорев, сильны, буйны, как сушите, крушите весной по поле, середи лета теплого ниву сжату, траву скошену, так же высушите, выкрушите моего суженого-ряженого черные брови, черные очи, кровь его горяча и сердце ретиво. Так бы не мог быть раб Божий без такой-то. Ни дня дневать, ни ночи спать, ни часа скоротать. Так бы была я, раба Божия, ему днем - на уме, ночью - во сне и на разуме. Аминь».
Красный. Цвет связан с такими сюжетами заговоров, которые изображают разрушение, уничтожение или может являться симловом красоты. В заговорах часто употребляется со словами кровь, солнышко, легкие, сердце, мясо, лицо, огонь, девица, молодец, красавица.
«Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны».
Алый. Цвет имеет значение красоты. В заговорах употребляется со словами губы, щеки, кровь.
«Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в Чѐрные брови, в ясные очи, ретивое сердце, Чѐрную печень, алую кровь..»
Синий. Цвет ассоциируется с небесным пространством и морем. В заговорах часто употребляется со словами море, небо, облако, ветер.
«Заря ты, зоренька, красная, ясная, утренняя - Дарья, вечерняя - Настасья, унеси бессонницу-полуношницу у рабы божьей (имя). Полуношница, полуношница, не декуйся над моим детём, а декуйся в синем море над серым камнем. Аминь».
Зеленый. Этот цвет в заговоре при описании мира природы как символ чего-то живого, растущего. В заговорах часто употребляется со словами лес, луг, дуб, сосны, трава.
«Вода водица, морская царица, Мыла-полоскала пеньё, кореньё, Луга зелены, травы шелковы, Так же смой, сполощи с раба Божьего младенечка уроки, прикосы, переполохи». В воду наговорят и в байне этой водой моют.
Золотой. Золотой цвет является символом солнца, веры и божественности. В заговорах часто употребляется со словами церковь, блюдо, кручина, престол, игла, камень, булавка, щука, месяц.
«Стану я, благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чистое поле, в чистом поле стоит золотая церковь. В этой церкви стоит стол-престол, на столе, на престоле стоит золотое блюдо, из этого золотого блюда умоюся, вся я алыми цветами усажуся, белорозовый цвет, пристань к моему лицу».
Желтый. В заговорах имеет прямое «цветное» значение. В заговорах часто употребляется со словами песок, желчь, кость.
«По полям, по долам, по зеленым лугам и по желтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя рек). Как желтые пески пересыпаются, как быстрые реки переливаются, как с зеленой травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя рек) и исполох скатится с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого».
Серый. Нейтральный цвет, в заговорах употребляется со словами гусь, камень.
«В чистом поле летят серые гуси. Я спрошу: «Куда вы летите, серые гуси?» – «Летим мы каменны горы ломать, серого камня розжигать». – «Не ломайте каменны горы, не розжигайте серого камня».
Анализ цветовых характеристик дает понять, что заговорах встречается девять основных цветов. Каждый цвет имеет определенную символику и интересные особенности употребления.
Использование «цветовых» прилагательных в заговорах можно отнести к атрибутивным сочетаниям, которые характерны и для других жанров фольклора. В заговорах цветовые определения имеют в основном дополнительные значения.
2.6. Результаты анкетирования
В ходе написания работы у меня возник вопрос: «А знают ли обучающиеся моего класса, что такое заговор?»
Для этого я решила провести анкетирование среди одноклассников. Я разработала анкету и провела анкетирование своих одноклассников. Результаты анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты анкетирования одноклассников
Вопрос |
Количество ответов |
|
Да |
Нет |
|
Знаете ли вы, что такое заговор? |
18 |
12 |
Напишите пример известного вам заговора |
0 |
30 |
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся моего класс не знают, что такое заговор. Из 30 опрошенных только 18 человек ответили утвердительно на вопрос «Знаете ли вы, что такое заговор?», при этом девять человек имели в виду то, что «заговор» – тайное соглашение о совместных действиях против кого-нибудь в политических и других целях и не рассматривали «заговор» как жанр русского народного творчества. Другие девять человек несмотря на то, что поняли смысл слова «заговор» правильно, примеров заговоров не привели.
Таким образом получается, что мои одноклассники не знают, что такое заговор как жанр русского народного творчества и не могут привести ни одного примера. Поэтому с целью расширить кругозор моих одноклассников, а также для того чтобы изучение заговорных текстов на дополнительных уроках литературы и во внеклассной работе было более творческим, я решила выбрать наиболее интересные для школьников заговорные тексты. Этими текстами являются заговоры на хорошую учебу. В ходе своей работы я собрала 15 заговоров на хорошую и ознакомила с ними одноклассников.
Заключение
Я изучила литературу и разные источники информации о заговорных текстах (заговорах). Всего мной изучено 13 источников информации и прочитано более 200 заговоров. В ходе моей работы я:
– рассмотрела классификации заговоров и сравнила их между собой;
– изучила структуру построения заговоров, провела сравнительный анализ разных структур построения заговоров, для наглядности на примерах разобрала структуру построения нескольких заговоров;
– изучила классификацию персонажей заговоров;
– рассмотрела значение цветовых прилагательных в заговоре;
– провела анкетирование среди одноклассников и обработала анкеты;
– составила перечень актуальных заговоров на хорошую учебу.
Итак, я могу смело утверждать, что заговорные тексты (заговоры) являются малым фольклорным жанром русского народного творчества и с годами начинают трансформироваться и устаревать. Изучение заговорных текстов (заговоров) – это приобщение к богатству культурных ценностей русского народов, выработанных человечеством на протяжении многих веков. В заговорах заключено желание простых людей быть счастливыми, здоровыми и удачливыми. Заговоры – это не только инструмент магии, но и элемент отражения веры людей в Мир невидимый.
Результаты моей работы можно использовать на дополнительных уроках литературы и на внеурочных мероприятиях при изучении темы «Фольклор».
Список использованных источников
1. Магия // Википедия. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C% D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения 20.01.2021).
2. Галсамин Р. Магия. Издатель: АСТ, 2017. ISBN: 978-5-17-097898-4. URL:https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F/3#content (дата обращения 20.01.2021).
3. Значение слова «заклинание» // Сайт «КАРТАСЛОВ.РУ – Карта слов и выражений русского языка». URL:https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0% BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D1%81% D0% BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 19.01.2021).
4.Заклинание // Википедия. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения 19.01.2021).
5. Зуева Т.Ф., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Наука, 1998. 400 с.
6. Гультяева Н. В. Язык русского заговора: лексика. Диссертация, 2000, с.172. URL: https://www.dissercat.com/content/yazyk-russkogo-zagovora-leksika (дата обращения 18.01.2021).
7. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001. 728 с.
8. Бочкова А.С. Картина мира русского любовного заговора: этнолингвистический и семантический аспекты. Бакалаврская работа, Красноярск 2016, с.89. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/81245843.pdf (дата обращения 20.01.2021).
9. Ведьма Алёна Полынь . Книга силы Алёны Полынь. М.: ТД Велигор, 2016 – 288 с.: ил. ISBN: 978-5-88875-391-0.
10. Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 - 1993 гг. /Под ред. В.П.Аникина. - М.: Изд-во МГУ 1998. - 480 с. - (Русский фольклор в новых записях). ISBN 5-211-03920-3. URL: http://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci% 26pub/rzz.htm/ (дата обращения 18.01.2021).
11. Топорков А. Л. Олонецкий сборник заговоров как памятник народной культуры XVII в. URL:https://www.booksite.ru/folk/data/toporkov.pdf (дата обращения 21.01.2021).
12. Восточнославянские заговоры: Материалы к функциональному указателю сюжетов и мотивов. Аннотированная библиография / Авторы-составители Т.А. Агапкина, А.Л. Топорков. М.: «Индрик», 2014. – 320 с. ISBN 978-5-91674-322-7.
13. Степанова Н. Заговоры сибирской целительницы. РИПОЛ Классик, 2020, с.: 400, ил. ISBN: 978-5-386-13593-5.