Мудрому слову тройная цена

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мудрому слову тройная цена

Трифонов М.Ю. 1Сёмчена М.В. 1
1государственное учреждение образования "Могилевская городская гимназия №1"
Климкович А.А. 1
1государственное учреждение образования "Могилевская городская гимназия № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы… всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

М. Горький

С самого детства я слышал от родителей выражения, похожие на мини-стихи, например, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделал дело – гуляй смело», «С кем поведёшься – от того и наберёшься», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Они были интересны, быстро запоминались, но часто были мне не совсем понятны. Я просил родителей объяснить мне смысл этих выражений. Многие из них я стал применять в похожих ситуациях, уже понимая их значение. Придя в школу, на уроке литературного чтения, я узнал, что это пословицы, т.е. изречения в виде законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. А ещё среди пословиц мне попалась такая: «Мудрому слову тройная цена», которая:

а) натолкнула на идею узнать, в чём тройная цена пословицы;

б) проверить ценность пословиц на примере нашего класса;

в) стала названием исследовательской работы.

Объект исследования: пословицы.

Предмет исследования: пословицы в речи современного школьника.

Задачи:

1. Обобщить сведения о значимости пословиц, полученные из литературных источников.

2.Выяснить, знают ли пословицы одноклассники, как часто употребляют их в своей речи.

3.Проанализировать полученные результаты и сделать выводы из своих наблюдений.

Гипотеза тройной цены содержит мнение, что:

формируют все пословицы мышление;

и учат они нас, как поступать;

и речь нам помогают развивать.

Методы исследования:

- поисковый (изучение информационных источников);

- наблюдение;

- сравнение;

- анкетирование;

-обобщение.

Практическое значение исследования – применение в повседневной жизни людей для развития мышления (так как кратко выражают суть), в воспитательных целях (учат, как поступать), для развития речи (делают речь более точной, выразительной, остроумной).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы работа шла быстрее, я пригласил в помощницы одноклассницу, Сёмчену Машу. Изучив литературу, мы убедились, что пословицы, действительно, имеют три цены: формируют мышление людей (заставляя их сравнивать смысл пословицы со своими поступками), развивают речь (делая её более точной и выразительной), воспитывают людей (т.е. учат, как правильно поступать).

Путём наблюдения мы решили узнать, как хорошо ребята в нашем классе владеют пословицами, и как часто они их используют в своей речи. После общения с ребятами, мы поняли, что знаем больше пословиц, чем одноклассники. Но применяем их не так часто, потому что многие нас просто не понимали. Нам пришла идея выразить свои мысли, написав книгу «Мир детства в пословицах и загадках». Принесли книгу в школу, показали друзьям. Некоторые из них заинтересовались нашей работой. Ребята стали сочинять свои рассказы, при этом использовали пословицы. Мы стали обмениваться между собой этими рассказами. Так мы узнавали всё больше и больше новых пословиц. И, как ни странно, стали больше читать, чтобы узнать что-то новое.

Мы поняли, что пословицами подкрепляем свои мысли, с помощью них можем убедить в чём-либо собеседника, указать на его ошибку. Использование пословиц в повседневной жизни украшает нашу речь, делает её живой, остроумной, учит делать логические выводы, понимать окружающий мир. Пословицы содержат в себе мудрость и ответы на большинство ежедневных вопросов.

Чтобы понять, как в действительности мои одноклассники знают пословицы и употребляют ли их в своей речи, нами дважды был проведён опрос. В начале учебного года результаты показали, что 30% опрошенных вообще не употребляют пословицы в своей речи, 60% – «иногда» и 10% (всего лишь десять!) - «часто». Через две четверти учебного года мы провели тот же опрос. И как же мы удивились результатам: 80% опрошенных нами ребят стали употреблять пословицы чаще. 20 % –употребляют только иногда, потому что по-прежнему, мало читают, так как им не хватает времени в связи с активными занятиями своими увлечениями – спортом, хореографией, пением, изобразительным искусством, некоторые просто предпочитают время, проведённое в Интернете времени, проведённому с книгой, соответственно меньше употребляют пословиц в своих высказываниях. А пословицы гласят: «Чтение – вот лучшее учение», «Кто много читает, тот много знает».

Результаты опроса мы представилив диаграммах. (Приложение А)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель нашего исследования была достигнута (мы открыли секрет тройной цены пословицы), убедились, что без пословиц невозможно прожить в современном обществе. Гипотеза подтвердилась и проверилась на примере нашего класса. Употребление пословиц помогло поднять уровень дисциплины ребят. Чем больше мы читали и применяли пословиц в своей речи, тем речь становилась более живой, остроумной, осмысленной. Не зря говорят: «Каков разум, таковы и речи».

В доказательство подтверждения нашей гипотезы нами начата работа по составлению сборника мини-рассказов с использованием пословиц под названием «Одна книга тысячу людей учит» (Приложение Б). Сборник постоянно пополняется. Некоторые рассказы из будущей книги были опубликованы на страницах нашей газеты начальных классов «Совёнок», что послужило толчком для привлечения внимания к данной теме.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки. Москва, 1984. – 79с.

2. Интернет – ресурсы https://poslovic.ru

Приложение А

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ В СВОЕЙ РЕЧИ ПОСЛОВИЦ УЧАЩИМИСЯ 3 «Б» КЛАССА

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Одна книга

тысячу людей учит

Trifonov-press

2021г.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Демьянович Захар

Летом у моей бабушки вырос большой огурец!Бабушка, как увидела его, так и ахнула: вот это да!

Сорвала, посмотрела раз, другой, третий, подумала, что из него сделать: засолить, замариновать, съесть живьём …

И… сделала из него салат. Он был очень вкусный!

Не зря говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Хорошая книга – лучший друг

Каравицкая Устинья, ПусковаКира

У Феди на полке стояло много разных книг: толстые, тонкие, с разноцветными корешками. Но читать не хотелось. Другое дело - ноутбук: он так и манил разнообразием игр.

Но однажды к уроку внеклассного чтения надо было принести книгу о войне. Поискал Федя на полочке и нашёл. Это была книга о собаках на войне. Зачитался Федя и узнал, что почти 70 тысяч собак были на фронте Великой Отечественной войны. Голодали, мёрзли и мокли в окопах вместе с нашими солдатами, вывозили раненых, бросались под танки и взрывали вражеские поезда. Они были самыми преданными и верными друзьями человека. Они тоже приближали Победу!

Федя зачитался, не заметил, как время пролетело.

А ощущение осталось, будто с хорошим человеком встретился. Недаром говорят: «Хорошая книга - лучший друг».

Грамоте учиться всегда пригодится

Пучкова Александра

Васька был ленивый с самого детства. Зачем напрягаться, если родители всё сделают: поднимут упавшую вещь, помогут надеть штанишки, покормят, чтоб быстрее было. А то ребёнок без привычки быстро не умеет, а они на работу опаздывают.

Пришла пора в школу идти. А лень - то уже прижилась, не хочет покидать первоклассника. Сидит он на уроках, мается. Учиться лень.

Увидела это Фея, рассердилась, взмахнула волшебной палочкой и…очутился Васька в волшебной стране неучей и лентяев. Один лодырь – в луже барахтается, вылезти не может, а руку подать некому. Другой - лягушку увидел, испугался, не знает, что это за чудище и зачем к нему прыгает. Третий пытается за волшебные ворота выйти и домой вернуться, а слово, которое служит пропуском, написать грамотно не может. Понял Васька, что погибнет он в этой стране без папы, мамы и знаний.

Взмолился громким голосом, так что Фея услышала. Пообещал ей Васька за ум взяться, сидеть в школе тихо, вести себя послушно, делать всё самостоятельно, а главное – УЧИТЬСЯ, что и положено делать в школе.

Трудно было держать слово, но Васька старался. Потому что перед глазами вставала страшная страна неучей и лентяев.

Зато сейчас всё умеет делать сам! Много читает, слова запоминает, правила правописания знает, хорошие отметки … получает.

Вот видите: «Грамоте учиться всегда пригодится».

Тайное всегда становится явным

Трифонов Максим

Однажды малыш совершил плохой поступок, но не признался в этом маме, потому что не хотел извиняться.

Но мамы умеют читать по глазам.

Тайное всегда становится явным.

На простака хитрецы падки

Титова Ульяна

Однажды лиса встретила кота. Он возвращался с рыбалки с большим уловом. «Вот это рыба!» - удивилась рыжая плутовка.

Решила лиса забрать у кота рыбу. Кинулась к нему

навстречу и закричала: «Котик! Беда! Твой дом горит!»

Бросил кот рыбу и со всех ног пустился домой. А плутовка подняла рыбу, махнула хвостом и была такова.

Прибежал кот домой и понял, что лиса его обхитрила. Остался он с носом.

Недаром мудрые люди говорят: «На простака хитрецы падки».

Учить – ум точить

Сёмчена Мария

«Фьюти – фьють, фьюти – фьють!» - это урок пения у

птенцов - цыпляток. Они дружно поют весёлую песенку о лете...

Впрочем, наша история не об этом. Точнее сказка, о маленьком цыплёнке.

Мама сколько раз ему повторяла, что надо выучить песню, а он играет и играет, зёрнышки клюёт, веселится! Забыл совсем о песне.

Предложила ему мама – курочка помочь ей, цыплёнок кивнул в знак согласия, отвлёкся и забыл о маминой просьбе.

Попросил папа – петушок о помощи, цыплёнокпобежал с готовностью, но по дороге опять про всё забыл.

Не зря говорят: «Учить – ум точить». А значит, и память развивать. И ответственность в себе воспитывать.

Просмотров работы: 289