Формирование и исследование языковой культуры личности обучающихся Кицканской школы

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование и исследование языковой культуры личности обучающихся Кицканской школы

Кондрацкая А.А. 1
1МОУ "Кицканская СОШ № 1"
Тамащук Л.К. 1
1МОУ "Кицканская СОШ № 1"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Правильная, грамотная речь – это признак высокой культуры. Однако замечено, что часто человек испытывает затруднения при изложении своих мыслей, не в состоянии быстро подобрать нужные слова, грамматически правильно их использовать.

Наши подростки, как и вся современная молодежь, не отказываются от телепередач, а также они видеоманы и любители Интернета, который плотно вошел в нашу жизнь с его социальными сетями, сообществами, комментариями, постами, навязчивой рекламой, с играми, Ютубом и Тик-Током. Формируются новые лексические поля, которые становятся нормой общения. Отсюда и сложность самовыражения, и скудность лексикона.

Это объясняется тем, что язык не только отражает окружающую действительность, но и принимает в себя все изменения с их плюсами и минусами.

Актуальность темы исследования связана с пониманием роли и ценности хорошего уровня языковой культуры в жизни каждого человека. Как писал профессор В.И.Аннушкин, «языковая культура личности — это обусловленный языковой культурой общества характер прогрессивноязыкового развития личности, это эффективное функционирование человека в обществе, его личностное и профессиональное развитие»1

Уровень языковой культуры, отражающей внутреннее содержание человека, очень важен для самоопределения в обществе.

Предмет исследования: обучающиеся школы № 1 села Кицканы 13-17 лет

Цель исследовательской работы: 1. проанализировать лексикон современного кицканского школьника и выявить его особенности;

2. определить уровень языковой культуры школьников и способы формирования умения, отражающего внутреннее содержание самовыражения;

3. определить наиболее употребительные ассоциативные понятия учащихся по определённой тематике;

4. изучить и описать факторы, влияющие на формирование языковой культуры личности школьника Кицканской сельской школы с позиций психолингвистики.

Задачи исследования:

1. изучить работы, посвящённые психолингвистике как новому направлению лингвистических исследований;

2. выявить особенности (лингвистические, психологические) слов – реакций в различных возрастных группах;

3. исследовать ассоциативные ряды, полученные в результате ассоциативного эксперимента, выявить частоту употребления слов-реакций, выполнить их лингвистический анализ.

Объект исследования: устная и письменная речь учащихся 13 – 17 лет.

Материал для исследований: записи неподготовленной речи обучающихся, результаты анкетирования, опросов, итоги ассоциативного эксперимента.

Методы исследования: В процессе работы применялись такие психолингвистические исследования как свободный и направленный ассоциативный эксперимент, метод лингвистического эксперимента, статистический (обработка и изучение количественных данных), количественный (накопление языкового материала), опрос – интервью, анкетирование, обобщение полученных результатов.

Практическая значимость состоит в возможности использования психолингвистических исследований сформированности уровня знаний при помощи ассоциативного мышления как на уроках русского языка, так и на уроках истории, обществознания, географии и других школьных предметов с целью определения качества речевого развития и образного мышления, а также для диагностики уровня сформированности теоретических и практических умений и навыков при изучении различных грамматических категорий русского языка. Это позволяет определить, какие грамматические темы наиболее усвоены, где допускаются ошибки и по какой причине, над чем нужно работать.

В этом заключается и новизна работы, которая впервые помогла выявить реальный уровень языкового развития обучащихся нашей школы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что используемая методика и характеристика различных сторон позволяет более чётко представить основные особенности формирования языкового сознания школьников. Выводы и материалы исследования можно применять при изучении проблем речи школьников и постановке задач по корректировке речи, при разработке методов преподавания русского языка.

Гипотеза исследования: Языковая среда, стиль Интернет-общения, телевизионный контент, наполненный рекламными слоганами, речевые штампы, часто построенные с нарушением речевых норм, прочно усваиваются школьниками, тем самым действуя негативно как на устную, так и на письменную речь, становятся нормой общения и в целом существенно влияют на языковую культуру учащихся. В то же время ассоциативные поля отражают уровень владения подростками речевыми умениями и общеупотребительной лексикой, отражающей видение мира и умение пользоваться эмоционально-экспрессивной лексикой.

Структура исследовательской работы: введение, основная часть (теория и практика), заключение, список использованной литературы, 15 приложений.

Глава I. Теория

I.1. Языковая культура личности и факторы, влияющие на её формирование.

Проблемы исследования языковой культуры личности интересовали учёных и исследователей во все времена, начиная с античных философов Аристотеля, Гераклита.

В настоящее время язык изучается во взаимосвязи с социумом, психологией,

языковой культурой общества и языковой культурой личности.

Языковая культура личности, как считает профессор В. И. Аннушкин, - это общественная, производственная и бытовая жизнь человека. Культура предполагает сохранение всего ценного в нравственном, образовательном, эстетическом аспектах нашего бытия [1. С. 96]2.

«А языковая культура личности — это обусловленный языковой культурой общества характер прогрессивноязыкового развития личности»3. Это определяет актуальность нашего исследования.

Для характеристики языковой культуры личности важно учитывать все факторы, которые влияют на её формирование. Во-первых, это семья, родители, с их языковым уровнем закладывающие основу языковой личности.

Во-вторых, это школа, где учителя своей большей или меньшей требовательностью стимулируют школьника к получению знаний, к походам в библиотеку, к чтению художественной литературы, это степень ответственности и исполнительности самого ученика.

В-третьих, это школьная среда, одноклассники, которые предпочитают неформальное общение с использованием не только общеупотребительной лексики, но и сленговых слов, кличек.

В – четвёртых, это внешние социальные факторы. С приходом в нашу жизнь компьютера обновилась жизнь языка, поскольку «веб-пространство необходимо рассматривать как новую сферу функционирования русского языка во всей многоаспектности его речевых воплощений» [Трофимова 2009; 47]4.

Интернет-язык (В.Г. Костомаров называл его «язык дисплея»5), составил, наряду с устным и письменным, новую форму существования русского языка, с каждым годом всё более активно используемую социумом и всё увереннее определяющую общие тенденции современного языкового развития.

Книги В.Г. Костомарова и Г.Н. Трофимовой о языковом вкусе убедительно показали, что именно Интернет доминирует в наши дни в формировании и индивидуального, и коллективного языкового вкуса: «Языковой вкус эпохи в России последнего пятнадцатилетия имеет отчетливый интернет-привкус» [Трофимова 2009; 5]3

Также установлено, что Рунет «отличается от других национальных сегментов Интернета высоким процентом инвективной лексики, присутствием просторечных слов и выражений, а также низким уровнем грамотности, если попытаться вывести в Рунете некий усредненный балл» [Трофимова 2009; 32].6

Следовательно, Интернет-общение определенным образом влияет на разные уровни языка, особенно молодёжи, особенно восприимчивой к новинкам в языке и с удовольствием включающей разработанный пользователями Интернета сленг в общий словарный запас.

I.2. Психолингвистический эксперимент как один из главных методов научного исследования в языкознании

С учётом вышесказанного для исследования уровня языковой личности я использовала основы психолингвистики как нового направления лингвистических исследований.

Согласно «Словарю справочнику лингвистических терминов» Д.Э Розенталя7, психолингвистика - это отрасль языкознания, изучающая связи между содержательной стороной языка и общественной жизнью говорящего.

I.3 Ассоциативный эксперимент и его виды.

Наиболее распространённой психолингвистической методикой является ассоциативный эксперимент, который распределяется на три вида: свободный, направленный (контролируемый), цепной.

В свободном ассоциативном эксперименте респондент в письменном или устном виде приводит первые пришедшие на ум слова определенной тематики.

В направленном ассоциативном эксперименте респондент называет только разрешённые слова-реакции, например, только глаголы, наречия.

В цепном ассоциативном эксперименте испытуемому предлагается ответить за разрешённый временной промежуток любым возможным количеством слов

После экспериментального исследования проводится статистическая интерпретация словесных ассоциаций.  

«С их помощью,- писал В.И.Беликов, - можно изучать, как окружающая коммуникативная среда, в том числе, тексты рекламы, средства массовой информации… и т.п., формируют ассоциативную систему человека, а значит, вторгаются в его мировосприятие, манипулируют им, снижая критическое мышление и способность сопротивляться навязываемым стереотипам»8.

Глава II. Практика.

II.1. Исследование особенностей речи учащихся на различных системно-языковых уровнях

II.1.1 Лексический языковой уровень

Лексический уровень, отражающий состав лексикона учащихся в запланированных тематических группах, был исследован с помощью свободного ассоциативного эксперимента, а также с учётом анализа влияния на речь школьников языка Интернет-сленга и языка рекламы.

Кроме того, такой эксперимент был интересен с психологический точки зрения: это давало возможность получить представление об субъективном отношении респондента к явлениям окружающей жизни.

Я решила провести исследование и на основании полученных реакций сделать вывод о состоянии лексического уровня языка учащихся и о важнейших жизненных ценностях школьников.

Для анализа я взяла первые два слова у каждого испытуемого.

В нашем свободном ассоциативном эксперименте приняли участие 80 испытуемых: обучающиеся 13 - 17 лет.

К каждому стимулу предлагалось дать ассоциативные реакции в течение минуты. По результатам планировалось сделать несколько выводов. Во – первых, исследовать качественный состав слов-реакций, во-вторых, изучить статистический результат. В – третьих, выявить уровень сформированности ценностных ориентаций у школьников.

Первая анкета предполагала выявление уровня сформированности чувства патриотизма. В качестве слов-стимулов в этой анкете были заданы слова тематической группы РОДИНА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – стр.20). Был проведен количественный анализ реакции по частотным показателям (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-а, стр. 21), а также качественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента: слова-реакции были классифицированы в таблицу на имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, словосочетания, произведены подсчеты. Кроме того были распределены слова по степени убывания, что показало наиболее и наименее распространённые реакции. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1-б, стр.23)

Мы увидели, что 51% реакций связан с обыденными представлениями, ассоциируемыми с образом «малой родины»: с природой Приднестровья (леса, река Днестр, просторы), со средой обитания (школа, класс; улица, на которой живёшь; учителя, друзья, родители, родственники, дом, двор, собака, кошка, магазины), местными реалиями (Тирасполь, Днестровская ГЭС, казаки, монастырь, памятник - штык). Это свидетельствует о сформированности образа «малой родины».

75% опрашиваемых на стимул Родина ответили ассоциацией Приднестровье, 48% дали реакцию Кицканы, 27% реагировали словами Кицканский плацдарм, памятник Суворову, сельский парк, что говорит о различении понятий «большой» и «малой» родины в сознании школьников.

О наличии эмоционально-оценочных представлений у школьников свидетельствуют ассоциации: любовь (29%), защита, тепло, радость, счастье, спасение мир, добро, сила, слава (29%).

А классификация по частям речи и качественный анализ слов- реакций даёт материал для выводов на морфологическом уровне.

Вторая анкета предполагала замер уровня сформированности основных жизненных ценностей и социальных ориентиров. Поэтому в неё были включены следующие стимулы: семья, брат, сестра, бабушка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, стр.24). Была проведена количественная и качественная обработка результатов по возрастным группам, чтобы увидеть, как степень взросления отражается на сформированности моральных представлений.

Данные ассоциативного эксперимента по второй анкете свидетельствуют о том, что дети социально ориентированы, у них сформированы ценностные установки по отношению к семье, целостные представления о ценности семьи, наблюдается доброе, бережное, чуткое, благодарное отношение к семье. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-а, стр.26)

В третью анкету были введены понятия морально-этического сознания: Счастье, Совесть, Честь, Достоинство, Честность, Милосердие, Уважение, Добро, Зло, Любовь, Надежда, Стыд, Скромность, Гордость, Честь. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3, стр.27)

К каждому слову - стимулу испытуемые записывали реакции в течение одной минуты. В результате было получено 35 слов – реакций к слову счастье, 33 слова – реакции к слову совесть, 36 слов – реакций к слову честность, 35 слов – реакций к слову достоинство, 34 слова – реакции к слову милосердие, 42 слова – реакции к слову гордость, 28 слов – реакции к слову уважение, 36 слово –реакций к слову любовь, 34 слова – реакции к слову добро, 28 слов – реакций к слову зло, 28 слов – реакций к слову стыд, 34 слова – реакции к слову надежда, 33 слова - реакции к слову скромность, 27 слов – реакций к слову гордость, 58 реакций к слову честь.

В ассоциативном ряду каждого слова отмечаем слово – реакцию, которое употребляется чаще других (Приложение 3-а, стр.28)

Анализ слов-реакций позволяет сделать заключение, что, во-первых, учащиеся адекватно воспринимают и отражают картину окружающего их мира, используя общеупотребительные слова с нейтральной эмоциональной окраской; во-вторых, можно увидеть, какая реакция является приоритетной при обозначении первых ассоциаций на те или иные слова – стимулы.

Данный эксперимент частично отразил своего рода систему интуитивных и приобретённых представлений о реальности, об окружающем нас мире. Мы увидели также синонимические, антонимические ряды, мир эмоций и представлений учащихся.

В целом исследование важнейших жизненных ценностей школьников показывает, что у большинства школьников сформировано положительное отношение к Родине и эмоционально – оценочное представление о жизненных ценностях и социальных ориентирах.

Учащиеся используют как общеупотребительные слова с нейтральной эмоциональной окраской; так и сленговые слова.

Интересно наблюдать за качественными изменениями, связанными с возрастом учащихся. Например, более младшие школьники осознают слово «честь» в связи со словом «честный». Реакции школьников старших классов - гордость, уважение, достоинство - отмечают сильные стороны личности . Их слова –реакции отражают приоритеты и ценности, свойственные повзрослевшим молодым людям. В словах-реакциях наблюдается образность, эмоциональность, осознанность, которые отражают понимание картины жизни.

Однако нами было отмечено, что из числа анкетируемых 18 учащихся среднего звена и 13 учащихся старших классов показали невысокий словарный уровень, легко вспоминали первые 2 - 3 слова и на этом останавливались. Их словарный запас не позволял им достаточно полно выразить свои ассоциации.

Это позволяет сделать вывод о том, что низок уровень аналитических умений, связанных с умением оперативно распоряжаться имеющимся словарным запасом.

Нами также установлено, что в лексиконе учащихся мало слов отвлеченного характера, речь школьников бедна оценочными словами, эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой, синонимами, фразеологизмами.

У 17 учащихся 1 группы и 19 из второй группы в ассоциации были включены жаргонизмы и сленговые слова.

Несомненно, эти данные не дают полного представления обо всём тематическом разнообразии лексики учащихся, так как. исследованы всего несколько групп слов, однако частичное представление составлено, и свидетельствует оно о свободном владении учащимися тематической лексикой, умении мыслить ассоциативно и оперативно представлять словесные выражения на предложенные темы. Результаты данной диагностики демонстрируют самые частотные общеупотребительные слова. Однако в отдельных реакциях 33% слов относятся к сленгу, что даёт нам материал для размышлений в следующих разделах нашего исследования.

II.1.2 Морфологический уровень

В результате анализа слов результатов ассоциативного эксперимента было выявлено, что морфологический уровень в ответах учащихся проявляется в выборе и частотности употребления частей речи. Было подсчитано, что на четыре слова стимула прозвучало 139 слов-реакций, включающих в себя 76 имен имена существительных, 30 имен прилагательных, 8 глаголов, 7 наречий, 18 словосочетаний, 1 причастие (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, стр.29 – 31)

Более актуальными и отразившимися в ответных реакциях оказались имена существительные . На втором месте по количественной характеристике слов-реакций оказались имена прилагательные, чаще выражающие оценочную, эмоциональную характеристику слов-стимулов.

Я классифицировала части речи по морфологическим признакам, составила сводные таблицы, по которым видно, что среди слов-реакций чаще всего встречаются имена существительные, которые относятся к разным склонениям, встречаются имена прилагательные, относящиеся к различным разрядам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, стр.20, ПРИЛОЖЕНИЕ 5, стр.32, приложение 6,стр.32) В итоге были классифицированы обобщающие результаты с существительными по родам, склонениям, числам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7, стр.33)

Также был проведен свободный ассоциативный эксперимент со словами-грамматическими терминами (ПРИЛОЖЕНИЕ 8, стр.33 – 34), чтобы проверить , как учащиеся знают правила и грамматические термины. К каждому слову предложено было написать по 1-2 ассоциации, которые приходят школьникам в голову. Это позволило определить основные представления учащихся о грамматических категориях русского языка, что вполне приемлемо для диагностики знаний учащихся по любой грамматической теме. Я увидела, что школьники были не всегда точны в ответах и в отдельных случаях использовали параллельные ассоциации и не всегда приводили в качестве ответов случайные слова или не связанные с данной категорией. Это даёт основания для планирования проверки знаний учащихся по определенным темам. Полагаем, такая диагностика может отразить лексико-грамматический уровень языковой осведомлённости школьников.

Считаю, что такой вид диагностики учебных сформированностей может быть применен и по другим предметам школьной программы и может дать материал как для анализа уровня знаний, так и для устранения пробелов в знаниях.

Помимо проверки ассоциативных реакций на конкретные слова – стимулы был проведен ассоциативный эксперимент по подбору слов-антонимов: испытуемым предлагали на каждое заданное слово ответить другим – словом противоположного значения. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9, стр.35)

Кто-то из учащихся сумел быстро назвать антонимы к словам. А часть опрашиваемых реагировали первым попавшимся словом.

Это позволило ответы разделить на две группы: правильные и неправильные реакции. Было проверено не только знание языка, но и умение логически мыслить, соотносить различные типы связей, дифференцировать индивидуальные особенности

Таким образом, анализ слов - реакций на слова – стимулы в русском языке показывает, что наиболее распространенным видом реакций с лингвистической точки зрения являются имена существительные в единственном числе, имена прилагательные и словосочетания, оформленные по типу управление, реже-согласование. Причастие использовалось один раз.

. Это можно объяснить тем, что стимулом было существительные в именительном падеже. 

II.1.3 Синтаксический уровень

Проведены наблюдения над синтаксическим уровнем языка по всем анкетам.

Подсчитано, что в анкетах 18 учащихся в качестве реакций приведены словосочетания с различными видами подчинительной связи и даже предложения. ПРИЛОЖЕНИЕ 1а, 4 ( стр.21, 29)

Я составила характеристику ответов-реакций с лингвистической точки зрения, что предполагает, прежде всего, рассмотрение грамматических особенностей. По моим наблюдениям, в этом случае могут быть выделены три основных типа реакций: реакции-предложения и реакции-словосочетания.

1.Реакции – предложения:

а) двусоставное предложение: Брат – защитник. Село-прелестный уголок.

б) односоставные назывные предложения: «Родной дом», «Близкие люди», «Домик в деревне», «Город детства».

2. Реакции – словосочетания:

а) словосочетания с управлением : «работать в поле», «работа в саду», «любить сестру»;

б) словосочетания с согласованием: «дружная семья», «сильный брат»;

в) словосочетания с примыканием: «всегда поддержка», «жить вместе».

Также исследовался синтаксический уровень рекламных слоганов, которые школьники хорошо знают и активно включают в речь. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13, стр.38).

Из анализа популярных у школьников слоганов был сделан вывод, что в речи учащихся закрепились короткие штампы, которые засоряют их речь.

Подробнее об этом я рассказала в разделе о влиянии рекламы на речь школьников, где был проанализирован синтаксический состав рекламных слоганов. (Приложение 13, стр.38) Я увидела, что слоганы в основном представляют из себя односоставные и двусоставные предложения, которые легко запоминаются и закрепляются в речи школьников. Это позволило сделать вывод о речевых предпочтениях школьников.

Проведя анализ слоганов и частотность их использования в речи, я убедилась в том, что эмоционально-экспрессивная лексика является неотъемлемым элементом рекламной речи, который в значительной мере и формирует ее синтаксическое своеобразие и привлекают детей. Это работает на запоминаемость слогана, несмотря на его низкое качество.

II.2.1 Влияние Интернета на язык молодежи.

Интернет уверенно вошел в нашу жизнь и принес с собой множество сленговых слов, которых мы раньше не знали. Это нелитературные слова, которые чаще всего мы слышим в речи молодёжи. Этому, на наш взгляд, есть своё объяснение.

Новые технологии принесли с собой новые термины, часто громоздкие и непонятные, поэтому такие слова сокращали и упрощали. Компьютерные игры тоже стали источником новых слов.

К сожалению, язык сети Интернет и повседневная речь продолжают сближаться, что является естественной тенденцией развития русского языка в эпоху развития всемирной сети. Интернет-общение определенным образом влияет на разные уровни языка, особенно молодёжи, особенно восприимчивой к новинкам в языке и с удовольствием включающей разработанный пользователями Интернета сленг в общий словарный запас.

В результате опроса было выяснено, что учащихся в использовании сленга привлекает расширение круга общения, раскрепощённость, разнообразные темы для обсуждения, доступность среды, лёгкость общения, свобода высказываний. Они привыкают к тому, что слова уродуются, отсутствует или уступает в приоритетности грамотность.

Я попросила подростков 14 – 17 лет составить словарь из самых частотных и популярных употребляемых ими сленговых выражение и «перевести» их на русский язык .В список вошли компьютерный сленг и интернет-сленг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14, стр.39)

Мы видим, что в письменном общении в сети вместо нормированного русского языка появляются признаки разговорной формы и сокращения слов: компьютер – комп, винчестер – винт , нормально - норм, кд – как дела, мб – может быть.

В речи учащихся много новообразований из английского языка: Хэйт, юзать, изи, орать, хайп.

Русский язык в Интернете наполнен искаженными английскими словами и своего рода «новоязом», который в свою очередь пронизывает разговорный язык «сленгом». Например, среди сетевого сленга английских слов на русском языке можно выделить следующие слова: - Селфи - от англ. Selfie, производное self, то есть «сам», «себя». И это в сети Интернет означает автопортрет, сделанный с помощью смартфона. - Фейк - от англ. «что-то не так», «не реальное», «подделка». - Шер, шерить, пошерить - с англ. Share, «поделиться». Это слово используется для обозначения действия, при котором пользователь глобальной сети делится чьей-то публикацией на своей ленте [Кондрашева 2019; 137]. Все чаще и чаще в Интернете функцию речевых конструкций на правильном литературном языке принимают «смайлики», которые помогают собеседнику показать выразительно-эмоциональную окраску высказываний. Соответственно, нарушаются нормы речевого этикета.

Вывод: неправильное написание слов при общении с социальных сетях, различные аббревиатуры, заимствования и использование интернет-сленга приводят к снижению грамотности общества и в целом негативно сказываются на русском языке.

II.2.2. Влияние рекламы на языковую культуру школьников.

Чтобы сделать вывод о возможном влиянии языка рекламы на речь учащихся, нужно выяснить отношение респондентов к рекламе и способ воздействия

В нашей школе мы провели анкетирование среди учащихся 14 – 16 лет. Было опрошено 37 респондентов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11, 12, стр.37). Ответы школьников позволяют сделать вывод, что 35 человек не игнорируют рекламу между просмотрами фильмов, хотя но она их раздражает, и не все ей доверяют. Для них она чаще играет роль звукового оформления. 35 учащихся внимательно слушают рекламу, многое запоминают и отдельные слова включают в свою речь. Это дает основания утверждать, что школьники подвержены влиянию рекламы, которая внедряется в их речь.

Результаты опроса (Приложение 11, стр.37), проведённого среди школьников, показали, что 65% рекламу воспринимают положительно, и только 35% - отрицательно. Каждый назвать несколько фраз из реклам, которые он хорошо знает, и мы составили таблицу, по которой исследовали синтаксический состав рекламных слоганов и сделали вывод о речевых предпочтениях школьников.

Большинству нравится использование таких слов, как «зависни», «не кисни», «офигеть», «не тормози», «кайф», «фреш», «класс», «круто» в рекламе. Многие объясняют это тем, что, по их мнению, так реклама выглядит современнее.

К такому выводу мы пришли, когда исследовали строение предложений в слоганах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 13, стр.38) Было проанализировано 35 слоганов, которые они назвали. Из них односоставных предложений 18, двусоставных – 17.

Это говорит о том, что достаточно распространены в рекламных текстах простые односоставные короткие предложения, которые придают слогану лаконизм и динамичность. Эти лаконичные слоганы запоминаются школьниками и становится частью их речи.

Популярные рекламные слоганы также не ограничиваются одним назывным предложением. Чаще всего первое назывное предложение – название бренда, а второе – его краткая характеристика: «Pedigree. Знак заботы и любви», «Колгейт. Суперчистота всей полости рта».

Мы видим, что синтаксические структуры предложений, исследуемых в тексте телевизионной рекламы, построены по принципу: чем короче фраза, чем понятнее она построена, тем легче будет потребителю усвоить ее смысл.

Интересным является рейтинг наиболее популярных слоганов, составленный по данным анкет. (Приложение 14, стр.39) Безусловным лидером стала фраза из рекламы шоколадного батончика Snickers «Не тормози — сникерсни!». Симпатию подростков вызывает привычное в обиходе «не тормози», а рифма и краткость способствуют всеобщему запоминанию.

Таким образом, результаты исследований показали, что рекламные слоганы влияют на речь подростков 14-16 лет. Отдельные рекламные тексты легко запоминаются и употребляются ими в определенных контекстах при создании высказываний иронического или комического характера, поэтому в их речи активно функционируют рекламные неологизмы, словосочетания, предложения.

Самый же низкий уровень восприимчивости к рекламным слоганам выявился у старшеклассников. Причем данная особенность объясняется скорее всего тем, что в этом возрасте кардинально меняются их приоритеты: телевидение отходит на второй план, а в сферу интересов входит Интернет с его возможностью сокращения показа рекламы или отмены ее вообще.

Неприятный след в памяти школьников оставляют рекламы из Интернета, в которых запечатлены различные ошибки.)

Рекламные слоганы из Интернета также были исследованы на предмет соблюдения языковых норм. (ПРИЛОЖЕНИЕ 15, стр. 39)

Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки, которые, безусловно, оставляют свой след на языковой культуре школьников. Ошибки допускаются при склонении существительных и неправильном употреблении падежных форм, неуместном употреблении прописной буквы, в правописании непроизносимой согласной, правописание приставок, в правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, в правописании гласных в корнях с чередованием, правописании существительных на шипящую, нарушение управления, неправильное употребление рода существительных, речевые штампы, отсутствие кавычек в именах собственных, неуместное использование прописной буквы, неоправданное употребление междометий.

Сделан вывод: школьники активно потребляют массовую информацию и рекламу из Интернета и телевизора, что негативно сказывается на устной и письменной речи большинства подростков. Слова с ошибками они запоминают и в устной и письменной речи употребляют их неправильно.

Заключение

Данная работа отражает уровень и возможность использования психолингвистических ассоциативных методик для формирования и исследования языковой культуры учащихся. Набор диагностических экспериментов и заданий в рамках исследований позволяет диагностировать уровень как теоретических, так и практических умений в области и языка. Выявлены распространённые ошибки и нарушения языковых норм.

По результатам исследований материала можно сделать следующие выводы:

1. психолингвистические исследования и методики помогают диагностировать уровень языковых представлений учащихся, уровень сформированности теоретических и практических умений и знаний о грамматических категориях русского языка, составить представление о наиболее употребительных ассоциативных понятиях учащихся по определённой тематике, выявить речевые проблемы;

2. получен богатый материал для изучения ассоциативного способа мышления, отражающего мироощущение человека, представляющего возможность соотнести своё видение мира с другими людьми;

3. подростки владеют (хотя и в разной степени) речевыми умениями и общеупотребительной лексикой, отражающей их мировоззрение и умение пользоваться эмоционально-экспрессивной лексикой;

4. речевое поведение учащихся говорит об их культуре речи, умении быть коммуникативными;

5. в языковой личности школьников отчётливо видно отношение к жизненным ценностям, способность к самоанализу;

6. доказано влияние внешних факторов на формирование языковой личности и проанализирована возможность их ограничения;

7. предполагается возможным и интересным использование технологии диагностики сформированности уровня знаний при помощи ассоциативного мышления как на уроках русского языка, так и на уроках истории, обществознания, географии и других школьных предметов, чтобы определять качество речевого развития и развивать их образное мышление;

8. психолингвистические исследования и методики могут быть полезны для диагностики уровня сформированности теоретических и практических умений и навыков при изучении различных грамматических категорий русского языка. Это позволяет определить, какие грамматические темы наиболее усвоены, где допускаются ошибки и по какой причине, над чем нужно работать.

Следовательно, я подтвердила гипотезу, решила все поставленные в работе задачи, достигла цели.

Результаты исследований ставят всех перед необходимостью более бережного отношения к родной речи, ориентируют не относиться бездумно ко всем нововведениям, которые навязывает массовая информация, а в школе необходимо больше внимания уделять оценке стилистически сниженных словообразований.

Таким образом, очевиден прикладной характер данных исследований.

Выступление автора работы записано на видео. Для просмотра выступления необходимо пройти по ссылке:

Кицканы, школа №1. Защита исследовательской работы - YouTube

Список использованных источников

и литературы

1. Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. М. : Высш. шк. , 2003.

2.Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М., 2001

3. Горизонты современной русистики. Сборник материалов Международной научной конференции, посвящённой 90-летнему юбилею академика В.Г. Костомарова. М., 2020 / Россия, Москва, 30-31 января 2020 г. / Электронный ресурс URL:http://www/pushkin.institute/science/konferencii/gorizontyrusistiki/

4.Караулов Ю.Н., Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой личности // РАС- I М., 1994.

5. Кондрашева Е.В., Тинина А.О. Новая лексика языка Интернета: способы образования, причины появления // Эпоха науки. – Ачинск: Ачинский филиал Красноярский государственный аграрный университет. – 2019. – С. 134 – 139.

6. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

7. Леонтьев А.А. Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977.

8. Poзeнтaль Д. Э., Teлeнкoвa M. A. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв - Mocквa, 1976 г. Иcтoчник: https://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/?q=484

9.Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. С

10. Устьянцев Д.К., Лузгарева Д.В. Язык интернетпространства как современное средство общения школьников // Юный ученый. – Москва: «Молодой ученый». – 2019. – С. 14 – 15.

11. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи. М. : Наука, 1995.

Список приложений

Приложение

Название приложения. Содержание

Стр.

1

Приложение № 1

Лексический языковой уровень Реакция на слова на тему «РОДИНА».Количественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента

20

2

Приложение 1 –а

Выявление уровня сформированности чувства патриотизма на примере тематической группы слов на тему «Родина». (качественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента)

21

3

Приложение 1 (б)

Выявление уровня сформированности чувства патриотизма. Ассоциации по степени убывания

23

4

Приложение № 2

Формирование жизненных ценностей и социальных ориентиров: СЕМЬЯ (слова записаны по степени количественного убывания)

24

5

Приложение 2-А

Ассоциации к слову СЕМЬЯ Количественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента по степени количественного убывания

26

6

Приложение № 3

Понятия морально-этического сознания В ассоциативном ряду каждого слова отмечаем слово – реакцию, которое употребляется чаще других

27

7

Приложение 3(а)

Понятия морально-этического сознания (статистический анализ)

28

8

Приложение 4

Морфологический уровень (слова по степени убывания по количеству)

29

9

Приложение 5

Морфологический уровень. Существительные по склонениям, родам и числам. (31 сущ.)

32

10

Приложение 6

Прилагательные по разрядам и степеням (12 слов)

32

11

Приложение 7

Обобщающая таблица. Количественный анализ. Существительные по склонениям, родам и числам.

33

12

Приложение 8

Свободный ассоциативный эксперимент с грамматическими терминами (опросник)

33

13

Приложение 9

Количественные показатели выполнения направленного ассоциативного экспериментапо подбору слов-антонимов

35

14

Приложение 10

СЛЕНГ, его происхождение, перевод

36

15

Приложение 11

Анкетирование среди учащихся 9-а и 10-а класса

37

16

Приложение 12

Вопросы анкеты для 7, 9, 10 классов

37

17

Приложение 13

Синтаксический уровень . Синтаксические структуры

38

18

Приложение 14

Популярные среди школьников рекламные слоганы

39

19

Приложение 15

Ошибки в рекламных объявлениях из Интернета

39

Приложение № 1

Лексический языковой уровень

Реакция на слова на тему «РОДИНА» Количественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента

Родина

страна (6), дом (6), Приднестровье (6), ПМР (6),

природа (5), край (5),

патриотизм (4), большая (4), гордость (4), воевать (4),

памятник (3), день республики (3), радостно (3), день знаний

(2), ветеран (2), гость

(1), пространство (1), дороги (1), столица (1), Тирасполь (1), Рыбница (1), Россия (1), Слободзея (1), Смирнов (1), депутат (1), дом (1), Отчизна (1), Путин (1), родной край (1), школа (1), сельский парк(1), праздник (1), Украина (1), урожайный (1)..

Город

село (8);

красивый (7);

Тирасполь (6), Бендеры (6),

столица (5); страна (5);

наш (4); зеленый (4),

жить (3), здание (3),

куча народа(2), населенный пункт (2), нравится (2), огромный (2),

прекрасно (1), приятный (1), промышленный (1), русский (1), светлый (1), сквер (1), большой (1), трамвай (1), трубы (1), трущобы (1), удачи (1), улица с фонарями (1), умер (1), урбанизация (1), цивилизация (1), чисто (1), чужой (1), шумный (1), юности (1), Москва (1), Петербург (1); любимый (1);

Село

большое (8), маленькое (8),

родное (7),

дом (6), лес (6), Кицканы(6), Днестр (6),

отдых (5), природа (5), лето (5),клёво (5), школа (4); бабушка (4),

зелень (3), дедушка (3),

домик (2), дорога (2),

люблю ее (1), матушка (1), могила (1), работа (1), сад (1), будущее место работы (1), вот моя деревня (1), прекрасная (1), прелестный уголок (1), Родина (1), хорошо (1), Терновка (1), чудесная (1), чудесно(1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 –а

выявление уровня сформированности чувства патриотизма

на примере тематической группы слов на тему «Родина».

(качественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента)

Имена существит-е

имена

прилага-

тельные

Глаголы

Место-име-ния

наречия

слово-сочетания,

предложе-ния

Город –

село (8); Тирасполь (6), Бендеры (6), столица (5); страна (5);

здание (3), сквер(1)

трамвай (1), трубы (1), трущобы (1),

удачи (1),

урбанизация (1), цивилизация (1),

юности (1), Москва (1), Петербург (1);

красивый (7);

огромный (2),

приятный (1), промышленный(1 русский(1),

светлый (1), большой (1),

чужой (1),

шумный (1)

любимый (1);

жить (3),

нравится (2),

умер (1),

наш (4);

прекрасно (1),

чисто (1),

куча народа(2),

населенный пункт (2)

улица с фонарями (1),

Село –

дом (6), лес(6), Кицканы(6), Днестр (6), отдых (5), природа (5), лето (5),клёво (5), школа (4); бабушка (4), зелень (3), дедушка (3), домик (2), дорога (2),), матушка (1), могила (1), работа (1), Родина (1),Терновка (1),

большое (8), маленькое (8), родное (7)

прекрасная (1),

чудесная (1),

   

хорошо (1),

чудесно(1).

люблю ее (1)

(1), будущее место работы (1), вот моя деревня (1),

сад прелестный уголок (1)

Родина – страна (6), дом (6), Приднестровье (6), ПМР (6), природа (5), край (5), патриотизм (4), гордость (4), памятник (3), ветеран (2), гость (1), пространство (1),дороги (1), столица (1), Тирасполь (1), Рыбница (1), Россия (1), Слободзея (1), Смирнов (1), депутат (1), дом (1), Отчизна (1), Путин (1), школа (1), праздник (1), Украина (1),

большая (4),

урожайный (1).

воевать (4),

 

радостно (3),

день республики (3),

день знаний (2)

родной край (1),

сельский парк(1),

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (б)

Выявление уровня сформированности чувства патриотизма

Ассоциации по степени убывания

дом (23),

Приднестровье (21),

ПМР (20),

природа (19),

патриотизм (17),

большая (17),

гордость (16),

воевать (14),

памятник (14),

Отечество (14),

Кицканский плацдарм-(14),

День республики (13),

страна (13),

радостно (13),

день знаний (12),

патриот (12),

ветеран (12),

мать 12, родина – мать(12),

малая родина (11);

село (11);

Москва-столица (10),

памятник Суворову – (4),

площадь (3),

Президент (3),

профессия (2),

пространство (1),

дороги (1),

Тирасполь (1),

Рыбница (1),

Россия (1),

Слободзея (1),

депутат (1)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВСЕМЬЯ

(слова записаны по степени количественного убывания)

Бабушка – дедушка (6),

старая (5), добрая (5),

любимая(4 ), пирожки (4), доброта (4),

внучка (3), забота (3), вяжет (3), мудрая (3) близкая (2),

внуки (2), заботится, (2), лето (2),

любить (1), очки (1), платок (1), тепло (1), руки (1), седая (1), детство (1), дорогая (1), еда (1), здоровье (1), далеко (1), морщины (1), внук (1), нежность (1), бабуня (1), бабулька (1), Зина(1)

Брат

сестра (7), родной (7),

любимый (6), младший (6),

старший (5), сильный (5), забота (5),

работать (4),

дружба (3), защита (3),

мужчина( 2),

привязанность (1), армия (1), отъезд (1), защитник (1), парень (1), рядом с нами (1),всегда поддержка (1), пример для подражания (1), любовь (1)

Сестра

маленькая (5); красивая (5);

миленькая (3), ребенок (3); малышка (3); веселая(3),

косички (2), умная (2); подросток (2),

хорошенькая (1); голубоглазая (1), школьница (1); бант (1), беленькая (1);ходить с косичками (1); белокурая (1), большая (1), взрослая (1), дочь (1), кукла (1), бантики (1),вяжет банты (1), вечно бегущая (1), блондинка (1), боится (1), девчушка-болтушка (1), больная (1), была (1), взрослая (1), улыбается (1), ученица (1), хвостики (1), худенькая (1), цветок (1), чисто одевается (1), шалит (1), шести лет (1), шубка (1), юность (1)

Семья - большая (7), дети (7),

дружная (6), любовь (6), счастье (6),

родители (5), бабушка (5),

брат (4), родственники (4),

родня (3), близкие люди (3), забота (3), муж (3),

жена (2), обязанность (2), ответственность (2), работа (2), общее (2),

взаимопонимание (1), броня (1), хлопотать (1), доверие (1), всегда поддержка (1), дружба (1),жить вместе (1), счастливо (1), счастливая (1), огорчение (1), жить в согласии (1), огорчать родных (1), верный тыл (1).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2-А

Ассоциации к слову СЕМЬЯ

Количественная обработка результатов направленного ассоциативного эксперимента

слова записаны по степени количественного убывания

Ассоциации 1 возрастной группы

Ассоциации 2 возрастной группы

большая (7),

дети (7),

дружная (6),

любовь (6),

счастье (6),

родители (5),

бабушка (5),

брат (4),

родственники (4),

родня (3),

близкие люди (3),

забота (3),

ответственность (2),

общее (2),

взаимопонимание (1),

доверие (1),

дружба (1),

счастливая (1),

огорчение (1),

согласие (1),

тыл (1).

общий 6,

родство 6,

Россия 6,

разлука 4,

Украина 2,

заработки 1,

счастье быть вместе 2,

тоска 7,

скучать за мамой 2,

надежда 5,

ждать 4,

родительский дом 4

душа 1,

святое место1, самая лучшая 1,

дружный 1,

крепкий устои 1,

начало начал 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

понятия морально-этического сознания

В ассоциативном ряду каждого слова отмечаем

слово – реакцию, которое употребляется чаще других:

Слова - стимулы

5- 8 классы

1 группа

9- 11классы

2 группа

Счастье

Родители11, радость10

Любовь9

совесть

угрызение 7

мучить8

Достоинство

порядочность9

уронить 6

Честность

Правдивость5

репутация 8

Милосердие

Милостыня11

Доброта8

Гордость

Пятёрки7

Успех13

Уважение

Почет 5

Достойный 5

добро

Делать7

Человечность 9

Зло

Вред11

Эгоизм7

Любовь

Семья7

Нежность10

Надежда

Оценки10

Будущее6

Стыд

Позор7

Красный9

Скромность

Простота9

Уважение10

Гордость

Чувство7

Характер14

Честь

совесть2, честный -21 ,иметь – 7

гордость – 19, уважение – 12,достоинство – 9 , иметь – 7, беречь смолоду – 8,девичья - 14

Приложение № 3(а)

понятия морально-этического сознания

(статистический анализ)

Стимулы

Количество реакций

Счастье,

32

Совесть,

33

Честь,

36

Достоинство,

35

Честность,

21

Милосердие,

34

Уважение,

28

Добро,

34

Зло,

28

Любовь,

36

Надежда,

34

Стыд,

24

Скромность,

33

Гордость,

27

Честь.

58

Приложение 4Морфологический уровень

(слова по степени убывания по количеству)

Способ выра-

жения

Слово-сти мул

Имя существитель

ное

76

Имя

прилагательное

30

Глагол

8

Наречие

7

Слово-сочетание

предложение

18

Причас тие

бабушка

Дедушка-6

Пирожки

Доброта

Внучка

Забота

Внуки

Лето

Очки

Платок

Тепло

Руки

Детство

Еда

Здоровье

Морщины

Внук

Нежность

Бабуня

Бабулька

Зина

старая

добрая

любимая

мудрая

близкая

седая

дорогая

Вяжет

Заботится

любить

далеко

   

брат

сестра

забота

дружба

защита

мужчина

привязанность

армия

отъезд

защитник

парень

поддержка

любовь

Родной

Любимый

Младший

Старший сильный

работать

рядом

Пример для подража-ния

Мой защитник

 

сестра

Ребёнок

красивая

малышка

косички

подросток

школьница

бант

дочь

кукла

бантики

блондинка

болтушка

ученица

хвостики

худенькая

цветок

маленькая

красивая

миленькая

веселая

умная

хорошень-кая

голубогла-зая

беленькая

белокурая

большая

взрослая

боится,

улыбается,

шалит

чисто

С шести лет

ходить с косич-ками,

вяжет банты

бегущая

семья

Дети

Любовь

Счастье

Родители

Брат

Родственники

Родня

Забота

Муж

Жена

взаимопонимание

броня

доверие

дружба

огорчение

Большая

Дружная

счастливая

Прекрасная

чудесная

Хлопо тать

счастливо

Близкие люди\

Всегда поддержка

Жить вместе

Жить в согласии

Огорчать родных

 

Село

Лес

Кицканы

Днестр

Отдых

Школа

Бабушка

Дедушка

Дорога

Матушка

Могила

Сад

Родина

Терновка

Большое

Маленькое

 

Клёво

Хорошо

чудесно

Родной дом

Природа

летом

кругом зелень,

домик в деревне

люблю её

работа в саду

работать на поле

будущее место работы

город детства

прелестный уголок

 
             

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Морфологический уровень

Существительные по склонениям, родам и числам. (31 сущ.)

1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.р.

Ж.р.

Ср.Р.

М.р.

Ж.р

Ед.ч.

Мн. Ч.

Ед. ч.

Мн. Ч

Ед. ч.

Мн. Ч.

Ед. ч.

Мн. Ч.

Ед.ч.

Мн. Ч.

Мишка

Мужчина

Папа

0

Эра

Еда

Бабушка

Страна

Италия

Мама

Остановка

Мечты

Цены

Счастье

Искусство

Будущее

Начало

Общение

Сердце

Дело

Тепло

0

Год

Праздник

Разум

Кофе

Сок

Дома

Горизонты

Праздники

Детишки

Помощь

Креатив ность

0

Всего – 3

 

Всего - 7

Всего - 2

Всего - 8

 

Всего - 5

Всего - 4

Всего - 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Прилагательные по разрядам и степеням (12 СЛОВ)

Качественные

Относи-

тельные

Притяжательные

Простая степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

 

Прост.

Сост.

Прост.

Сост.

Любимое

Новый

Новые

Главный

Новогодние

Низкие

Красивое

Большое

Всего - 8

0

0

Высший

Лучший

Всего – 2

0

Живое

Синий

Всего - 2

0

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Обобщающая таблица

Существительные по склонениям, родам и числам.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

М.р.

Ж.р.

Ед.ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. Ч

Ед. ч.

Мн. Ч.

Ед. ч.

Мн. Ч.

Ед.ч.

Мн. Ч.

Всего 6

Всего - 0

Всего48

Всего14

Всего - 47

Всего - 9

Всего - 63

Всего - 26

Всего - 23

Всего –

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Свободный ассоциативный эксперимент с грамматическими терминами(опросник)

Класс: _____6-а_______________

К каждому слову подпишите по 1-2 ассоциации,

которые приходят вам в голову.

Существительное __________________________________________

Спряжение ________________________________________________

Прилагательное ____________________________________________

Глагол _______________________________________________

Склонение__________________________________________________

Падеж ____________________________________________________

   

Существительное

Зима, сосна, собака, роща, весна малыш, трактор, гол, книга, прилагательное, зеленый, зал, ручка, часть речи, ветеран, кто? что? столовая, склонение, падеж, нарицательное

спряжение

Первое, второе, третье, первое-второе, падеж , лицо, число

прилагательное

Юный, сильный. красивый, умный, спальная,

птичий, каменный, разряд

глагол

играть, что делать? бежать, спрягать, склонять, изменение, умываться, возвратный

падеж

Именительный, прилагательный, правильный, родительный, сильный

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Количественные показатели выполнения направленного ассоциативного эксперимента по подбору слов-антонимов:


Слова- стимулы

Количество ответов (из 30 опрошенных)

Правильные реакции

Неправильные реакции

(количество ответов)

1.Злость

2.Господин

3.Нерасторопность

4.Позор

5.Соперник

6.Черный

7.Прыгать

8.Красивый

9.Целина

10. Гуманность

11.Смех

12.Атака

13.Буря

14.Скука

15.Беда

1 доброта - 25

2 слуга, раб - 21

3проворливость – 19

Ловкость- 21, прыть-17,

4 почет -21, слава18, честь-14,

5партнер-18, коллега22, единомышленник17,

6 белый -30,

7 стоять 28,

8 уродливый, безобразный 30, некрасивый24,

9 пашня14, пахотная земля-12, обработанная земля-9,

10мизантропия-5,

11 плач- 19,

12оборона,защита-19,

13 тишь, покой-19,

14 веселье-27,

15 радость-30,

1. 4

2. 7

3. 6

4. 4

5. 4

6. 2

7. 7

8. – 0

9. 6

10. - 4

11. 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

СЛЕНГ, его происхождение, перевод

Ноут (компьютерный сленг)

ноутбук

Комп(компьютерный сленг)

компьютер

Ок (интернет-сленг)

хорошо

Ща (интернет-сленг)

сейчас

Хайп (интернет-сленг)

шум

Клава (компьютерный сленг)

клавиатура

Винда (компьютерный сленг)

Виндовс

Спс (интернет-сленг)

спасибо

Мб (интернет-сленг)

может быть

Телик (интернет-сленг)

телевизор

Дерик (интернет-сленг)

директор

Днюха (интернет-сленг)

день рождения

Норм (интернет-сленг)

нормально

Треня (интернет-сленг)

тренировка

Плз (интернет-сленг)

пожалуйста

Звякну(интернет-сленг)

позвоню

Намана (интернет-сленг)

нормально

видос

видеофильм

Здрасти (интернет-сленг)

здравствуйте

ёкарный бабай (интернет-сленг)

здорово

Кд (интернет-сленг)

как дела

Сибульки (интернет-сленг)

спасибо

Пасибки (интернет-сленг)

спасибо

Хэйт, (интернет-сленг из англ.)

юзать, (интернет-сленг из англ.)

ненавидеть, оскорблять

Использовать

Изи (от англ. Easy) (интернет-сленг)

Орать (интернет-сленг)

Хайп ( от англ. Hype) (интернет-сленг)

легко, просто

громко смеяться

популярность, шумиха

Приложение 11

Анкетирование среди учащихся 9-а и 10-а класса.

Было опрошено 37 респондентов по следующим вопросам:

Замечаете ли Вы между просмотром фильмов, телепередач рекламные ролики?

Слушаете?

Понятен ли Вам язык современной рекламы?

Доверяете

ли Вы рекламе?

Привлекает реклама по телевизору?

Раздражает ли Вас реклама?

Были ли случаи обмана Вас или Ваших знакомых со стороны рекламы?

Да: 35

Нет: 1

Не смотрю:1

Да: 33

Нет: 3

Прочерк: 1

Да: 5

Нет: 31

Прочерк: 1

Дизайн: 10

Да: 5

Нет: 20

Прочерк: 2

Да: 28

Нет: 9

Да: 11

Нет: 25

Прочерк: 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Вопросы анкеты для 7, 9, 10 классов

Как Вы относитесь к рекламе?

Положительно или отрицательно?

Напишите, какие фразы Вы запомнили из рекламных роликов.

Слышали ли Вы такие слова в рекламе, которые употребляются Вами в общении со сверстниками?

Нравится ли Вам использование слов в роде «не парься», «не тормози» и прочее в рекламе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 13Синтаксический уровень

Синтаксические структуры

Односоставные

Двусоставные

М-видео. Нам не всё равно.

Найдется всё.

. Чисто и просто. Никаких компромиссов с посудомоечной машиной и Finish.

«Плазменный беспредел»

Терафлю-экстра. И день снова твой.

Ты готов к новым ощущениям?

Carlsberg. Действуйте. (определённо-личное)

Жизнь без боли – наша цель.

Halls. Зарядись свежестью. (определённо-личное)

МТС. Люди говорят.

Rich. Хороший вкус чувствуешь сразу. (определённо-личное)

Будет, как хочешь!

Быть женственной легко!

Givenchy – новая сила притяжения.

Фестал. Прибавь уверенности пищеварению.

Слобода – живая еда.

Фрутоняня в помощь маме.

Кто ищет, тот всегда в Leroy Merlin.

1. Не тормози — сникерсни!

Alpen Gold – твой момент радости.

Летуаль. Подарки для самых любимых

Paulig – искусство создавать кофе.

Билайн. Живи на яркой стороне.

Корега – чистота и свежесть ваших зубных протезов

Називин для носов и носиков.

Всётыможешь. Adrenaline Rush.

«Pedigree. Знак заботы и любви».

«Колгейт. Суперчистота всей полости рта».(

Темпалгин – лекарство от боли

Никорете. Бросай курить навсегда. (определённо-личное)

Алмаг-01 – отличный подарок.

Моё любимое Чудо.

Лечение гастрита – их цель.

Пятёрочка. Исполняем мечты . (определённо-личное)

Бифиформ – пробиотик направленного действия.

Крылья. Дома новых горизонтов .

 

Мегафон. Будущее зависит от тебя.

 

20

17

Приложение 14

Популярные среди школьников рекламные слоганы

1. Не тормози — сникерсни!

2. Мезим — для желудка незаменим!

3. Red Bull окрыляет!

4. Volkswagen. Das auto.

5. Сделай паузу — скушай Twix!

6.«Чистота - чисто Тайд»

7. «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!»

8. «С мистер Пропер веселей - в доме чисто в два раза быстрей!

Приложение 15

Ошибки в рекламных объявлениях из Интернета

Правописание непроизносимых согласных.

 

Нарушение нормы употребления слов НАДЕТЬ-ОДЕТЬ

 

ПРАВОПИСАНИЕ приставок

 

Правописание суффиксов прилагательных; употребление Ь на конце существительных; , пунктуация при однородных членах

 

Орфографическая ошибка в правописании словарных слов

 

Правописание гласных после шипящих

 

Правописание гласных в корнях с чередованием КАС-КОС, ГАР-ГОР

 
   

Грамматические ошибки

 
   

Неправильное употребление падежной формы имен существительных

Ошибка: 300 грамм

Правильно: 300 граммов

Ошибка: согласно постановления

Правильно: согласно постановлению

 

Прописная буква не по правилам

Скидочные Авиабилеты. По 20 долларов В Один Конец

Прописная буква не по правилам

В осхитительное Платье

Превратило Ведущую Леру Кудрявцеву В Диснеевскую Принцессу

Разговорная лексика

Молодая пара задалась целью и превратила деревенскую халупу в загородный дом своей мечты

1Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. М. : Высш. шк. , 2003.

2 Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. М. : Высш. шк. , 2003.

3Аннушкин В. И. Русская риторика. Исторический аспект. М. : Высш. шк. , 2003.

4Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

5Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.

6Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

7 Poзeнтaль Д. Э., Teлeнкoвa M. A. Cлoвapь-cпpaвoчник лингвиcтичecкиx тepминoв - Mocквa, 1976 г.

8Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М., 2001. 436 с.

Просмотров работы: 40