ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РУССКИЙ ХОМЯЧОК»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «РУССКИЙ ХОМЯЧОК»

Авдолиан А.А. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Шебанов Я.О. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»,
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

История моей работы началась в сентябре 2020 года. Мой учитель по русскому языку, узнав, что я занимаюсь программированием после уроков, попросила создать программу, с помощью которой можно было бы проверить знание правил русского языка. Далеко не у всех моих одноклассников получается с первого раза запоминать правила русского языка, и их приходится часто повторять. Например, сложно запоминать слова-исключения, или правильные суффиксы и т.д. С целью помочь одноклассникам, я решил создать программу, которая бы помогала им и мне лучше запоминать и повторять те правила, которые мы изучаем на уроках в школе. Кроме того, играть в такую игру было бы гораздо интереснее, чем просто читать правила в учебнике.

Целью данной работы было создание программы для проверки и её распространение среди учеников школы для дальнейшего использования. Материалы данной работы могут использоваться в курсе информатики как начальной, так и средней школы, при изучении раздела программирования, а также в курсе русского языка при закреплении изучаемых правил, во внеурочной деятельности.

В ходе работы над проектом я узнал много новой и интересной информации о работе с программой Scratch, с другими программами, а также гораздо лучше познакомился с некоторыми правилами русского языка. Этой информацией я захотел поделиться с одноклассниками, учениками, учителями и родителями. Эта работа позволила мне выйти за пределы материала, изучаемого на уроках «Информатики и ИКТ», а также на уроках Русского языка.

Работа над проектом проводилась поэтапно в соответствии с планом, с 25 октября 2020 по 5 марта 2021 года.

При работе над проектом: подробно изучены различные источники информации, создан шаблон программы, в соответствии с которыми был оформлен итоговый материал, а также планируется расширение возможностей приложения. Текст работы содержит теоретический материал по теме «Русский язык», полное описание работы над проектом и создание программы.

Результаты работы над проектом позволяют сделать вывод, что, во-первых, после соответствующих корректировок собранный материал может быть использован для учеников не только начальной, но и средней школы.

Постановка проблемы.

Повышение уровня знаний учеников по русскому языку для его успешного освоения в начальной школе

Цель: - создание программы для проверки знания правил по русскому языку

Задачи:

Проведение опроса, какие правила вызывают наибольшие проблемы при изучении;

Анализ итогов опроса. Определение наиболее проблемных правил

Изучение и отработка необходимых правил

Создание макета приложения для проверки правил русского языка

Создание приложения с помощью программы Scratch

Проверка и отладка получившегося приложения

Внесение корректировок в готовое приложение

Презентация работы, сдача проекта.

Актуальность работы:

Актуальность работы заключается в возможности закреплять и актуализировать знания по русскому языку – одному из самых важных предметов в школе. Новизна и практическая значимость заключается в том, что на сегодняшний день нет такого приложения, которое бы удовлетворяло всем необходимым критериям:

Бесплатность;

Отсутствие рекламы;

Возможность изменять формат и содержание заданий в любой момент;

Возможность задавать любые темы и их последовательность;

Простой и понятный функционал;

Доступность на любом устройстве.

Заказчик (потребитель) продукта: Приложение в данный момент активно используется на уроках русского языка в начальной школе для повторения пройденных тем и закрепления изучаемого материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Теоретический раздел.

Русский язык один из самых сложных языков в мире. Также, это основной язык, на котором говорят в нашей стране, поэтому очень важно знать основные правила и орфограммы русского языка, чтобы уметь правильно говорить. Но, многие правила могут вызывать затруднения как во время их изучения, так и при использовании. И очень важно их как можно чаще тренировать. Существует много правил русского языка, которые необходимо знать и проверять. Но есть те, которые нельзя не знать ни в коем случае, и именно их знание я планирую тренировать в своей программе.

Разделительный ъ

Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. (подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский). Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: (двухъярусный, трехъязычный).[2]

Разделительный ь

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.[4]

Непроизносимые согласные в корне слова

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук. Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо (Грустный — грустен, грустить, грусть; костный — косточка, кость, кости, окостенеть; яростный — в ярости, ярость).[5]

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Буквосочетания ЖИ–ШИ всегда пишутся с буквой и: животное, жизнь, машина, сшить.

Буквосочетания ЧА–ЩА пишутся с а, но не с буквой я: чаша, частый, щавель, прощаться.

Буквосочетания ЧУ–ЩУ пишутся с у, но не с буквой ю: чудо, чудесный, щуриться, щука.[3]

Правописание «не» с глаголами

Частица «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются (ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать), а также с приставкой «недо-» (недосолить, недоесть).[4]

Мягкий знак после шипящих в именах существительных

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак (мышь, печь, ложь, рожь). Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется (гараж, борщ, врач, нож). [4]

Парные согласные в корне слова

Как проверить парные согласные в корне?

Изменить форму слова:

1. изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.);

2. изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.);

3. заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?);

4. Подобрать родственное слово:

назвать ласково: сапожки — сапожок;

5. взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.);

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить. Например: автобус, вокзал, завтра.

2. Практический раздел

Для работы над проектом был составлен план.

На первом этапе я провел опрос и собрал необходимые сведения о тех правилах русского языка, которые вызывают наибольшие проблемы. Для этого с помощью программы Google Forms, я создал опрос, добавив в него самые распространённые правила, и провел его среди учеников 4-го класса, по результатам которого я выяснил, что чаще всего затруднения вызывают следующие правила (Приложение 1):

Разделительный ъ

Разделительный ь

Непроизносимые согласные в корне слова

Парные согласные в корне слова

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Правописание «не» с глаголами

Мягкий знак после шипящих в именах существительных

Именно эти правила в первую очередь я решил тренировать в своем приложении. Однако для того, чтобы добавить их в программу, мне было необходимо самому их повторить и прекрасно в них разбираться, чтобы не допускать ошибок. В этом мне помогли мой учитель по русскому языку и родители, которые повторяли со мной правила.

Выучив все необходимое, я придумал и создал макет приложения, которое я буду создавать. Макет я делал с помощью программы MS PowerPoint, т.к. там можно было даже добавить в макет некоторые функции, которые потом будут в программе. Например, ввод верного ответа.

Кроме того, в процессе подготовки макета я изучил, какие еще приложения и программы для проверки существуют, и которые можно было бы использовать. Мною были изучены такие программы и приложения, как «Будь грамотным», «Русский язык — грамотей», «Орфография», а также сайт «Тотальный диктант», (Приложение 2), а также несколько других, но все они имели различные недостатки, такие как:

Большинство приложений и программ либо платные, либо имеют встроенные платные функции и много рекламы;

У многих программ заранее заданный алгоритм проверки и одинаковые задания;

Почти ни у одной программы нельзя менять задания или проверяемые правила;

Разные программы могут быть недоступны на различных устройствах;

Непонятное или тяжелое управление.

После создания макета и разбора других решений, я приступил к процессу создания приложения. В качестве инструмента для создания приложения я выбрал программу для визуального программирования Scratch. В этой программе мне приходилось создавать программу посредством добавления спрайтов и создания к каждому спрайту кода. Сам же код я создавал с помощью специальных блоков, каждый из которых отвечает за отдельное действие. Также, главным героем и помощником я выбрал своё любимое животное – хомяка. Сама программа имеет простой и понятный функционал. Так, на стартовой странице есть список правил, которые можно проверить. Нажав на нужное правило, сначала появляется объяснение правила с примерами, а затем задание на проверку изученного правила. Сами правила для удобства размещены в виде картинок. Также в приложение есть возможность добавлять и изменять задания по проверяемым темам, что помогает сделать их более индивидуальными.

Кроме того, для создания списка правил, мне пришлось освоить программу Adobe Photoshop, в которой я создавал кнопки – изображения, которые затем загружаются в Scratch.

Результатом работы стало приложение в формате HTML (Приложение 3, Приложение 4), который можно открыть на любом компьютере, а сам проект был представлен на школьной научно-практической конференции. Сам файл я сконвертировал с помощью специального сайта https://sheeptester.github.io/htmlifier/. Для презентации самой работы был создан стендовый доклад в программе Publisher, что позволило выйти за рамки школьной программы и получить новый уровень владения персональным компьютером.

Заключение

Завершив работу над проектом, я:

Подробно изучил и закрепил некоторые основные правила русского языка;

Развил и закрепил свои навыки работы в среде программирования Scratch;

Научился делать опросы с помощью программы GoogleForms;

Провел опрос и подробно изучил его итоги, а также систематизировал их;

Закрепил навыки работы в MicrosoftOfficePowerPoint, а также научился делать плакаты в MicrosoftOfficePublisher, и конвертировать их в PDF;

Научился работать в программе AdobePhotoshop;

Получил навыки планирования работы;

Научился конвертировать файлы;

Работал с различными источниками информации.

Результат – готовая программа, в которой есть возможность проверить свое знание определенных правил русского языка.

Проект был выполнен в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.

Я смог почувствовать себя популяризатором науки, ведь важно не только знать самому, но и поделиться этим знанием с другими. Особенно это важно в моем проекте, т.к. он касается русского языка – главного и государственного языка в нашей стране. Разработанный материал после соответствующих дополнений может быть использован для учеников других классов, а значит, работа может быть продолжена.

Список используемых источников

Герасимович Н.Л., Все правила по русскому языку: для начальной школы - М.: Эксмо, 2019. - 224 с.

Сачкова Е.К., Все правила по русскому языку для начальной школы - М.: Букваленд, 2017. - 36 с.

ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (gramota.ru) // Грамота.ру // URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 16.12.2020).

Российский учебник// Корпорация «Российский учебник» // URL: rosuchebnik.ru // (дата обращения: 16.12.2020).

Тотальный диктант // Фонд «Тотальный диктант» // URL: https://totaldict.ru/education/never// (дата обращения: 16.12.2020).

Сайт для написания программы: URL: Scratch.mit.edu

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Ссылка на Файл

https://disk.yandex.ru/d/k7aFCtJklYGaDw

QR-code на ссылку

 

Ссылка на проект в Scarcth

https://scratch.mit.edu/projects/528179539

QR-code на проект

 
Просмотров работы: 36