ВВЕДЕНИЕ
История моей работы началась в сентябре 2020 года. Мой учитель по русскому языку, узнав, что я занимаюсь программированием после уроков, попросила создать программу, с помощью которой можно было бы проверить знание правил русского языка. Далеко не у всех моих одноклассников получается с первого раза запоминать правила русского языка, и их приходится часто повторять. Например, сложно запоминать слова-исключения, или правильные суффиксы и т.д. С целью помочь одноклассникам, я решил создать программу, которая бы помогала им и мне лучше запоминать и повторять те правила, которые мы изучаем на уроках в школе. Кроме того, играть в такую игру было бы гораздо интереснее, чем просто читать правила в учебнике.
Целью данной работы было создание программы для проверки и её распространение среди учеников школы для дальнейшего использования. Материалы данной работы могут использоваться в курсе информатики как начальной, так и средней школы, при изучении раздела программирования, а также в курсе русского языка при закреплении изучаемых правил, во внеурочной деятельности.
В ходе работы над проектом я узнал много новой и интересной информации о работе с программой Scratch, с другими программами, а также гораздо лучше познакомился с некоторыми правилами русского языка. Этой информацией я захотел поделиться с одноклассниками, учениками, учителями и родителями. Эта работа позволила мне выйти за пределы материала, изучаемого на уроках «Информатики и ИКТ», а также на уроках Русского языка.
Работа над проектом проводилась поэтапно в соответствии с планом, с 25 октября 2020 по 5 марта 2021 года.
При работе над проектом: подробно изучены различные источники информации, создан шаблон программы, в соответствии с которыми был оформлен итоговый материал, а также планируется расширение возможностей приложения. Текст работы содержит теоретический материал по теме «Русский язык», полное описание работы над проектом и создание программы.
Результаты работы над проектом позволяют сделать вывод, что, во-первых, после соответствующих корректировок собранный материал может быть использован для учеников не только начальной, но и средней школы.
Постановка проблемы.
Повышение уровня знаний учеников по русскому языку для его успешного освоения в начальной школе
Цель: - создание программы для проверки знания правил по русскому языку
Задачи:
Проведение опроса, какие правила вызывают наибольшие проблемы при изучении;
Анализ итогов опроса. Определение наиболее проблемных правил
Изучение и отработка необходимых правил
Создание макета приложения для проверки правил русского языка
Создание приложения с помощью программы Scratch
Проверка и отладка получившегося приложения
Внесение корректировок в готовое приложение
Презентация работы, сдача проекта.
Актуальность работы:
Актуальность работы заключается в возможности закреплять и актуализировать знания по русскому языку – одному из самых важных предметов в школе. Новизна и практическая значимость заключается в том, что на сегодняшний день нет такого приложения, которое бы удовлетворяло всем необходимым критериям:
Бесплатность;
Отсутствие рекламы;
Возможность изменять формат и содержание заданий в любой момент;
Возможность задавать любые темы и их последовательность;
Простой и понятный функционал;
Доступность на любом устройстве.
Заказчик (потребитель) продукта: Приложение в данный момент активно используется на уроках русского языка в начальной школе для повторения пройденных тем и закрепления изучаемого материала.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретический раздел.
Русский язык один из самых сложных языков в мире. Также, это основной язык, на котором говорят в нашей стране, поэтому очень важно знать основные правила и орфограммы русского языка, чтобы уметь правильно говорить. Но, многие правила могут вызывать затруднения как во время их изучения, так и при использовании. И очень важно их как можно чаще тренировать. Существует много правил русского языка, которые необходимо знать и проверять. Но есть те, которые нельзя не знать ни в коем случае, и именно их знание я планирую тренировать в своей программе.
Разделительный ъ |
Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. (подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский). Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: (двухъярусный, трехъязычный).[2] |
Разделительный ь |
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами. Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.[4] |
Непроизносимые согласные в корне слова |
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук. Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо (Грустный — грустен, грустить, грусть; костный — косточка, кость, кости, окостенеть; яростный — в ярости, ярость).[5] |
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу |
Буквосочетания ЖИ–ШИ всегда пишутся с буквой и: животное, жизнь, машина, сшить. Буквосочетания ЧА–ЩА пишутся с а, но не с буквой я: чаша, частый, щавель, прощаться. Буквосочетания ЧУ–ЩУ пишутся с у, но не с буквой ю: чудо, чудесный, щуриться, щука.[3] |
Правописание «не» с глаголами |
Частица «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются (ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать), а также с приставкой «недо-» (недосолить, недоесть).[4] |
Мягкий знак после шипящих в именах существительных |
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак (мышь, печь, ложь, рожь). Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется (гараж, борщ, врач, нож). [4] |
Парные согласные в корне слова |
Как проверить парные согласные в корне? Изменить форму слова: 1. изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.); 2. изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.); 3. заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?); 4. Подобрать родственное слово: назвать ласково: сапожки — сапожок; 5. взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.); Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить. Например: автобус, вокзал, завтра. |
2. Практический раздел
Для работы над проектом был составлен план.
На первом этапе я провел опрос и собрал необходимые сведения о тех правилах русского языка, которые вызывают наибольшие проблемы. Для этого с помощью программы Google Forms, я создал опрос, добавив в него самые распространённые правила, и провел его среди учеников 4-го класса, по результатам которого я выяснил, что чаще всего затруднения вызывают следующие правила (Приложение 1):
Разделительный ъ
Разделительный ь
Непроизносимые согласные в корне слова
Парные согласные в корне слова
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Правописание «не» с глаголами
Мягкий знак после шипящих в именах существительных
Именно эти правила в первую очередь я решил тренировать в своем приложении. Однако для того, чтобы добавить их в программу, мне было необходимо самому их повторить и прекрасно в них разбираться, чтобы не допускать ошибок. В этом мне помогли мой учитель по русскому языку и родители, которые повторяли со мной правила.
Выучив все необходимое, я придумал и создал макет приложения, которое я буду создавать. Макет я делал с помощью программы MS PowerPoint, т.к. там можно было даже добавить в макет некоторые функции, которые потом будут в программе. Например, ввод верного ответа.
Большинство приложений и программ либо платные, либо имеют встроенные платные функции и много рекламы;
У многих программ заранее заданный алгоритм проверки и одинаковые задания;
Почти ни у одной программы нельзя менять задания или проверяемые правила;
Разные программы могут быть недоступны на различных устройствах;
Непонятное или тяжелое управление.
После создания макета и разбора других решений, я приступил к процессу создания приложения. В качестве инструмента для создания приложения я выбрал программу для визуального программирования Scratch. В этой программе мне приходилось создавать программу посредством добавления спрайтов и создания к каждому спрайту кода. Сам же код я создавал с помощью специальных блоков, каждый из которых отвечает за отдельное действие. Также, главным героем и помощником я выбрал своё любимое животное – хомяка. Сама программа имеет простой и понятный функционал. Так, на стартовой странице есть список правил, которые можно проверить. Нажав на нужное правило, сначала появляется объяснение правила с примерами, а затем задание на проверку изученного правила. Сами правила для удобства размещены в виде картинок. Также в приложение есть возможность добавлять и изменять задания по проверяемым темам, что помогает сделать их более индивидуальными.
Кроме того, для создания списка правил, мне пришлось освоить программу Adobe Photoshop, в которой я создавал кнопки – изображения, которые затем загружаются в Scratch.
Результатом работы стало приложение в формате HTML (Приложение 3, Приложение 4), который можно открыть на любом компьютере, а сам проект был представлен на школьной научно-практической конференции. Сам файл я сконвертировал с помощью специального сайта https://sheeptester.github.io/htmlifier/. Для презентации самой работы был создан стендовый доклад в программе Publisher, что позволило выйти за рамки школьной программы и получить новый уровень владения персональным компьютером.
Заключение
Завершив работу над проектом, я:
Подробно изучил и закрепил некоторые основные правила русского языка;
Развил и закрепил свои навыки работы в среде программирования Scratch;
Научился делать опросы с помощью программы GoogleForms;
Провел опрос и подробно изучил его итоги, а также систематизировал их;
Закрепил навыки работы в MicrosoftOfficePowerPoint, а также научился делать плакаты в MicrosoftOfficePublisher, и конвертировать их в PDF;
Научился работать в программе AdobePhotoshop;
Получил навыки планирования работы;
Научился конвертировать файлы;
Работал с различными источниками информации.
Результат – готовая программа, в которой есть возможность проверить свое знание определенных правил русского языка.
Проект был выполнен в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.
Я смог почувствовать себя популяризатором науки, ведь важно не только знать самому, но и поделиться этим знанием с другими. Особенно это важно в моем проекте, т.к. он касается русского языка – главного и государственного языка в нашей стране. Разработанный материал после соответствующих дополнений может быть использован для учеников других классов, а значит, работа может быть продолжена.
Список используемых источников
Герасимович Н.Л., Все правила по русскому языку: для начальной школы - М.: Эксмо, 2019. - 224 с.
Сачкова Е.К., Все правила по русскому языку для начальной школы - М.: Букваленд, 2017. - 36 с.
ГРАМОТА.РУ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (gramota.ru) // Грамота.ру // URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 16.12.2020).
Российский учебник// Корпорация «Российский учебник» // URL: rosuchebnik.ru // (дата обращения: 16.12.2020).
Тотальный диктант // Фонд «Тотальный диктант» // URL: https://totaldict.ru/education/never// (дата обращения: 16.12.2020).
Сайт для написания программы: URL: Scratch.mit.edu
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Ссылка на Файл |
https://disk.yandex.ru/d/k7aFCtJklYGaDw |
QR-code на ссылку |
|
Ссылка на проект в Scarcth |
https://scratch.mit.edu/projects/528179539 |
QR-code на проект |