Рождённые в пандемию (неологизмы периода пандемии COVID-19)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Рождённые в пандемию (неологизмы периода пандемии COVID-19)

Копырин Ю.Д. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Деева О.М. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»,
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах

моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий,

могучий, правдивый и свободный русский язык!

И.С.Тургенев

Введение

В 2020 году весь мир ужаснулся, узнав, что человечеству угрожает смертельная опасность-эпидемия нового вируса, до того дня неизвестного учёным.Всемирная организация здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease 2019").

Столкнувшись с пандемией, люди 21 века начали искать обозначения предметам, действиям, признакам, появившимся в связи с COVID-19. Мы столкнулись с новыми вызовами. Новая лексика пандемии коронавируса является наиболее ярким отражением процесса образования неологизмов массовым сознанием. Слушая репортажи журналистов, общаясь со сверстниками, читая статьи в Интернете, я понял, что значение многих слов мне непонятно. У меня появилось желание не только узнать значение неологизмов, но и понять, как они образовались. Так родилась тема моего проекта «Рожденные в пандемию».

Актуальность данного проекта очевидна. По результатам анкетирования, проведенного среди учителей и учащихся средних и старших классов школы «Президент», мы пришли к пониманию того, что неологизмы, возникшие в период пандемии, являются для многих непонятными словами и что назрела необходимость в анализе новой лексике и создании «Словаря эпохи коронавируса».

Объект исследования: лексикапериода пандемии COVID-19 2020 года. Предмет исследования: неологизмы периода пандемии COVID-19 в 2020 году.

Цель исследования: изучить разговорную лексику периода пандемии COVID-19, выявить неологизмы и проанализировать особенности их образования и употребления в речи. Создать «Словарь эпохи коронавируса».

Задачи исследования:

1. Изучить термин «неологизмы», используя научную литературу, Интернет-ресурсы.

2. Выявить неологизмы периода пандемии COVID-19 2020 года.

3. Исследовать специфику образования неологизмов периода пандемии COVID-19 2020 года.

4. Определить, какие части речи преобладают в неологизмах периода пандемии COVID-19 2020 года.

5. Определить, какие способы словообразования преобладают в неологизмах периода пандемии COVID-19 2020 года.

6. Провести социолингвистическое исследование среди учителей и учащихся школы «Президент».

7. Оформить полученные результаты в виде презентации.

8. Создать «Словарь эпохи коронавируса».

Основные этапы и организация исследования:

определили тему исследования, подобрали соответствующую научную литературу, среди которой книга   Лопатина В.В. «Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования», где рассматриваются новые слова, вызванные к жизни общественными потребностями, развитием науки, культуры. Автор показывает, как в создании новых слов, обогащающих словарный состав языка, проявляются законы русского словообразования. Монография Земской Е.А. «Активные процессы современного словопроизводства. Русский язык конца XX столетия, где рассматриваются активные процессы, происходящие в русском языке на рубеже XX—XXI столетий.

сформулировали цель исследования по выбранной теме, поставили задачи;

определили объект и предмет исследования, выдвинули гипотезу;

выбрали методы исследования для решения поставленных задач;

провели исследование, анкетирование, сделали анализ и обобщили результаты

создали «Словарь эпохи коронавируса»

подготовили презентацию PowerPoint «Рождённые в пандемию».

Теоретический раздел

Глава 1. Теоретические аспекты неологии как науки

Неология как наука

Язык постоянно меняется. Это связано с тем, что лексический состав, связан с процессами, происходящими в мире. Так как язык отвечает за общение, понимание, то он фиксирует изменения, происходящие во всех сферах жизни и деятельности людей, в мировоззрении.

Неология считается новой наукой, несмотря на то, что уже в античном языкознании поднимался вопрос о новом слове. Во второй половине XX века началось бурное развитие этой отрасли лексикологии.

В толковом словаре Ефремовой Т.Ф. дается такое определение неологии – «раздел языкознания, занимающийся изучением неологизмов (их разновидностей, способов образования, сфер употребления и т.п.)»[4, стр.87].

Новое слово проходит несколько стадий социализации: принятие его в обществе и закрепление в языковой системе. Первая – распространение егосредимасс.Вторая - принятие слова носителями языка. Потом идет процесс лексикализации, а затем – приобретение навыков адекватного употребления нового слова. Принятие слова в обществе и закрепление его в языковой форме происходят через взаимодействие людей.

Понятие неологизма  в современной лингвистике

Слово «неологизм» было заимствовано из французского языка, и появилось в английском языке в 1803 году. В российской лингвистике термин «неологизм» впервые появился в первом русском словаре иностранных слов Н. М. Яновского в 1803 г. Он определяет неологию как науку, задачей которой является «составление, изобретение и употребление новых слов».

Российские ученые и лингвисты в разное время занимались вопросами неологии: В. Г. Гак, Э. М. Медникова, Н. З. Котелова, В. И. Заботкина, Е. С. Кубрякова, Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия, А. А. Уфимцева.

В современной лингвистике нет единого подхода к пониманию термина «неологизм».

Известный российский лингвист-русист Н. М. Шанский дает следующее определение новым словам: «Неологизмы − это слова, которые, появившись в языке в качестве определенных значимых единиц, еще не вошли в активный словарный запас языка. Они до тех пор лишь и остаются неологизмами, пока окончательно не освоятся и не вольются в активный запас лексики, пока воспринимаются как слова, имеющие оттенок свежести и необычности»[9, с. 158].

Другие лингвисты и исследователи утверждают, что неологизмам следует вести отсчет лишь с появлением ракет, персональных компьютеров, ядерных боеголовок, даже проблем окружающей среды, внедрением в повседневную жизнь человека бизнеса, маркетинга и средств массовой информации.

В качестве отличительных признаков языковых неологизмов можно назвать следующие: 1) отсутствие непосредственной связи с конкретным творцом; 2) постепенное вхождение в систему языка как необходимого для номинации нового явления элемента

В своей работе мы будем придерживаться определения, в котором отмечается, что неологизмы - это новые слова либо фразеологические обороты, воспринимаемые говорящими как новые, и образующиеся с использованием словообразовательных моделей, свойственных данному языку.

Классификация неологизмов

Изучая научную литературу, мы узнали, что по источнику появления неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.

По виду языковой единицы неологизмы делятся на:

Неолексемы - это новые слова, которые появились в результате заимствования из других языков.

Неофраземы - это новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов.

Неосемемы - это новые значения старых слов и фразеологизмов.

Мы выявили, что по способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные, семантические.

К неологизмам-заимствованиям относят слова и фразеологизмы, которые были перенесены из одного языка в другой (мониторинг).

К словообразовательным неологизмам относят неологизмы, которые образованны по моделям русского словообразования: аббревиатуры (ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика); сложные слова (шоу-бизнес); простые производные слова (видеоиндустрия). Это самая многочисленная и разнородная группа новообразований.

К семантическим неологизмам относят старые слова и фразеологизмы, у которых появились новые значения. Семантические неологизмы составляют примерно 9% от числа всех инноваций русского языка последних лет.

Таким образом, используя научную литературу, Интернет-ресурсы, мы изучили термин «неологизм» и пришли к выводу, что в основе классификации неологизмов могут быть различные признаки. По виду языковой единицы неологизмы делятся на неолексемы, неофраземы и неосемемы. По степени новизны новообразования делятся на абсолютные и относительные. По способу образования неологизмы делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические.

§2 Исследование неологизмов периода пандемии COVID-19 2020 года

Виды неологизмов периода пандемии COVID-19

В русский язык из-за пандемии активно вошли такие оригинальные однословные наименования как карантье, ковидиоты, коронойя, корониалы, ковид-диссидент, коронаскептики,

У некоторых слов развились новые значения. "Например, теперь при слове "корона" большинство из нас даже не подумает о головном уборе, олицетворяющем когда-то символ власти. За этот год "корона" стала прямым олицетворением вируса, а "коронованные" - это переболевшие люди.

По источнику появления неологизмы периода COVID-19 являются общеязыковыми.

В своем исследовании мы изучили 68 единиц неологизмов.

2.1. Виды неологизмов по частиречной принадлежности.

По частиречной принадлежности в лексике периода пандемии 2020 года выделяются 3 группы неологизмов.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Безмасочник

Коранованный

Зумиться

Голомордые

Коронафейковый

Короноваться

Дистант

Ковидный

Туториалиться

Думскроллинг

Красная зона

 

Дистанционка

Пузырный

 

Застрянцы

Удалённый

 

Зумбомбинг

Фудпорный

 

Изо

   

Изо-тренд

   

Изо-фуд

   

Инфодемия

   

Карантинкулы

   

Карантини

   

Карантикулы

   

Карантиндер

   

Карантинка

   

Карантин-шейминг 

   

Карантье

   

Ковид

   

Ковидео

   

Ковидиот

   

Ковид‑диссидент

   

Корона

   

Коронапсихоз

   

Коронаскептики

   

Коронаэнтузиасты

   

Ковидарность

   

Ковидник

   

Контагиозность

   

Контактёры

   

Конфа

   

Коронагеддон

   

Корниалы

   

Коронойя

   

Коронопаника

   

Коронофобия

   

Коронофейк

   

Локдаун

   

Маскобесие

   

Масочник

   

Мукбанг

   

Наружа

   

Погулянцы

   

Псевдопрививка

   

Псевдопандемия

   

Пузырь

   

Режим ХЗ

   

Расхламинго

   

Сидиомцы

   

Санитайзер

   

Самоизоляция

   

Удалёнка

   

Шашлынчики

   

Проведенное исследование показывало, что больше всего неологизмов, появившихся в период пандемии 2020 года, выражены именем существительным. Мы подсчитали, что на 68 слов приходится 50 имени существительных. Они составляют около 83,3% всех неологизмов.

Неологизмов - прилагательных нами было выделено - 7 единиц.

Неологизмов – глаголов – 3 единицы.

Вывод: Это означает, что почти каждое второе новое слово, созданное в период эпидемии 2020 года, представляет собой имя существительное, обозначает предмет или понятие, отвечающие на вопросы "кто?" или "что?

2.2. Виды неологизмов по виду языковой единицы

По виду языковой единицы мы выделили неологизмы периода COVID-19:

Неолексемы - это новые слова, являющиеся результатом заимствования:

Мукбанг – из корейского - трансляция еды

Суперспредер – из английского – люди, которые не соблюдают режим самоизоляции

Думскроллинг - из английского -

Фудпорн - из английского – аппетитная еда

Неофраземы - это новые фразеологизмы и устойчивые сочетания слов с формирующейся идиоматичной семантикой, или аналитические сочетания.

Диванные вирусологи – люди, не имеющие никакого отношения к изучению вирусов и даже медицине в принципе, однако с уверенностью выдающие информацию о новом вирусе.

Красная зона – зона с повышенным распространением коронавируса, в результате чего в ней вводят повышенные эпидемиологические ограничения.

Неосемемы - это новые значения старых слов и фразеологизмов.

Изо –— нет, это не изобразительное искусство. Это сокращение слова “изоляция”. Сегодня под хештегом #изо публикуют посты в Instagram, смысл которых “жизнь в изоляции”: например, изо-фуд (кулинарные рецепты во время изоляции) или изо-тренды (мода либо макияж во время самоизоляции).

Корона, коронованные, короноваться. При слове "корона" большинство из нас даже не подумает о головном уборе, олицетворяющем когда-то символ власти. За этот год "корона" стала прямым олицетворением вируса, а "коронованные" - это переболевшие или в данный момент болеющие коронавирусом люди".

Пузырь –в словаре Ушакова этонаполненная каким-либо газом область (обычно округлой формы), ограниченная стенками из какой-либо жидкости, выпуклость. В период эпидемии COVID-19 так называют ситуацию, когда спортивная лига возобновляет деятельность внутри карантинной зоны.

До н.э. - в период пандемии расшифровка но́вая э́ра (текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям ) получила новое значение : до начала эпидемии. Здесь отлично обозначена барьерность нашего времени.

Вывод: Проведённые исследования показали, чтопо виду языковой единицы больше всего неологизмов периода пандемии COVID-19образованы способом неосемемы, когда старым словам и фразеологизмам даются новые значения.

2.3. Виды неологизмов по способу словообразования

В современном русском языке существуют два основных способа образования слов: морфологический и неморфологический.

Морфологический способ образования – ведущий способ образования слов в русском языке. Морфологический способ образования слов происходит при помощи морфем. Также этот способ подразделяется на типы морфологического словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, безаффиксный и сложение.

Исследованные нами неологизмы периода пандемии COVID-19 появились прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Префиксальный способ образования нового слова путем прибавления к производящей основе приставки в исследованных нами неологизмах не встречался.

Псевдопандемия – псевдо + пандемия (ПСЕВДО... (от греч. pseudos - ложь), приставка, означающая: «ложный», «мнимый»

Псевдопрививка – псевдо + прививка . Так называют прививку от вируса Covid-19 те, кто верит, что это пустышка.

Суффиксальный способ образования нового слова путем прибавления к производящей основе суффикса встретился в следующих словах:

Дистанционка – дистант + онк.

Короноваться – короновать + ся. глагол происходит от сленгового названия вируса “корона”.

Ковидник — ковид + ник.

Бессуффиксный (безаффиксный) - образование производного слова посредством нулевого суффикса.

Дистант – дистанционный. Слово, возникшее путем усечения суффикса -онн. Это производное от “дистанционного обучения” или дистанционки.

Конфа – конференция. Слово, возникшее путем усечения корня.

Префиксально-суффиксальный способ – образование нового слова путем одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: 1 слово

Безмасочник - без + маска + ник.

Сложение – это такой способ образования слов, при котором две или более основы объединяются в одно слово.

Карантикулы – слово, возникшее путем объединения слов «карантин» и «каникулы».

Ковидео - слово, возникшее путем объединения слов ковид+видео. Это видео о жизни в самоизоляции. ковид+видео.

Коронаэнтузиасты – корон+энтузиаст; создано путём слияния слов коронавирус и энутзиасты.

Думскроллинг – дум+скроллинг; от глагола «скролить», используемого в нашей речи и переводиться как “листать”, и английскоего слова doom, которое переводится переводится как “гибель”.

Карантикулы – карантин+каникулы; возникло путем объединения слов «карантин» и «каникулы».

Карантиндер – карантин+тиндер; создано путём слияния слова «карантин» и названия известного приложения для знакомств Tinder.

Карантинка – карантин+картинка; создано слиянием слов карантин и картинка.

Ковидео – ковид+видео; создано слиянием слов ковид и видео.

Ковидиот – ковид+идиот; создано объединением слов ковид и идиот.

Коронаскептики – корона+скептик; создано слиянием слов коронавирус и скептики.

Коронаэнтузиасты – корон+энтузиаст; создано путём слияния слов коронавирус и энутзиасты.

Контактёры – конт+актёр; создано объединением слов контакт и актёр.

Коронагедон – корона+гедон; создано слиянием слов коронавирус и армагедон.

Коронопаника – корон+паника; создано слиянием слов коронавирус и паника.

Коронафобия – корона+фоб; создано слиянием слов коронавирус и фобия.

Коронафеки – корона+фейки; создано путём слиянием слов

Выводы: Проведённые исследования показали, что больше всего неологизмов периода пандемии COVID-19образованы способом сложения. На 65 единицы 67 % образованы способом сложения.

Глава 3. Результаты социолингвистического исследования

Составление «Словаря эпохи коронавируса».

Следующим этапом работы над проектом было анкетирование. Среди учителей и учащихся средних и старших классов школы «Президент» нами было проведено анкетирование «Карантинная лексика». Было опрошено 82 человека разного возраста: 72 -  школьники от 12 до 16 лет (5-11 классы), 10 человек – взрослые люди в возрасте от 25 до 60 лет. Им было предложено объяснить значение некоторых неологизмов, возникших в период пандемии 2020: ковидео, конфа, контакктёры, зумиться, застрянцы, изо, пузырный, до н.э…

Это анкетирование показало, что более 85% не могут определить значение тех или иных неологизмов, возникших в период пандемии COVID-19; 15% затруднились в определении значений неологизмов. А так как в нашей школе учатся очень любознательные дети, то мгновенно сыпались вопросы и желание узнать значения новых слов.

Самым «непонятным» словом оказалось «изо». Все ответы были одинаковы: ИЗО - изобразительное искусство. И очень удивлялись, когда узнавали значение слова «сокращение слова “изоляция”.

  Самым «лёгким» оказались слова, которые образованы способом сложения и значение слов, входящих в неологизм, было известно раньше: карантикулы, коронаэнтузиасты, коронаскептики… Приблизительно правильное значение дали 95 %.

  По результатам данного анкетирования можно сделать вывод, что неологизмы, возникшие в период пандемии, являются для многих непонятными словами.

Поэтому встал вопрос о создании«Словаря эпохи коронавируса». В нем мы собрали неологизмы периода пандемии COVID-19. Значимость этой работы состоит в том, что данный словарь поможет преодолеть трудности в понимании неологизмов. Данный словарь можно использовать для обогащения словарного состава как на уроках русского языка, так и на факультативных занятиях. (см. Приложение)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании мы рассмотрели понятия неологизма и его историю, рассмотрели определения разных ученых. Выделили факторы, влияющие на образование неологизмов. Мы установили основные способы образования неологизмов и рассмотрели каждый из них подробно. Мы выделили модели словообразования.

Исходя из полученных исследований, мы можем сделать вывод о том, что:

1. В связи с пандемией COVID-19 словарный запас русского языка стремительно пополнился новыми словами;

2. В частиречной принадлежности имена существительные являются самым продуктивным классом неологизмов. Они составляют 79% от общего числа исследованных нами единиц. Прилагательные – 12%, глаголы - 5%, словосочетания - 3 %, Таким образом, мы можем говорить о том, что в словотворчестве периода пандемии COVID-19 чаще образовывались имена существительные.

2. Среди способов словообразования доминирует сложение. Этот способ составляет 56%, префиксальный - 4 %. Префиксально-суффиксальный способ - 2%, суффиксальный - 36%, бессуффиксный - 2%.

3. В результате исследования можно сделать вывод о том, что неологизмы обогащают язык, но кроме этого создают и определенные трудности. Проблема осмысления и перевода новых слов связана с тем, что словари не успевают за словообразованием. Итогом работы стал составленный мною краткий «Словарь эпохи коронавируса». Неологизмы периода пандемии COVID-19», который позволит преодолеть трудности в понимании неологизмов.

4. И закончить хотелось бы словами великого русского писателя: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»  Все помнят это знаменитую цитату Ивана Сергеевича Тургенева, но мало кто задумывается о том, что это не высокие слова, язык действительно помогает нам в трудной ситуации. Недаром именно в эти моменты появляются новые слова, люди начинают играть с языком, шутить, каламбурить, и это помогает снять напряжение в обществе. Так, мы определили еще одну неоспоримо положительную функцию неологизмов: они помогают человеку пережить трудности. И это вселяет в меня надежду на то, что живой и свободный русский язык не даст нам впасть в отчаяние: «Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» 

Спасибо за внимание. Желаю всем здоровья. Берегите себя.

Список использованной литературы

1. Антонова О.А. На каком языке мы говорим? - Русский язык в школе.- М., 2005, №4. – 79с.

2. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке.– М.: Просвещение, 1973. – 205 с.

3. Будагов Р.А. Слово и его значение. - М.: Добросвет, 2003. – 64 с.

4. Т. Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 томах – М.:  Дрофа, 2000. – 1232с.

5. Волков С.С., Сенько Е.В. Неологизмы и внутренние стимулы языкового развития. - М.: Наука, 2008. - 177 с.

6. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства. Русский язык конца XX столетия. - М.: Флинта, 1996. – 650с.

7. Лопатин В.В. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. - Л.: Наука, 1978. - 152 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:

80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. 4-е изд., дополненное. – М.: Технологии, 2003.- 938 с.

9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Либроком, 1964.-423с.

10.Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. – 351 с.

Интернетресурсы

Бесплатная электронная Интернет-библиотека по всем областям знаний. - Режим доступа: http://window.edu.ru/unilib/

Philology.ru. - Режим доступа: http://www.philology.ru/

Библиотека Гумер. - Режим доступа: https://www.gumer.info/

Приложение 1 Социолингвистическое исследование

Анкетирование «Карантинная лексика»

Знаете ли вы, что такое неологизмы? ________________________________

Считаете ли вы слова конфа, дистант, псевдопрививка, карантикулы неологизмами? _________________________________________________

Знаете ли вы значение таких слов

Изо-_________________________________________________________

Корона _______________________________________________________

Дистант _______________________________________________________

Карантикулы _____________________________________________________

Безмасочник _____________________________________________________

Коронафейки ____________________________________________________

Ковидео ________________________________________________________

Короноэнтузиасты ________________________________________________

Ковидник _____________________________________________________

Инфодемия _______________________________________________________

Застрянцы ________________________________________________________

Погулянцы _______________________________________________________

Наружа __________________________________________________________

Мукбанг ________________________________________________________

Режим ХЗ ________________________________________________________

До н.э. ___________________________________________________________

Расхламинго ______________________________________________________

если да, то поясните, что они обозначают.

Нужен ли Вам словарь, чтобы определить значение слов, возникших в пандемию?

________________________________________________________________

Приложение 2

Словарь эпохи коронавируса

Неологизмы периода пандемии Covid-19

2021

Школа «ПРЕЗИДЕНТ»

Данный словарь является продуктом работы над проектом «Рождённые в пандемию. (Неологизмы периода пандемии COVID-19)». В него включены слова, в определении лексического значения которых многие могут испытывать затруднения.

Данный словарь поможет лучше ориентироваться в происходящем, адаптироваться к новым условиям жизни и понимать собеседника.

Б

Безмасочник - человек, который не носит маску, чтобы защититься от вируса.

Г

Голомордые - люди, у которых на лицах нет масок.

Д

Диванные вирусологи — люди, не имеющие никакого отношения к изучению вирусов и даже медицине в принципе, однако с уверенностью выдающие информацию о новом вирусе.

Дистант — это производное от “дистанционного обучения” или дистанционки. Дистант — домашняя форма обучения школьников и студентов под контролем педагога. При дистанционном обучении онлайн-уроки и контроль знаний под наблюдением преподавателя обязательны .

Дистанционка – то же, что и дистант. См дистант.

До н.э. - до начала эпидемии. Здесь отлично обозначена барьерность нашего времени.

Думскроллинг — глагол “скролить” давно используется в нашей речи и переводится как “листать”. Английское слово doom переводится как “гибель”. Под думскроллингом сегодня подразумевается зависимость человека от постоянного поиска и чтения негативных новостей о коронавирусе.

Зумиться — проводить видеовстречу по сервису видеоконференций Zoom или, в более поздний период пандемии, по любому другому сервису видеосвязи. Участники видеовстреч в Zoom также называются зумеры.

Зумбомбинг — внезапное появление родственников или домашних животных во время видеовстречи по Zoom, а также срыв онлайн-уроков пранкерами.

И

Изо — нет, это не изобразительное искусство. Это сокращение слова “изоляция”. Сегодня под хештегом #изо публикуют посты в Instagram, смысл которых “жизнь в изоляции”: например, изо-фуд (кулинарные рецепты во время изоляции) или изо-тренды (мода либо макияж во время самоизоляции).

Изо – тренд – мода, макияж во времясамоизоляции

Изо- фуд - кулинарные рецепты во время изоляции

Инфодемия — информационный шум на тему коронавируса, в основном негативные и фейковые новости о Covid-19. Образовано путем словослияния «информации» и «пандемии», по образцу кэрроловских слов-бумажников.

К

Карантикулы — слово, возникшее путем объединения слов «карантин» и «каникулы». Период нерабочих дней, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным. Также употребляется в значении имитации отпуска в условиях самоизоляции

Карантиндер — создано путем слияния слова «карантин» и названия известного приложения для знакомств Tinder, обозначает поиск спутника жизни в эпоху самоизоляции в интернете.

Карантини — «карантин» плюс «мартини» — и получился и напиток, и событие. Напиток — любой алкоголь, который вы будете употреблять во время онлайн-вечеринки с вашими друзьями в Zoom. Событие — сама видеовстреча с друзьями с обязательным употреблением алкоголя и едой.

Карантинка — картинка из карантина, фото вашего пребывания в самоизоляции.

Карантин-шейминг — порицание людей, нарушающих режим самоизоляции, и агрессия в их сторону.Это выражение образовалось благодаря слиянию двух слов “шейминг” от английского shame — “позор” и “карантин”. Под карантин-шеймингом подразумевают публичную травлю человека за несоблюдение карантинных мер. Например, за отказ надеть маску в торговом центре или соблюдать требование социальной дистанции может начаться скандал с последующей дракой. 

Карантье — «карантин» плюс «рантье». Человека, который сдает свою собаку другим для прогулок в момент, когда были разрешены только прогулки с собаками.

Ковидео — по аналогии с карантинками, ковидео — это видео о жизни в самоизоляции.

Ковидиот — обозначает либо человека, который пренебрегает опасностью заражения и не принимает никаких мер против инфекции, либо того, кто слишком серьезно и даже параноидально относится к пандемии и, например, скупает горы туалетной бумаги и тонны гречки.

Ковид‑диссидент - разновидность ковидиота. Есть ВИЧ/СПИД-диссиденты — странные люди, которые считают, что ВИЧ не существует, а лекарствами фармкомпании и правительство просто травят людей. По аналогии с ними назвали отрицателей коронавируса — тех, кто утверждает, что его нет, люди болеют чем‑то другим или не болеют вовсе, а Билл Гейтс под прикрытием несуществующей эпидемии хочет всех чипировать.

Коронаскептики - у них, как и у диссидентов, нет полного доверия к информации, которую дают официальные источники. Коронаскептики, как правило, не поддерживают теории заговора, но считают, что масштаб проблемы преувеличен, жёсткие меры не нужны, самоизолироваться или нет — личное дело каждого.

Коронаэнтузиасты - это противники скептиков и диссидентов. Коронаэнтузиасты ратуют за самоизоляцию и маски и ведут горячие споры, убеждая других поступать так же.

Ковидарность - всплеск добра, сочувствия и солидарности во времена COVID‑19. Во время эпидемии многие оказались в беде — заболели, остались без денег, не могли сами купить себе продукты. Но нашлись и те, кто пришёл на помощь: волонтёры ходили за покупками для пожилых людей, соседи приносили еду для запертых на карантин, ресторанные сети бесплатно кормили врачей, юристы проводили консультации.

Ковидный / ковидник — больной Covid-19. Слово «ковидный» имеет пренебрежительно‑брезгливый оттенок, поэтому использовать его лучше с осторожностью.

Контагиозность — этот медицинский термин пришел в общенародный лексикон вместе с пандемией. Говоря простым языком, контагиозность — это заразительность. Вирус, вызывающий заболевание Covid-19, считается контагиозным.

Контактеры — люди, которые были в контакте с больными Covid-19, но сами не подхватили вирус.

Конфа — это слово получило распространенность благодаря удаленной работе и переводится, как “конференция” или “общий чат на определенную тему”. Конфа может проходить не только в виде переписки, но и при помощи голосовых сообщений.

Коронагеддон — Армагеддон в эпоху коронавируса.

Корониалы — по аналогии с миллениалами, дети, которые родятся в результате длительного пребывания пар в самоизоляции.

Коронапаника - это про реакцию людей на пандемию. Про закупку фуфломицинами, упаднические прогнозы, распространение фейков, попытки окопаться в шалаше в лесу или вырыть погреб и доверху набить его гречей и туалетной бумагой.

Корона - прямое олицетворение вирусаCovid-19.

Коронованный – человек, заразившийся вирусом Covid-19.

Короноваться — этот глагол происходит от сленгового названия вируса “корона”. Под ним подразумевается — сдать тест на Covid-19.

Коронойя — слово образовано по аналогии с паранойей. Такое заболевание приписывают людям, которые шарахаются от чихающих и кашляющих, боятся здороваться за руку и литрами выливают на себя антисептик.

Коронафобия — патологический страх людей заразиться коронавирусом, который приводит к неадекватным поступкам тех, кто поддался панической атаке. История в Новых Санжарах — яркий пример коронафобии.

Коронафейки - это фальшивые новости, которые пышно произрастают в социальных сетях и мессенджерах на фоне общей тревожности и неопределённости. Сюда относятся и упомянутые выше байки о Билле Гейтсе и вышках 5G, и панические сообщения о том, что грабители, представившись дезинсекторами, усыпляют людей газом, и просто непроверенные сведения.

Красная зона — зона с повышенным распространением коронавируса, в результате чего в ней вводят повышенные эпидемиологические ограничения.

М

Масочник - человек, который носит маску, чтобы защититься от вируса.

Маскобесие - истерия вокруг медицинских масок и респираторов, покупка масок в огромных количествах.

Мукбанг — это слово переводится с корейского, как “трансляция еды”. Этот тип видео также достиг пика своей популярности во время самоизоляции. Во время мукбанга в прямом эфире человек не готовит еду, а занимается ее поеданием. Причем поедает он ее обязательно гигантскими порциями. Зрители во время прямой трансляции могут рекомендовать автору не только больше есть, но и смешивать несочетаемые вкусы.

Н

Наружа - внешний мир, из окна самооизляции.

П

Погулянцы — те, кто за режим самоизоляции, но с возможностью гулять, и часто даже позволяют себе ходить на небольшие прогулки.

Пузырь - ситуацию, когда спортивная лига возобновляет деятельность внутри карантинной зоны.

Псевдопандемия – так называют вирус Covid-19 те, кто не верит в коронавирус. Бывший схимонах Сергий (Николай Романов) Сергий говорил в своих проповедях, что коронавирус — это «псевдопандемия», что россиян хотят поместить в «электронный лагерь Сатаны», «беззаконно сажают на самоизоляцию» и лишают «свободы и работы».

Псевдопрививка – так называют прививку от вируса Covid-19 те, кто верит, что это пустышка.

Р

Режим ХЗ — режим неизвестности, обычно употребляется в связи с введением властями очередных запретов, связанных с пандемией, или наоборот снятия их без особенных объяснений и поводов (См. картинку)

Расхламинго – синоним выражения генеральная уборка.

С

Самоизоляция – люди, которые сидят дома, не подергаются риску заразиться или заразить других.

 Санитайзер – современное название для бытовых антисептиков. обеззараживающие жидкости.

Сидидомцы — люди, выступающие за полное соблюдение режима самоизоляции и призывающие к этому других.

Суперспредер — произошло от английского superspreader. Суперспредерами медики называют людей, которые, несмотря на то, что у них подтвердился вирус, продолжают посещать общественные места и не соблюдают режим самоизоляции.

Т

Туториал — это слово появилось в обиходе благодаря дистанту. Под туториалом подразумевается подробное и доступное пошаговое объяснение урока или инструкция, которую дает педагог для выполнения того или иного задания.

У

Удаленка (дистанционка) — работа из дома. Слово существовало и раньше, но в условиях самоизоляции приобрело особенный смысл, поскольку работать из дома далеко не всем оказалось комфортно — например, родителям с детьми

Ш

Шашлычники — люди, которые невзирая на запрет прогулок, собираются группами в парках и зеленых зонах для пикников и даже для шашлыков. Однако вскоре так стали называть даже группки мам с детьми, которые вопреки запретам собираются на детских площадках

Ф

Фудпорн — это слово произошло от английского словосочетания food porn и переводится, как “аппетитная еда”. С введением удаленки и дистационки хозяйки стали больше готовить и выкладывать результаты своих кулинарных умений в соцсети. Фудпорном называют и видео с процессом приготовления пищи.

Все картинки взяты из свободного доступа сети Интерн

Просмотров работы: 177