Вместе с А.Д. Сахаровым о радиации (к 100-летию со дня рождения)

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вместе с А.Д. Сахаровым о радиации (к 100-летию со дня рождения)

Самойлов К.В. 1
1МБОУ "Филипповская основная общеобразовательная школа"
Емельянова Л.В. 1
1МБОУ "Филипповская основная общеобразовательная школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Радиация. Это слово воспринимается многими людьми крайне неприязненно. Лучевая болезнь, рак щитовидной железы, лейкоз – всё это очень страшно. Большие дозы радиации самым негативным образом влияют на человеческий организм. Об этом открыто заявлял академик А.Д. Сахаров еще в 60-х годах прошлого века. Но не всё так однозначно. Радиация непрерывно, в течение всей жизни воздействует на человека, значит, есть и безопасные дозы радиации?! А каков он – допустимый уровень радиации? Как сохранить жизнь человека с точки зрения данной проблемы? Пытаясь найти для себя ответы на эти вопросы, мне захотелось изучить эту тему подробнее.

Тема исследования: влияние радиации на человека и окружающую среду.

Объект исследования: радиация.

Гипотеза: уровень радиации, которую мы получаем в быту, не велик и не вреден, но в больших дозах опасен.

Цель работы: исследование влияния радиации на человека и окружающую среду.

Задачи:

установить, в чем опасность радиации для человека;

найти область применения радиоактивных излучений;

познакомиться с принципом работы дозиметра и исследовать уровень радиации окружающей среды.

Методы исследования:

Работа с учебной и научно – популярной литературой, ресурсами сети Интернет;

Статистическое наблюдение в виде анкетирования, обработка анкет;

Встреча с представителем ГО г. Кунгура;

Практическая работа;

Анализ и классификация данных полученных в ходе работы.

Глава 1. А. Д. Сахаров об опасности радиации.

Андрей Дмитриевич Сахаров — великий человек, невольно оказавшийся в чем-то уникальной и в то же время непростой ситуации: он справедливо считается отцом советской водородной бомбы, но он же был едва ли не самым активным борцом с ядерным оружием. (Прил. 1, рис.1)

Статья «О радиоактивной опасности ядерных испытаний»

Испытание первой водородной бомбы в СССР произошло 12 августа 1953 года в 7.30 утра по местному времени на полигоне в Семипалатинске. Взрыв  за мгновение образовал километровую огненную сферу, пятиэтажный панельный дом на расстоянии 3 км сдуло ударной волной, грибовидное облако поднялось на высоту 16 километров, поперечный размер его шляпки был так же 16 километров. В радиусе 600 метров земля оплавилась и превратилась в стеклоподобный шлак. Танки Т-34, находившиеся на расстоянии 1 км, отбросило на 20 метров. В наблюдательной комиссии присутствовали влиятельные промышленники, среди которых Завенягин А. П. и Малышев В. А., спустя 3 года после испытаний оба скончались от лучевой болезни.6

Успешное испытание усовершенствованной водородной бомбы в ноябре 1955 года было омрачено гибелью девочки, 2-х солдат, а также серьезными травмами многих людей, находившихся за десятки километров от полигона. Стекла оказались выбиты в домах в радиусе до 200 км. Все эти обстоятельства заставили Сахарова всерьез задуматься о трагических последствиях атомных взрывов. Он осознал великую опасность, которая угрожает человечеству и всему живому на Земле в случае, если это оружие будет пущено в ход. «Ужасное преступление совершилось, и я не смог его предотвратить... Я решил, что отныне я в основном сосредоточу свои усилия на осуществлении… плана прекращения испытаний в трех средах». В мае 1958 года по поручению И.В. Курчатова он напишет статью «О радиоактивной опасности ядерных

6https://zen.yandex.ru/media/carbontechnology/sozdanie-i-ispytanie-pervoi-vodorodnoi-bomby-sssr-kak-eto-bylo--video-5c44ea4cd4fdd900b0ce908

испытаний». Это было вызвано еще и тем, что советское правительство объявило мораторий на ядерное испытание в одностороннем порядке. После того как США не последовало этому примеру, осенью Н.С. Хрущев решил возобновить испытания. Написанная академиком А.Д. Сахаровым статья явилась бы отправной точкой для разговора Курчатова с Хрущевым (Прил. 1, рис.2 – 4). «…В этой статье я хочу коснуться другой немаловажной стороны проблемы ядерных испытаний, которая вызывает глубокую тревогу во всем мире, — проблемы радиоактивной опасности».7

…При наземном испытании, подобном американскому взрыву 1 марта 1954 года, возникает явление «радиоактивного следа». Радиоактивные вещества оседают на поверхности поднятых взрывом в воздух пылинок почвы и вместе с этими пылинками выпадают по ходу ветра, образуя зону смертельной опасности в сотни километров длиной и 20—40 километров шириной. В зоне радиоактивного следа количество выпавших с пылинками радиоактив­ных элементов настолько велико, что каждый оказавшийся там человек заболевает острой лучевой болезнью. Для острой лучевой болезни характерны изменения в составе крови, ломкость капилляров кровеносной системы, резкое снижение иммунитета к инфекционным болезням, нервные расстройства и другие тяжелейшие последствия. В центральной части радиоактивного следа доза облучения настолько велика, что острая лучевая болезнь для значительной части пострадавших протекает со смертельным исходом. Около половины радиоактивных веществ, при наземном взрыве не оседает на крупных пылинках почвы и разносится по всему земному шару. В случае взрыва, проведенного на высоте 3—4 км и выше, где нет пыли, радиоактивный след не образуется и вся радиоактивность разносится по атмосфере нашей планеты, вызывая общее повышение уровня мировой радиации.

«В целях обеспечения безопасности перед лицом ядерного вооружения США и Англии советское государство было вынуждено разрабатывать и испытывать ядерное оружие. Однако целью политики СССР и других

7http://elib.biblioatom.ru/text/saharov_nauchnye-trudy_1995/go,342/

испытывать ядерное оружие. Однако целью политики СССР и других стран социалистического лагеря является не гонка вооружений, а мирное сосуществование, разоружение и запрещение ядерного оружия — оружия массового уничтожения…»7

Глава 2. Что такое радиация.

Если заглянуть в учебник физики, радиоактивность - это способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению3, при котором происходит распад ядра, сопровождаемый выходом так называемого ионизирующего излучения, то есть радиации. Существует несколько видов радиации: альфа-частицы, бета-частицы, гамма-излучение, нейтроны и рентгеновские лучи. Первые три - наиболее опасны для человека. Радиоактивные превращения протекают непрерывно и всегда сопровождаются выделением определенного количества энергии, которое зависит от силы взаимодействия атомных частиц между собой. На скорость протекания реакций внутри атомов не влияет ни температура, ни наличие электрического и магнитного полей, ни применение самого эффективного химического катализатора, ни давление, ни агрегатное состояние вещества2. Есть два вида источников радиации. Один вид образуется в природе естественным путем (например, природный уран, торий, радон, радиоактивный калий, радиоактивный углерод, радий, полезные ископаемые, щебень, бетон и прочее). Земная кора содержит естественные радиоактивные элементы, создающие естественный радиационный фон. В горных породах, почве, атмосфере, воде, растениях и тканях живых организмов присутствуют радиоактивные нуклиды. Другие источники радиации появились благодаря деятельности человека при ядерных испытаниях, работе атомных электростанций (АЭС), излучение электронных устройств. Процесс воздействия на организм радиации называют

2И. Егоров, А. Водовозов «Лекарство от радиофобии», ж-л «Популярная механика», №1(111), январь 2012, стр.36

7http://elib.biblioatom.ru/text/saharov_nauchnye-trudy_1995/go,342/

облучением. Во время облучения негативная энергия радиации передаётся клеткам, может изменить ДНК. Чем выше уровень радиации, чем дольше воздействие, тем выше риск.

2.1. Опасность радиации для человека (отрицательная роль радиации).

Периодически население нашей страны проходит медицинское обследование. При флюорографическом обследовании человека используют рентгеновские лучи, которые относятся к проникающей радиации. При воздействии радиации на организм человека процесс ионизации идет непосредственно в клетках тканей и органов. И если источник излучения обладает большой мощностью, это может привести к неприятным последствиям. Под действием ионизирующего излучения в живой клетке появляются чужеродные химически агрессивные соединения. Если таких соединений накапливается слишком много, то клетка гибнет. Опасность излучений осложняется тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений даже при смертельных дозах.

Необходимо отметить, что все медицинские мероприятия, связанные с облучением человека, назначаются тогда, когда ожидаемый полезный эффект намного превышает возможный вред от воздействия радиации. Компьютерная томография дает больше радиации, чем рентгеновский снимок, но позволяет выявить злокачественные опухоли и другие заболевания на ранних стадиях. Лечение назначается до того, как болезнь разовьется, и шансы на благополучный исход значительно возрастают1. Радиоактивные изотопы, образующиеся в процессе деятельности предприятий атомной энергетики (без взрывов и опасных выбросов), называют искусственными или техногенными. В то же время, в каждой вещи, в каждом предмете, которые нас окружают, в том числе в питьевой воде и самом воздухе, содержатся природные или естественные радиоактивные изотопы. Изотопы – это разновидности данного химического элемента, обладающие одинаковыми химическими свойствами, но

1Акатов А.А., Коряковский Ю.С. Радиация: от космических лучей до компьютерного томографа – М. Информационный центр по атомной энергии, 2014

различающиеся по массе атомных ядер и своей радиоактивностью3. Именно природные изотопы вносят наибольший вклад в годовую дозу облучения человека. Опасными они становятся при сильной концентрации в различных технологических процессах (добыча и транспортировка нефти и природного газа, сжигание угля и мазута на тепловых электростанциях). В грунте, строительных материалах всегда содержится некоторое количество радия Ra-226 (радиоактивный элемент), из которого образуется радиоактивный благородный газ радон (Rn-222)4. Газ радон не удерживается в строительных конструкциях, а свободно выходит в воздух. Он может накапливаться в закрытых, мало проветриваемых помещениях, а с воздухом попадает в легкие человека и разносится кровью по органам и тканям, что приводит к приводит к внутреннему облучению организма. Наибольшее количество радона может скапливаться в душе, водяной пар способствует притоку радона. Вот почему в строительстве надо использовать чистые материалы, прошедшие радиационно-гигиенический контроль. А в помещениях необходимо устраивать влажную уборку (ведь на частичках пыли могут оказаться продукты распада радона), регулярно их проветривать, над плитой обязательно должна быть вытяжка, а питьевую воду лучше кипятить. Все это позволит значительно снизить радоновую «дозу».

За всю свою жизнь человек получает дозу облучения от естественных источников, и при нормальном состоянии среды обитания такое облучение не вызывает каких-либо изменений в органах и тканях человека, но с их увеличением могут возникнуть серьезные заболевания организма и необратимые генетические изменения.

3А.В.Перышкин, Е.М. Гутник, Учебник «Физика – 9», М. «Дрофа», 2019

4Радиация и жизнь. // Бюллетень ЦОИ. 2/2000. - с. 18-20.

2.2. Применение радиоактивных излучений (положительная роль радиации).

Применение радиоактивных излучений:

1.Для исследования обмена веществ в организме человека.

По химическим свойствам радиоактивные атомы не отличаются от обычных атомов. Их можно обнаружить по их излучению. Это своего рода метка, с помощью которой можно проследить за поведением данного химического элемента. Таким способом было доказано, что за сравнительно небольшое время организм подвергается почти полному обновлению. Лишь железо,

которое входит в состав гемоглобина, поступает в кровь в том случае, когда его запасы в организме иссякают, и оно начинает усваиваться организмом.

А вот еще пример. Известная фирма «Лего» добавляет в свою продукцию сульфат бария для того, чтобы обнаружить игрушку, попавшую в пищевод ребенка, ведь сульфат бария хорошо заметен в рентгеновских лучах. Сульфат барияBaSO4 – это средство для проведения рентгенологических исследований пищевода, желудка и кишечника человека. Оно не всасывается из желудочно-кишечного тракта и не попадает в системный кровоток. В промышленных масштабах сульфат бария получают из тяжелого шпата, который является природным минералом4.

2.Для лечения онкологических заболеваний, рентгенодиагностика, рентгенотерапия. Назначается курс облучения (лучевая терапия) для подавления раковых клеток на разных стадиях течения болезни (кобальтовая пушка), а также для диагностики, обследования человека.

3.В промышленности: контроль износа поршневых колец в двигателях внутреннего сгорания; слежение за процессами в доменных печах; исследование структуры металлических отливок с целью обнаружения дефектов.

4.В сельском хозяйстве: увеличение урожайности при облучении семян растений; осуществление контроля за усвоением растениями удобрений во

4Радиация и жизнь. // Бюллетень ЦОИ. 2/2000. - с. 18-20.

время роста и созревания.

5.В археологии: определение возраста органических соединений, организмов методом радиоактивного углерода.4

Глава 3. Практическая часть

Проделав определенную работу по изучению учебной и научно – популярной литературы, ресурсов сети Интернет мы поняли, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Людям хорошо известно, что источником облучения, вокруг которого

ведутся наиболее интенсивные споры, являются ядерные взрывы. Об этом и писал в своих статьях А.Д. Сахаров. Академик, создавший водородную бомбу, осознавал великую опасность, которая угрожает человечеству и всему живому на Земле в случае, если это оружие будет пущено в ход. В феврале 1987 года Андрей Дмитриевич выступил на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» с предложениями о сокращении вооружений.

Для людей радиация представляется прежде всего болезнями со смертельным исходом. Им хорошо известно, что источником облучения, являются и атомные электростанции. Об этом говорят печальные события на Чернобыльской АС. В настоящее время атомные электростанции вносят весьма незначительный вклад в суммарное облучение населения. При нормальной работе ядерных установок выбросы радиоактивных материалов в окружающую среду очень невелики. Чтобы столкнуться с радиацией «лицом к лицу», аварии вовсе не обязательны. Человек может получить дозу облучения при ренгенографии, компьютерной томографии и т.д.5 Радиоактивные вещества присутствуют и в быту, например, в диетической соли и калийных удобрениях есть малая примесь изотопа К – 40, при съедании одного банана мы получаем дозу облучения 0,1 мкЗв, проживание в бетоном или кирпичном доме в течение года – 80 мкЗв (Прил. 1, рис. 5 – 6). Даже человек слегка

4Радиация и жизнь. // Бюллетень ЦОИ. 2/2000. - с. 18-20.

5Козлов Ф.В. Справочник по радиационной безопасности / М.: Энергоатом-издат, 1991. – 352 с.

радиоактивен, так как во всякой живой ткани присутствуют радиоактивные

вещества. Радиация, как и многое, хороша в меру, при умелом использовании радиации, она не будет наносить существенного вреда человеческому организму.

Вывод: гипотеза подтвердилась, уровень радиации, которую мы получаем в быту, не велик и не вреден, но в больших дозах опасен.

3.1. Статистическое исследование по вопросу радиации

В ходе работы было проведено анкетирование среди обучающихся с 7 по 9 класс и работников школы (Прил. 2). Всего приняло участие 40 человек. Мы

получили результаты, которые видны на диаграммах. (Прил.3, диагр.1, 2, 3, 4)

Вывод: статистическое исследование показало, что обучающиеся и работники школы знают, что такое радиация, как она влияет на человека и природу. Большинство слышало про Чернобыльскую АЭС. Многие знают, что радиация опасна. Большинство опрошенных считают, что радиации больше всего в воздухе, слышали о способах защиты от нее, и считают одним из способов – защитную одежду.

3.2. Встреча с представителем Управления гражданской защиты

г. Кунгура.

Чтобы получить еще больше информации об интересующих нас вопросах, мы встретились с преподавателем курсов по ГО в г. Кунгуре Коньковой Ольгой Валентиновной. (Прил.1, рис. 7 - 8). Из ее рассказа мы узнали, что радиационный фон (радиоактивное излучение) присутствует на Земле от естественных и техногенных источников, в условиях которого постоянно находиться человек. (Прил.1, рис. 9) Избежать радиоактивного облучения невозможно. Жизнь на Земле возникла и развивается в условиях постоянного облучения. (Прил. 3, диагр. 5) Например, газ радон попадает к нам через разломы пород, через грунтовые воды, канализацию и т.д. (Прил.1, рис. 10). Чтобы радиация не оказывала отрицательного воздействия, необходимо знать нормы радиационных уровней:

1. Величина нормального естественного радиационного уровня не должна превышать 20 мкР/ч. Уровень радиации, соответствующий естественному фону 0,1 – 0,2 мкЗв/ч (10 – 20 мкР/ч) считается нормальным.

2. Уровень радиации 0.2 – 0.6 мкЗв/ч (20 - 60 мкР/ч) считается допустимым. 3. Уровень радиации 0.6 – 1.2 мкЗв/ч (60 – 120 мкР/ч) считается повышенным.

Безопасные дозы облучения:

– за год – до 1 мЗв, за любые пять лет подряд – не более 5 мЗв. Если человек получил дозу облучения за год 4 мЗв, за прочие четыре года должно быть не более 1 мЗв.

– за 70 лет (берется как средняя продолжительность всей жизни) – 70 мЗв.

При однократном облучении 2 Зв (200 Р) снижаются лимфоциты в крови, а при большей дозе - необратимые последствия.

Мы также узнали дозы облучения пациента при рентген исследовании. (Прил.1, рис. 11)

Вывод: гипотеза подтвердилась – уровень радиации в повседневной жизни очень мал и не превышает допустимых норм.

Принцип работы дозиметра и исследование уровня радиации окружающей среды.

Дозиметр – это прибор для измерения суммарной дозы ионизирующего излучения, полученной человеком за время пребывания на радиоактивно загрязненной местности. На основании показаний дозиметра производится оценка степени тяжести лучевого поражения, полученного человеком за время пребывания в зоне облучения. Процесс измерения называется дозиметрией.
Основным рабочим элементом любого дозиметра является детектор радиации. От его технических характеристик и типа зависит скорость и точность получаемых сведений. При воздействии гамма-, бета-, альфа-излучения в детекторе происходят скачки напряжения, преобразующиеся в цифровые данные. Для определения уровня радиации мы познакомились с тремя дозиметрами.

1.Комплект войсковых измерителей дозы ИД -1.

Комплект состоит из зарядного устройства ЗД – 6 и индивидуальных дозиметров. Предназначен для измерения поглощенных доз гамма-излучения в диапазоне от 20 до 500 рад. (Прил. 1, рис.12). Отсчет измеряемых доз производиться по шкале внутри дозиметра, отградуированной в радах. Перед началом работы дозиметр заряжается в зарядном устройстве. Подготовка к использованию описана в инструкции. (Прил. 1, рис.13) Во время зарядки необходимо проверить положение нити внутри дозиметра, она должна установиться на ноле шкалы. Затем проверить положение нити на свет. (Прил.1, рис.14-15). Дозиметр носится в кармане на груди, периодически проверяя показания по положению нити на шкале - определяют величину экспозиционной дозы гамма-излучения, полученного за время работы.

Вывод: отклонение нити было еле заметно, значит радиации в классе нет. Гипотеза подтвердилась, в повседневной жизни радиация нам не угрожает.

2.Измеритель мощности дозы (рентгенметр) ДП – 5В.

Измеритель мощности дозы предназначен для измерения уровней гамма-радиации и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению. Кроме этого имеется возможность обнаружения бетта-излучения. В состав комплекта входят: прибор в футляре, удлинительная шланга, ремни и делитель напряжения для подключения прибора в внешнему источнику постоянного тока, инструкция по эксплуатации, телефон (наушники). (Прил.1, рис.16). Для измерения степени зараженности зонд надо поднести упорами к поверхности объекта и медленно перемещая над ней определить место максимального заражения по максимальному показанию микроамперметра или по наибольшей частоте щелчков в наушниках.(Прил.1, рис.17) Затем блок надо установить упорами к поверхности и снять показания прибора. Устройство и порядок подготовки к работе рентгенметра ДП-5В описаны в инструкции. (Прил.1, рис.18)

Вывод: прибор не показал наличие радиации. Гипотеза подтвердилась.

3.Дозиметр гамма-излучения ДКГ – 03Д «Грач».

Дозиметр применяется на предприятиях атомной энергетики и радиохимического производства, в промышленности при использовании источников ионизирующего излучения, пунктах таможенного контроля, в экологических службах и санитарно-эпидемиологических станциях. Дозиметр может использоваться населением для контроля радиационной обстановки. У него два режима: 1) мощность дозы (уровень радиации), 2) поглощенная доза при облучении. Принцип работы дозиметра основан на подсчете импульсов, поступающих со счетчиков Гейгера-Мюллера. Питание счетчиков обеспечивается напряжением 400 В, создаваемым встроенным высоковольтным преобразователем. Обработка полученных данных осуществляется микропроцессором, а результат измерения представляется на жидкокристаллическом табло. (Прил.1, рис.19). Все углы дозиметра расположены в компактном корпусе из пластмассы. В режиме измерения происходит непрерывное уточнение показаний по мере увеличения продолжительности замера, а на нижней строчке – процент погрешности в это время уменьшается. Можно считать измерение оконченным при достижении необходимой точности. При измерении радиации нормальное значение радиоактивного фона – около 0,2 мкЗв/ч (20 мкР/ч). Зиверты и рентгены находятся в соотношении 1 мкЗв = 100 мкР. С помощью этого дозиметра мы измеряли уровень радиации в школе и около нее. (Прил.1, рис.20-23) Выяснили, что уровень радиации больше в коридоре школы. В классе происходит постоянное проветривание, поэтому уровень ниже. В кирпичном здании столовой уровень выше, чем в деревянной школе. Самый маленький уровень радиации на улице. (Прил.4, табл.1)

Вывод: радиационный фон в классе, в школе и на улице не выше величины нормального естественного радиационного уровня, поэтому не может нанести вред здоровью учащихся. Гипотеза подтвердилась.

Заключение

В результате проведения исследовательской работы, мы полностью переосмыслили все понятия и, ранее имеющиеся у нас, знания о радиации.  

Из приведенных в работе материалов видно, что организм человека постоянно подвергается радиоактивному воздействию, как от естественных источников радиации, так и от искусственных, обусловленных человеческой деятельностью. В непревышающих определенный уровень дозах это не представляет опасности, но с их увеличением могут возникнуть серьезные проблемы, о которых и предупреждал академик А.Д. Сахаров. Создатель первой водородной бомбы писал: «Моя самая страстная мечта – чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось». Он выступал на международном форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества", где предлагал ряд мер в области разоружения, а так же действенные меры по обеспечению безопасности атомных электростанций.

К счастью, в 1980 году испытания ядерного оружия прекратились во всем мире. Единственным событием, повлекшим за собой выпадение радиоактивных осадков, стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, но ее «вклад» в общую глобальную картину невелик. Сегодня мы вновь приблизились к естественному фону радиации.

В сегодняшнем мире радиация не является источником паники и ужаса, не является такой опасной, какой её считают люди. Волнующая человеческий разум радиация встречается дома, на улице, в лесу. Каждый день мы сталкиваемся с разными видами излучений, большинство из которых никак нам не вредит. Опасно лишь ионизирующее излучение в высоких дозах.

Если люди будут знать о радиации больше, смогут различать, при каких условиях она опасна, а где не представляет угрозы. Разумный подход к оценке риска контакта с источниками излучения – залог успешной и продолжительной жизни. Выдвинутая нами гипотеза: уровень радиации, которую мы получаем в быту, не велик и не вреден, но в больших дозах опасен, полностью подтвердилась.

Материал нашей работы может быть использован на уроках физики и ОБЖ.

Литература

1.Акатов А.А., Коряковский Ю.С. Радиация: от космических лучей до компьютерного томографа / М. Информационный центр по атомной энергии, 2014

2.И. Егоров, А. Водовозов «Лекарство от радиофобии», ж-л «Популярная механика», №1(111), январь 2012, с.36-39

3.А.В.Перышкин, Е.М. Гутник, Учебник «Физика – 9»/ М. «Дрофа», 2019

4.Радиация и жизнь. / Бюллетень ЦОИ. 2/2000. - с. 18-20.

5. Козлов Ф.В. Справочник по радиационной безопасности / М.: Энергоатом-издат, 1991. – 352 с.

6.https://zen.yandex.ru/media/carbontechnology/sozdanie-i-ispytanie-pervoi-vodorodnoi-bomby-sssr-kak-eto-bylo--video-5c44ea4cd4fdd900b0ce9089

(дата обращения 09.02.2021)

7.http://elib.biblioatom.ru/text/saharov_nauchnye-trudy_1995/go,342/

(дата обращения 27.02.2021)

Приложение 1

Р ис.1 Андрей Дмитриевич Сахаров

Рис.2 Статья А.Д. Сахарова (1стр.)

Рис.3 Статья А.Д. Сахарова (2-3стр.)

Рис.4 Статья А.Д. Сахарова (4-5стр.)

Рис. 5 Дозы радиации

Рис. 6 Дозы радиации

Рис.7 Рис.8

Преподаватель курсов по ГО г. Кунгура Конькова О.В.

Рис.9

Рис. 10

Рис. 11

Рис.12 Комплект войсковых измерителей дозы ИД -1

 

Рис.13 Инструкция к ИД-1

Рис.14 Проверка положения нити внутри дозиметра

Р ис. 15 Проверка положения нити на свет

Рис. 16 Измеритель мощности дозы (рентгенметр) ДП – 5В

Рис.17 Определение места максимального заражения по наибольшей частоте щелчков в наушниках

Рис. 18 Инструкция к рентгенметру ДП-5В

Рис. 19

Рис. 20 Рис. 21

Измерение уровня радиации в классе и у окна

Рис. 22 Рис. 23

Измерение уровня радиации в коридоре и на улице

Приложение 2

Приложение 3

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5. Источники радиации

Приложение 4

Таблица 1. Результаты измерений радиационного фона на территории школы

место

Уровень радиации в мкЗв/ч

Норма

в мкЗв/ч

В классе

0,13

0,1 – 0,2

У окна в классе

0,07

0,1 – 0,2

В коридоре школы

0,17

0,1 – 0,2

На улице около школы

0,06

0,1 – 0,2

В зале столовой

0,18

0,1 – 0,2

Просмотров работы: 126