Введение.
Мы, читая книги, заметили, что в некоторых литературных произведениях встречаются описания физических явлений. Перед нами встал вопрос знают ли физику авторы литературных произведений.
Актуальность темы в том, что авторы литературных произведений практически всегда описывают природные явления и не всегда бывает, что описанное явление соответствует действительности (соблюдаются законы физики).
Цель: сопоставить законы физики с тем, что пишут авторы.
Задачи:
1) подобрать литературу;
2) найти описание физических явлений;
3) сделать анализ соблюдаются ли законы физики в этих произведениях.
4) сделать вывод.
Основная часть.
Наш мир полон физических явлений. На протяжении веков люди изучали мир, постигали тайны, пытались объяснить происходящие вокруг явления. За это долгое время люди, стали подразделять физические явления на категории, такие как: звуковые, тепловые, механические, магнитные, электрические, оптические и атомные явления. Естественно, писатели не могли не отразить эти явления в литературных произведениях. Во многих литературных произведениях наблюдаются параллели с законами физики. Мы решили поискать «физику» в литературных произведениях и выяснить, как писатели знают физические явления и правильно ли они воспринимают законы физики.
Читая произведения, будь то рассказы, повести, вы наверняка не всегда обращали внимание на проявления «физики» в литературе. А ведь многие писатели, которые описывают природу, так или иначе, но затрагивают физические проявления. И мы решили проанализировать несколько произведений популярных литературных авторов с точки зрения физики.
1. Артур Конан Дойль «Собака Баскервилей».
«-Перед вами огромная Гримпенская трясина, - сказал он. Попади в эту трясину человек или животное - один неосторожный шаг, и все кончено. Я только вчера видел, как туда забрел чей-то пони и, разумеется, погиб».
Объясняется это физическими свойствами. Трясина относится к классу бингамовских жидкостей, физически описанных уравнением Бингама-Шведова. При попадании на поверхность объекта с небольшим весом они ведут себя как твердые тела, поэтому предмет погружаться не будет, когда объект имеет достаточно большой вес, он тонет. Поведение тела, попавшего в жидкость, подчиняется соотношению воздействия силы тяжести и выталкивающей силы Архимеда (F(т)=mg, F(А)= рgV). Тело будет погружаться в трясину до тех пор, пока сила Архимеда не сравняется с его весом. Если выталкивающая сила меньше веса, то произойдет недопогружение объекта, если больше, то - перепогружение.
2. Артур Конан Дойль «Пустой дом».
«Наконец он приложил ружье к плечу и с облегчением вздохнул: мишень была перед ним — изумительная мишень, черный силуэт, четко выделявшийся на светлом фоне. На мгновение он застыл, потом его палец нажал на собачку, и раздалось странное жужжание, а вслед за ним серебристый звон разбитого стекла».
В этом отрывке говорится о том, что стрелок приложил ружье к плечу, тем самым уменьшается скорость отдачи ружья. Ружье и тело человека образуют как бы единое целое. С увеличением массы уменьшается скорость отдачи ружья. При неплотном прижиме ружье приобретает значительную скорость и травмирует плечо при ударе.
Почему пуля, вылетевшая из ствола ружья или винтовки, продолжает лететь вперед, хотя на нее уже не давят пороховые газы?
Пуля движется по инерции и через некоторое время будет снижаться, двигаясь по параболе под действие силы тяжести. Поэтому автор и пишет, что раздался «звон разбитого стекла».
3. Н. Носов «Незнайка на Луне».
«Как только ракета достигла максимальной скорости, электронная управляющая машина автоматически прекратила работу двигателя, и дальнейший полет происходил по инерции».
В этом отрывке задевается тема инерции. Что такое инерция вообще? Инерция – явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. Ракета, затрачивая топливо, достигает максимальной скорости. В целях экономии топлива, которое невозможно достать в открытом космосе, космонавты используют явление инерции, так как это наиболее верный способ экономии.
4. Н. Носов «Незнайка на Луне».
«…. Он (Знайка) сейчас же почувствовал, что невесомость возникла, и тот же момент заметил, как бежавшие к нему Клепка и Звездочкин отделились от поверхности Луны и взмыли кверху. Увидев этот фантастический прыжок, Знайка и Звездочкин снова приобрели вес и, полетев вниз, растянулись на поверхности Луны. Случись это на Земле, они без сомнения, искалечились бы, но так как здесь сила тяжести была меньше, они как говориться, отделались легким испугом.»
Здесь описывается термин ускорения свободного падения. Земное ускорение свободного падения значительно отличается от того, которое на Луне. На Луне – 1.62 м/с2, а на Земле примерно 9.81 м/с2. Следовательно, прыжок на Луне будет гораздо выше, чем на поверхности Земли. Вес на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем на Земле g=G*m/R2
Заключение
Читая все эти произведения, мы не наткнулись ни на одно несоблюдение законов физики в произведениях, из этого можно сделать вывод что Артур Конан Дойль и Николай Носов писали свои повести опираясь на законы физики, по крайней мере, эти законы им знакомы. Но все же хочется добавить, чтобы читатель критически относился к описываемым явлениям и не учил физику по литературным произведениям.
Библиографический список
1. Артур Конан Дойль т.3 собрание сочинений. Стр.66.
2. Е. В. Ермакова /Физика с Шерлоком Холмсом/- Москва стр.17.
3. https://www.litmir.me/br/?b=20946&p=18
4. https://www.litmir.me/br/?b=166&p=76