Применение адресной светодиодной ленты в исследовании электромагнитной индукции

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение адресной светодиодной ленты в исследовании электромагнитной индукции

Ворончихин А.С. 1
1МКОУ "Гыинская СОШ"
Марков С.В. 1
1МКОУ "Гыинская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Подавляющее большинство демонстрационных опытов по электромагнитной индукции в школьном курсе физики носит качественный характер и ставится с целью экспериментального доказательства существования индукционного тока в контуре. В опытах обычно применяют стандартный набор учебного оборудования: демонстрационный стрелочный гальванометр (или цифровой), магнит и катушка [3]. Используя данное оборудование учителю трудно убедить учащихся, а ученикам трудно понять справедливость закона электромагнитной индукции и правило Ленца. В статье [4] описан демонстрационный опыт, убедительно доказывающий справедливость правила Ленца. Недостатком этого опыта является необходимость при его проведении изменения чувствительности демонстрационного гальванометра включением специально подобранного шунта и относительная сложность логических рассуждений при анализе экспериментальных результатов. Также возникают большие затруднения перед учащимися в осознанном понимании явления самоиндукции, поскольку предлагаемый опыт в учебнике физики 11 класса [10] не позволяет наглядно показать процессы, происходящие с изменяющимся током в катушке и вызывающим ЭДС самоиндукции. В настоящее время методика изучения данной темы совершенствуется, например, в статье [2, 5, 6, 7, 11] описаны доступные для учителя и ученика демонстрационные опыты, убедительно доказывающие справедливость правила Ленца. Так, например, в статье [6] для демонстрации явления электромагнитной индукции и обоснования правила Ленца предлагается использовать электронный индикатор разности потенциалов, катушку из нескольких витков и постоянный подковообразный магнит. Если воспользоваться предложенной идеей применения светодиодов для визуального определения электрических потенциалов на концах контура [5, 6], то применение нескольких светодиодов может указать направление тока и ЭДС индукции в контуре. Для экспериментального изучения справедливости правила Ленца предлагается использовать адресную светодиодную ленту, которая последовательным свечением светодиодов показывает направление ЭДС индукции в проволочном контуре.

Для понимания школьниками сущности явления самоиндукции, необходимо, чтобы они наглядно видели направление изменяющегося тока в катушке и направление вызывающего им ЭДС самоиндукции. Это будет возможным, если использовать два адресных светодиодных контура так, чтобы последовательное свечение светодиодов одной ленты показывало направление тока в контуре, а второй показывал направление ЭДС самоиндукции. Таким образом, можно сформулировать следующую цель исследования: создание системы учебных опытов с контурными адресными светодиодными лентами, обеспечивающие наглядное экспериментальное подтверждение основных понятий и законов при изучении электромагнитных явлений в школьном курсе физики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

1. Изучить работу адресных светодиодных лент и на их базе разработать доступные конструкции и технологии изготовления учебных приборов для изучения явления электромагнитной индукции и самоиндукции с использованием микроконтроллерной платы Arduino UNO.

2. Разработать программы для микроконтроллерной платы Arduino UNO для управления адресными светодиодными лентами.

3. Разработать учебные опыты по экспериментальному изучению явления электромагнитной индукции и самоиндукции с применением микроконтроллерной платы Arduino UNO и адресных светодиодных лент.

Применялись следующие методы исследования. Теоретические: 1) научной, методической, учебной литературы по изучаемой проблеме; экспериментальные: 2) опытно-конструкторская работа по созданию новых учебных приборов и экспериментальных установок; 3) внедрение результатов исследования в учебный процесс средней школы.

Конструкция и управление адресной светодиодной лентой

 

#include "FastLED.h" // библиотека для работы с WS2812B

// Указываем, какое количество пикселей у нашей ленты.

#define LED_COUNT 32

// Указываем, к какому порту подключен вход ленты DIN.

#define LED_PIN 6

// Создаем переменную strip для управления нашей лентой.

CRGB strip[LED_COUNT];

int val1 = 0; //переменная кода преобразования АЦП

void setup()

{ // Добавляемленту

FastLED.addLeds<WS2812B,LED_PIN,RGB>(strip,LED_COUNT);

pinMode (A0, INPUT); // указываем аналоговый вход }

void loop()

{val1 = analogRead(A0); // чтение результата преобразования АЦП

while(((val1/10) -32) == 0) //

{ val1 = analogRead(A0); }

if (((analogRead(A0)/10) ) > 32)

{ val1 = analogRead(A0);

strip[(val1/10)-32] = CRGB::Black;

FastLED.show();

strip[(val1/10)- 33] = CRGB::Red; // Красныйцвет.

FastLED.show();}

else

{ val1 = analogRead(A0);

strip[(val1/10)] = CRGB::Green;

FastLED.show();

strip[(val1/10)-1] = CRGB::Black;

FastLED.show(); }}

Табл. 1. Скетч управления светодиодной лентой

Рис. 1. Устройство светодиодного пикселя

Адресная светодиодная лента устроена на базе RGB светодиодов, каждый из которых состоит из кристаллов красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue) свечения. Особенностью этого класса светодиодного оборудования является наличие микросхем управления, которые монтируются на саму ленту или внутрь светодиодных модулей. Эти микросхемы делают возможным управление каждым отдельным светодиодом или группой из нескольких светодиодов. Один управляемый элемент называется «пиксель» [12]. Микросхема, вмонтированная в светодиодную ленту, представляет собой особый микроконтроллер («драйвер»), принимающий цифровой сигнал, сформированный управляющим контроллером, и преобразующий его в визуальное изменение свечения, яркости или цвета светодиода. Каждый пиксель адресной светодиодной ленты WS2812B содержит в себе контроллер ШИМ (широтно-импульсная модуляция), с помощью которого можно управлять яркостью свечения каждого светодиода и получать множество различных цветов из трёх основных. На рис. 1 можно увидеть устройство такого пикселя.

 

Рис.2. Общий вид прибора с адресными светодиодными контурами: 1 – светодиодный контур тока; 2 – светодиодный контур ЭДС и напряжения; 3 – проволочный контур; 4 – датчик Холла; 5 – микроконтроллерные платы Arduino UNO (верхняя – ЭДС и напряжения, нижняя – токовая)

В основе работы «драйвера» применяется последовательный периферийный интерфейс или цифровой интерфейс SPI. Основная особенность применения этого протокола заключается в последовательной передачи информации от пикселя к пикселю по всей длине подключенной цепочки. При этом нет необходимости присваивать адрес каждому пикселю, поскольку его адрес определяется расположением пикселя в цепи. Контроллер формирует определённую цифровую последовательность управления и отправляет её на первый пиксель. Его драйвер, принимает первые данные, а остальную цифровую последовательность передаёт далее, на следующий пиксель. Второй драйвер действует по тому же принципу: первую часть полученной информации «забирает» себе, а остальное передаёт далее. Передача информации осуществляется с использованием только одного сигнала (DATA), на ленте обозначено DIN. Все пиксели по умолчанию подключены друг к другу последовательно. Вход Din каждого их них подключается к выходу Do следующего. Сигнал управления должен поступать на первый из них. Описание протокола управления присутствует в Datasheet к WS2812B [14].

Управление пикселями светодиодной ленты производится с помощью команды strip[i] = CRGB::Red, где i принимает значения от 0 до 32, по максимальному количеству пикселей и в нашем случае определяется выражением val1/10 (табл. 1). Максимальное количество пикселей прописывается в команде, например, #define LED_COUNT 32. Количество пикселей зависит от конструкции светодиодной ленты.

Индикатор направления ЭДС индукции и тока состоит из двух кольцевых светодиодных лент, двух микроконтроллерных плат Arduino UNO, усилителей ЭДС индукции, тока, индукции магнитного поля.

Общий вид устройства изображен на рис. 2. Для правильного восприятия эксперимента, проволочный контур и светодиодные ленты крепятся в одной плоскости. В устройстве применяются 32 и 40 пиксельные трехцветные адресные светодиодные ленты WS2812B. Управление светодиодными лентами производится по программам, которые загружаются в микроконтроллерные платы Arduino. Цифровой управляющий код светодиодными лентами формируется программно с помощью АЦП микроконтроллера. Сигнал, поступающий на аналоговый вход Arduino от усилителей, преобразуется АЦП в пропорциональный цифровой код. Далее модулированный ШИМ сигнал с цифровых выводов D6 Arduino поступает на вход Dinсветодиодных лент. Если на вход усилителя подать небольшое напряжение от внешнего источника, то оно вызовет последовательное свечение светодиодов. Направление и количество излучающих светодиодов зависит от знака прикладываемых потенциалов. Если выводы катушки подключить к входу усилителя, то индикатор своим последовательным свечением светодиодов будет обозначать наличие и направление ЭДС индукции в контуре.

Электрическая схема устройства представлена на рис. 3. Усилители собраны по однотипным схемам дифференциального усилителя [1] с подачей смещающего напряжения на неинвертирующем входе операционных усилителей (ОУ). На ОУ DA1 собран усилитель ЭДС индукции. Усилитель тока собран на

О

Рис. 3. Электрическая схема устройства: 1 – проволочный контур, 2- светодиодный контур ЭДС, 3 – светодиодный контур тока.

У DA2, а усилитель индукции магнитного поля на ОУ DA4. Поскольку АЦП Arduino не может измерять отрицательные напряжения, то в каждом усилителе с помощью подстроечных резисторов R4, R11, R19 и ОУ DA1.2, DA2.2, DA4.2 производится смещения нулевой точки дифференциальных усилителей. В качестве чувствительного элемента к индукции магнитного поля можно применить, например, датчик Холла SS495A DA3. Переключатели SA1 и SA2 служат для выбора режима работы прибора и установления цвета свечения светодиодов лент. В исходном состоянии, изображенном на рисунке, выход усилителя ЭДС подключен на вход А0 микроконтроллерной платы Arduino1, выход датчика Холла к входу А1. Цвет свечения светодиодов контура напряжения установлен красный, а светодиодов контура тока – зеленый. Перевод переключателя SA2 в нижнее по схеме положение позволяет изменять цвет свечения светодиодных лент (красный и синий, что ассоциирует с понятием южный и северный магнитный полюс) в зависимости от направления движения магнита относительно контурной катушки. Перевод переключателей SA1 в нижнее по схеме положение позволяет наблюдать за изменением величины индукции магнитного поля, определять полюса магнитного поля в соответствии с правилом «буравчика». Цвет свечения светодиодов выбран красный и синий, и зависит от приближаемого полюса магнита. Все элементы устройства можно разместить на плате из одностороннего фольгированного гетинакса или стеклотекстолита. Изображение дорожек печатной платы приведено на рис. 4.

 

Рис. 4. Монтажная плата

int val1 = 0;

void setup()

{

Serial.begin(9600);

pinMode(A0, INPUT);

}

void loop()

{

val1 = analogRead(A0);

Serial.println(val1);

delay(100);

}

Табл. 2. Скетч для вывода кода преобразования АЦП.

Принцип действия светодиодного индикатора ЭДС заключается в следующем. Электроды прибора соединяют с проводящим контуром, в котором создается ЭДС индукции, например, движущимся магнитом. Если потенциал электрода 2 выше, чем электрода 1, то ток, проходящий через контур, идет от второго электрода к первому. Возникающая на входе операционного усилителя DA1 разность потенциалов усиливается и с резистора R6 подается на вход А0 микроконтроллерной платыArduino1. АЦП Arduino1 преобразует аналоговый сигнал операционного усилителя в цифровой код и на основе сформированного кода формирует цифровую последовательность управления пикселями светодиодной ленты. Скетч управления светодиодной лентой представлен в табл. 1.

Настройку оборудования производят в следующей последовательности. В Arduino1 загружают скетч (табл. 2), с помощью которого на экран выводится результат преобразования АЦП в десятичной форме счисления. При измерении напряжений следует учесть, что АЦП преобразует только положительные значения. Для измерения отрицательных напряжений нулевую точку смещают в сторону положительных значений с помощью подстроечного резистора R4. Для этого электроды 1 и 2 соединяют накоротко и, вращением движка резистора R4 на выходе усилителя устанавливают напряжение, близкое к значению 1,62 В. На экран монитора выводится результат преобразования равным 320. Если на электроде 1 изменяющийся потенциал окажется выше, чем на электроде 2, то на выходе усилителя напряжение может изменяться от 1,62 В до 0 В. Если к электродам приложить противоположные потенциалы, то напряжение может изменяться от 1,62 В до 3,12 В и выше. Следовательно, в диапазоне измерений напряжения от – 1,62 В до + 1,62 В коэффициент преобразования АЦП будет изменяться от 0 до 640.

Количество светящихся пикселей зависит от величины напряжения на выводе А0 микроконтроллерной платы, а направление поочередного включения зависит от разности потенциалов на электродах 1 и 2 усилителя. Все условия прописаны в скетче [8, 9]. Исходное, нулевое положение, определяется командами

val1 = analogRead(A0);

while(((val1/10) -32) == 0)

{ val1 = analogRead(A0); }

Направление вращения тока по часовой стрелке показывает последовательное свечение светодиодов синим цветом,

else

{val1 = analogRead(A0);

strip[(val1/10)] = CRGB::Green;

FastLED.show();

strip[(val1/10)-1] = CRGB::Blue;

FastLED.show(); },

а противоположное направление определяется последовательным свечением светодиодов красным цветом

if (((analogRead(A0)/10) ) > 32)

{val1 = analogRead(A0);

strip[(val1/10)-32] = CRGB::Black;

FastLED.show();

strip[(val1/10)- 33] = CRGB::Red; // Красныйцвет.

FastLED.show();}.

Экспериментальное обоснование закона электромагнитной индукции

Описанное выше оборудование может быть использовано в проведении лабораторных работ, посвященных учебным исследованиям явления электромагнитной индукции в 9, 11 классах. Для работы с данным прибором разработана программа, которая позволяет визуально контролировать изменение ЭДС индукции, направление тока в катушке, отслеживать величину индукции магнитного поля и определять его полюса. Управление работой прибора осуществляется посредством переключателей SA1 и кнопки SA2. В исходном положении переключателя, изображенном на рис. 3, выход усилителя ЭДС индукции и выход датчика Холла подключаются, соответственно, к аналоговым входам А0 и А1 Arduino1. В этом случае, направление свечения светодиодов внутренней ленты соответствует направлению ЭДС индукции в проволочном контуре и имеет только красный цвет. Цвет свечения этой ленты (синий, красный) можно изменить, нажав на кнопку SA2. Цвет свечения также зависит от направления ЭДС индукции, наведенной в проволочном контуре изменяющимся внешним магнитным потоком. Направление и цвет свечения светодиодов, соответствует правилу Ленца для электромагнитной индукции, и указывает на направление магнитного потока, создаваемого магнитным полем индукционного тока в проволочном контуре. Синий цвет ассоциирует с понятием северный магнитный полюс, красный – южный магнитный полюс. Установив переключатель в нижнее по схеме положение, выход датчика Холла подключается к усилителю, а его выход соединяется с аналоговым входом А0 Arduino1. В этом положении прибор позволяет определять полюс подносимого магнита, а направление свечения светодиодов и их цвет также определяется правилом «правой руки». Наружная лента указывает направление тока в электрической цепи и имеет только зеленый цвет свечения.

 

а) б) в) г)

Рис. 5. Движение кольцевого керамического магнита индуцирует ток, направление которого показывает последовательное свечение светодиодов: а) движение магнита северным полюсом к читателю, б) движение магнита северным полюсом от читателя, в) движение магнита южным полюсом к читателю, г) движение магнита южным полюсом от читателю,

Экспериментальное подтверждение правила Ленца

Для экспериментальной установки нужно подготовить оборудование, как показано на рис. 3, загрузить скетч в Arduino1иArduino2 [9],включить питание переключателем SA3. Переключатель SA2 устанавливают в нижнее по схеме положение. Кольцевой керамический магнит быстрым движением руки, например, северным полюсом подносят к контуру и также удаляют от него. При этом последовательно, по часовой стрелке, загорается цепочка синих светодиодов, показывая направление индукционного тока в контуре и полюс образованного им магнитного поля со стороны керамического магнита, рис. 5, а. Движение магнита в обратном направлении вызывает противоположное направление свечения цепочки светодиодов красного цвета, следовательно, возникает магнитное поле противоположного полюса, рис. 5, б. Аналогичные действия производят южным полюсом магнита, рис. 5, в, г. Школьники замечают, что при приближении магнита южным полюсом загораются последовательно красные светодиоды, а при удалении синие. Анализ полученных результатов в эксперименте позволяет учащимся сделать вывод о справедливости правила Ленца - индукционный ток всегда имеет такое направление, что собственный магнитный поток препятствует изменению внешнего магнитного потока.

Экспериментальное обоснование закона Фарадея. Рассмотрим одну из возможных форм экспериментального обоснования закона Фарадея для электромагнитной индукции с количественным расчетом в лабораторной работе для учащихся 11 класса. Теоретическое обоснование предлагаемого метода вполне доступно для учащихся 11 класса, поскольку с элементами работы в среде MicrosoftOfficeExcel и программирования микроконтроллерной платы Arduin UNO знакомятся на уроках информатики и элективном курсе.

Из курса физики [10] учащимся известна математическая запись закона электромагнитной индукции: возникающая в контуре ЭДС равна взятой с обратным знаком скорости изменения магнитного потока, пронизывающего контур: . ЭДС индукции в контуре из витков определится выражением , где - ЭДС индукции в одном витке. Напряжение на выходе усилителя равно , где введенный выше коэффициент усиления. В последнем выражении нужно учесть, что было искусственно введено дополнительное смещение напряжения на величину Поэтому для контура будет справедливо выражение Переходя от дифференциалов к приращениям, получаем, что изменение магнитного потока , где - площадь контура диаметром и В – модуль вектора магнитной индукции поля, пронизывающего контур. Отсюда окончательно получаем: Напомним, что в нашем случае напряжение смещения , коэффициент усиления прибора , число витков контура , его диаметр измеряют непосредственно линейкой, а площадь Sвычисляют.

 

Рис. 6. График выходного напряжения датчика Холла SS495A от величины индукции магнитного поля

а)

б)

Рис. 7. Графики, построенные по результатам эксперимента.

Цель лабораторной работы заключается в экспериментальной проверке полученного выражения. Для этого необходимо определить изменение индукции магнитного поля вблизи контура и вызванное им напряжение на выходе усилителя. Для удобства все расчеты производятся в среде MicrosoftOfficeExcel и результаты представляются в виде графиков в одной координатной системе.

Индукцию магнитного поля можно измерить, например, датчиком Холла SS495A. Согласно технической документации на датчик [13], зависимость выходного напряжения от величины магнитного поля имеет вид, представленный на рис. 6. Из графика величина индукции магнитного поля определится выражением (Тл).

Подключают микроконтроллерную плату Arduino1 и открывают последовательный монитор. Резким движением, приближая и удаляя керамический магнит, проводят относительно контура вдоль осевой линии. В последовательный монитор выгружаются результаты измерений в три колонки, в которых содержатся следующие данные: 1 колонка - информация о времени в миллисекундах, 2 колонка - результаты преобразования АЦП датчика Холла, 3 колонка - результаты преобразования АЦП выходного напряжения усилителя. Полученные переменные переводят Microsoft Office Excel. Применяя полученные выше формулы, рассчитывают величины , , и строят их графики, рис. 7, а. Если перейти к модулям, графики имеют вид, представленный на рис. 7, б.

Д

 

Рис. 8. Схема включения рабочей катушки L2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емонстрация переходных процессов в катушке индуктивности подключенной к источнику постоянного тока при изменении величины тока. Эксперимент можно проводить различными методами подключения и отключения катушки от источника тока, регулированием протекающего тока по обмоткам катушки. Разработанная схема исследования с регулированием тока показана на рис.8. В качестве рабочей катушки L2, создающей изменяющееся магнитное поле, применяется катушка на 220 В от разборного трансформатора. Измерительная катушка L1, состоит из 5 витков медного провода в изоляции, которая подключается к усилителю ЭДС, а его выход подключается к аналоговому входу А0 микроконтроллерной платы Arduino1.

Так как измерительная и рабочая катушки находятся в одном и том же магнитном поле, их пронизывает один и тот же магнитный поток. Поэтому индуктивности Lодного витка каждой катушки можно считать одинаковыми. Тогда модуль ЭДС индукции измерительной катушки равен

, где n2 – число витков измерительной катушки. ЭДС самоиндукции основной катушки: . Отсюда ЭДС индукции в измерительной катушке пропорциональна ЭДС самоиндукции в рабочей катушке:

 

1 2 3

4 5 6

Рис. 9. Увеличение тока в катушке (свечение зеленых светодиодов) вызывает появление

ЭДС самоиндукции в катушке (свечение красных светодиодов).


Таким образом, с помощью указанного вольтметра Arduino1, подключенного к измерительной катушке, можно измерить мгновенные значений ЭДС самоиндукции. Ток в катушке L2 регулируют изменением напряжения на регулирующем элементе (на схемах не указан). Наблюдают за направлением тока в катушке L2 и направлением ЭДС в катушке L1 по свечению соответствующих светодиодных лент.

Из наблюдений видно, что при увеличении тока в рабочей катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая направлена против ЭДС, а при уменьшении тока в катушке возникает ЭДС самоиндукции, направленная так же,как направлен исчезающий ток в катушке.

Заключение

Проведенное исследование показало, что если разработать доступное оборудование с адресной светодиодной лентой и микроконтроллерной платой Arduino UNO и дополнить существующую систему учебного эксперимента новыми опытами, то это вызывает у школьников большой эмоциональный интерес, что способствует развитию экспериментальной подготовленности и более глубокому пониманию физической сущности этого непростого для обучающихся явления. В исследовании решены следующие задачи.

1) Изучен алгоритм управления работы адресной светодиодной ленты и основные принципы воплощены в разработанном устройстве.

2) Разработана доступная конструкция и технология изготовления в школьных условиях описанного выше прибора.

3) Разработана программа для микроконтроллерной платы Arduino UNO для изучения электромагнитной индукции и самоиндукции.

4) Разработаны учебные опыты по экспериментальному изучению явления электромагнитной индукции и самоиндукции с применением микроконтроллерной платы Arduino UNO и адресных светодиодных лент.

5) Разработанный прибор продемонстрирован на XXV Всероссийской научно-практической конференции «Учебный физический эксперимент: Актуальные проблемы. Современные решения» [12] с международным участием и внедрен в учебный процесс нашей школы. Серия проведенных школьниками экспериментов по электромагнитной индукции, позволяет сделать общие выводы:

1) существует явление электромагнитной индукции, которое подчиняется закону Фарадея; 2) полярность ЭДС индукции и направление индукционного тока определяется правилом Ленца; 3) существует явление самоиндукции; 4) при увеличении силы тока (равносильно подключению источника к катушке) в катушке возникает ЭДС самоиндукции, которая направлена против ЭДС источника; 5) при уменьшении силы тока (равносильно отключению источника от катушки) в катушке возникает ЭДС самоиндукции, направленная так же, как направлен исчезающий ток в катушке.

Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, справедливость гипотезы доказана, цель исследования достигнута.

Литература

Алексеев А. Г. Операционные усилители и их применение / А. Г. Алексеев, Г. В. Войшвилло. — М.: Радио и связь, 1989. —120 с.

Вараксина Е. И., Майер В. В. Натурный компьютерный эксперимент: учебно-исследовательские проекты: учебное пособие. — Глазов: ГГПИ, 201. — 76 с.

Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1. Механика, молекулярная физика, основы электродинамики. Под ред. А. А. Покровского. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.

Майер В. В. Экспериментальное обоснование правила Ленца // Физика в школе. — 2009. — № 8. — С. 46 – 49.

Майер В. В., Вараксина Е. И. Доказательная демонстрация самоиндукции на уроке физики // Учебная физика. — 2018. — № 1. — С. 16 – 21.

Майер В. В., Вараксина Е. И. Простая демонстрация правила Ленца // Учебная физика. — 2018. — № 1. — С. 9 – 15.

Майер В. В., Рудин А. С. Применение компьютера для исследования электромагнитной индукции // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 23. — М. ИСМО РАО, 2006. — С. 68 – 70.

Марков С. В., Маркова О. Н. Демонстратор индукционного тока на основе адресной светодиодной ленты // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 31. — М:. ИСРО РАО, 2020. — С. 90 – 92.

Марков С. В., Маркова О. Н. Демонстратор индукционного тока на основе адресной светодиодной ленты // Учебная физика. — 2020. — № 2. — С. 40 – 56.

Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г. Я Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. Н. А. Парфентьевой. — М.: Просвещение, 2016. — 432 с.

Сидоренко Ф. А., Кренцис Р. П., Глазунов Г. Б. Компьютерное сопровождение уроков физики: электромагнитная индукция // Пробле-мы учебного физического эксперимента. Вып. 8.—Глазов: ГГПИ, 1999., С. 89 – 91.

Цифровое управление светодиодными источниками света // https://arlight.ru/info/articles/tsifrovoe-upravlenie-svetodiodnymi-istochnikami-sveta.html (Дата доступа: 11.10.2018).

HONEYWELL SS495A // https://www.tme.eu/ru/details/ss495a/datchiki-kholla/honeywell/ (Датадоступа 23.12.2018).

WS2812BIntelligentcontrol LED integrated light source // https://cdn-shop.adafruit.com/datasheets/WS2812B.pdf (Датадоступа: 11.10.2018).

Просмотров работы: 157