Какого цвета море?

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какого цвета море?

Пинегин Р.Д. 1
1МБОУ ООШ № 269
Самойлова Т.А. 1Пинегина И.В. 1
1МБОУ ООШ № 269
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое лето мы отдыхаем у бабушки на Азовском море. Но Чёрное море мне нравится больше. Оно прозрачное. Можно видеть, как плавают медузы, на дне копошатся раки-отшельники. И у меня возник вопрос, а почему море «чёрное»? Из сказок мы знаем, что море синего цвета. Если посмотреть на карту мира, можно заметить, что ни одно море не названо синим. На уроках мы находили Белое, Чёрное и Красное моря, даже Жёлтое. Почему они так названы? Правда ли они цветные? Я решил разобраться, почему вода во все морях одинаковая, а названия такие «разноцветные».

Цель исследования: выяснить, какие моря имеют «цветные» названия и опытным путём создать своё «море» в домашних условиях.

Предмет исследования: цвет моря.

Объект исследования: море.

Актуальность моей работы заключается в том, что учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению о необычных процессах, происходящих в море, и они, вероятно, ещё не все изучены.

При проведении исследования мною была выдвинута гипотеза: предположим, что с помощью различных опытов можно в домашних условиях создать море с «цветным» названием.

Перед началом исследования я определил следующие задачи:

Выяснить, какие моря имеют «цветные» названия, и где они расположены.

Объяснить, почему моря в своем названии имеют тот или иной цвет.

Изучить правила безопасности при проведении опытов с различными веществами.

Продемонстрировать, какие химические реакции могут происходить между разными веществами, что получается при их взаимодействии.

Методы исследования:

Сбор информации из книг.

Нахождение информации в интернете.

Проведение опытов с материалом.

Данная работа относится к практическим исследованиям.

Работу можно использовать в качестве дополнительного материала к урокам окружающего мира.

В качестве источников для написания работы мной использовались энциклопедии, интернет-ресурсы.

Теоретические основы

Белое море – внутреннее море бассейна Северного Ледовитого океана на севере Европейской части России (Приложение 1). Одни исследователи высказывают предположение о том, что море названо Белым потому, что оно покрыто льдом и снегом 6-7 месяцев в году. Другие полагают, что название происходит от беловатого цвета воды, отражающей северное небо. И действительно, в любое время года оно остаётся белым: то снег, то дождь, то туман.

Чёрное море – это внутреннее море бассейна Атлантического океана (Приложение 2). Омывает берега России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Грузии, Абхазии. На берегу Чёрного моря расположено много городов-курортов: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи и др. С точки зрения моряков, море называется Чёрным из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет. Утверждают также, что море назвали Чёрным из-за чёрного ила, который остаётся после шторма на берегу. Одна из гипотез связана с принятым ранее в ряде азиатских стран «цветовым» обозначением сторон света, где «чёрный» обозначал север, соответственно Чёрное море – северное море. Согласно другой гипотезе, современное название Чёрному морю дали турки, которые пытались покорить население его берегов, но встречали такое яростное сопротивление, что море прозвали Караден-гиз – Чёрное, негостеприимное.

Гидрологи предложили свою версию, согласно которой море называется Чёрным потому, что любые металлические предметы, опущенные на большую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими. Причина – сероводород, которым насыщена черноморская вода на глубине более 200 м.

Красное море – море-рекордсмен (Приложение 3). Самое солёное море Мирового океана. Самое молодое на планете (25 миллионов лет). Одно из самых красивых морей. Самое тёплое море на планете (постоянная температура воды составляет примерно 25 градусов). Это внутреннее море бассейна Индийского океана, расположенное между Аравийским полуостровом и Африкой. Омывает берега Египта, Судана, Джибути, Эритреи, Саудовской Аравии, Йемена, Израиля, Иордании.

Существует несколько версий происхождения названия Красного моря. Первая версия – название моря зависит от части света. Красный цвет символизирует юг.И поэтому слово «красный», по-видимому, указывает на южное месторасположение этого моря, а вовсе не на цвет морской воды. Другая версия заключается в том, что на поверхность моря время от времени всплывают красивые красноватые водоросли.

Жёлтое море – полузамкнутое окраинное море бассейна Тихого океана у восточного побережья Азии к западу от Корейского полуострова (Приложение 4).Омывает берега Китая, КНДР и Республики Корея. Название дано по цвету воды, вызванному наносами китайских рек и пыльными бурями. Весной жёлтые пыльные бури здесь бывают настолько сильными, что судам приходится прекращать движение.

Коралловое море расположено в бассейне Тихого океана (Приложение 5). Омывает берега Австралии, Новой Гвинеи и Новой Каледонии. В нём находятся многочисленные коралловые рифы и острова (откуда и пошло название «Коралловое»). Одним из наиболее известных является Большой барьерный риф, самый большой коралловый риф в мире. Кораллы практически всех оттенков спектра позволяют это море также отнести к «цветным морям».

Мраморное море – внутреннее море бассейна Атлантического океана, расположенное между европейской и азиатской частями Турции (Приложение 6). На северо-востоке соединяется проливом Босфор с Чёрным морем, на юго-западе – проливом Дарданеллы с Эгейским морем. На турецком языке –Marmara Denizi,от названия острова Мармара, где осуществлялись крупные разработки белого мрамора.

Практическое исследование

Прежде чем приступить к демонстрации опытов, я подробно изучил правила техники безопасности (Приложение 7).

Опыт 1. «Белое море» (Приложение 8).

Для создания «Белого моря» нам понадобится раствор марганцовки, столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость.

Ход работы. Налить в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (жидкость ярко-малинового цвета). Добавить 1 чайную ложку уксуса (жидкость окраску не поменяла). Добавить половину чайной ложки перекиси (жидкость становится прозрачной).

Получилось «Белое море».

Опыт 2. «Жёлтое море» (Приложение 9).

Для создания «Жёлтого моря» нам понадобится стакан, жидкое мыло, разведённое водой, марганцовка, перекись водорода.

Ход работы. Налить в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет). Добавить в раствор половину чайной ложки перекиси. Затем добавить жидкое мыло (жидкость начинает сильно пениться). Чтобы реакция шла быстрее, жидкость можно помешать. Через некоторое время она превратится в пенистую смесь.

Получилось «Жёлтое море».

Заключение

По окончании эксперимента я получил следующие результаты:

Выяснил, какие моря имеют «цветные» названия, и где они расположены.

Объяснил, почему моря в своем названии имеют тот или иной цвет.

Изучил правила безопасности при проведении опытом с различными веществами.

Продемонстрировал, какие химические реакции могут происходить между разными веществами, и что получается при их взаимодействии.

Гипотеза, выдвинутая мной о том, что с помощью различных опытов можно создать в домашних условиях моря с «цветными» названиями, подтвердилась.

Выводы:

Вода – это уникальное вещество. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволят более умело использовать их в повседневной жизни, а также пригодятся на уроках окружающего мира. Я доказал, что моря назвали цветными в зависимости от их расположения и от того, какого цвета казалась вода людям. В результате проведённой работы решил продолжить изучение названий других водоёмов планеты.

Список литературы

https://goo-gl.ru/gTltQ

Нагаев В.Г. Моя первая энциклопедия. Океаны и моря. – Дрофа плюс, 2008.

Уэйд Л. «Загадки моря» М; Дрофа, 1999.

«Хрестоматия Родная природа». М; Дрофа плюс, 2005.

Энциклопедия для детей. География / ред. коллегия: М.Аксёнова, В.Володин, И.Леенсон – М., Аванта +, 2006.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Техника безопасности

Перед проведением опытов необходимо надеть фартук и одноразовые перчатки.

Химические вещества могут быть токсичны, поэтому нюхать их нужно осторожно – держа ёмкость, где они находятся, на расстоянии 30 см от лица, и движениями руки направлять воздух от ёмкости к носу.

Для проведения экспериментов необходима специально выделенная для этого посуда. После проведения опытов есть из этой посуды нельзя.

Необходимо бережно обращаться с реактивами, не выливать их из флакона кроме как для проведения опытов, все эксперименты делать точно по инструкции.

При выполнении экспериментов необходимо обеспечить проветривание комнаты.

После работы нужно навести порядок на рабочем месте, вымыть всю посуду. Все участвовавшие в эксперименте реактивы необходимо утилизировать.

Приложение 8

Приложение 9

Просмотров работы: 48