Незнание природы — величайшая неблагодарность.
Плиний Старший
Введение.
Успех выращивания хорошего урожая сельскохозяйственных, декоративно-цветочных культур напрямую зависит не только от качества семян посадочного материала и ухода, но и от вида и состава почвы, на которой выращиваются культуры. Увельский район Челябинской области является сельскохозяйственным районом. По сведениям, полученным в администрации Кичигинского сельского поселения, мы выяснили, что численность жителей нашего села Кичигино составляет 2540 человек. Более 40% жителей проживают в частном секторе. На земельных участках, находящихся в частной собственности, располагаются не только жилой дом, гараж, хозяйственные постройки, но есть и огород. Половина жителей многоэтажных многоквартирных домов имеют садовые участки. На территории сельского поселения находятся два садовых товарищества: «Садовое некоммерческое товарищество Кичигинского ремонтного завода» и «Садовое некоммерческое товарищество «Большой каньон»». Жители села выращивают плодовые культуры, кустарники, занимаются огородничеством. В МОУ «Кичигинская СОШ» обрабатывается пришкольный участок. Ежегодно бригады по выращиванию овощей трудятся на нем с мая по сентябрь. Вокруг здания школы располагаются цветники, на которых работают учащиеся под руководством педагогов. Все заинтересованы не только в получении высокого урожая овощей, но и в наличии красивых цветников, ведь именно они встречают всех при входе на школьный двор (Приложение 1). Поэтому становится понятным, что выбранная нами тема «Изучение почвы различных участков села Кичигино» актуальна.
Вместе с одноклассниками мы работали на субботниках по благоустройству территории школы, села, принимали участие в экологических акциях. Мы стали свидетелями того, что человек может по-разному влиять на поверхностный слой Земли – почву. Изучая литературу, первоисточники, анализируя статистические данные администрации Кичигинского сельского поселения, материалы СМИ, мы убедились в том, что это одна из важнейших экологических и сельскохозяйственных проблем. И она требует решения.
Поэтому, цель работы: изучить почву различных участков села Кичигино.
На пути достижения цели нужно было решить задачи:
1. Научиться делать пробоотбор и подготовку образцов почвы к визуальному, механическому и химическому анализу.
2. Изучить методы анализа почвы.
3. Провести визуальный, гранулометрический и химический анализ почвы.
4.Познакомить школьников с результатами исследования, выступив на конференции НОУ в школе, районной конференции НОУ.
Мы использовали в своей работе следующие методы: работа с первоисточниками, Internet – ресурсами, изучение литературы, прессы, СМИ, проводили опыты, визуальный анализ, механический, химический анализ, исследование, наблюдение, сравнение, фотосъемку.
Подобрав литературу, я проанализировал информацию по изучаемой проблеме, прежде всего, обратив внимание на основные понятия. Для изучения почвы различных участков было решено провести эксперимент по известным методикам, химические опыты, в основе которых лежат качественные реакции.
Гипотеза исследования: Почва различных участков может отличаться по составу, поэтому при выращивании культур следует учитывать тип почвы и ее характеристики.
Объект исследования: почва участков села Кичигино.
Предмет исследования: качественный состав почвы пришкольного участка.
Глава1. Теоретическая часть. Почва – основа для земледелия
Почва – природное образование
Изучить почву, определив ее тип, подтип, вид и разновидность, основные характеристики и качественный состав, невозможно без предварительного знакомства с некоторыми методами. Поэтому, мы познакомились с различными методами анализа почвы по трудам Н.А. Качинского [6], Г.И. Парфеновой и Е.А. Яриловой [8], изучил методы качественного определения ионов, по пособию по химическому анализу почв Прожориной Т.И. и Затулей Е.А. [10], по руководству химического анализа Е.В. Арнушкиной [1]. Вопросам экологии многие авторы уделяют внимание в своих работах, например, В.Д. Валова [3], Г.В. Добровольский [5], Г.В. Стадницкий [11], А.П .Ошмарин [12], вопросы антропогенного воздействия человека на почву наиболее подробно раскрыты в работе Ю.В. Новикова [7]. Описание типов, подтипов, видов и разновидностей почвы подробно приведено в 1 томе «Челябинская область. Природные богатства и их использование» Н.Е. Борисова [13].
Почва – особое природное образование, обладающие рядом свойств,
присущих живой и неживой природе, сформировавшееся в результате длительного преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным взаимообусловленным взаимодействием гидросферы, атмосферы, живых и мертвых организмов [17]. Роль почвенного покрова в жизни общества определяется тем, что почва представляет собой источник продовольствия для населения планеты. Почва была и остается главным условием жизнеобеспечения человечества в целом. Площади земельных ресурсов мира составляет 129 млн. км2, или 86,5% площади суши. Под пашней и многолетними насаждениями в составе сельскохозяйственных угодий занято около 15 млн. км2 (10% суши), под сенокосами и пастбищами – 37,4 млн. км2 (25%). Общая площадь, пригодных для пахоты земель оценивается различными исследователями по-разному: от 25 до 32 млн. км2. Село Кичигино располагается на 54о30’42’’ северной широты и 61о15’43’’восточной долготы. Площадь нашего поселения составляет 147,57 км2.
1.2. Состав почвы
Изучением почв занимается почвоведение, основателем которого является Василий Докучаев. 1883 год становится годом рождения почвоведения - новой науки о почвах. В состав почвы входят четыре важнейших компонента: минеральная основа (50-60%); органическое вещество (до 10 %); воздух (до 25 %); вода (25-35 %).
Почвы состоят из частиц различного размера. Механическая структура почвы имеет очень важное значение для сельского хозяйства, определяет усилия, требуемые для обработки почвы, необходимое количество поливов и т.п. Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но содержат много питательных веществ и не выщелачиваются. Каменистость почвы (крупные частицы) влияет на износ сельскохозяйственных орудий [6].
Органические вещества в почве образуются из остатков растений и животных. Гумус улучшает свойства почвы, повышая ее способность удерживать влагу и растворённые минеральные вещества. В болотистых почвах образование гумуса идёт очень медленно. Органические остатки спрессовываются здесь в торф.
Некоторые химические элементы (азот, фосфор, сера) в процессе разложения переходят из органических соединений в неорганические (минерализации вещества).
Минеральный состав почвы отличается от состава породы, на которой она образовалась, чем старше почва, тем сильнее это отличие. Около 50—60 % объёма и до 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты.
Почвенный воздух заполняет поры меду частицами почвы, находясь в непосредственном контакте с атмосферным воздухом, отличается по составу от атмосферного. Чем больше кислорода в почвенном воздухе, тем лучше идут в почве процессы самоочищения.
На территории России существует несколько типов почвы: тундровые, слабоподзолистые и подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые солончаковые почвы. Типы почвы имеют значение, в основном, для сельского хозяйства. Челябинская область находится в пределах трех природных зон: лесной, лесостепной и степной. В лесостепной зоне, где находится село Кичигино, преобладают черноземы обыкновенные малогумусные суглинистые, черноземы выщелоченные малогумусные суглинистые и подзолистые дерновоподзолистые слабоподзолистые супесчаные почвы. Чернозем – самая богатая гумусом почва. Недаром его называют царем почвы. В западной части села есть черноземы выщелоченные малогумусные супесчаные, где под небольшим слоем гумуса сразу располагается песок. Такая почва легкая, имеет идеальную для выращивания растений зернистую или комковатую структуру и подходит для любых видов посадки. Часто чернозем применяется для формирования конкретного задела плодородности почвы. Добавление его даже в самую бедную и истощенную почву приводит к восстановлению водопроницаемости, обогащению питательными элементами.
Глава 2. Практическая часть. Методы изучения состава почвы
2.1. Пробоотбор и подготовка образцов к химическому анализу
Для проведения физико–химического анализа вначале проводят пробоотбор, используя метод конверта. Пробы взяли с глубины 10 см, по 800–900 мг каждого образца с разных территорий. Затем почву высушили и измельчили, удалили из нее посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовали метод квартования: измельченный материал тщательно перемешивали и рассыпали ровным тонким слоем в виде квадрата, разделяя его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения водных вытяжек (Приложение 2).
2.2. Анализ почвы.
Анализ почвы — совокупность операций, выполняемых с целью определения состава, физико-механических, физико-химических, химических, агрохимических и биологических свойств почвы [14]. Проводят гранулометрический, химический, минералогический и микробиологический анализы. Существует много методов химического анализа. Основоположником метода кристаллоскопической реакции является М.В. Ломоносов. Позднее этот метод развивал Т.Е. Ловиц. Капельный метод основал Э.Файгль с использованием фильтровальной бумаги. Безстружковый метод анализа основан на нанесении реагента на металлическую пластинку. Сухой метод применяется для распознавания ионов щелочных и щелочноземельных металлов. Определяют их по окрашиванию пламени. Метод растирания предложил профессор Флоридский в 1898 году для определения веществ, имеющих запах и образующихся при растирании.
Для исследования почвы пришкольного участка мы выбрали визуальный, гранулометрический и методы аналитической химии.
2.3. Определение почвы по гранулометрическому составу
Для определения названия почв по гранулометрическому составу использовали классификацию почв по гранулометрическому составу Качинского Н.А. и мокрый способ определения гранулометрическому состава почв, который представлен в таблице 1 (Приложение 3). Окончательное уточнение гранулометрического состава почвы производится в камеральный период путем специального лабораторного анализа, и на основании его дается название почвы [6].
Опыт № 1. Определение названия почвы. Из образцов почвы, взятых с южного участка (№1), западного участка (№2), восточного участка (№3), западной части частного сектора (№4), восточной участка (№1), западного участка (№2), части частного сектора (№5) пробовал сначала скатать шнур, а затем свернуть кольцо.
По результатам исследования гранулометрического состава почв, пришли к выводу, что на участках №1, №3, №4 и №5 почва представляет собой средний суглинок. При раскатывании она образует шнур с трещинами, в кольцо свернуть не удается, кольцо разрушается. На участке №2 почва является супесью. Она более светлая, не получается скатать шнур, он распадается, очень хорошо заметно большое количество песчинок разного размера, почва рассыпается.
Для определения названия почвы пользовались материалами Википедии, трехтомника «Челябинская область», где доцент Челябинского института механизации сельского хозяйства (ЮУрГАУ) П. Лысенин подробно описал почвы районов Челябинской области [13]. Названия почв приведены в приложении 9.
Опыт № 2. Определение наличия воздуха в почве.
В приготовленные стаканы с отстоявшейся водой опустили комочки почвы, взятой с разных участков. Вода заполнила все поры, свободные места в комочках почвы и вытеснила из них воздух. На поверхности комочков наблюдали образование пузырьков воздуха. Через несколько секунд пузырьки стали отрываться и устремляться вверх, к поверхности воды. Больше пузырьков образовалось на комочке почвы с участка №2, №4, №5, затем №1, и меньше пузырьков воздуха было на комочке почвы с участка №3. Образец №2 почти распался в воде. На основании проведенных наблюдений можно сделать вывод: по уменьшению насыщенности почвы воздухом участки можно расположить в следующей последовательности: № 2, №4, №5, №1, №3.
2.4. Химические опыты с почвой
Твердая часть почвы и почвенный раствор.
Различные почвы отличаются по внешнему виду. Черноземные почвы, содержащие много перегноя, окрашены в темный цвет, подзолистые почвы - сероватые. Различаются почвы и по структуре. В этом можно убедиться на следующем опыте.
Опыт № 1. Получение смеси почвы и воды.
Поместили в цилиндры одинаковые количества (по 5 г) проб почвы с различных участков. Прибавили к каждой из них по 30 мл воды дистиллированной, тщательно перемешали и оставили отстаиваться (Приложение 4). Вначале оседают более крупные частицы, а затем - более мелкие. Почва с участка № 2 более тяжелая. Та же самая масса почвы занимает меньший объем. Оседание в цилиндрах с пробами почв происходит в следующем порядке: быстрее идет отстаивание почвы с участка №3, затем с участка №2, №4, №5. Медленнее всего отстаивание происходит в цилиндре, содержащем почву с участка №1. На поверхности жидкости плавают коричневые кусочки не вполне перегнивших растительных остатков. Больше всего плавающих частичек на поверхности жидкости в цилиндре №1 и №5. Над твердым осадком долгое время остается мутная жидкость, содержащая растворимые вещества и нерастворимые, взвешенные в ней мелкие крупинки. Участок почвы №5 является более удобренным. Почва этого образца более темная, содержит большое количество полуразложившихся органических остатков, частичек корней растений.
Опыт №2. Обнаружение солей в разных пробах почв.
Профильтровали приготовленную в первом опыте смесь воды и разных проб почвы. Несколько капель полученных фильтратов поместили на стеклянные пластины и подогрели над горелкой до выпаривания воды. На пластинках остаются пятна солей, находившихся в почвенных растворах. В пробе №1 и №4 солей содержится больше всего. Пятно ярко-выраженное, темное. В пробе №2 солей содержится мало; пятно на пластине самое бледное, светлое. В пробе № 3 и №5 солей содержится больше, чем во второй пробе; пятно белое, ярко-выраженное.
Вывод: наибольшее содержание солей в пробе с участка №1, №4, затем с участка №3, №5, наименьшее - в пробе с участка №2.
Для определения веществ, находящихся в почвенном растворе, воздушно сухую почву обрабатывают водой. При этом вещества, находившиеся в почвенном растворе, переходят в водную вытяжку.
Опыт №3. Приготовление водной вытяжки.
Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву помещали в колбу на 100 мл, добавляли 50 мл дистиллированной воды и взбалтывали в течение 5–10 минут, а затем фильтровали (Приложение 4). Капли отфильтрованных водных вытяжек из почвы перенесли на индикаторную бумагу. Изменения окраски индикаторной бумаги от водной вытяжки приведены в таблице 2 (Приложение 6). По изменению окраски бумаги можно судить о кислотности проб почвы. Проба №1 и №5 имеют нейтральную среду реакции. Пробы №2, №3, №4 имеют слабокислую среду (Приложение 6).
Кислотность почвы имеет важное значение. Чрезмерно высокий (выше 9) или низкий (ниже 4) pH почвы токсичен для корней растений. В кислых почвах (pH 4.0–5.5) железо, алюминий и марганец находятся в формах доступных растениям, а их концентрация достигает токсического уровня. При этом затруднено поступление в растения фосфора, калия, серы, кальция, магния, молибдена. На кислой почве может наблюдаться повышенный выпад растений без внешних причин – вымочка, гибель от мороза, развитие болезней и вредителей. В щелочных почвах (pH 7.5–8.5) железо, марганец, фосфор, медь, цинк, бор и большинство микроэлементов становятся менее доступными растениям. Оптимальной считается pH 6.5 – слабокислая реакция почвы, при которой большинство основных питательных веществ доступны растениям, т. е. находится в почвенном растворе.
2.5. Качественное определение химических элементов в почве
Важным показателем состава почвы является содержание в ней углекислого газа, карбонатов. Наличие ионов в почве определяем при помощи качественных реакций по наблюдаемым признакам.Общая схема качественного анализа пробы почвы приведена в приложении 5.
Опыт №5. Определение карбонат – ионов.
Д ля определения карбонат – ионов небольшое количество почвы с разных участков поместили в фарфоровые чашки и в каждую капнули пипеткой несколько капель 10%–го раствора соляной кислоты. На поверхности почвы в виде пузырьков выделяется образующийся в результате реакции углекислый газ или оксид углерода (IV), (почва “шипит”). По интенсивности выделения пузырьков можно сделать вывод: содержание карбонат – ионов больше в почве на участках №2 и №3, в почве с участка (№ 1) карбонат – ионов содержится очень мало, на участках №4 и №5 - нет видимого выделения пузырьков газа, эти образцы почв если и содержат карбонат - ионы, то очень немного. СО32- + 2Н+ CО2 + Н2О
Опыт №6. Определение сульфат – ионов.
Для обнаружения сульфат – ионов в пробирку налили 5 мл фильтрата,
д обавили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2–3 мл 20%–го раствора хлорида бария. В пробирке, где находится фильтрат с участка №1 и №4 наблюдается помутнение раствора, а в пробирках, где находятся фильтраты с участков №2 и №3 – помутнение очень слабое, в пробирке с фильтратом с участка №5 изменений не наблюдается (Приложение 7). По интенсивности помутнения можно сделать вывод: в почвах участков №1, №2, №3, №4 сульфат – ионы содержатся в незначительном количестве,
SО42- + Ba2+ BaSО4 , а в почве с участка №5 - обнаружить сульфат - ионы не удалось.
Опыт №7. Определение нитрат–ионов.
Для обнаружения нитрат – ионов к 5 мл фильтрата по каплям прибавили раствор дифениламина в серной кислоте. Изменений не наблюдаем. При наличии нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет. На основании наблюдений делаем вывод: в почвах всех участков нитрат - ионы не обнаружены.
Опыт №8. Определение соединений железа (II и III).
Для обнаружения в почве соединений железа (II) и железа (III) в две пробирки налили по 3 мл вытяжки. В первую серию пробирок добавили несколько капель раствора красной кровяной соли, во вторую – несколько капель 10%–го раствора роданида калия. В пробирках первой серии, содержащих вытяжку с участков № 1 и № 3 появилось синее окрашивание, что говорит о присутствии соединений железа (II).
Fe2+ + K3[Fe (CN) 6] KFe3+[Fe(CN)6]
В пробирке, содержащей вытяжку с участка №2, №4, №5 не наблюдаем появления синего окрашивания, что говорит об отсутствии соединений железа (II).
В пробирках второй серии, содержащих вытяжку с участков №1 появилось кроваво красное окрашивание, что говорит о присутствии соединений железа (III); с участка №3 – красное окрашивание. Fe3+ + 3SCN- Fe (SCN) 3 .
В пробирке, содержащей вытяжку с участка №2, №4, №5 не наблюдаем появления кроваво красного окрашивания, что говорит об отсутствии соединений железа (III). По интенсивности окрашивания можно сделать вывод: в почве участка №1 соединения железа (III) содержатся в большем количестве, чем в почве участка №3, а в почве участка №2, №4, №5 - отсутствуют.
Опыт №9. Определение соединений алюминия.
Д ля обнаружения соединений алюминия к 5 мл почвенной вытяжки прибавили по каплям 3%–ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве. В пробирках, содержащих вытяжку с участка №2, появилось небольшое количество мути, что говорит о малом содержании соединений алюминия; в пробирке, содержащей вытяжку с участка №3 и №4 появился небольшой белый осадок; а в пробирке, содержащей вытяжку с участка №1 и №5 наблюдаем появление белого осадка, что говорит о присутствии соединений алюминия. Al3++3 F- Al F3
На основании наблюдений интенсивности появления осадка, можно сделать вывод: в почве участка № 2 соединения алюминия присутствуют в незначительном количестве, в почве участка №1 и №5 содержатся в большем количестве, чем №3 и 4
Опыт № 10. Определение соединений свинца.
Д ля обнаружений соединений свинца в пробирки, содержащие 5 мл фильтрата с каждой исследуемой части пришкольного участка и частного сектора, добавляли раствор соляной кислоты. При наличии соединений свинца образуется белый осадок. В пробирке №1 видимых изменений не произошло. В пробирке №2 так же не наблюдаем видимых изменений. В пробирке №3, №4, и №5 появилась едва заметная муть. Pb2+ + 2 Cl- Pb (Cl) 2
На основании наблюдений можно сделать вывод: почва участков №1 и №2 не содержит соединений свинца, а в почве участка №3, №4 и №5 содержится незначительное количество соединений свинца. По второму способу для обнаружения ионов свинца использовали раствор иодида калия. В пробирках №1 и №2 видимых изменений не наблюдали, а в пробирках №3, №4 и №5 видим едва заметное светло-желтое окрашивание. (Приложение 9).
Pb2+ + 2 I- Pb I 2
Присутствие небольшого количества свинца можно объяснить близостью дороги и трассы федерального значения. В выхлопах автомобилей содержатся соединения свинца.
Все наблюдения, полученные при проведении опытов на содержание в фильтрате различных ионов и соединений, их определение кратко записаны в таблице 3. В ней мы указали используемые реактивы и признаки реакций, которые наблюдали. Результаты обнаружения ионов и соединений занесены в таблицу 4 (Приложение 8).
Заключения Выполняя исследовательскую работу, мы получили положительную результативность, доказав гипотезу. Почва различных участков действительно может отличаться по составу, поэтому при выращивании культур следует учитывать тип, подтип, вид и разновидность почвы, а также ее характеристики.
Мы нашли ответы на вопросы, которые нас интересовали. На основании результатов, полученных в ходе визуального гранулометрического и химического исследования почв пришкольного участка и почв частного сектора, можно сделать выводы: 1. Почва южного участка (№1) и почва восточного участка частного сектора
(№4) оптимальна для выращивания растений, она содержит сульфат – ионы, соединения железа (II), железа (III), алюминия.
2. Почва западного участка (№2) содержит сульфат – ионы, карбонат – ионы, соединения алюминия. Она требует минерализации.
3. Почва восточного участка (№3) содержит сульфат – ионы, карбонат – ионы, соединения железа (II), железа (III), алюминия, соединения свинца. Она требует минерализации, улучшения структуры за счет внесения песка, раздробленного кирпича, соломы.
4. Почва западного участка частного сектора (№5) содержит много органики, но недостаточное количество минеральных веществ, поэтому требует минерализации. Для улучшения ее состава можно предложить использовать комплексные минеральные удобрения.
Таким образом, поставленная цель достигнута, гипотеза доказана. Почва различных участков села Кичигино изучена: определен ее тип, подтип, вид и разновидность, проведен анализ, приведены рекомендации по ассортименту выращиваемых овощных и цветочно-декоративных культур.
Новизна нашего исследования состоит в огромной работе практического характера. Работая над проблемой, мы изучили по первоисточникам материал по данной теме: методики определения состава почв, методики качественного химического анализа почв. Мы определили тип, подтип, вид и разновидность почв нашего села. Оказывается, на сравнительно небольшой территории могут быть разные почвы.
Полученные нами результаты исследования имеют большую практическую значимость. Материалы нашей работы можно использовать для просвещения учащихся, их родителей, жителей села.
Изучив по первоисточникам особенности почв, на основании результатов проведенных исследований почв пришкольного участка и почв участков частного сектора, мы можем предложить некоторые рекомендации, их можно принять во внимание при проведении весенних работ, как на пришкольном участке, так и на участках частного сектора. Они представлены в таблице 6 «Рекомендации по использованию почв с учетом их характеристик» (Приложение 9).
Работа апробирована. Это видно из приложений.
И в заключение, хочется привести слова Уитмена: «Земля… дает всем людям такие дивные вещи, а под конец получает от них такие отбросы в обмен». Стоит задуматься.
Работая с первоисточниками, мы нашли очень краткое, но полное философского смысла высказывание русского ученого В.В. Докучаева: "Почва дороже золота".
Мы считаем, что наша почва, ее плодородие, вся земля не просто намного дороже золота, а это бесценный дар человечеству. Потому что, именно почва кормит нас, на почве мы сажаем хлеб, разводим сады, пасём стада, работаем, строим и живем. Нет ничего дороже нашей родной земли, и ее нельзя продать или обменять на золото. Золото имеет свою цену. А почва по сравнению с золотом - бесценна.
Список использованных источников и литературы
Аринушкина, Е.В. Руководство по химическому анализу почв / Е.В. Аринушкина. - М.: Изд-во МГУ. 1970. - 488 с.
Арустамов, Э.А. Природопользование. Учебник. / Э.А. Арустамов. - М.: Издательский дом "Дашков и Ко". 2000. - 252 с.
Валова, В.Д. Основы экологии. / В.Д. Валова. - М.: Издательский дом "Дашков и Ко". – 2001. - 212 с.
Гедройц, К. К. Избранные сочинения. В 3-х томах. Т. 2. Химический анализ почвы. / К.К. Гедройц. - М.: Изд-во Сельхозгиз. 1955. – 616
Добровольский, Г.В. Почва. Город. Экология. / Г.В.Лобровольский. - http://www.pochva.com/?content=3&book_id=0712
Качинский, Н.А. Механический и микроагрегатный состав почвы, методы его изучения / Н.А. Качинский. - М.: Изд-во АН СССР. 1958. - 193 с.
Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Новиков. 3-е изд., испр. И доп. - М.: Изд-во Гранд-Фаир. 2005.- 736 с.
Парфенова, Г.И. Минералогические исследования в почвоведении / Г.И. Парфенова, Е.А. Ярилова. М.: Изд-во АН СССР. 1962. - 214 с.
Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических картограмм, М.: Россельхозиздат, 1969. - 328с.
Прожорина, Т.И. Химический анализ почв. Лабораторный практикум для ВУЗов / Т.И.Прожорина, Е.Д. Затулей. Воронеж.: Изд-во ВГУ, 2008. - 32с.
Стадницкий, Г.В. Экология. Учебник для вузов / Г.В. Стадницкий. - СПб.: Изд-во Химиздат. 2002. - 287 с.
Ошмарин, А.П. Экология. Школьный справочник / А.П. Ошмарин, В.И.Ошмарина. - Ярославль.: Изд-во Академия развития. 1998. - 240 с.
Челябинская область. Природные богатства и их использование./сост. Н.Е.Борисов.-Челябинск: Челябинское областное издательство,1939.- 300
http://www.ngpedia.ru/index.html (Большая энциклопедия нефти и газа).
http://www.window.edu.ru
Приложение 1.
Рисунок 1 - Исследуемые участки почвы села Кичигино
Приложение 2.
Рисунок 2 - Подготовка почвы к анализу, пробоотбор, взвешивание
Приложение 3.
Таблица1 - Классификация почв по механическому составу
Качинского Н.А.
Механический состав |
Вид образца в плане после раскатывания |
Шнур не образуется — песок |
INCLUDEPICTURE "http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/03.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/03.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/03.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/03.gif" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.ecosystema.ru/08nature/soil/03.gif" \* MERGEFORMATINET |
Зачатки шнура — супесь |
|
Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок |
|
Шнур сплошной, кольцо при свертывании распадается — средний суглинок |
|
Шнур сплошной, кольцо с трещинами — тяжелый суглинок |
|
Шнур сплошной, кольцо дельное — глина |
Приложение 4.
Рисунок 4 - Использование физических методов в получении почвенного раствора, водной вытяжки, определении воздуха и солей в почве
Получение почвенного раствора и водной вытяжки
Определение наличия воздуха в почве
Обнаружение солей в фильтрате
Приложение 5.
Рисунок 5 - Общая схема качественного анализа пробы почвы
Воздушно-сухая проба почвы |
Делят на две части |
Проба на растворение в воде
3. Для работы 2. Запас |
Приложение 6.
Рисунок 6 - Исследование рН среды водной вытяжки
Таблица 2.
Индика- торная бумага |
№1 южная часть участка |
№2 восточная часть участка |
№3 западная часть участка |
№4 западная часть частного сектора |
№5 восточная часть частного сектора |
Красная лакмусовая |
розовый рН=6 нейтральная |
розовый рН=5 слабокислая |
розовый рН=5 слабокислая |
розовый рН=5 слабокислая |
розовый рН=6 нейтральная |
Универ-сальная лакмусовая бумага |
желтый рН=7 нейтральная |
розовый рН=6 слабокислая |
розовый рН=5 слабокислая |
розовый рН=5 слабокислая |
желтый рН=7 нейтральная |
Приложение 7.
Рисунок 7 - Качественное определение ионов в фильтрате
Приложение 8.
Таблица 3 - Результаты качественного анализа
№ пробы / реактив |
Участок № 1 Южный |
Участок № 2 Западный |
Участок № 3 Восточный |
Участок № 4 Западная часть ч/с |
Участок № 5 Восточная часть ч/c |
Красная лакмусовая бумага |
Розовый рН=6 среда нейтральная |
Розовый рН=5 среда слабокислая |
Розовый рН=5 среда слабокислая |
Розовый рН=5 среда слабокислая |
Розовый рН=6 среда нейтральная |
Универсаль -ная индикатор-ная бумага |
Желтый рН=7 среда нейтральная |
Розовый рН=6 среда слабокислая |
Розовый рН=6 среда слабокислая |
Розовый рН=6 среда слабокислая |
Желтый рН=7 среда нейтральная |
Соляная кислота (тв.почва) |
Пузырьков газа практи-чески нет |
Выделение пузырьков газа |
Выделение пузырьков газа |
Выделение пузырьков газа |
Пузырьков газа практи-чески нет |
Соляная кис-лота,фильтрат |
___ |
___ |
Образование мути |
Образование мути |
Небольшое помутнение |
Хлорид бария |
Помутнение |
Слабое помутнение |
Слабое помутнение |
Слабое помутнение |
____ |
Дифениламин в серной к. |
___ |
__ |
___ |
___ |
___ |
Красная кро-вяная соль |
Синее окра-шивание |
___ |
Синее окрашивание |
___ |
___ |
Родинид калия |
Кроваво крас-ное окраш-ие |
Красное окрашивание |
___ |
___ |
|
Фторид натрия |
Белый осадок |
Небольшое помутнение |
Белый осадок |
Белый осадок |
Белый осадок |
Хлорид ка-лия,аммония |
Студенистый осадок |
Студенистый осадок |
|||
Иодид калия |
___ |
___ |
Светло-желтое окрашивание |
Светло-желтое окрашивание |
Светло-желтое окрашивание |
Таблица 4 - Результаты химического анализа почвенной вытяжки
Место взятия пробы/ определяемый ион |
Участок № 1 |
Участок № 2 |
Участок № 3 |
Участок № 4 |
Участок № 5 |
Карбонат - ион |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
Сульфат - ион |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Нитрат – ион |
- |
- |
- |
- |
- |
Соединения железа (II) |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Соединения железа (III) |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Соединения алюминия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Соединения свинца |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Приложение 9.
Таблица 5 – Названия почв различных участков села Кичигино
№ участка |
Тип |
Подтип |
Вид |
Разновидность |
1 |
Чернозем |
выщелоченный |
малогумусный |
суглинистый |
2 |
Подзолистая |
дерновоподзолистая |
слабоподзолистая |
супесчаная |
3 |
Чернозем |
обыкновенный |
малогумусный |
суглинистый |
4 |
Чернозем |
обыкновенный |
малогумусный |
суглинистый |
5 |
Чернозем |
выщелоченный |
малогумусный |
суглинистый |
Таблица 6 - Рекомендации по использованию почв с учетом их характеристик
Вид почвы |
Характеристика |
Рекомендуемые культуры |
Суглинистая |
Это рыхлая осадочная порода с преимущественным содержанием частиц размера пыли и песка и значительным количеством глинистых частиц. В зависимости от содержания песка может быть рыхлой, тучной, тяжелой. |
Благоприятна для выращивания всех овощных (морковь, свекла, патиссоны, огурцы, томаты), ягодных культур, цветов, кустарников и деревьев. Огромные виноградники разводят именно на суглинистых грунтах. Помимо винограда на суглинистых почвах растут декоративные цветы и хвойники. |
Супесь |
Бедность супеси питательными веществами можно компенсировать добавлением комплексных минеральных удобрений весной, а в небольших дозах летом в виде подкормок. Это позволит уменьшить потери удобрений от вымывания поливными водами и осадками. В роли зеленого удобрения выступает выращенная биомасса бобовых растений, что повышает плодородие песчаной почвы. Хороший эффект дает мульчирование почвы органическими материалами, что способствует оптимизации температурного режима почвы, утепляя ее зимой и сохраняя от перегрева летом. |
Можно использовать эффектные серебристые полыни, горянки, анафалис жемчужный, нетребовательные баданы. Хорошо растут на таких почвах акация, аралия, лох, роза, сирень, боярышник. Супесчаные почвы предпочитают, также гвоздика травянка и гвоздика серовато-голубая, вероника колосковая и вероника простертая, неплохо чувствуют себя и некоторые пряно-ароматические растения: тимьяны, шалфеи, иссоп лекарственный. Растения, используемые в декоративных композициях с камнями: армерия приморская дернистая, камнеломки, очитки: белый, ложный, очиток Эверса, очиток лидийский, почвопокровные: флокс шиловидный и ф. Дугласа, низкая песчанка пурпурная, седоватый эдельвейс альпийский, бурачок скальный, кандыки, ясколка войлочная и ясколка Биберштейна. |