Экономическая грамотность школьников

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экономическая грамотность школьников

Балахонов П.П. 1
1ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга
Балахонов П.Н. 1Мышинская Е.В. 2
1ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
2ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прочитав рассказ знаменитого советского писателя Михаила Зощенко «Галоши и мороженное» [1], я был крайне удивлён непредусмотрительностью главных героев – Миньки и его сестры Лели. Вначале они проявили финансовую смекалку и смогли получить деньги за рваную галошу. Однако дальше они совершили ряд фатальных ошибок, который привел их к серьёзным последствиям. Поняв, что можно получать денежное вознаграждение за предоставление старьёвщику обуви, Минька и Леля, не задумываясь о последствиях, совершили кражу обуви у своих родственников тети Оли и дяди Коли, находящихся в гостях у родителей. В силу своей некомпетентности в финансовых вопросах дети не только не смогли выгодно продать украденное, но и были разоблачены в кратчайший срок. В результате своих бестолковых действий они понесли суровое наказание от их отца -лишились всех своих игрушек и возможности лакомиться мороженным в течении двух лет, что несомненно нанесло им психологическую травму, оказавшую критическое влияние на их моральное состояние в течении всей жизни. До самой старости они не могли полноценно наслаждаться вкусом мороженного. О чем с горечью поведал пожилой Минька в конце рассказа.

Кроме того, удивляет и способ реализации денежных средств, вырученных главными героями от продажи старьёвщику галош. Дети не озадачились накоплением денежных средств в интересах их преумножения, а просто потратили их на свое удовольствие – наелись мороженного.

В соответствии с эффектом Даннинга-Крюгера [2] - люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Что в принципе и произошло с главными героями рассказа. Более того, получив такой печальный опыт дети не сделали главного – правильных выводов. Не осознав своей низкой квалификации в финансовых вопросах, они даже не попытались изучить эту тему путем опроса более опытных товарищей или чтения книг. Этому во многом способствовала неадекватная позиция родителей не вошедших в положение детей, а сурово наказавших их без подробного разбирательства.

Прочитав это произведение, я озадачился следующим вопросом. С момента, описываемого в рассказе прошло более 90 лет. Человек покорил глубины океанов, вышел в открытый космос, научился использовать атомную энергию. Появились компьютеры и смартфоны, «умные дома» и социальные сети. Доступ к любой информации за счёт интернета возрос многократно. В инженерных вопросах человечество развивалось семимильными шагами. А что в это время происходило в финансовой составляющей развития? В наше время возможны ли подобные фатальные финансовые ошибки среди подростков?

Совместно со своим отцом Балахоновым Павлом Николаевичем я решил провести научное исследование. Вот, что из этого получилось.

Основная часть

Гипотезой нашего научного исследования стало предположение о том, что в современном мире большинство родителей ограничивают финансовое развитие своих детей, а современные подростки, так же, как и 90 лет назад не обладают финансовой грамотностью, не умеют зарабатывать деньги, тратят их на сиюминутные удовольствия, не задумываясь о долгосрочных перспективах.

Научными методами исследования для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны анкетирование и анализ статистических данных.

В период с 21часа 21 минуты 26 февраля 2021 года по 18 часов 12 минут 27.02.2021 года при помощи моего классного руководителя Екатерины Владимировны Мышинской с использованием Google форм [3] мною были собраны статистические данные пятидесяти четырёх участников опроса. Ими явились ученики 6-х ÷ 11-х классов ГБОУ СОШ № 383 Красносельского района города Санкт-Петербурга. По возрастам респондентов выборка распределилась следующим образом.

Рисунок 1. Возраст участников опроса.

Участникам опроса было предложено заполнить анкету, состоящую из (см. Приложение 1) 14 вопросов, характеризующих финансовую грамотность.

В результате анализа статистических данных были выявлены следующие закономерности.

В отличии от родителей 1930-х годов современные родители выделяют деньги на карманные расходы своим детям. 83% респондентов ответили положительно на вопрос о наличии у них карманных денег, предоставленных родителями (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Наличие денег на карманные расходы.

Как и 90 лет назад финансовые потребности у подростков достаточно скромные:

12,9% респондентов (7 человек) вообще не нуждаются в финансировании со стороны родителей;

12,9% респондентов (7 человек) хватило бы 100 рублей в неделю;

44,4% респондентов (24 человека) довольствуются суммой от 100 до 500руб. в неделю;

27,7% респондентов (15 человек) были бы удовлетворены суммой от 500 до 1000 рублей;

и только один респондент запросил сумму превышающую 1000 рублей.

Размер карманных денег, необходимый подросткам для полноценного развития представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Размер денежных средств, необходимый подростку в неделю на карманные расходы.

По вопросам использования карманных денег за 90 лет произошёл существенный сдвиг:

44,4% респондентов (24 человека) предпочитают не тратить карманные деньги;

24% опрошенных (13 школьников), как и их предшественники из 30-х годов XX века поощряют свои вкусовые рецепторы;

12,9% респондентов (7 человек) предпочитают развлечения;

остальные, оставшиеся в незначительном количестве (от 1-го до 4-х человек) донатят в компьютерные игры, приобретают игрушки, расходуют на благотворительность, вкладывают деньги в развитие интеллекта (покупают книги) и пополняют счета в банке.

Результаты ответов на этот вопрос представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Траты современных подростков денежных средств, выделяемых на карманные расходы.

Подавляющее большинство современных школьников – 90,7% имеют свою мечту (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Наличие мечты у детей.

У двух третей, опрошенных мечта имеет нематериальный характер (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Наличие мечты у детей.

Из тех, кто мечтает о финансовом благополучии большинство - 18,5% (10 человек) стремятся к суммам, превышающим 100 000 рублей (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Финансовая целеустремлённость

Из тех, кто поделился своей мечтой большинство – 6 человек мечтают о компьютере, ещё 5 человек мечтают путешествовать, 2 человека хотят улучшить свои жилищные условия. Кроме того, что положительно – 4 человека мечтают об образовании и карьере.

Чуть больше половины, как и их предки в этом возрасте не имеет опыта зарабатывания денег. См. рисунок 8.

Рисунок 8. Опыт зарабатывания денег

При этом подавляющее большинство детей получают свой доход от родителей (36 респондентов).

Рисунок 9. Источники дохода

На вопрос «Если бы ты имел возможность зарабатывать деньги, что бы ты выбрал»? респонденты ответили, как указано в таблице 1.

Таблица 1. Результаты ответов респондентов на вопрос о предпочтительности заработка

 

Ничего не делать – есть родители, они всем обеспечат!

1

 

Зарабатывать помогая по хозяйству взрослым (родителям, знакомым, соседям) – сидеть с маленьким ребенком, гулять с собакой, делать приборку по дому.

10

 

Зарабатывать, получая деньги от родителей за хорошую (отличную) учебу.

5

 

Работать в свободное время на производстве, в магазине, раздавать листовки

28

 

Выращивать и продавать животных

2

 

Работать на озеленении города

4

 

Я везунчик, если бы разрешили – я бы научился выигрывать в азартные игры

1

 

Предпочитаю незаконные способы обогащения

3

38,8% опрошенных подростков пользуются банковскими картами, что было бы просто немыслимо 90 лет назад (см. рисунок 10).

Рисунок 10. Наличие у подростков банковских карт

Подавляющее большинство - 64,8% наивно верят в возможность разбогатеть за счёт азартных игр (см. рисунок 11).

Рисунок 11. Степень наивности современных подростков

В отличии от родителей прошлого века современные родители одобряют финансовую и трудовую самостоятельности своих детей (см. рисунок 12 и рисунок 13).

Рисунок 12. Родительское одобрение финансовой самостоятельности современных подростков

Рисунок 13. Родительское одобрение трудовой деятельности современных подростков

Заключение

По результатам анализа статистических данных проведенного исследования финансовой грамотности подростков ГБОУ COШ №383 Красносельского района города Санкт-Петербурга можно сделать следующие выводы.

Прогресс не стоит на месте и затрагивает все аспекты человеческой жизни, в том числе и финансовую. Современные родители выделяют деньги на карманные расходы своим детям. Дети не торопятся тратить карманные деньги, а предпочитают накапливать сбережения, правда делая это не в банке, а в копилке. Практически каждый современный подросток имеет свою мечту. В двух третьих из случаев мечта подростка имеет нематериальный характер. Но те, кто стремятся к финансовой стабильности имеют мечту стоимостью свыше 100 000 рублей (10 человек – 20% респондентов). Большинство готовы ради своей мечты работать в свободное время на производстве, в магазине, раздавать листовки и т.п. У 38,8% опрошенных подростков есть банковские карты, что было бы просто немыслимо 90 лет назад. В отличии от родителей прошлого века современные родители одобряют финансовую и трудовую самостоятельности своих детей.

Вместе с тем среди подростков и их родителей остаются следующие негативные явления. Современные подростки имеют достаточно скромные финансовые потребности. Чуть больше половины школьников, как и их предшественники в прошлом веке в этом возрасте не имеют опыта зарабатывания денег и получают свой доход от родителей. У детей скромные финансовые запросы в силу ограничения их родителями, а также в силу не проработанности у них этого вопроса. Если бы они в этом вопросе разбирались, то им бы нужны были деньги на участие в финансовых проектах. А так они их просто на удовольствие тратят, в лучшем случае – копят на мечту, складывая деньги в копилку. Подавляющее большинство подростков - 64,8% наивно верят в возможность разбогатеть за счёт азартных игр. Азартные игры во все времена считались злом! Но тяга к получению прибыли без усилий всегда находила своих жертв среди наивных простаков.

Гипотеза, высказанная в начале исследования: «В современном мире большинство родителей, ограничивают финансовое развитие своих детей, а современные подростки, так же, как и 90 лет назад не обладают финансовой грамотностью, не умеют зарабатывать деньги, тратят их на сиюминутные удовольствия, не задумываясь о долгосрочных перспективах» нашла своё подтверждение лишь в 4 из 14 вопросах. А по 10 позициям гипотеза была опровергнута. Следовательно, можно сделать вывод о том, что прогресс коснулся человечества и в вопросах финансовой грамотности. Произошли заметные сдвиги в положительную сторону и налицо значительные улучшения в этой сфере. Это позволяет надеяться на то, что в будущем наши дети будут жить лучше нас!

Практические рекомендации

Для преодоления остаточных явлений финансовой неграмотности необходимо проводить дополнительные консультации среди подростков и их родителей. Желательно чтобы классные руководители средних образовательных школ регулярно проводили классные часы по темам финансовой грамотности. Так же целесообразно в каждом классе в соответствии с возрастом ввести обязательный курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Список использованных источников

Зощенко М.М. Галоши и мороженое /рассказ [Электронный ресурс] URL:https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/zoschenko-galoshi-i-morozhenoe.html (дата обращения 10.04.2021).

Эффект_Даннинга_—_Крюгера /статья/ Википедия – электронная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

Google формы[Электронный ресурс] URL:https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения 01.04.2021).

ГОСТ Р 7.0.100-2018 Система стандартов по информации и библиотечному издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления/ издание официальное. М.: Стандартинформ. 2018 – 73с.

P.S. Хочу выразить огромную благодарность моему классному руководителю и наставнику - учителю математики ГБОУ СОШ №383 Мышинской Екатерине Владимировне за оперативное доведение информации по конкурсу и организацию анкетирования среди учеников старших классов нашей школы.

Приложение 1

Анкета

Дорогой друг!

Предлагаю тебе поучаствовать в социальном опросе на тему «Финансовая грамотность современных подростков».

Прошу максимально честно ответить на представленные вопросы.

Правильных или неправильных ответов нет. Анкетирование анонимно.

Опрос ведётся исключительно в целях набора статистических данных.

п/п

Вопрос

Варианты ответа

 

Дают ли тебе родители деньги на карманные расходы?

да

нет

 

Сколько тебе нужно денег в неделю на карманные расходы?

мне не нужны карманные деньги

0÷100руб

100÷500руб

500÷1000руб

1000÷10 000 руб.

более 10 000 руб.

 

На что бы ты тратил эту сумму?

Пополнял бы счёт в банке

Пополнял бы копилку

Тратил бы на еду

Тратил бы на игрушки

Тратил бы на развлечения

Тратил бы на компьютерные игры

Тратил бы на подписку на музыку (фильмы) в интернете

Покупал бы книги

Оплатил бы посещение платного кружка (секции)

Потратил бы на благотворительность

 

Есть ли у тебя мечта?

да

нет

 

Можно ли эту мечту купить за деньги?

да

нет

 

Сколько стоит твоя мечта?

она не материальна

1000÷10 000 руб.

10 000÷20 000 руб.

20 000÷50 000 руб.

50 000÷100 000 руб.

более 100 000 руб.

 

О чем ты мечтаешь?

Свой вариант ответа

 

Есть ли у тебя опыт зарабатывания денег?

да

нет

 

Кто являлся источником твоего дохода?

родители

родственники

знакомые (соседи)

незнакомые

работодатель

 

Если бы у тебя была возможность зарабатывать деньги, что бы ты выбрал

ничего не делать – есть родители, они всем обеспечат!

зарабатывать помогая по хозяйству взрослым (родителям, знакомым, соседям) – сидеть с маленьким ребенком, гулять с собакой, делать приборку по дому.

зарабатывать, получая деньги от родителей за хорошую (отличную) учебу.

работать в свободное время на производстве, в магазине, раздавать листовки

выращивать и продавать животных

работать на озеленении города

я везунчик, если бы разрешили – я бы научился выигрывать в азартные игры

предпочитаю незаконные способы обогащения

 

Пользуешься ли ты банковской картой?

да

нет

 

Хотел ли бы ты выиграть в казино (лотерею)?

да

нет

 

Одобряют ли родители наличие у тебя денег

да

нет

 

Одобряют ли родители возможность твоего заработка?

да

нет

Просмотров работы: 27