Экономика в русских народных сказках

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экономика в русских народных сказках

Татьянникова Я.О. 1
1ЧОУ НЭПШ «Юный гражданин» г. Киров
Деветьярова Л.А. 1Махнева Н.С. 2
1ЧОУ НЭПШ «Юный гражданин» г. Киров
2Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества - Мемориал»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Эту тему мы выбрали потому, что мне очень нравятся сказки, и я много их читала. Сказки такие разные интересные, веселые, иногда грустные, но всегда хорошо заканчиваются. Читая сказки, ждешь чего-то неожиданного, с чем в обычной жизни не встретишься. Я их читаю сама, иногда перед сном с папой, мамой и бабушкой. Однажды дома я построила маленький уютный домик, забралась в него и читала сказки своим игрушкам. Было тихо, уютно и хорошо.

Сказки, источник мудрости, они учат представлению о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте - то есть о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. В сказках есть примеры, как выбраться из трудных случаев, веря в свои силы.

В сказках есть Волшебные предметы, которые помогают тем, кто делает доброе дело, уважает старших, любит родителей, и тем, кто справедлив и честен. В сказках встречаются такие обстоятельства, в которых разные персонажи сказок вступают в экономические отношения. Герои сказок имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг. Персонажи сказок могут их купить, обменять, заработать или заслужить своей преданностью. Эти вопросы мы решили рассмотреть в своей работе. Я прочитала 156 русских народных сказок, для того чтобы узнать, как данный вопрос освещался в них.

Цели и задачи

Цель работы: исследовать русские народные сказки и доказать, что они являются источниками знаний по экономике, узнать, на что расходовались деньги и богатства.

Задачи:

Изучить русские народные сказки, выделив те, в которых встречаются вопросы экономических отношений, составить список таких сказок.

Определить в каких географических регионах России появились народные сказки с экономическим содержанием.

Сделать вывод, какую практическую значимость могут иметь эти сведения для сегодняшнего времени.

Гипотеза

Гипотеза: я думаю, что русские народные сказки учат не только добру, справедливости, но и затрагивают вопросы экономических отношений, Положительные сказочные герои учат нас быть законопослушными, осознанно участвовать в жизни общества, знающих свои права и обязанности в сфере экономики.

Актуальность, новизна

Читая сказки, мне стало интересно взглянуть на любимые сказки с экономической стороны. Дело в том, что я ученица частного образовательного лицея с изучением основ экономики и права. В нашем лицее ученики с первого класса изучают экономику. Поэтому для меня этот вопрос актуален, интересен и современен.

Русские народные сказки обычно читают, чтобы научиться чему-то доброму, повеселиться или вообразить какие волшебства происходили в древние времена. Никто ведь специально не ищет в них цену товаров, сколько чего стоит, как торговать, обмениваться. Потому что это не учебник по экономике. А идея, что и в русских народных сказках экономические отношения могут быть, показалась мне неожиданной, новой.

Литературный обзор

В своем исследовании я использовала первую книгу «Сказки» трехтомника русских народных сказок издательства «Советская Россия», 1988 г. Книга включает большую часть самых разных и распространенных сказочных сюжетов. В ней для публикации отобраны наиболее полные и лучшие в художественном отношении тексты из классических собраний русских сказок А.Н. Афанасьева, И.А. Худякова, Д.Н. Садовникова и др., а также из советских научных изданий. В сборнике публикация подлинных народных сказок. Думаю, что всегда лучше иметь дело с подлинником, чем хотя и с хорошими, но всё-таки, копиями настоящих литературных произведений. Книга иллюстрирована красочными репродукциями, графическими работами русских художников, портретами известных сказочников и собирателей фольклора, работами народных мастеров, в которых нашли отражение сказочные мотивы.

Методы исследования

Для создания исследования мы читали сказки, обсуждали с родителями, рассматривали иллюстрации к ним. Мы сравнивали разные сказки между собой. Объем исследования составил – 156 русских народных сказок. Выделяли экономические вопросы, затронутые в сказках. Сравнивали географию происхождения русских народных сказок на территории России, составив по ним карту. Сделали прайс лист по русским народным сказкам «Сказочный магазин».

1 Теоретическая часть

1.1 Сказка – что это такое?

Что такое сказка? Если подобрать похожие слова, то можно раскрыть смысл. Сказка, сказывать, рассказывать. То есть это устный рассказ о чем-то интересном, но такой, в котором бывают чудеса, волшебные предметы [2,4]. В сказках животные разговаривают, люди понимают язык животных (например, сказка «Волк медный лоб»), из перышка превращается прекрасный царевич (сказка «Перышко Финиста ясна сокола»), бывает кот-певун, гусли - самогуды, ковер-самолет, шапка-невидимка (сказка «Иван Туртыгин») и другие удивительные вещи [2].

2.1.2 Виды сказок

Сказки очень разнообразны. Есть сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. В сказках о животных главными героями являются животные.

В волшебных сказках описываются люди, волшебные существа и предметы. В волшебных сказках животные тоже встречаются, но в них животные не являются главными, они помогают героям сказки.

Бытовые сказки описывают людей. В них герой сказки становится победителем с помощью своего ума, смелости и смекалки, а не только волшебства [2].

2.1.3 Денежные единицы в русских народных сказках

Я обратила внимание, что в русских народных сказках нет единого платежного средства. Вот, что мне встретилось: копейка, пятак, рубль, деньга, золото, яйцо, волшебные предметы и животные, недвижимость, территории.

Виды денег

1. Копейка (сказка «Непобедимая сила бедняка»);

2.Пятак (сказка «Ворона-Карабута»);

3.Рубль (например, сказка «Федот-стрелец»);

4. Деньга (например, сказка «Перышко Финиста ясна сокола»);

5.Золото (например, сказка «Змея и рыбак»);

6. Золотое яйцо, серебряное яйцо, медное яйцо (сказка «Иван Зорькин»);

7. Волшебные предметы (например, ковер-самолет, шапка-невидимка, Нешто-нашто в сказке «Иван Туртыгин»).

8. Волшебные животные (например, богатырский добрый конь в сказке «Марья Моревна»);

9. Территории (например, полцарства в сказке «Об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», целое царство в сказке «Волк медный лоб»).

2.1.4 Что оплачивали в сказках (товары)

Покупаемые вещи в русских народных сказках разнообразны, это: (Приложение 2)

недвижимость (дворец);

услуги (добрый совет, исполнение желаний, аренда квартиры);

одежда (платье, башмаки);

представительские расходы (женитьба);

сбережения (накопление) денег (приданое, подспорье);

волшебные предметы.

Я заметила одну особенность. В русских народных сказках за некоторые услуги, а именно за добрые дела, ничего не брали. Например, в сказке «Никита-Кожемяка» главный герой освободил землю от лютого Змея Горыныча и «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

2.1.5 Действующие лица (плательщики, стороны сделок)

В русских народных сказках действующие лица это:

животные (медведь, волк, змея);

люди (царь, богатырь, рыбак, солдат, бедняк);

волшебные герои (молодцы, Баба Яга, Кощей).

2.1.6 Волшебные предметы, помогающие обогащению героя

Волшебные предметы в русских народных сказках помогают главному герою в сказках это:

яйцо;

ржавая копейка в волшебном кошельке;

волшебный перстень;

ковер-самолет;

шапка-невидимка;

гусли - самогуды;

Нешто - нашто

2.1.7. Отношение к богатству в русских народных сказках

В исследуемых сказках «Три царства – медное, серебряное, золотое» «Сказка об Иване-царевиче, жар- птице и о сером волке», и других сказках, где действующие лица три брата, каждый из них получает от родителей разное наследство.

В них подчёркивается особая роль младшего брата. Почему? Отношения между братьями при разделе наследства были традиционно - договорные. При семейных разделах главными оказывались обычно старшие братья, а младший сын оказывался обделённым и окружённым ореолом героя. А старшие сыновья изображены эгоистами, нарушающими принцип равенства.

В сказках представлен несправедливый раздел наследства между братьями, в пользу старших. В них старшие братья преследуют младшего, предают, пытаются убить, а чудесные силы помогают «обездоленному». Преодолевая все препятствия, младший брат выходит победителем и становится богатым и счастливым. [3]

Таким образом, в русских народных сказках отношение к деньгам и богатству такое — сама возможность обогащения не предусмотрена традиционным русским воспитанием и образом жизни. Если же он разбогатеет, то чувствует некоторую растерянность и не знает, что с этим делать. В русском фольклоре не закрепилось особо уважительные отношения к богатству. Про богатство говорят, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета. Что выражалось в том, что именно в купеческой среде были чрезвычайно развиты и благотворительность, и коллекционерство. И на которые, смотрели, как на выполнение какого-то свыше назначенного долга [2, 5].

Русские люди же не умели быть богатыми — в обществе отсутствовали стереотипы поведения богатых людей. Этих правил нет и сейчас

2 Практическая работа

2.1 Список сказок с экономическим содержанием

Следующие пятнадцать сказок, прочитанных мною, являются сказками с экономическим содержанием. Они отобраны из 156 русских народных сказок мною прочитанных.

Змея и рыбак

Медведь и петух

Ворона-карабута

Никита Кожемяка

Иван Зорькин

Перышко Финиста ясна сокола

Непобедимая сила бедняка

Два Ивана – солдатских сына

Михайло Трунщиков

Иван Туртыгин

Марья Моревна

Кощей Бессмертный

Волк медный лоб

Федот-стрелец

Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

2.2 География регионов России, в которых есть сказки с экономическим содержанием

Мы исследовали сказки разных регионов России. (Приложение 1)

Краснодарский край, Приморско-Ахтарский р-н, х.Ново-Некрасовский (сказка Змея и рыбак). (Приложение 1)

Пермская губерния, Соликамский уезд, Усолье (сказка Ворона-карабута).

Пермская губерния, Шадринский уезд (сказка Кощей Бессмертный).

Тамбовская губерния, г.Козлов (сказка Никита Кожемяка).

Красноярский край, с.Дрокино (сказка Иван Зорькин).

Горьковская область, Уренский р-н, п.Урень (в наст. время Нижегородская область) (сказка Непобедимая сила бедняка).

Вологодская губерния (сказка Михайло Трунщиков).

г.Симбирск (в наст. время г.Ульяновск Ульяновской обл.) (сказка Иван Туртыгин).

Заонежье, д.Шуньга-Бор (в наст. время Республика Карелия) (сказка Волк медный лоб).

Не во всех сказках места происхождения указаны.

Мы сравнили географиюпроисхождения русских народных сказок, расположенных на территории России. Места возникновения таких сказок равномерно распределены по всей территории страны. Получается, что в каждом регионе встречаются такие сказки и отношение к богатству в них одинаковое. Следовательно, отношение в народных сказках к богатству никак не повлияло на географию возникновения сказок.

2.2.3 Сказочный каталог цен

Предлагаю познакомиться со сказочными ценами в прочитанных нами сказках. Вообще экономические отношения, где что-то продают, покупают, обменивают, встречаются далеко не в каждой русской народной сказке! Мы подсчитала и сделали вывод, что всего лишь пятнадцать сказок из 156 прочитанных сказок (это составило 10%) персонажи вступают в экономические отношения.

Найденные цены на волшебные товары и услуги я объединила в сказочный каталог цен. Этот каталог поможет наглядно представить, что и за какую стоимость можно было приобрести. И от чего нужно было отказаться, чтобы получить желаемое. Совсем как в нашей современной экономической жизни!

Таблица 1. Каталог цен товаров и услуг в русских народных сказках

Наименование товара/услуги

Описание товара

Цена

Дворец

Огромный царский дворец

12 бочек золота

Аренда квартиры

Аренда квартиры в деревушке

(срок аренды 3 года)

Груда золота

3 платья и 3 пары башмаков

3 платья и 3 пары башмаков для царских дочерей

«Мильон» денег

Шелк

Шелк разных видов

200 рублей

Чудный шелковый ковер

Чудный шелковый ковер с вышитыми королевством, городами, деревнями, реками и озерами

10 000 рублей

Женитьба

Женитьба дурака

Деньги за проданную шкуру медведя

Сбережения

Для дочери – приданое, сыну – подспорье

50 рублей

Перышко Финиста ясна сокола

Волшебное перышко ударяется об пол и является прекрасный царевич

1 000 денег

Богатырский добрый конь

Самый быстрый конь.

На вопрос «А можно ли их догнать?» такой конь отвечает: «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!»

Быть 3 дня пастухом у Бабы Яги и пасти волшебных кобылиц за тридевять земель, в тридесятом царстве

ВЫВОДЫ

В ходе исследования я нашла подтверждение гипотезе о том, что в русских народных сказках затрагиваются вопросы экономического характера.

Это вопросы как: цена товара, как развивались торговые отношения, обмен товара, распределите родительского наследства, приобретение богатства. Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь, умение дружить, верность слову – все эти качества и сегодня востребованы на рынке труда и ценятся у людей.

Из моего проекта я сделала такие выводы.

В русских народных сказках встречаются экономические отношения.

10% русских народных сказок являются сказками с экономическим содержанием. Поэтому можно сказать, что экономический элемент в русских народных сказках не является главным.

Русские народные сказки с экономическим содержанием имеются в разных географических регионах России. Места их возникновения равномерно распределены по территории страны.

Практическая значимость сказок с экономическим содержанием состоит в том, что они учат добросовестно, ответственно относиться к труду. Доброе дело, уважение к старшим, любовь к родителям вознаграждается по достоинству. Сказки учат нас не допускать собственных ошибок.

В русских народных сказках не закрепилось особо уважительного отношения к богатству. Если в сказке говорится — «жить-поживать да добра наживать», то под добром подразумевается необходимый набор имущества.

Когда в сказке хотят подчеркнуть достоинства героя (даже если он царского рода), то говорят, какой у него кафтан красивый, сабля острая, конь резвый, терем высокий и так далее, — но никогда о цене и количестве символов богатства.

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей [2,6].

В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников) и часто случайно уходило.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, высокая воспитательная направленность. Она учит: верить в себя, не поддаваться отчаянью, применять не стандартные решения, слушать свой внутренний голос, ничего не бояться. В перспективе мне интересно узнать, а в европейских народных сказках есть сказки с экономическими отношениями?

Словарь слов

Нешто-наштосиноним «скатерти-самобранки»

Окаянный – черт.

Сажень – старинная русская мера длины, равная 2,134 м.

Список литературы

1. Сказки: кн. 1 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. – Москва : Советская Россия, 1988.

2. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / Бидерман Г. – Москва : Просвещение, 2007 – 375 с.

3. Зеленин, Д. К. Великорусские сказки Вятской губернии : сборник с приложением шести вотяцких сказок / Д. К. Зеленин. - Пг. : Тип. А. В. Орлова, 1915. - XLIV, 640 с. -(Записки императорского Русского географического общества по отделению этнографии : Т. 42).

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь. / Ожегова С. И. , Шведова Н. Ю. – Москва: «Азъ», 2000. – 900 с.

5. Русские народные сказки. - Москва : Правда, 1982. - 280 с.

6. Энциклопедия для школьников. / Москва : Лабиринт, 1998 – 45 с.

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 5291