Введение
Классический образ ученого, созданный во множестве фильмов и художественных произведений, – это увлеченный своей идеей бессребреник, которого ничего, кроме чистой науки, не интересует. В этот образ не вписывается коммерческая деятельность по внедрению сделанных им изобретений и открытий. На мой взгляд, часто полезные и важные открытия и изобретения оказались забытыми потому, что их создатель не смог или не захотел проявить себя в очень непростом деле: внедрить свое детище на практике. В истории технических изобретений встречаются случаи, когда одно и то же открытие принадлежит разным ученым, например, изобретение радио. До недавнего времени я знал только о нашем земляке – Александре Степановиче Попове. Ему и памятник в столице Урала есть, в самой центре Екатеринбурга!
Знакомясь с литературой по данной теме, я узнал, что имя первого изобретателя радио принадлежит еще нескольким ученым. Как так? Почему? Я решил самостоятельно разобраться в этой теме, определив ключевые вопросы. Кто первый изобрел радио? Маркони? Попов? Или кто-то еще? Каким было первое радио?
Целью моего проекта явилось: изучить историю изобретения радио с инновационной точки зрения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. познакомиться с историей изобретения радио, определить, по каким критериям оценивается первенство в изобретательстве;
2. подготовить необходимые материалы для конструирования простейшего детекторного радиоприемника, собрать радиоприемник; настроить его на прием сигнала различных частот;
3. составить бизнес-план для дальнейшего продвижения проекта;
4. снять видеоролик «Инноватор. Кто он?», выпустить буклет, материалы представить для защиты на научно-практической конференции.
В проекте объектом исследования является инновационные технические открытия, а предметом исследования – радио, как инновационное изобретение.
При работе над проектом мною выдвинута гипотеза: на примере изучения истории вопроса инновационных технических открытий и выполнения практической части работы можно приобрести определенные качества инноватора. А при дальнейшей работе над проектом развивать их.
Актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что мы живем в век современных инновационных открытий. Лично мне интересно рассмотреть общие закономерности научно-технического прогресса, которые не так-то просто увидеть в огромном количестве различных фактов и событий. Мне важно знать, как происходит техническая модернизация страны, области, города, в котором я живу.
Проведя контент-анализ по изучаемому вопросу, я пришел к выводу о том, что развитие цивилизации определяется не теми техническими изобретениями, которые погибли в зародыше, а теми, которые окрепли, получили практическое применение, изменили жизнь людей и их мировоззрение, обусловили появление и крушение целых государств и даже огромных империй, привели к смене исторических эпох и общественных формаций. Такие изобретения называются техническими инновациями [3].
В работе использованы следующие методы исследования: 1. анализ специальной литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу; 2. моделирование; 3. проектирование; 4. конструирование.
Проект выполнен по решению научного общества учащихся «Горизонты открытий» БМАОУ «Лицей №7» имени А.А. Лагуткина для использования материала на уроках физики.
Основная часть
1. Теоретическая часть «История одной технической инновации»
Сегодня трудно представить нашу жизнь без радио: кто-то слушает его с утра до вечера на работе, кто-то включает в автомобиле по дороге домой, чтобы послушать любимую музыку. Мне важно понять, кто и что стоит за изобретением самого радиоприемника. Благодаря контент-анализу, я выяснил, что главными претендентами на звание изобретателя радиоприемника являются Попов и Маркони. Двое ученых никак не были связаны друг с другом и, проживая в разных странах, одновременно работали над одним и тем же изобретением. Такое бывает часто.
В СССР и в бывших союзных республиках одним из изобретателей беспроволочного телеграфа считается Александр Степанович Попов. В других странах примерно в то же время лучшие ученые также работали над созданием подобных устройств. В Приложении 1, Таблица №1 представлен хронологический обзор инновационных открытий в области радиосвязи, анализ содержания которой дает возможность сказать о том, что каждая страна чтит своих изобретателей и отдает пальму первенства героям своей страны! Мировое сообщество никак не может определиться: кем же все-таки было изобретено радио, потому что все великие ученые так или иначе внесли свой вклад в развитие науки. Ниже приведена краткая хронология основных и главных открытий в физике в области электромагнетизма в конце девятнадцатого века:
1. В 1845 году английский физик и химик Майкл Фарадей открыл электромагнитное поле, и это было одним из самых важных открытий человечества в XIX веке.
2. Спустя 20 лет после этого англичанин Джеймс Кларк Максвелл вывел теорию электромагнитного поля и рассчитал, что скорость электромагнитных волн равна скорости света. Его открытия сыграли ключевую роль в развитии физики и послужили фундаментом специальной теории относительности.
3. Спустя еще 20 лет Генрих Герц создал генератор и резонатор электромагнитных колебаний и продемонстрировал наличие электромагнитных волн, распространяющихся в свободном пространстве. По сути, этот прибор и был предшественником радио, но конструкция Герца передавала и принимала электромагнитные сигналы лишь на расстоянии нескольких метров.
4. В Индии радиопередачу в миллиметровом диапазоне впервые продемонстрировали в ноябре 1894 года, за год до Александра Попова. Автором индийского изобретения стал Джагадиш Чандра Боше.
Открытия сделаны, теперь их надо использовать, применять на практике. И вот за дело берутся инженеры и изобретатели. С технической точки зрения русский ученый и изобретатель А.С. Попов и итальянский ученый Гульельмо Маркони не открыли ничего нового, а лишь создали прибор, взяв за основу открытия других своих предшественников. Идея изобретения радио пришла этим ученым примерно в одно и то же время.
Из истории школьного курса физики известно, что А.С. Попов изобрел радиопередатчик для целей военно-морского флота. 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года на собрании российских физиков он прочел лекцию «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и продемонстрировал свое устройство, способное передавать сигналы азбукой Морзе. Другими словами, осуществил первый сеанс радиосвязи.
Гульельмо Маркони изобрел свой радиоприемник и подал заявку на получение патента лишь в июне 1896 года. Бумага была выдана 2 июля 1897-года, спустя два года после демонстрации Поповым своей работы. Маркони получил документ, юридически закрепляющий его авторство, именно поэтому некоторые историки встают на его сторону и отдают ему пальму первенства. В 1900 году Маркони получил патент № 7777 на систему настройки радио, а 12 декабря 1901 он провел первый сеанс трансатлантической радиосвязи между Англией и Ньюфаундлендом на расстояние 320 километров, что до этого казалось невозможным [1].
В 1943 году в спор о том, кем изобретено радио, вмешались американцы. В суде им удалось доказать, что их соотечественник, великий ученый Никола Тесла, первым запатентовал радиопередатчик, это произошло в 1893 году. Спустя два года – в 1895году – радиоприемник. Его прибор работал по тому же принципу, по которому работают современные устройства, преобразовывая радиосигнал в акустический звук, а изобретения Попова и Маркони могли передавать и принимать радиосигналы только с азбукой Морзе. В представленном проекте основной задачей стоит сравнение деятельности двух ученых-изобретателей: А.С. Попова и Г. Маркони.
С тех пор изменилось и радиовещание, и сами радиоприемники. Но никто не подвергает сомнению значимость этого изобретения: кто бы его ни создал первым, принцип работы приемника впоследствии сделал возможным изобретение мобильной связи, беспроводного интернета и дистанционного управления электронными устройствами, без которых мы сегодня не можем представить нашу жизнь.
1.1. Новаторская деятельность А.С. Попова и инноваторская деятельность Г. Маркони
Прежде чем рассмотреть представленный вопрос, необходимо определить, что мы будем понимать под новацией и инновацией. Данные понятия определены А.П. Усольцевым [6, с.13].
Рисунок 1. Определения.
Новаторская деятельность Александра Степановича Попова не была оценена ни обществом, ни флотом на все 100%, только впоследствии заслуги ученого-практика стали широко использоваться в военном деле, на флоте, потому что приносили неоценимую пользу. Ни о какой инновации А.С. Попова речи в то время не могло и быть.
А что же Гульельмо Маркони? Идея создания системы беспроводной связи с юношеских лет полностью овладела им, над ее реализацией он упорно работал всю свою жизнь. Благодаря активной инновационной деятельности свои наработки и изобретения Г. Маркони сумел применить в практической деятельности, в следствии чего он пользовался всемирной славой, был богат, имел много наград и премий, в том числе международных. Одна из них Нобелевская премия 1909 года.
Итак, даны определения «новатора» и «инноватора», в этом ключе рассмотрена деятельность А.С. Попова и Г. Маркони. Теперь остается подчеркнуть человеческие качества и условия деятельности, в которых возможно проявить и развить способности, присущие инноватору, а именно: наличие креативного мышления, способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации, способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска, готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий, способность к рефлексии, самоанализу. Эти качества, на мой взгляд, в той или иной степени как инноватор, имели оба изобретателя, но Г. Маркони проявил себя как инноватор, потому что из своего изобретения он сделал бизнес, который принес огромную прибыль. Этому способствовали и условия, в которых работал Г. Маркони.
Официально радио «принадлежит» Маркони, так как он запатентовал свое изобретение. Попов не мог сделать этого, так как находился на службе в армии, и изобретение это также создавалось для армии. Считаю, что если бы А.С. Попов не был первым в изобретении радио, то в историю науки он вошел бы все равно благодаря своим многочисленным открытиям в области беспроводной передачи информации на расстоянии, значения которых трудно переоценить. Он сделал вывод о возможности практического использования этого явления и задолго до возникновения радиолокации и радионавигации сформулировал отправные идеи для создания и развития этих направлений техники. В нашей стране приоритет А.С. Попова всегда считался бесспорным. Это обосновывается тем фактом, что он 25 марта 1896 года (то есть за два месяца до заявки Маркони) провёл опыты с радиотелеграфией, соединив свой аппарат с телеграфом и послав на расстояние 250 метров радиограмму из двух слов: «Генрих Герц» [3, c.35].
Подводя итоги теоретической части проекта, можно сделать выводы о том, что:
1. проведенный контент-анализ дал возможность ответить на вопрос, кто же первым изобрел радио – А.С. Попов или Маркони. Чтобы быть наиболее точным, приведу слова А.С. Попова, которые он написал Петербургской газете «Новое время»: «Заслуга открытия явлений, послуживших Маркони, принадлежит Герцу и Бранли, затем идет целый ряд приложений, начатых Минчиным, Лоджем и многими после них, в том числе и мною, а Маркони первый имел смелость стать на практическую почву и достиг в своих опытах больших расстояний усовершенствованием действующих приборов»;
2. в выдаче патентов на изобретение Маркони было отказано не только в России, но и в Германии, Франции, США, не признавал приоритет Маркони и его учитель профессор А.Риги, написавший об этом в своей книге (издана в 1903 году). Энциклопедия Britannica признает за А.С. Поповым приоритет в демонстрации беспроволочной телеграфии;
3. Гульельмо Маркони – инноватор, который один из немногих ученых смог запатентовал свое изобретение, сумел сделать бизнес из идеи передачи сигналов. Популяризации радио мы обязаны именно Г. Маркони, он толково продвигал свои радиоприборы – например, провёл первый радиорепортаж, поставил радиосвязь на промышленную основу и внедрил ее в повседневную жизнь, за что в 1909 году он был удостоен Нобелевской премии;
4. на основании иззученного, мною выделены основные качества, присущие инноватору.
Таким образом, каждый из ученых-изобретателей внес свою весомую лепту в развитие цифрового пространства, которым мы сегодня сполна пользуемся. На мой взгляд, это благо, которым владеет весь цивилизованный мир. Без участия одного из ученых, возможно, не случилось бы развитие мысли другого.
2. Практическая часть «Изготовление действующей модели «Радиоприемник»
Радиоприемники – устройства, осуществляющие преобразование радиоволн в звуковые колебания. Основные характеристики: диапазон принимаемых частот, чувствительность, выходная мощность. Современные радиоприемники стремительно уменьшаются в размерах, которые ограничиваются удобством использования.
Радиоволны – один из диапазонов бесконечного спектра электромагнитных волн. Как и любая волна, имеет две характеристики – длина волны и частота волны. Для радиосвязи используется диапазон радиочастот от 10 кГц до 100 ГГц, условно разделенный на несколько полос, внутри которых отдельно выделяются поддиапазоны частот для спецслужб, скорой помощи и тому подобное (Приложение 2).
Анализируя представленную таблицу, мы видим, что FМ-радиостанции вещают в диапазоне 88-108 МТц, но одна и та же радиостанция может выходить в разных городах на разных частотах. «Расширенный FМ диапазон» у радиоприемников подразумевает возможность прослушивания радиостанций, вещающих и в диапазоне УКВ 65.8-73 МГц. Обычно на радиоприемниках диапазоны принимаемых частот указывается либо по типу применяемой модуляции – АМ и FМ и шкала градуируется в герцах, либо по длине волны – СВ (МW), КВ (SW), УКВ, при этом шкала проградуирована тоже в герцах.
2.2. Сборка цифрового радиоприемника FM-диапазона и радиоприемник СВ (MW)-диапазона
Для сборки радиоприемника СВ (MW)-диапазона используем электронные детали (Приложение 3), составляем функциональную схему данного радиоприемника (Рис. 2), определив функциональные блоки. Затем устанавливаем движок потенциометра (ручка громкости) в среднее положение. Замыкаем выключатель. Вращая ручку переменного конденсатора (настройка на станцию) и поворачивая весь радиоприемник в разных плоскостях, настраиваемся на радиостанцию. Проводим испытания.
Поскольку в последнее время в этом диапазоне вещает не очень большое количество станций, то эта задача оказалась не простой: о том, что мы поймали определенную частоту вещания радиостанции, говорит только неопределенный звуковой шум из динамика. Далее приступаем к сборке цифрового радиоприемника FM-диапазона (Рис.3). К сожалению, ультракороткие волны имеют небольшой радиус распространения, поэтому наш радиоприемник будет работать только в местах, где работают станции FM-диапазона (крупные города и их окрестности). Лес (закрытая местность, лицей находится в лесном массиве) в данном случае тоже является помехой для приема электромагнитных волн определенной частоты (Приложение 4).
Рис. 3. Функциональная схема цифрового радиоприемника FM-иапазона
Собрав функциональную схему цифрового радиоприемника FM-диапазона, один раз нажимаем и отпускаем кнопку «Т». Нажатие приведет к автоматической настройке на станцию и запоминанию этой станции в памяти приемника. Нажимая кнопку «Т» снова и снова, пока приемник не настроится на все станции в диапазоне 88-108 МГц, можем получить радиовещание станций. После настройки на последнюю станцию нажимаем кнопку возврата в исходное положение «R». Теперь, нажимая на кнопку «Т», мы будем переходить от радиостанции к радиостанции, зафиксированным в памяти приемника. Положение проволочной антенны сильно влияет на качество приема сигнала, поэтому особое внимание уделяем ее расположению и длине.
Весь процесс сборки представлен в видеоролике, который служит в качестве инструкции для сборки радиоприемника. Есть идея материалы проекта представить в видеоролике «Инноватор. Кто он?» (Рис. 4)
Рис.4. Демонстрация сборки цифрового радиоприемника FM-диапазона
2.3. Бизнес-план проекта «Авторский курс для начинающих физиков им. К.О. Чернышева»
На основании знакомства истории новаторских и инноваторских технических открытий на примере изобретения радио, я решил проверить, обладаю ли я необходимыми качествами инноватора для продвижения своего проекта. Для этого я написал Бизнес-план проекта «Авторский курс для начинающих физиков им. К.О. Чернышева», используя библиографический список литературы и интернет-ресурсов: [8,12,13,14,15], а также консультации экономиста.
Миссия: Помощь ученикам лицея (БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина, город Берёзовский Свердловской области) получить современное и доступное дополнительное образование в области практического применения физики.
Цель: 1. Удовлетворение социальных потребностей школьников в продвинутом/современном образовании. 2. Получение прибыли.
Решение проблемы:
Компенсировать недостаток практического применения полученных знаний в школе.
Помощь в понимании теоретического школьного материала.
Клиенты и рынок:
Офлайн обучение: обучающиеся лицея.
Онлайн обучение: обучающиеся лицея на дистанционном обучении; обучающиеся, живущие в моногородах, поселках и небольших населенных пунктах, где нет дополнительных развивающих профильных кружков; обучающиеся и их родители, интересующиеся Нестандартными (продвинутыми и интересными) методами обучения.
Описание проекта:
Создание современного авторского курса практического обучения по средствам личных уроков на площадке образовательного учреждения Лицей №7 и цифрового курса на площадке сайта.
Маркетинговый план:
Анализ рынка.
Для понимания спроса на курс, конкурентоспособность и рынок сбыта мы провели анализ рынка. Растущая тенденция на дополнительное (профильное образование) в России идет вверх. Учащиеся лицея и школ, получив теоретические знания, желают применить их современным образом на практике, лучше усваивать учебный материал и развиваться в выбранном направлении. Для анализа рынка продаж через сайт, я буду использовать инструмент Яндекс.Метрика.
Портрет клиента.
Для понимания, кому будет интересен данный курс, я составил портрет потенциального клиента: прежде всего, основная аудитория это учащиеся 5-8 классов БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина и школ г. Березовский, возраст учеников 12-15 лет, пол 50/50 М и Ж.
Анализ конкурентов.
Поскольку мой проект является авторским, он не имеет аналогов на рынке. Также нет подобных курсов в Лицее и ближайших школах.
Преимущества:
- локация (школьникам удобно добираться, исключить затраты на дорогу, экономить время т.к. курс проходит сразу после уроков),
- цена курса (цена демократичная, гораздо ниже цен за курсы других направлений, поскольку основная ценность проекта – авторская методика, которую я разрабатываю самостоятельно),
- полученные знания (моя методика уникальна, учащиеся получат знания и опыт, отличающийся от образования, имеющегося на рынке).
Ценообразование.
Ценообразование сформировано исходя из:
- стоимости затрат (постоянных и переменных),
- анализа рынка цен подобных курсов обучения,
- рисков, связанных с внешними факторами.
Для себя выбрал ценообразование по направлению «Стратегия проникновения». Она заключается в установлении цены на товар заметно ниже того уровня, который воспринимается большинством учеников как соответствующий экономической ценности товара. Эта стратегия позволяет расширить круг потребителей и привлечь к моему курсу большое количество учеников. Мне близка данная стратегия, поскольку будущие конкуренты не могут ответить уменьшением цены на подобную услугу.
Производственный план:
Ресурсы.
Для реализации проекта задействованы следующие ресурсы:
- помещение (для проведения уроков на базе Лицея 30 кв.м. с посадочными местами для 20 человек),
- оборудование (конструктор Знаток для практической части уроков, компьютер для проведения вебинаров),
- энергетические ресурсы (электричество 220Вт и доступ в интернет 4G на базе БМАОУ «Лицей №7»).
Технологические процессы.
Технологический процесс реализации проекта включает в себя следующие этапы: разработка и запись авторской методики обучения на каждый урок (состоит из теоретической и практической части, длительностью не более 30 мин.).
Этапы создания проекта (дорожная карта):
1. Сделать предварительный расчет БП для понимания рентабельности своего проекта.
2. Предложить администрации БМАОУ «Лицей №7» возможные пути реальной интеграции обучения и предпринимательской деятельности школьников на площадке Лицея, арендуя помещение для проведения занятий.
3. Найти подрядчика по созданию сайта, для размещения обучающего материала в сети интернет.
4. Сделать стартовые вложения в проект (см. Таблицу 5): закупить конструктор, открыть ИП на родственника, достигшего совершеннолетия, напечатать рекламные листовки для раздачи ученикам, оплатить создание сайта и размещение видеоурока, оставить часть суммы на непредвиденные расходы.
5. Реализовать рекламный проект с буклетами, для привлечение аудитории (место раздачи: лицей, ближайшие школы).
6. После набора учащихся организовать график проведения занятий в Лицее и интернете, начать проводить курсы.
7. По итогам проведенного обучения за период: посчитать выручку (см. Таблицу 7) и закрыть расходы (см.Таблицу 6).
8. В процессе своей деятельности получать обратную связь от учащихся на предмет контроля качества, развития своего проекта в новых областях и коллаборации с учениками для будущих проектов.
Финансовый план:
Для реализации проекта сделаны финансовые расчеты, чтобы узнать- как будут организованы денежные потоки, насколько рентабелен бизнес-план и оценить экономическую составляющую проекта.
Таблица 5. Стартовые вложения:
CAPEX |
руб. |
закуп констуктора |
3 900 |
открытие ИП |
3 000 |
рекламная компания (листовки) |
5 000 |
создание сайта-одностраничника |
20 000 |
непредвиденные расходы |
2 000 |
ИТОГО |
33 900 |
Разовые вложения денежных средств на первоначальном этапе проекта составят 33900 рублей.
Таблица 6. Постоянные/ежемесячные расходы:
OPEX вид затрат |
наименование затрат |
руб/мес |
постоянные |
аренда класса в лицее |
2 000 |
переменные |
комунальные платежи (свет, интернет) |
200 |
постоянные |
ведение и наполнение сайта |
2 000 |
переменные |
рекламная компания (листовки) |
500 |
переменные |
отчисление налогов |
200 |
ИТОГО |
4 900 |
Расходы на осуществление деятельности являются ежемесячными и составят 4900 рублей.
Таблица 7. План продаж:
№ |
план продаж |
|
1 |
количество учеников в классе/ мес. |
20 |
стоимость обучения в классе/ мес.за чел. |
190 |
|
2 |
количество учеников на сайте/ мес. |
30 |
стоимость обучения на сайте/ мес.за чел. |
190 |
|
Выручка |
9 500 |
План продаж и доходность проекта формируется из двух источников: онлайн и офлайн обучение, выручка за месяц составит 9500 рублей.
Таблица 8. Финансовые показатели проекта:
финансовые показатели |
|
выручка за месяц (руб/мес) |
9 500 |
затраты за месяц (руб/мес) |
4 900 |
точка безубыточности (руб) |
4 419 |
чистая прибыль (руб/мес) |
4 600 |
рентабельность продаж (доля). Доля прибыли в общей сумме выручки |
0,5 |
среднегодовая чистая прибыль (руб/год) |
55 200 |
срок окупаемости проекта (год) |
0,6 |
В таблице приведены основные финансовые показатели работы проекта.
Таблица 9. Показатель точки безубыточности проекта:
показатель расчета ТБ |
сумма |
постоянные затраты |
4 000 |
переменные затраты в месяц |
900 |
стоимость единицы товара |
190 |
переменные затраты на 1 курс |
18 |
Точка безубыточности (руб) |
4 419 |
Точка безубыточности – объем продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли. Точка безубыточности рассчитана следующим образом: ТБ= выручка*затраты постоянные/(выручка- затраты переменные)
Таблица 10. Расчет точки безубыточности в количественном выражении:
Количество уроков (шт) |
Затраты постоянные (руб) |
Затарты переменные (руб) |
ИТОГО затраты (руб.) |
Выручка (руб.) |
Прибыль (руб) |
1 |
4 000 |
18 |
4 018 |
190 |
-3 828 |
2 |
4 000 |
36 |
4 036 |
380 |
-3 656 |
3 |
4 000 |
54 |
4 054 |
570 |
-3 484 |
4 |
4 000 |
72 |
4 072 |
760 |
-3 312 |
5 |
4 000 |
90 |
4 090 |
950 |
-3 140 |
6 |
4 000 |
108 |
4 108 |
1 140 |
-2 968 |
7 |
4 000 |
126 |
4 126 |
1 330 |
-2 796 |
8 |
4 000 |
144 |
4 144 |
1520 |
-2 624 |
9 |
4 000 |
162 |
4 162 |
1710 |
-2 452 |
10 |
4 000 |
180 |
4 180 |
1 900 |
-2 280 |
11 |
4 000 |
198 |
4 198 |
2090 |
-2108 |
12 |
4 000 |
216 |
4 216 |
2 280 |
-1936 |
13 |
4 001 |
234 |
4 235 |
2470 |
-1765 |
14 |
4 002 |
252 |
4 254 |
2 660 |
-1594 |
15 |
4 003 |
270 |
4 273 |
2 850 |
-1 423 |
16 |
4 004 |
288 |
4 292 |
3 040 |
-1 252 |
17 |
4 005 |
306 |
4 311 |
3 230 |
-1081 |
18 |
4 006 |
324 |
4 330 |
3 420 |
-910 |
19 |
4 007 |
342 |
4 349 |
3 610 |
-739 |
20 |
4 008 |
360 |
4 368 |
3 800 |
-568 |
21 |
4 009 |
378 |
4 387 |
3 990 |
-397 |
22 |
4 010 |
396 |
4 406 |
4 180 |
-226 |
23 |
4 011 |
414 |
4 425 |
4 370 |
-55 |
24 |
4 012 |
432 |
4 444 |
4 560 |
116 |
25 |
4 013 |
450 |
4 463 |
4 750 |
287 |
График 1. Точки безубыточности
На графике точки безубыточности наглядно можно видеть, что пересечение линий «затраты» и «выручка» приходится на продажу 24 курса. Исходя из этих данных, делаю вывод, чтобы получать прибыль от проекта, я должен продавать более 24 уроков в месяц.
2.4. Выводы по практической части проекта
В практической части проекта подробно описаны принципы радиосвязи, представлены схемы, материалы, описание работы радиоприемника. Мною изучены принципы радиосвязи, выполнена сборка простейшего детекторного радиоприемника, а также цифрового радиоприемника FM-диапазона, действие которого могу продемонстрировать и пояснить работу отдельных инженерных конструкций и узлов. Для дальнейшего продвижения проекта представлен бизнес-план с описанием всех процессов деятельности автора проекта.
Заключение
В заключение работы над проектом по теме «Инноватор. Кто он? (на примере истории одной технической инновации)», можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале работы, достигнута, задачи решены.
При выполнении работы я:
1. овладел физическими методами познания; научился проводить контент-анализ литературы и интернет-источников по выбранной теме, делать выводы из экспериментов, объяснять результаты своих наблюдений и опытов с теоретических позиций;
2. самостоятельно изучил и собрал действующую функциональную модель радиоприемника, которая позволила принимать радиосигнал в FM-диапазоне;
3. продемонстрировал представленную модель радиоприемника, которая может являться средством обучения на уроках физики для ознакомления приема электромагнитных волн, а также проведения внеурочных занятий с целью показать связь между школьной программой и окружающей нас современной действительностью;
4. представил действующую модель, которая является реальным объектом, содержащим элементы, присутствующие практически во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, фото- и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре;
5. выполнил социальный заказ, составил бизнес-план, определил дальнейшие перспективные действия над проектом.
Работа над проектом помогла мне развить творческий потенциал и самостоятельную деятельность. Хочу отметить, что инноваторские качества итальянца мне близки. Я согласен с тем, что изобретение должно работать на благо человека, и, в том числе, на дело защиты Отечества. Представленная мною действующая функциональная модель радиоприемника позволяет не только самому разобраться в радиосхемах и электрических цепях, но и демонстрировать работу различных электронных устройств младшим школьникам, популяризировать их. Поэтому планирую продолжать работу над проектом в этом направлении. В перспективе работа над проектом предполагает реализацию бизнес-плана.
Список используемых источников и литературы
1. Ваганов, А. От хомута до автомобиля. Инновации как самый древний способ управления обществом / А. Ваганов. Независимая газета. 2006. №11-14.
2. Виргинский, В.С. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Кн. Для учителя / в.С. Виргинский, в.Ф. Хотеенков. М.: Просвещение, 1993.
3. Игошев Б.М., Усольцев А.П. История технических инноваций: учебное пособие - Москва|Берлин: Директ-Медиа, 2015
4. Кудрявцев, П.С. Курс истории физики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. спец. -2-е изд., испр. и доп. / П.С. Кудрявцев. – М.: Просвещение, 1982.
5. Лесков, С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века: пособие для старшеклассников / С.Л. Лесков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6. Надеждин Н.Я. История науки и техники / Н.Я Надеждин.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Усольцев А.П. Методические рекомендации к элективному курсу «Технические инновации»: методическое пособие - Москва: ФЛИНТА, 2020
8. Юркова Т.И., Юрков С.В., 2006: экономика предприятия- электронный учебник.
Интернет-источники:
9.https://news.rambler.ru/other/39789966/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
10. https://nashural.ru/culture/ural-characters/aleksandr-stepanovich-popov/
11. Официальный сайт журнала «Наука и жизнь». – www.nkj.ru.
12. Официальный сайт Яндекс Метрика https://metrika.yandex.ru/promo?
13. Официальный сайт ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
14. Официальный сайт журнала «Справочник экономиста» https://www.profiz.ru/se/
15. Официальный сайт Википедия, раздел «Ценообразование»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Приложение 1.
Таблица 1. Хронологический обзор
инновационных открытий в области радиосвязи
Время, место |
Автор изобретения, открытия |
События в мире |
1820 год, Дания |
Ганс Христиан Эрстед |
Обнаружил связь между электричеством и магнетизмом |
1837 год, США |
Самуэль Финкли Морзе |
Сконструировал телефонный аппарат и азбуку для работы на нём |
1861-1865, Англия |
Джеймс Максвелл |
Создал теорию электромагнитного поля |
1872 год, США |
Малон Лумис |
Получил первый в мире патент на беспроводную связь |
14.02.1876, США |
Александр Белл |
Запатентовал телефон |
1878 год, США |
Дэвид Хьюз |
Первым передал и принял радиоволны |
1884 год, Италия |
Фемистокл Кальчецци-Онести |
Изобрел "когерер"- трубку, наполненную железными опилками |
1885 год, США |
Томас Эдисон |
Получил патент на систему радиосвязи иежду судами |
1886-1887, Германия |
Генрих Рудольф Герц |
Обнаружил электромагнитные волны и исследовал их свойства |
1893 год, США, Сент-Луис |
Никола Тесла |
Провел демонстрацию беспроводной ражиосвязи для общественности |
19.08.1894, Англия |
Оливер Лодж |
Продемонстрировал прием сигнала азбуки Морзе с помощью радиоволн, используя "когерер" |
25.04.1895, Россия |
Александр Степанович Попов |
Осуществляет первую в мире передачу радиопрограмм |
1897 год, Германия |
Карл Фердинанд Браун |
Изобрел электроннолучевую трубку |
1898 год, Англия |
Гульельмо Маркони |
Запустил первый радиозавод |
1898 год, Англия |
Оливер Джозеф Лодж |
Получил патент на антенный контур в беспроводных передатчиках и приемниках |
12.12.1901, Италия |
Гульельмо Маркони |
Принял первый трансатлантический радиосигнал |
1906 год, Канада |
Реджинальд Фессенден |
Осуществил первую радиопередачу звукового сигнала |
1907 год, Италия-Англия |
Гульельмо Маркони |
Создал первую постоянно действующую трансатлантическую линию беспроводной связи |
25.07.1907, Россия |
Борис Розинг |
Получил первый патент на создание "Способа электрической передачи изображения" |
1909 год, Италия, Германия |
Гульельмо Маркони и Карл Фердинанд |
Удостоены Нобелевской премии по физике за "выдающийся вклад в развитие беспроводной телеграфии" |
Приложение 2.
Таблица 2. Диапазоны частот (длин) радиоволн, используемых в радиосвязи
Обозначение частот |
Диапазон частот |
Использование |
ОНЧ или VLF – очень низкие частоты |
3-30 кГц |
Связь на большие расстояния, навигация, подводная связь |
НЧ или LF – низкие частоты |
30-300 кГц |
Связь на большие расстояния, длинноволновое радиовещание (диапазон ДВ или LW) |
СЧ или МF – средние частоты СВ или MW – средние волны |
300 кГц-3 МГц |
Средневолновое радиовещание (диапазон СВ или MW), судовая связь |
ВЧ или HF – высокие частоты КВ или SW – короткие волны |
3-30 МГц |
Связь на большие расстояния, коротковолновое радиовещание (диапазон КВ), радиолюбительский диапазон* |
ОВЧ или VHF – очень высокие частоты УКВ – ультракороткие волны |
30-300 МГц |
Мобильная связь, ТВ каналы, FM-радиостанции, УКВ – радиостанции |
УВЧ или UHF –ультравысокие частоты |
300МГц-3 ГГц |
Переносные радиостанции, ТВ каналы , мобильная связь GSM, GPS – навигация |
СВЧ или SHF – сверхвысокие частоты |
3-300 ГГц |
Радиолокация, спутниковая связь |
КВЧ или EHF – крайне высокие частоты |
30-100 ГГц |
Межспутниковая связь, микросотовая радиотелефонная связь. |
Приложение 3.
Таблица 3. Электронные детали для сборки
цифрового радиоприемника СВ-диапазона
№ |
Название |
Условное обозначение |
Фото элемента |
Электронные детали для сборки радиоприемника СВ (MW)-диапазона |
|||
1 |
Источник тока |
||
2 |
Усилитель мощности |
||
3 |
Динамик |
||
4 |
Переменный конденсатор |
||
5 |
Переменный резистор |
||
6 |
Ключ |
||
7 |
Усилитель высокой частоты |
||
8 |
Конденсатор 0,1 мкФ |
||
9 |
Резистор 10 кОм |
||
10 |
Конденсатор 0,02 мкФ |
||
11 |
Резистор 100 кОм |
||
12 |
Катушка индуктивности |
||
13 |
Конденсатор 10 мкФ |
Приложение 4.
Таблица 4. Электронные детали для сборки
цифрового радиоприемника FM-диапазона
№ |
Название |
Условное обозначение |
Фото элемента |
|
Электронные детали для сборки цифрового радиоприемника FM-диапазона |
||||
1 |
Источник тока |
|||
2 |
Усилитель мощности |
|||
3 |
Динамик |
|||
4 |
Переменный резистор |
|||
5 |
Ключ |
|||
6 |
Высоко частотная интегральная схема |
Приложение 5.
Фото 1. Приёмник А.С. Попова, 1901 год.
Фото 2. Александр Степанович Попов
Фото 3. Один из приёмников А.С. Попова
Фото 4. Ледокол «Ермак» спасает броненосец «Генерал-адмирал Апраксин».
Фото 5. Александр Степанович Попов