Введение
Каждый день, выходя на работу, сотни экономистов трудятся на благо страны – все свои силы они вкладывают в развитие экономики России. Существует множество способов увеличения показателей экономического роста, но далеко не все можно применить повсеместно. География нашей страны разнообразна, она вынудила придумать новую систему, позволяющую развивать наиболее трудные территории России. Так появился особый статус для мест, требующих помощи – ТОСЭР или территория социально-экономического развития.
Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Правительство должно помогать субъектам, способствовать их росту. Это выгодно для всех. Территории опережающего социально-экономического развития призваны повысить привлекательность территорийстраны для инвесторов, а формирование современной нормативно-правовойбазы должно способствовать повышению эффективности бизнеса ипополнению доходнойчасти бюджетов субъектов Федерации.
Проблема функционирования и социально-экономического развития моногородов приобрела стратегическое значение не только для отдельных регионов, но и для экономики России в целом. Россию вполне можно назвать не только «страной городов», но и «страной моногородов». В таких населенных пунктах – городах и поселках городского типа – проживает, по разным оценкам, каждый четвертый-пятый россиянин.
Моногородом называют город на базе градообразующего предприятия. Неустойчивость экономической ситуации на этих предприятиях ведет к нестабильности всех социально-экономических процессов в городе и затрагивает большие массы людей. Следовательно, оценка городского развития, а в особенности экономики моногородов, приобретает в настоящее время все большее значение. Ранее эти процессы регулировались государственным планированием и государственной поддержкой. В современных условиях стихийная рыночная ситуация негативно сказывается на жизни таких образований. Кардинальные перемены, происшедшие в последние годы, были столь многоплановы и динамичны, что необходимо научное осмысление новых условий и вероятных перспектив развития городов.
Проблема: кризисная экономическая ситуация моногородов
Город Нытва не стал исключением и пополнил список моногородов со статусом ТОСЭР постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 387. Прошло уже 2 года, и возникает вопрос об изменениях, которые произошли за этот период. Какие организации созданы? Какие перспективы ждут город в будущем?
Цель работы: выяснение влияния статуса ТОСЭР на развитие экономики Нытвенского городского поселения и Нытвенского муниципального района.
Задачи:
○понять сущность ТОСЭР
○изучить историю возникновения
○дать ответ на вопрос: эффективно ли работает данный метод привлечения инвестиций
○узнать об изменениях, которые принёс ТОСЭР
Я использую:
○обобщение
○прогнозирование
Объект: государственная политика стимулирования социально-экономического развития территорий
Предмет: территория опережающего социально-экономического развития.
Гипотеза: ТОСЭР благоприятно влияет на социально-экономическое развитие Нытвенского городского поселения и Нытвенского муниципального района.
Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны специалистам администрации, занимающимся проблемами развития Нытвы, а также предпринимателям и инвесторам.
1.1 Как появились ТОСЭР
Чтобы глубже понять сущность ТОСЭР, нужно понимать, как они появились.
В мировой практике выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами широко распространено. Оно даже получило название «китайский путь», поскольку наиболее интенсивно применялось именно в КНР.
Первый опыт создания подобных территорий в РФ был принятии 12 декабря 2013 года: президент России в послании Федеральному собранию предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного в том числе и на экспорт[2].
А 29 декабря 2014 года был принят федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» который ввел в правовое поле новый вид льготных территорий — ТОСЭР
К 30 марта 2015 года все нормативные акты были подписаны и вступили в силу. Базовыми пунктами стали:
несовпадение границ ТОР с особыми экономическими или территориальными зонами субъектов РФ;
каждая отдельно взятая территория опережающего развития имеет специально установленный перечень видов разрешенной экономической деятельности, для которых разработан индивидуальный правовой режим;
регламентированная сумма минимальных капитальных вложений, определенная законодательно для будущих резидентов;
свободный таможенный режим;
разрешение в пределах ТОР создавать индустриальные парки.
Также законодательно предписано на каждой территории опережающего развития учредить управляющую компанию, которая будет отвечать за создание необходимой инфраструктуры и предоставление услуг резидентам. Определяет ее Правительство РФ, а 100% пакет акций должен находиться в собственности государства.
1.2 Механизм действия ТОСЭР
Сегодня, ввиду наличия особенностей различают ТОСЭР на создаваемые:
на Дальнем Востоке;
на территории моногородов;
на территории ЗАТО.
Механизм влияния на социально-экономическое развитие заключается в преимуществах, которые даёт статус ТОСЭР для резидентов. В зависимости от региона, привилегии могут отличаться, но их принцип одинаков.
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ "НЫТВА":
Льготный налоговый режим на 10 лет (2019-2028):
страховые взносы – 7,6% вместо 30%
налог на прибыль – 5% вместо 20%
налог на имущество – 0% вместо 2,2%
земельный налог – 0% вместо 1,3%
льготы по НДПИ
Сопровождение каждого инвестора по принципу «одного окна»
Земля в аренду без торгов
Город, комфортный для работы и жизни
Широкий перечень видов экономической деятельности для инвестора
С помощью данных привилегий создаётся благоприятный климат для предпринимательства, за счёт чего привлекаются инвестиции.
1.3 Правовая база и особенности правового режима
Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.
ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.
Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ. Изменились некоторые статьи законов о приватизации, местном самоуправлении, обязательном страховании иностранцев, прибывших на работу, о таможенных отчислениях, об экологической экспертизе, о лицензировании и пр.
Статус территорий опережающего развития заключается в:
специфике налогообложения;
льготных ставках по арендной плате;
предоставлении особых услуг от государства;
таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
особом порядке пользования землей;
использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.
2.1 Принятие ТОСЭР: что было сделано 2 апреля 2019 года, в Перми состоялась рабочая встреча Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и губернатора Пермского края Максима Решетникова. Дмитрий Медведев заявил, что городу Нытва присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
«Я подписал распоряжение Правительства о создании территории опережающего социально-экономического развития в моногороде Нытва, – сказал Дмитрий Медведев. – Теперь там можно будет вести разные виды деятельности с теми льготами, которые возможны на территории ТОСЭР. Надеюсь, что там будут организованы новые производства и ситуация улучшится».
Глава Прикамья поблагодарил Председателя Правительства и отметил, что на примере Чусового краевые власти видят эффект от полученного статуса. «Мы видим, что этот механизм работает. В Нытве, как и в Чусовом, градообразующее предприятие – металлургический завод, и у нас есть определённые проработки, заделы на территории Нытвы».
Заявка на создание ТОСЭР в Нытве направлена губернатором Пермского края Максимом Решетниковым в конце 2017 года и находилась на рассмотрении в Минэкономразвития России. Глава Прикамья вел переговоры с федеральными коллегами, чтобы ускорить получение долгожданного статуса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 378 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нытва» определено 27 видов экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории.
Данным постановлением установлены также минимальные объёмы капитальных вложений резидентов ТОСЭР «Нытва» и минимальное количество новых постоянных рабочих мест, создаваемых резидентами в рамках реализации инвестиционного проекта: соответственно – не менее 2,5 млн.рублей (без НДС) и не менее 10 рабочих мест в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов ТОСЭР.
Анализ экономической обстановки Нытвы в 2018-2021
Чтобы оценить, как изменилась экономическая обстановка Нытвы после постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 378 необходимо проанализировать экономические показатели Нытвенского городского округа до и после принятия ТОСЭР. Чтобы получить столь важные данные, мне пришлось обратиться за помощью в администрацию НГО, где мне с радостью помогли.
Как известно, доход местных жителей является одним из самых ярких показателей экономического развития конкретной территории. Поэтому я решил сравнить среднюю заработную плату ы Нытве в период с 2018 по 2020 года, которые представлены в таблице №1.
Год |
Средняя заработная плата (тыс./руб.) |
2018 |
28,8 |
2019 |
31,4 |
2020 |
33,9 |
Табл.1
Изучив данные, я могу сделать вывод, что существует динамика роста среднего дохода населения с 2019 года, когда и был принят статус ТОСЭР. Немаловажным является и то, что в 2020 году средняя заработная плата также возросла несмотря на локдаун, вызванный пандемией коронавируса.
Таким образом, напрашивается вывод, что появившиеся благодаря ТОСЭР предприятия создали новые рабочие места с высокой зарплатой относительно средних доходов жителей Нытвы до 2019 года.
Кроме того, как мной уже было сказано, появились новые рабочие места, которые влияют на показатели безработицы. В таблице №2 представлены данные безработицы в Нытвенском городском округе за 4 года:
Год |
Уровень безработицы (%) |
Количество безработных |
На 01.01.2018 |
2,5 |
511 |
На 01.01.2019 |
2,95 |
628 |
На 01.01.2020 |
2,81 |
561 |
На 01.01.2021 |
2,54 |
478 |
Табл. 2
После изучения таблицы №2, можно проследить следующее: пик безработицы зафиксирован на начало 2019 года, после которого наблюдается тренд на снижение уровня безработицы, даже несмотря на тяжёлую ситуацию во время пандемии.
Кроме того, на сегодняшний день не задокументировано ни одного выхода резидента, что говорит о большой жизнеспособности инвестиционных проектов.
После выявления такой положительной статистики, необходимо выяснить, за счёт чего возникла такая положительная динамика. В таблице №3 представлены инвестиционные площадки как задействованные под реализацию инвестпроектов, так и находящиеся
в резерве
Инвестиционные площадки
№п/п |
Адрес земельного участка |
Кадастровый номер |
Площадь земельного участка |
Информация об инвестиционном проекте |
1 |
г. Нытва, пр. Ленина, 45 |
59:26:0611210:1 |
1,0594 |
ООО «Санаторий-профилакторий «Оазис», Инвестроект: «Расширение деятельности санатория-профилактория «Оазис», новые рабочие места – 21ед. инвестиции 2,75 млн. руб. |
2 |
г. Нытва, ул. Луговая, троение,26 |
59:26:0610821:34 |
Аренда производственного помещения на территории ООО «Уральская фурнитура» |
ООО «Нытвенский металлургический завод «Парма»» Инвестпроект: «Организация производства по изготовлению металлоконструкций, металлоизделий и механизмов» новые рабочие места – 20 ед. инвестиции 2,5 млн. руб. |
3 |
г. Нытва, ул. К. Маркса,71 |
59:26:0610102:1 |
Аренда производственного помещения ОАО «Нытва» |
ООО «Политекс» Инвестпроект: «Создание промышленного предприятия по производству химических нитей» новые рабочие места – 19 ед. инвестиции 13,2 млн. руб. |
4 |
г. Нытва, ул. Восточная, 36 |
59:26:0610804:12 |
16,8 |
ООО «Прикамский машиностроительный завод» Инвестпроект: ««Производство комплектующих и запасных частей для горно-шахтной и нефтяной промышленности», объем инвестиций 2,5 млн. руб., новые рабочие места 10 единиц. |
5 |
Нытвенский р-он, д. Белобородово, перекресток а/д «Пермь-Казань» и «Нытва-Григорьевское, урочище за стариной |
59:26: 0560101:341 59:26:0560101:214 |
4,0 |
ООО "Гостиничный комплекс "Нытвенский" Инвестпроект; «Организация работы Гостиничного комплекса «Нытвенский» Объем инвестиций 2,6 млн. руб. Создание рабочих мест 18 ед. |
6 |
г. Нытва, ул. К.Либкнехта, 126 |
59:26:0610504:579 |
5,5 |
ООО «Латофлекс Плюс» инвестпроект «Создание производства лущеного шпона», плановый объем инвестиций 58 млн. руб, план создания новых рабочих мест 33 единиц |
7 |
г. Нытва, в районе автодрома |
59:26:0610504:432 |
2,8 |
АО «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов» Инвестпроект: «Производство из углеродных композиционных материалов эндопротезов крупных суставов и костей скелета человека» Плановый объем инвестиций 1550 млн. руб., план создания новых рабочих мест 124 единицы |
8 |
г. Нытва, ул. Восточная,57 |
59:26:0610822:33 |
1,6 |
ООО "Пермский завод бумажных изделий" Инвестпроект: «Организация производства бумажных эко пакетов» Объем инвестиций 40 млн. руб. Новые рабочие места 17 ед. |
9 |
г. Нытва, ул. Комарова, з/у 100 |
59:26:0000000:8392 |
0,6 |
ООО «Пикник» Инвестпроект: «Создание производства одноразовой посуды из лущеного шпона» Объем инвестиций 6,7 млн. руб. Новые рабочие места 32 ед. |
10 |
г. Нытва, пр. Металлургов, з/у 6 |
59:26:0610102:243 |
1,376 |
|
11 |
г. Нытва, микрорайон «Солнечный» |
59:26:0610844:55 |
2,0 |
ООО "ЦЕНТР ИТ-ЛПЭД" Инвестпроект: Строительство завода по производству нефтепромыслового оборудования с целью создания предприятия замкнутого цикла на территории ТОСЭР «Нытва» Объем инвестиций 502,4 млн. руб. Новые рабочие места 100 ед. |
12 |
г. Нытва, ул. К.Либкнехта, 122 |
59:26:0610504:584 |
10,7 |
ООО «Техпромпарк» Инвестпроект: «Создание промышленного парка». Привлечение инвесторов с созданием 800 рабочих мест |
13 |
г.Нытваул.К.Либкнехта стр.120 |
59:26:0610504:89 |
2,6 |
ООО «Аквасоюз» Инвестпроект: Производство добавок для нефтяных скважин /буровых установок Объем инвестиций 2,5 млн. руб. Новые рабочие места 10 ед. |
14 |
г. Нытва, ул. К. Маркса,71 |
59:26:0610102:1 |
Аренда производственного помещения ОАО «Нытва» |
ООО «АЙ ТИ Макс» Инвестпроект: Производство пластиковой гранулы Объем инвестиций 7 млн. руб. Новые рабочие места 20 ед. |
15 |
г. Нытва, ул. Восточная,55а |
59:26:0610822:25 |
3,4 |
|
16 |
г. Нытва, ул. Восточная,55а |
59:26:0610822:26 |
2,3 |
|
17 |
г. Нытва, в микрорайоне «Кирпичный» |
59:26:0611228:34 |
10,7 |
|
18 |
г. Нытва, ул. Восточная |
59:26:0610844 (кад. квартал |
13,0 |
|
19 |
г. Нытва, ул. Буденного,35а |
59:26:0611068:2 |
0,24 |
|
20 |
г. Нытва, ул. Комарова,2а (склады МЧС) |
59:26:0610645:68 |
1,3787 |
|
21 |
г. Нытва, ул. Островского, строение 10 (шихтовый двор) |
59:26:0610102:33 |
1,026 |
|
22 |
г. Нытва, в районе 3-го цеха ОАО «Нытва» (для эксплуатации асфальтобетонно- го завода) |
59:26:0610102:8 |
0,5324 |
|
23 |
г. Нытва, в районе автодрома |
59:26:0610504 (кад. квартал) |
4,9 |
|
24 |
г. Нытва |
59:26:0610715(кад.квартал) |
12,3 |
|
25 |
г. Нытва, ул. М.Горького, з/у.31 |
59:26:0610676:137 |
1,2 |
Табл.3
На данный момент на территории ТОСЭР «Нытва» осуществляют свою деятельность семь резидентов: ООО «Санаторий – профилакторий «Оазис» с инвестпроектом «Расширение деятельности санатория – профилактория «Оазис», ООО «НМЗ «Парма», реализующий инвестиционный проект «Организация производства
по изготовлению металлоконструкций, металлоизделий и механизмов»,
ООО «Политекс» реализует инвестиционный проект «Создание промышленного предприятия по производству химических нитей»,
ООО «Прикамский машиностроительный завод» реализует инвестиционный проект «Производство комплектующих и запасных частей для оборудования горнодобывающей промышленности», ООО «Гостиничный комплекс «Нытвенский» реализует инвестиционный проект «Организация работы гостиничного комплекса «Нытвенский», ООО «Пикник» осуществляет производство посуды из лущеного шпона, ООО «Лидер-А» организовал производство пиломатериалов и арболитовых блоков. Сегодня резидентами создано 70 новых рабочих мест, произведено 15,6 млн.руб. капитальных вложений. До конца 2021 года ожидается создание еще 130 новых рабочих мест и привлечение 240 млн. руб. капвложений инвесторов.
2.3 Перспективы статуса территории опережающего социально-экономического развития.
Всего до конца 2028 года на ТОСЭР Нытва ожидается 15 резидентов
с объемом капитальных вложений 443,8 млн. руб. и созданием новых рабочих мест 420 единиц.
Наиболее важный вывод из всего вышесказанного заключается в том, что инвестиционная сфера является зоной общественного развития. Очевидно, что каждый инвестор, вкладывая свои средства в инвестиционный проект, желает получить определенную выгоду, особенно, это касается частных инвесторов. При этом необходимо отметить, что выгода тоже может разниться: для государства выгода может заключаться в социальной и экологической эффективности и т.п., для частного инвестора – бизнесмена выгода заключается в получении стабильной прибыли.
Для достижения цели исследовательской работы, нами были разрешены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и особенности ТОСЭР
2. рассмотрены цели создания ТОСЭР, органы контроля и управления
3. изучены нормативно правовые акты, регулирующие деятельность ТОСЭР в РФ
4. проанализирована ретроспектива ТОСЭР в Нытве
Опыт существования ТОСЭР в Нытве показал благоприятное воздействие на экономику города и района. Доказательством этого являются:
1. рост объёма частных инвестиций
2. открытие новых предприятий
3. рост количества рабочих мест
4. снижение уровня безработицы
5. повышения дохода работников на предприятиях резидентов
6. увеличение собираемости налогов в Нытвенском районе
Существование ТОСЭР в Нытвенском районе в целом положительно, но судить об эффективности данного инструмента ещё рано. Для подтверждения состоятельности ТОСЭР должно пройти более пяти лет стабильной работы предприятий.
Список литературы
https://www.facebook.com/rbctv.perm/videos/877708616362363/
https://tosernytva.ru/reestrrezidents
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон N 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (действующая редакция, 2016).
4. Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104ФЗ (ред. от 19 декабря 2005 г., с изм. от 26 декабря 2005 г.) «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (принят ГД ФС РФ 23 апреля 1999 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 января 2006 г.).
5. Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13ФЗ (ред. от 10 января 2006 г.) «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995 г.).
6. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 117 ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 8 июля 2005 г.).
7. Федеральный закон от 6 декабря 2005 г. № 15 ФЗ «О внесении изменения в статью 241 части второй налогового кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 18 ноября 2005 г.).
8. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации;
9. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
Комментарий к федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации