ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих лет мы с моими родителями изучаем историю Гальяно-Горбуновского массива г. Нижнего Тагила. Одной из его достопримечательностей с конца XIX столетия были Муринские пруды, которые дали название целому микрорайону новостроек.
История этих водоёмов началась с того, что известный в Нижнетагильском округе купец Львов построил на речке Лебе, запруду и небольшую мельницу, работающую от водяной турбины. В память об этом уникальном явлении нашего микрорайона ГГМ, мы решили создать данный проект.
Идея проекта заключается в сохранении памяти о культурном наследии наших предков через создание этнопарка «Муринская мельница».
Мы предполагаем, что, изучив историю Муринской мельницы, а также, проанализировав основные экономические показатели прибыльности осуществления этнографических проектов в нашей стране и городе, мы сможем разработать бизнес-план создания этнопарка «Муринская мельница».
Цель проекта – разработка бизнес-плана организации этнопарка «Муринская мельница».
Задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю Муринской мельницы.
Произвести расчеты расчет ключевых финансовых, экономических и маркетинговых параметров этнопарка «Муринская мельница». Составление бизнес-плана проекта.
Создать макет этнопарка «Муринская мельница».
Методы исследования:
Теоретические: изучение литературы, анализ, изучение документов.
Эмпирические: наблюдение, моделирование.
Нами была изучена история Муринской мельницы, проведены маркетинговые исследования, изучен опыт конкурентов. Мы пришли к выводу, что подобных этнопарков на территории г. Нижнего Тагила нет.
На основании проведенных исследований был составлен бизнес-план этнопарка «Муринская мельница». По предварительным подсчетам, общая прибыль проекта достигнет 101 млн. 45 тысяч рублей. в год.
Мы считаем, что можно говорить о ценности данного проекта, поскольку планируется систематизировать и обобщить материал истории Муринской мельницы, а также и разработать проект этнографического парка «Муринская мельница».
Открытие этнографического центра даст возможность популяризировать культуру г. Нижнего Тагила и его окрестностей и тем самым привлечет туристов в регион.
ГЛАВА 1. Потенциал и значение создания этнопарка
«Муринская мельница»
1.1. Муринская мельница – об истории места
Одной из достопримечательностей г. Нижнего Тагила с конца XIX столетия стали Муринские пруды1, те самые, что в новейшей истории Нижнего Тагила дали название целому микрорайону новостроек. История этих водоёмов началась с того, что известный в Нижнетагильском округе купец Львов построил на речке Лебе, близ её впадения в тагильский заводской пруд, запруду и небольшую мельницу, работающую от водяной турбины [1].
В 1890 году Львов умер, а свою мельницу завещал родственнику – мещанину Семёну Ивановичу Мурину члену Горбуновского сельского общества [2]. Участок Мурина был до полутора десятин. Неподалёку от мельницы среди акаций, сирени и аллей тополей и запруды Мурины отстроили свою усадьбу - красивый двухэтажный дом с балконом [1].
Мололи на мельнице рожь, пшеницу и овёс, а иногда охру и малахит. Вместе с Семёнм Ивановичем на мельнице работали шесть его сыновей. Два дома сдавали летом внаём зажиточным тагильчанам. Ни сама мельница, ни усадьба её хозяев, ни запруда никогда не были огорожены заборами, а сами Семён Мурин и его сыновья были людьми приветливыми и приятными в общении [9].
Местожительство Муриных называли Муринской дачей, пруд – Муринским, а окрестности – Муринскими горками. Муринские прудки были местом отдыха. Особенно в престольные праздники, как, например, Троица. Отправлялись на лошадях, с самоварами и другой кухонной утварью и говорили, что поехали “завивать березки» [9].
Обе революции 1917 года Семён Иванович встретил спокойно. Все годы большой смуты он оставался лояльным к властям, не вступая ни в какие партии или союзы, всецело отдаваясь работе. В 1929 году, при организации Горбуновского колхоза, Мурин добровольно передал предприятие в фонд колхоза, а сам был выдвинут односельчанами на должность заведующего помолом [1].
В конце 30-х годов мельницу закрыли за недостаточной востребованностью. Спустя некоторое время всё оборудование муринской мельницы было демонтировано. На даче Мурина в 30-е годы летом были пионерские лагеря [2].
С годами обветшавшие мельница и плотина разрушились, но пруд так и остался в памяти жителей как Муринский [9].
Ныне город подступает к пруду всё ближе и ближе
Идея данного проекта заключается в сохранении памяти о культурном наследия наших предков через создание этнопарка «Муринская мельница». Далее рассмотрим понятие и значение этнопарков.
1.2. Культурно-историческое значение создания этнопарка Муринская мельница
Этнографический парк (этнопарк) – это парк развлечений и отдыха, разновидность музея под открытым небом, создаваемая с использованием макетов или копий в натуральную величину и ориентированная на индустрию развлечений и отдыха [3]. Этнографические парки и музеи под открытым небом возникли из необходимости сохранить памятники народной архитектуры и быта для более глубокого познания образа жизни предшествующих поколений [4].
Этнопарк «Муринская мельница» – это уникальное пространство синтеза и диалога культур, аналогов которой сегодня в г. Нижнем Тагиле нет. В перспективе планируется включение этнопарка в маршруты Большого уральского кольца и Самоцветного кольца Урала2.
ГЛАВА 2. Проект этнопарка «Муринская мельница»
2.1. Описание проекта
Концепция проекта «Этнопарк «Муринская мельница» базируется на таких значимых критериях, как:
эксклюзивность и аутентичность формируемого контента;
сочетание открытости, целостности, гармонии идей, людей и среды;
естественность постижения гостями разнообразных культурных кодов на личном опыте;
масштабность замысла соединения мудрости разных народов и инновационных технологий в строительстве и функционировании комплекса;
следование принципам заботы об окружающей среде и осознанном образе жизни.
Глобальные цели проекта:
приобщение посетителей к российской культуре, её традициям, обычаям, русской ментальности;
создание уникальной лаборатории (в том числе интерактивной) по восстановлению технологий старинных русских, уральских ремесел;
создание лаборатории инновационного образования и современных обучающих технологий на основе практико-ориентированного подхода;
синергия направлений туризма: этнического, экологического, делового, образовательного, патриотического и других;
системный и целостный подход.
Стратегические задачи:
приобщение гостей к культуре народов России и мировой культуре через архитектуру, обычаи и уклад жизни, фольклор и мифологию, национальную кухню и ремёсла;
взаимодействие с туроператорами и российскими и международными организациями (Русское географическое общество, ЮНЕСКО, и др.);
привлечение в регион инвестиций;
интеграция власти, бизнеса и общества.
Этнопарк «Муринская мельница» планируется создавать как этнографический парк-музей, в котором будут представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт народов России, особое место будет отведено культуре народов Урала.
Центром экспозиции станет действующая водяная мельница, периода конца XIX-XX вв. Здесь любой желающий сможет пройти мастер-класс по изготовлению хлеба по старинным технологиям: от помола муки до выпечки в русской печи.
Территорию этнопарка планируется поделить на сектора:
Сектор «Муринская мельница», включающий в себя действующую мельницу, музей, мастерские, пекарню, сувенирные лавки.
Зона отдыха, состоящая из двух гостевых домов, банкетных залов, кафе, зоны барбекю, игровых и спортивных площадок, прокат сезонного инвентаря. Вокруг искусственного водоема будут расположены шатры и зоны барбекю.
Зона амфитеатра – зона проведения театрализованных представлений.
Мини-ферма, включающая в себя контактный зоопарк, кошачье кафе, и перепелиную ферму.
Планируется проводить гастрономические туры, автобусные туры однодневные туры, туры выходного дня, банкетно-корпоративные программы, образовательные туры для школьников и студентов, масленичные туры, майские туры, новогодние туры, народные гуляния, выставки, конференции, семинары, деловые встречи, презентации, партнёрские вечеринки, можно будет примерить национальные костюмы, освоить редкие ремёсла, купить сувениры, сделать своими руками полезные вещицы, попробовать блюда национальной кухни разных стран и т.д.,
Гостям будет предоставлен широкий спектр услуг: гостиницы, анимация, экскурсии, ремесленные мастер-классы, этнические музыкальные и фольклорные коллективы, СПА, прокат.
2.2. Бизнес-план реализации проекта «Этнопарк «Муринская мельница»
2.2.1. Анализ рынка, конкурентов и оценка целесообразности проекта
Проведенный нами анализ рынка и конкурентов показал, что аналогов подобного этнопарка в г. Нижнем Тагиле нет.
Преимущества этнопарка «Муринская мельница» заключаются в уникальности территории, новом формате мероприятий (праздник в стиле этно, необычные интерьеры, невероятные сценарии и анимация, мероприятия под ключ), персональный менеджмент, индивидуальный подход, трансфер и размещение, предоставление презентационного оборудования, применение новейших компьютерных технологий и многое другое.
2.2.2. Риски проекта
Мы считаем, что наиболее существенны следующие риски3:
высокий уровень сложности создания с нуля бизнеса такого масштаба;
длительный процесс окупаемости, особенно свойственный этнографическому центру классического типа;
сложности в подборе квалифицированных кадров, связанный с недостатком этно-мастеров;
высокий уровень капитализации инвестиций для открытия и развития предприятия.
С целью минимизации рисков необходимо тщательно продумать источники инвестирования. Так, еще на этапе подготовки обратиться к потенциальным инвесторам и спонсорам – частным предпринимателям или государственным органам, заключить договора с туристическими агентствами.
Планируется активно привлекать СМИ, проводить рекламу этнопарка в сети интернет, соцсетях, проводить маркетинговые исследования, внедрять передовые технологии.
2.2.3. Организационный план открытия этнографического парка
В представленном бизнес-плане рассматривается создание центра-дестинации, который будет объединять в себе несколько направлений:
выставки тематических экспозиций;
рынок произведений декоративно-прикладного искусства;
туристический рынок;
развлекательные заведения, в их числе точки общественного питания, кофейни и прочее.
Посетителям будет предложено:
ознакомление с историей, культурой, религиозными верованиями и традициями народов страны и отдельных регионов;
посещение лекций на различную тематику;
участие в тематических беседах, диспутах, встречи с выдающимися деятелями науки, литературы, различных духовных направлений;
приобретение литературы, сувениров, предметов культурного наследия страны;
посещение торгово-развлекательных заведений на территории центра.
Важно привлекать к деятельности центра не только посетителей, но и представителей научной и творческой элиты своей страны и региона. Это еще одна хорошая возможность развивать духовную и творческую жизнь в отдаленных от столицы регионах, привлекать известных деятелей искусства и ученых.
Этапы открытия этнографического центра4.
Составление бизнес-плана будущего проекта;
Поиск единомышленников, меценатов или спонсоров, подача проекта на рассмотрение в органы местной власти – этнографический центр как потенциально перспективный проект может получить специальные гранты на развитие;
Аренда территории и помещений;
Закупка оборудования;
Регистрация предприятия, получение специальных разрешений;
Найм персонала;
Проведение работ по обустройству и созданию инфраструктуры;
Получение специальных разрешений от пожарной и санитарной служб;
Проведение мероприятий по сбору тематических коллекций и экспонатов;
Маркетинговая кампания, включающая привлечение потенциальных посетителей, а также партнеров и экспертов.
Особенностью предприятия подобного масштаба является то, что открыть его без поддержки специализированных государственных структур, меценатов и спонсоров очень сложно. Об этом важно позаботиться еще на этапе планирования, поэтому мы планируем заручиться поддержкой администрации города, благотворительных фондов города Нижнего Тагила, области, страны и меценатов.
Для открытия дестинации понадобится участок площадью не меньше 10 тысяч м2. На этой территории будут оборудованы несколько закрытых помещений для экспозиций, а также хозяйственные постройки. Все эти объекты должны быть размещены гармонично, не влияя на общее впечатление от комплекса
Закупка оборудования один из наиболее затратных пунктов расходов. Но экономить на нем не планируется, так как качественное оборудование прослужит значительно дольше.
В первую очередь будет закуплено наполнение домиков для посетителей, оборудование для аренды посетителями – палатки, тенты и навесы, элементы инфраструктуры, в том числе достаточное количество биотуалетов, коллекции для экспозиций центра, исторические модели предметов быта, оборудование для пекарни и проведения мастер-классов, визуальные пособия, аудио и видеооборудование по проведению тематических мероприятий, экскурсий, игр и др.
Штат сотрудников
Подбор штата для Этнографического центра – один из важнейших пунктов плана организации. В первую очередь понадобятся профильные специалисты в области этнографии, истории архитектуры, народного костюма, фольклора и другие квалифицированные кадры. Для качественной и бесперебойной работы нанимают ответственный административный персонал5.
Регистрационная форма
Любой крупный культурно-развлекательный объект, в том числе и этнографический центр, должен быть зарегистрирован как юридическое лицо. Наиболее удобной формой будет общество с ограниченной ответственностью.
Маркетинговый план предусматривает предварительное изучение состояния и динамики соответствующего сегмента рынка. В настоящее время, по статистике, наблюдается увеличение спроса на услуги организаций культурного и развлекательного характера. Способствует перспективности этнографического центра и отсутствие серьезных конкурентов в этом секторе.
Этнографический центр – субъект культурного и туристического секторов рынка. При грамотной планировке деятельности можно добиться одновременно нескольких эффектов: увеличения уровня культуры и национального самосознания населения региона и страны, привлечь туристов, тем самым развивая соответствующий сектор рынка. Маркетинговый план развития предприятия разделен на три этапа6.
В процессе создания финансового плана развития проекта «Этнопарк «Муринская мельница» был проведен анализ состояния рынка туристических, учтены доходы, расходы, налоги будущего этнокомплекса. Подробный финансовый план представлен в приложении 77
Если подвести итог финансовой составляющей плана, цифровые показатели будут следующими:
размер кредитования для реализации проекта – 6 млн. 100 тысяч рублей на срок 2 года и процентной ставкой 14%;
ежемесячные выплаты по основным пунктам расходов – до 340 тысяч рублей;
точка безубыточности начинается с 5-го расчетного месяца – к этому моменту первая прибыль достигнет от 3 млн. 365 тысяч и более;
к окончанию периода кредитования общая сумма прибыли будет доходить до 9 млн. 404 тысяч рублей. Из этой суммы выплаты по процентам составят около 387 тысяч за 2 года;
размер итоговой валовой прибыли проекта – до 177 миллионов 713 тысяч рублей.
Таким образом, по предварительным подсчетам, общая прибыль проекта достигнет 101 млн. 45 тысяч рублей.
Такие финансовые показатели могут быть несколько уменьшены или увеличены в зависимости от конкретной реализации бизнес-плана, территориальных и прочих особенностей предприятия. Мы планируем уменьшить затраты проекта при помощи других источников интвестирования (кроме кредитования), а именно, за счет грантовых средств (Президентские гранты, гранты Администрации города Нижнего Тагила, гранты Благотворительного фонда «Евраза» – Урал» и других организаций). Это значительно сократит статью расходов.
Возможно открытие парка по франшизе «Этномир»8. В данном варианте инвестиции составят 600 млн руб., окупаемость – 4 года, паушальный взнос – 60 млн руб., роялти – 5%, маркетинговый взнос – 1%, капитализация (оценка через 10 лет) – 5287,5 млн руб.
Заключение
В процессе работы над проектом нами была изучена история Муринской мельница, проведены маркетинговые исследования, изучен опыт конкурентов, создан макет этнопарка9.
В бизнес-плане, ориентированном на получение прибыли, рассматривается создание туристического центра, который будет объединять в себе несколько направлений:
• выставки тематических экспозиций, центром которых станет действующая мельница;
• рынок произведений декоративно-прикладного искусства;
• туристический рынок;
• развлекательные заведения: точки общественного питания, контактный зоопарк, гостевые дома, зоны барбекю, спортивные площадки, прокат инвентаря;
• собственное производство (пекарня, перепелиная ферма).
Посетителям будет предложено ознакомление с историей, культурой, религиозными верованиями и традициями народов страны и Урала, посещение лекций на различную тематику, участие в тематических беседах, диспутах, встречи с выдающимися деятелями науки, литературы, различных духовных направлений, приобретение литературы, сувениров, предметов культурного наследия страны, продукции собственного производства, посещение торгово-развлекательных заведений на территории центра. Скучать не придётся, ведь этнопарк «Муринская мельница» – это не только этнографический музей, но и огромный парк развлечений, где программа меняется каждый день.
В процессе работы мы пришли к выводу, что этнографический центр является затратным, рискованным, но востребованным, а значит, перспективным направлением. Активная поддержка предприятий сферы культуры государственными и муниципальными органами, становится дополнительным положительным фактором. При соблюдении перечисленных условий и благоприятном состоянии рынка компания достигнет уровня самоокупаемости на протяжении 2 лет.
Мы считаем, что можно говорить о ценности полученных результатов, поскольку работа над проектом позволила систематизировать и обобщить материал по истории Муринской мельницы, а также создать проект и разработать бизнес-план этнографического парка «Муринская мельница».
Список литературы
Богун, О. Настоящее. Прошлое. [Электронный ресурс]. 2019. https://nazaccent.ru/content/9000-nastoyashee-proshloe.html (Дата обращения: 17.10.2020)
Большое уральское кольцо. Вип ГЕО. [Электронный ресурс]. 2019. https://www.vipgeo.ru/articles/interesnoe/turisticheskie_marshruty/bolshoe_uralskoe_koltso/ (Дата обращения: 15.11.2020)
Большое уральское кольцо. Tour 52 ru. [Электронный ресурс]. 2018. https://www.tour52.ru/russia/view/8/ (Дата обращения: 3.11.2020)
Бизнес-планирование. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бизнес-планирование (Дата обращения: 1.10.2020).
Валовая прибыль. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Валовая_прибыль (Дата обращения: 3.11.2020)
В Тагиле в экопарке на Муринских прудах появятся скульптуры и мельница с подсветкой. Информационное Агенство TagilCity.ru [Электронный ресурс]. https://tagilcity.ru/news/society/13-08-2020/v-tagile-v-ekoparke-na-murinskih-prudah-poyavyatsya-skulptury-i-melnitsa-s-podsvetkoy (Дата обращения: 31.09.2020)
Иванова, Е. 10 лучших этнопарков России по версии «ТурСтат». [Электронный ресурс]. https://basetop.ru/10-luchshih-etnoparkov-rossii-po-versii-laquo-turstat-raquo/ (Дата обращения: 1.10.2020)
Лиуконен, Е. Забытое прошлое – старинные мельницы [Электронный ресурс]. https://uglmus.ru/publics/melnici/ (Дата обращения: 11.12.2020)
Орлов, И. А. О бывших дачах Тагила // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. [Электронный ресурс]. http://historyntagil.ru/kraeved/tk_08_08.htm (Дата обращения: 13.10.2020)
Орлов, И. А. На Муринских прудах // История Нижнего Тагила от основания до наших дней. [Электронный ресурс]. http://historyntagil.ru/history/2_20_08.htm (Дата обращения: 11.10.2020)
Старый Тагил глазами краеведа [Текст]: воспоминания / И. А. Орлов; ред.-сост. Т. К. Гуськова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2011. – 371 с.
Удивительный Нижний Тагил [Текст]: 290-летию города посвящается / С. В. Устьянцев [и др.]; редкол.: В. П. Исаева, В. В. Погудин; фот. В. Мельниковой [и др.]. – Нижний Тагил: Администрация города Нижний Тагил, 2012. – 311 с.
Франшиза. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Франшиза (Дата обращения: 21.10.2020).
Этнопарк. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Этнопарк (Дата обращения: 31.10.2020)
Что такое этномир? [Электронный ресурс]. https://ethnomir.ru/o-parke/ (Дата обращения: 13.10.2020)
Муринские пруды
Самоцветное кольцо Урала
Карта
Сильные и слабые стороны проекта
Сильные стороны проекта: |
Слабые стороны проекта: |
Отсутствие конкурентов; Большой выбор каналов продаж и форматов работы с клиентами; Гибкость работы и адаптация к быстро меняющемуся рынку; Возможность формирования индивидуального подхода к запросам клиентов по набору пакета услуг хранения товара на складе и предоставляемых скидок. |
Некачественная работа персонала; Риски повреждения и выхода из строя оборудования. Риск отсутствия сбыта производимого продукта Риск отсутствия или потери клиентов из-за некачественно предоставленных услуг |
Этапы реализации проекта
Этапы |
Условия выполнения |
Сроки выполнения |
Подготовительный этап Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах |
Заключение договора франшизы, привлечение грантовых средств, заключение договоров подряда на строительство зданий. |
1 год |
Выбор месторасположения, оформление документации |
Предварительные работы |
1 месяц |
Покупка оборудования, строительство помещений |
Заключение инвестиционного договора |
1 год |
Установка оборудования |
Получение инвестиционных средств |
До 1 месяца |
Найм персонала |
Производственная деятельность |
До 30 дней |
Найм мастеров, проведение подготовительных работ для проведения мероприятий |
Производственная деятельность |
До 30 календарных дней |
Обучение персонала |
Окончание этапа организации производственного процесса |
До 30 дней |
Маркетинговая кампания, запуск проекта |
30 календарных дней |
До 360 дней |
Планируемый штат этнокомплекса «Муринская мельница»
Должность |
Количество человек |
Директор |
1 |
Руководитель отдела продаж |
1 |
Торговый представитель |
1 |
Дежурный администратор |
2 |
Сотрудник музея |
1 |
Организатор мастер-классов |
2 |
Директор кафе |
1 |
Пекарь |
2 |
Повар |
2 |
Сотрудники мини-фермы и контактного зоопарка |
2 |
Дворник |
1 |
Уборщица |
1 |
Бухгалтер |
1 |
Маркетинговая стратегия развития проекта
Маркетинговый план предусматривает предварительное изучение состояния и динамики соответствующего сегмента рынка. На него в определенные годы (2008, 2013, 2014гг.) оказали экономический и политический кризис [11]. В результате количество предприятий значительно сократилось, действующие участники рынка потерпели существенное уменьшение целевой аудитории и прибыли. В настоящее время, по статистике, наблюдается увеличение спроса на услуги организаций культурного и развлекательного характера. Способствует перспективности этнографического центра и отсутствие серьезных конкурентов в этом секторе.
Этнографический центр – субъект культурного и туристического секторов рынка. При грамотной планировке деятельности можно добиться одновременно нескольких эффектов: увеличения уровня культуры и национального самосознания населения региона и страны, привлечь туристов, тем самым развивая соответствующий сектор рынка.
Можно обозначить целевую аудиторию, привлечение которой и будет основной целью маркетингового плана. В первую очередь упор делается на молодежный контингент – школьников и студентов. Стоит приглашать организованные экскурсии из близлежащих областей – такие масштабные мероприятия позволят наполнить Центр посетителями и быстро распространить информацию о нем, а также получить высокую прибыль. Для этого налаживают сотрудничество с городскими и районными центрами образования, директорами учебных заведений различного уровня и местными организациями по обеспечению детского развития и досуга.
Второй канал, по которому нужно заниматься раскруткой новой организации – туристические фирмы, которые могут включить в программу популярного сегодня этнотуризма.
Еще на этапе создания организации обязательно создать интернет-сайт Этнографического центра, который будет давать полную информацию о специфике его деятельности, услугах и ценовой политике. Лучше одновременно заказывать разработку и продвижение сайта специалистам, которые позволят ресурсу занять высокое место в топе поисковых запросов.
Основные методы рекламы любой организации, включая этнографический центр, следующие:
использование возможностей интернета – продвижение сайта, размещение рекламы в соцсетях, на форумах, тематических онлайн-ресурсах;
реклама в СМИ;
проведение экскурсий для всех заинтересовавшихся;
организация развлекательных мероприятий, в том числе фестивалей и конкурсов, на территории Центра;
яркая наружная реклама, реклама в городе: баннеры, растяжки, раздача листовок.
Выгодные предложения, акции и скидки станут хорошим рекламным ходом, который привлечет новых посетителей.
Планируя маркетинговую кампанию, следует учесть количество потенциальных клиентов этнографического центра с учетом действующих в этой отрасли предприятий. На данный момент их общее количество составляет более 10 тысяч по всей стране. Учитывая небольшой, но стабильный рост потенциальной аудитории потребителей туристических и сопутствующих услуг, можно спрогнозировать возможность появления в ближайшие годы до 500 новых Центров. В процентном соотношении потенциал роста отрасли составляет 5 – 15 % в год [11].
Перспективность будущего этнографического центра и масштаб потенциальной аудитории можно определить, обратившись к данным статистики. Согласно утверждениям экспертов, потенциально выгодной будет любая услуга, целевая аудитория которой составляет от 1% от общего числа экономически активной части населения. Таким образом, на основании данных статистики, в России этот показатель составит более 710 тысяч человек [11].
Реализация проекта этнопарк «Муринская мельница» принципиально зависит от маркетинга.
Нами были выполнены следующие задачи:
изучены особенности создания этнопарков;
проанализированы ключевые факторы макро- и микросреды, их влияние на деятельность этнопарка как предприятия рыночной экономики;
выявлены сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы со стороны конкурентов.
Целями маркетингового продвижения является привлечение туристов и жителей города и увеличение объемов продаж продукции собственного производства.
Конкурентоспособность этнопарка во многом определяется грамотно выбранной стратегией развития.
Рыночная стратегии. Этапы развития предприятия
В комплекс маркетинговых мероприятий включены следующие элементы: продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.
1 этап развития предприятия – стратегии глубокого внедрения на рынок города Нижнего Тагила и пригорода.
В настоящее время современными российскими предприятиями накоплен богатый опыт их применения в своей практике, но наиболее часто используются стратегии глубокого внедрения на рынок, которая состоит в привлечении и увеличении постоянного круга потребителей и реализации им одного и того же ассортимента товаров, увеличение числа туристов, привлечение на свою сторону покупателей конкурентов. При реализации такой стратегии мы планируем постепенно укрепить свое положение на туристическом рынке.
Для успешной реализации стратегии проникновения на рынок необходимо выполнить следующие условия:
Условие 1. Создание конкурентоспособного туристического продукта.
Условие 2. Важная роль отводится развитию торгового отдела этнопарка. Доля существующих потребителей может быть увеличена за счет привлечения торговым отделом туристов. Особое внимание будет уделено заключению договоров с туристическими операторами.
Условие 3. Есть возможность захвата доли рынка у других игроков за счет наличия конкурентного преимущества услуг, предоставляемых в этнопарке по цене и качеству.
Рекламные мероприятия, направленные на конечных потребителей, включают наружную рекламу (баннеры, аренда билбордов по городу), информационные статьи в журналах, реклама на сайтах, социальных сетях.
Для изготовления наружной рекламы привлекается фирма «Робин Гуд», информационая поддержка – НТ ТК «Телекон», разработка и реализация рекламной компании – РА «Идея».
2 этап развития предприятия - стратегия развития рынка.
Данная стратегия является стратегией экстенсивного роста. На данном этапе планируется привлекать новую туристическую аудиторию в масштабе страны.
При удачном применении стратегии, данный сегмент матрицы перейдет в сегмент «существующий рынок и существующий товар» и компания сможет применять уже стратегию дальнейшего проникновения на рынок. Для успешной реализации стратегии развития рынка необходимо выполнить следующие условия:
Условие 1. Максимальный охват туристического рынка г. Н.Тагила и пригорода и дальнейшее привлечение туристов со всей страны через участие в российских туристических выставках, заключение новых договоров с российскими туроператорами.
Условие 2. При работе с целевой аудиторией стратегия заключается в адаптации туристического продукта под потребности рынка. Например, компания может предлагать новые услуги, дополнительный сервис.
Продвижение при выборе стратегии развития рынка должно быть сосредоточено на росте осведомленности о туристическом продукте товаре на новом рынке (среди новой целевой группы). Планируется использовать высоко охватные медиа с низкой стоимостью размещения. Рекламная компания будет носить информационно-образовательный характер.
В данной стратегии будут применены два типа ценообразования: стратегия «снятия сливок» (в случае наличия конкурентных преимуществ) и стратегию низких цен для достижения максимального охвата аудитории новым продуктом.
В продвижении туристического продукта компания будет делать акцент на преимуществах этнопрака, проводить акции для каналов продаж для построения дистрибуции новых продуктов; акции для потребителей с целью совершения пробных покупок.
3 этап развития предприятия.
На данном этапе планируется создание не только туристического продукта, но и продуктов собственного производства (пекарни и птицефермы) под собственным брендом.
Финансовый план реализации проекта «Этнопарк «Муринская мельница»
В процессе анализа состояния рынка туристических услуг мы исследовали среднюю ценовую политику, действующую в отрасли.
По состоянию на сегодняшний день средние цены на посещение Этнографических центров следующие:
Таблица 1.
Средние цены на туристические услуги этнокомплексов
Наименование услуги |
Стоимость услуги, руб. |
Приобретение путевки |
6700 – 7000 за 5 дней |
Аренда домиков |
От 750 за сутки |
Аренда снастей и другого снаряжения |
120 в час и более |
Заявка на участие в конкурсах |
1225 – 1300 за 1 участника |
Покупка материалов для лепки, вышивания и других видов работ |
60 руб. и более |
Экскурсии |
От 25 руб. |
Структура доходов будущего центра будет основана на нескольких основных критериях:
анализ спроса на услуги Этнографического центра;
анализ общего состояния рынка соответствующих товаров и услуг;
размер себестоимости предприятия.
При этом во внимание принимается самый низкий порог рентабельности, учитываются все риски, присутствующие при вхождении на рынок. План объемов предоставления услуг рассчитывается с учетом этапов инвестирования и функционирования, охватывающих первые 2 года работы центра.
Таблица 2.
Планируемые доходы от предоставленных услуг
Период |
Вид услуги |
Объем реализации в месяц (чел.) |
Цена, руб. |
Выручка от реализации, руб. |
1 – 12 месяц инвестирования |
Продажа путевок, реализация и аренда мест размещения |
От 1000 чел. |
6700 и более |
6 млн. 700 тыс. и более |
1 – 12 месяц инвестирования |
Экскурсионные поездки, мероприятия |
От 500 чел. |
От 25 руб. |
От 12,5 тысяч |
1 – 12 месяц инвестирования |
Продажа сувенирной продукции |
От 700 чел. |
От 60 руб. |
Свыше 42 тысяч |
13 – 24 месяц функционирования |
Продажа путевок, реализация и аренда мест размещения |
1100 чел. и более |
От 8800 |
От 9 млн. 680 тысяч |
13 – 24 месяц функционирования |
Экскурсионные поездки, мероприятия |
От 525 чел. |
От 30 |
От 15,8 тысяч |
13 – 24 месяц функционирования |
Продажа сувенирной продукции |
От 735 человек |
От 65 |
От 47,8 тысяч |
Состояние и динамика выбранного сегмента рынка на данный момент составляет от 5 до 15 % в год [11]. Если действующие в отрасли тенденции будут сохраняться на протяжении первых 2 лет деятельности Центра, то можно ожидать ежегодного роста объемов реализации услуг от 89 млн. рублей в год. Среди важных факторов, которые помогут преодолеть существующие барьеры вхождения на рынок - приобретение высококачественного оборудования, подбор коллектива профессионалов и действенная маркетинговая политика. Расходную часть проекта можно изложить в таблице.
Таблица 3.
Планируемые расходы
Статья расходов |
1 месяц |
1 год |
Единовременные расходы, руб. |
Итого за год, руб. |
Аренда или покупка участка (от 10 тыс.кв.м) |
1,5 млн. |
1,5 млн. |
||
Аренда или покупка построек, помещения (от 100 кв.м) |
600 тысяч |
600 тысяч |
||
Покупка оборудования (от 10 единиц) |
2 млн. 750 тысяч |
2 млн. 750 тыс. |
||
Закупка компьютерного оборудования |
60 тысяч |
60 тысяч |
||
Покупка мебели |
100 тысяч |
100 тысяч |
||
Создание и поддержка сайта, хостинга, приобретение скриптов |
49 тысяч |
49 тысяч |
||
Регулярные рекламные расходы (на протяжении 12 месяцев) |
45 тысяч |
540 тысяч |
100 тысяч |
540 тысяч |
Зарплата (на 12 месяцев) |
295 тысяч |
3 млн. 537 тыс. |
3 млн. 537 тыс. |
|
Налоги (12 месяцев) |
От 94,2 тыс. |
1 млн. 131 тыс. |
1 млн. 131 тыс. |
|
Непредвиденные расходы |
515,9 тысяч |
515,9 тысяч |
||
Итого |
340 тысяч |
4 млн. 77 тыс. |
5,675 млн. |
9 млн. 652 тыс. |
Перечень налогов для этнографического центра, имеющего статус ООО, включает такие обязательные пункты:
Таблица 4.
Налоги
Налог на прибыль |
Полученная прибыль |
1 месяц |
20% |
НДС |
Добавленная стоимость |
1 месяц |
18% |
Налог на имущество |
Стоимость имущества |
По установленному графику |
2,2% |
Подоходный налог |
Фонд оплаты труда |
1 месяц |
13% |
Социальные отчисления |
Фонд оплаты труда |
1 месяц |
30% |
Особенности налогообложения определяются действующим законодательством и регулируются Федеральной налоговой службой. Отчетный период для любого объекта предпринимательства начинается в январе. Именно с этого периода начинается расчет положенных к уплате налогов. Если в деятельности компании будут применяться какие-то иные системы налогообложения, это нужно учитывать при составлении бизнес-плана.
В зависимости от конкретного перечня услуг, наличия тех или иных дополнительных расходов размер инвестиций в открытие компании может меняться в большую или меньшую сторону. Поэтому в бюджет необходимо заложить достаточно финансовых средств, которые учесть в бизнес-плане.
Если подвести итог финансовой составляющей плана, цифровые показатели будут следующими:
размер кредитования для реализации проекта – 6 млн. 100 тысяч рублей на срок 2 года и процентной ставкой 14%;
ежемесячные выплаты по основным пунктам расходов – до 340 тысяч рублей;
точка безубыточности начинается с 5-го расчетного месяца – к этому моменту первая прибыль достигнет от 3 млн. 365 тысяч и более;
к окончанию периода кредитования общая сумма прибыли будет доходить до 9 млн. 404 тысяч рублей. Из этой суммы выплаты по процентам составят около 387 тысяч за 2 года;
размер итоговой валовой прибыли проекта – до 177 миллионов 713 тысяч рублей.
Таким образом, по предварительным подсчетам, общая прибыль проекта достигнет 101 млн. 45 тысяч рублей.
Такие финансовые показатели могут быть несколько уменьшены или увеличены в зависимости от конкретной реализации бизнес-плана, территориальных и прочих особенностей предприятия. Мы планируем уменьшить затраты проекта при помощи других источников интвестирования (кроме кредитования), а именно, за счет грантовых средств (Президентские гранты, гранты Администрации города Нижнего Тагила, гранты Благотворительного фонда «Евраза» – Урал» и других организаций). Это значительно сократит статью расходов.
Возможно открытие парка по франшизе «Этномир». В данном варианте инвестиции составят 600 млн руб., окупаемость – 4 года, паушальный взнос – 60 млн руб., роялти – 5%, маркетинговый взнос – 1%, капитализация (оценка через 10 лет) – 5287,5 млн руб.
Таким образом, этнографический центр как вид предпринимательской деятельности принадлежит к затратным, рискованным, но востребованным, а значит, перспективным направлениям. Постепенный выход российской экономики из состояния кризиса, а также активная поддержка предприятий сферы культуры государственными и муниципальными органами, становятся дополнительными положительными факторами. При соблюдении перечисленных условий и благоприятном состоянии рынка компания достигнет уровня самоокупаемости на протяжении 1-2 лет.
Основными условиями успешного создания и развития этнографического центра станут грамотное планирование всех этапов создания бизнеса, достаточные финансовые инвестиции, наличие удобной инфраструктуры и хорошая маркетинговая кампания. Во многом успех новой организации зависит и от ее создателя – если он обладает необходимыми знаниями, достаточным уровнем профессионализма и креативностью, он сможет создать абсолютно новую в своем направлении организацию.
Франшиза «Этномир»
https://ethnomir.ru/
ПАРК 10 ТЫС. КВ. М
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 10 ТЫС. КВ. М
ИНВЕСТИЦИИ: $ 8 МЛН
ОКУПАЕМОСТЬ: 3,5 - 4 ГОДА
ПАУШАЛЬНЫЙ ВЗНОС: $ 800 тыс.
РОЯЛТИ: 5 %
МАРКЕТИНГОВЫЙ ВЗНОС: 1 %
КАПИТАЛИЗАЦИЯ: оценка через 10 лет - $ 70,5 млн
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПАРКА
Музей
Выставка
VR
Мастерские
Магазины
Детский центр
Коворкинг
ПОЧЕМУ ЭТНОМИР
ПРИБЫЛЬНЫЙ
УНИКАЛЬНЫЙ
ИННОВАЦИОННЫЙ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ
ТУРИСТИЧЕСКИЙ
ШИРОКАЯ ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
ГОТОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ
ЗЕРЕГИСТРИРОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПО МАДРИДСКОЙ СИСТЕМЕ
ТОВАРНЫЙ ЗНАК ПРИЗНАН ОБЩЕИЗВЕСТНЫМ В 41 КЛАССЕ МКТУ
КОМАНДА
МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
ГИБКИЙ ПОДХОД
Этнопарк «Муринская мельница».
Макет
1 Приложение 1
2 Приложение 2
3 Приложение 3
4 Приложение 4
5 Приложение 5
6 Приложение 6
7 Приложение 7
8 Приложение 8
9 Приложение 9