I Исследовательский этап
Проблема и потребность.
Я вяжу крючком и спицами разные изделия: воротники, салфетки, игрушки и т.д.
Иногда мне в работе требуется несколько цветов пряжи для выполнения определённого изделия. Иногда мне приходиться искать определённый цвет пряжи по коробкам, на это тратится много времени, поэтому мне необходима коробка, куда я буду складывать все мотки пряжи.
Моя тётя учится на курсах технологии выполнения свободно-ходовой машинной стёжки. В процессе обучения ей необходимо выполнять домашние задания и у неё скопилось много работ, которые можно использовать для изготовления изделий.
На Новый Год она подарила мне свою работу, выполненную в технике трапунто с прорезной аппликацией. Работа очень красивая и я решила из неё сшить себе коробку или сундучок для рукоделия.
Цели и задачи.
Цель: изготовить коробку для хранения пряжи.
Задачи:
Ознакомиться с техникой трапунто, в каких изделиях используют машинную стёжку.
Посмотреть (найти в интернете) какой формы можно сшить коробку для хранения чего-либо.
Определиться с размером коробки и изготовить выкройку.
Изготовить коробку.
История возникновения трапунто.
Что такое трапунто.
Trapunto, от итальянского слова "стегать", - это метод стегания, который также называется "набивной техникой"." Пышная, декоративная особенность, trapunto использует по крайней мере два слоя, нижняя сторона которых разрезана и проложена, создавая приподнятую поверхность на одеяле. Этот стиль возник в Италии еще до 14 века.
Вышивка трапунто возникла в Италии, на острове Сицилия. Многие знают эту страну как колыбель древних памятников культуры и архитектуры. Но не все знают Италию как родоначальницу нескольких популярных видов вышивки. Одна из них – выпуклая вышивка трапунто. Название этой изысканной техники произошло от итальянского слова «trapuntare», что значит вышивать. Техника выпуклой вышивки появилась первоначально с практической целью для экономии тканей, поскольку раньше для подкладочного материала вышивки применялось старое рыхлое и ветхое полотно.
Именно ветхость подкладки ткани и давала такой изящный результат объемности в изделии, поскольку через отверстия в ткани добавлялась объемность узоров, посредством добавления ваты в нужном фрагменте. Мастерицы из бедных слоев, желая, как всякая женщина, украсить свое жилье, творили невероятные скатерти, салфетки, покрывала, постельное белье, чехлы на подушки, а также украшали одежду.
В основном использовали растительные фрагменты узоров, цветы, букеты, геральдику дворянских родов для богатых заказчиков. Чаще всего применялось полотно из белого льна, что подчеркивало изящность линий вышивки.
Изделия из бедных районов Италии пленили своей красотой и изысканностью, поэтому стремительно завоевали любовь и поклонение не только в Италии, но и многих королевских семьях Европы.
Неожиданная удачная экономия быстро переросла в неподражаемую технику объемной вышивки. Из Италии в XVI трапунто с иммигрантами прибыло в Америку, где быстро завоевало любовь не только мастериц, но и знати. (Приложение 1)
Текстильная аппликация.
Текстильная аппликация — техника создания узоров путём закрепления кусочков ткани на контрастной основной детали большего размера или на тканевом фоне.
Аппликация на ткани возникла в глубокой древности. Декоративные элементы на костюмах многих народов во всем мире создавались именно путем пришивания орнамента на ткани контрастного цвета. С помощью текстильной аппликации в древние времена рукодельницы украшали не только одежду, но и обувь, а также многие предметы быта и декора жилища.
Аппликация на ткани используется дли изготовления декоративных панно, украшения детской одежды, оформления праздничных костюмов, игрушек и сувениров. (Приложение 2)
Квилтинг.
Квилтинг - это художественное сшивание и выстегивание материалов. Сшивая кусочки материала(техника пэчворка), можно сделать совершенно потрясающие узоры, орнаменты и даже картины. Эти чудесные работы называются квилтами.
Квилтинг объединяет в себе такие виды рукоделия, как пэчворк, аппликация и вышивка и, конечно же, шитье. Процесс создания квилтов очень трудоемкий. Квилт состоит обычно из трех слоев, как торт. Первый декоративный слой - это лицо работы. Делается первый слой из однотонной ткани, методом пэчвока (лоскутного шитья) или с применением других стилей рукоделия. Второй слой — это прокладка, которая придает объемность изделию. Третий слой изнаночный слой. Комбинирование кусочков ткани очень занимательный процесс
Китайцы, вероятно, были первыми, кто изготавливал свою зимнюю одежду из трех слоев материала. Деформация утепляющей прокладки предотвращалась благодаря стеганым швам. Из Китая эта технология распространилась на все страны Востока. В Средние века рыцари, возвращаясь из крестовых походов, привозили с собой стеганые нижние рубашки, которые облегчали им ношение тяжелого вооружения. Европейским женщинам сразу стали очевидными преимущества стеганых одеял и предметов одежды. Новая технология быстро нашла распространение, особенно в Англии, которую в XIV столетии захлестнула необычайная волна холода.
В это время во дворцах и хижинах были изготовлены многочисленные квилты. Сначала их узоры выглядели непритязательно. Во внимание принималась чисто практическая сторона. Однако уже вскоре мастерицы стали стегать искусные орнаменты и отделки.
Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.
Португальские купцы привезли в Европу восточные квилты, и их переплетенные узоры послужили образцами. Постепенно квилты из предметов повседневного обихода, имеющих чисто практическое применение, становились ценными, богато украшенными произведениями искусства.
В XV столетии в Италии возникла технология трапункто. Стеганые узоры, нанесенные на белый фон, подчеркиваются при этой технике еще и посредством набивки отдельных орнаментов, что и делает их объемными. Во Франции в это же время появились стеганые одеяла из шелка и камчатных тканей. А в Испании работали с парчой и бархатом. (Приложение 3).
II Технологический этап
Технологии изготовления текстильной коробки.
Таблица 1
Деталь с прорезной аппликацией, которую подарила тётя. |
|
Проутюжила ткань, чтоб она дала усадку (декотирование). |
|
Расчертила, проглаженный кусок ткани. Подготовила для стёжки. |
|
Собрала сэндвич: основная ткань, синтепон, черновая подкладка. Простегала на швейной машине. |
|
Раскроила две боковые детали длиной 44 см, шириной 27 см; дно 29 на 21 см. |
|
Боковые детали стачала на швейной машине. Припуск на шов вручную швом через край вразутюжку прикрепила к черновой подкладке. |
|
Влетала дно и втачала на швейной машине. |
|
Для того что бы дно было жёстким, я выкроила деталь дна из пластикового ланчмата – салфетки. |
|
Вложила пластиковую деталь дна в коробку и закрепила её. |
|
Простегала подкладку. Раскроила детали подкладки. |
|
Детали подкладки стачала вставила вовнутрь коробки, одновременно отметила булавками и нитками середину на верхних срезах. |
|
Вметала подкладку в основную деталь коробки. |
|
Раскроила верхнюю деталь-крышку из основной ткани, пластиковой салфетки и подкладки. |
|
Сметала все детали крышки вместе. |
|
Раскроила косую бейку из остатков ткани и полоску стачала между собой в одну полосу. Ширина косой бейки 3, 5 см. |
|
Раскроила две детали 6 на 9 см, чтобы ими прикрыть стык молнии на коробке. |
|
Кантом окантовала верхний срез коробки и края крышки. |
|
Застёжку-молнию вметала в коробку и втачала на швейной машине. |
|
В ручную потайным стежком прикрепила колоски, тем самым закрыла стык застёжки-молнии. |
|
Моя текстильная коробка для пряжи готова. |
|
(Приложение 4)
III Заключительный этап
Расчётно-экономический анализ.
Затраты на материал:
- ткань льняная 40 см – 280 руб;
- ткань на подкладку 40 см – 50 руб;
- синтепон 80 см – 80 руб;
- застёжка-молния длиной 80 см – 80 руб;
- швейные нитки 1 катушка – 35 руб.
.
Итог: 525 руб.
Затраты на электроэнергию:
Мощность швейной машины – Рм = 0,06 кВт, работала 7 ч;
Мощность электроутюга – Рэу = 2,4 кВт, работал 0,3 ч;
Мощность электролампочки (в люстре 3 лампочки по 0,06 кВт) –
Рэ = 0,18 кВт, работали 9 ч;
Стоимость электроэнергии: а = 1 кВт = 5,8 руб.
.
Wэ = а х (Рм х tм + Рэ х tэ + Рэу х tэу) =
5,8 х (0,06 х 7 + 0,18 х 9 + 2,4 х 0,3) = 16 руб.
Общая сумма затрат = 541 руб.
В затратах я еще не учла, время, затраченное моей тёти на изготовление передней детали с аппликацией и стёжкой – затраты будут чуть больше.
Но всё равно сумма получается небольшая, изделия ручной работы стоят на много дороже, если заказать мастеру такую текстильную коробку, то она будет стоить от 3 500 руб. и больше.
Вывод.
Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.
Из доступных материалов получилась очень красивая и стильная вещь, сделанная вручную ( handmade), что очень ценится. Коробка получилась очень красивой и может служить украшением интерьера.
В процессе изготовления изделия мною была освоены техника разработки выкройки ,навыки работы на швейной машинке, техника машинной стежки и вшивания молнии, Полученные навыки мне обязательно пригодятся в жизни.
Список использованных источников
https://yandex.ru/turbo/vishivausama.ru/s/trapunto
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://design-fly.ru/idei-xend-mejd/tekstilnaya-applikaciya.html
https://magr-art.ucoz.ru/publ/istorija/rukodelija/istorija_kvilta/12-1-0-24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Трапунто
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Текстильная аппликация
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Квилтинг
ПРИЛОЖЕНИЕ 4