Книга «Память в сердце бережно храню …»

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книга «Память в сердце бережно храню …»

Ким М.Ю. 1
1МАОУ СОШ № 2
Ладина О.Г. 1
1МАОУ СОШ № 2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В моей семье есть большой альбом, где хранятся старые, пожелтевшие фотографии, которым очень много лет.  На этих черно-белых фотокарточках можно увидеть молодые, счастливые лица моих прапрабабушек, прапрадедушек, которых уже давно нет в живых.  Эти фотокарточки – нить, которая связывает прошлое и настоящее моей семьи. Я очень люблю вместе с мамой рассматривать их, слушать о том, где родились мои предки, кем они были, как сложилась их судьба.

Но информация, которую я узнаю, история о моих родных, иногда забывается, стирается из памяти. Я решила сохранить все эти рассказы и фотографии. А как сохранить? С помощью чего? Как это лучше сделать? А что если написать книгу? Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Во все времена они имели большую ценность и являлись важнейшим источником сохранения и передачи информации.

Цель: создание книги о своей семье через изучение основ книгоиздания

Задачи:

- узнать, как появились книги;

- изучить этапы изготовления книги;

- собрать и изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейном архиве Портновых;

- написать и оформить книгу «Память в сердце бережно храню…»;

Гипотеза: изучив основы книгопечатания я смогу создать книгу, которая поможет сохранить память о моей семье.

Объекты исследования: книга

Предмет исследования: процесс создания книги

Практическая значимость заключается в том, чтосозданная книга поможет сохранить семейный архив семьи Портновых и останется как память следующих поколений.

Основная часть

1.Книги от глубокой древности до наших дней

Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались «Лонтраны» и существовали в Индонезии. Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шелке.

В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляла собой деревянную доску, покрытую слоем воска. Часто таблички складывались воском вовнутрь и соединялись по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка. Дети на них учились, рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета.

Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину.

А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот.

Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. На них египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. Но папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся.

К середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Это тонкая, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь от воровства, в библиотеках их часто приковывали цепями к столу.

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга учёных. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Цай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали вручную знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд.

Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гуттенберг. Гениальное изобретение Гуттенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. При помощи этого способа он напечатал свою первую книгу, знаменитую Библию Гуттенберга, между 1453 и 1456 годами.

На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный. «Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти пятьсот лет назад Иван Федоров. 

В настоящее время для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки. 

Помимо прочего, на современном этапе книги изготавливаются также и методом цифровой печати. При этом страницы формируются примерно тем же способом, что и документы, печатаемые офисной техникой — лазерными принтерами или копировальными аппаратами, с использованием тонера, а не чернил. Такой подход позволяет печатать малые тиражи изданий (до нескольких сотен экземпляров). Появление цифровой печати содействовало формированию нового подхода к книгоизданию —печати по требованию, когда копии книг изготавливаются специально для конкретного клиента, уже после того, как он оформит заказ на то или иное издание.

Термин «электронная книга» (также e-книга, англ. e-book) применяется по отношению к книге, содержащей информацию обычной книги, но представленную в цифровом формате и размещённой на электронном носителе (CD-ROM, DVD-ROM и пр.).

Появление электронной публикации и сети Интернет позволяет не печатать информацию в виде бумажных книг, а хранить её на гораздо более ёмких электронных носителях в электронных библиотеках, предоставляя доступ к ней как локально, так и дистанционно — через Всемирную сеть.

Для создания аудиокниги текст того или иного произведения начитывается человеком — как правило, профессиональным актёром либо группой таковых — или (реже) синтезатором речи, после чего записывается на какой-либо звуковой носитель. К тексту может также добавляться определённое шумовое или музыкальное сопровождение.

Вывод. Я убедилась, что история возникновения книги и кропотливая работа над ее созданием уникальна. Книга потребовалась людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти, сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.

На современном этапе книги изготавливаются не только с помощью печатных машин, а также методом цифровой печати. В связи с развитием научно-технического прогресса и информационно-коммуникационных технологий, появились электронные и аудиокниги. Любая книга, независимо от времени ее создания, бытования во времени и пространстве, являлась способом коммуникации. Во все времена книги имели большую ценность и являлись важнейшим источником сохранения и передача информации новым поколениям.

Любая книга, независимо от времени ее создания, бытования во времени и пространстве, являлась способом коммуникации. Во все времена книги имели большую ценность и являлись важнейшим источником сохранения и передача информации новым поколениям. На книгах строилось развитие, обучение, образование, воспитание, формирование мировоззрения отдельного человека и целого общества.

2. Роль книги в современном обществе

Невозможно представить себе современное общество без книг. Книга является уникальным явлением человеческой культуры. Можно смело утверждать, что современная цивилизация возникла благодаря книге, если понимать ее широко как способ передачи универсальной информации от поколения к поколению.

В последние 20 лет мы находимся в ситуации кардинального изменения отношения к чтению в России, и особенно значительно меняется отношение к чтению детей и юношества. Уходит то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. Чтение уходит на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере. Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.

Я решила узнать у своих одноклассников, что такое книга для современного подростка? Мне стало интересно, есть ли будущее у книг, или со временем их полностью заменят своего рода мультимедийные приложения?

С этой целью я провела анкетирование среди обучающихся своего класса. Цель анкетирования: выяснить есть ли будущее у книг, или со временем их полностью заменят своего рода мультимедийные приложения?

Анкета.

1.Любишь ли ты читать или делаешь это по необходимости?

2.Книга для тебя :

- источник информации, получение знаний;

- досуг;

3.Как часто ты читаешь книги :

- каждый день;

- раз в неделю;

- несколько раз в месяц;

4.Какой формат книг вы предпочитаете?

- бумажный носитель;

- электронный носитель;

- аудиокнига;

5.Как вы считаете, телевидение, интернет, смогут вытеснить книгу из нашей жизни?

В исследовании приняли участие ученики 4 класса б(23 человека). Результаты представлены на диаграммах. 

В результате исследования мы выяснили, что 10 человек ( 2,3%) из 23 не любят читать и делают это по необходимости, 13% ( 13 человек) выразили положительное отношение к чтению. Для многих школьников ( %) книга является прежде всего источником информации, получения знаний. Остальным ребятам %) книга помогает не только получить новые знания, но и организовать досуг и отдых. На вопрос «Какой формат книг Вы предпочитаете подавляющее большинство обучающихся (80%) выбрали вариант «бумажный носитель», 14 % - «электронный носитель» и 6% - «аудиокнигу». Каждый день книги читают 50% опрошенных, 40 % - 2-3 раза в неделю, 10 % - 1 раз в неделю и 0 % - несколько раз в месяц.

Выбирая источник информации, 77% подростков отдают предпочтение Интернету. Несмотря на это, большая часть обучающихся (61%) уверены, что телевидение и Интернет не могут вытеснить книгу из нашей жизни.

3.Этапы создания книги

1 этап. Определение темы и жанра

Прежде чем приступить к написанию книги, необходимо определится с темой и жанром будущей книги.

Тема книги должна быть интересной и актуальной и желательно, чтобы до этого другими авторами она не поднималась, ведь важно заинтересовать читателя чем-то новым, чего он еще не читал.

Идею для написания книги может подсказать сама жизнь, или можно спросить у читателей, о чем бы они хотели почитать или о чем бы они хотели узнать, с помощь беседы, опроса или анкетирования.

Жанр у книги также определяется заранее, это могут быть художественные произведения, например, стихи, рассказы, повести, сказки, познавательные произведения, учебные, справочные и т. д…

2 этап. Сбор информации для написания книги

Следующим важным этапом для создания книги является сбор информации. Автор должен хорошо разбираться в той теме, которую освещает в своей книге. Он должен знать намного больше, чем обычный человек, чтобы было чем поделиться с читателем. Обладая большим объёмом информации, автор быстрее придумает содержание книги и быстрее её напишет.

Источники информации могут быть разные: газетные статьи, интернет сайты, книги, аудио- и видеозаписи, беседы с людьми, архивные документы, любые другие источники.

После того, как материалы собраны, необходимо посмотреть, в какие тематические разделы их можно объединить, а также расположить внутри раздела в логическом порядке. Если какой-то информации не хватает для полного раскрытия темы – поискать еще.

3 этап. Написание текста будущей книги

У автора должно быть четкое представление о том, для чего и для кого пишется книга. Цель и будущая читательская аудитория влияет на стиль текста. Например, научные книги пишутся серьезным языком с множеством трудных научных терминов и понятий, и без специального образования иногда можно не понять, о чем идет речь в данной книге. Детские познавательные книги тоже рассказывают о разных науках, но изложены доступным, простым языком, иногда даже в виде сказки или стихотворения.

Под текстом в современной гуманитарной науке понимают последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию. Они должны быть объединены общей темой и обладать свойствами связности и цельности.

4 этап. Иллюстрирование книги

Иллюстрация может быть в виде фотографий или рисунков, созданных художниками. Создающего иллюстрации для книги считают соавтором писателя, его работы дополняют текст, делают его ярче, доходчивее. Иногда иллюстрации к произведению делает сам автор.

5 этап. Издательство

Прежде чем книга попадет к читателю, ее необходимо еще сделать. Ведь текст, который создал автор, еще книгой не называется: то, что придумал писатель или поэт и записал, напечатал на машинке или набрал на компьютере, называется рукописью.

Рукопись – подлинник или копия текста, написанная от руки или переписанная на пишущей машинке.

На самой последней странице скромно, мелким шрифтом в выходных данных напечатаны имена тех, кто ответственен за выход книги из издательства: редактор, художественный редактор, технический редактор, корректор. Их роль в создании книги не такая, как у автора и художника, - она скромнее, но без их участия и труда книга не выйдет.

Редактор является самым первым читателем любой будущей книги: еще никто не знает, когда в ней происходит действие, кто главный герой, что с ним случится, а редактор уже знает, потому что он прочел рукопись. Редактор найдет и исправит в рукописи неточности и ошибки, он «ведёт» книгу до ее выхода в свет, поэтому его фамилия в выходных данных всегда стоит первой.

У книги есть художественный редактор. Он выбирает для книги художника, оценивает, в чем-то исправляет его рисунки. Когда из типографии прибывают первые пробные оттиски иллюстраций, художественный редактор придирчиво сверяет их с рисунками художника, добиваясь от печатников точной передачи цвета.

Очень важна роль технического редактора: он определяет, какой нужен для этой книги шрифт, формат страниц, размеры рисунков. Технический редактор создает макет книги, который очень похож на книгу, но является черновиком.

Есть в издательстве специалист, чья работа напоминает работу учителей русского языка и литературы. Корректор – борец с ошибками, опечатками. Он читает текст будущей книжки в рукописи и в наборе, во всяких сложных и спорных случаях ему помогают словари и справочники. Корректоры прилагают максимум усилий, внимания, чтобы выловить и исправить опечатку. Говорят, что книг без опечаток не бывает, хотя существуют легенда, что в библиотеке Оксфордского университета хранится Библия без единой опечатки.

Из издательства книга поступает в типографию, где её печатают на сложной типографской технике. И там из неё рождается книга, отпечатанная в тысячах, а порой и в сотнях тысяч экземпляров. Над ней трудятся инженеры, мастера, техники, рабочие полиграфических специальностей.

Электронная книга

В наше время книга переживает очередной виток развития. Это связано с новейшими информационными технологиями. Электронные книги стали неотъемлемой частью нашей жизни. И сейчас автору книги можно не обращаться в издательство, а можно с помощью различных программ создающих электронную книгу, создать свою и разместить её в сети Интернет.

Электронная книга (англ. e-book, e-text) – версия книги в электронном (цифровом) виде. Термин применяется для произведений, представленных в цифровой форме и в отношении устройств, используемых для прочтения .

Программ для создания электронных книг существует очень много, вот некоторые из них: FastEBookCompiler, NatataeBookCompiler, SunRavBookOffice, BookDesigner, E-BookPublicant. Технология создания электронной книги очень проста: она состоит в правильном форматировании ее текста и выделении дополнительных элементов – разделов и подразделов.

3.Структура книги

Кни́га — один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт.

Также книгой может называться литературное или научное произведение, предназначенное для печати в виде отдельного сброшюрованного издания.

Книгу иногда сравнивают с «машиной времени», с помощью которой можно и в прошлое попасть, и в будущее заглянуть, и ярче увидеть день сегодняшний. Для того чтобы сделать книгу необходимо знать ее составные части.

Первое что мы видим, когда берем книгу в руки это обложка. Тонкие книжки называются брошюрами, у них, как правило, тонкая обложка, на ней напечатаны фамилия автора, название.

Объемные книги одеваются в прочный картонный переплет. Переплет – прочная покрышка книги из плотного картона. Сверху картон может быть покрыт различными материалами: тканью, кожей, прозрачной пленкой. Переплет укрепляет книгу, предохраняет ее от повреждений, а также сообщает читателю самые общие сведения о книге: фамилию автора, название, возможно, издательство и год издания.

Кроме того, переплет и обложка привлекают внимание читателей. Они служат элементом художественного оформления издания, которое выполняет рекламные цели. Особенно ярко и красочно оформляют переплеты и обложки в детских книгах.

Иногда поверх переплета надевают суперобложку. Суперобложка – это бумажная обложка, которая защищает книгу от пятен, царапин, грязных рук и выступает элементом книжного оформления. На ней могут быть нанесены некоторые сведения о книге: фамилия автора, заглавие, название издательства. Чаще всего суперобложку используют на дорогих, подарочных книгах.

Переплет соединен с книгой форзацами. Форзац это – согнутые вдвое листы бумаги, они соединяют страницы книги с переплетом. Форзац может быть белым или цветным, на нем художник нередко помещает какие-то иллюстрации, в учебниках помещают сведения, которые требуют запоминания: правила, таблицы, формулы, даты и т. д.

Первая страница книги – титульный лист или титул, на нем указаны фамилия автора, название книги, город, издательство, выпустившее книгу, год её выхода в свет. Самые краткие, но самые главные сведения о книге помещают на титул, он для книги как паспорт для человека.

Иногда перед титулом, с левой стороны, располагают фронтиспис – лист, на котором помещают портрет автора, изображение главного героя, карта или какой-то рисунок, важный для содержания книги. Фронтиспис является украшением книги, но он необязательная часть структуры книги.

Если в книге несколько произведений, то перед каждым из них может быть отдельный лист с названием и рисунком. Такой лист называется шмуцтитулом. Он может отмечать и начало глав в книге. В старину шмуцтитул служил для предохранения художественно выполненного титула от грязи, отсюда и его название (в переводе с немецкого «шмуц» - это грязь). В современных изданиях шмуцтитул служит украшением, и может помещаться не во всех книгах.

Очень часто по обложке и по титульному листу нельзя быстро узнать, о чем пойдет речь в книге, а если еще нет иллюстраций, тем более. В этом большую помощь окажет аннотация. Аннотация – это краткая характеристика книги, она помещается на обороте титульного листа или перед задним форзацем книги после библиографического описания. Аннотация может быть краткой, в одно-два предложения или очень подробной и носить рекомендательный характер. В ней кратко раскрывается содержание книги, иногда помещают сведения об авторе. Знакомство с аннотацией значительно облегчает выбор книги в библиотеке или в книжном магазине.

У всех книг обязательно есть содержание или оглавление. Содержание – это перечень произведений или статей, которые вошли в сборник, с указанием начальной страницы. Оглавление - перечень глав отдельного произведения. Содержание (оглавление) помещено в начале книги или в конце.

Мало кто из читателей начинает свое чтение книги с предисловия – вступительной статьи перед авторским текстом. А зря! Предисловие помогает лучше понять основной текст книги. В нем рассказывается, о чем пойдет речь в книге, об истории написания, о жизни и творчестве автора, о времени, в котором происходят события, описанные в книге. Предисловие может быть написано автором книги, редактором, или благодарным читателем.

В конце, после основного текста книги, очень часто помещают послесловие. Оно поможет разобраться в прочитанном, расскажет о дальнейшей судьбе книги, ее героев. В нем представлены некоторые итоги, заключения, выводы. Это приглашение к размышлению над прочитанной книгой.

В самом конце книги печатают выходные данные, в которых дается информация о книге и работниках издательства, готовивших ее к печати.

В результате проведенной работы на данном этапе мы выяснили, что книга содержит ряд обязательных компонентов, что нужно учитывать всем начинающим писателям. Работа над книгой – дело достаточно сложное, и для этого необходимы соответствующие знания и навыки.

Практическая часть.

Создание книги «Память в сердце бережно храню…»

Изучив этапы создания книги, её структуру мы приступили к созданию своей книги.

1 этап. Определение темы и содержания книги.

Тему для написания книги я давно уже определила –рассказ- воспоминание о жизни прабабушки Портновой Александры Афанасьевны и прадедушки Портнова Григория Михайловича, и называться книга будет - «Память в сердце бережно храню…».

2 этап. Сбор информации.

Второй этап - сбор необходимой информации для содержания книги, выбор иллюстраций и фотографий. Источники информации могут быть разные: газетные статьи, интернет сайты, книги, аудио- и видеозаписи, беседы с людьми, архивные документы, любые другие источники.

В работе над книгой подключились все наши родственники. Мы пересмотрели много фотографий, вырезок из газет. Звонили прабабушке, уточняли даты, кто, когда родился, где жил. В результате мы получили много интересной информации, которой поделились в нашей книге.

3 этап. Написание книги.

У автора должно быть четкое представление о том, для чего и для кого пишется книга. Цель и будущая читательская аудитория влияет на стиль текста. Моя книга будет написана в художественно- публицистическом стиле и будет предназначена для чтения в кругу семьи.

Перед тем как приступить к написанию рукописи книги мы обсудили и определили, что книга будет состоять из следующих глав:

Рождённые в СССР.

Воспоминания о той страшной войне…

С одного чемодана на двоих .

Все рассказы прабабушки и прадедушки я стала набирать на компьютере.

4 этап. Иллюстрирование книги.

Иллюстрация может быть в виде фотографий или рисунков, созданных художниками. В своей книге я использовала фотографии из семейного альбома.

5 этап. Издание книги.

Прежде чем книга попадет к читателю, ее необходимо еще сделать. Ведь текст, который создал автор, еще книгой не называется: то, что придумал писатель или поэт и записал, напечатал на машинке или набрал на компьютере, называется рукописью.

Книга – непериодическое издание, обладающее чётко выраженной структурой. Поэтому, чтобы сделать книгу необходимо знать её составные части. Это – обложка, или суперобложка, форзац, титульный лист, аннотация, оглавление, содержание. Все эти части есть в моей книге. У меня получилось 18 страниц.Печатная продукция, который является небольшой книгой до сорока восьми страниц по объёму, чаще всего без твёрдого переплёта, называется брошюра. У меня получилась брошюра, в ней три главы.

Создание книги- сложный процесс, в нём участвует не один человек, а целый коллектив: редактор, художественный редактор, технический редактор, корректор. Их роль в создании книги не такая, как у автора и художника, - она скромнее, но без их участия и труда книга не выйдет.

Редактор является самым первым читателем любой будущей книги, найдет и исправит в рукописи неточности и ошибки, он «ведёт» книгу до ее выхода в свет. В этом мне помог мой классный руководитель.

У книги есть художественный редактор. Он выбирает для книги художника, оценивает, в чем-то исправляет его рисунки. Рисунков в моей книге нет, есть только фотографии. Эти фотографии отбирала мама, она является художественным редактором.

Очень важна роль технического редактора: он определяет, какой нужен для этой книги шрифт, формат страниц, размеры рисунков. Технический редактор создает макет книги, который очень похож на книгу, но является черновиком. Техническим редактором стала Ольга Геннадьевна.

Есть в издательстве специалист, чья работа напоминает работу учителей русского языка и литературы. Корректор – борец с ошибками, опечатками. Он читает текст будущей книжки в рукописи. Корректором моей книги - учитель русского языка и литературы нашей школы Пискарёва Татьяна Александровна.

Пройдя все этапы, мы с мамой и Ольгой Геннадьевной оформили и распечатали на принтере нашу книгу. Но мы не остановились на этом и оправились в типографию.

Заключение

Поставленные мною задачи выполнены. Я убедилась, что история возникновения книги и кропотливая работа над ее созданием уникальна. Книга потребовалась людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти, сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.

На современном этапе книги изготавливаются не только с помощью печатных машин, а также методом цифровой печати. В связи с развитием научно-технического прогресса и информационно-коммуникационных технологий, появились электронные и аудиокниги. Любая книга, независимо от времени ее создания, бытования во времени и пространстве, являлась способом коммуникации. Во все времена книги имели большую ценность и являлись важнейшим источником сохранения и передача информации новым поколениям.

Изучила и собрала в одну книгу все сохранившиеся фотографии семьи Портновых, напечатала книгу, в форме брошюры, которая останется для следующих поколений нашей семьи.

Список литературы

1. Беркалиева А.С. Книга вчера , сегодня, завтра.(Электронный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-kniga-vchera-segodnja-zavtra-4-klas.html

3.Дацкевич, В. Как делают книгу (Текст)/ В. Дацкевич. – М.: Детская литература, 1987. – 25 с.: ил.

4.Дьяченко, Н.П. Рождение книги (Текст): книга для учащихся /Н.П. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.

5.Информация и ты. Детская энциклопедия №3-2007 года (Текст): Познавательный журнал для девочек и мальчиков/ Ред. В. Поляков. – М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2007. – 56 с.: ил.

6.Книгоиздание [Электронный ресурс]: энциклопедия Кругосвет. –М.: Онлайн-энциклопедия «Кругосвет», 1997-2012 - .

7.Энциклопедия Кругосвет. (Текст). http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/KNIGOIZDANIE.html.

8.Лобзин, Ю.А. Графический дизайн (Текст): учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений/Ю.А. Лобзин, В.Г. Рожавский. – М.: Русское слово, 2008. –288 с.: ил.

9.Малова, Р. Все об издании книги (Электронный ресурс). – М.: 2010 -. http://www.knigoizdanie.ru/kak-napisat-knigu/4-kniga/10-kak-napisat-knigu.html.

10.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка (Текст)/С.И. Ожегов – М.: ООО «Издательство Оникс», 2010. – 736 с.

11.Павлов, И.П. Про твою книгу [Текст]. – М.: Просвещение, 1991. – 113 с. – (Знай и умей).

12. Книга – Википедия (Электронный ресурс).https://ru.wikipedia.org/wiki/Книга

13.https://uchitel.pro/стили-речи/

Приложение 1

Анкета для учащихся начальных классов

Уважаемые ребята! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Анкета.

1.Любишь ли ты читать или делаешь это по необходимости?

2.Книга для тебя :

- источник информации, получение знаний;

- досуг;

3.Как часто ты читаешь книги :

- каждый день;

- раз в неделю;

- несколько раз в месяц;

4.Какой формат книг вы предпочитаете?

- бумажный носитель;

- электронный носитель;

- аудиокнига;

5.Как вы считаете, телевидение, интернет, смогут вытеснить книгу из нашей жизни?

Спасибо за сотрудничество.

Приложение 2

Книга «Память с сердце бережно храню…»

Просмотров работы: 70