1. Введение
Обоснование выбранной темы
Проектной деятельностью на уроках технологии мы занимаемся уже несколько лет Нам нравится история, а через историю костюма того или иного времени лучше понимается сущность происходивших исторических событий. В этом году исполняется 100 лет Великой октябрьской революции. Один из вернейших способов глубже понять историю — попытаться проанализировать мир вещей, сопутствующий героям той или иной эпохи. В частности — костюмы. Благо, русская революция 1917 года оставила после себя массу фотодокументов. Мы решили изучить это время через изменение костюма . Захотели стать мастерами и изготовить костюм, крестьян живших в то смутное время.
Свою будущую профессию нам бы хотелось связать с историей, но кроме этого в свободное время мы любим шить . Поэтому тема исследовательской работы «Костюм крестьян Оренбургской губернии эпохи Октябрьской революции и Гражданской войны» » выбрана нами не случайно.
Цель работы::
Изучить изменения в костюме на рубеже смены эпох с 1917-1920 год.
Развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе.
Усовершенствовать возможности в области технологии и проектной деятельности.
ГИПОТЕЗА: Несмотря на то, что традиционный народный костюм после 1917 года ушел из повседневного обихода, фольклорный стиль прослеживается в одежде народов России. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой - из прошлого в будущее. Костюм - часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его. Чтобы доказать это- исследуем изменение костюма крестьян Оренбургской губернии.
Задачи:
1. познакомиться с литературой и фотоматериалами того времени;
2. выявить особенности изменения, одежды крестьян;
3. спроектировать и изготовить модели крестьянской одежды времен Гражданской войны;
4.Обосновать причину изменения в одежде крестьян .
Новизна. Использовались фотоматериалы реальных людей живущих на территории Оренбургской губернии.
2.Исследовательская часть
Схема обдумывания
Исследование костюма крестьян начала 20 века его изменение в эпоху Октябрьской революции и Гражданской войны.
Во второй половине XIX — начале XX в. одежда крестьян начинает испытывать влияние индустриализации , выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении формы одежды.
Ткань фабричного производства (шелк, сатин) практически вытеснила самодельное, домотканое сукно. Под влиянием новой, городской моды изменился крой крестьянского платья. С. Т. Семенов об изменениях в одежде крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками» . Мужчины одевали поддевки, пиджаки, штаны не «набойчатые», а суконные и тканевые. Молодые парни ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. Женщины перестали надевать традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи. Деревенские модницы с удовольствием носили приталенные кофточки, «польты», шубки. В мануфактурных магазинах раскупались шляпки, зонтики и калошами. Это считалось очень модно и богато. Их носили больше для украшения, т. к. надевали в тридцатиградусную жару, идя в церковь. Революция 1917 году — способствовала более быстрому изменению в укладе жизни крестьян, а значить стала меняться и одежда. Это время, когда незыблемые еще недавно нормы стремительно размываются. Но значительное изменение крестьянской одежды началось в эпоху гражданской войны. Вернувшиеся в деревню фронтовики приносили с собой одежду военного образца: брюки-галифе, френч, «буденовку» — шлем, «чапаевку» , папахи, некоторые части морской формы — полосатую «тельняшку», шапку — «бескозырку», брюки-клеш и т. д. Побывавшие на фронте крестьяне вернулись с новыми представлениями о быте, одежде и оказывали так-же большое влияние на женскую часть населения. Под их влиянием женщины отказывались от рогатых кичек и других тяжелых головных уборов, понев и сарафанов и переходили к более легкой городской одежде того времени. Вместе с тем впервые годы революции, в связи с недостатком промышленных товаров в стране, в селениях многих областей в том числе и Оренбургской , возродилось исчезнувшее было домашнее прядение и ткачество. Выращивали лен, ткали холсты и шили из него одежду. Недостаток промышленных товаров в деревне задерживал исчезновение традиционного костюма. Одежда в деревнях сплошь и рядом изготовлялась из холста, домашней шерстяной ткани, однако очень часто ее шили городского покроя; женская, например, одежда состояла из домотканой юбки и кофты. Это было временное явление, и в дальнейшем происходил все больший отход от старинной одежды и распространение фабричных тканей. В быт деревни после революции входило много новых гигиенических навыков, шире распространялось ношение нижнего и употребление постельного белья и пр. Разница в одежде разных поколений крестьянского населения, которая всегда наблюдалась в одежде, в этот период была особенно заметной. Старшее поколение больше придерживалось традиционной одежды или городской одежды моды конца XIX в. Этому способствовало и то, что в обычае старой деревни было запасать одежду и ткани. Пожилые женщины донашивали «полсапожки» с резинкой и коты, которые привыкли бережно сохранять и надевать только в церковь по большим праздникам. У молодых появились новые виды обуви: высокие ботинки со шнуровкой, гетры и пр. Старшее поколение не одобряло короткие платья и стриженые волосы. Значительные возрастные различия проявлялись также в мужской одежде. У пожилых преобладала косоворотка, но у молодых мужчин распространялась рубашка с отложным воротником, которую носили уже не на выпуск, а как и в городе, заправив в брюки. Наряду с пиджаком появились френч, гимнастерка и толстовка, как в городе. Если у стариков еще кое-где сохранялся картуз, то у молодежи и людей среднего возраста кепка , особенно «кепка Ильича» стала основным головным убором. Верхнюю одежду составляли прямой «пиджак» на вате, овчинная шуба, тулуп, полушубок; распространен был «сак» — короткая женская одежда, сшитая в талию, и такая же, но длинная—«дипломат» (мода конца XIX—начала XX в.).
По фильмам мы видим мужчины в годы Гражданской войны носят исключительно гимнастерки. Гимнастерка представляла собой свободную рубаху со стоячим воротником (походная рубаха р усского покроя, косоворотка). В 1912 году она была без карманов, с воротником, застегивающимся у левого плеча, справа налево, обшлагами рукавов, застегивающимися на две пуговицы. В 1913 г. введена гимнастерка с нагрудными накладными карманами с планкой. Изготавливалась из хлопчатобумажной ткани или тонкого сукна с несколько скошенными книзу рукавами; в горловине рубахи вшит воротник с закругленными краями; левый конец воротника заходит за правый и застегивается петлей на пуговицу; так же на пуговицу приборного цвета застегивается посередине разрез в груди рубахи. Существовало множество различных вариаций гимнастерки – с разрезом горловины как слева, так и справа, а также посредине. Отличались и карманы – от полного отсутствия таковых до врезных и накладных различных типов.
Женщины короткие прямые юбки и военные гимнастерки . Это далеко на так. Изучив документы , и фотоархивы мы пришли к выводу: В годы Гражданской войны разница в одежде разных поколений крестьянского населения, которая всегда наблюдалась в одежде, в этот период была особенно заметной. Старшее поколение больше придерживалось традиционной одежды или городской одежды моды начала ХХ века. Этому способствовало и то, что в обычае старой деревни было запасать одежду и ткани. Пожилые женщины донашивали «полсапожки» с резинкой и коты, которые привыкли бережно сохранять и надевать только в церковь по большим праздникам. У молодых появились новые виды обуви: высокие ботинки со шнуровкой, гетры и пр. Старшее поколение не одобряло короткие платья и стриженые волосы. Значительные возрастные различия проявлялись также в мужской одежде. У пожилых преобладала косоворотка, но у молодых мужчин распространялась рубашка с отложным воротником, которую носили уже не на выпуск, а как и в городе, заправив в брюки. Наряду с пиджаком появились френч, гимнастерка и толстовка, которые бытовали в городе. Если у стариков еще кое-где сохранялся картуз, то у молодежи и людей среднего возраста кепка стала основным головным убором. Верхнюю одежду составляли прямой «пиджак» на вате, овчинная шуба, тулуп, полушубок; распространен был «сак» — короткая женская одежда, сшитая в талию, и такая же, но длинная—«дипломат» (мода конца XIX—начала XX в.).
Выбор ткани и оборудования
Ткани : 1. Хлопчатобумажные, сатин, шерстяные ткани.
Оборудование и инструменты: швейная машина
Предварительная экономическая оценка изделий
№ п\п |
Наименование материала |
Единица измерения |
Цена за единицу измерения(в руб.) |
Расход материала |
Приблизительная сумма затрат |
1 |
Ткань х\б (белая в цветочек) |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб 1 метр |
- |
2 |
Ткань сатин (красная в цветочек) |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб.1м. |
- |
3 |
Ткань коричневая шерсть |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб.1м |
- |
4 |
Ткань светло коричневая |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб 120 см. |
- |
5 |
Пуговицы под старину |
шт. |
Из бабушкиного сундука |
6 |
- |
6 |
Ткань черная |
метры |
Из бабушкиного сундука |
50см |
|
7 |
Нитки разных цветов |
шт |
12 |
5 |
60 руб |
Итого |
60 |
Вывод: для пошива исторических костюмов потребуется по предварительной оценке 60 руб.
Исследование прочности окраски ткани
используемой для пошива платьев
Для исследования прочности ткани (сатин, х\б, шерсть), небольшое их количество замочили в тёплой воде и высушили на светлой ткани. Следов краски после высыхания не осталось.
Вывод: Проведённое исследование показало, что прочность окраски тканей достаточно высокая, значит, готовые изделия , можно не только чистить, но и стирать.
Предварительная экологическая оценка
Для пошива исторических костюмов используются только натуральные ткани, , экологически чистой окраски. Они не аллергены и сделаны из натуральных волокон. Следовательно, вреда для здоровья человека и окружающей среды не приносят.
Дизайн – анализ исторических костюмов
1). Женский костюм состоит из основных частей: блуза, юбка , платок.
2). Мужской костюм состоит из основных частей: Рубашка, брюки, фуражка «В.И. Ленин»
3. Технологическая часть
3.1. Планирование работы над изделиями
Снятие мерок, конструирование плечевого изделия.
Моделирование изделий по эскизам
Подготовка лекал к раскрою, экономная раскладка выкроек на ткани
Составление технологической карты изготовления изделий
Пошив изделий
Экспертиза качества выполненных моделей женского и мужского костюма
Изготовление выкройки женского костюма и мужского костюма, моделирование
Сняли мерки, начертили базовый чертёж, по эскизу определили конструкцию будущих изделий.
Произвели моделирование каждого из костюмов (прил.1).
Разложили выкройки на ткань, раскроили
Изготовили изделия по технологическим картам (прил 2)
Технологическая карта изготовления женского костюма.
Блуза ( технология изготовления)
Юбка (технология изготовления)
Рубашка-гимнастерка (технология изготовления)
1.Попарно сметываем клапаны карманов с изнаночной стороны. Прострачиваем машинкой по сметанному, оставляя непрошитой лишь верхнюю сторону клапанов. Выворачиваем клапаны и, отступив от края 0.5 см, прострачиваем клапаны (кроме верхней части) декоративной строчкой. Приметываем к разрезу на переде гимнастерки, а затем пришиваем планки - заднюю и переднюю. Пришиваем клапаны к переду изделия на уровне груди
2. Сметываем спинку и перед изделия по плечевым швам, а затем сшиваем сметанное. К низу выкройки рукавов пришиваем манжеты в расправленном виде. Один край манжета пришиваем с изнаночной стороны рукава. К пришитому краю прикладываем свободный край манжета и прострачиваем сложенный элемент по бокам. Выворачиваем получившуюся конструкцию и, подогнув свободный край, пристрачиваем его с лицевой стороны. Делаем по бокам и верхнему краю манжетов декоративную строчку. Делаем и обрабатываем петлю..
3. Приметываем рукава к проймам, а затем вшиваем их туда с помощью машинки и делаем по кругу декоративную строчку. Сшиваем края рукава и боковые швы.
4.Хорошенько отглаживаем и отпариваем изделие.
5. Пришиваем пуговицы .
Экономическая экспертиза
№ п\п |
Наименование материала |
Единица измерения |
Цена за единицу измерения(в руб.) |
Расход материала |
Приблизительная сумма затрат |
1 |
Ткань -х\б (белая в цветочек) |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб 1 метр |
- |
2 |
Ткань- сатин (красная в цветочек) |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб.1м. |
- |
3 |
Ткань -коричневая шерсть |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб.1м |
- |
4 |
Ткань - черная саржа |
метры |
Из бабушкиного сундука |
Приб 120 см. |
- |
5 |
Пуговицы под старину |
шт. |
Из бабушкиного сундука |
7 |
- |
6 |
Ткань черная |
метры |
Из бабушкиного сундука |
50см |
|
7 |
Нитки разных цветов |
шт |
12 |
5 |
60 руб |
Итого |
60 |
Вывод: для пошива исторических костюмов потребовалось действительно 60 руб. Стоимость минимальная, но потрачено много времени на поиски подходящих тканей. Так как современные волокна сильно отличаются от исторических.
.
Экологическая оценка
Для пошива исторических костюмов используются только натуральные ткани, , экологически чистой окраски. Они не аллергены и сделаны из натуральных волокон. Следовательно, вреда для здоровья человека и окружающей среды не приносят.
Эстетическая оценка.
Прикоснуться к истории всегда интересно и немного трогательно. В процессе работы посетили своих родственников преклонных лет ,пролистали семейные альбомы, больше узнали о прошлом своей семьи и быте того времени.
АНКЕТИРОВАНИЕ:
Мы провели анкетирование среди учащихся 7 классов МБОУ СОШ №1 с .Мраково. Нужно ли нам знать, во что одевались наши предки? Для чего?
В анкетировании участвовало 56 человек. Вот какие ответы мы получили:
Нам, россиянам, историю русского костюма полезно знать!
Костюм призывает подумать о людях, может рассказать о быте, нравах.
История любого костюма вообще, является зеркалом истории человечества.
Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.
Мы сделали вывод, что интерес к изучению истории быта и костюма своих предков,объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
Реклама
Хотите идти в тренде со временем. Придумывайте и фантазируйте!!!!!!!!!!! Любые ваши фантазии по пошиву одежды воплотятся в нашем ателье:
У Алины и Гульдар
Пошив одежды, реконструкция исторических костюмов .
Заключение
Изучив документы и фотоархивы, мы пришли к выводу: в годы Гражданской войны разница в одежде разных поколений крестьянского населения, которая всегда наблюдалась в одежде, в этот период была особенно заметной. Прикоснуться к истории всегда интересно и немного трогательно. В процессе работы, мы посетили, районный краеведческий музей, своих родственников преклонных лет, больше узнали о прошлом и быте того времени. Изучив исторические материалы, мы выполнили мужской и женский костюм крестьян Оренбургской губернии периода с 1917 по 1920 год. Костюм собран из нескольких вариантов, по фотографиям и записям прошлых лет.
В начале работы была выдвинута гипотеза, что: традиционный народный костюм после 1917 года ушел из повседневного обихода. История не прерывается, каждая её новая страница неизменно связана с предыдущей.
Считаем, что наша гипотеза подтвердилась, народный костюм ушел из повседневного обихода, но сохранился как культурная ценность народов. Революция внесла свои изменения в одежду крестьян. Появились мужские рубашки-гимнастерки, коричневого и черного цветов. У женщин стали короче юбки, хотя фасон изменился незначительно. Обязательным атрибутом стал платок, часто красного цвета, завязанный на затылке.
Серьезные изменения в костюмах крестьян произойдут в годы коллективизации, когда из города приедут рабочие и интелегенция. Но это уже тема другой работы.
Литература
1 Анфимов, А.М. Российская деревня в годы первой мировой войны / А.М. Анфимов. - М., 1962. 2 Арсеньев, К.К. Из недавней поездки в Тамбовскую губернию / К.К. Арсеньев // Вестник Европы. Кн. 2. 1892. 3 Архив Русского географического общества.
Приложение №1
чертеж рубашки - гимнастерки
Чертеж брюк
Чертеж блузки