Русский женский народный костюм-памятник духовной культуры

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский женский народный костюм-памятник духовной культуры

Щетинина М.А. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП
Белоус Т.С. 1
1МБОУ Наро-Фоминская сош №6 СУИОП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История русского народного костюма.

Русский народный костюм – это памятник духовной и материальной культуры, возникший как результат  рукотворной деятельности. Он выражал эстетические вкусы своих создателей. Народный костюм - это неповторимый законченный, высокохудожественный ансамбль, который сочетает в себе конкретную функциональную направленность, обусловленную сложившимися традициями его носителей. Русский традиционный костюм – это, прежде всего комплект, в который входят конкретные предметы одеяния. (Приложение № 1)

На Руси существовало два основных типа женской народной одежды - южнорусский и северорусский. В южнорусский комплект входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, передник или "запон", пояс, "навершник" - наплечная одежда , напоминающая укороченную рубаху, головной убор под названием "сорока" или «кичка», обувь и украшения. Основной частью костюма крестьянок была длинная конопляная рубаха . Северорусский сарафанный комплект состоял из рубахи, сарафана, пояса, душегрея, кокошника, украшений и обуви. ( Приложение № 2)

С древности на Руси существовал обычай изготавливать праздничные рубахи с очень длинными рукавами, собиравшимися у запястья складками. В торжественных случаях рукава распускались практически до земли, а руки просовывались в специальные "окошечки", которые были прорезаны на уровне локтя. Существовали так же свадебные рубахи с длинными рукавами, которые назывались "убивальницами" или "плакальнями", так как уходившая под венец невеста, прощаясь с родными, причитала, плакала и размахивала длинными рукавами. Характерной особенностью русского костюма было то, что наиболее яркие, украшенные узорами рубахи носили молодые женщины и девушки, и очень скромно украшали рубахи для девочек и старух.

Обязательными были украшения ушей – серьги. Они могли быть медными или серебряными, реже - золотыми, а также подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. Украшения считались символом плодородия.

Разноцветные дутые, янтарные бусы, бисерные цепи, "гайтаны", "монисты", цветные ленты, металлические цепи, жемчужные ожерелья использовались как шейные украшения. 

К поясным украшениям русского костюма относятся однолопастные и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой .

2.Определение потребности.

Одежда защищает тело человека и украшает его в соответствии с требованиями времени. Изучая историю одежды, я узнала, что она говорила о положении человека в обществе. На уроках технологии мы учимся шить простейшие виды одежды, и узнаём много нового из истории её развития. В пятом классе я сшила для себя фартук и косынку, в шестом классе – ночную сорочку, в которой с удовольствием спала. По программе седьмого класса я должна изучить технологию изготовления юбки. К сожалению, в современное время девочки – подростки не очень часто носят юбки. В их гардеробе вместо юбок, джинсы, шорты и другие различные виды поясной одежды. Это удобно и практично, но юбка является важным элементом женского гардероба. Изучая историю появления поясного изделия , меня заинтересовала первая юбка на Руси – понёва. Я решила сшить юбку не на себя, а родоначальницу юбки- поньку или поневу, так ее называли в старину, для создания образца русского костюма в кабинет технологии . (Приложение №3)

3.Цели и задачи реферата.

Тема моего проекта « Русский женский народный костюм – памятник духовной культуры». Это очень интересная и обширная тема. Я хочу изучить ее теоретически и , конечно, по возможности выполнить практически элементы русского женского костюма .

Цель моего проекта- научиться шить поясное изделие и изучить элементы народного костюма. Чтобы выполнить эту цель я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить историю русского народного костюма

- изучить историю изготовления понёвы

- подобрать соответствующий материал и аксессуары для создания понёвы

- изготовить понёву

Работая над проектом, мне хочется доказать гипотезу, что юбка – неотъемлемая часть женского гардероба, которая подчёркивает достоинства и скрывает недостатки.

II. Основная часть

Из истории создания юбки.

Юбка – изобретение городское, поэтому в русских деревнях юбки стали носить не раньше середины XIX века. Поначалу их шили как привычные сарафаны. Корсажи, косточки и прочие приспособления были лишними в крестьянском обиходе. Девушки на выданье надевали по нескольку юбок, “чтобы толще казаться” , так как в то время был культ крепких упитанных женщин. Зимой для тепла обязательно надевали стёганную на вате “споднюю” юбку. Крестьянские нравы коротких юбок не допускали. Незамужней девушке разрешалось носить такую длину юбки, которая открывала щиколотку. Замужняя женщина носила юбку, которая прикрывала ноги полностью.

Первой юбкой на Руси была понёва. ( Приложение № 3) Она представляет собой поясную одежду из трёх и более частично сшитых кусков ткани из шерсти, специально изготовленных на ткацком станке. Это одежда преимущественно замужних женщин, по возможности , она делилась на повседневную или праздничную. Интересна традиция , когда девушке разрешалось носить поневу. Надевали её по достижении половой зрелости, чаще в день её совершеннолетия, а иногда и во время свадебного обряда. Если в семье, в день рождения , девушке надели поневу, значит ее можно было сватать и уже готовили для нее приданое.

Понёвы различаются по покрою и расцветке. По покрою различаются панёвы распашные, открытые спереди или сбоку и с прошвой, глухие. В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. Считается, что самые древние виды понёв представляли собой три несшитых полотнища.

Русские женщины были очень изобретательны в оформлении поневы. Часто по тому, как оформлена и украшена понева, можно было узнать из какой губернии эта женщина, сколько у нее детей, замужем она или вдова, даже ее возраст. Количество же украшений, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на  достаток.

Технология изготовления понёвы.

Так как понёва шилась из трёх и более кусков ткани, много мерок для её изготовления нам не понадобится. Главное надо знать мерку – полуобхват бедер (Сб). Крестьянская одежда была свободной, поэтому я сделаю прибавку на свободу облегания 5 см на каждой детали. Чтобы понёва не была узкой, на линии низа сделаю расширения по 10 см с каждой стороны. По линии верха необходимо сделать прибавку 4 см - на кулиску, куда потом вставим гашник - ремень, поясок, шнурок. Выкройку детали изделия я делать не буду, а сразу буду размечать на ткани согласно чертежу. ( Приложение № 4 )

Технологическая карта изготовления понёвы.

1. Раскроить детали изделия (3 штуки).

- Сложить ткань вдвое лицевой стороной внутрь.

- Отметить на ткани линии изделия согласно чертежу.

- Нанести прибавку по боковым линиям – 1 см и вверх для кулиски 4 см.

- Раскроить детали по линии прибавки.

3. Обработать срезы деталей зигзагом .

4. Стачать 2 боковых шва поневы.

5. Отогнуть верхний срез поневы на 4 см на изнаночную сторону. Приколоть. Приметать. Прострочить.

6. Подобрать элементы декора. Приколоть. Приметать. Настрочить.

7. Вставить гашник в кулиску.

3.Материал для изготовления изделия.

Русские женщины из небогатых семей не могли похвастаться многообразием тканей. Для изготовления поневы использовали полушерстяную или шерстяную материю с клетчатым рисунком. Так на границе Рязанской и Тульской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему белыми и чёрными нитями. На севере Рязанской губернии носили тёмно-синие или чёрные понёвы с клетками из белых и цветных нитей. Вблизи  города Касимова были распространены красные понёвы в синюю клетку. Знаменитые Воронежские понёвы вышивались очень богато оранжевой вышивкой из шерстяных нитей, дополнялись различными узорными швами и украшались блестками.

Для изготовления моей модели поневы , я взяла плотную ткань , с выделкой имитирующей мелкую клетку. Времена меняются и поэтому, я решила внести разнообразие в цветовую и фактурную гамму моего изделия.

4.Правила техники безопасности при изготовлении изделия.

При изготовлении изделия мы всегда должны помнить о правилах безопасной работы.

а) Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими предметами.

- Хранить иглы и булавки в игольнице.

- Не брать иглы и булавки в рот.

- Не втыкайте иглы и булавки в одежду.

- До и после работы проверить количество игл.

- Кладите ножницы с правой стороны кольцами к себе.

- Используйте ножницы только по назначению.

б). Правила безопасности труда при работе на швейной машине.

- Перед работой на швейной машине убрать волосы, подвернуть рукава.

- Убрать с платформы швейной машины посторонние предметы.

- Перед шитьём убрать из ткани булавки и иголки.

- Ноги должны ровно стоять на полу.

- Не держать пальцы около иглы и лапки.

- Не наклоняйся близко к движущимся частям машины

- Свет должен падать спереди или слева.

- Стул должен стоять напротив иглы машины.

- Во время работы не отвлекайся.

III Заключение.

Традиции русского костюма и современность.

Русский народный костюм – это памятник духовной и материальной культуры, возникший как результат рукотворной деятельности. Он имел множество функций: защитную, магическую, социально – половую, возрастную, сословную, региональную. Защитная функция костюма позволяла охранять человека от холода. Магическая функция русского традиционного костюма связана с верой в сверхъестественную способность костюма. Его украшали специальной вышивкой – оберегом. Отдельные детали костюма в представлении древнего человека обладали магической силой, с помощью которой, по их мнению, способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства. Социально – половая функция традиционного костюма одновременно указывала на половую принадлежность, социальный статус и семейное положение человека. Возрастная функция указывала на возраст владельца одежды. Региональная функция костюма указывала на территориальную принадлежность. В каждом регионе на костюмах вышивали определенные символы, характерные лишь для этого региона.

В наши дни человек больше не изготавливает одежду сам. Одежда уже не несет в себе особых функций. В ней почти не осталось элементов русской культуры, только какие - то ее части, например, узоры, вышивка, крой платья, сарафана. В наше время каждый человек выбирает свой индивидуальный стиль, нет каких – либо критериев в выборе одежды. В современное время очень часто можно наблюдать , что одежда не выполняет даже защитную функцию, можно наблюдать как современная молодежь одевается бездумно, к примеру, носят рваные джинсы зимой, различные футболки с дырками, даже укороченные штаны, чтобы видна была щиколотка. При выборе одежды люди больше смотрят на модные тенденции и подбирают ее по своему вкусу, кому что нравится, подходит ли по фигуре, а не выбирают одежду с магическим орнаментом. Утрачена социально – половая функция костюма. В наше время невозможно понять, кто перед тобой, школьница или женщина, девушка или парень. Теперь девушки делают короткую стрижку, носят мужские вещи. Трудно определить возраст современного человека, пожилая женщина может себе позволить надеть короткие шортики и распустить волосы. Социальная функция тоже утрачена, сейчас почти нет отличий в одежде по социальному статусу, человек из среднего класса может выглядеть намного приличней, чем миллиардер. И уже давно мы не наблюдаем проявление региональной функции костюма, которая указывала на территориальную принадлежность. Сейчас на одежде мы видим только ярлычки различных производителей одежды.

2.Итоги моей работы.

В начале работы я ставила себе цель: научиться шить поясное изделие. И я её достигла. Мне приятно ,что я сделала образец первой юбки на Руси – поневы, для кабинета технологии.( Приложение № 5) Правда изготовление поневы отличается от шитья классической юбки, но я думаю, что теперь мне нужно сшить современную юбку к лету на себя.

Изучая историю русского народного костюма, я узнала много не только о костюме, но и об укладе и традициях русского народа. Не случайно значит появилась в народе поговорка «Встречают по одежке , а провожают по уму».

Так же при работе над проектом я хотела доказать гипотезу, что юбка – это неотъемлемая часть женского гардероба, которая может подчёркивать достоинства и скрывать недостатки. Сама я не часто ношу юбки, но со временем мое отношение к этому виду одежды меняется, благодаря словам моей мамы: «Носи юбки чаще. Это признак хорошего вкуса и стиля. Это беспроигрышный вариант на все случаи жизни и любого дресс-кода. Это всегда очень женственно и модно». Проанализировав различные виды моделей костюмов , которые представили женщины различных комплекций, я убедилась, что юбка, действительно, полную женщину делает стройной, худую – привлекательной, а нормальную –неотразимой. Это заключение , я считаю, и являются доказательством моей гипотезы.

IV. Используемая литература.

1.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легкопромбытиздат,1993

2.Русова М. Русский народный костюм [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyu

3.Рукоделие для детей/ Калинич М., Павловская Л.,Савиных В.- Мн.: Полымя, 1998.

4.Технология.Обслуживающий труд. 6 кл.: учебник/О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова,С.Э.Маркуцкая.-М.:Дрофа, 2015

5.ru.wikipedia.org

6.ru.wikipedia.org

Приложение № 1

Русский народный костюм.

Приложение № 2

Элементы русского народного костюма

сорока кичка кокошник

запон навершник душегрея

монисты монисты гайтаны

Приложение №3

Понева

Приложение № 4

Приложение № 4

Просмотров работы: 13