Ульчский и русский орнаменты при изготовлении туеса: сходства и различия

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ульчский и русский орнаменты при изготовлении туеса: сходства и различия

Козлова И.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Киселёвка Ульчского муниципального района Хабаровского края
Козлова И.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Киселёвка Ульчского муниципального района Хабаровского края
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Сегодня в современной жизни народная культура является важным элементом в развитии личности, важно жить в гармонии с окружающим миром. Изучая тему по технологии «Формы и образы природы — образец для мастера», мы поняли, что для оформления своих изделий мастер берёт образы у природы. Как он это делает, для чего, какие образы подходят для оформления? И как народ выбирает свои образы. Вот мы и решили создать своими руками изделия и оформить их символами, взятыми у природы.

В нашем Ульчскомрайоне сегодня проживают 21 907 ч., из них ульчей- 9,15 % и русских - 78% . И мы, русские,считаем, что не надо забывать прикладное творчество русского народа и,конечно же, надо знать или хотябы познакомиться с орнаментальным искусством ульчского народа. Поэтому изучение символики и орнаментики в культуре русского и ульчского народов,исследование, воплощения их в материальный мир сегодня оченьактуально. Орнаменты и символы тесно связаны с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

В ходе работы над проектом у нас возникла гипотеза.

Гипотеза: орнамент русских и ульчей несёт в себе магическую силу, является оберегом для тех, кто обладает предметами, орнаментально украшенными.

Перед собой мы поставили цель.

Цель: выяснить, какие сходства и различия существуют между орнаментами русских и ульчей.

Задачи исследования:

1.Узнать виды русского и ульчскогоорнамента.

2.Выявить сходства и различия ульчского и русского орнамента.

4.Выяснить обладает ли орнамент магической силой.

5.Узнать об искусстве аппликации ульчских ирусских мастериц.

6. Выполнить туесок в технике аппликации в русском орнаментальном стиле и ульчском орнаментальном стиле.

7. Объяснить все символы орнамента, использованные при выполнении туеска.

Объект исследования:орнаменты.

Предмет исследования: русские и ульчские орнаменты.

Методы исследования: опрос, анкетирование, сбор и анализ информации. В качестве информационных источников использовалась сеть интернет.

При анализе орнаментов двух народов выявлялись сходства и различия узоров и их сакральный, магический смысл. Разнообразие информационных источников позволило полностью раскрыть тему работы и реализовать поставленные задачи.

Ожидаемый результат: выполнение туесов в русском орнаментальном стиле и в ульчском стиле, привлечение внимания учащихся начальных классов к традициям украшения предметов русскими и ульчскими мастерами.

ГЛАВА I Теоретическая

История Возникновения орнамента

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

В процессе сбора материала я выяснила, чтоогромное значение в Вере Исконной, как любят называть язычество современные последователи древних культур, имеет символ, именно он, зачастую, несет в себе основную смысловую нагрузку в магическом искусстве. Ведь символ – это не просто значок или украшение,а совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак. Проще говоря, символ в язычестве не только славян, но и у коренных народов ДВ, а именно ульчей, несет в себе, прежде всего магическую нагрузку.

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие, например, шаману, совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы…

Обладая знаниями тайнописи, понимая концепцию композиции и цветовых сочетаний, понимая смысл того или иного элемента узоров, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем русском мире и мире предков ульчского народа. Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян и ульчейс природой в свое время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.

Познакомившись с материалом, что такое орнамент,мы приступили к сравнению русского орнамента и ульчского.

 

Русские узоры

Ульчские узоры

Зооморфный

Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птиц и рыб так же относится к этому виду орнамента.

В основе этого вида лежат изображения воображаемого,

чаще символического содержания.

Очень популярно изображение рыб. В одних случаях рыбы соединяются кдруг другу - головами в других - хвостами.

Изображаются не только животные, но и насекомые (бабочки, стрекозы).Много изображений птиц на одежде, посуде.

Среди них орлы, лебеди, утки, петухи. Птицы очень часто изображаются с рыбой в клюве, крылья могут отсутствовать.

Драконыпочти всегда изображены парными, чаще всего обращенными головами друг к другу, ноги их трактуются очень условно, а иногда и вовсе отсутствуют, в таком случае фигура дракона становится похожей на змею.

Облаковидный

У русских мастеров такого узора нет

Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Как правило изображения - парные спирали, парные завитки.

Растительный

 

Используетмногочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности.

Это художественные изображения

древа жизни.

Геометрический

 

В озник благодаря слиянию технического и символического

о рнаментов, образовав более сложные комбинации изображений.

Антропоморфный орнамент.

В качестве мотивов, используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа, типа «дева-птица», «человек-конь» и др.

У ульчских мастеров такого орнамента нет

Комбинированный орнамент

Н ередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных.

Н ередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных и зооморфных

Основные типы орнамента

Орнамент в полосе

   

Сетчатый орнамент

   

Замкнутый орнамент

   

Проведя сравнительный анализ орнаментов ульчского и русского, пришла к выводу, что между ними есть и сходство, а именно, существует у обоих народов зооморфный, растительный, геометрический, комбинированный орнаменты. И есть различия:уульчского народа существует облаковидный орнамент, которого у русского народа нет. У русского народа есть антропоморфный орнамент,которого нет у ульчских мастеров.

Но на этом я не остановилась, так как мненадо выбрать орнамент для туеса, сходный и по изображению, и по значению. Пришлось продолжить изучение орнаментов.

Я увидели, что и в русском и в ульчскоморнаменте присутствует изображение птицы и других животных

Русский орнамент

Ульчский орнамент

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце.Считалось, что птица приносит добро человеку

Петух символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного счастья.

Предмет, на котором изображено древо жизни с птицами и зверями,

–говорит о богатстве и достоинстве молодых

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми коням

Конь – оберег домашнего очага, символ добра.

О лень- хранитель домашнего очага

Макошь – богиня, прядущая Нити Судеб – на Небе, а также покровительница женских рукоделий – на Земле. Попечительствует плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Ма-кошь возможно от от слов «ма» – мать и слова «кош», что в древнерусском языке означало корзину для плодов.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли

И зображение Женщины в ульчском орнаменте. Изображение Женщины означает.плодородие и урожайность, хозяйственность и достаток в доме

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Солнце источник жизни, обладающий живительной силой.

Древо – символ жизни, единства рода.

Мировое Древо в контексте свадебного костюма

символ продолжения жизни, бессмертия, модель динамического развития

(прошлое-настояшее-будущее). Кроме этого, Родовое Древо, вышитое на

н ижних полах спинки халата ,служит иллюстрацией древнего мифа

«О Трех Солнцах», известного многим народам Амура,

Образ священного дерева — дере­ва жизни существует в орнаменталь­ном искусстве почти всех народов мира. Меняется в зависимости от национальных особенностей лишь конкретная его трактовка, меняются животные, охраняющие дерево. Обыч­но это всегда животные, особенно необходимые в жизни, в быту: у рус­ских — кони, у нанайцев — олени с оленятами. Во всех случаях дерево и птицы на нем являются символом жизни, символом оптимистического, творческого начала.

В русской символике и эмблематике дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси. Одним из главных символов российского государства было изображение святого Георгия Победоносца — покровителя России, поражающего своим копьем дракона.

Георгий Победоносец.

Добавим и то, что в русских народных сказках дракон отождествлялся со Змеем Горынычем, имевшем обычно несколько голов и с которым постоянно устраивали поединки великие богатыри Земли Русской.

Например, могущественный герой ульчской мифологии «Дракон» –

в нем сочетаются жизнетворная энергия двух главных природных стихий:

В оды (Земли) и Огня (Солнца). Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию,

отгоняет злых духов

Г лавным мотивом всех орнаментальных построений яв­ляются змея или дракон, переданные во всевозможных видах и формах. Змеи с перьями на голове, с двумя хвостами, распространяющимися вправо и влево, с когтистыми лапами ясно читаются в орнаментальной по­лосе, составляющей границу между нижними и средним ярусами, т. е. между «поясом воды» и «поясом земли». Границей между «землей» и «небом» также служат змеи, но здесь они срастаются, их сросшиеся тела поднимаются кверху и образуют сим­метричную подставку, на которой воз­вышается надстройка в виде птицы со змеиным туловищем и змеиным хво­стом, держащая в клюве длиннохво­стого зверька, которого нанайские мастерицы называют «зайчиком». Ро­зетка среднего «земного» пояса превращается в парное изображение змей, растение с птицами — в малень­кие боковые сопроводительные фи­гурки. Наконец, в нижнем поясе изо­бражены змеевидные птицы и перна­тые рыбки.

Также символ медведя у славян олицетворял плодородие, силу и богатырское здоровье. Славяне верили в то, что медведь очень мудрый, может уберечь человека от недугов и влияния злых сил.

В качестве символа или оберега медведя использовали изображение его лапы, а также настоящие части животного (чаще когти). В качестве талисмана ее хранили дома. Также медвежья лапа может рассматриваться в рамках такого оберега, как «печать Велеса» (Велес – бог скота, бог поэзии в языческом пантеоне славян).С имвол медведя относится к группе защитных. Он является мужским. Животное это пользовалось большим уважением и почтением. Оберег в виде медвежьего когтя или лапы обычно носили на шее, поясе или запястье. Медведь – покровитель воинов и мужчин в целом, а также посредник между человеком и природой.

Начиная с детского возраста мальчикам на шею или пояс надевали медвежью лапу. Считалось, что она защитит ребенка от плохих людей, порчи, дурного глаза и болезней. Кроме того, медвежья лапа или коготь привлекают удачу, делают мужчину смелым и бесстрашным.

На ритуальной посуде всегда изображался медведь. Ковши вырезались для каждого "медвежьего праздника". Количество ковшей на празднике показывало число убитых в разное время медведей. (Краски земли Дерсу.Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья.) Согласно представлениям малых народов Приамурья, медведь- это умирающее и воскресающее животное. В частности, высказывалось предположение, что изображение медведей служили в прошлом вместилищем «душ» этих животных.

ГЛАВА II Опытно – экспериментальная работа

Составление эскиза.

Выполняя свои исследования, я пришла к выводу, что видов орнаментов много.Для изготовления туеска я решила остановиться на растительном и зооморфном орнаменте. Заметила, что и в русском и в ульчском орнаменте присутствует, изображение птицы и выяснила, что оно обозначает. Ведь я, по сути, хочу создать оберег для своего дома. Итак, обратимся к орнаментальной трактовке.

Одна из древнейших эмблем в русском орнаменте - петух. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах.

Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках.

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:

светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём;

чёрный — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

В орнаменте использовались следующие основные цвета 

Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей.

Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей».

Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу.

Желтый цвет означал кратковременную разлуку.

Алый цвет – грусть неразделенной любви.

Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый – восход и закат солнца.

Белый, духовное начало, чистота, (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой).

Так в прошлые времена русский народ, создавал свои традиции и обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться своей красочностью и поэтичностью.

А что же означает птица в орнаменте ульчского народа

Много изображений птиц на одежде, посуде.

Среди них орлы, лебеди, утки, петухи. Птицы очень часто изображаются с рыбой в клюве, крылья могут отсутствовать.

Птицы и звери, насекомые и змеи, бабочки – символ семейного

счастья,

Функционально значимы цвета:

Жёлтый – цвет солнца

Красный – цвет огня

Зелёный – цвет травы

Голубой – цвет воды, воздуха

Я , Швец Арина , решила выполнять туесок с русским орнаментом. Выбрала для оформления жёлтого петуха,как символ солнца, наступающей весны. Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража я решила поместить на свой туесок. Фон выбрала красный. Красный символизировал солнце, огонь и обозначает тепло, любовь, красоту, победу. Дополнила орнамент цветами, которые обозначают продолжение жизни. Вот и получится оберег, который будет охранять мой дом и помогать нашей семье сохранять тепло семейного очага, поддерживать любовь в семье.

Р ешила выполнить туесок в ульчском стиле и поместить на свой туесок изображение голубой птицы, которая символизирует воздух,небо, где она обитает, и с высоты всё видит и будет оберегать мой дом. Добавлю красных бабочек (символ огня , домашнего очага, оберегающего наш дом), синие цветы на жёлтом фоне(символ солнца, в нашем доме всегда будет светло). Птицы и бабочки- хозяйки дома, символы домашнего очага, достатка. Я создам оберег для себя и своей семьи.

Сравнила туеса:ульчских мастеров

русских мастеров

Пришла к выводу – они очень похожи. Их назначение - хранение продуктов или столь любимых предметов.( приложение №1)

2.2 Определение пути изготовления туеса

« Как сделать туесок?»

Выполняя данную работу, язаинтересовалась, с чего начать и из какого материала сделать. Я понимала, что береста – это сложный материал в обработке. Поэтому я заменила его на более легкий материал – фетр.

Для того чтобы ничего не упустить в работе,составила схему работы. Это поможет мне сосредоточиться и успешнее выполнить проект.

2.3Практическая работа по изготовлению «туесов»

- На бумаге делаю чертёж,накладываю трафарет, изображаю карандашом орнамент.
- Вырезаю орнамент из бумаги, накладываюзаготовкуна фетр, обвожу и вырезаю.
- Приклеиваю его на фон.

- Исправляю все недостатки.

-Заготовка готова, осталось приклеить её к контейнеру.

-Таким же способом изготавливаем крышку для туеска.

Практическое выполнение туеса:

1.У приготовленного пластикового контейнера и крышки паяльником убрали ненужные детали

2 .Сняли мерки с контейнера и выполнили чертёж:

3. Затем на заготовку нанесла орнамент( сделали набросок)

4. Теперь все шаблоны в зависимости от наброска перенесла на фетр,цвет фетра подбирала соответственно цветовым правилам.

5.Затем все детали наклеила на заготовку, получила черновые работы

5.Мнеосталось оформить крышку и дополнить туесок ободком

6.Работа готова

2.4Презентация готового изделия.

Когда работа была готова, я показала её учителям и ребятам. Провела с ними беседу. Рассказали, какой труд был вложен в мою работу, и что в этой работе я пыталась передать образами, изображёнными на туесах.

2.5 Экономический расчет

Стоимость изделия невелика, так как я использовалафетр в небольшом количестве, контейнер, клей.

№ п/п

Наименование

Кол-во

Цена (в руб.)

Итого (в руб.)

1

Фетра

30/40

25руб

25руб

2

Клей «Кристал»

1

60руб

60руб

3

Контейнер

2

-

-

       

75руб

Я считаю, что этот проект мне обошелся недорого. Деньги потребовались лишь для покупки фетра и клея. Создавая проект, я надеялась, что пригодится он не только мне, но и другим, которые могут использовать его при необходимости.

Данный вид рукоделия развивает такие положительные качества:

красота готовых изделий;

эстетичность;

аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

возможность изготовить подарок, сделанный своими руками

Отрицательные качества:

усталость;

при вечернем свете нитки меняют цвет;

много затрачивается времени для выполнения больших изделий.

2.6 Результаты социологических опросов

После ознакомление ребят с мои проектом и информацией, провела опрос среди ребят своего класса.

1. Что означают символы, т.е животные и растительный орнамент на туеске?

2.Что означают цвета на туесках?

3.Является ли такой туесок оберегом для своего хозяина?

Социологическое исследование «Знаем ли мы что обозначают фигуры в орнаменте ульчском и русском»

М ы задались вопросом, а знают ли ученики нашей школы, что обозначают символические знаки в орнаменте? Нами было решено провести анкетирование учеников 1-4классов МБОУСОШс.Киселёвка
Было задано два вопроса:

1. Какие элементырусского и ульчскогоорнамента вы знаете ?

2. Что обозначают символические знаки в этих орнаментах?

Из 36 опрошенных ребят на первый вопрос: «Знаем ли мы что обозначают фигуры в орнаменте ульчском и русском?»Первый образ назвали – медведь. Но не все ребята запомнили , что обозначает этот образ. Так же назвали дракона и змея, так как он встречается в русских народных сказках, но что этот образ означает в орнаменте ульчского народа не назвал никто. И последний образ запомнили – это образ женщины. И снова затруднения.

Это очень обидно, что мы забываем традиции своего народа, которые складывались веками. Но в следующий раз мы постараемсярассказать им и про остальныезнаки и восполнить их пробел в знаниях

Заключение

При работе по данной теме меня консультировала наш учитель Козлова Ирина Георгиевна. В интернете и в библиотеке мы с Ириной Георгиевной нашли материал. Прочитали, отобрали информацию по теме.

Изучив литературу по данной теме, я узнала сходство и различие русского и ульчского орнамента, то есть цели добились. Узнала, как изготавливается туесок, сделала стилизацию под работу с берестой, на туеске выполнила задуманный орнамент.В результате исследования приготовлена презентации «Туеса в русском и ульчском стиле» для учащихся начальной школы. Выяснила, что этот вид искусства оказывает эстетическое влияние на человека. Широко применяется в быту.

Результаты работы:

Работая над данной темой, я расширили свои знания: освоила разнообразные виды работ, научилась составлять свои композиции, которые примениладля оформления туеска. Выяснила, что работа, украшенная орнаментом, является изделием, которое охраняет человека и его душу от негативных ситуаций. Сегодня молодёжь использует его больше как декоративный элемент. У каждого народа свой особый рисунок. Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе.

Для ульчского орнамента характерны плавность и лаконичность. В нём много «воздуха». Цветовая гамма тоже отличается. Она сдержаннее, чем у остальных народов ДВ.

Проектно - исследовательская работа может иметь практическое применение для дома, украшения быта.

Таким образом, на основе проведённых исследований можно сделать вывод, что за созданием работ, которые являются оберегами, есть будущее. Ведь многие дети сказали, что хотели бы иметь дома обереги. И эта творческая работа может воодушевить их на создание своих, неповторимых работ. Из большого разнообразия информационной литературы выбрана необходимая информация, систематизирована и представлена в доступной форме.

Важно отметить роль наших ремесленников, значение обрядов,которые они поддерживают своим искусством, в деле становления духовной культуры, быта, семейных традиций, этики взаимоотношений между поколениями, новой социальной психологии, в развитии всего уклада жизни, соответствующего современным общественным отношениям.

Таким образом, в ходе своего исследованияя убедилась, что народно- прикладное искусство были для русского народа и ульчского народа не просто развлечением. Их узоры и обряды имели магический смысл. Отражали обожествление человеком окружающей природы, тесную связь с ней. Сейчас они поддерживают и осуществляют связь поколений

Древнейшая функция орнамента – магическая: символы выступали в основном в роли защиты, оберега, в которых выражаются благопожелания, благополучие и так далее.Гипотеза доказана. Одни и те же сюжеты, мотивы и темы можно увидеть в орнаментах разных народов. Темы народного искусства общие для всех, и образный язык орнаментов родствен всем народам. Это характеризует народное искусство как общечеловечное, «планетарное». Однако при этом сохраняется его ярко выраженный национальный характер.

Список используемой литературы:

1. Азбука орнамента. . Светлова Л.П - М., 1998. -128с

2.История русского орнамента X-XVI веков/ Под ред. С.Ю. Ивлева -  М.: Арт родник, 1997.

3.«Народное декаративно – прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока» Н.И. КапланМосква. «Просвещение» 1980 г.

4.Орнаментальное искусство ульчей: мастера и традиции / Гл. ред. Н.И. Рубан ; Администрация Ульч. района, Хабар.краев. краевед. музей им. Н.И. Гродекова, Проблем. лаб. по изучению яз. и культуры корен. народов Приамурья (при ХГПУ)Матвеева Т.Б.

5. «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока.» Т.Б. Метлянская

Москва. «Просвещение» 1983 г.

6. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа.- Герчук Ю.Я. М., 1998.

7.Этнография на фоне дальневосточной археологии Автор: Д. Л. Бродянский, Г. Д. Павлишин (из духовного наследства насельников древнего Кондона).
Владивосток Издательский Дом Дальневосточного Федерального Университета. 2012.
64с.История. Дальний Восток

Интернет ресурсы:

1. http:// Орнаменты всех времен и стилей - Art Tower.htm.ru

2.http:// Искусство орнамента.htm

Просмотров работы: 22