Творческий проект «Волшебные лоскутки»- изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
Предметная область : Технология (обслуживающий труд).
Возраст: 11-12 лет.
Цель:Выполнить интересную творческую работу.
Задачи: Воспитывать интерес к истории, к народному творчеству.
Развивать эстетический вкус.
Научить работать с различными материалами
Данный проект призван формировать художественное сознание обучающихся в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства народных промыслов.
Творческий проект «Волшебные лоскутки» ориентирован на детей 11-12 лет. Изменив уровень сложности , можно использовать и в более старшем возрасте.
Ручной труд способствует развитию умственных способностей, дети приобретают умение работать с различными материалами, а также учатся находить нужную информацию.
Проект построен на практической работе, которая отражает процесс изготовления изделия из лоскутков ткани.
Содержание. 1
Введение:
1.Актуальность проблемы 2
2.Цели и задачи. 3
Глава 1 (теоретическая):
1. Из истории лоскутной техники. 4-6
Глава 2 (практическая часть):
1.Выбор варианта выполнения работы. 6-7
2. Выбор материалов, правила безопасности труда. 8-9
3.Технологическая последовательность изготовления изделия. 9-10 4.Экономическое обоснование проекта. 11
5.Экологическое обоснование работы. 12
5. Мастер – класс. 12-13
6. Социологический опрос. 13
Заключение. 14
Библиографический список использованной литературы. 15
Введение. 2
Актуальность проблемы.
На уроках технологии мы познакомились с удивительным миром лоскутного шитья. Актуальность этой темы состоит в том, что в настоящее время эта техника является интересной, востребованной, а также доступной и детям.
Освоив технологии ручных, машинных, влажно-тепловых работ, а также рассмотрев разные виды орнаментов и различные техники лоскутного шитья, мы изготовили наше первое изделие из лоскутков. Это была небольшая подушка.
Вот моя первая работа. Эту подушку я подарила маме на 8 марта.
Мне очень понравилось работать с лоскутками и когда надо было выбирать тему для проекта, я решила дальше осваивать технику лоскутного шитья. Освоив разные виды техники, можно изготовить самые различные изделия и дарить их своим родным, а также использовать для оформления интерьера.
Когда я подарила маме подушечку, то мне показалось, что она на большом диване «потерялась» и для композиции нужна еще одна.
Я узнала, что в настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства, а изделия занимают достойное место среди произведений декоративно – прикладного творчества во многих странах мира.
Рассматривая сайты в интернете, я увидела очень много интересного, что может пригодиться мне в работе.
Цель и задачи работы. 3
Цель:
Выполнить интересную творческую работу в технике лоскутного шитья.
Задачи:
Более подробно ознакомиться с историей возникновения лоскутного шитья.
Узнать и освоить новые виды техники.
Узнать основы художественной обработки ткани.
Развивать эстетический вкус, аккуратность и бережливость в работе.
Познакомить учащихся младших классов с этим видом творчества, заинтересовать их для выполнения такой работы .
Гипотеза:
В технике лоскутного шитья можно создать оригинальные неповторимые вещи для себя и своих близких.
Этапы выполнения работы:
Рассмотреть различные виды техники лоскутного шитья.
Выбрать изделие для творческого проекта.
Выбрать вид техники, составить композицию и подобрать ткань.
Подготовить материалы и приспособления для работы.
Научиться шить более сложные изделия.
Контролировать качество работы. Оценить качество работы.
Оформить изделие.
Рассказать учащимся 4-х классов на занятиях по внеурочной деятельности о лоскутном шитье и заинтересовать их в посещении кружка «Лоскутная пластика» в нашей школе.
Глава 1. Теоретическая. 4
Из истории лоскутной вышивки.
В народе всегда ценили ручную
работу как источник эмоциональной
духовности. Среди таких известных
видов рукоделия, как вязание,
вышивка особое место занимает
шитье из лоскута, корни которого
уходят в далекое прошлое…
Родиной лоскутного шитья принято считать Англию. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях ХI века. Причиной появления лоскутного шитья в России явилась бедность, так как она заставляла из остатков старой одежды делать новую и создавать различные изделия. Самые мелкие лоскутки и ,сохранившиеся части выношенной одежды, сшивались в единое разноцветное полотно. Вот так и появилось искусство лоскутного шитья и его символ – лоскутное одеяло. Лоскутное одеяло – непременный атрибут убранства в каждой крестьянской семье. Оно создавало уют, вносило красоту в скромный повседневный быт, служило оберегом.
5 Идея геометрического подбора различных кусочков ткани получила название «Лоскутная мозаика». В зависимости от способа соединения ткани различают 2 основных вида лоскутного шитья.
ПЭЧВОРК – соединение отдельных фрагментов, а затем в одно целое полотно.
КВИЛТ – метод закрепления полотна на основе.
Есть еще направление КРЕЙЗИ – спираль, мозаика. Разные по фактуре ткани наносятся на основу.
В 20 веке (70-е годы) произошел новый всплеск моды на украшения, одежду, интерьер в фольклорном стиле. В результате появились целые композиции шедевров народного прикладного искусства. Что только не шьют из разноцветных лоскутков мастерицы. Это и одеяла, скатерти, занавески, коврики, картины и панно, сумки, одежда…
Для лоскутных работ русского стиля характерна особенная яркость, многоцветие, «веселье» красок. В узорах присутствуют ткани нескольких видов. В некоторых российских городах поклонники этого замечательного творчества организовали свои клубы. Любители лоскутного шитья проводят совместные встречи, выставки и фестивали, международные проекты.
6
К разновидностям лоскутного шитья относится и аппликация – нашивание деталей на основу. Чтобы получилось красивое лоскутное изделие , необходимо уметь чувствовать цвет и подбирать кусочки ткани так, чтобы вместе они составили гармоничную композицию. Ткани можно использовать различного волокнистого состава, различной величины, фактуры и рисунка, имеющие стойкую окраску (чтобы не полиняли во время стирки). Все ткани перед раскроем подвергают влажно-тепловой обработке.
Для отделки изделий можно применять ленты, тесьму, кружева, блестки, бусины, бисер, пуговицы…
Глава 2. Практическая часть.
Выбор варианта.
В лоскутном шитье используются различные техники: шитье из квадратов, из полос, из треугольников, прямоугольников, из многоугольников, шитье на основу.
Рассмотрим некоторые варианты:
Шитье из квадратов за счет различных цветовых решений, очень разнообразное. Схема сборки называется «шахматка». Сначала квадраты соединяют в полосы, а затем полосы соединяют друг с другом (фото 1).
Шитье из прямоугольных треугольников – самый старый 7 вид лоскутной техники. Самые распространенные схемы «мельница», «квадрат в квадрате» (фото 2).
Шитье из полос, наиболее популярная техника исполнения. Варианты: «елочка», «колодец», «пашня»…Вариантов расположения полос множество (фото 3).
Лоскутное шитье из многоугольников. Этот вариант исполнения требует подготовки и терпения. Варианты: «ромбы», «кубики», «»цветы», «соты»… (фото 4).
Шитье на основу. Этот вид техники отличается от предыдущих тем, что детали настрачиваются на основу, а затем соединяются между собой (фото5).
фото 1 фото 2 фото3
фото 4 фото 5
Из рассмотренных вариантов я решила остановиться на технике шитья из полос. Так как моя предыдущая работа тоже была выполнена в этой же технике ( я собирала полосы в квадраты по горизотали), а теперь я выполню более сложную работу: полосы буду соединять по диагонали , настрачивая их на основу. У меня будет похожий стиль в оформлении.
Шитье из квадратов и треугольников – более легкие варианты исполнения, а из многоугольников – для меня пока еще очень сложно.
Выбор материалов. 8
Для работы мне понадобятся: лоскуты ткани (хлопок), для обратной стороны наволочки креп-сатин, холлофайбер , кружева для украшения, нитки швейные, портновский мел, игольница с иголками и булавками, линейка, швейная машина, утюг, гладильная доска.
Правила безопасности труда
При изготовлении изделия необходимо соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Правила безопасности при работе ножницами.
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
4. Использовать только по назначению.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом.
1. Перед работой с утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
Правила безопасности при работе на швейной машине.
1.Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка 9 наклонив корпус и голову вперёд.
3.Стул должен стоять против иглы машины.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
5. В изделии не должно быть иголок или булавок.
Технологическая последовательность изготовления подушки в стиле лоскутной техники.
Выкроим 4 квадрата 22 х 22 для основы.
Подберем лоскутки ткани по цвету, размеру и фактуре, составим композицию.
Выполним влажно-тепловую обработку.
Выкроим центральные полоски шириной 4 см. и длиной, равной диагонали квадрата и приколем их.
5. Сначала я оформлю одну сторону квадрата, а затем другую, т.к. стороны у меня будут разные. На лицевую сторону центральной полоски прикалываем следующую полоску , настрачиваем и отутюживаем .
Со следующими полосками выполняем такую же работу, предварительно измеряя длину полос.
10
Затем настрачиваем полосы на другую сторону квадрата. Влажно – тепловую обработку выполняем после настрачивания каждой полоски. На однотонные полоски настрочим тесьму для украшения. Подравняем края. 7. Следующий этап – соединение квадратов. Выполним влажно – тепловую обработку лицевой стороны наволочки. Подравняем края.
8. Из однотонной ткани (креп сатин) выкроим обратную сторону наволочки. Она будет состоять из двух частей размером 40х30. На каждой из этих деталей обработаем сторону (40 см.) швом вподгибку с закрытым срезом и отутюжим эти детали.
9.Сколоть детали наволочки лицевыми сторонами внутрь. На обратной стороне детали накладываем так, чтобы одна заходила на другую, подравняем края и стачиваем наволочку по периметру.
10.Срежем ткань в углах, вывернем наволочку, выправим швы, отутюжим.
11.Выкроим подушку размером 40х40 из хлопчатобумажной ткани и стачаем ее по периметру, оставив на одной стороне незашитый участок около 10см. Наполним подушку холлофайбером и зашьем отверстие потайными стежками.
12.В полученный с обратной стороны наволочки «карман» вставим подушку. И проверим качество выполненной работы.
Экономическое обоснование работы. 11
Время от времени все хозяйки перебирают старые вещи и вот тогда появляются на свет, казалось бы, забытые и совершенно бесполезные лоскутки – небольшие обрезки ткани. Лоскутное шитье позволяет создавать уникальные вещи.
Ткань (лоскутки) были в наличии 0 рублей
Нитки белые - 1 40 рублей
Ткань для подушки и
обратной стороны наволочки (была в наличии) 0 рублей
Кружева белые х/б – 2 метра 80 рублей Холлофайбер 300 г. 90 рублей
Итого: 210 рублей
Стоимость моей подушки составила 210 рублей.
Вывод: За 200 рублей можно сделать шикарный подарок для своих родных, а вещь, которая сделана своими руками всегда очень дорога.
Вот такие подушечки мои одноклассницы подарили мамам на праздник 8 марта. Все мамы были очень довольны.
Экологическое обоснование работы. 12
В своей работе я использовала ткань натурального происхождения (хлопок). Эти ткани хорошо пропускают воздух, впитывают влагу, прочные, легко стираются, гладятся, не линяют при стирке.
После моей работы не остается отходов. Практически все остатки лоскутков можно использовать для следующей работы.
Обратная сторона наволочки – креп-сатин (атлас). Основные свойства: идеальная гладкость и шелковистый блеск, прочный, придает изделиям изысканный и привлекательный вид, не притягивает пыль, гипоаллергенный, хорошо впитывает влагу, мало сминается.
Холлофайбер – современный экологичный материал: хорошо пропускает воздух, не усаживается при стирке, нетоксичен, Не удерживает посторонние запахи, рекомендован даже для детских вещей, неаллергенный
Мастер -класс.
На кружок по лоскутной пластике я пригласила учеников 4 класса, чтобы познакомить их с этим видом творчества. Показала им самые простые детские работы, которые изготовили в этом году мои одноклассницы на уроках технологии, а также мою проектную работу. Ребята очень заинтересовались и сказали, что в следующем учебном году будут обязательно посещать кружок «Лоскутная пластика».
Вот эти несложные работы сделали мальчики 5 класса.
13
Затем я показала разные виды лоскутных изделий, познакомила их с разной техникой исполнения, рассказала об орнаменте и сочетании цвета. Попросила ребят нарисовать понравившийся или придумать свой орнамент.
Социологический опрос.
После мастер – класса я провела небольшой опрос. В опросе приняли участие 15 учеников.
Вопросы, которые я им задавала:
Сейчас этот вид рукоделия в моде. Хотели бы вы научиться шить лоскутные изделия?
Ответ: 12 учеников захотели научиться шить.
Видели ли вы дома или у своих знакомых изделия из лоскутков?
Ответ: 6 учеников видели такие изделия.
Какие вещи вы хотели бы сшить?
Ответ: 10 учеников захотели сшить подушки, 3 – прихватки для кухни, 2 – сумочки.
Заключение. 14
Для того, чтобы выполнить мою работу, я изучила много литературы и рассмотрела много сайтов в интернете. Я узнала очень много интересного о происхождении этого вида рукоделия, о разных видах техники исполнения, об основах художественной обработки ткани и сделала вывод, что историю наших предков надо знать обязательно, это очень интересно и полезно. Научилась шить и сшила очень красивую подушку в более сложной технике исполнения.
Я познакомила на занятиях по кружковой деятельности, учеников 4 класса с лоскутной техникой, показала готовые работы других учеников, а также свои работы. Многие ученики заинтересовались этим и решили научиться шить, и обязательно записаться в кружок «Лоскутная пластика» в следующем году.
На мой взгляд, изделие получилось аккуратное, яркое и очень привлекательное.
Своё изделие я показала не только своим близким, но и друзьям, знакомым. Многие хвалили мою работу, некоторые не верили, что я справилась сама с таким изделием. Теперь я могу самостоятельно работать с разными видами техники и своим родным и близким дарить подарки, выполненные своими руками.
Библиографический список литературы. 15
Глозман Е.С., Кожина О.А. Технология 5 класс М.: Дрофа 2020.
Симоненко В.Д. Технология 5 класс. М.: Вентана-Граф. 2014.
Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — М.: Культура и традиции. 2007.
Костикова И.Ю. Книга: "Школа лоскутной техники". 2004.
http://loskutiki.ru/
http://modnoerukodelie.ru/school/articles/online/8787/
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html