Школьная радиостудия

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная радиостудия

Загуменнова А.И. 1
1МБОУ Школа № 11
Копылова И.А. 1
1МБОУ Школа № 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

До чего же здорово ранним утром включить микрофон и сказать в него первые слова: «Внимание, внимание! Говорит школьный радиоузел. Начинаем наши передачи…» Голос юного диктора слушает вся школа: товарищи, учителя, даже сам директор. Все ждут, что скажет диктор дальше, какие важные новости сообщит, какой интересной передачей порадует… О том, как наладить школьное радиовещание, и рассказывает данный проект.

Актуальность. Актуальным сейчас является внедрение информационных технологий. Информация окружает нас повсеместно, но часто ли она полезна и значима для нас? Динамичная школьная жизнь, желание учеников быть в курсе последних школьных новостей, необходимость знать обо всех достижениях друзей, одноклассников и просто школьных  знакомых, потребность рассказать о себе, своих успехах ставят перед фактом создания школьной радиостудии. Главный и безусловный аргумент в поддержку радиоузла - его универсальность. Школьное радио - это своя радиогазета, свой радиожурнал, свой радиотеатр, свой радиокружок и центр по увлечениям. Его предназначение - развитие и улучшение образовательного процесса за счет интерактивного вовлечения учащихся в совместную работу живого организма под названием радиостанция. Школьное радио – это доступный и очень эффективный способ передачи информации, который способен охватить большую аудиторию, что значительно упростит информирование учеников, учителей и других сотрудников школы о событиях и фактах из жизни школы, города, страны. Оно поможет объединить творческих учеников и познакомить их с новой профессией, а также радио станет способом разукрасить повседневную школьную жизнь.

Цель проекта. Создание школьного радио для информирования всех учеников и сотрудников школы, обеспечение повышения качества учебно-воспитательного процесса, привлечение учащихся школы к активной общественной работе в роли радиожурналиста и радиоведущего для освещения событий, происходящих в школе и обществе, развитие творческих и личных качеств учащихся, разнообразить повседневную школьную жизнь.

Задачи проекта.

Изучить опыт создания школьного радио в других школах.

Провести опрос учащихся о необходимости создания школьного радио.

Определить необходимое трансляционное оборудование для создания радиовещания в школе.

Определить структуру и разработать схему работы школьного радиоцентра.

Составить примерную программу радиопередач.

Привлечь к работе на школьном радио учителей и учащихся.

Показать полезность выполненного проекта и доказать его важность для школы.

Методы исследования

1. Анализ литературы и источников в сети Интернет

2. Опрос

3. Консультации с учителями.

Ожидаемые результаты:

Оборудовать школьную радиостудию

Вливание школьного радио в повседневную работу школы.

Использование школьного радио в образовательных и воспитательных целях.

Развитие ученического самоуправления через работу школьного радио.

АНАЛИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО РАДИО В ШКОЛАХ РОССИИ

Для реализации проекта, нужно обладать информацией по теме. Изучая информацию о школьном радио, я поняла, что, в нашей стране приходится не часто сталкиваться с таким понятием, как школьное радио. Многие школьники предлагают такие проекты, но они не всегда реализовываются. Это зависит от разных причин: финансовых, технических и других. В нашей школе тоже когда-то был радиоузел.

Но все же, во многих школах такие радиостудии существуют. Они реализованы на базе кружков по внеурочной деятельности. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьной радиостудии позволяет с пользой занять их свободное время, ребята учатся подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение.

Свою деятельность школьное радио должно соотносить с Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27. 12 1991 г. № 2124 -1 и на основании Закона Российской Федерации "Об образовании" 273- ФЗ от 29.12.2012г., и с другими нормативными документами Министерства образования РФ. Во многих школах школьное радио регламентируется Положением о школьном радио, которое принимается решением администрации школы и вступает в силу после утверждения директором школы. Школьное радио – это добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 5-11-х классов, а также работники школы.

Проект долгосрочный и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивно-оздоровительное, гуманитарное, художественно- эстетическое, патриотическое.

Первым этапом при создании школьного радио во всех школах является проведение опроса среди учащихся. Результаты опроса представлены в следующем разделе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 11

С помощью электронной Googl формы был проведен опрос учащихся школы № 11. В опросе, в разном количестве, приняли участие ученики всех классов. Результаты опроса представлены в Приложении 1. Главным итогом опроса является то, что основная часть, участвовавших в опросе (71%) считает, что школьное радио это хорошая идея. 62 % хотели бы принять участие в создании школьного радио. Причем в качестве ведущего новостей и музыкального редактора хотели бы принять участие почти равное количество учеников (30% и 33%). Конечно, без помощи учителей этот проект не состоится, 48 % считает, что участие в создании школьного радио должны принимать и учителя и ученики. На вопрос «Как часто должны идти трансляции?» большинство учеников (43%) ответило, что трансляции должны идти по мере надобности. Ну и самое главное, что подтверждает актуальность данного проекта, это то, что больше половины участников опроса (62 %) хотят узнавать новости школы. Ученикам не хватает информированности.

Также в анкете был вопрос о названии школьного радио. Ребята предложили разнообразные варианты. Но я считаю, что стоит устроить конкурс на лучшее название для школьного радио среди классов.

ОБЗОР НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ РАДИОСТУДИИ

По проектам многих школ в них предусмотрено помещение для радиоузла с типовым оборудованием, с линиями, идущими от радиоузла в классы, кабинеты, актовый зал. Однако реальность не всегда совпадает с проектом.

Для организации работы радиостудии необходимо выбрать помещение, соответствующее техническим требованиям и удобное для работы. Немаловажное влияние на звучание передачи оказывает акустическая характеристика студии. Поэтому помещение для радиостудии выбирается там, где меньше всего «школьных» звуков, предпочтительнее на верхних этажах, в углах здания. Над радиостудией не должно быть помещений с оживленным движением. Лучше, когда окна не выходят на шумные улицы.. В той части радиоузла, где установлены микрофоны, необходимо устранить скрытые резонирующие или дребезжащие предметы (например, плохо закрепленное оконное стекло). Под настольную подставку микрофона подкладывают пористую резину или другой подобный материал.

После выбора помещения необходимо оснащение техническими средствами, как самого радиоузла, так и других помещений, классов школы, где будет вестись трансляция. Комплект оборудования школьного радио настолько прост в обращении, что научиться работать с ним могут даже ученики начальных классов. Все, что нужно для создания радиостудии - один персональный компьютер. В действительности, технологии сегодняшнего дня предполагают, что нужно лишь хорошо знать компьютер, остальное, как говорится, дело техники.

Например, для оборудования радиорубки в общеобразовательной школе №7 г. Москвы потребовались аудиомикшер, настольный компьютер, пара микрофонов, аудиомониторы, специальный шлюз, ну и, конечно, исправные радиоточки (фото 1). В итоге школа имеет собственное радио, подкрепленное мощной интернет-платформой, и надежное средство оповещения, которое, кстати, всегда находится в работоспособном состоянии. Автором и монтажником технического решения выступило ФГУП «Российские сети вещания и оповещения».

Фото 1 Примерный комплект для школьной радиостудии

Закупка и монтаж оборудования - это лишь половина дела. Для полноценной организованной работы школьной радиостанции возможно использование интегрирующей платформы и специального программного обеспечения, которое посредством интернет-протокола соединяется с сервером PlayTuner - мультимедийной платформой, которая одновременно и библиотека всего создаваемого радиоконтента, и интернет-площадка для его распространения. Это значит, что школьное радио может транслироваться не только из аппаратной комнаты на школьные динамики. Его можно слушать и удаленно - через мобильный телефон, все, что нужно, - установить специальное приложение для Android или iOs.

Таким образом, школьное радио может не иметь границ. Благодаря интернет-платформе его могут слушать не только учащиеся, но и их друзья по двору, дальние родственники, соседи и жители родного района, а это выход в публичное информационное пространство, тысячи новых слушателей. Для юных работников радиостанции - повышение самооценки и процесса социализации. Для педагогов - еще одна возможность привить детям понятие гражданской ответственности за свой труд, повысить уровень коллективизации учебного заведения. Для администрации - возможность создания единой информационной среды между разнонаправленными учебными заведениями, усиление программ дистанционного обучения.

СТРУКТУРА И ПЛАН РАБОТЫ РАДИОСТУДИИ

Работа школьного радиоузла должна быть организована исходя из традиций, возможностей, условий работы школы.

Радиоузел может возглавить специально созданное для этого подразделение органа школьного самоуправления. В этом случае работа строится так же, как в профессиональной редакции радиопрограмм. Избирается главный редактор, ответственные за подготовку тематических выпусков и рубрик (новости, спорт и туризм, музыка, искусство и культура и др.), которые как самостоятельно подбирают информацию, так и используют материалы, подготовленные корреспондентами из разных классов (рисунок 1).

Рис. 1 Структура школьной радиостудии

Возможен и другой вариант: выпуски передач готовит дежурный класс, а также представители различных школьных объединений, кружков, клубов в соответствии с заранее определенным планом.

Главный редактор – организует работу редакции радиоузла, следит за выполнением плана и поручений членами редакции, отвечает за содержание передач, накапливает материалы для редакционного портфеля, ведет работу с корреспондентами.

Редакции – несут ответственность за подготовку рубрик или отдельных выпусков,

Секретари - накапливают материалы для последующих передач, ведут работу с корреспондентами.

Корреспондент – готовит материалы для передач, накапливает интересную информацию.

Техническая служба – готовит оборудование, звукозаписи и обеспечивает качественное звучание передач.

Диктор – готовит и озвучивает материалы передач. В качестве дикторов могут выступать как специально подготовленные ребята, так и авторы озвучиваемых материалов, если их речь соответствует требованиям, предъявляемым к радиотрансляции. Если вы хотите быть ведущим эфира, в вашем арсенале обязательно должны присутствовать грамотная и четкая речь, правильная дикция. Впрочем, учиться всегда пригодится. Например, на «Детском радио» есть программа "Школа Детского радио - онлайн-программа для юных радиожурналистов". Это познавательная видеопрограмма, созданная специально для детей, мечтающих узнать все секреты работы в радиожурналистов, дикторов.

Утренний эфир служит началом учебного дня и дает заряд бодрости. Каждое утро по плану работы радио начинается выпуском утреннего эфира, который имеет своей целью организованно начать новый учебный день и под позывные радио создать атмосферу хорошего настроения. Происходит подготовка техническими службами. Прорабатывается текст с дикторами и начинается эфир. На большой перемене в школе можно устроить выпуск школьных новостей - рассказать о достижениях школы, о спортивных победах, о победителях олимпиад и различных творческих конкурсов. Можно передавать сообщения от директора или завуча. В плане всегда оставляется место для особых вестей: в школьной жизни много неожиданного, как хорошего, так и плохого. Примерный тематический план работы студии представлен в Приложении 2.

Главная тема школьных передач – школьные дела. В первую очередь в форме репортажей, интервью, бесед за «круглым столом» и т. п. В каждой такой информации должна быть новость. Человека интересует все то, чего он раньше не знал или знал плохо. Например, в рубрике «Школьная жизнь», кроме новостных материалов, посвященных отдельным событиям из жизни школы (юбилеям, поездкам, победам в олимпиадах и конкурсах, мероприятиям и т. д.), должны найти отражение проблемные, юмористические материалы. Структура передачи зависит от собранной информации. Если новостей много и они разнообразны, то каждой новости отводится 2-3 предложения. Если передача посвящена одному событию, то можно избрать форму «событие-отклик», «вопросы-ответы» или выступления комментатора. В рамках тематических недель определяется несколько тем, над которыми работает весь радиокомитет: «К юбилею школы», «Ко Дню Победы» и др.

ВНЕДРЕНИЕ

Было проведено тестирование имеющихся радиовещателей и 7 марта 2021 года прозвучало поздравление коллектива Школы № 11 г.о Балашиха с наступающим международным женским днем.

ВЫВОДЫ

Школьное радио действительно востребовано во многих школах. Проведенный опрос показал, что и в нашей школе большинство опрошенных считают, что школьное радио необходимо и готовы сами участвовать в реализации этого проекта. Школьное радио позволяет значительно упростить систему информирования учеников и сотрудников, разнообразить жизнь школы, досуг учителей и учащихся. Также, учебная радиостудия способна помочь ребятам с выбором будущей профессии.

В качестве радиосети возможно использование существующих трансляторов в школе. Современные технологии позволят с имеющимся оборудованием вещать в интернет на собственный радиоканал совершенно бесплатно. Таким образом, во внеурочное время можно не только заниматься в учебной радиостудии, но и проводить эфиры на более широкую аудиторию с участием школьников. Следовательно, создание школьного радиоузла проект не только школьного масштаба, но и районного или окружного.

Изучение опыта создания школьного радио в других школах позволило определить необходимую структуру радиостудии и примерный план работы. Появление школьной радиостанции активизирует школьную жизнь.

Школьное радио должно работать в тесном сотрудничестве со школьным сайтом, тогда самые интересные материалы будут своевременно размещаться в Сети.

Умелое применение школьного радио способно умножить усилия всего педагогического состава, создать творческую среду в классах, поддержать конкретный проект и улучшить общее администрирование школой. А уж если в образовательном учреждении развивается ученическое самоуправление, то наилучшей информационной площадки, чем школьное радио, и не придумать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Введенская Л. А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. М., 1996.

Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций/Сост. . –2-е изд. - Витебск: ООВР, 2006г.

Рабочая программа по кружку «Школьное радио»; «Молодежные СМИ и современное информационное пространство» (Хайретдинова Г.М. к.с.н. Лымарь А.Б.)

Сенкевич М. П. Культура телевизионной и радиоречи. М., 1996

https://www.433175.ru/stat/3533-shkolnoe-radio-to-chto-nuzhno-vsem.html#sel=15:1,15:9

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/08/proekt-shkolnoe-radio

https://sch33-bogorodsk.edumsko.ru/about/radio

https://school-projects.ru/cetevyie-proektyi/shkolnoe-televidenie-%E2%80%93-delaem-zhizn-luchshe/sozdanie-shkolnogo-radiouzla

Приложение 1

Результаты опроса учащихся МБОУ Школа № 11 г.о. Балашиха

Приложение 1 продолжение

Приложение 2

Примерный тематический план работы радиостудии

Просмотров работы: 3336