Русская народная игрушка – славянская тряпичная кукла

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русская народная игрушка – славянская тряпичная кукла

Шеина В.В. 1
1МБОУ "Школа №12"
Бальчугова О.Ю. 1
1МБОУ "Школа №12"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

«Кто в куклы не играл,

тот счастья не видал».

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике, такие игрушки не несут тепла души их создателей. Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях. В последнее время в нашу жизнь возвращаются многие традиции и обычаи русского народа. Интересоваться историей своего народа стало считаться хорошим тоном. Появляется мастер-классы, видеоуроки по изготовлению различных кукол, в том числе и народных кукол-мотанок.

Моё первое знакомство с народной куклой произошло в парке-музее «Этномир». Там мне рассказали о существовании народной куклы, и предложили сделать её своими руками.

Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях.

Думаю, что тема «Русская народная игрушка» очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа.

Цель исследования: пробудить интерес у детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Гипотеза: возможно, что современным детям интересны не только информационные игры, но и народные куклы; предположу, что на народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Объект исследования: славянские народные куклы.

Предмет исследования: технология изготовления славянских кукол.

Задачи:

Изучить историю русских народных кукол, их классификацию.

Исследовать назначение кукол и их связь с народными традициями.

Провести анкетирование учащихся о славянских куклах.

Провести мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

1.Теоретическая часть

1.1. История славянской куклы

История русской народной куклы, как и история обрядов, сказок, народных праздников уходит корнями в V-VIII века к восточно-славянским племенам.

Наши предки- восточные славяне- жили в тесной связи с природой. Они поклонялись стихиям, верили в родство с животными, приносили жертвы своим языческим богам. Славяне в своих обрядах просили о дожде в засуху, о тепле, о плодородии земли, о защите от бед и опасностей. Возможно, тогда и появились обрядовые куклы, куклы-обереги.

Славяне вкладывали в куклу частицу своей души. Языческие верования сохранились у славян и после принятия христианства.

Тряпичные куклы в домах древних славян выполняли прежде всего роль оберегов и магических символов, и только потом роль игрушек, благодаря которым дети знакомились с укладом жизни и получали разные знания. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Обычно куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из природных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.

Для изготовления кукол использовали солому, бересту, дерево, мочало, камыш, сучки и ветки деревьев, лоскутки и нитки. Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Ткань для кукол рвалась руками для того, чтобы отогнать все плохое при начале изготовления куклы, а все хорошее заложить и приумножить. Нити также обрывали руками или перекусывали зубами, а если что и надо было обрезать, то сначала резали, а потом уже прикладывали к кукле. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы.

В кукольных играх девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их берегли. Кукле не давали имени, только название.

Славяне часто использовали символ креста, ассоциируя его с четырьмя сторонами света, четырьмя стихиями. Такой крестик оберегает своего хозяина от злых сил. Почти все славянские куклы имеют такой крестик. Часто, его прячут под одеждой куклы.

1.2 Классификация славянских кукол.

Славяне при изготовлении кукол придавали большой смысл каждому действию. Своих кукол они делали из натуральных тканей, нитей и других природных материалов. Они верили, что если куклу сделать с любовью, то и она принесет с собой в дом только хорошие, добрые чувства. Поэтому, куклу делали только в хорошем настроении. И никогда не растягивали этот процесс. Её нужно было сделать за один раз. При изготовлении кукол славяне почти не пользовались иголкой (боясь причинить боль кукле). А если нужно было что - то сшить делали это отдельно и прикладывали к кукле. Так же они не пользовались ножницами. Ткани и нити рвали.

Наши предки верили в силу красного цвета. Это цвет солнца, тепла, красоты и он магическим способам притягивает к себе всё хорошее. Именно поэтому любимым цветом славян был именно красный.

Славяне не делали лиц своим куклам. Они верили, если у куклы будет лицо, то в неё обязательно вселится дух. А духи как известно, бывают разные. И добрые, и злые. Что бы уберечь себя от злых духов, куклам лиц не делали. Как и не давали им имён. Только названия.

По типу изготовления славянских кукол можно разделить:

Столбушки, крестушки, куклы на палочке, узелковые, пеленашки, закрутки, набивные куклы-мешочек, стригушки.(Приложение 1).

По своему назначению куклы бывают: игровые, обережные (или куклы берегини) и обрядовые.

Игровые куклы (Приложение 2).

Пока родители работали, дети развлекались, играя со специальными игровыми куклами. Обычно их изготавливали вместе с детьми.

Стригушка(соломенная кукла). Такие куклы изготавливались из лыка, соломы, травы, льна, украшались цветными шерстяными нитками. Часто такую куклу использовали в лечебных целях, в неё вплетали лечебные травы, когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал на него лечебное действие. Таких кукол ставили между окон. Чтобы кукла была устойчива, снизу ее платье подстригали, за это их и прозвали стригушками. Можно заставить стригушку сплясать, поставив ее на стол и постучав по нему рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует! Такая веселая игрушка делалась между делом — себе на потеху и детям на забаву. Куклы стригушки, сделанные из первого снопа, считались священными.

Веснянка - небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка помощница, с ней можно делиться горестями и радостями. Её делали молодые девушки на приход весны, она – оберег молодости и красоты. Отличительная черта этой куколки - яркие волосы. Им плели косу из ниток, причем выбирали для этого самые неожиданные цвета – красный, зеленый, синий. Будто все краски уральских самоцветов в косу вплетали!

Зайчик-на-пальчик. Такую куклу делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось скучно или страшно, к кукле можно обратиться как к другу, поговорить с ней, пожаловаться или просто поиграть.

Кулачник-это бойцовая кукла для мальчиков. У этой куклы обязательно должна быть шапка. Вращая палочку, ребёнок приводил в движение кулачки, стараясь сбить шапку с соперника. В кулаки для увесистости вкладывали камешек и удлиняли ему руки.

Кукла-перевёртыш или Девка-Баба: при повороте такая кукла превращается в одного из героя в другого.

Обереговые куклы (берегини) (Приложение 3).

На протяжении веков человек развивался, стремился сделать свою жизнь удобнее, легче. Этот процесс сопровождался верованиями, страхами, желанием защитить себя и близких от опасностей. Именно поэтому и были созданы славянские обережные куклы. Эти куклы помогали нашим предкам пережить трудные времена, дарили надежду и веру в лучшее.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю. Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Например, куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Зольная кукла-очень древняя кукла, хранительница очага. Зола обозначала- родовой очаг. Она дарилась молодым на свадьбе, передавая силу родного огня. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Такая кукла называлась Баба - женское божество. Баба передавалась по женской линии от бабушки к внучке. При её создании брали золу из родного очага, смешивали её с водой и скатывали шарик, который оборачивали тряпицей, это была голова куклы.

Десятиручка помогала девушке в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Неразлучники. Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления.

Успешницасимволизирует человека, всегда успевающего в срок, качественно исполняющего задуманное, любое дело ему дается легко. Один из обязательных атрибутов куклы – тряпичная сумка или мешочек среднего размера, обязательно с монеткой или купюрой внутри. Символизирует те дела, которые она готова на себя взвалить, но брать лишнего не будет. Монетка нужна, чтобы занятие принесло достаток. При удачном исходе, в сумочку обязательно что-то докладывают – монетку, цветок, украшение.

На Счастье (Долюшка) это кукла-оберег с длинной косой. Издревле считалось, что волосы человека связаны с его жизненной энергией, они защищают своего обладателя и даруют ему силу. Женщины всегда носили длинные волосы, потому что коса тянется к земле, а земля у славян была связана с богиней-матерью.

Благополучница (Домовушка) милая кукла-хозяюшка, такая миниатюрная, что ее можно спрятать в кулачке. Ее ласково величали Домовушка, потому что она могла разговаривать с Домовым. Кукла Благополучница, выполненная своими руками, привлекала в семью удачу, оберегала от неприятностей. Это кукла- мешочек, внутрь которого клали монетку, для привлечения денег. Лечебные травки- для здоровья и фасолинки для достатка в питании.

Крупеничка защищала достаток наших предков, оберегая их от голода и неурожая. Традиционно эта кукла создавалась сразу после сбора урожая. Ее задача — сберечь в себе лучшие зерна в течение всего года до нового сева. Но есть и другой, более глубокий смысл — сохранить и приумножить все, что этой семье ценно и дорого.

На Замужество - призвана привлечь внимание потенциального супруга. Делали девушки такую куколку в период, когда были готовы выйти замуж но суженного еще не встретили. Главное отличие данного оберега — длинная шея, где каждый воротничок олицетворяет определенное качество характера будущего мужа.

Обрядовые куклы (Приложение 4).

Обрядовые куклы использовались в специальных обрядах, посвященных славянским праздникам. Обряды помогали защищаться от невзгод или привлекать удачу. По верованиям славян, они должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранили долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.

Параскева-Пятница. Эта кукла считалась покровительницей женских ремесел, заступницей женской доли. Делалась она ко дню святой Параскевы. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. Кукла бывает двух видов: большая и малая. Большая (общественная) кукла устанавливалась на берегу реки. Женщины вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. Малая (домашняя) кукла хранилась в каждом доме. На ее руки навешивают ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки и т.д. В платьице куколки втыкают иголочки и булавочки с приговоркой: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору».

Спиридон-Солнцеворот– это кукла - мужчина, который держит в руках символ солнца - колесо. На праздник зимнего солнцестояния (21 декабря) совершали обряды, посвященные солнцу. Они проходили с участием в обрядах этой куклы. Спиридон считался одной из главных зимних кукол. Он поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.

Коляда- славянский праздник зимнего солнцеворота приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Отличить Коляду от других кукол достаточно легко — на поясе у этой куколки веничек и мешочки с едой. Веничком она выметала из дома все плохое, а содержимым мешочков приманивала достаток. В доме, где был такой амулет, жильцы всегда ладили, были сытыми и не болели.

Коза. Это кукла делалась перед Рождеством. Считается, что куколка приносит в дом счастье, а также оберегает всех живущих там от сглаза и неудач. Образ козы у славян символизировал изобилие, жизненную силу, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю. Делали козу из лыка, одевали в праздничные наряды и вручали ей обрядовые предметы: бубенцы, дудочки, колокольчики, деревянные бусы, серьги, подкову на счастье, мешочек зерна, подарки и монеты.

Масленица. Древний праздник, посвящённый поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. Куклу Масленицу делали двух видов: большую, в человеческий рост, и домашнюю. Большую куклу делали из лыка или соломы. Куклу украшали лентами, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, куклу в конце масленичной недели сжигали. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище, а на следующем празднике сжигали или пускали по воде.

Мартинички-маленькие нитяные куколки изготавливались для обряда «заклинания» (зазывания) весны. Их вязали парами: из белых ниток – куколок символов уходящей зимы, из красных – символов весны и жаркого солнца. Обе фигурки были соединены двуцветным шнурком, давая понять, что зима с весной всегда вместе, рядом, также, как сон и явь или жизнь и смерть. Готовых Мартинчиков подвешивали на плодовые деревья, желая им раннего цветения и хорошего урожая.

2.Практическая часть.

2.1.Проведение анкетирования.

Меня интересовал вопрос, знают ли ребята моего возраста о народных куклах, истории их создания. Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте народной куклы в жизни современного человека.

Проведя анкетирование среди 33 учащихся своего класса, я выяснила, что не все дети одинаково любят и знают народные куклы. В моём классе 18 мальчиков и 15 девочек. Поэтому анкеты я разделила на две группы.

Девочки с большим интересом относятся к куклам. 100% опрошенных девочек любят кукол, играют с ними. Современные девочки имеют много кукол у себя дома, в основном это куклы Барби, куклы Лол. Современные куклы как маленькие копии человека. Они имеют лицо, красивую одежду, которую можно менять по настроению. У них двигаются ручки и ножки. Но, несмотря на все прелести современных кукол, выяснилось, что девочки с удовольствием играют в кукол, сделанных своими руками. Около 40% опрошенных девочек знают о существовании народной куклы и её особенностях. Более 55% знают, в каких народных праздниках используют народную куклу.

Исходя из ответов мальчиков, я узнала, что практически никто из них не испытывает любви к куклам (90% опрошенных), они не знакомы с историей создания народной куклы. Мало из них, кто был на выставках, где представлены куклы. Радует, что некоторые ребята знают, в каких народных праздниках используются куклы (около 45%).

В ходе нашего опроса стало ясно, что знания, которые имеют дети, о истории славянской куклы довольно скудны. И этот пробел нужно заполнить. Дети должны знать историю своего народа, его традиции. Современный человек не должен забывать о своих корнях. Наши предки стремились жить в гармонии с окружающим миром. И мы должны использовать их накопленные знания в современном мире.

2.2. Выставка кукол и проведение мастер-класса.

Я решила рассказать ребятам моего класса о народных куклах, а также организовала выставку игрушек, которых мы с моей мамой сделали своими руками. Ребята с огромным удовольствием слушали мой рассказ и с любопытством изучали кукол, представленных мной на выставке.

Все дети любят мастерить поделки своими руками. Мои одноклассники выразили огромное желание научиться делать тряпичную славянскую куклу.Я провела мастер-класс по изготовлению куклы «Зайчик на пальчик». Такие игрушки делали для малышей. С ней весело играть и можно рассказывать ей свои детские секреты. Она настоящий друг. Надев её на пальчик, понимаешь, что ты не один. (Приложение 6).

Как оказалось, создание славянской куклы - очень увлекательное занятие. Дружно и весело все ребята взялись за создание славянской игрушки. Проведение этого мероприятия позволило нам погрузится в атмосферу творчества. Ребята с энтузиазмом и огромным желанием делали свои игрушки. Мы решили, что такая игрушка станет отличным подарком не только детям, но даже взрослым. И, так, как наш мастер-класс проходил перед 8 марта, то решено было подарить своих куколок мамам.

Я задумалась, что в будущем, возможно, буду проводить такие мастер-классы по изготовлению народных игрушек, приуроченных к разным праздникам, например, можно будет в следующий раз изготовить куклу-Коляду или Масленицу.

Заключение.

Не секрет, что фабричные игрушки очень популярны, гораздо популярнее самодельных игрушек. Тем не менее, такие игрушки приносят удовольствие только на очень непродолжительное время, они быстро надоедают, дети не берегут их.

Славянские куклы уникальны. Они передают дух нашего народа. Чем больше мы будем рассказывать детям о традициях нашего народа, тем больше они будут увлекаться историей, а значит - будут гордиться своим народом, своей страной.

Через русские народные куклы, дети начинают постигать свои корни. Значит, есть надежда на то, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. Человек познает окружающий мир не только умом, сердцем, но и руками. В руках оживают простые тряпичные куклы, потому что они хранят тепло человеческих рук.

Я считаю, что даже в наш компьютерный век современным детям нужна рукотворная кукла. Им становится ближе и понятнее прекрасное искусство своего народа. Она не утратила своей красоты, тепла и способности радовать людей.

После проведения мастер класса по изготовлению славянской тряпичной куклы «Зайчик на пальчик», и рассказав про другие народны игрушки, я могу сделать вывод, что детям интересна история. Ребята хотят знать, как жили предки, что их интересовало, чем они занимались и как отдыхали.

Считаю, что моя гипотеза о том, что современным детям интересны не только информационные игры, но и народные куклы подтвердилась. Думаю, что действительно на народную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

А еще, проведя данное исследование, и рассказав о нём своим одноклассникам, я думаю, что мы стали ближе к истории. Ближе к Родине. Ближе к себе. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Список источников и литературы.

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.

Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.

Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .

Приложения.

Приложение 1.

Куклы по типу изготовдения.

Кукла-столбушка.

Крестушки.

Кукла на палочке.

Узелковая

Пеленашка.

Закрутка.

Набивная кукла-мешочек.

Приложение 2.

Игровые куклы.

Стригушка.

Зайчик на пальчик

Куланчик.

Перевертыш

Приложение 3.

Обереговые куклы (берегини)

Зольная кукла.

Десятиручка.

Неразлучники.

Успешница.

На Счастье (Долюшка).

Благополучница (Домовушка)

Крупеничка

На замужество.

Приложение 4.

Обрядовые куклы.

Параскева Пятница.

Спиридон-Солнцеворот

Коляда

Коза.

Масленица.

Ангел.

Мартинчики.

Купавка.

Приложение 5.

Анкета.

Нравятся ли тебе куклы, изготовленные своими руками?

Что ты знаешь о народной кукле?

Когда появились первые куклы? Из чего их изготавливали?

Есть ли у вас в семье тряпичные народные куклы?

Был ли ты на выставке народных кукол или на ярмарке мастеров?

В каких народных праздниках участвуют куклы?

Хочешь ли ты научиться делать народную куклу своими руками?

Приложение 6.

Изготовление славянской игровой куклы «Зайчик на пальчик».

1.Лоскут ткани размером 10*20см сложить вдоль пополам.

2. Заложить ушки зайчику, вогнув угол ткани внутрь, красной ниткой завязать ушки. Сделать три оборота, стянуть и закрепить нитки двумя узелками. Именно так делали наши предки. Нечетное количество оборотов и четное количество узелков. Нить не отрывать!

Для создания головы понадобится вата, ее нужно вложить под ушки. Нитью сделать три оборота от себя вокруг шеи зайчика, затянуть и не отрывать!

Для изготовления туловища выровнить нижнюю часть ткани и сложить её три раза. Снизу подогнуть край ткани примерно на полсантиметра. Затем сделать ещё один подгиб и поднять руки зайчика к голове.

Взять нитку, и с помощью обережного крестика, закрепить ручки.

Просмотров работы: 30