Введение
Композиция – это одна из наиболее сложных проблем в художественной деятельности и, в частности, в изобразительном искусстве. Создание главной формы произведения искусства наиболее выразительно передающее художественный смысл, всегда являлось наиболее трудной задачей.
Цель исследования: изучить основы передачи художественного образа, исходя из закономерностей композиции.
Исходя, из указанной цели задачами исследования являются:
Рассмотреть виды и принципы композиции
Исследовать законы и принципы построения композиции;
Рассмотреть элементы композиции.
Хотя, композиция сравнительно мало разработана в теоретических трудах по изобразительному искусству, думается, именно из-за недопонимания ее важности и значимости, и в связи с чем, многими недооценивается ее роль, как самостоятельной дисциплины. Между тем, произведение любого вида искусства является композицией и строится по ее законам, принципам и правилам.
Раздел 1. Понятие, принципы и основные виды композиции
1.1. Понятие и принципы композиции
Композиция является одним из важнейших элементов языка изобразительного искусства, а язык всегда выражает существующую объективную реальность.
Композиция (лат. compositio) означает сочинение, составление, сочетание, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением
Словом композиция называют картину как таковую, как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая объединение рисунка, цвета и сюжета. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере она выполнена, ее называют термином композиция как законченное произведение искусства.
В другом случае термин композиция означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение. искусства.
Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Существуют несколько основных принципов композиции:
Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел произведения предполагают наличие цели, идеи, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения.
Принцип единства сложного. Проблема цельности композиции, связи и взаимозависимости всех ее элементов неразрывно связана с задачей неповторимости бесконечного разнообразия этих элементов. Ничто в композиции не должно повторяться. Все близкое, подобное должно объединяться в единое пятно или силуэт или резко индивидуализироваться.
Основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое.
Принцип доминанты. Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты – смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи.
Соподчинение частей в целом. Группировка. В художественном произведении все части связаны между собой и с целым. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.
Принцип динамизма. Известно, что движение в картине не присутствует реально, а воспринимается сознанием. Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты и так далее.
Принцип равновесия. Уравновешенность частей в картине – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии.
Принцип гармонии. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, примиряет противоречия между формой и содержанием, материалом и формой, предметом, пространством и прочими элементами формы, сводя все в единое композиционное целое
1.2 Основные виды композиции: фронтальная, глубинная и глубинно-пространственная
Фронтальная композиция – это композиция, в которой все ее части располагаются по отношению к зрителю главным образом по фронтальным координатам, то есть по высоте и ширине. К фронтальным композициями можно отнести картины, панно, ковры, гобелены, витражи, стенды наглядной агитации, и тому подобное. Фронтальная композиция широко используется в произведениях декоративно-прикладного характера, где фактура материала часто придает рельефность композиции.
Основное во фронтальной композиции – это выявление геометрического вида поверхности либо ее характера.
Фронтальность композиции зависит от:
формы (силуэта) плоскости, характера основных членений (от характера элементов по глубине).
соотношения свойств в элементах (фактурности поверхности, цвета).
фронтальные композиции чаще, чем другие, создаются авторами как самостоятельные произведения. Тем самым исключается влияние среды, появляется возможность не задумываться о масштабе, стилистике пространства, в котором они будут существовать.
Глубинная композиция состоит из частей и элементов, соизмеримо развитых по всем трем координатам – длине, ширине и высоте. Именно трехмерность является отличительным свойством такой композиции. Объемную композицию обычно имеют скульптура, предметы мебели, средства транспорта, одежда. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от расположения элементов, образующих форму поверхности, от точки наблюдения.
Среда может увеличивать или уменьшать выразительность композиции.
При создании объемной композиции необходимо учитывать возможность восприятия ее со всех сторон. Объемная композиция для более явного и цельного ее восприятия должна быть относительно замкнутой.
Все объемные композиции условно можно разделить на два вида:
композиция, построенная на основе одного геометрического объема;
композиция, состоящая из сочетания нескольких форм.
Главная задача для объемной композиции – выявление и подчеркивание объема. Под этим понимается выявление геометрической формы и ее трехмерности (куб, цилиндр, шар и т.д.). Также необходимо выявить положение объема в пространстве по отношению к координатам и зрителю. Для того чтобы выявить объемность формы, необходимо знать ряд условий, от которых зависит восприятие такой композиции.
Объёмность зависит от:
соотношения размеров формы
вида поверхности
освещения
Глубинно-пространственная композиция отличается наличием пространства, имеющего достаточно большие размеры по ширине и глубине. Одной из форм глубинно-пространственной композиции является интерьер, независимо от вида композиции сохраняются все основные к ней требования – создание единства, выразительность композиции, ее целостность, завершенность, уравновешенность.
Глубинно-пространственная композиция состоит из поверхностей, объемов, пространств между ними, расположенных по трем координатам. Композиция рассчитана на восприятие при движении внутри нее и в глубину
Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема Глубинно-пространственные композиции могут быть открытыми (экстерьерными). Сюда можно отнести мемориальные комплексы, сложные развязки дорог, мосты, метрополитен, и тому подобное.
Закрытая глубинно-пространственная композиция – это интерьер, то есть внутреннее пространство, ограниченное со всех сторон и сверху.
В архитектуре часто эти два вида глубинно-пространственной композиции сочетаются. Так, например, открытая терраса является частью композиции дома, представляющего собой закрытую композицию.
Раздел 2. Основные средства передачи художественного образа
2.1. Простейшие элементы композиции: точка, линия, плоскость, пятно
Точка – исходное понятие геометрии, не имеющее измерения. Евклид (ок. 365–300 до н.э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка. В натуральной перспективе существуют такие их образцы: хлопья снега, падающие за окном (объемные точки на объемном формате); головка шпильки, лежащая на бумаге (объемная точка на плоском формате); след, оставшийся от прокола этой шпилькой белой бумаги (вогнутая серая точка – дыра на плоском формате).
Линия – это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов. Безусловно, ее можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Обладая пространственными свойствами, линия может быть использована как средство передачи пространства на плоской поверхности. Линия – величайшая противоположность живописного первоэлемента – точки. И она с предельной точностью может быть обозначена как вторичный элемент.
Плоскость. Как один из главных структурных элементов художественного решения сама по себе, без каких бы то ни было изобразительных элементов, является художественной формой
В передаче пространственных качеств плоской поверхности используют приемы:
расположение структурных элементов друг над другом;
наложение одной фигуры на другую;
постепенное уменьшение геометрически подобных друг другу структурных элементов.
Пятно – это группа точек с нечеткими границами (очертаниями). Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Тональное пятно используется и для того, чтобы уже в эскизе композиции решить тональные контрасты, которые закладывают основу выразительности.
В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, а затем уже уточняется контур формы. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно (или комбинация: линия и тон), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые. Тональное пятно всегда дается на фоне более светлом, чем оно само, иначе пятно не будет «читаться». Цветовое пятно лучше всего показывать в окружении, отношении к другим цветам. Здесь речь идет о цветовых контрастах, которые способны строить основу выразительности композицию
2.2. Композиционный центр и ритм
Композиционный центр – одно из ключевых понятий композиции эта та часть, которая с наибольшей полнотой выражает главное в образном содержании сюжета или предмета.
Цель любой композиции выразить и передать зрителю определенные мысли, идеи, настроения. Однако объекты и элементы, размещенные на картинной плоскости, не должны вызывать у зрителя одинаковый визуальный интерес и одинаковые по силе эмоции. В гармоничной и целостной художественной композиции должно быть что – то более важное и поэтому визуально более интересное и заметное. Наиболее заметный и вызывающий повышенный интерес участок картинной плоскости называется композиционным центром.
Существует несколько приемов выделения композиционного центра:
Среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Во всех примерах, связанных с мелким элементом, доминирующим в композиционном построении, присутствуют еще, как минимум два вспомогательных момента: главный элемент, как правило, выделяется еще тоном или цветом и его окружает пустое поле.
Один из элементов увеличивается в размерах относительно других.
Один из самых простых способов привлечения внимания к композиционному центру. В станковой композиции можно использовать кинематографический прием (как бы наезд камеры на доминантный элемент) сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.
Изменение формы доминирующего элемента.
Как правило, такие композиции выстраиваются на основе определенных ритмических конструкций (повторяющийся модуль линий, плоскостей), а доминанта отличается по формообразованию
Композиционная пауза
Образовавшаяся пустота в композиционном построении визуально будет доминировать над другими участками плоскости более или менее заполненными элементами.
Линиарное устремление Визуально линии стремятся к композиционному центру и ведут туда взгляд зрителя.
Выделение композиционного центра тоном. В основном это два противоположных приема: выделение на темном фоне визуального центра светом или наоборот, на светлом фоне темным силуэтом. Тоновое решение закладывается художником сообразно идейно-образному замыслу.
Ритм
Многим явлениям природы свойственно повторение и чередование. Мы наблюдаем чередование ветвей на деревьях, листьев и лепестков на растениях. Повторяемость движений характерна для всех процессов жизни человека.
Закономерное чередование, повторение, последовательное изменение ряда свойств сопоставляемых элементов называется ритмом.
Ритм – это еще одно сильное композиционное средство. В самой природе уже заложен ритм. Ритм может быть простым или сложным. Простой ритм основан на повторении одной и той же формы, сложный – на повторении групп форм. Композиционный ритм складывается минимум из трех элементов, ритмический ряд – из четырех и более. Чтобы снять ощущение монотонности, используется прием остановки ритма, нарушения непрерывной последовательности его ряда. Это может быть сгущение элементов ряда на углах или применение активного по форме и размерам объема, разрывающего чередование элементов. Ритм может придать изображению статичность или динамику. В композиции ритм есть разнообразное повторение и чередование форм либо их свойств на плоскости или в пространстве. Закономерное повторение облегчает восприятие композиции по сравнению с неупорядоченным множеством.
Простейший вид ритма – метр – это порядок, основанный на повторении равных величин. Раздел 3. Основные характеристики композиции. 3.1 Статика – динамика. Симметрия – асимметрия. |
Композиции делятся на динамичные и статичные. Обычно, если композиционная ось наклонена, – это динамичная структура, если она вертикальная / горизонтальная – статичная.
Для композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика, в какой бы форме и виде они ни проявлялись – это первооснова всех закономерностей искусства
Можно подразделить все композиции и отдельные мотивы на статические и динамические. Статичные композиции основываются на принципе симметрии, одинаковости, динамичные – на принципах асимметрии, неодинаковости, противопоставления.
Все динамичные композиции строят на противопоставлении масштабов, поворотов, мотивов и расстояний между ними; при этом композиционные связи между одними мотивами основаны на контрастных отношениях, а между другими – на отношениях тождества, одинаковости
Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как стабильные, к ним можно отнести: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, и т.п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер.
Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии, чтобы подчеркнуть красоту предметов, для передачи торжественности, спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, массе, фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Статичность – выражение покоя, устойчивости формы. Статичная форма обычно не только симметрична (четко выраженный центр), но еще и обладает крупной массой. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательно тяжелое и большого размера.
Движение и выразительность можно передать, показав неправильность и неустойчивость композиции.
Несбалансированность положения или формы объекта вызывает в нас предчувствие движения.
Динамика – это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение, можно более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов. Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах: контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Динамичность формы связана, прежде всего, с пропорциями. Равенство трех сторон объекта характеризует его относительную статичность. Разность сторон создает динамику, «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Симметрия - асимметрия
Симметрия – асимметрия определяет расположение элементов композиции относительно главной оси. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону – как дисимметричная. При значительном таком отклонении она становится асимметричной
Асимметрия - отсутствие, нарушение симметрии.
Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, называемые центром, осью или плоскостью симметрии. При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью замещают друг друга.
Симметрия — это свойство формы. Оно заключается в ее способности сохранять постоянство относительно определенных преобразований.
Существует следующие виды симметрии:
Зеркальная симметрия.
Осевая симметрия.
Центрально-осевая симметрия.
Симметрия переноса.
Симметрия сетчатых орнаментов.
Поворотная симметрия.
Симметрия винта и спирали.
3.2. Композиционное равновесие - неравновесие.
Композиционное равновесие – это состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Равновесие является безусловным в композициях с вертикальной осью симметрии. Более сложным и интересным способом оно достигается при асимметричной компоновке элементов
Уравновешенность – это равновесие между правой и левой частями изображения. Равновесие это носит динамический характер Равновесие в пластике формы проявляется через симметрию, пропорции, ритм.
В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим.
Равновесие. Передача равновесия. Условие зрительной устойчивости композиции есть уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой. Равновесие формы вызывает ощущение покоя и уверенности.
Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое равновесие – это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое равновесие есть состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Раздел 4. Практическая часть.
Создание художественного образа начиналось с серии эскизов композиции по выбранному сюжету, например «Легенды Крыма. Золотая колыбель».
Я, как художник, вела большую поисковую работу с целью наиболее яркого раскрытия темы произведения, следуя определенным этапам деятельности:
1. Поиск сюжетной линии;
2. Линейное решение;
3. Тональное решение;
4. Цветовое решение;
5. Выбор лучшего варианта.
6. Окончательное выполнение произведения.
Использовала приёмы выделения композиционного центра: контраст света и тени, с введениемцветового контраста.
Контраст, равновесие, ритм линий и цветовых пятен позволили подчеркнуть выразительность образа и справиться с поставленной задачей.
Заключение
В работе была исследована проблема: - основы композиции в изобразительном искусстве.
В результате этого удалось выяснить, на какие виды она делится, основные приемы и средства передачи художественного образа, проанализировать способы выявления композиционного центра
и основные характеристики композиции, такие как статика, динамика, симметрия и асимметрия.
На основании вышеизложенного делаем вывод, что композиция присуща всем видам искусства.
Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному.
Наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания.
Список литературы
Быков В.В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве. М.: Плакат, 1983.
Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Искусство, 2004. 120 с; ил.
Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 312 с; ил.
Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука классика, 2005. С. 63–232.
Основы композиции. Обнинск, 1996.
Приложения
Статика-динамика
Уравновешенная и неуравновешенная композиция
Композиционный центр
1. Поиск сюжетной линии (работа Кириленко Софии)
2. Линейное решение (работа Кириленко Софии)
3. Цветовое решение (работа Кириленко Софии)
Станковая тематическая композиция
(работы Кириленко Софии)
Выделение композиционного центра |
|
контраст света и тени |
цветовой контраст |
«Легенды Крыма. Золотая колыбель» (статичная композиция) |
«Экология души» (динамичная открытая композиция) |
Жанр «Портрет»
(работы Кириленко Софии)
Контраст, равновесие, ритм линий и цветовых пятен
Авторский портрет, стиль кубизм
«Я художник» |
«Грусть» |
Жанр «Натюрморт»
(работы Кириленко Софии)
Живопись: контраст по цвету, массе и фактуре |
Рисунок: контраст по тону, массе и фактуре |
Жанр «Пейзаж»
Авторские пленэрные работыКириленко Софии
(ритмы цветовых пятен и форм)
«Камушки на приморском пляже» |
«Церковь Святого Николая» |