Проблема понимания и толкования современного искусства

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема понимания и толкования современного искусства

Андрианов А.О. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Андрианова И.В. 1
1МБДОУ д/c КВ № 6 «Незабудка»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С середины XIX века началась смена ценностей общества. Она повлияла на многие идеалы, что ранее казались абсолютно верными, неоспариваемыми. Политическая жизнь, философские течения и наконец, искусство - всё это подверглось изменениям. На искусстве это в первую очередь отразилось в виде ухода от эстетического идеала к концептуальному. С тех пор прошло много лет, а искусство всё продолжает своё движение. Но куда же направлено это движение, вверх или вниз? Считается ли новаторское явление в искусстве прогрессом, или же это явная деградация? Этот вопрос будоражил тысячи искусствоведов, писателей, художников, музыкантов и обычных зрителей, наблюдателей по всему миру. Данная неопределенность и послужила причиной для возникновения проблемы непонимания современного искусства. В наше время мы постоянно сталкиваемся с мнением, что современное искусство, будь то музыка, танец или кинематограф, является итогом неуверенных телодвижений бездарных людей, полностью обделённых талантом. Хаотичные брызги Поллока, экспериментальные композиции Ксенакиса, непривычная манера повествования Пелевина или полотна Малевича, вызывающие у неподготовленного человека лишь смех - все эти творения подвергались и продолжают подвергаться безжалостной критике. В этом проекте я проанализирую целесообразность, справедливость этой критики, докажу, что современное искусство - все-таки искусство и расскажу, как начать понимать его и разбираться в нём.

Цель работы: определить причину непонимания современного искусства и найти способ ей устранения.

Задачи работы:

Изучить явление современного искусства

Определить, что делает современное искусство искусством

Изучить специфику подачи идеи в современном искусстве

Выявить актуальные проблемы

Методы исследования:

1.) Изучение литературы деятелей искусства XX-XXI века

2.) Изучение статей искусствоведов по данной теме

3.) Метод анализа

4.) Метод сравнения

Значение понятия «современное искусство»

В этом проекте под термином «современное искусство» я объединяю «modern art» и «contemporary art».

Modern art (модернизм) - общность направлений искусства конца XIX - начала XX века

Contemporary art (актуальное, современное искусство) - совокупность художественных практик, сложившихсясо времени окончания Второй мировой войны до настоящего.

Таким образом, я могу относить к современному искусству произведения, созданные с конца XIX века до настоящего момента, избегая лишних уточнений.

Сущность современного искусства

История возникновения современного искусства

Начало XX века было временем перемен и постоянных конфликтов. Социальные противоречия и разногласия росли в геометрической прогрессии, приводя к войнам. Вся планета находилась в преддверии некого перерождения, кардинального изменения всех сторон жизни общества. Люди условно разделились на два «лагеря» - одни жили прошлым, исповедуя привычные взгляды на жизнь, а другие стремились к новому, вершили революции и горели идеей построения лучшего мира. Именно это разделение и повлекло за собой разрыв с предшествующей художественной традицией - появился Модернизм. Главной его целью являлось создание произведений, основанных на субъективном, особом видении мира автором, вносящих в культуру новые средства выразительного языка. Модернизм был крайне радикальным направлением, потому что предполагал полный отказ от устоявшихся в искусстве канонов: реализма и эстетизма. В изобразительном искусстве влияние модернизма проследить проще всего – если до его появления художник акцентировал своё внимание на форме, на исполнении и технике, то теперь он смотрел «сквозь» полотно, ставя на первый план идею своего творения, то, что он хотел сказать людям, создавая его. Искусство потеряло свою материальность. Возникали всё новые и новые движения - кубизм, фовизм, сюрреализм… Но в середине XX века чрезмерная радикальность модернизма привела к его элитарности, что сделало его закрытым и непонятным для многих людей, а иногда и для самих творцов. Эта проблема в сумме с эпистемологическим кризисом привела к созданию постмодернизма, преподносившегося как антитезу модернизму, но на деле являвшимся менее экстремистским и более доступным его аналогом.Постмодернистская философия подкрепила теорию об относительности любых ценностей, что повлияло не только на искусство, но и на науку. Осознание иллюзорности представлений о неограниченных возможностях науки привело, как ни странно, к началу нового этапа её развития. Постмодернизмзакрепил единственную непререкаемую ценность - ничем не ограниченную свободу самовыражения творца. Просуществовав около пятнадцати лет, постмодернизм сменился тем, что мы сейчас называем современным искусством. Оно представляет из себя совокупность всех успешных моментов модернизма и постмодернизма, однако не обладает единой философией и радикализмом. Современное искусство продолжает развиваться и по сей день, неся в себе и традиции прошлого, и черты модернизма, постмодернизма.

Особенности и отличительные черты современного искусства

Современное искусство всегда концептуально, то есть несёт в себе определённую идею

Современное искусство находится в вечном движении, постоянно видоизменяется

Характерная метафоричность или недосказанность

Возможное наличие смысла, который невозможно выразить с помощью образов, встречаемых нами в повседневной реальности

Возможность взаимодействия (перформанс, хэппеннинг)

Использование классических образов в неожиданном контексте

Продуктом творчества является не произведение искусства, а арт-объект. Разница состоит в том, чтоарт-объект является суммой самого продукта творчества, контекста и среды, в которой он существует

Доминирование смысла, идеи над формой

Основные направления

В современном искусстве сложно выделить «главные жанры», по причине его нескончаемого движения и изменения формы. Представляется возможным назвать лишь те направления, которые оказали наибольшее влияние на культуру в целом.

Супрематизм -  комбинирование разноцветных плоскостей с простыми геометрическими фигурами и очертаниями. Термин supremus означает доминирование, превосходство цвета, формы и линии над всеми остальными свойствами живописи.

Абстрактный экспрессионизм и неоэкспрессионизм- движение художников, пишущих быстро, не задумываясь, брызгая краску на холст. Их целью является выражение внутреннего мира в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.

Интерактивное искусство- направление, в котором зритель вовлекается в работу над арт объектом таким образом, чтобы он стал частью создаваемого объекта или принял участие в его создании.

Минимализм- направление, в котором преобладают очищенные от метафоричности геометрические формы, фигуры, материалы, поверхности.Передача упрощённой сути предметов, без лишних деталей.

Сюрреализм- направление, провозгласившее источником творчества сферу бессознательного, то есть сновидения, галлюцинации и т.д. В своих произведениях художники воспроизводят иррациональные образы, возникающие в подсознании, создавая невозможный мир.

Стрит-арт- направление в, отличительной особенностью которого является урбанистический характер. Стрит-арт стал основой для возникновения граффити и постер-арта.

Концептуализм и неоконцептуализм- чистейший художественный жест. Объектом концептуального искусства может стать любой предмет или явление. Материал в концептуальном искусстве теряет какую- либо важность, её обретает идея. Неоконцептуализм же является искусством не идеи, а вопроса или протеста, направленного в сторону определённого человека либо общества в целом.

Протест в современном искусстве

Неотъемлемой частью современного искусства, а также доказательством его важности и влиятельности является протест.Художественные тенденции уже на протяжении многих лет показывают, что художники стремятся реагировать на актуальные проблемы социальной и политической действительности. Искусство ещё никогда не было способно вызывать у зрителя настолько яркие эмоции, убеждая его в той или иной точке зрения, заставляя найти ответы на насущные вопросы, показывая несправедливую политическую ситуацию. Искусство- это не только картины в музеях, это ещё и музыка, звучащая из наушников, это граффити, которые мы наблюдаем на улице, это дизайн покупаемых нами вещей. Иногда искусство может превращаться в оружие пропаганды, а попадая в правильные руки- рупором, из которого звучит истина. Хотим мы этого или нет, но современное искусство уже стало частью нашей повседневности, и оно прямо сейчас способно оказывать на нас прямое влияние.

Современное искусство XX-XXI века – искусство

Определение искусства

В последние годы в интернете и в реальной жизни люди неустанно спорят о том, является-ли современное искусство искусством. Само по себе утверждение «современное искусство- это не искусство» звучит чрезвычайно глупо. Общество уже давно нашло ответ на этот вопрос, который основывается на самом определении искусства. «Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира»- именно это определение мы находим на страницах словаря, и современное искусство, в любом его проявлении, целиком и полностью соответствует ему. Искусство не обязательно должно нравиться или вызывать исключительно позитивные эмоции, но должно стимулировать у зрителя определённую мозговую активность. Именно здесь и находится эта грань. Фотография кота, пусть даже с технической точки зрения отличная, не является искусством, потому что в ней нет идеи. Чёрный супрематический квадрат Малевича - искусство, так как это полотно насыщено смыслом, в нём есть идея, которую хочется раз за разом прокручивать в своей голове.

Смысл произведений современного искусства

Как найти смысл в произведении современного искусства? Какой вообще может быть смысл в дырявом холсте Лучо Фонтаны или в чёрном квадрате, что может повторить любой ребёнок?

Смысл произведения зачастую можно определить, зная эти подробности:

Период, время, в которое создавалось произведение

Личность творца - его личная жизнь, национальность, вероисповедание и т.д.

Проблемы и спорные вопросы эпохи, в котором создавалось произведение

Приведу простой пример. У нас есть фраза на китайском языке. Для того, чтобы понять её, нам необходимо знать две вещи - китайский язык и контекст высказывания. Чтобы понять ту или иную картину, надо знать художественный язык, то есть теоретическую базу, особенности стиля, в котором писал автор, и контекст, то есть те подробности, о которых я писал выше.

Чёрный квадрат - это бездна, которая окружала человечество в начале XX века. Полная неопределённость, опустошённость, неуверенность, незнание. Это - олицетворение неизвестного и пугающего будущего. Казимир был не первым человеком, рисовавшим чёрные геометрические фигуры, но был первым, кто назвал вещи своими именами, не боясь осуждения. Пустота и чернь - всё и ничего одновременно. Все эти выводы можно сделать исходя из особенностей времени, в которое жил Малевич. Но даже это может не убедить упрямого зрителя, ведь внешне полотно остаётся всё тем же квадратом, что может повторить каждый. Но ведь есть не только ткань, на которую нанесена краска. Талантливый итальянский живописец Лучо Фонтана, долгое время писавший в традиционных стилях, надрезал холст. Надрезав полотно, он проклеивал его сзади чёрной тканью (смотреть на последней странице), тем самым стена, на которой висела картина, не просвечивалась сквозь надрезы. В надрезанном холсте без контекста нет никакой художественной ценности, но Фонтана, показывая этот жест людям, задавал вопрос, волновавший всё его поколение – если за холстом не стена, то что? Что находится за холстом?

Отсутствие проблемы примитивизации искусства

За холстом стоит идея. Она была там и до надреза, она всегда являлась частью полотна, даже если увидеть её было невозможно. Именно этот факт доказывает, что проблема примитивизации современного искусства была выдумана некомпетентными людьми, ведь искусство - это не только оболочка, это ещё и наполнение. Яйцо имеет смысл только если внутри него есть белок с желтком, кошелёк становится ценным только тогда, когда в нём лежат деньги - это напоминает нам о том, чем на самом деле является искусство на данный момент.

Треугольник Кандинского

В своей книге «О духовном в искусстве» Василий Кандинский писал: «Большойостроконечный треугольник, разделенный на неравные части, самой острой и самой меньшей своей частью направленный вверх - это схематически верное изображение духовной жизни. Чем больше книзу, тем больше, шире, объемистее и выше становятся секции треугольника. Весь треугольник медленно, едва заметно движется вперед и вверх, и там, где "сегодня" находился наивысший угол, "завтра"* будет следующая часть, т.е. то, что сегодня понятно одной лишь вершине, что для всего остального треугольника является непонятным вздором - завтра станет для второй секции полным смысла и чувства содержанием жизни.». Эта метафора как нельзя лучше описывает развитие современного искусства. Именно из-за этого движения в искусстве никогда не будет «главных художников» или «главных жанров». Оно - единая система, поражающая своим многообразием.

Проблема непонимания современного искусства

Возникновение проблемы

Причина непонимания или нежелания понимать современное искусство кроется в временном промежутке, который отделяет нас от произведений искусства прошлого, и отсутствие такового при восприятии современного искусства. Мы лишены возможности объективно оценить современность, так как она происходит прямо сейчас, на наших глазах. Современное искусство движется очень быстро, и не всякий человек может вовремя адаптироваться к произошедшим изменениям. Проблема до сих пор существует потому, что многие люди не могут принять тот факт, что искусство не стоит на месте.

Значение проблемы

Проблема требует решения в первую очередь для молодого поколения, для молодых людей, чья жизнь только началась. Как я уже подмечал выше, искусство оказывает прямое влияние на культуру, с которой мы постоянно взаимодействуем. Культура следует тем трендам, что берут своё начало в искусстве. Игнорируя современное искусство, молодёжь может упустить из виду множество действительно интересных событий, которые могли бы оказать большое влияние на их жизнь. Кроме того, наблюдение за движением искусства может замотивировать человека самореализовываться, пробовать себя в разных областях. Продолжая не понимать современное искусство вы всё сильнее отдаляетесь от разнообразного и неповторимого мира кино, фотографии, изобразительного искусства, перформанса, театра…

Методы решения проблемы непонимания современного искусства

Просвещение общества через культпоп

Пожалуй, единственный надёжный способ решения проблемы - это создание тематических сообществ, сайтов и их продвижение в социальных сетях. На YouTube и Telegram уже есть большое количество каналов, авторы которых доступно рассказывают про современное искусство. Их труды необходимо распространять, обсуждать и поддерживать. Искусству нужны зрители!

Мои рекомендации для человека, желающего начать своё знакомство с современным искусством

Изучай классическую живопись. Идеи в ней ничуть не уступают идеям современных картин.

Почаще посещай музеи, выставки или фестивали - это помогает расширить кругозор.

Изучай теоретическую базу - только с ней ты действительно будешь получать удовольствие от искусства.

Забудь о консерватизме в любом его проявлении.

Изучай биографию художников, читай их сочинения.

Не спеши. Искусство - это не та сфера, где спешка уместна. Передвигайся от эпохи к эпохе, от стиля к стилю постепенно.

Найди новых знакомых, увлекающихся искусством.

Начни заниматься искусством сам. Это самый важный пункт, потому что, только выступая в роли творца ты сможешь во всей полноте познать не только современное искусство, но и искусство в целом.

Заключение

Современное искусство - это тема, к которой невозможно предоставить какую-либо точную статистику. Например, процентное соотношение людей, которые понимают искусство к людям, которые его не понимают, у нас выявить не получится, потому что уважающий себя человек, тем более молодой, навряд-ли найдёт в себе силы признаться, что в вопросе искусства он некомпетентен. Трудясь над этим проектом, я ставил на передний план историю современного искусства и вопрос его идентификации как искусства, так как внимание к этим моментам способно повлиять на решение проблемы, стоящей в заглавии проекта. Нельзя заставлять или принуждать, надо заинтересовывать. Надо говорить о том, что творчество и самореализация - неотъемлемая часть жизни любого образованного, интеллигентного человека, потому что именно желание стать лучше выводит нас на новый уровень восприятия окружающей действительности.

Список использованной литературы и источников

Василий Кандинский «Размышления об искусстве»

Казимир Малевич «Чёрный квадрат»

Интернет-ресурсы:

https://gallerix.ru/

https://www.parafraz.org/

http://www.art-education.ru/

Просмотров работы: 3713