Памятник на месте захоронения писателя Ювана Шесталова

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятник на месте захоронения писателя Ювана Шесталова

Аксарин М.И. 1
1МБОУ "школа №8"
Мачуженко В.С. 1
1г.Ханты-Мансийск, школа №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мы очень любим Югру. Наша земля богата не только нефтью, газом. Ее историю делают люди. Один из выдающихся деятелей Югры – Юван Николаевич Шесталов. Это поэт, писатель, общественный деятель. Изучив биографию, творчество писателя, мы посетили места в г.Ханты-Мансийске, связанные с его жизнью и творчеством. Выяснили, что в литературе имеется описание биографии, фактов жизни писателя в Югре, в Санкт-Петербурге, Венгрии, но есть некоторые пробелы в описании событий последних лет творческой жизни Ювана Шесталова.

Проблематика:

Посетив место захоронения поэта Ювана Шесталова «Городище мирового смотрителя», увидели необходимость установки памятника писателю. В целях установки памятника мы решили провести нашу исследовательскую работу.

Актуальность работы: В целом, наша работа направлена на воспитание патриотизма к своей «малой родине».

Цель работы: Определить концепцию памятника для установки на месте захоронения Ювана Шесталова.

Сформулировали гипотезу: Концепция памятника должна быть связана с творчеством Ювана Шесталова.

Объект исследования: Городище мирового смотрителя.

Предмет исследования:определение концепции памятника на Городище мирового смотрителя.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

познакомиться с литературой, где описан проект» Городище мирового смотрителя»;

посетить место исследования;

провести встречи с родственниками, друзьями поэта;

выяснить - знают ли окружающие о месте захоронения поэта; о проекте «Городище мирового смотрителя»;

узнать, какие произведения написал Юван Шесталов на месте исследования «Городище мирового смотрителя»;

определить концепцию памятника:

составить перспективный план исследования.

В работе использованы следующие методы исследования: литературный (сбор, анализ информации), полевые исследования (выезд на место исследования), опрос, анкетирование, интервью, фотоотчет, картографический (мы составили план местности). В перспективный план исследования мы внесли составление подробной карты в реальном масштабе всего этно-культурного комплекса «Городище мирового смотрителя».

Самым сложным при организации нашей работы явилось отсутствие литературы по проекту «Городище мирового смотрителя» Именно поэтому большое место занимают специфические методы, такие как изучение архивных документов, изучение материалов местной периодической печати разных лет, беседы со старожилами, с родственниками, друзьями Ю.Шесталов, поисковые методы исследования.

Место и сроки проведения исследования

2020 - 2021год

Место исследования: «Городище мирового смотрителя». Это территория Ханты-Мансийского района, располагается около 28 км. автодороги Ханты-Мансийск-Нягань.

Это место, где имеются постройки и по задумке Ю.Шесталова строился этно-культурный комплекс «Городище мирового смотрителя». В главе I приводится подробная характеристика этого места. На «Городище мирового смотрителя» захоронен Юван Шесталов. [Приложение 1]

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для восполнения пробелов в описании биографии Ю.Шесталова, школьной работе по краеведению, для сохранения культурного наследия автономного округа.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы применили следующие методы исследования:

1). Литературный - анализ источников информации;

Изучение литературных краеведческих источников осуществлялось нами на первом этапе краеведческих исследований для получения предварительных сведений. Источники краеведческой информации: справочно-библиографические обзоры по краеведению, журналы, газетные материалы, архивные справки. Мы изучили биографию писателя, памятные места, связанные с творчеством писателя.

Изучая литературу по творчеству писателя, большое внимание уделили изучению литературных источников его ученицы, сподвижника Динисламовой С.С., которая помогала ему по проекту « Городище мирового смотрителя».[1-6], а также его друга Ионина Г.Н. [7-9]. Самым сложным при организации нашей работы явилось отсутствие литературы по изучению проекта «Городище мирового смотрителя».

Поэтому большое место мы уделили специфическим методам исследования, таким как изучение архивных документов, беседы с родственниками, друзьями Ю.Шесталова.

2) Полевой этап исследований

Мы выехали на место исследования с консультантами, которые помогли понять всю задумку проекта «Городище мирового смотрителя», составили план Городища. Мы участвовали в памятных вечерах, проводимых на «Городище мирового смотрителя».

3). Анкетирование, интервью, опросы

Провели опрос одноклассников и родителей. Выяснили, что практически никто не знает о месте захоронения писателя, и также о проекте «Городище мирового смотрителя».

Взяли интервью у 7 человек (коллеги, друзья, родственники Ю.Шесталова). Из этих 7 человек 2 старожила, остальные люди более молодого возраста, которые помогали Ювану Шесталову со строительством Городища. Составили карточки респондента.

4) Картографический метод. Мы составили план-карту изучаемой местности, где нанесли объекты Городища. В перспективный план исследования внесли составление подробной карты местности.

5). Обработка данных. Мы проанализировали данные, полученные в исследовании, все выводы, сверили их с консультантами.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

В литературе имеется достаточно данных по биографии и творчеству писателя. Имеется достаточно электронных ресурсов по данному вопросу. Мы обратились к проверенным электронным ресурсам на официальном сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [13], а также к книгам с описанием биографии писателя [ 1, 262 ], [4,5]. Родился он в деревне Камратка Березовского района.

      Юван Николаевич Шесталов - профессиональный поэт народа манси. Имеет множество наград: лауреат Государственной премии имени А.М. Горького. Член Союза писателей СССР, член Союза писателей Венгрии, член Международного сообщества писательских союзов.  Лауреат Государственной премии РСФСР, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Кавалер орденов Дружбы народов, Трудового Красного Знамени. В 2000 году Ю.Шесталову присвоено звание «почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

      Ю. Шесталов - автор нескольких десятков книг прозы и стихов (на русском и мансийском языках), его книги переведены на 15 языков мира. Он являлся основателем и главным редактор международного издательства «Стерх» («Белый журавль»).

      Ю.Н. Шесталов похоронен на городище на 28 км. в 2011 году. [Приложение 1]

При изучении вопросов творчества мы особое внимание уделили литературным источникам друзей, коллег писателя С.С.Динисламовой и Г.Н.Ионина. [1-6] ,[7-9]

Так Г.Н.Ионин называет Ювана Шесталова мыслителем поэтом, филологом, мыслителем, историком, вероучителем. [9,5. ] Он также раскрывает тему мифов в творчестве писателя. [8,3] .Позднее творчество писателя исследует С.С.Динисламова, ученица Ю.Шесталова. [6, 249 ] .

Мы также обратились к позлним произведениям Ю.Шесталова «Шаманские тайны откровения слова «Русь» [11] и роману «Откровение Rрылатого Пастора»[12].

Жизнь Ювана Николаевича Шесталова была стремительной, насыщенной. Друзья и коллеги называли его «Великий Юван». Его имя при жизни стало легендой.

Приступая к изучению проекта «Городище мирового смотрителя» мы столкнулись с отсутствием литературы по данной теме. Имеются отрывочные сведения. Так нашли описание : «В последние годы жизни одним из проектов Ю. Шесталова было возведение эт-ноисторического стойбища - Городище «Мирового Смотрителя», в котором писателем проводились встречи с туристами, учёными, творческими людьми, желающими прикоснуться «к древней мудрости манси и чистоте Севера» [18, 220]. Описание Городища мы находим и в последнем произведении Ю.Шесталова [12, 218]. Он называет Городище «Северным домом». Также имеются газетные публикации [13] о посещении Городища известными людьми. Но все-таки, подробного описания данного проекта нет ни в одном литературном источнике.

Мы посетили памятные места в Ханты-Мансийске, свзязанные с жизнью и творчеством писателя.

Это этнографический музей под открытым небом «Торум МАА», Югорский университет (там был рабочий кабинет Ювана Шесталова). Кабинет музей теперь находится в Югорской долине, мемориальная доска в аллее славы.

Место же захоронения поэта практически не описано в литературе.

Глава I. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1.Характеристика места исследования «Городище мирового смотрителя».

Этно-культурный комплекс «Городище мирового смотрителя». Мы нашли правоустанавливающие документы на данный участок. Земемльный участок, имеющий кадастровый № 86:02:000000:324 общей площадью 2.5 га. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Это территория Ханты-Мансийского района, 28 км. автомобильной дороги г.Ханты-Мансийск-г.Нягань.

Мы нашли Распоряжение администрации Ханты-Мансийского района от 06.04.2009 №201-р. Земля выделена под строительство этно-исторического стойбища с городищем «Мировой смотритель».

Оно спрятано от посторонних глаз. На 28 километре автодороги Ханты-Мансийск – Нягань расположен этнокультурный комплекс «Городище Мирового Смотрителя». Юван Шесталов его так назвал, здесь он мечтал, думал, писал, создавал свои последние произведения. Он здесь похоронен. Это была его воля.

Вот как говорит об этом месте сам Юван Шесталов в своих рукописях: «На 28-км. автодороги Ханты-Мансийск - Нягань на высоком мысу с ШАМАН ДЕРЕВОМ, на берегу ШАМАН-речки притаилось «святое место» МИР-СУСНЭ-ХУМА – МИРОВОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ …

С этого мыса начинается царство СОРНИ-НАЙ, КАЛТАЩ-НАЙ прозываемой ЗОЛОТОЙ БАБОЙ …»

Памятник для Городища мирового смотрителя.

Изучив это место, мы задумались, какой памятник сюда подойдет?

Мы узнали, что первый памятник для Городища изготавливал скульптор Володя Саргсян. Был объявлен конкурс для изготовления памятника. Конкурс выиграл Володя Саргсян.

Скульптурная композиция работы югорского мастера Володи Саргсяна увековечила не только внешний облик поэта, но и его внутренний мир. Птица стерх очень часто упоминается в творчестве писателя.

«Я стерх.

Я журавль – священная птица.»

Я плачу – Внимают мне все колдуны.

Я плачу – шаманю. Священные мысли

И мудрое слово В мой плач вплетены.

(Из поэмы «Клич журавля»)

После того как памятник был изготовлен. предполагалось установить памятник на Городище мирового смотрителя. Состоялось заседание комиссии в департаменте культуры, где было решено для безопасности памятника (так как на городище территория не охраняется) установить памятник в музее Торум Мааа.

Там памятник появился в музее «ТОрум-Маа», стоит при входе в музей.

Но Городище осталось без памятника.

1.2.

Образ Пирамиды в творчестве Шесталова

В прошлом исследовании мы установили, что последние произведения Ю.Шесталова были написаны на Городище. Все опрошенные респонденты подтвердили, что на городище мирового смотрителя Юван Шесталов писал два своих произведения:

1). «Откровение Крылатого Пастэра», в ней переплетаются мифы и реальная жизнь.[12]

.Вот отрывок из этой книги: «Жил-был ПАСТОР, КРЫЛАТЫЙ ПАСТОР. По небу - летал, а по земле - ходил. Когда шел он по земле, тогда его звали НОГАСТЫМ. А когда летел, то величали его ПАСТОРОМ КРЫЛАТЫМ». [12,23]

2). Также «Шаманские откровения слова «Русь». [11].Это философское произведение.

Конечно, некоторые главы этих произведений написаны в Венгрии (Будапешт), но некоторые главы Юван Шесталов писал именно на Городище мирового смотрителя. Об этом рассказали все респонденты, которые были свидетелями. Ювана Шесталова вдохновляли его природа и это магическое место.

Это философские произведения, в них раскрывается тема космического сознания Позднее творчество Ювана Шесталова посвящено космическому сознанию. В этих работах мы обращается к позднему творчеству Ю. Шесталова, которое ... Природа Высшей сущности в «Пирамиде» Космического Сознания ...Все респонденты подтвердили, что Юван Шесталов интересовался и изучал энергетику пирамиды, и планировал установить пирамиду на Городище.

ВЫВОДЫ

Применив поисковый метод исследования, мы установили, что родственники хотят установить памятник на Городище мирового смотрителя.

В результате исследования мы решили все поставленные задачи.

1. Познакомившись с литературой, где описан проект «Городище мирового смотрителя» сделали вывод, что в литературе данный проект практически не описан, поэтому использовали другие методы исследования.

2. Посетили место исследования «Городище мирового смотрителя», провели встречи с друзьями, родственниками, друзьями поэта. Данная информация оказалось очень ценной.

3. Выяснили, что данный проект был очень дорог Ювану Шесталову. С ним связаны последние произведения творчества Ювана Шесталова.

3. Проведя опрос выяснили, что очень мало людей знает о месте захоронении писателя.

4. Наша гипотеза подтвердилась,

Проведя исследование, мы сделали основной вывод о том, что в настоящее время нужно провести работу по привлечению внимания общественности к вопросу сохранения городища, организации здесь музейного комплекса.

Результатом нашей работы стало установка памятника на Городище мирового смотрителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша исследовательская работа помогла нам расширить знания о писателе, поэте, общественном деятеле Юване Шесталове. Исследование показало, что хоть Городище не включено в объекты культурного наследия, оно представляет огромную ценность и необходимо привлечь внимание общественности к вопросу сохранения Городища мирового смотрителя, так как имеется риск обрушения берега, где стоит дом, а также деревьев на могилу великого писателя.

Практическая значимость нашей  работы заключается в том, что результаты исследования могут помочь расширению и углублению знаний о жизни и творчестве Ю.Н.Шесталова, Кроме того, нам удалось найти уникальные экспонаты, рукописи, которые мы передали в музей.

Результатом нашей работы стало установка памятника на Городище мирового смотрителя.

Благодарим всех родственников, друзей, коллег писателя за оказанную помощь.

СПИИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Динисламова С.С. Тема родины в творческой эволюции Ювана Шесталова // Природные богатства Югры в культуре обских угров: материалы IV науч.-практ. конф. (г. Ханты-Мансийск, 4 апреля 2007 г.). – Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008. – С. 21 – 37.

2. Динисламова С.С. Миф и реальность в творчестве Ювана Шесталова // Вестник угроведения. – 2005. – № 1. – С. 191–198.

3. Динисламова С.С. Юван Шесталов – личность с нестандартным мышлением // Юван – таинственный космос. – Ханты-Мансийск, 2011. – С. 68–72.

4. Динисламова С.С. Основоположник мансийской литературы // «Твори Творение, Творец…» : библиографический указатель творчества Ювана (Ивана) Николаевича Шесталова и литературы о нем. – Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2012. – С. 5–10.

5. Динисламова С.С. Система художественных образов в творчестве Ювана Шесталова. Образ лирического героя. Образ матери. Вестник угроведения, №2 (21). – С. 22-34. 2015 г.

6. Динисламова С.С. Философская проблематика произведений Ювана Шесталова.//Вестник угроведения.2018.Т8. №2 С.249-258.

7.. Ионин Г. Н. Миф и новый замысел Ю. Шесталова // Литература народов Севера: Сб. науч. ст. / Под ред. А. А. Петрова и Е. С. Роговера. СПб.: Изд-во Р1ПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 20-24.

8. Ионин Г. Н. Новый Шесталов / Юван Шесталов. Избранное. М.: Советский писатель, 2007. С. 3-15.

9. Сургутскова Э. П. Шесталов Юван (Иван) Николаевич // Писатели Югры: Биобиблиографический указатель / Сост. С. Ю. Волженина. Ханты-Мансийск, 2004. С. 262-263.

10. Любовь Еремеева.Юван Шесталов: Легенда Севера. /Тюменские известия-2007-124. 11.Шесталов, Ю.Н. Шаманские тайны откровение слова «Русь». Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2011. Сс224

12. Шесталов, Ю.Н. Избранное./Изд-во «Советский писатель». 2007.

13 Шесталов[Электронный ресурс ].https://admhmao.ru/ob-okruge/pochetnye-grazhdane/114843 (Дата обращения: 12.09.2018).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕСТО ЗАХОРОНЕНИЯ ЮВАНА ШЕСТАЛОВА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПАМЯТНИК В МУЗЕЕ «ТОРУМ-МАА»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .

СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПАМЯТНИК

Просмотров работы: 69