ТОБОЛЬСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – КАМЕННАЯ ЗАГАДКА АРХЕОЛОГИИ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТОБОЛЬСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – КАМЕННАЯ ЗАГАДКА АРХЕОЛОГИИ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ.

Змеев А.А. 1
1КГУ «Общеобразовательная школа №19 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
Лёвина К.С. 1
1КГУ «Общеобразовательная школа №19 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. По количеству удивительных исторических находок Республика Казахстан может конкурировать с Пиренеями, Малой Азией и Америкой. Некоторые артефакты способны удивить даже скептика, на наш взгляд к таким находкам можно отнести – Тобольского мыслителя.Пожалуй, это самая загадочная скульптура, когда-либо найденная в Центральной Азии. Артефакт был обнаружен на берегу Тобола, недалеко от города Костаная. "Тобольский мыслитель" является ценностью всей Костанайской земли.

Отметим некоторые вопросы, которые определят цель данной работы и определят её актуальность:

1) К какой культуре или цивилизации можно отнести «Тобольского мыслителя» ?

2) Каким образом она появилась там, где нет схожих каменных пород из которых ее можно было изготовить?

3) О чём хотел сказать автор исполнивший данную фигурку, какие вопросы терзали умы людей того времени ?

4) Какую важную роль играют археологические находки по типу «Тобольского мыслителя» в определении государственности ее неповторимости культуры и ценностей наследия в преддверии программы «Рухани Жангыру»?

Цель написания исследовательской работы – узнать, изучить историю возникновения и роль археологической находки «Тобольского мыслителя».

Достижение цели исследовательской работы заключалось в решении комплекса взаимосвязанных задач, из которых наиболее крупными являются следующие:

узнать, историю артефакта «Человек, смотрящий в небо»;

изучить версии возникновения данного загадочного артефакта;

проанализировать материалы архива Историко – краеведческого музея Костанайской области и статьи периодической печати местных археологов и краеведов;

провести интервью с научными сотрудниками Костанайского областного историко-краеведческого музея; местными краеведами, а также со специалистами управления культуры акимата Костанайской области.

разработать и провести классный час для учащихся ОШ№19, с целью познакомиться с археологическим артефактом нашего края.

Историография. Историографический фундамент по данной теме не разнообразен и не богат. В ходе своей исследовательской работы опирались на материалы фондов Костанайского историко-краеведческого музея, статьи «Фигура сидящего человека из Костанайской области» (отд. XXXI, А 82); «Фигура сидящего человека из Костанайской области» (вторая) (отд. XXXI, А 236). А также использовали книгу О.П. Ченченковой «Каменная скульптура лесостепей Азии эпохи палеометалла III – I тыс. до н.э. Книга уникальна тем, что именно это единственный источник с иллюстрированным каталогом скульптур, относящихся в основном к категории случайных находок, к которым относится Тобольский мыслитель.

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что полученная нами в результате исследования информация, поможет приблизиться к разгадке истории возникновения Тобольского мыслителя.

Методами решения поставленных задач являлись: социологические методы: интервью.

Объектом исследования является археологический артефакт Тобольский мыслитель.

Структура исследовательской работы. Во введении обоснована актуальность, формируются цели и задачи работы, анализируются источники по данной теме. Данная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава «Тобольский мыслитель каменная загадка археологии нашего края», представляет собой введение в тему, рассматривается история артефакта «Человек, смотрящий в небо». Во второй главе «Уникальный образ «Тобольского мыслителя» ценный экспонат государственного значения и артефакт мирового масштаба», проведен сравнительный анализ уникальности археологической находки «Тобольский мыслитель».

1. Тобольский мыслитель каменная загадка археологии нашего края.

1.1 История артефакта «Человек, смотрящий в небо».

В 1976 году сорок четыре года назад, в пригороде Костаная на правом берегу реки Тобол (верхняя надпойменная терраса) при обработке поля была найдена каменная скульптура, изображающая сидящего обнаженного человека, смотрящего в небо. Позже, местные учённые стали называть данную находку «Тобольский мыслитель», но международное название данной скульптуры «Человек смотрящий в небо» - название данной фигурки говорит само за себя (приложение №1). Механизаторы пригородного совхоза «Мичуринский» нашли скульптуру при вспашке земли рядом со срезанным бульдозером холмом в двух километрах юго-западнее центральной усадьбы совхоза. Бригадир В.М. Елисеев передал находку в Костанайский областной историко-краеведческий музей. На место обнаружения скульптуры выехали археологи Г.Б. Зданович и А.А. Плешаков (приложение №2). Учитывая топографию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный при дополнительном исследовании поблизости ладьевидный каменный терочник, они пришли к выводу о том, что здесь был могильник или жертвенный холм 2.

Чтобы познакомится с историей находки «Тобольский мыслитель» мы провели интервью с научным сотрудником отдела научно-исследовательского обеспечения региональной истории Костанайского областного историко-краеведческого музея Колбиной Ариной Викторовной (приложение №3).

В ходе нашего интервью мы выяснили: что знаменитая скульптура из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея выполнена в технике пикетажа в сочетании с подшлифовкой. Находка относится к кругу сидящих антропоморфных (изображающих человека) скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тысячелетия до новой эры. Скульптура выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня. По первоначальному определению археологов Г.Б. Здановича и А.А. Плешакова – гранита, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Ю.И.Рылова – песчаника. Высота изделия 20,2 сантиметра, вес 4 килограмма, сохранность хорошая. Некоторые повреждения имеются только в нижней части предмета – здесь фиксируется ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги 2.

Скульптура представляет собой изображение человека, сидящего с поднятыми вверх коленями, сложенными на них руками и слегка запрокинутым вверх лицом. Общий силуэт фигуры замкнут и компактен. Контур близок к овалу и создается упругой плавной линией почти без западин. Пропорции головы преувеличены по отношению к телу. Крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лобная часть почти не выделена, зато подчеркивает затылок, а верхняя часть черепа отделена специфическим уступом. Лицо обращено вверх, в небо. Крупный, высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков. Наиболее оригинальной частью скульптуры является изображение глазниц. Они занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Впечатление взгляда создается падающей тенью. С изменением освещения направление взгляда меняется. Нос – прямой и острый, имеет вид почти правильной трехгранной пирамиды 1..

Грудь и большую часть живота занимает округлое углубление, ограниченное выпуклым контуром. С большим совершенством моделирована спина. Камень, из которого изготовлена скульптура, имел прожилку мягкого слоя и светлого оттенка. Эта прожилка почти полностью соотнесена с линией выделенного желобком позвоночника, лишь в нижней части фигуры и на голове она не совпадает с центральной осью изображения. Легкими углублениями намечена талия. Спина передана автором, очень обобщено и в то же время за ее характерными формами чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и профессионализм в стилизации изображения.

Во всем облике нарочитое несоблюдение пропорций. Но вся асимметрия очень тонко уравновешена: например, голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую. Отклонения не бросаются в глаза, а лишь делают фигуру органичной и естественной, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют её внутренним движением. На обеих руках и левой скуле человека фиксируются следы красной краски.

Особую роль играет фактура камня. Разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры 1.

В работе древнего скульптора чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения.

"Тобольский мыслитель" является ценностью всей Костанайской земли, но, к сожалению, в Костанайском областном историко-краеведческом музее храниться копия данной находки (приложение №4). Оригинал передан в Национальный музей Республики Казахстан. Уехал он туда с возвратом, но с необозначенными сроками, соответственно, когда вернется, неясно.

1.2 Тайна Тобольского мыслителя. О чем хотел рассказать «автор» – Тобольского мыслителя?

Смотря на данный экземпляр хочется невольно спросить у самого себя что же он скрывает этот «мыслитель», какую тайну в себе несет? Уже много лет не утихают споры вокруг данного «артефакта». Есть загадка и не одна которую несёт в себе данная фигурка и уже много лет терзает умы учёных и исследователей всего мира.

Чтобы познакомится с версиями назначения находки «Тобольский мыслитель» мы провели интервью с первооткрывателем и исследователем «Торгайских геоглифов» Дмитрием Дей, а также с научным сотрудником отдела научно-исследовательского обеспечения региональной истории Костанайского областного историко-краеведческого музея Колбиной Ариной Викторовной (приложение №5).

Существует много версий, для чего и что хотел рассказать автор «Тобольского мылистеля»:

Первая. Мистика всего происходящего.

Статуэтка «Тобольский мыслитель» с пустыми глазницами изображает человека, смотрящего в небо. Этот мистический образ провоцирует наше сознание увидеть в нем нечто необыкновенное, не только просто человека. Здесь скорее изображено некое божество, шаман или, ещё какой ни будь человек связанный с оккультизмом. Древние цивилизации очень сильно верили в неких мифических существ, способных изменить жизнь и всё вокруг скажем одним движением рук 5. Так и автор «Тобольского мыслителя» являясь художником, возможно видел нечто неизвестное нам, возможно ритуал, мог передать нам некий посыл великого служителя того времени изобразив увиденное возможно в камне. Люди, чьи цивилизации существовали тысячи лет назад, вели достаточно примитивный образ жизни – охота, рыболовство, мелкое ремесленное творчество в виде отделки шкур, изготовления орудий труда и бытовых предметов. То, что выходило за любые рамки обыденного существования – танец, драка, жертвоприношение, являясь частью ритуала, являло для них собой некое представление, или зрелище, которое надолго отпечатывалось в сознании. Это зрелище не было таким же примитивным и пустым как их образ жизни, поэтому это задевало, и порождало некое чувство поклонения, которое в свою очередь и находило «образ определённость» в статуэтках или иных формах искусства.

Конечно, незамеченным нельзя оставить тот факт что «Тобольский мыслитель» приковал внимание уфологов. Дело в том, что эта фигура чрезвычайно похожа на изваяния с острова Пасхи. Тот же вздернутый нос, та же форма головы и выдающиеся надбровные дуги. Совпадение? У любителей тайн есть на этот счет очень интересная версия. Версия того что данную статуэтку сделали инопланетяне, как и изваяния на острове Пасхи.

Согласно одной из версий, образы «слепых истуканов» и «Тобольского мыслителя» информируют о том, что человечество слепо бредёт, не зная дороги к продолжению жизни. Отдельно стоящие слепые истуканы изображают человечество с индивидуальным режимом сознания. Внезапно обрывающаяся аллея отдельно стоящих слепых истуканов на острове Пасхи означают, что продолжить жизнь в режиме индивидуального сознания человечество не сможет в условиях наступающих глобальных катаклизмов.

Вторая версия.

Первооткрыватель и исследователь «Торгайских геоглифов» Дмитрий Борисович Дей считает, что круг, с палочкой, изображенный на животе артефакта «Тобольский мыслитель» - это бубен. Бубен - предмет с определенной историей, - говорит Дмитрий Дей. - Он есть у индейцев, у северных народов, кельтов, алтайцев. На Ближнем Востоке он уже превращается в кольцо с палочкой - символ власти. Чтобы ясно увидеть аналогию, надо посмотреть на  «чукотский бубен», только во внимание необходимо взять не «коммерческо-нарядные образцы, что продаются в «интернет-магазинах», а настоящий, архаичный: у него ручка, кольцо и съемная мембрана, которую натягивали, только когда надо было постучать при камлании. Так и «Тобольский мыслитель» сидел, ждал нужного момента, а когда он наступал, быстро прилаживал мембрану и подавал сигнал.3.

О чем же сигнализировал «Тобольский мыслитель» по гипотезе Дмитрия Дея? Дей связывает «мыслителя» с «Торгайскими геоглифами», часть из которых, по его мнению, была объектом примитивной пригоризонтной астрономии. Люди, увлекающиеся астрономией, вспомнят, как ждали древние египтяне гелиакический восход Сириуса. Так вот, сидел на посту такой наблюдатель из «маханджарского племени» и ждал появления определенных звезд в определенных точках горизонта, на которые указывали геоглифы (приложение №5). Это означало начало миграции сайги в наши края. А сайга - это источник мяса, которое, благодаря своей «суховатости», хорошо завяливается и может храниться очень долго. Такой древний маханджарский хамон. После того как братья-маханджарцы слышали звуки бубна, они бросали свои повседневные дела и подтягивались к местам охоты. Так что «мыслитель» думал не о вселенских далях, а о том, как бы его племени не упустить добычу и заготовить провиант. Верна ли эта гипотеза, сказать пока нельзя, но она, несомненно, интересна.

2. Уникальный образ «Тобольского мыслителя» ценный экспонат государственного значения и артефакт мирового масштаба.

Антропоморфные находки в Казахстане. Аналоги «Тобольского мыслителя».

Скульптура «Тобольский мыслителя» имеет определенные отличия, которые выделяют ее из общей массы всего того что было найдено на территории Кустанайской области и Казахстана в целом. Это общие черты скульптуры, физиологические свойства и природа камня из которого исполнили данную скульптуру, затем сам характер предмета его художественная составляющая всё это накладывает свою невероятную неповторимость. Еще конечно же огромную роль играет факт древности происхождения данной скульптуры, по данным учёных это конец III начало II тыс. до н.э.

К нашему большому счастью, на территории Республики Казахстан было найдено три статуэтки подобных, или скажем аналогичных «Тобольскому мыслителю» артефакта. Две в Костанайской области, одна в Акмолинской области (приложение №6). В 2-3 километрах от «Тобольским мыслителем», была найдена очень схожая с ним, но не до конца «доделанная» антропоморфная находка, поступившая в Костанайский областной историко-краеведческий музей в 1986 году. Скульптура найдена на территории области вблизи совхоза «Краснопартизанский». Данная фигурка, назовем ее «фигура мыслителя №2» выполнена из крупнозернистого песчаника светло-желтого цвета, техникой пиления и шлифовки. Высота фигурки №2 – 19 сантиметров, датировка также - энеолит. В отличие от «Тобольского мыслителя» данная скульптура характеризуется большей степенью схематизма и обобщения. Лицо не очерчено – щеки плавно переходят в верхнюю часть туловища, лишь подбородок резко выступает вперед. Рот показан резной линией, а не выпуклым рельефом, как в предыдущем случае. Передняя часть туловища не проработана и не имеет никаких углублений. Округлая спина моделирована вяло. Руки и ноги переданы рельефом. Фигура устойчива, но слегка отклонена от вертикальной оси. Исходя из всего описанного и увиденного, можно смело сделать вывод, что данная скульптура автором не закончена по неведомым обстоятельствам 1.

Третья находка, найдена ещё во времена, когда казахская степь входила в состав Российской Империи. Было это в далёком 1905 году, сделано открытие горным инженером А. А. Козыревым в 300 верстах на юг от г. Акмолинска (современный Нур-Султан) за рекой Нурой (то есть примерно в районе современного г. Атасу). В насыпи кургана была найдена каменная баба высотой 41 см. общий силуэт фигуры вытянут по вертикали. Верхняя часть головы оформлена в виде овальных концентрических желобков, чередующихся с валиками (приложение №7). Самый крупный из выпуклых овалов V – образно спускается надо лбом, повторяя линию выступающих надбровных дуг (бровей). Черты лица, такие же, как у «Тобольского мыслителя», лишь нижняя поверхность носа образована не одной плоскостью, а двумя, стыкующимися под углом друг к другу. Подбородок трапециевидно расширяется книзу. В верхней части туловища, практически по бокам, расположены две небольшие округлые выпуклости. Тонкие руки и ноги выполнены с большим анатомическим правдоподобием и имеют заметные утолщения на месте коленных чашечек, головок плечевых костей, а также мышц предплечья, икр и бедер. Руки не лежат на коленях, а чуть приподняты над ними. Кисти рук округлой формы. На спине выступающими рельефом выделены лопатки – прямоугольной формы, с несколько акцентированными углами, в профиль они выглядят как горб. Вдоль всей спины проходит прямой желобок, прерываясь лишь в районе крестца: вверху им отмечен позвоночник, а внизу – ягодицы. Нижняя поверхность, фигуры округлая, выпуклая, поэтому скульптура неустойчива без специальной подставки 1.

Каждая находка без сомнения очень интересна и уникальна. Можно взять во внимание тот факт, что все три фигурки имеют общее сходство и период когда их сотворили. Уже сейчас можно сделать вывод того, что древние города такие которые относят к Синташтинской культуре, Аркаим ни чего общего с данными артефактами не имеют. Этот факт напрашивается сам по себе именно по тому что на территории так называемой «страны городов» не было найдено ни одной подобной скульптуры, а все вышеперечисленные артефакты имеют свою еще не до коннца изученную культуру происхождения.

2.2. С какими основными проблемами приходиться встречаться археологическому сообществу РК чтобы доказать принадлежность культурных прав на экспонат подобный «Тобольскому мыслителю».

К культурным ценностям нашего государства относятся материальные и нематериальные ценности, согласно Закону РК «О культуре». Изучив закон «О культуре статьи 32-33» мы выяснили, что находка «Тобольского мыслителя» относится к материальным культурным ценностям, а именно к памятникам археологии. Памятники археологии – это стоянки, городища, остатки древних построек, поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, могильники, курганы, некрополи, мегалитические сооружения, каменные изваяния, петроглифы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов и иные места, имеющие следы жизни и деятельности человека.

Для того чтобы уточнить о присовении находке авторских прав государством, а также существуют ли государственный реестр находок в республике, мы обратились к главному специалисту управления культуры акимата Костанайской области Темировой Аиде Казбековне (приложение №8). И выяснили, что как такового авторского права на данные находки нет, так как автор неизвестен. Но закон «Об охране и использовании объектов историко-культруного наследия» существует, принят 26 декабря 2019 года.

Согласно Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 288-VI «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», в целях сохранения культурного наследия: объекты, имеющие особое значение для истории и культуры страны, вносятся в Государственный список памятников истории и культуры объектов историко-культурного наследия 4. Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры со дня внесения их в Государственный список памятников истории и культуры республиканского или местного значения. Но «Тобольскоий мыслитель» являет собой яркий пример тому, что можно назвать воровством. Не смотря на вышеуказанный закон изображение и копии «Тобольского мыслителя» являются брэндом «Аркаима». На сегодня можно с уверенностью заявить о том что наш край проиграл в одном – мы не можем не принять факт того, что великая загадка нашей степи принадлежит как «бизнес брэнд» совсем другой стране, а точнее Челябинской области Российской федерации. Тамошние учённые с их талантом и смекалкой очень быстро нашли применение находке сделанной в нашем крае. Уже на протяжении более двадцати лет под эгидой собственного «бренда» выпускает многочисленные копии и всевозможные сувениры, уменьшенные копии «Человека смотрящего в небо». Нельзя отрицать фактор того что на «Тобольского мыслителя» долгое время не обращали внимание власти края, возможно ни у кого даже не было мысли что маленькая фигурка способна произвести фурор в мировом сообществе (прилоежение №9). У каждого государства или края есть исторические артефакты или культурные достояния которые привлекают туристов, приносят финансовую прибыль региону. Возьмём к примеру «Джоконду» Леонардо Да Винчи, или Музей Петра первого «Кунсткамера», которая будоражит умы и сознание людей по сей день привлекает внимание туристов. Неужели наш «Тобольский мыслитель» при нужном подходе и «маркетинговом внимании» не смог быть достойным представителем края?! Ведь его древность, к тому же невероятное техническо-художественное исполнение, которое практически единично и не имеет аналогов в мире, так же способны привлечь внимание.

Для нас есть интересная новость: Нацбанк выпустил коллекционные монеты с «Тобольским мыслителем». В серии "Сокровища степи" монета Tobyl oishyly станет первой биколорной монетой с применением уникальной технологии танталовой вставки по форме изображения. На аверсе по периметру монеты проходит широкий матированный кант, на котором расположены надписи Qazaqstan Respyblikasy • Republic of Kazakhstan, надпись "500 Tenge", обозначающая номинал монеты. В центре монеты в обрамлении орнаментальной розетки – государственный герб РК. «На реверсе расположена стилизованная скульптура "Тобольского мыслителя" на фоне коллажа, состоящего из известных научных символов, олицетворяющих гений человеческой мысли, стремящийся к раскрытию тайн возникновения жизни и загадок мироздания". Продавать ее начали во всех территориальных филиалах Национального банка с 29 января 2020 года (приложение №10).

Заключение. Тобольской мыслитель это загадка. Загадка, которую еще необходимо разгадать. Кто, когда, и где его сотворил, скорее всего, определить с точностью и привязкой временному периоду никогда не получиться. Но именно такие истории считаются самыми интересными и завораживающими. Ведь подумайте только – артефакт-фигурка размером меньше футбольного меча становиться символом многих народов и культур. Это в первую очередь памятник, который связывают со «Страной городов» такими как: «Синташта», «Аркаим». Многие связывают происхождение «Тобольского мыслителя» с «зороастризмом», другие связывают его со «славянской расой», третьи «индоевропейской» культурой. Но уже сейчас ясно, что этот артефакт тесно сопряжен с историей «Приуралья» и «Тургайской низменности». Каким образом он оказался на территории, где не было ни каких признаков существования той или иной цивилизации? Ни чем не приметная местность, особенно не приносившая местному археологическому обществу ни каких сюрпризов и тут на тебе – артефакт и загадка мирового масштаба. Очень жаль, что наши местные ученые, а так же власти по достоинству вовремя не оценили все плюсы артефакта, и не определили «Тобольского мыслителя» в среду, которая была способна определить вектор, направление развития идейности как это случилось в Челябинской области. Соседняя область, место, где этот же артефакт но уже под другим названием «Человек, смотрящий в небо» стал брендом и своим «имиджевым преимуществом» покровительствует над целой сетью археологических памятников, привлекая внимание своей невероятной неповторимостью и «диковинным» видом.

В большинстве своём, обывателю, путешественнику очень симпатичен образ «Тобольского мыслителя». Его черты не отталкивают, а наоборот притягивают и уравновешивают внутренний баланс сил человека. Нет ни какого напряжения, глядя на него, переживаний и мятежного волнения с которым сталкиваются люди, к примеру, когда смотрят на Мумию Тутанхамона или скелет вымершего динозавра. Сегодня, глядя на красочное изображение «Тобольского мыслителя» на фото или картинке, мне хочется понять только одно - о чём же все-таки думал этот человек смотрящий в небо?!

Список использованной литературы:

Ченченкова О.П. Каменная скульптура лесостепной Азии эпохи палеометалла III-I тыс. до н. э. / Свердловский областной краеведческий музей. - Екатеринбург: Тезис, 2004. - 334, ISBN 5-94131-012-9

Материалы фондов Костанайского историко-краеведческого музея, статьи «Фигура сидящего человека из Костанайской области» (отд. XXXI, А 82); «Фигура сидящего человека из Костанайской области» (вторая) (отд. XXXI, А 236).

Дей Д. Б.. Руководитель проекта Turgay Discovery Казахстан, газета «Наш Костанай» 01.09.2016 г.

Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 288-VI «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия.

Раритеты археологической коллекции музее Костанайской области http://kostanay.gov.kz

Приложение №1.

Фото находки Тобольский мыслитель.

Приложение №2.

Фото бригадир совхоза «Мичуринский» - В.М. Елисеев.

Приложение №3. Фото интервью с Колбиной А.В., научным сотрудником отдела научно-исследовательского обеспечения региональной истории Костанайского областного историко-краеведческого музея.

Приложение №4. Фото копии - Тобольского мыслителя Костанайском областном историко-краеведческом музее.

Приложение №5. Фото интервью с Дей Д.Б., краеведом руководителем проекта Turgay Discovery Казахстан

Приложение №6. Фото находок антропоморфных скульптур в Костанайской области

Просмотров работы: 46