Моя семейная реликвия

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя семейная реликвия

Банцекина Д.Д. 1
1МБОУ" Соболевская СОШ",
Банцекина Г.Д. 1
1МБОУ" Соболевская СОШ",
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.Я считаю, что духовно-нравственные ценности могут формироваться через изучение истории своей семьи и большую помощь в этом могут оказать семейные реликвии. Каждый из нас «обязан заботиться о сохранении  исторического и культурного наследия», записано в ст.44 Конституции РФ.  Я решила познакомиться с историей своей семьи, именно через семейные реликвии. Моя бабушка учитель истории. Она хранит все письменные и вещественные источники, которые имеют отношение к нашему роду.   Судьба моих предков меня тоже заинтересовала, я решила более подробно узнать о наших семейных реликвиях. Особое внимание меня привлекли изделия из рога и очень интересное платье, которое хранила моя прабабушка. Почему она его не выбросила? Какое отношение имели мои предки к производству гребней? На эти вопросы мне и предстояло ответить. Цель исследования: Узнать историю семейных реликвий.  Задачи исследования.  1. Выяснить, какое отношение гребешки имеют к нашей семье.   2. Почему прабабушка, берегла платье?   3.​ Поделиться информацией о семейной реликвии с одноклассниками    Методы проведения исследования:   1самостоятельный информационный поиск     2 анализ семейного архива      3 интервьюирование бабушки  Гипотеза: Я предполагаю, что в каждой семье есть семейная реликвия.Источники информации. Основным источником информации для меня стали воспоминания Буровой Валентины Семеновны.  Материалы историко- краеведческого альманаха «Гуслицы».
                                                          Основная часть.                                  Что такое реликвия? Начнем наше исследование с определения термина «реликвия». В толковом  словаре В.И. Даля я прочитала, что реликвия, это - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.    Свое исследование я решила начать с анкетирования обучающихся нашей школы. В опросе приняли участие 48 человек. На вопрос: «Знаете ли вы, что такое реликвия?»из 23учащихся начальной школы, 15 человек не знают такого понятия, что составляет 60% от общего числа учащихся младших классов.-из 25 учащихся 5-6 классов, не знают о значении реликвии- 8 человек, что составляет 30%.Таким образом, можно сделать вывод, что из числа опрошенных учащихся,  47% не знают о значении слова «реликвия».На вопрос:«Есть ли в вашей семье семейная реликвия?Ответы были следующие:- из 23учащихся начальной школы, 8 человек ответили «да», 15 человек ответили «не знаю»;- из 25 учащихся 5-6 классов, 18 человек ответили «да», 7 человек ответили «нет»; По результатам анкетирования можно сделать вывод, что все кто знают, что такое реликвия, хранят и передают семейную реликвию по наследству.Какие же предметы, принадлежащие семье, могут называться семейной реликвией? Обратимся к исследованию третьего вопроса: если в вашей семье есть реликвия, то какая?Оказалось, что к числу семейных реликвий относятся совершенно разные вещи. Вот что я выяснила по результатам анкетирования:1. Православные иконы хранят - 3 семьи;2. Медали времен Великой Отечественной войны, принадлежащие  прадедушкам– 8 семей;3. Предметы быта: самовары, утюги, весы, керосинки – 5семей;4. Фотографии родственников, семейные альбомы– 29 семей;5. Старинные монеты – 2 семьи;6. Старинные книги – 1 семья.  В нашей семье тоже хранят реликвии. Моя бабушка создала целый семейный музей. Я бы хотела рассказать о некоторых из них. Меня, как девочку, привлекли внимание две вещи: необычные расчески и платье. Оказалось, что обе реликвии связаны друг с другом. Я родилась и живу в с.Хотеичи.  Моя бабушка рассказала, что село было центром гребенного производства. К концу 19 века в Хотеичах не было ни одного дома, где не было хотя бы одного гребенщика. Мои предки не исключение. Мой прапрадедушка Гордеев Семен Онфимович имел «фабричку», так раньше говорили про тех, кто имел станок для производства гребней. Гребни делали из рогов. За рогами ездили на мясокомбинат, в основном, в Москву. До станции Анциферово  шли  пешком, а там садились на поезд. Процесс производства гребешков был тяжелым.  Моя прабабушка, Бурова Валентина Семеновна, помогала папе снимать «рубашку» с гребешка и терпужить. Луговов Федор Андреевич, муж сестры моей прабабушки, очень подробно рассказал о производстве гребней, т.к. сам занимался этим промыслом. Воспоминания Луговова Ф.А. я прочитала в историко-краеведческом альманахе «Гуслицы» №5 в статье   Г.Д.Банцекиной «Хотеичи-западная граница Гуслицы».  «Все производство гребней можно разделить на 3 этапа. Вначале на пиле разрезали рог - от 1 до 3 штук с рога. Нарезанные штуки бросали в котел с горячей водой и на горн. Затем лопаткой их вытаскивали. По две штуки надевали на грелки (круглые деревяшки) на горне, на углях грелки крутят. Когда рога нагреются, грелка отдает их правиле. Грелками, в основном, были дети.» Мой прадедушка Гордеев Семен Анфимович был в грелках у своего отца с 11 лет. Учиться отец его не пускал. Вставал отец в 3-4 часа утра и шел терпужить (снимать верх рубашки, очищать плашку, затем плашку делают формой гребешка равняльником и, уже готовую, зубят на частые и мелкие зубья), после на терпуге снимают стружку с рога, а его будил  5 часов». Правили гребешки в лачужке, которая обычно стояла за домом.
Несколько штук гребешков у нас сохранились. Я попробовала расчесать свои волосы, у меня не получилось. Бабушка рассказала, что этими гребешками раньше вычесывали из головы вшей. Это был самый надежный способ. Промысел в селе играл более важную роль, чем, земледелие. Гребенщики не засиживались дома. Моя прабабушка, Бурова Валентина Семеновна рассказывала, как ее папа ездил продавать гребешки в Москву, а возвращался домой с порядочными, для деревни, деньгами – 100-150 р. До Великой Отечественной войны моя прабабушка ездила продавать гребешки в Москву вместе с папой. Были случаи, когда гребешки у них отнимали, или денег не платили, обманывали. Несколько раз прабабушка ездила одна за рогами в Москву на мясокомбинат. Рога клали в мешки, да старалась, чтобы побольше нагрузить. Молодая худенькая девчонка на себе тащила тяжелые мешки. После войны, прабабушка из-за гребешков, чуть-чуть не попала в тюрьму. В село стали возвращаться мужчины.  Собралась она замуж, только вот денег на свадебное платье не было. В доме от отца, который пропал без вести, остались гребешки. Решила она поехать в Москву и продать их, а на вырученные деньги купить материал для платья. По дороге в Москву, машину на которой ехала прабабушка, в д.Соболево остановил милиционер. Обыскал, нашел гребешки, которые были спрятаны в бидоны из-под молока, отобрал их, а на нее завел уголовное дело. В то время Валентина Семеновна работала секретарем сельского совета. Сколько было выплакано слез, прабабушка понимала, что ее посадят в тюрьму.  Помощь военкома спасла прабабушку от тюрьмы. Вызвали ее в районный совет, там она рассказала зачем нужны были деньги, ее выслушали, объявили выговор и сказали, чтобы не переживала и готовилась к свадьбе.  Материал для платья попросила прислать своего двоюродного брата, который служил в Германии. Он прислал. Свадебное платье прабабушка хранила до сих пор.Вот теперь мне стало понятно, почему платье не выбросили. С ним связано много и трагических, и счастливых дней в жизни прабабушки. Реликвии о которых я рассказала может быть не имеют исторической ценности, но они ценны для нашей семьи.                                                    

Заключение. Таким образом, мы подтвердили гипотезу: что во многих семьях есть реликвия. Работа над исследовательской работой дала мне   возможность задуматься об истории своей семьи.  Самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются очень дорогими.   Изучение истории своей семьи, через семейные реликвии, передаваемые из поколения в поколение помогает закладывать в нас духовно-нравственные ценности, с уважением относиться к своим предкам, к истории своей страны. Работая над данной темой, я не только узнала о своих предках и их занятиях, но и познакомилась с интересными фактами из истории своей малой Родины. Я поняла, как тяжело приходилось детям моего возраста и каким трудным было их детство по сравнению с нашим. Я обязательно расскажу о том, что узнала своим одноклассникам.                              

Литература:1.Конституция РФ ст.442.Г.Д. Банцекина. Историко-краеведческий альманах «Гуслицы»№5  статья «Хотеичи-западная граница Гуслицы».              3. Материалы семейного фотоархива.                                                                                                   Приложения.                                                                                                Роговые гребешки, сделанные моим прапрадедом Гордеевым С.А                                          Рассказывает моя прабабушка Бурова В.С.                                                           Свадьба прабабушки Буровой В.С. 1948г.                                                           Свадебное платье,1948г.         

Просмотров работы: 35