Пермский край - одна большая дружная семья

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пермский край - одна большая дружная семья

Быданова Е.И. 1
1МБОУ "СОШ №6"/МБУДО "ДД(Ю)Т" г. Лысьва
Скотынянская В.Э. 1
1МБОУ "СОШ №6"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Летом 2019 года в ЛКДЦ проходила выставка кукол под названием «Пермский край – одна большая дружная семья». Нас она очень заинтересовала, т.к. показала, сколько народов проживает на территории Прикамья. Как выглядят народные костюмы у женщин и мужчин.

Я в свободное время леплю миниатюрные фигурки из пластилина. Это различные животные. Во время лепки смотрю мультфильмы из цикла «Гора самоцветов». Каждая серия сначала рассказывает об одном из народов России, а потом начинается народная сказка.

И у нас появилась идея: совместить мое умение работать с пластилином, любовь к циклу мультфильмов «Гора самоцветов» и народы Пермского края. Понимаем, что это дело непростое.

Так появилась ГИПОТЕЗА: знание традиционных цветов и элементов одежды народного костюма поможет определить национальную принадлежность по национальному костюму.

ЦЕЛЬ работы: создание мобильного этнографического музея из пластилина.

Задачи работы:

Узнать: представители, каких народов проживают в Пермском крае.

Изучить особенности народных костюмов 9-ти народов Пермского края.

Слепить из пластилина миниатюрные экспонаты мобильного этнографического музея: мужчина и женщина в народных костюмах.

Создать мобильный пластилиновый этнографический музей.

Провести эксперимент по распознанию в экспонатах мобильного этнографического музея представителей 9-ти народов Пермского края.

Провести презентацию готового продукта и защитить работу на муниципальной НПК.

Объект исследования: народы Пермского края.

Предмет исследования: отличительные особенности (традиционные цвета и элементы) народных костюмов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методы эмпирического уровня (с помощью этих методов исследовательской работы мы будем изучать конкретные явления или процессы. На основе которых сформируем гипотезу, сделаем анализ и сформулируем выводы).

наблюдение;

тестирование;

фотографирование;

измерение;

сравнение.

Методы экспериментально-теоретического уровня (эти методы исследования нам помогут не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия):

эксперимент;

анализ;

исторический;

логический;

моделирование;

синтез.

Методы теоретического уровня (эти методы исследования нам позволят производить логическое исследование собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать умозаключения и теоретические обобщения):

изучение и обобщение;

анализ и синтез;

индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному).

Работу считаем актуальной, т.к. воспитание любви к малой родине можно осуществлять через использование знакомства воспитанников детского сада и школьников с народами Пермского края. С любви к малой родине начинается любовь к Родине.

Работа состоит из Введения, Заключения, 6-ти глав, списка литературы и приложений.

Исследование проводилось по направлениям: география, этнография, краеведение, изобразительное искусство.

Глава 1. История формирования этнического состава населения Пермского края.

Пермский край уникальный этнокультурный субъект России. Из курса истории, из уроков географии нам известно, что национальный состав населения формировался на протяжении длительного временного периода. Причем народы зачастую отличаются друг от друга по большому количеству признаков.

Считается, что одними из первых заселили территорию Прикамья предки современных тюркских и финно-угорских народов. Одни пришли с юга, другие проникли с северо-запада.

Вхождение пермских земель в состав Московского княжества в XV веке стало началом новой страницы в этнографической истории нашей малой родины. А до этого в эти края временами приезжали новгородские дружины за пушниной и солью.

Огромную роль в заселении Предуралья сыграл поход донского казака Ермака Тимофеевича. На западный склон Уральских гор стали постепенно проникать жители Сибири.

В XVI веке усилились миграционные в направлении с запада на восток и с востока на запад. Одни народы бежали из-за усиления феодального гнёта, роста влияния помещиков, расслоение жителей в деревнях. После падения Казанского ханства, усилилась роль православной церкви. Миссионеры стали проникать на восток. А вслед за ними потянулись представители разных народов.

К XVIIXVIII векам национальный состав Пермской земли сложился. В учебнике «Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский период» [2] мы узнали, что примерно в это же время сформировался народ коми-пермяки.

Важную роль сыграли в формировании этнического состава населения и процессы превращения Урала в металлургическую базу. На заводах нужны были рабочие руки. Ведь в тяжелых условиях соглашались работать немногие! Вот и принимали на заводы беглых крепостных, дезертиров, да и преступников. Сюда, на «вольные хлеба» бежали люди самых разных национальностей.

По данным первой переписи населения 1869 года национальный состав Пермской губернии выглядел так [4]:

Русские – 506 724 человека,

Коми-пермяки – 62 130 человек,

Татары – 19 130 человек,

Башкиры – 32 882 человек,

Удмурты – 3 346 человек,

Марийцы – 9 815 человек,

Манси – 424 человека.

В XX веке на этнический состав населения оказал влияние процесс индустриализации. Для строительства химических комбинатов в Соликамске и Березниках, Широковской и Камской ГЭС, других промышленных предприятий, приезжали представили самых разных народов.

Несмотря на достаточно пестрый национальный состав, за многие годы на пермской земли не произошло ни одного конфликта на национальной почве. Наоборот, народы обменивались между собой опытом жизни в Прикамье, элементами материальной и духовной культуры.

Перепись 2010 года позволяет нам получить сведения о современном составе населения [4]. Его мы привели в Приложении 1.

Глава 2. Исследуем национальный состав населения Пермского края. Отбираем экспонаты для этнографического музея.

Исторический анализ помог нам узнать этнический состав населения Пермского края.

По данным переписи населения 2010 года в Прикамье проживают представители около 80-ти народов. Из них 20 народов являются самыми многочисленными. (Приложение 1).

Для достижения цели нашего исследования мы отобрали 9 народов. Это число обусловлено тем, что мобильный этнографический музей по нашему решению представляет собой коробку, в которой выделено 9 ячеек. Одна ячейка – один народ.

Русские.

Ханты.

Удмурты.

Коми.

Коми-пермяки.

Марийцы.

Башкиры.

Татары.

Украинцы.

Выбор наш обусловлен несколькими причинами.

До XVI века земли Прикамья заселяли вогулы (манси) и зыряне (коми). Поэтому чтобы сохранить историческую справедливость, мы включили в список экспонатов мобильного музея народы коми, и еще один финно-угорский народ – ханты, ведь это один из многочисленных народов нашего северного соседа – республики Коми.

Русских мы выбрали из-за того, что это самый многочисленный народ в Прикамье. А коми-пермяки считаются коренным народом Пермского края. На северо-западе Пермского края находятся районы, которые до 2005 года были в составе Коми-пермяцкого автономного округа, самостоятельного субъекта Российской Федерации. Народ занимает 3 место по численности в Прикамье

На границе с республикой Удмуртией – проживает много удмуртов. На границе с Башкортостаном – башкир.

Мы посчитали, что будет правильным включить в область исследования украинцев и марийцев. Нам интересна их материальная и духовная культура.

Глава 3. Особенности народного костюма жителей Прикамья.

Для создания экспонатов для мобильного этнографического музея из пластилина нам нужны знания о народном костюме 9-ти народов, которые мы решили рассмотреть в своем исследовании.

3.1. Русский народный костюм.

Женский народный костюм.

Главные элементы костюма – рубаха и сарафан. Повседневная рубаха шилась из грубой ткани, часто женщины сами вечерами ткали её на станке. Работа была трудоёмкой. Поэтому каждый кусочек использовался в хозяйстве. Женщина никогда не начинала раскрой, ели не знала, куда она потом использует остатки!

Праздничные рубахи часто украшали вставками из пестряди (клетчатой цветной ткани). Иногда в селах можно увидеть, что рубахи шили на кокетке.

Отличительной чертой русского женского костюма можно смело считать сарафан. Более старые виды сарафанов называли дубас, верхница, сушин, шушин. Известно множество разновидностей: «глухой», тунико-образный, горбач или горбун, круглый, косоклинный.

Дополняет женский костюм пояс. Можно услышать их названия – покромка или опоясок. Чаще всего их плели сами девушки. Каждая придумывала свой узор. Он зависел от того, кому плетется пояс, какой смысл девушка вкладывает в узор (признание в любви, оберег и т.д.).

Невозможно представить женский костюм и без головного убора. Самый распространенный – кокошник. Он состоит из очелья и тыльной стороны. Очелье украшали жемчугом, бисером, золотой нитью. Эта часть была твердой. А вот тулейная часть, наоборот – мягкая.

Еще известно, что в Прикамье встречались и другой вид головного убора – чепец (самшура, шамшура, шашмура). Это головной убор круглой формы, верх отличался твердостью. Его носили всегда с платком.

На ноги женщины надевали лапти, сапоги. Зимой – валенки.

Русский мужской костюм.

Главные элементы мужского костюма – рубаха, штаны, пояс, головной убор сапоги. Рубахи шились всегда по одной выкройке, независимо от того, для какого возраста мужчине она предназначается. По вышивке, качеству ткани можно было понять каков уровень жизни мужчины. В отличие от женских рубах, у мужчин этот элемент одежды был предназначен для праздника, для участия в обрядах, на каждый день. Мужская рубаха всегда с длинными рукавами (закрывали пальцы), достаточно длинные (закрывали колени). Рубаху никогда не заправляли в штаны, а подпоясывали.

Обязательным элементом костюма являются штаны. Чаще всего можно видеть штаны, сшитые из холщовой ткани. Реже – шерстяной. Обязательно заправляли в сапоги или обматывали портянками (если носили лапти).

Завершали образ пояс, головной убор и сапоги. В зависимости от возраста пояс носили на талии (молодые парни) или под животом (старики).

На голове мужчины носили летом соломенные шляпы, картузы или грешевики. По праздникам украшали их цветами, вышивкой бисером, лентами, купленными на ярмарке.

О сапогах можно слагать целые поэмы. Богатые мужчины носили ичиги. Это мягкие сапоги, сшитые из атласа, бархата. Пятка была обязательно жесткой, а вот носок мог быть мягким. Более бедные, носили чёботы (с более коротким голенищем). Зимой вместо сапог носили валенки.

3.2. Коми-пермяцкий костюм.

У коми-пермяков одежда подразделяется на нательную и верхнюю.

Женский национальный костюм.

Нательная рубаха у женщин всегда делалась своими руками. Была длинная. Похожа на тунику. Верхняя часть делалась более нарядной, её было видно. Нижняя часть не украшалась, т.к. пряталась под сарафан. Рукава кроились узкие. Вырез всегда круглый, впереди обязательно делали разрез для удобства при надевании. Для экономии ткани под рукава вшивали ромбы из ткани. Иногда из другой ткани.

Верхняя одежда – это сарафан. Мы увидели сходство с сарафаном в русском костюме: много разновидностей, схожие названия. Сказалось длительное совместное проживание

У коми-пермячек можно увидеть запону, нам привычнее её называть фартуком или передником. Можно увидеть запону с нагрудником и без него. Часто украшали этот элемент вышивкой, более зажиточные - кружевами. Их просто пришивали по нижней части передника.

Главным отличием народного женского костюма коми-пермячек – головной убор. Самшура или шамшура имеет трапециевидный верх, а не круглый! Обязательно из красной ткани. А поверх вышивали узор бисером, золотыми нитками. Носят обязательно с платком. В конце XIX века стали носить мягкиеую шапочку – моршень.

На ногах носили лапти или сапоги.

Мужской коми-пермяцкий костюм.

Рубаха у коми-пермяков называется косовороткой. Для удобства при надевании разрез делают на правой стороне. Рубахи шили из тех же тканей, что и женские. Носят их навыпуск, поверх штанов. Штаны шили из белой или полосатой ткани.

Мужской пояс ткали более узким, чем женский.

Мужчинв на голове носили валяные шляпы и колпаки. Иногда можно было увидеть «русские шапки». Верх такой шапки шили из ткани, в оторачивали мехом, чаще овчиной.

Обувь – лапти.

3.3. Народный костюм народа коми.

Народ коми отличается красочными костюмами. Особенно праздничные костюмы. Для их изготовления используются самые лучшие ткани. А зажиточные коми даже использовали покупные ткани.

Женский костюм коми.

Как у русских и коми- пермяков включает в себя рубаху (длинную) и сарафан. Рубаха настолько длинна, что часто могла доставать до пола. Та часть, которая видна, шилась из более красивой ткани, нижняя часть – из ткани попроще, подешевле, более грубой, которая была устойчива к износу. Цвета тканей – серый и белый.

Сарафан женщины шили из яркой ткани. Подчеркивал какая красивая и умелая женщина в этом доме!

Для праздников шилась из дорогих и качественных тканей более праздничная одежда. Богато украшали вышивкой.

Мужской костюм коми.

Мужчины народа коми каждый день носили бельё, штаны и рубахи, из самых грубых и дешевых материалов. Традиционные цвета – белый и серый. Рубашка – косоворотка.

На праздники мужчины надевали яркие, можно даже сказать, цветастые наряды. Использовали для рубахи сатин или шелк. В прохладную погоду носили кафтаны, а позже пиджаки.

Штаны шили из сукна, очень мягкого.

Основной вид обуви – сапоги очень высокие.

3.4. Удмуртский народный костюм.

Для представителей народа удмурты одежда защита от злых сил, стихийных явлений в природе. С малых лет девочек учили шить одежду. В течение жизни тщательно ухаживали за своими нарядами.

Нас удивило, что в удмуртском языке каждый элемент костюма имеет свое название! (См. таблицу 1).

Таблица 1.

Удмуртские названия элементов народного костюма.

Русское название

Удмуртское название

кафтан

шортдэрем

штаны

эрезь

нагрудник

муресазь

платок

укотуг

рубаха

дэрем

шуба

Пась

фартук

азькышет

женские чулки

чуглэс

передник

азькышет

Женский удмуртский костюм.

Если сравнивать женский и мужской костюмы у удмуртом, то мы видим, что в женском ансамбле больше элементов. Мы нашли в литературе полный список:

рубаха,

кафтан без рукавов,

кафтан из шерсти,

кафтан распашной.

С точки зрения дизайна – женский костюм еще и более яркий! Удмуртки украшали рубахи искусной вышивкой. В основном вышивали рукава. Считалось, что именно вышивка оберегает от «плохого» глаза, от негативного воздействия злых духов (сил).

Чтобы получить представление об удмуртском костюме, вспомните ансамбль «Бурановкие бабушки». У них – традиционные народные костюмы!

Мужской удмуртский костюм.

Мужчины-удмурты очень похожи костюмом на русских мужчин. Ведь в ансамбле белая длинная до колен рубаха. Правда, отличие – полосатая ткань. Ворот рубахи вышивали замысловатым узором. Штаны шили из белой или синей холщовой ткани.

Пояс в мужском костюме – произведение искусства. На нем были вытканы красивые узора, которые редко повторялись. Ведь узор составляла каждая ткачиха! Пояс – это оберег! Поэтому такую важную роль играл узор на нем! Удмурты-ремесленники заменяли кожаными ремнями. На них крепили железные скобы для топора или молотка, а может быть, и для других инструментов.

3.5. Марийский народный костюм.

У этого финно-угорского народа очень оригинальные народные костюмы. Яркие, с декоративными отделками и необычными орнаментами. Костюмы шили строго в соответствии со старинными традициями. Сегодня марийский народный костюм – культурное наследие жителей республики Марий Эл. Отличительной чертой является деление одежды на 4 вида: праздничная, свадебная, обрядовая и повседневная.

Женский марийский костюм.

В народном костюме марийские женщины выглядели красочно, ярко! Сразу обращали на себя вышивкой с необычным орнаментом. С одной стороны костюм состоит из тех же элементов, что у других народов, а внешний вид – совершенно иной!

Во-первых: основной элемент – туника. Вышивка украшала у туники рукава, горловину, спину, подол.

Во-вторых традиционные рубахи изобильно декорировались. В ход шли красивые пуговицы, яркие ленты, бисер, бусины. По рубахам определяли насколько искусна мастерица.

В – третьих: неожиданно, но марийские женщины носили под одеждой… штаны! Свободные по крою, но модницы выбирали приталенные варианты.

В четвертых, женщины носили кафтан: летние или зимние.

Обувь традиционная. Летом – лапти, зимой – валенки или зимние сапоги.

Нас больше всего впечатлили нагрудные и поясные украшения. Для их изготовления шли монеты. Поэтому когда марийская женщина шла в народном костюме, издалека было слышно. Звон монет должен был отгонять злых духов.

Мужской марийский костюм.

Традиционно в костюм марийца входят элементы:

рубаха – тувыр (иногда туника),

штаны (холщовые),

пояс,

кафтан,

головной убор,

обувь.

Рубаха за несколько столетий в мужском костюме уменьшилась в длине: сначала достигала длины ниже колена, со временем стала длиной до середины бедра. Марийцы особое внимание уделяли горловине. Её украшали особо. Считалось, что специальный узор – оберег от сглаза, зависти, злых сил.

Штаны можно увидеть разных моделей: отличие по ширине, тканям.

Пояс – произведение искусства! Он ярко украшен либо тесьмой, либо вышивкой.

Обувь не отличается от других народов европейской части России: лыковые лапти, кожаные сапоги. Если семья была бедной, то ходили в онучах. Делали их из шерсти или холщовой ткани. Для зимы онучи изготавливали из более плотного и теплого материала – сукна.

3.6. Татарский народный костюм.

Татарский народный костюм это пример того, как учитывать традиционные занятия, требования религии, природно-климатические условия. Наверное, поэтому в костюме не холодно зимой, не жарко летом… Удобно скакать на лошади и заниматься домашними делами…

Народная одежда татар очень комфортна. Она включает в себя рубаху, шаровары (штаны свободного покрова) и халат распашной.

Женский татарский костюм

Из-за требований религии, рубаха у женщин шьется до самых ступней. И только из натуральных тканей. Зажиточные женщины могли позволить себе рубахи из парчи, бархата, шелка. А менее богатые – из хлопка. Рубаху обязательно украшали различными материалами. Так же как и марийки, татарки носили штаны. Сверху надевали камзол длиной до бедер. Он мог быть с рукавами, а мог и без них. Богато украшенный, например мехом или вышивкой. Под камзол надевали блузу. В качестве верхней одежды носили распашной халат.

Модницы носили много украшений. Их делали их меха, монет, бархата, перьев, тесьмы. Зимой носили шубу.

Каждая женщина обязательно носила на голове платок.

Мужской татарский костюм.

Мужчины носили просторные рубахи, чтобы они не стесняли движений во время работы. Причем, носили без пояса.

Штаны шили только из натуральных тканей (льняных, хлопчатобумажных), обязательно однотонных. Можно было встретить штаны из полосатой ткани.

На голове мужчины носили тюбетейки с золотой или серебряной вышивкой.

3.7. Башкирский народный костюм.

Национальный костюм башкир – пример уважительного отношения к предкам, традициям, обычаям, историческому наследию.

Орнаменты, узоры на костюме – важные символы. Все имеет определенный смысл. Если в вышивке видим фигурку животного, растение, значит, этот наряд может защитить от порчи, злых людей, привлекает богатство. Притягивает удачу.

Башкиры считают главным элементом «казакин». Это приталенная куртка. Рукава просторные. Застегиваются на пуговицы.

Женский башкирский костюм.

Башкирские женщины носят не рубаху, а платье «кулдэк». Обязательно с красивой вышивкой. Горловина широкая, а воротничок небольшой. Богатые башкирки перевязывали платье поясом, а более бедные – простой бечевкой. Для защиты от порчи сглаза, носили нагрудники. Под платьем должны быть обязательно штаны. По праздничным дня надевали красивый передник. Восточная красота подчеркивалась многочисленными украшениями. Зимой носили тулупы.

Мужской башкирский костюм.

Мужские башкирские костюмы нисколько не уступают по красоте и отделке женским.

В ансамбль входят:

рубаха,

штаны,

халат длинный,

чекмени (вид обуви),

тулуп из овечьей шерсти,

кафтан (кэзэк) – расклешенный с высоким воротом.

3.8. Украинский народный костюм.

Народный костюм украинцев один из самых ярких, эффектных. Его не спутаешь ни с чем. Стоит только увидеть хлопца в белой рубашке и широких шароварах. Сразу понимаешь – украинец. А девушку в венке из цветов с яркими лентами – это украинская девушка.

Народный костюм украинца это:

сорочка (рубашка),

шаровары (штаны),

кушак (пояс),

свитка или жупан (легкая верхняя одежда),

чоботы (красные кожаные сапоги),

шапка.

Женский народный костюм.

Женский украинский костюм кроме традиционных элементов состоит из юбки, пояса, жилета с цветочной вышивкой. Девушки на голову надевали цветочный венок с лентами. А замужние женщины - намитки. По праздникам носили красные кожаные сапожки.

Мужской народный костюм.

Казаки носили рубашки всегда заправляли в шаровары, которые могли быть красного или синего цвета. Вокруг пояса наматывали длинный широкий пояс. Он играл роль оберега. Защищал от физических повреждений. И считался хорошей защитой от магических заговоров. Концы заканчивались кисточками.

3.9. Народный костюм народа ханты.

Народ ханты живет в очень суровых природных условиях. Поэтому при изучении народного костюма, мы пришли к выводу, что одежда до мельчайше детали приспособлена к ношению в таких суровых краях. Вся жизнь народа ханты связана с северным оленем. Это средство передвижения, источник пищевых продуктов и даже витаминов (свежая кровь и первые рога – панты), материал для строительства жилища и изготовления одежды и обуви…

Женский народный костюм коми.

Женщины народа коми носят яркий халат. Шьют его из суконной или хлопчатобумажной ткани. Поверх надевают украшения: бляшки с изображением тотемных животных, иногда пришивают колокольчики – отгонять злых духов. Завершает костюм платок на голове. Очень большой по размерам, украшенный красивыми кистями.

Зимой женщины этого народа носили сах – двойную меховую шубу из оленьего меха. Первый слой мехом наружу. Изобильно украшен разными видами национальной вышивки. А внутренний слой (подкладка) мехом внутрь. Для сохранения тепла.

Можно сказать, что женщины коми были искусными мастерицами, ведь они изготавливали украшения. Из бисера вышивали узоры на воротниках, делали нагрудные украшения. Бисер – неотъемлемая часть народного костюма у народа ханты.

Мужской народный костюм коми.

Мужчины народа коми летом носили малицы (мольщах). Это традиционная мужская одежда, которая шьется из меха оленя. Мех направлен внутрь. Это главная защита от холода, вьюги, ветра, снега. Отличительной чертой малицы является капюшон, пришитый к горловине и варежки, пришитые к рукавам. В метели такой капюшон защищает лицо. Так вот летом, мужчины носили старые мялицы, уже изрядно выношенные, которые не могли согреть зимой. А летом в них было очень комфортно, ведь оленья шкура отличная защита от гнуса, комаров…

Еще мужчины носили совик. Встречаются и другие названия этого вида мужской одежды – гусь, кумыш. Это глухая одежда, мехом наружу.

Мы отметили рациональный подход в мужском народном костюме ханты: летом носили более старую одежду, поношенную, но еще достаточно крепкую.

В некоторых источниках мы увидели упоминание, что мужчины носили совик или мялицу, сшитые из черного сукна. Южные ханты, как и восточные, носили халат из грубого сукна. Был он короче мялицы или совика, зато по вороту, по краю рукава и правая полочка оторочены мехом. Иногда встречались летние брезентовые плащи. Сукно брезент ханты выменивали на ярмарках на шкурки пушных животных.

Зимой мужчины ханты носили новые меховые мялицы и совики.

Обувь ханты тоже шили из оленьего меха и кожи Нюки (вай) – летняя обувь из замши, выделанной из оленьей кожи. А кисы (вай) - зимний вариант. В них вставлялся специальный чулок, сшитый из меха оленя. Кисы украшали узорами.

Теперь мы знаем, какие цветам нам нужно использовать для изготовления экспонатов для мобильного этнографического музея ил пластилина.

Глава 4. Традиционные цвета в народных костюмах.

В литературе мы нашли очень мало сведений о традиционных цветах в русском национальном костюме. В основном это белый и красный.

Белый испокон веков традиционный цвет в русском народном костюме. Ведь он символизирует чистоту, обновление, радость, праздник. Для женщин белый – невинность. Для мужчин – победа, в частности, победы духа над плотью.

Красный цвет – красивый! Символизировал в костюме радость, полноту жизни, любовь.

Традиционные цвета костюма у коми-пермяков – белый, красный, синий. К сожалению, значение цветов в костюме коми-пермяков мы не нашли.

Народ коми не придавал особого значения цветам в одежде. Поэтому мы не нашли конкретной информации. Предполагаем, что цвета могут быть созвучны цветам в костюме коми-пермяков, т.е. белый, красный, синий.

Черный, белый, красный - национальные цвета республики Удмуртии. Эти же цвета чаще встречаются в народных костюмах

Сами удмурты каждому цвету придают определенное значение. Например, плодородную почву, стабильность в жизни символизирует черный цвет. Жизнь, солнышко – присутствие красного цвета. Чистоту помыслов и мыслей, нравственность поступков выражает белый.

Есть различия в цветовой гамме костюмов между северными и южными районами. Так, южные удмурты предпочитали не только красный, но зеленый и коричневый. Северяне же строго соблюдали традиции, узоры раскрашивали в национальные цвета республики.

В марийском народном костюме белый – основной цвет. Рубахи, туники всегда из белой или отбеленной ткани. А элементы украшений могут быть черными, бордовыми или алыми, кирпично-коричневыми или коричневыми.

В литературе нет упоминания о традиционных цветах в народном татарском костюме. Анализируя фотографии народных татарских костюмов, мы пришли к выводу, что популярен насыщенно-бордовый цвет. Так же достаточно часто встречаются зеленый, синий, золотой, белый и коричневый цвет. Раз нет традиционных цветов, следовательно, им не придается особое значение, как у других народов.

В праздничном народном костюме башкир используются два цвета. Красный цвет – это образ дома, семейного очага. А белый – согласие в семье, яркое солнце.

В костюмах на каждый день чаще других можно увидеть: зеленый, желтый, коричневый, синий, красный и черный. Отличительная цветовая особенность – комбинации из двух цветов. Например: белый и красный, синий и желтый, зеленый и черный, желтый и коричневый.

В украинском народном костюме цвета были традиционными для каждого элемента ансамбля. Сведения мы представили в таблице 2.

Таблица 2.

Традиционные цвета в украинском народном костюме.

Элемент одежды

Традиционный цвет

рубашка

белый

штаны

Красный, синий

юбка

красный, черный, коричневый

Во многих элементах

зеленый, серый, голубой, реже желтый

Ханты – коренной народ Югры. Поэтому они используют в народном костюме символику цветов этого субъекта РФ. Например, богатые водные ресурсы (реки, озера) в костюме обозначают синим цветом. Большую часть года в этой местности лежит снег, поэтому в костюмах мы видим белый цвет. А зеленое золото – тайга – это зеленый цвет!

Есть информация о женских украшениях. Их изготавливали их бисера. Это были вышивки на воротниках, нагрудные украшения. Так вот на них традиционно использовались контрастные цвета: белый и синий, красный и голубой, зленый и желтый.

Глава 5. Создаем мобильный этнографический музей из пластилина.

Мы изучили состав народного костюма (женского и мужского) у 9-ти народов, которые проживают в Пермском крае. Теперь переходим к созданию экспонатов музея.

В первую очередь мы посчитали традиционные цвета:

Белый,

Синий,

Голубой,

Красный, в том числе алый,

Бордовый,

Коричневый,

Кирпично-коричневый,

Серый,

Черный,

Желтый,

Зеленый.

Теперь мы идем в магазин и покупаем наборы пластилина для детского творчества. Выбираем наборы, которые содержат традиционные цвета народных костюмов жителей Пермского края. У нас получилось 3 набора.

Когда готовы материалы для работы, начинаем создавать сами экспонаты. Нам нужно слепить 18 фигурок размером не более 6,5 см. Т.к. Ячейки в мобильном музее имеют примерные размеры 6,5*6,5 см. Смотрим мультфильмы из цикла «Гора самоцветов. Сверяемся с костюмами для бумажных кукол (Приложение 2), с фотографиями в книгах.

На всю работу у нас 3 месяца.

Музей готов. Делаем этикетки и можно переходить к эксперименту.

Глава 6. Эксперимент.

Для эксперимента мы выбрали двух учениц МБОУ «СОШ №6». Участница № 1 – ученица 1 класса «М». Участница № 2 - ученица 9 класса «С».

Описание эксперимента.

Мы пригласили по очереди в кабинет географии двух участниц. Эксперимент состоял из двух частей.

Часть первая. Участницам было предложено определить, представители каких народов представлены в мобильном музее.

Участница № 1 «М» узнала представителей:

Русские. Она отметила, что могли узнать народ элементы костюма: кокошник, красный сарафан и балалайка в руках у мужчины.

Украинцы. Нельзя было не узнать девушку с венком из цветов на голове.

Татары. Участница «М» узнала по рубахе зеленого цвета и оборкам на женском костюме.

Башкиры. Подсказал нарядный кафтан у мужчины и казанкин (жилетки, как сказала участница эксперимента) у женщины.

Участница № 2 «С» узнала представителей:

Русские. Нельзя не угадать по балалайке.

Удмурты. Помогли полосатые штаны в мужском костюме.

Башкиры. Нарядный костюм у мужчины и бело-красный наряд у женщины.

Коми-пермяки. Передник и кокошник у женщины.

Украинцы. Чуб, шаровары у казака и венок из цветов в женском костюме.

Татары. Тюбетейка и зеленая рубаха в мужском костюме.

Вывод по эксперименту с участницей № 1: Ученица 1 класса узнала 4 народа из 9-ти. Ученица 9 класса узнала 6 народов. Это означает, что нам удалось правильно подготовить экспонаты для мобильного музея. Представители народов узнаваемы.

Вторая часть эксперимента. Мы предложили участницам список народов. В списке народы записали в алфавитном порядке, чтобы участницы не могли угадать. Попросили рядом с народом написать, номер, под которым находится этот народ.

Результаты эксперимента мы приводим в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты второй части эксперимента.

Участница № 1 «М»

Участница № 2 «С»

Народ

Номер в мобильном музее

Народ

Номер в мобильном музее

Башкиры

4

Башкиры

4

Коми

 

Коми

 

Коми-пермяки

 

Коми-пермяки

6

Марийцы

 

Марийцы

 

Русские

1

Русские

1

Татары

9

Татары

9

Удмурты

 

Удмурты

3

Украинцы

7

Украинцы

7

Ханты

 

Ханты

 

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что вторая часть эксперимента подтвердила результаты первой части. Участницы узнают по 4-6 представителей народов Пермского края. Не узнают представителей народов коми, ханты и марийцев. Этому может быть несколько объяснений. В Лысьвенском районе не проживают представители этих народов, следовательно участницы эксперимента не могли видеть жителей нашего города в таких народных костюмах. Кроме того, вопросами народов Прикамья эти девочки явно не занимались.

После проведения эксперимента мы провели небольшую «экскурсию» по мобильному музею. Думаем, что теперь девочки имеют некоторое представление о 9-ти народах малой родины.

Эксперимент помог подтвердить гипотезу. Зная традиционные цвета и элементы народного костюма можно определить представитель какого народа перед нами.

Заключение

Пермский край – одна большая дружная семья. Здесь дружно живут представители более 80-ти народов России.

В начале работы мы поставили перед собой ГИПОТЕЗУ: знание традиционных цветов и элементов народного костюма поможет определить национальную принадлежность по национальному костюму. Гипотезу мы подтвердили.

ЦЕЛЬ работы достигнута. Мы создали мобильный этнографический музей из пластилина.

Задачи работы выполнены:

Мы узнали: представители, каких народов проживают в Пермском крае. (Приложение 1).

Изучили особенности женских и мужских народных костюмов 9-ти народов Пермского края.

Слепили из пластилина миниатюрные экспонаты мобильного этнографического музея: мужчина и женщина в народном костюме.

Создали мобильный этнографический музей из пластилина. (Приложение 3).

Провели эксперимент по распознаванию в экспонатах мобильного этнографического музея представителей 9-ти народов Пермского края.

Провели презентацию готового продукта и готовимся защищать работу на муниципальной НПК.

В работе нам помогли полученные знания об элементах народного костюма, знание традиционных цветов в костюмах 9-ти народов Пермского края.

Нам удалось совместить увлечение лепкой миниатюрных фигурок из пластилина, просмотр цикла мультфильмов «Гора самоцветов» и народы Пермского края.

Наша работа может быть продолжена. Можно подготовить 2-ой, 3-ий залы музея. Подготовить цикл бесед о народах, об особенностях костюмов. В беседу обязательно включить демонстрацию мультфильмов цикла «Гора самоцветов».

Считаем, что работа является актуальной. Ведь о народах очень мало рассказывают ученикам в школе на уроках географии. А ведь это такой интересный материал! Изучая особенности народных костюмов, мы узнали, что во время его изготовления народы учитывали и природные условия (особенно климатические), и материалы, которые были им доступны! А сколько еще полезной и нужной информации можно узнать!

Наша работа может служить занимательным способом воспитания интереса к изучению народов Пермского края, их традиций, культуры, искусства, следовательно, будет воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма. Знакомство с этнографическим музеем послужит толчком для дальнейшего изучения малой родины. Расширит кругозор детей.

С помощью мобильного этнографического музея можно показать уникальность национального состава населения Прикамья. Познакомить школьников с некоторыми страницами истории заселения и освоения края. А так же это пример, как провести досуг детей с пользой. Например, в период пандемии или летних каникул. Вылепливая фигурки народов Пермского края из пластилина, дети развивают мелкую моторику рук, подготавливая их к письму. Узнают новое, развивают память, внимание и творческое воображение.

Думаем, что предлагаемый нами мобильный музей может быть интересен не только учителям в школе, но и воспитателям в детском саду. Он может послужить примером и воплощением идеи в другом варианте – например, мобильный этнографический музей из фетра или любых других материалов. Можно создать мобильный музей из пластилина о животных, растениях. Главное – интересоваться своей малой родиной. Изучать её, любить и гордиться тем, что живешь в Пермском крае – одной большой дружной семье!

Список литературы

Выпущено новое пособие. [Электронный ресурс]//Министерство образования и науки Пермского края: [Сайт]. URL:https://minobr.permkrai.ru/about/news/13098/

Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский период/ под ред. Р.А. Кассиной/ [Ю.В. Глазырина, А.С. Лучников, С.Э. Мышлявцева, А.В. Фирсова, И.В. Фролова]. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.

Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География. Пермская область. – Пермь: Издательство «Книжный мир», 1999.

Народы Пермского края. История и этнография. Том 2/Д.И. Вайман, Т.Г. Голева, М.С. Каменских, С.А. Шевырин, А.В. Черных (науч. рук.). – Пермь: Издательство «Пушка», 2014.

Попова О.Н. «Уроки бабушки Пелагеи». Бабушкин сундучок. Пермь, 2018 г.

Русские Перми: история и культура / М.С. Каменских, А.В. Черных, И. А. Подюков. СПб.: Изд-во «Маматов», 2015.

Традиционная кукла народов Прикамья. СПб.: Изд-во «Маматов», 2014.

Черных А.В. Башкиры Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2016.

Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. - Пермь.: Издательство «Пушка», 2007 г.

Черных А.В. Удмурты Перми: история и культура. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017.

Все Украинские сказки. Сборник. (Развивающий мультфильм). [Электронный ресурс]// Гора самоцветов [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5bhPLXGVfoQ (Дата обращения: 13.10.2020 г.).

Заяц-слуга (Hare the servant) Татарская сказка. [Электронный ресурс]// Гора самоцветов. [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=73D5GxAxhzs (Дата обращения: 27.10.2020 г.).

Птичья Нога (The bird foot) Башкирская сказка. [Электронный ресурс]// Гора самоцветов. [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FIsolAFWk9E (Дата обращения: 10.11.2020 г.)

Проделки лиса (Fox tricks) Хантская сказка. [Электронный ресурс]// Гора самоцветов. [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Of9dSYvh8m0

Солдат и Смерть (Soldier and Death) Удмуртская сказка. [Электронный ресурс]// Гора самоцветов. [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YsMN9G6lSGA (Дата обращения: 25.11.2020 г.).

Сборник русских народных сказок. Развивающий мультфильм. [Электронный ресурс]// Гора самоцветов. [Сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iFzyg_Adkco (Дата обращения: 09.12.2020 г.).

Приложение 1.

Народы Пермского края, 2010 г.

Народы Пермского края

Перепись населения 2010 г.

тыс. чел.

В % ко всему населению

 

Русские

2401,7

85,2

 

Татары

136,6

4,8

 

Коми-пермяки

103,5

3,7

 

Башкиры

40,7

1,4

 

Удмурты

26,3

0,9

 

Украинцы

26,0

0,9

 

Белорусы

11,0

0,4

 

Немцы

10,2

0,4

 

Чуваши

7,0

0,3

 

Азербайджанцы

5,8

0,2

 

Марийцы

5,2

0,2

 

Армяне

5,0

0,2

 

Евреи

2,6

0,1

 

Мордва

2,3

0,1

 

Таджики

2,0

0,007

 

Узбеки

2,0

0,07

 

Молдаване

2,0

0,007

 

Грузины

1,6

0,06

 

Казахи

0,8

0,03

 

Другие национальности

27,1

0,9

Приложение 2.

Бумажные наряды для кукол

Куклы

Коми-пермяцкий народный костюм.

Чувашский народный костюм.

Марийский народный костюм

Удмуртский народный костюм

Татарский народный костюм.

Русский народный костюм.

Приложение 3.

Мобильный этнографический музей из пластилина.

Экспонаты музея:

Русские.

Ханты.

Удмурты.

Башкиры.

Марийцы.

Коми-пермяки.

Украинцы.

Коми.

Татары.

Просмотров работы: 289