Введение
В декабре 2017 года в городском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Кружевная сказка». На выставке были представлены работы трех кружевниц нашего города: Мельниковой В.Н., Бекишевой Т.Э., Стукаловой Т.И. Выставку посетили несколько тысяч человек. По местному телевидению был показан сюжет об открытии выставки, в городской газете «Искра» опубликована статья М. Решетниковой. Выставка позволила лысьвенцам увидеть красоту кружевных изделий и познакомиться с техникой коклюшечного кружева.
В программе Дня города в июле 2019 года был показ коллекции кружевных изделий народного мастера Пермского края Бекишевой Татьяны. Дефиле собрало большое количество зрителей и никого не оставило равнодушным.
К сожалению, на официальных сайтах, в народной энциклопедии Лысьвы не удалось найти каких-либо сведений по интересующей нас теме.
Нам стало интересно, откуда и когда этот вид декоративно-прикладного искусства (далее - ДПИ) появился в Лысьве, сколько кружевниц плетут изделия на коклюшках, существуют ли разновидности коклюшечных кружев? И почему о кружевницах так мало информации?
Мы выдвигаем гипотезу о том, что кружевоплетение в Лысьве появилось благодаря миграционным процессам.
Актуальность нашей работы не вызывает сомнений, т.к. никто до этого момента не изучал историю кружевоплетения в городе, а ведь некоторые мастерицы получили звание «Народный мастер Пермского края». Имеют учениц, участвуют в краевых фестивалях, т.е. прилагают большие усилия для развития этого вида ДПТ, популяризации кружевоплетения и являются своеобразным брендом лысьвенской земли. Необходимо восстановить историческую справедливость: узнать кто является основателем кружевоплетения в нашем городе, кто продолжает традиции и старается увлечь данным ДПТ подрастающее поколение.
Объект исследования: кружевоплетение в Лысьве.
Предмет исследования: лысьвенские кружевницы и история появления кружевоплетения в Лысьве.
Цель работы: сбор сведений о кружевницах Лысьвы.
Задачи исследования:
1. Изучить историю кружевоплетения в Лысьве.
2. Собрать информацию о лысьвенских кружевницах.
3. Подготовить электронную мини-энциклопедию «Лысьвенские кружевницы».
5. Подготовить «Волшебный сундучок кружевницы».
6. Познакомить одноклассников и воспитанников НОУ «География» с результатами исследования.
Методы работы:
Методы эмпирического уровня:
интервью;
собеседование;
фотографирование;
научное описание,
сравнение.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
анализ;
моделирование;
исторический;
Методы теоретического уровня:
изучение и обобщение;
анализ и синтез источников информации (в т.ч. устных).
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках технологии, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов, занятий НОУ, кружков «Эрудит» и др. Мини-энциклопедия может быть размещена на сайте «Народная энциклопедия Лысьвы», в электронной библиотеке на сайте МАУ ДПО «ЦНМО», на сайте МБУК «Лысьвенская БС». Тем самым будет положительно работать на имидж Лысьвы, как города кружевниц
Исследовательская работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Исследование велось по направлениям: история, география, краеведение, декоративно-прикладное творчество (народные ремесла).
Глава 1. Кружевоплетение.
История кружевоплетения
Точную дату появления кружевоплетения на коклюшках не сможет назвать ни один человек на Земле. Ведь ни в одном документе нет упоминания, когда именно человек придумал наматывать на палочки нитки, перепутывать нитки между собой и использовать колючки боярышника (а может быть другого кустарника) в качестве булавок. И когда это произошло – никому не известно.
Известно, что в национальном музее Каира (Египет) есть изображения цариц в одеяниях с кружевными вставками. Этот факт позволяет определить примерный возраст появления кружевоплетения – 4000 - 6000 лет.
Работая с источниками информации, мы пришли к выводу, что кружевоплетение берет свое начало в древние времена.
В учебниках истории можно встретить парадные портреты царственных особ, дворян в нарядах, украшенных кружевами. Особенно поражают воротники, состоящие из мягких складок кружева, плотно охватывающие шею и придающие парадный вид.
Поработав с энциклопедиями, мы узнали, что такой тип воротника стал моден в конце 16 века. Считается, что появились они в Испании, поэтому и носят испанские названия: грангол, горгера, испанский воротник, фреза. Удивляют размеры таких воротников. Наверное, чрезмерно большие воротники и стали критики называть «мельничными жерновами».
Стоили кружева очень дорого, ведь это ручная работа. Многие дворяне разорялись, чтобы купить кружева и украсить ими свои наряды.
Первый центр кружевоплетения, о котором есть официальная информация – Венеция. Именно из этого города пошла мода на кружева. Местные жители сложили красивую легенду о появлении промысла. (Приложение 1.)
История кружевоплетения в России
Первые сведения о кружевоплетении на коклюшках каждый советский школьник получал на уроках литературы.
В повести А.М. Горького «Детство» одной из главных героинь была бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина. Ученики, прочитав повесть, не обращали внимание на то, что бабушка писателя была талантливой кружевницей. Она с 9 лет начала плести кружева. Через несколько лет уже «в славу по городу вошла». В повести «Детство» М. Горький вспоминает её саму за коклюшками: «Бабушка, сидя под окном быстро плела кружева, весело щелкали коклюшки, золотым ежом блестела на солнце подушка, густо усеянная медными булавками. И сама бабушка, точно из меди лита, - неизменна!» [4].
В городе Нижний Новогород есть филиал музея А.М. Горького. В одном из залов располагается экспозиция «Музей детства». Туристы воочию могут увидеть какой была комната Акулины Ивановны. Их внимание могут привлечь приспособления для плетения коклюшечных кружев. На центральном месте находится подставка в виде козел, валик со сколком, коклюшки, кружевные изделия. Цель этой экспозиции – сохранить память об изящном и самобытном промысле Поволжья.
Возникает вопрос: «Как появился промысел кружевоплетения в России?».
Конкретную дату нам найти не удалось. Приоткрывает завесу тайны сказка «Семь Катерин» (Приложение 2). Можно предположить, что именно во времена правления Петра I кружевоплетение на коклюшках появилось в России. Одна из причин появления этого вида ДПИ – торговля со странами, в которых кружева плели и очень ценили.
1820 год – первое упоминание о ВОЛОГОДСКИХ кружевах. Подробное изучение этого вида кружева не входит в область нашего исследования. Мы отметим только, что вологодская кружевница Анфия Федоровна Брянцева оказалась новатором в искусстве кружевоплетения на коклюшках. Придумала плести кружева большого размера частями. Для этого технический рисунок разделяли на части, а потом кружева соединяли в одно изделие.
В советские годы известность приобрела Виктория Николаевна Ельфина. Художник – конструктор разработала большое количество сколков для предприятия «Снежинка». Изделия, выполненные по этим сколкам, сейчас являются уникальными музейными экспонатами.
Центры кружевоплетения в России
Изучение вопросов появления кружевоплетения на коклюшках в России позволило нам узнать центры. Сегодня на весь мир известны «кружевные» города:
Балахна, город в Нижегородской области: балахнинское кружево.
Вологда, город в Вологодской области – вологодское кружево.
Галич, город Костромской области – галичское кружево.
Елец, город в Орловской области – елецкое кружево.
Кадников, город в Вологодской области – кадниковское кружево.
Калязин, город в Тверской области – калязинское кружево.
Кириши, город в Ленинградской области - киришское или зАхожское кружево.
Киров, город в Кировской области: кировское, кукарское, вятское кружево.
Михайлово, село в Рязанской области - михайловское кружево.
Торжок, город в Тверской области - кружево из Торжка.
Щапово, поселок, новая Москва – подольские кружева [2, 15].
Вполне возможно, что когда-нибудь появится и лысьвенское кружево.
Глава 2. Основы кружевоплетения.
Основные принадлежности для плетения кружева
Чтобы изучать кружевоплетение, нужно знать основы этого вида декоративно-прикладного искусства.
Чтобы начать плести кружева, стоит подготовить необходимые принадлежности.
Главный инструмент – ПОДУШКА. В разных городах его называют по-разному: валик, куфтырь, барабан, пуга, бубен. Его туго набивают разными материалами: опилками, соломой или сеном. Современные мастерицы могут использовать толстый поролон. Его поверхность должна быть максимально ровная, т.к. на ней крепится сколок. Сверху надевают чистую наволочку, чтобы не загрязнялись кружева. Менять её нужно достаточно часто. Некоторые мастерицы сверху накрывают салфеткой, так называемой «покрывашкой», чтобы не накапливалась на изделии пыль.
Для подушки необходима специальная ПОДСТАВКА. Часто её называют козлами, пялами. Конструкция может быть самой разной. Её вполне можно изготовить самостоятельно, в домашних условиях.
Не менее важный инструмент – КОКЛЮШКИ. Их назвали так потому, что во время работы они издают звуки «кок-кок». Это деревянные палочки, на которые наматываются нитки. У коклюшки есть головка (в верхней части), шейка (на неё непосредственно наматывается нитка) и конец (его держит кружевница в руках). Изготавливают коклюшки из разных материалов: древесина, пластмасса. Наиболее предпочтительно использовать древесину яблони, клёна. Из них коклюшки получаются гладкие, прочные, не образуют заусенцев. Можно использовать также древесину дуба, вяза, бука. А вот коклюшки из сирени – самые звонкие! Иногда коклюшки украшают росписью. В разных местностях их называют по-разному: букляшки, палочки, клюшки.
В фольклоре встречается упоминание про коклюшки [1]:
Языком плетёт, что коклюшками.
Кутуз да коклюшки — балахонские игрушки!
Коклюшки — шутки, балясы, сплетни.
Перебирать коклюшки — болтать вздор.
Подпустить коклюшку — придумать хитрость, обман.
Коклюшки плесть — говорить намёками, обиняками.
Коклюшечные кружева невозможно сплести без БУЛАВОК. Это вспомогательные приспособления. Нужно отметить, что ученые предполагают, что кружевоплетение возникло именно тогда, когда мастерицы догадались использовать колючки боярышника в качестве иголок. Со временем колючки были заменены металлическими булавками. В идеале булавки должны быть медными или латунными, чтобы не ржавели. Сейчас в распоряжении кружевниц нержавеющие булавки с головками. В советские годы промышленность не выпускала такие булавки. В магазинах можно было найти только булавки с петелькой на конце. В таком случае, растапливали олово и каждую булавку обмакивали в расплавленный металл. Это было не очень удобно. Нитки цеплялись за неровности в застывшем олове.
ИГЛА для накола. Такое приспособление всегда делали мастерицы сами. В точеную деревянную палочку вставляют ушком швейную иглу. Мастерицы еще такую иглу называют «наколюшка», т.к. используют для перекалывания сколков на плотную бумагу.
СКОЛОК – это технический рисунок. Именно по нему и плетут кружева. Раньше сколки рисовали от руки. Поэтому все изделия были неповторимые! С развитием промысла, появились мастерицы, которые специализируются только на составлении сколков. Затем их выдают кружевницам. Каждый сколок - это уникальный синтез инженерного и художественного искусства! Каждый сколок авторский! А на вологодском предприятии «Снежинка», сколки – секретные материалы. Их нельзя ни купить, ни сфотографировать! Поэтому кружевные изделия – бренд Вологды и России.
ВЯЗАЛЬНЫЙ КРЮЧОК. Он необходим для плетения сцепного кружева. Во время соединения отдельных частей или элементов узора выполняют операцию «сцепка». Так же вязальный крючок нужен для выполнения паучка навивного. Самые применимые в сцепном кружеве крючки - № 0,6 – 1,0.
НИТКИ. Кружевные изделия и кружева можно плести из льняных, хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, капроновых, лавсановых ниток. Номер ниток влияет на тонкость кружева. Сейчас в распоряжении мастериц нитки из полиэстера. Они прочные, хорошо держат форму. Дают небольшую усадку. Не деформируются во время стирки.
Все основные принадлежности мы представили в Приложении 3.
Приемы плетения основных элементов кружева
В музыке 7 нот, а в коклюшечном кружеве 7 основных элементов:
плетешок,
полотнянка,
сетка,
насновки,
паучок навивной,
скань,
сцепка.
Описание этих элементов мы приводить не станем. Их можно найти в источнике [8] и в Приложении 4.
Глава 3. Кружевоплетение в Лысьве.
История появления кружевоплетения в г. Лысьва
Для сбора информации по истории появления кружевоплетения в нашем городе, мы обратились в городской архив. Оказалось, что в архивном фонде №1 нет никаких сведений о кружевоплетении в Лысьве.
После такой неудачи мы обратились к Мироновой Н. В. Она долгие годы работала главным хранителем фонда в городском краеведческом музее. Нина Васильевна нас тоже разочаровала. В музейном фонде нет никаких материалов о кружевницах Лысьвы.
Остался один способ – беседы с кружевницами.
Мельникова Валентина Николаевна рассказала, что перед войной или в годы Великой Отечественной войны в Лысьву из города Киров приехала с семьей тетя Лиза Дубровина. Она была кружевницей, плела кружева. Когда об этом узнали в школе № 10, то обратились с просьбой поучить девочек этому ремеслу. Уроки проходили в спортивном зале. Девочки склоняли свои головы над валиками и перебирали коклюшки. В частности, по воспоминаниям Валентины Николаевны, кружевоплетению училась её старшая сестра Тамара.
Для поисков информации о первой кружевнице Лысьвы мы дали запрос в городской общественно-политической газете «Искра» [14]. К сожалению, никто не откликнулся.
Из бесед с кружевницами, мы узнали о том, как появились первые сколки в нашем городе.
Для плетения кружева нужны были сколки. Готовых, которые кружевница привезла с собой из Кировской области, было не так много. Тогда тетя Лиза стала учить девочек делать сколки простых изделий. В ход шел любой картон, который можно было найти в городе в годы войны. От руки школьницы рисовали сколки, а потом по ним плели. А готовые сколки брали домой на ночь, перекалывали на картон, обводили. Потом долгие годы хранили.
После войны сколки также оставались большой редкостью. Поэтому до сих пор можно в некоторых квартирах или домах найти сколки, нарисованные от руки или «сколотые» и обрисованные мастерицами. Чтобы от сколка кружева не марались, их обтягивали прозрачным целлофаном. Потом его меняли. Нам удалось найти несколько таких «исторических» сколков. Их можно увидеть в нашей коллекции.
Сейчас в век интернета нет проблемы со сколками. Можно в интернет-магазине купить электронный сколок. Распечатать на принтере, склеить. И все готово для работы. Для прочности сколки обклеивают скотчем. Это предотвращает появление пятен от ручки или чернил для принтера на кружевном изделии.
Сегодня в Лысьве кружевницы ведут активную жизнь. Участвуют в выставках, конкурсах. О них пишут городские СМИ. Сюжеты о сохранении традиций кружевоплетения сняты на местном телевидении. Их творчество не осталось незамеченным. Две кружевницы отмечены знаком «Народный мастер Пермского края».
Кружевоплетение появилось в Лысьве благодаря тому, что из соседнего региона (Кировской области) в наш город приехала кружевница Елизавета Дубровина.
Поиски появления кружевоплетения в Лысьве показали, что этот вид декоративно-прикладного искусства в Лысьве появился благодаря миграционным процессам, а так же благодаря соседскому положению Пермского края с Кировской областью.
Выставка «Кружевная сказка»
В декабре 2017 года в городском музее открылась выставка «Кружевная сказка». Она была посвящена 20-летию совместного творчества Мельниковой В.Н. и Бекишевой Т.Э. Кроме того, Татьяна Эдвардовна получила признание: звание «Народный мастер Пермского края».
В течение месяца каждый желающий мог прийти в дом Шувалова и полюбоваться красотой коклюшечного кружева. На выставке были представлены кружевные изделия Мельниковой Валентины Николаевны и её учениц Бекишевой Татьяны и Стукаловой Татьяны.
На стендах, манекенах, в рамках красовались салфетки, скатерти, миниатюры, элементы гардероба современной женщины. В стеклянных витринах были выставлены театральные сумочки, колье и серьги, браслеты и другие изделия. Главным же украшением стала новогодняя ель. Она была украшена кружевными игрушками: снежинками, шариками, фигурками животных и т.п.
На открытии выставки ученицы МБОУ «СОШ №6» демонстрировали кружевные наряды. Сюжет об открытии выставки был показан местном телевидении [9]. В городской общественно-политической газете «Искра» журналист Марина Решетникова написала статью «Я примеряю кружева. Из всех зеркал глядит царевна…» [14].
Именно выставка «Кружевная сказка» и стала причиной нашего интереса к теме. Стала импульсом для написания исследовательской работы.
Глава 4. Лысьвенские кружевницы
Дубровина Елизавета
Эту кружевницу лысьвенские мастерицы между собой называют с любовью «тетя Лиза». С детских лет они плела кружева на коклюшках. Перед началом или в начале войны, её семья приехала из Кировской области в Лысьву работать на металлургическом заводе.
Вечерами Елизавета Дубровина плела кружевные изделия для своей дочери Людмилы. Благодаря этому о кружевнице узнали в городе. Администрация школы № 10 вышла с предложением вести кружок для учениц этой школы.
И вскоре вечерами в спортивном зале школы над подушками склонялись девочки. Неумело переплетали коклюшки, плели свои первые кружева. Это был первый кружок кружевоплетения на коклюшках в нашем городе. Сколков настоящих было у тети Лизы немного, но она поделилась ими с девочками. Затем показала, как составить самые простые сколки самим.
По воспоминаниям Мельниковой В.Н., в ту пору училось достаточно много девочек. К сожалению, не все девочки продолжили плести. Одной из самых преданных кружевниц стала Светлана Девяткова.
Девяткова Светлана Александровна
Детство Светланы Александровны пришлись на трудные военные годы. Отец девочки погиб в первый же год войны. Особенно запомнились холодные зимние вечера, ведь старенький дом натопить было очень сложно. После школы Света помогала маме выполнять норму - раскраивала детали для пошива мужских сорочек и кальсон. Эта одежда так нужна была солдатам на фронте!
В 12 лет она пришла в гости к подруге. Её поразило занятие мамы подруги. Плавные движения рук, музыка коклюшек навсегда остались в памяти… Упросила маму, обратиться с просьбой к кружевнице научить плести. Этой замечательной женщиной была первая кружевница в Лысьве – Елизавета Дубровина. Ученица очень быстро схватывала премудрости плетения кружева.
Со временем Света сама начала шить. В 14 лет справлялась с работой самостоятельно. До сих пор как память о тех днях хранит швейную машину своей мамы.
Закончила семь классов школы. После войны этого было достаточно. А как продолжить учебу – так и не выбрала. Мнение мамы и девочки не совпадали. В итоге девочка пошла работать на завод. Её приняли на должность учетчика на металлургический завод.
Однако тянуло её к тканям, ниткам, рукоделию…. И вот она уже работает на чулочно-перчаточной фабрике.
Вечерами занималась любимым делом – кружевоплетением. Плела для своей семьи, если кто-то попросит, то и на заказ. Воротнички и манжеты, скатерти, накидушки на подушки, шторы…. Всего и не перечислить.
Все время мечтала передать мастерство еще кому-нибудь…. Поэтому в 70-ые годы обратилась в Дом учителя с предложением вести кружок для женщин. Для набора в газете «Икра» дали объявление. Пришло много женщин. Рукодельницы с интересом взялись осваивать народный промысел.
Кружок работал с 1972 по 1980 гг. За это время сотни лысьвенских женщин научились плести кружева.
Для совершенствования мастерства кружевоплетения, Светлана Александровна три раза ездила в Вологду. Была на экскурсии на известном предприятии «Снежинка». Посещала мастер-классы. Покупала нитки, которых в Лысьве просто не было! «Добывала» сколки.
Сейчас ей пошел 9-ый десяток. Плетет до сих пор.
О Светлане Александровне неоднократно писали в городской общественно-политической газете «Искра» [6,10].
В 2018 году ей присвоено звание «Народный мастер Пермского края».
Светлана Александровна активный участник многих муниципальных и краевых мероприятиях: дни города, Православная ярмарка в Перми.
Особенно продуктивно Девяткова С.А. сотрудничала с филиалом №5 МБУК «Лысьвенская БС». Оформляла выставку своих работ, проводила встречи с читателями, пропагандировала этот вид декоративно-прикладного искусства.
В 2018-2020 годах по приглашению сотрудников городского краеведческого музея вела мастер-классы в доме графа Шувалова для всех желающих познакомиться с основами кружевоплетения.
Кроме кружевоплетения Светлана Александровна ткет ковер. Является замечательным знатоком лекарственных трав.
Пирогова Анна Александровна
О Пироговой Анне Александровне мы узнали из общения с её дочерью, Зоей Васильевной Волковой, ветераном педагогического труда МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», учителем русского языка и литературы.
Пирогова Анна Александровна родилась в семье крестьянина 31 августа 1925 года, в деревне Позмогово, Шалаховский с/с, Советская волость, Яранский уезд Вятской губернии.
В 1933 году поступила в начальную школу в селе Шалахово (от Позмогово в 1 км), продолжила обучение в «Неполной средней школе взрослых» в селе Ильинск. Село находится на другом берегу реки Немда в 2-ух километрах от деревни Позмогово. В мае 1940 года окончила 7 классов.
В августе 1940 года принята в школу кружевниц в городе Советск.
Школа кружевниц была открыта в слободе Кукарка в 1893 году. В 1918 году слободу Кукарск переименовали в город Советск.
Проучилась один курс. Начало войны изменило жизнь юной кружевницы. В августе 1941 года пришлось оставить обучение в школе кружевниц и пойти работать на лесозаготовки. До конца войны трудилась на лесозаготовках, испытав всю тяжесть войны в тылу. Вспоминая о том времени, она удивлялась, как могли вынести такую непосильную работу шестнадцатилетние девчонки. Наверное это можно объяснить пониманием того, как нужна их продукция стране, которую терзает враг.
Узнав о победе, девушки от радости разбежались по домам. Радость стоила им «поражения в правах» на два месяца, судимости за своевольный уход с работы.
В январе 1949 года Анна Пирогова вышла замуж за Рогожникова Василия Алексеевича. Молодые, получив паспорта, завербовались на Кировскую лесоперевалочную базу треста «СОЮЗПЕРЕВАЛЛЕС», а в 1952 переехали в Молотовскую область в Лысьвенский район на станцию Кумыш.
Здесь, в Кумышанском леспромхозе, Крутоложском сельском совете, отец начал работать трактористом, а Анна Александровна была домохозяйкой.
Навыки кружевоплетения пригодились в жизни. Она шила одежду, вышивала, строчила на машинке и, конечно, плела кружева. Особенно много из под рук мамы выходило воротничков, но были и другие вещи: скатерти, подзорники (подзоры) на кровати, салфетки на комоды.
Работала кружевница, в основном, по вечерам, звон коклюшек наполнял комнату, коклюшки мелькали в руках мамы, оставляя красивые белоснежные узоры. Она плела двум деченькам воротнички для школьной формы. Школьницы с завистью смотрели на необыкновенно красивые воротнички.
Зоя Васильевна до сих пор трепетно хранит кружевные изделия, вышедшие из-под рук её мамы! Однако, сожалеет, что многое утрачено. Одно радует, что сохранился бубен, коклюшки и сколки.
Терехова Мария Ильинична
Еще об одной кружевнице нам рассказала её внучка Евгения Петровна Мартынова.
Мария Ильинична Терехова родилась 17 августа 1902 года в Кировской области, г. Советский. Очень рано потеряла родителей. Жила в «людях». Сироту на воспитание взяли в семью местного священника. Маленькая Маша пела в церковном хоре. Развивала свой голос и песенное мастерство. Детство прошло в городе, в котором практически все женщины умели плести. Однако бабушка никогда не рассказывала, как она научилась плести кружева. Даже вопроса такого никогда не возникало. Это было естественным процессом для мастерицы.
В юности вышла замуж. Муж работал в системе НКВД. Поэтому семья примерно 1 раз в 5 лет меняла место жительства. Из Кировской области молодая семья переехала в Марийскую республику. Там муж служил в НКВД в городе Йошкар-Ола. Мария Ильинична работала в суде секретарем. Вела протоколы судебных заседаний, присутствовала на них. Переезжали в Горький, на западную Белоруссию.
Перед самой войной семья оказалась в Польше, нужно было следить за бендеровцами. В первые дни войны муж принял решение и отправил семью в Кировскую область, г. Советск к своим родителям. А потом пришло сообщение, что мужа арестовали за то, что он тайно вывез семью. Больше о нем никакой информации не было. С тех пор Мария Ильинична и жила в городе Советск Кировской области. Работала на перчаточной фабрике до самой пенсии.
Её дочь Донэра закончила медицинское училище. Вышла замуж за Соломина Петра Ивановича, который закончил лесотехнический техникум в г. Харькове. Молодого специалиста по распределению отправили отрабатывать 3 года в г. Лысьву. Молодой семье не понравилось в городе. Не было никаких условий. Тогда предложили работу в лесхозе в селе Кын завод. Семье Петра Ивановича леспромхоз предоставил жилье. Сразу поставили на ответственную должность. А Донэра Петровна стала работать в туберкулезном санатории медсестрой.
Когда Мария Ильинична Терехова вышла на пенсию, то приняла решение остаток жизни посвятить воспитанию внуков. Приехала к дочери в село Кын-завод. С собой привезла все необходимые предметы для кружевоплетения.
Все годы она плела на заказ. Когда приезжали по распределению молодые учителя или врачи, то они заказывали кружевные воротнички, салфетки. Даже плела галстук для мужчин.
Сколки были из г. Советска. Кроме того, была знакомая в г. Вологда. С ней обменивались сколками. По вечерам Мария Ильинична показывала сколки внучкам и поясняла где кировские, а где вологодские технические рисунки.
К Марии Ильиничне приезжала на консультацию Девяткова С.А. Брала сколки, перекалывала.
Мария Ильинична прожила в селе Кын-завод до самой смерти. Умерла в 1976 году в возрасте 74 лет.
Внучка Евгения Петровна Мартынова вспоминает, что её бабушка была очень интеллигентным, разносторонним человеком. До сих пор называет её с любовью бабушка Маруся. Любовь к пению и кружевам передала всем своим внукам. До сих пор в семьях хранятся бабушкины кружева.
Корякина Елизавета Афанасьевна
Родилась 14 сентября 1927 года в Кирилловском районе Вологодской области.
Кружева научилась плести еще в детстве. В семье кружева плели мама Марфа Федоровна и тётя. После окончания семилетки училась в школе ФЗО.
В годы Великой Отечественной войны в Лысьву для работы на заводе прибыл целый эшелон из Вологды. Подростки помогали фронту. Из всей семьи Елизавета Афанасьевна была одна. С 14 лет работала на металлургическим заводе в ЦМИ-2. Вместе с другими подростками и женщинами делали снаряды.
После окончания школы работала в ЦМИ-2 нормировщицей. Перед выходом на заслуженный отдых, работала на должности учетчицы.
Дочь Галина Михайловна (учитель начальных классов МБОУ "СОШ №6") помнит, как мама вечерами сидела за валиком, перебирала коклюшки, плела кружева. Работая учителем, Галина Михайловна носила кружевные изделия, выполненные руками мамы.
Мельникова Валентина Николаевна
С Валентиной Николаевной мы встретились в её уютной двухкомнатной квартире-музее. Кружевница приняла нас радушно. Показала все приспособления и инструменты для плетения кружева. Мы с любопытством разглядывали кружевные картины на стенах большой комнаты. А затем перебирали изделия. Рассматривали воротники, салфетки. Следили как мастерица ловко перебирает коклюшки в руках. После рассматривания изделий мы начали интервью.
Валентина Николаевна родилась 11 февраля 1937 года в Лысьве. Закончила 1954 году школу № 10. Поступила в местный техникум. Окончила его в 1957 году. Поступила работать на лысьвенский турбогенераторный завод. Всю жизнь проработала химиком-аналитиком в Центральной заводской лаборатории.
В 4-ом или 5-ом классе вместе со старшей сестрой Тамарой однажды пришла на занятия кружка, который вела тетя Лиза Дубровина. Девочке очень понравилось, как девочки переплетали коклюшки и в следующий раз пришла уже для того, чтобы самой научиться плести.
В 70-е годы в газете «Искра» прочитала объявление о том, что при доме учителя начинает работу кружок кружевоплетения. На первом занятии увидела, что руководитель кружка - Девяткова Светлана Александровна. С нею в детстве они вместе брали уроки у Елизаветы Дубровиной на базе школы № 10.
По вечерам после работы с удовольствием ходила на занятия. Училась плести плетешки, «насновки», паучки и другие элементы. После окончания курса не бросила это занятие. В свободное от работы и домашних дел время, когда дети уже спали, Валентина Николаевна доставала сколки и плела. Особенно нравилось плести воротнички, дорожки и салфетки. Когда дочь Вера подросла и пошла в школу, то она отличалась тем, что её форменное платье украшали кружевные воротнички и манжеты.
Все годы Валентина Николаевна плела кружева по сколкам, переведенным со сколков Девятковой С.А. А так хотелось плести по настоящим вологодским сколкам!
Мастерица вырастила сына и дочь, два внука, два правнука и две правнучки.
Все работы кружевница плетет в нескольких вариантах. Её работы украшают не только её собственную квартиру, но и квартиру сына, племянницы и сестры в г. Оренбурге, квартиру внука в г. Перми. В кружевных изделиях ходят дочь Вера, сноха Ирина, правнучка Полина, племянница Ирина. Однако большую часть работ мастерица дарит друзьям и знакомым.
Жизнь дала Валентине Николаевне возможность передать свое рукоделие ученицам. Сначала в 90-ые годы к ней на уроки попросилась Бекишева Татьяна. Уроки превратились в крепкую дружбу, которая продолжается до сих пор. Кружевницы обмениваются сколками, помогают друг другу осваивать плетение новых элементов (например, «крыжовник», «слива», «тараканьи глазки» и т.д.). После завершения новой работы показывают друг другу изделия. Ждут оценку со стороны коллеги. Этому сотрудничеству уже более 20 лет!
Сейчас кроме традиционных изделий в технике коклюшечного кружева, мастерица плетет кружевные миниатюры, картины и панно, украшения для девушек и женщин.
В 2014 году у Валентины Николаевны появилась новая ученица- Стукалова Татьяна Ивановна. Эта рукодельница очень быстро освоила приемы плетения кружева на коклюшках. Плетет уже более 5-ти лет.
Бекишева Татьяна Эдвардовна
Татьяна родилась в селе Амангельдинское Северо-Казахстанской области. С детских лет росла в творческой атмосфере. Женщины в их роду все были искусные мастерицы: вязали на спицах и крючком, выбивали шторки и подзоры, вышивали крестиком и гладью. Татьяна в детстве вязала носки, шарфы. Мечтала научиться вязать крючком ажурные кофты, платья, костюмы и жилеты.
В 15 лет ей в руки попал журнал «Начальная школа», который выписывала её мама Нина Васильевна, учитель начальных классов. Татьяна увидела фотографии работ вологодских мастериц, прочитала сказку «Семь Катерин» (Приложение 2). И с того момента в её душе появилась мечта научиться плести вологодские кружева.
По книгам пыталась сама освоить это искусство, но сразу поняла: нужно искать учителя. В редких книгах по рукоделию было объяснение, картинки, но по ним разобраться со всеми тонкостями самой было чрезвычайно сложно. В Казахстане найти кружевницу было проблематично. Не было там таких мастериц.
Судьба привела Татьяну с семьей в Лысьву. Случайно во время одного из мероприятий она увидела на девочке вологодский воротник. На вопрос: откуда эта вещь, девочка ответила, что это ей сплела бабушка, которая живет в Лысьве. Поиски мастерицы привели в Дворец детского и юношеского творчества. Именно в этом учреждении удалось найти номер телефона кружевницы. Во время телефонного разговора познакомилась с Мельниковой Валентиной Николаевной, работницей ХК «Привод».
Зимой 1997 года началась учеба. С валиком, через половину города Татьяна приходила к мастерице, брала уроки. Так зародилось сотрудничество, которое длится более 20 лет. Одиннадцать пар коклюшек стали родными на всю жизнь. Звон коклюшек образует мелодию, а возможности создавать необыкновенной красоты изделия завораживают.
За это время женщины научились составлять сколки. Освоили сложные приемы кружевоплетения. Перешли от плетения предметов одежды к плетению кружевных картин – панно, миниатюр. Новым трендом стали кружевные колье – стильное дополнение к платьям, блузкам.
На сегодняшний момент Татьяна ведет свой блог в Интернете, на платформе «Страна мастеров»: http://stranamasterov.ru/user/66432 . В блоге делится с другими мастерицами своими новыми идеями и изделиями. Более 100 посетителей блога отметили её работы и добавили себе в раздел «Избранные работы».
Её работы сейчас находятся не только в разных частях страны, но и за рубежом. В изделиях Татьяны модницы ходят в Италии и Казахстане, на Украине и Бельгии, в Германии и Польше.
В квартире, в которой живет Татьяна, организован небольшой музей её работ: полки с посудой украшены салфетками, на стенах красуются картины. И сама она демонстрирует свои изделия во время походов в театр, на городские концерты и массовые мероприятия.
Главная цель, которую преследует Татьяна – сохранение народной традиции кружевоплетения.
В 2017 году ей присвоено звание «Народный мастер Пермского края». И теперь в новом статусе принимает активное участие во многих мероприятиях, организованных ЛКДЦ.
В течение трех лет подряд принимает участие в краевом смотре-конкурсе «Дресс-Строганов». И каждый раз становится лауреатом в номинации «В кружевах».
Сын Татьяны Ярослав даже писал на конкурс сочинение о своей маме-кружевнице.
В сентябре 2020 года встречу с Народным мастером Пермского края нам помогла организовать классный руководитель. Мы увидели все кружевные изделия: пальто, шали, косынки, душегреи, жилеты, сарафан. Многие вещи нам разрешили померить, сфотографироваться в них. Особенно нам понравились ажурные перчатки, театральные сумочки, колье. Увидели, как много коклюшек должно быть у настоящей кружевницы. Как хранятся булавки, какие дополнения появились у кружевниц в 21 веке!
Стукалова Татьяна Ивановна
Во время встречи со Стукаловой Т.И. мы собрали материал для еще одной страницы энциклопедии «Лысьвенские кружевницы». Мы не только рассматривали кружева, но и взяли интервью.
Стукалова Татьяна Ивановна родилась в Лысьве в 1958. В 1976 году закончила среднюю школу №5.
В 1983 году закончила Пермский политехнический институт по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 2002 году закончила ПНИПУ по специальности «экономика на предприятии».
С 1978 года работала в центральной лаборатории механизацией и автоматизации Лысьвенского металлургического завода С начал копировальщицей, а после окончания института- инженером конструктором. С 2002 года до выхода на заслуженный отдых работала экономистом конструкторского бюро ЗАО «ЛМЗ».
Рукоделием занималась с детства. Основам вязания спицами и крючком научила бабушка Сергеева Валентина Васильевна. Шить научилась в школе на уроках труда, которые вела Малюгина Мария Александровна. Плести макраме научила тетя Сергеева Галина Константиновна. Всегда мечтала научиться самой делать ажурные кружевные изделия. Этому мешали то нехватка времени, то подрастающие дети….
Однажды на своей коллеге Шестаковой В. А. увидела кружевное изделие. Коклюшечное кружево понравилось и заворожило навсегда. Разговорились. Выяснила, что кружева плетет мама Веры Анатольевны. В тот же день договорились об учебе. В 2014 году начала брать частные уроки кружевоплетения у Мельниковой Валентины Николаевны. Теперь при каждой возможности выражает благодарность своей «кружевной» учительнице.
Инструменты и принадлежности для Татьяны Ивановны готовили муж Сергей и брат Александр.
Для мастерицы открылся мир красоты и совершенства! Познакомилась с замечательными людьми.
В 2017 году сбылась мечта юности: Татьяна Ивановна побывала в кружевной столице России в городе Вологда. В июне 2017 года приняла участие в III Международном фестивале кружева “Vita lace”. Для участия в фестивале кружевница сплела фрагмент большого панно «Цветы». Во время церемонии открытия фестиваля, это огромное панно было опущено на заднике главной сцены фестиваля.
В рамках фестиваля приняла участие в конкурсе «Кружево жизни» в номинации «Любитель». Для конкурса создала сколок и сплела панно «Пермский медведь». Принимала участие в выставке-презентации. Выставляла свои кружевные изделия: кружевное колье «Ромашка». Автор сколка – Бекишева Т.Э.
Сейчас Татьяна Ивановна (инженер по образованию) сама составляет сколки для плетения красивых подвесок. Каждая подвеска получает имя – «София» (в честь единственной внучки), «Крылья Ангела» (сколок составлен к празднику Рождества Христова), «Ключ к счастью» и др. Авторскими сколками охотно делится с кружевницами.
Сотрудничает с обществом кружевниц в г. Пермь.
В 2020 году стала участницей Всероссийской акции «Птицы памяти».
Есть сын, дочь, 4 внука и внучка.
Краева Дарья Павловна
Родилась 18 декабря 2003 года в Лысьве. Закончила 9 классов в МБОУ «СОШ №7». Сейчас студентка ЛПК по специальности «воспитатель детского сада».
С 1 класса занималась в коллективах МБУДО «ДДЮТ». Занималась в образцовом танцевальном коллективе «Ритм». Затем в студии «Декор-стиль» Ирины Николаевны Тетериной. Изучала основы изготовления картин из шерсти [11].
В январе 2018 года Ирина Николаевна предложила сходить на выставку «Кружевная сказка» в доме Шувалова, принять участие в мастер-классах по кружевоплетению на коклюшках народного мастера Пермского края Бекишевой Т.Э.
С первого же мастер-класса у Дарьи получилось плести кружева. Постепенно мастер-классы превратились в уроки. Дарья сплела несколько изделий.
С ансамблем «Для невесты» принимала участие в краевом конкурсе «Дарование Прикамья» в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Стала финалистом.
В качестве модели принимала участие в краевом смотре-конкурсе «Дресс-Строганов».
Екатерина Третьякова (Лебедева)
Третьякова (Лебедева) Екатерина Евгеньевна. Родилась 05.12.79 в п. Мескашор г. Воркуты. Училась в средней школе, в музыкальной школе по классу фортепиано. Семья большая: 4 детей.
Когда было 17 лет переехала с родителями г. Зуевка Кировской обл. Окончила школу.
В родне никто не плетет. А вот мама была рукодельницей: много вязала, шила.
Сама Екатерина рассказывает, что многие умеют шить, вязать на спицах или крючком. А она хотела уметь что-то необычное, волшебное. В городе Зуевка Кировской области посещала кружок по кружевоплетению во дворце культуры, где и познакомилась с преподавателем Лубниной Г. Н. Именно Галина Николаевна погрузила Екатерину в мир кружева, привила любовь к плетению.
В 1998 году приехали семьёй в Лысьву.
В 1999 г. начала работу в центре социального обслуживания социальным работником.
В 2000 поступила на бюджет в Нижнетагильский государственный педагогический институт на факультет социальной работы.
С 2002 г. по сей день трудится в управлении социальной защиты.
В 2007 вышла замуж, родилась дочь. Заботы отодвинули любимое занятие на второй план. А когда дочь немного подросла, находясь в декретном отпуске, достала коклюшки и бубен.
В 2015 году на день города проводила мастер-классы на площади мастеров. Просто решила показать лысьвенцам что такое вологодское кружево. Когда стояла на площади, многие подходили, удивлялись, интересовались, спрашивали, что это такое. Пришла к выводу, что мало кто помнит и знает этот вид декоративно-прикладного искусства.
Екатерина сплела немало кружевных изделий. Часть подарила. Для себя сплела жилет, палантин. Иногда (очень редко) знакомые просят сплести на заказ.
Часть сколков кружевница привезла с собой из Кировской области. А большинство сейчас находит в Интернете.
Любимый элемент у Екатерины – насновка (рыбка).
Пока нет опыта участия в выставках. Это все впереди.
Символом семьи является птица лебедь. Поэтому на юбилей свадьбы родителей кружевница подготовила эксклюзивный подарок – панно «Лебедь».
Попова Тамара Григорьевна
Попову Тамару Григорьевну лысьвенцы знают как замечательного учителя математики школы № 16. Мало кто помнит, что эта женщина одно время ходила в нарядах, украшенных кружевными дополнениями – воротниками, вставками. А ведь она своими руками эти изделия плела по вечерам!
Об этом мы узнали из беседы с Волковой Зоей Васильевной, учителем русского языка и литературы школы № 16. По нашей просьбе Зоя Васильевна взяла интервью у Тамары Григорьевны. Т.к. из-за возраста, Попова Т.Г. общается только с хорошо знакомыми людьми.
Попова Тамара Григорьевна родилась 15 января 1937 года в Лысьве. Выпускница школы №16 (современная школа №4). После окончания 8-ого класса поступила в Кунгурское педучилище на факультет начальных классов.
После окончания педучилища в 1956 году Тамара Григорьевна пришла работать в школу № 4, а в 1961 году перешла в школу № 16. В 1969 году заочно окончила физико-математический факультет Пермского педагогического института. И стала работать учителем математики. В образовании проработала 50 лет. Отмечена наградой «Отличник просвещения СССР».
Кружевоплетением увлеклась в 70-е годы. В Доме учителя начал работать кружок по плетению кружев. Руководила работой кружка Девяткова Светлана Александровна. Это творчество увлекло Тамару Григорьевну на многие годы.
Зорина Татьяна Константиновна
О кружевнице Зориной Татьяне Константиновне мы узнали из беседы с Надеждой Ивановной Аксененко .
Татьяна Константиновна научилась кружевоплетению на кружке в Доме учителя в 70-ые годы. Учила основам ремесла Девяткова Светлана Александровна.
Когда закончила педагогическую деятельность, в начале 2000-ых годов к Татьяне Константиновне обратились из совета ветеранов работников образования. Зная, что Зорина Т.К. умеет плести кружева, попросили организовать кружок и научить ветеранов педагогического труда плести кружева.
Долго просить не пришлось. Кружок начал свою работу. Участницы кружка столкнулись с проблемой подготовки необходимых принадлежностей для плетения. Коклюшки вырезали своими руками из веток деревьев. Просили родственников сделать подставки. Сами сушили траву, искали опилки и набивали подушки. Все старания были вознаграждены. Уже через несколько занятий в доме учителя зазвенели коклюшки.
Кружок работал в течение 5-ти лет. Вершиной рукоделия стал коллективный снимок, на котором все участницы были наряжены в кружевные изделия собственного изготовления! К сожалению, снимок там найти не удалось. В нашем распоряжении оказалось лишь одна фотография. И Надежда Ивановна передала нам коклюшки.
Сейчас Татьяны Константиновны нет в живых, но её труд хранят в своей памяти участницы кружка.
Аксёненко Н.И. посоветовала найти статью Костоубаевой о работе кружка. Мы искали информацию в Совете ветеранов работников Образования (на базе МАУ ДПО «ЦНМО»), в городском совете ветеранов. Обнаружить статью не удалось. Мы позвонили автору статьи Костоубаевой Л. Н. Лариса Николаевна сообщила, что при написании статьи основывалась на воспоминаниях Аксёненко Н.И. Круг поисков замкнулся.
Скотынянская Владлена Эдвардовна
Скотынянская Владлена Эдвардовна с 1995 года работает учителем географии в МБОУ «СОШ №6». Её отличают кружевные наряды, в которых она приходит на уроки. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что она тоже плетет кружева!
Владлена Эдвардовна – родная сестра Народного мастера Пермского края Бекишевой Татьяны Эдвардовны. Выросла в той же рукодельной атмофере.
С детских лет занимается рукоделием. Тетя Лида научила вязать на спицах. Мама, Нина Васильевна, заложила основы вязания крючком и вышивки гладью. Дрогайцева Надежда, ученица Нины Васильевны, научила плести макрамэ. А вот к идее сестры Тани о плетении на коклюшках всегда относилась скептически – где в Казахстане найти такого учителя?
Когда семья переехала в Лысьву, Татьяна научилась плести кружева. Но Владлена Эдвардовна в это время заканчивала университет, свободного времени для занятия кружевоплетением не было.
Со временем, стала присматриваться, о чем разговаривают кружевницы. Помогала перекалывать сколки, которыми делилась Мельникова В.Н. Часто слышала, что Валентина Николаевна проговаривала: «Девочки, учитесь делать сколки сами!». Попробовала, ничего не получилось. Не смогла разобраться в условных знаках сколков. Пришла к выводу, чтобы начать делать технический рисунок, нужно знать основные элементы плетения, уметь самой плести. И вот, в 2003 году начала плести.
Первое изделие – салфетка. Долгое время она украшала одну из полочек в квартире. Второе изделие – шаль. Её до сих пор Владлена Эдвардовна носит и уже забыла, сколько месяцев потратила на её плетение. Эта работа помогла интуитивно понять, как строится сколок. Начала пробовать составлять сколки сама. Первый сколок – жилет. По нему сплетено несколько изделий. Настолько удачно был составлен технический рисунок! А саму жилетку кружевница носит с огромным удовольствием!
Потом были другие сколки. Каждый сколок строится индивидуально, т.к. у большинства красивых женщин фигуры нестандартные. Нужно учитывать объёмы талии, груди, рост… Работа огромная! Зато и результат впечатляет!
Сейчас в Интернете можно приобрести сколки на любой вкус, размер… Поэтому кружевница больше плетет кружева. Любит шить нарядные блузки с кружевными вставками. В её гардеробе их несколько. Мы по праздникам наблюдаем их на нашем учителе.
Бывает и так: и не очень желала, но жизнь заставила стать лысьвенской кружевницей!
Колобова Ольга Васильевна
Родилась в 1965 году в селе Ивановка Мелеузского района Башкирской автономной советской социалистической республики.
Закончила Ивановскую начальную школу. В восьмилетке училась в селе Васильевка. В городе Салават закончила химический техникум и стала химиком-технологом.
В Лысьву приехала жить по приглашению сестры. Закончила ФГБОУ ВО «Высшая школа экономики» по специальности «менеджер».
Однажды в ЛКДЦ в галерее Вернисаж она увидела кружевные работы народного мастера Пермского края Бекишевой Татьяны. С тех пор «заболела» кружевами. Стала искать возможность встретиться с кружевницей. По совету знакомой обратилась к администрации ЛКДЦ и нашла номер телефона мастерицы. Во время телефонного разговора договорились о встрече.
На первом уроке узнала: какие нужны инструменты и приспособления, назначили время уроков. На уроки приходила вместе со своей подругой Кобелевой Натальей. Сегодня в коллекции Ольги Васильевны есть кружевная косынка, галстук….
Уроки кружевоплетения постепенно переросли в дружбу. Ольга Васильевна активно продолжает осваивать премудрости кружевоплетения. Сейчас занимается плетением кружевных рукавов для праздничного платья. В планах сплести ажурные вставки для блузки.
Глава 5. Создание энциклопедии «Лысьвенские кружевницы»
После сбора информации перед нами встал вопрос: в каком виде подготовить энциклопедию «Лысьвенские кружевницы»?
Рассматривали несколько вариантов.
Вариант первый: традиционная энциклопедия в бумажном варианте. Её мы подготовили с помощью программы Word. И теперь в любой момент её можно размножить.
Второй вариант. Для проведения лекций, бесед, классных часов мы сделали энциклопедию в виде компьютерной презентации. Минус такой формы в том, что презентация может не открыться. Она находится у нас, а мы ставили перед собой цель рассказать о кружевницах большому количеству лысьвенцев. И не только.
Поэтому мы сделали еще и третий вариант – сайт «Лысьвенские кружевницы». Он находится в открытом доступе. Материалами могут воспользоваться все желающие. Кроме того, сайт можно регулярно пополнять, вносить изменения, новые факты и сведения. Ведь мы нашли не всех кружевниц. Поисковая работа будет продолжена.
Очень удобно рассказывать жителям Лысьвы о сайте и кружевницах с помощью QR- кодов.
Работа над исследованием нас так вдохновила, что мы решили дополнить энциклопедию коллекцией сколков и «Волшебным сундучком кружевницы».
В этот сундучок мы решили собрать материалы, которые было бы удобно использовать на встречах, классных часах или мастер-классах.
В состав сундучка мы включили:
образцы сколков метражного кружева,
образцы сколков штучного кружева.
коллекция старинных открыток с изображением кружевниц и кружева,
образцы метражного кружева,
миниатюрная подставка,
миниатюрный валик,
миниатюрные коклюшки,
образцы ниток,
готовые кружевные изделия,
образцы булавок,
образцы коклюшек,
наколюшка.
На наш взгляд, этого вполне достаточно, чтобы знакомить воспитанников детских садов, учеников школ, людей, заинтересованных в изучении этого ДПИ.
Заключение
Выставка «Кружевная сказка» в городском музее подсказала идею исследования. Работой мы занимались около трех лет. Это был увлекательный процесс! Каждое новое открытие имени кружевницы приносило удовлетворение! Мы радовались, что еще одно имя сможем сохранить!
Подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к выводу, что наша гипотеза частично подтвердилась! Восемь кружевниц из четырнадцати появились в Лысьве благодаря миграционным процессам. Важную роль в появлении этого вида ДПИ в Лысьве сыграло соседское положение с Кировской областью.
Мы достигли цели: собрали сведения о кружевницах Лысьвы.
Выяснили, как появилось кружевоплетение в Лысьве. Собрали информацию о 14-ти кружевницах Лысьвы. Подготовили мини-энциклопедию «Лысьвенские кружевницы», «Волшебный сундучок кружевницы». Собрали коллекцию сколков.
Исследование показало, что работа очень актуальна. Впервые начат сбор сведений по истории кружевоплетения в городе. Мы попытались восстановить историческую справедливость: узнали, что кружевоплетение в Лысьве появилось благодаря Елизавете Дубровиной. Кружевницы продолжают традиции, стараются увлечь данным ДПИ подрастающее поколение. Теперь их имена навсегда останутся в истории нашего города.
Есть и печальные моменты в исследовании. Не удалось найти конкретные факты о первой кружевнице города. Мы узнали, что есть и другие мастерицы. Например, со слов Поповой Т.Г. плела кружева и другая учительница школы № 16 – Ложкина Вероника Геннадьевна. Колобова Ольга Васильевна узнала случайно, что есть еще кружевница Римма. Однако мы так и не смогли до неё дозвониться. А Бекишева Т.Э. вспомнила, что первые коклюшки ей подарила Мухоморова Зоя.
Из этого следует, что наше исследование может быть продолжено. Например, сейчас у Бекишевой Т.Э. учатся плести кружева Красильникова Ева (7 лет), Кириллова Соня (14 лет), Кашаева Роза Николаевна. В нашей энциклопедии могут появиться новые страницы.
Библиографический список
Белозерова И. Е. Возрождение техники плетения подольского кружева. — М., 2014, — 104 с.
Белозерова И. Е., Костромова Л. Н. Времена года в кружеве. — М., 2014, — 134 с.
Вершинина Н. Добрые тайны мастериц. Газета «Искра», 2019 г.
Горький М. Детство. М.: «Детская литература», 1974 г.
Из истории венецианского кружева. [Электронный ресурс]. Ярмарка мастеров. [Сайт]. URL: https://www.livemaster.ru/topic/787781-iz-istorii-venetsianskogo-kruzheva. (дата обращения: 06.11.2020 г.).
Кожевникова Е.В. Под мелодию кружева. Газета «Искра», № 118 от 8 октября 2020 г.
Кожевникова Е.В. Татьяна-искусница. Газета «Искра», № 141 от 01 декабря 2020 г.
Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. Москва: Издательство «Легкая индустрия», 1967 г.
Кружевная сказка. [Электронный ресурс]. Лысьва. Городской сайт [Сайт]. URL: https://www.lysva.ru/tv/5525
Лобанова Н. Особый дар. Газета «Искра» от 10 ноября 1996 г.
Лянгасова Е. Звёзды нового века. Газета «Искра», № 60 от 25 мая 2019 г.
Ненарокова Мария. Международный фестиваль кружевниц. – Журнал «Лена-рукоделие». ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», № 9, 2007 г. – с. 30-32.
Павлова О. Кружевница. Газета «Искра», 26 от 7 марта 2007 г.
Решетникова М. Я примеряю кружева. Из всех зеркал глядит царевна… Газета «Искра», № 155-156 от 30 декабря 2017 г.
Русские центры изготовления кружева. [Электронный ресурс]. Тайны старого сундука [Сайт]. URL: http://oldchest.ru/vyshivka/russkie-centry-izgotovleniya-krugev/ (дата обращения: 13.10.2020 г).
Скотынянская В. Ищем первую кружевницу Лысьвы. Газета «Искра», № 134 от 14. Ноября 2020 г.
Скотынянская В. Шли по улице, а вслед смотрели… Газета «Искра» № 82 от 16 июля 2019 г.
Тринова Е. «Семь Катерин». Сказка о кружеве. М.: «Детская литература», 1983.
Черноокая А. Лысьва «пермского периода». Газета «Искра», № 97 от 23 августа 2018 г.
Лысьвенские кружевницы. [Электронный ресурс]. [Сайт]. URL: https://sites.google.com/view/lace-lsv-59/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 15.01.2021 г.).
Приложение 1.
Первые кружева.
Восточнее Венеции есть небольшой остров Бурано. Как утверждает красивая легенда, именно на нем были изготовлены первые кружева.
Легенда.
Жители маленького острова, который сегодня считается одним из кварталов Венеции, зарабатывали на жизнь рыбалкой. И вот однажды молодой рыбак поймал русалку. Как водится, взмолилась она о своем освобождении и пообещала рыбаку подарок для его невесты.
Рыбак был добрым парнем и отпустил русалку, получив в дар прекрасную фату из морской пены. Остальные невесты почувствовали себя ущемленными и тоже захотели выглядеть эксклюзивно. Но как сделать что-то похожее?
На рыбацком острове были только нитки, из которых плели сети. И девушки принялись плести свое первое кружево, подражая морской пене.
Приложение 2.
Семь Катерин.
Сказка о кружевах.
Рассказывают, что царь Пётр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться.
Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковины.
— Жаль мне тебя, царь Пётр», — говорит, — живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются! И показывает кружевную скатерть. Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся.
— Где же ты в своей стране видел берёзки да ромашки? Это русское кружево, из моей страны.
— Быть того не может! — вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать.
— Но смотри не смотри — берёза берёзой и останется.
Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:
— Виноваты. Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело. У русских кружевниц куплено — у семи Катерин. Лучше никто кружева плести не умеет, богаче их узора нигде не найдёшь…
— Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите! — разгневался король.
Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.
— Есть, — говорит, — в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть, никогда не видел.
А заморский король разошёлся — и царю Петру веры нет.
— Не поверю, — кричит, — пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин. Едем к ним сию же минуту!
Ну, царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди — стража, позади — стража: на тот случай, если разбойники нападут. Начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят — навстречу возок ползёт. В нём — купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:
— Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам?
Купец рассказал, как проехать, да и говорит:
— Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете?
Развернул купец занавески. Все так и ахнули! На каждой из них целая сказка выплетена. На одной — про Морозку, на другой — про Сивку-Бурку, а на третьей — про Василису Премудрую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:
— Мои! Покупаю!
И бросил купцу кошелёк с золотом. А царь Пётр молчит, будто его это вовсе не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нём тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает королевский стражник:
— Добрый человек, не скажешь ли нам, где семь Катерин живут?
Купец отвечает:
— Знаю, как не знать! Вон за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли?
Развернул купец покрывало — чудо, да и только! На одной стороне — весна лето догоняет, на другой — зима с осенью в обнимку идут. Заморский король даже из саней выпрыгнул.
— Покупаю! Покупаю! — кричит. — Казначей! Дай ему целую шапку золота…
А сам покрывало в охапку — и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил.
Ещё немного проехали — и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке свой узор заплетён: у одной, будто волны под руками струятся, у другой — над небывалыми цветами невиданные птицы порхают, у третьей по всему кружеву звёзды рассыпаны… Дух захватило у заморского короля. Он щипать себя стал: уж не снится ли ему всё это? А царь Пётр спрашивает:
— Над чем это вы, красавицы, трудитесь?
— Мы свадебное платье плетём для той, которая из нас первая замуж выйдет, — отвечают кружевницы.
— А почему вас всех Катеринами звать? — спросил царь Пётр. Старшая ответила:
— Наши матери-сестры. Они так любят друг друга, что нас, своих дочерей, назвали всех одинаково, чтобы родную дочь от других не отличать. Имя у нас одно, но зовёмся мы все по-разному.
— Как же это? — удивился царь Пётр.
— Меня зовут Катерина, — сказала старшая. — Моих сверстниц — Катёна и Катеринушка.
— Меня зовут Катя, — ответила сестра помладше. — Мою одногодку — Катенька.
— Меня Катюшей кличут, — отозвалась младшая. — Я ровесница с Катюшенькой.
Тут заморский король в себя пришёл. Спрашивает:
— А кто вам узоры даёт? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры — в убытке не будете!
Отвечают кружевницы:
— Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.
— Покупаю! — кричит заморский король. — Покупаю! Где они, эти сказки? Сколько их у вас?
Засмеялись кружевницы. А Катерина и говорит:
— Сказки у нас не продажные. Мы их сами складываем, по очереди. Что ни кружево — то и новая сказка…
Тринова Е. «Семь Катерин».
Сказка о кружеве.
М.: «Детская литература», 1983.
Приложение 4.
Основные принадлежности для кружевоплетения.
Название |
Рисунок |
Описание |
Подушка |
Главный инструмент – ПОДУШКА (валик). В разных городах его называют по-разному: валик, барабан, пуга, бубен. Его туго набивают разными материалами: опилками, соломой или сеном. Современные мастерицы могут использовать толстый поролон. Его поверхность должна быть максимально ровная, т.к. на ней крепится сколок. Сверху надевают чистую наволочку, чтобы не загрязнялись кружева. Менять её нужно достаточно часто. Некоторые мастерицы сверху накрывают салфеткой, так называемой «покрывашкой», чтобы не накапливалась на изделии пыль |
|
Коклюшки |
Не менее важный инструмент – КОКЛЮШКИ. Их назвали так потому, что во время работы они издают звуки «кок-кок». Это деревянные палочки, на которые наматываются нитки. У коклюшки есть головка (в верхней части), шейка (на неё непосредственно наматывается нитка) и конец (его держит кружевница в руках). Изготавливают коклюшки из разных материалов: древесина, пластмасса. Наиболее предпочтительно использовать древесину яблони, клёна. Из них коклюшки получаются гладкие, прочные, не образуют заусенцев. Можно использовать также древесину дуба, вяза, бука. А вот коклюшки из сирени – самые звонкие! В разных местностях их называют по разному: букляшки, палочки, клюшки |
|
Подставка |
Для подушки необходима специальная ПОДСТАВКА. Часто её называют козлами, пялами. Конструкция может быть самой разной. Её вполне можно изготовить самостоятельно, в домашних условиях |
|
Вязальный крючок |
ВЯЗАЛЬНЫЙ КРЮЧОК. Он необходим для плетения сцепного кружева. Во время соединения отдельных частей или элементов узора выполняют элемент «сцепка». Так же вязальный крючок нужен для выполнения паучка навивного. Самые применимые крючки в сцепном кружеве - № 0,6 – 1,0 |
|
Булавки |
Коклюшечные кружева невозможно сплести без БУЛАВОК. Это вспомогательные приспособления. Нужно отметить, что ученые предполагают, что кружевоплетение возникло именно тогда, когда мастерицы догадались использовать колючки боярышника в качестве иголок. Со временем колючки были заменены металлическими булавками. В идеале булавки должны быть медными или латунными, чтобы не ржавели. Сейчас в распоряжении кружевниц нержавеющие булавки с головками. В советские годы промышленность не выпускала такие булавки. В магазинах можно было найти только булавки с петелькой на конце. В таком случае, растапливали олово и каждую булавку обмакивали в расплавленный металл. Это было не очень удобно. Нитки цеплялись за неровности в застывшем олове |
|
Сколок |
СКОЛОК – это технический рисунок. Именно по нему и плетут кружева. Раньше сколки рисовали от руки. Поэтому все изделия были неповторимые! С развитием промысла, появились мастерицы, которые специализировались на составлении сколков. Затем их выдавали кружевницам. Каждый сколок - это уникальный синтез инженерного и художественного искусства! Каждый сколок авторский! А на вологодском предприятии «Снежинка», сколки – секретные материалы. Их нельзя ни купить, ни сфотографировать! Поэтому кружевные изделия – бренд Вологды и России |
|
Нитки |
НИТКИ. Кружевные изделия и кружева можно плести из льняных, хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, капроновых, лавсановых ниток. Номер ниток завит от тонкости кружева. Сейчас в распоряжении мастериц нитки из полиэстера. Они прочные, хорошо держат форму. Дают небольшую усадку. Не деформируются во время стирки |
|
Игла для накола или наколюшка |
ИГЛА для накола. Такое приспособление всегда делали мастерицы сами. В точеную деревянную палочку вставляют ушком швейную иглу. Мастерицы еще такую иглу называют «наколюшка», т.к. используют для перекалывания сколков на плотную бумагу |