Введение
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Для того, кто впервые переступает порог Церкви многое кажется непонятным, таинственным и не современным, и это не случайно. Вера как бы подчеркивает, что она вне времени и всегда говорит не о сегодняшнем дне, а о вечности. История Православия насчитывает два тысячелетия. Православная Церковь жива потому, что крепко держится на традициях.
Тема исследовательской работы – православные храмы Прокопьевского муниципального округа.
Цель исследовательской работы - изучение истории развития православия в округе.
Задачи:
Изучить историю церквей округа, используя краеведческий материал;
Проанализировать отношение населения к Церкви.
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках обществознания мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждой церкви есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Проблема - современное общество мало что знает о своей религии, об истории возникновения храмов. Моя задача – решить эту проблему и постараться познакомить их с культурным прошлым страны, рассказать о развитии православия в регионе, о роли Русской Православной церкви в жизни каждого человека.
Гипотеза: я предполагаю, что некоторые исторические события повлияли на развитие православия в нашем округе.
При написании работы были использованы материалы Государственного архива Кемеровской области (ГАКО), материалы музеев ЦБС Прокопьевского муниципального округа, воспоминания старожилов,
материалы по истории храмов, находящиеся в библиотеках района.
При изучении истории храмов были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с архивом, экскурсия, беседа, наблюдение.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю развития православия моей малой родины.
Глава 1. Корни православия. Храмы округа до ХХ века
Наши предки до Х века были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси.
С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси. Во главе государства мог стоять только православный царь, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа.
З емля Кузнецкая — удивительный и до конца не познанный край. Русские пришли, словно просочившись в нее, облюбовав долины многочисленных рек, навсегда скрепив между собой обитающие по берегам рек народы — маленькие и большие, воинственные и мирные, древние и молодые. Вместе с русскими пришла древняя, многовековая культура, одним из элементов которой было Православие. На территорию области оно было принесено русскими переселенцами, первоначально осваивавшими земли по берегам р. Томь. Первым православным храмом на Кузнецкой земле стала Преображенская церковь в Кузнецком остроге, сооруженная в 1622 году.
Спасо-Преображенский собор в г. Кузнецке. 1622–1792 гг. Фотография. 2008 г.
Проникновение Русской Православной Церкви в Сибирь и деятельность ее среди местного населения носило миссионерский характер. С самого начала освоения русскими бескрайних просторов Сибири главной задачей прихожан стали постройка и обустройство храмов. Деревянные и каменные церкви сооружались местными плотниками и каменщиками, как на деньги епархий, так и на пожертвования прихожан. С незапамятных времен существовал обычай приглашать для росписи наиболее значительных храмов знаменитых изографов и живописцев. При церквях и монастырях в Сибири создавались целые школы иконописцев. В каждом зажиточном сибирском селе стремились отстроить себе церковь красивее и лучше, чем у соседей. Деревянные храмы при первой возможности менялись на более долговечные и солидные — каменные. Даже небольшие деревушки и то заводили у себя молитвенные дома, хотя религиозный фанатизм вряд ли был свойственен большинству сибиряков. Православный храм очищал их душу, вселял надежду на что-то светлое, торжественное, к чему всегда стремится русская душа. По данным метрических книг, основных документов учета населения дореволюционной России, которые вели приходские священники,с середины ХVIII века на территории нынешнего Прокопьевского муниципального округа существовало 9 приходов:
с. Афонинское
с. Бачатское
с. Верх-Чумышское
с. Кара-Чумышское
с. Монастырское
с. Сергиевское
с. Терентьевское
с. Томское
с. Усятское
В село Бачаты, к примеру, в Церковь во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, где самостоятельный приход образовался до 1763 года, на богослужения ездили люди из близлежащих деревеньАртышта, Шестаки, Кара - Чумыш, Карагайла, Еловка, Оселки.
В этом же 1763 годув селе Монастырское, (ныне город Прокопьевск), открылась Церковь во имя Святого Прокопия Блаженного,Устюжского Чудотворца. За приходомбыли закреплены село Монастырское, деревни Лучшево, Зенково, Смышляево, Керлегеш.
Свое название село Монастырское получило в честь действующего на его территории мужского монастыря. Для рабочих Томского железоделательного завода в селе Томское в 1775 году был открыт самостоятельный приход Церкви во имя Сошествия Святого Духа.
Самостоятельный приход в селе Афонино, ныне Церковь во имя Святых Правоверных апостолов Петра и Павла, образовался в 1850 году. В него входили такие деревни как Александровка, Иганино, Инченково, Черепаново, Ускатский. Церковь во имя Святого пророка Божия Илии в селе Усяты действовала с 1861 года. В ее приходе числились деревни Черкасова, Шарап, Сафоново.
В селе Терентьевское самостоятельный приход начал действовать с 1874 года, а до этого числился в приходе села Ильинское. К приходу были прикреплены деревни Анисимова, Котино, Соколово, Новоселова, Большая Талда, Малая Талда, Тихоновка, Ново-Казанка.
Самостоятельный приход в селе Сергеевка, (Церковь во имя Святого Прокопия Блаженного, Устюжского Чудотворца), был образован по указу Святейшего Синода от 5 июня 1896 года. В него входили деревни Бурлаки, Кутоново, Карагайла.
По указу Святейшего Синода от 8 апреля 1917 года начал свое существование приход в селе Верх-Чумыш, до этого числившийся в приходе села Афонино, который включил в себя деревни Верх-Чумыш, Александровка, Большой и Малый Керлегеш, Иганино и Инченково.
Приход села Кара-Чумыш, Церковь во имя Вознесения Господня, действовал с 1917 года, (до этого был в приходе села Бачаты), включал в себя деревни Катино, Зенчиха, Оселки, Еловка, Михайловка, Инченково.
Указом Святейшего Синода от 3 мая 1916 г. в пос. Кучумовском Мариинского уезда (близ современного с. Елыкаево Кемеровского района) была учреждена Алексеевская женская монашеская община.
При сборе материала использовались данные книги «Коллекция метрических книг» (фонд Д-60) Государственного архива Кемеровской области / Автор-составитель А. М. Адаменко. – Кемерово, 2008. – 68 с.
Храмы Прокопьевского муниципального округа в наши дни.
Храм Михаила Архистратига с. Михайловка
В самом центре старинного чувашского села Прокопьевского района Михайловке возвышается храм Михаила Архистратига.
Проект создания храмового комплекса принадлежит жителю села Василию Филипповичу Антонову. Строительство храма благословил отец Сафроний — настоятель Кемеровской и Новокузнецкой православной церкви.
С наружи храм чем-то напоминает причудливый голубовато-белый резной терем (подобные описания часто можно встретить в русских народных сказках). Гармоничное сочетание цветов и традиционного орнамента не может не радовать душу россиянина, истосковавшегося по русской культуре. Но еще больший трепет охватывает внутри храма. Лики святых, взирающие с огромных икон, кажутся почти живыми. Три с половиной месяца работал над ними известный прокопьевский иконописец Владимир Михайлович Райцев.
Сейчас, когда любуешься архитектурным ансамблем, понимаешь, сколько в него вложено, каждая деталь продумана до мелочей. Возле храма Михаила Архистратига построена воскресная школа. Построен домик для монахини, установлен колокол. В летнее время на клумбах высаживаются цветы.
Патриарх Всея Руси Алексий отметил заслуги Василия Филипповича Антонова орденом, который сопроводил грамотой.
Церковь Рождества Пресвятой Богоматери с. Смышляево
Церковь Рождества Пресвятой Богоматери - стоит в самом центре села, на взгорке и срублена была из вековой лиственницы. Октябрьская революция 1917 года прервала естественный ход жизни. В 1919 г. в декабре к Кузнецку через село двигалась банда партизан -роговцев. Не избежал варварской участи и поругания святынь и храм. Один из крестов, которые ломали, рубили, круша церковную утварь, сумела сохранить Анастасия Васильевна Суксина - Смышляева (Савинцева). Она украдкой взяла распятье, которое вот уже 80 лет хранят ее потомки, как семейную реликвию вместе с самыми дорогими вещами – венчальной рубашкой и свечой. Существует вероятность того, что одна из икон - Святителя Николая Чудотворца, сейчас находится в храме. Её бережно сохранили потомки рода Савинцевых и передали в смышляевский храм. 130 лет спустя, после освящения молитвенного дома в Смышляево 21 сентября 2014 года в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы иерей Димитрий Петраков с прихожанами отслужили молебен на месте строительства сельского храма. Освящение храма состоялось 21 сентября 2015 г. В столярной мастерской Курского Свято-Троицкого храма изготовили предметы церковного убранства: аналои, киот, престол, жертвенник, запрестольные кресла и другое убранство. Иконы иконостаса написаны по канонам древнерусского иконного письма XIV –первой половины XVI веков. Изготовлены согласно вековым традициям уральских мастеровых, с сильнейшей академической школой уральской металлургии и практическим опытом работы в литейном производстве. В набор входят по три зазвонных (трельных), средних (альтовых) и один благовестный (басовый) колокола. 12 сентября 2015 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Смышляево при стечении гостей из соседних сел и городов освятил Аристарх митрополит Кемеровский и Прокопьевский.
Храмовый комплекс имени иконы божией «Скоропослушница»
Н а окраине Киселевска, соседствующего с Прокопьевском и Прокопьевским районом, как и положено по христианским канонам, – на перекрестке четырех дорог, среди бескрайних ромашковых полей, в Петров день – 12 июля 1995 года был заложен первый камень будущего храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» – одного из красивейших храмовых комплексов не только в Сибири, но и в России. Он был построен на средства прихожан, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, которой он принадлежит, а также на средства основного благотворителя – Акционерного Открытого Общества «Шахта Соколовская». Строительство храмового комплекса велось 6 долгих лет, регулярные богослужения в нем начались в 2001 году, приуроченные к значимому для нашего угольного региона празднику, - Дню шахтера, но работа над храмовой росписью продолжалась еще год и была закончена лишь к концу 2002 года. Официальная передача храма в Кемеровскую и Новокузнецкую епархию состоялась 12 октября 2003 года, когда на его освящение прибыл Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – ныне Патриарх Московский и всея Руси. Храмовому комплексу было решено дать имя Чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» — одной из древнейших икон Богородицы. На территории храмового комплекса помимо здания библиотеки, трапезной, гостиницы и церковной лавки расположена часовня имени очень почитаемой на Руси святой - Блаженной Матроны Московской; внутри этой часовни находится освященный родник. Желающие могут пройти в часовню – она находится слева от главного входа в храм, и помолиться в самом храме, поставить свечи, заказать необходимые требы.
Храмовый комплекс Казанской Божией Матери п.Школьный
Х рамовый комплекс Казанской иконы Божией Матери располагается в поселке Школьный Прокопьевского округа. Его история молода, всего 20 лет, но о нем известно не только в городе Прокопьевске и Прокопьевском округе, сюда едут православные со всех уголков Кузбасса. Храмовый комплекс окружен белоснежной каменной оградой, подобно монастырской, заходя в ворота которой, словно попадаешь в другой мир, лишенный мирской суеты и наполняющий душу православного чувством близости с Богом.
Панорамный вид храмового комплекса.
Храм Казанской иконы Божией Матери, церковь святого праведного СимеонаБогоприимца.
За резным кружевом главных храмовых ворот прихожан встречает икона святой блаженной Матроны Московской. Часовня святой блаженной Матроны простой и строгой архитектуры, словно воин Христов с куполом в виде шлема, провожает к храму Святого праведного Богоприимца Симеона. Престол храма освящен в 2006 году в день Всех Святых Владыкой Амвросием, епископом Прокопьевским. На территории комплекса воздвигнута часовня со святым колодцем в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша Главная икона часовни написана и освящена в Серпуховском женском монастыре с чудотворного образа. В центре храмового комплекса располагается белокаменный величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, закладной камень которого освящен в 2000 году архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием. Храм стал не только украшением храмового комплекса и поселка, его золотые купола далеко видны за пределами населенного пункта, они завораживают своей красотой и призывают всех под покров Пресвятой Богородицы.
В поселке никогда не было храма, и редко кто задумывался о духовном просвещении молодежи, о православных традициях своих предков, о возрождении православной культуры. Идея создания в поселке церковного прихода принадлежит протоиерею Сергию Плаксину, который, будучи настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Прокопьевск, посетил в июне 1999 года поселок Школьный.
Посещение строительства митрополитом Кемеровским
и Прокопьевским Аристархом.
Место, предложенное для строительства храма, пришлось по душе и батюшке Сергию, который уже тогда знал, что здесь будет стоять и украшать поселок белокаменный храм. А тогда, летом 1999 года, было предложено взять в аренду часть заброшенного здания старой почты, где ранее находилась телефонная станция. Лучшую половину здания, где была почта, занимал коммерческий магазин.
Когда батюшка со своими помощниками Евгением Мотылевым, Владимиром Черных и его супругой Ириной посетили место будущегохрама, перед ними открылась не особо приятное зрелище. Заброшенное помещение находилось в аварийном состоянии. У всех, кроме батюшки, это здание не вызвало восторга, а батюшка сказал открыто и просто «Будем обустраивать».
Осенью 1999 года общими усилиями активистов помещение было приведено в порядок. Две небольших комнатки телефонной станции преобразились. У верующих поселка появилась возможность собираться на общую молитву. Впервые 20 ноября 1999года отслужили молебен, на котором присутствовало 22 человека - жители поселка и протоиерей Сергий Плаксин. По окончании молебна было проведено первое собрание.
Единогласно было решено назвать храм в честь Казанской иконы Матери Божией. Небольшая бумажная иконочка Казанской Божией Матери по случаю оказалась с собой у Евгения Мотылева, ее и поместили на деревянный крест, прикрепленный к фасадной стороне здания.
В Рождество Христово 7 января 2000 года для детей прихожан храма и жителей поселка было организовано праздничное представление с подарками. В начале февраля 2000 года был сооружен простой иконостас, состоящий из деревянного каркаса, обтянутого тканью. По обе стороны от царских врат расположили иконы Спасителя и Божией Матери, а поверху иконы двунадесятых праздников. К началу осени коммерческий магазин освободил вторую половину здания, и в храме появилась трапезная, кабинет настоятеля, иконная лавка. В октябре был выкопан котлован, ав ноябре начали заливку основания фундамента под новый храм. С сентября 2000 года начал свою деятельность воскресный кружок для детей поселка. Преподавателями кружка были Таргаева Людмила Викторовна. С весны 2001 года, в течение лета, своими силами был возведен фундамент будущей церкви Симеона Богоприимца. В том же году при 3-й городской больнице была открыта молебная комната во имя св. вмч. Анастасии Узорешительницы, где читались акафисты, совершались соборования и другие требы.
В 2003 году по благословению настоятеля храма протоиерея Сергия при приходе было организовано сестричество в честь святой блаженной старицы Матроны Московской, главной сестрой назначена монахиня Гавриила (Шенцова).
Ближайшие помощники протоиерея Сергия - монахиня Гавриила, И. Н. Комарова, сестры сестричества святой блаженной Матроны Московской при храме Казанской иконы Божией Матери
После Крещения Господня 22 января 2006 года Владыка Амвросий вновь посетил приход Казанской иконы Божией Матери, отслужил молебен и в тридцати градусный мороз был совершен крестный ход к новому храму святого праведного Симеона Богоприимца, строительство которого было уже завершено. В этот же день было освящено место под строительство святого колодца, закладка которого началась уже 22 июля 2006 года. Следует отметить, что храмовый комплекс расположен на высоком месте и до воды не менее 10 метров. Копали колодец вручную своими силами, привлекали добровольцев. К осени колодец был выкопан, а весной над ним воздвигнута часовня в честь иконы Матери Божией Неупиваемая чаша. Основная икона часовни Божия Матерь Неупиваемая Чаша была написана по заказу настоятеля в Серпуховском женском монастыре с чудотворногоо образа. В сентябре 2006 года на территории Центральной районной больницы открылась часовня во имя Двенадцати целителей-чудотворцев, в которой трудятся сестры сестричества. В течение 2012 года активно велись работы по строительству храма. Были оштукатурены кирпичные стены, произведено утепление кровли храма. Завершились работы в келейном корпусе, были обустроены жилые и бытовые комнаты для сестер, кухня, трапезная, класс для занятий воскресного кружка, кабинет настоятеля. Сестры сестричества во главе с настоятелем прихода и главной сестрой приняли участие в освящении закладного камня Часовни во имя Прокопия Устюжского на шахте Котинская и Покрова Божией Матери над Землей Кузнецкой на шахте Т алдинская-Западная Прокопьевского района. Ровно через месяц в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября над храмом засверкали золотые купола. Было установлено шесть куполов - большой центральный, 4 купола по четырем углам и небольшой куполок над алтарной частью.
Вид на окрестности с колокольни храма Казанской иконы Божией Матери
21 сентября 2013 было установлено шесть куполов Храма Казанской иконы Божией Матери. В 2013 году полностью завершено возведение храмовой ограды. Начались работы по установке мозаичных икон в новом храме. В 2014 году по инициативе протоиерея Сергия была проведена установка Поклонных Крестов на трассе Кемерово-Новокузнецк – п. Лучшево, а также в пос. Кольчегиз и пос. Ускатский Прокопьевского района.
Все трудности, которые встречались во время строительства, преодолевались с помощью Божией по молитвам батюшки. Сколько Крестных ходов, молебнов, канонов и акафистов было проведено и прочитано! Работы по возведению стен храма, часовен, келейного корпуса, церковной ограды завершены, но Любовь и служение Богу продолжается, происходит нравственное возвышение очищение каждого человека.
Храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери п. Трудармейский
Православный приход во имя Владимирской Божьей Матери в п. Трудармейский в 1995 году основал священник Николай Санников. Сначала молебны совершались в жилых домах.
Т ем временем в поселке было построено новое здание милиции, и весной 1996 года старое помещение милиции было отдано православной церкви. Помещение переоборудовали, и начали служить. Нелегко было молодому священнику служить в селе, там, где раньше никогда не
Установка куполов на храм.
б ыло храма. И, тем не менее, небольшая группа верующих в Бога объединились и начали большую работу по строительству церкви. Прихожане стали добровольно трудиться на благо церкви, развели подсобное хозяйство при храме. Ухаживали за животными, выращивали картофель, морковь, заготавливали сено, а на вырученные деньги приобретали строительные материалы: брус, гвозди, стекло, железо. Можно сказать, что храм был построен на народные деньги.
Т аинство крещения.
Расширяли свое подсобное хозяйство, которое тоже стало подспорьем в строительстве. И помогали в этом местные предприниматели. И 2 декабря 2007 году прихожане смогли провести свою первую службу в новом храме, а затем начались иконописные работы. Роспись храма осуществил прокопчанин Владимир Райцев. Осенью была избрана староста прихода - Любовь Лещева. Она с большим энтузиазмом взялась за эту работу. И почти весь поселок отозвался на ее призыв украсить территорию храма цветами. П раздник в честь иконы Божией Матери установлен в честь избавления Москвы в 1521 году от нападения татар.
Из жизни прихода. Клирос.
В 1995 году матушка Елена Санникова, помогала служить отцу Николаю, стала петь на клиросе. Затем ей стали помогать прокопчанки Ольга и Татьяна. А через три года матушка уже смогла набрать клирос из прихожан: ей начала помогать Надежда Бордачева, а чуть позже Виктория Солдатенко.
Иконостас.
Ч тобы получше служить на клиросе, брали у отца Николая диктофон и ездили на службу в храм Ильи Пророка в соседнее село Красный Брод, где пел хор из города Белово, службы записывали, а потом разучивали. Пели сразу в двух храмах: Владимирской иконы Божьей Матери и в храме Архангела Михаила в поселке Михайловка, где тоже служил отец Игорь Рыжков. С 2008 года стали петь только у себя в храме Владимирской иконы Божией Матери.
Клирос. Вид снизу.
И конная лавка
С 1996 года в иконной лавке начала работать Валентина Бызова, а потом у нее появилась помощница в лице Надежды Бызовой, чуть позже стали помогать здесь Елена Никонова, Аполлинария Афанасьева и Светлана Трофимова. В лавке можно было приобрести все – от крестика до погребальных принадлежностей. Они работали с большой душой, относились ко всем прихожанам с пониманием, каждого приветливо встречали, а если нужно, советовали и объясняли, проявляли сочувствие каждому человеку, пришедшему в Божий дом.
Трапезная
В 1995 году, когда молебны проходили в доме у Тамары Луцких, она готовила для прихожан все, что считала нужным и кормила всех, кто приходил на молебен. А когда перешли в другое помещение, она стала готовить и там. А когда появилось свое подсобное хозяйство, стала готовить не только для прихожан, но и для всех нуждающихся. Потом стала готовить еще для строителей храма.
Воскресная школа
В оскресная школа появилась у нас в 1996 году и расположилась в библиотеке. Как могли и оборудовали кабинет: телевизор, магнитофон, проигрыватель для прослушивания и просмотров фильмов и песнопений. Школу вела матушка Елена Санникова, чуть позже Елена Владимировна Скирда и Виктория Солдатенко. Воскресная школа была не обычной тем, что в нее ходили и взрослые и дети, где они, приобретая знания, задавали все больше и больше вопросов, росли духовно.
Урок нравственного воспитания.
Беседу с учениками проводит отец Константин (Липунов).
Сейчас занятия проводит Надежда Ермакова. Организовали при храме ансамбль «Колосок» и стали проводить открытые уроки, на которых присутствовали прихожане и гости.
Практическая часть. Опрос «Роль Церкви в жизни жителей села»
Во многих уголках мира, особенно в сельской местности, церкви играют важнейшую роль в жизни общества. В церквях и храмах верующие проводят различные богослужения и собрания, в том числе основные воскресные (или субботние) богослужения. Это место, куда люди приходят помолиться Богу, попросить его о помощи, побыть наедине собой, разобраться в чувствах, собраться с мыслями, покаяться в грехах, получить какую-то поддержку или совет. Храм – дом Божий, где всегда светло, тепло, уютно и спокойно. В церковь люди идут не потому, что так им приказали, а потому, что этого просит наша душа. Раньше, Церковь играла огромную роль в жизни каждого человека. Было обязательным посещение богослужений, соблюдение постов, правил, традиций. Церковь в древности выполняла функции интеллектуального центра, поскольку других форм общественного сознания практически не было. В античности произошло отделение науки, искусства, идеологии от религии (мифологии). В раннем средневековье произошёл регресс, и церковь стала политическим инструментом, а заодно – школой и библиотекой. Можно говорить, что церковь для государственной власти являлась одним из способов влияния на общество. С развитием общества менялись взгляды людей на религию, и Церковь была вынуждена считаться не только с политическим и экономическим развитием государства, но и с мировоззрением его жителей. Сейчас церковь предназначена для сплочения общества, для развития и повышения духовной культуры людей, для укрепления веры в собственные силы и веры в Бога. По данным статистики «настоящих верующих» людей всегда было н е очень много. В зависимости от уровня жизни в церковь ходили и ходят далеко не все. К примеру, как и 20 лет назад молодежь от 18 до 30 лет практически не посещает ц
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
ерквей, на службах, в Распределение доли православных респондентов,
посещающих религиозные службы раз в месяц и чаще (% опрошенных)
о
2018 г. 2019г. 2020 г. 2021 г.
сновном, люди старшего поколения от 50-65 лет, и люди преклонного возраста от 70 лет и старше. Однако в последнее десятилетие Церкви стали более востребованными. Число верующих последнее десятилетие, особенно среди молодежи возросло в среднем на 23 % . Число посещений храмов и часовен не только в дни православных праздников, но и по духовной повседневной необходимости повысилось с 4 до 20%.
Распределение частоты посещения религиозных служб
(один раз в месяц и чаще) (% от всех опрошенных)
Проведя опрос среди школьников, некоторых своих односельчан и прихожан нашего храма, я выяснила, что Церковь в нашем селе имеет огромное значение. «Верующих» и знающих о православии среди школьников немного – из 100 опрошенных всего 14 человек.
Среди односельчан количество верующих, знающих о православных праздниках, больше – из 150 опрошенных – 94 человека. Соблюдают посты – 75 человек из всех опрошенных респондентов. Посещающих храм – 140 человек из общего числа опрошенных. Это на 50% больше, чем в прошлые годы. Конечно, это лишь малая часть из всех жителей поселка, которых я смогла опросить. Но судя по численности прихожан, которые посещают различные праздничные богослужения можно сказать, что наш храм в честь Владимирской иконы Божией Материявляется духовным центром трудармейцев. А когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей. Церковь – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть церковь, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Выводы
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме. Самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, которое именовали православным миром. Так - же «всем миром» строились и украшались Божьи храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что наши предки среди трудов и житейских нужд глубоко чтили храм Божий, помня заповедь Спасителя: ищите Царства небесного и правды его, и это все приложится вам.
Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для развития православной культуры, воспитания достойного будущего поколения, возрождения духовности необходимо, чтобы люди лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков. В дальнейшем я продолжу поиск информации по развитию православия, по истории возникновения храмов на территории Прокопьевского округа. На мой взгляд, цели и задачи исследовательской работы достигнуты и раскрыты. Я изучила историю церквей округа, используя краеведческий материал, выяснила значение церкви для сельских жителей. Считаю, что мы должны уделять больше внимания изучению архитектурных памятников нашего края. Ведь у каждого из них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта. Общество, на мой взгляд, не должно оставаться равнодушным к истории своей страны. Надеюсь, что собранный мною материал поможет ученикам и учителям школы на уроках ОРКСЭ, истории, обществознания, классных часах
Литература:
Жизнеописания кузбасских святых. Научно-популярное издание /авт.-сост.: В.Л. Лаврина, С.М. Павлов. - Кемерово: Медиа-Центр «Глагол», 2013. – 440 с.: илл.
История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени / В. Лаврина; худож. О. Помыткина. - Изд. 3-е, стереотип. - Кемерово: Кузбасс, 2007. - 78, [1] с.: цв. ил. - (Серия "Краеведение для детей"). Перед выпускными данными автор: Вера Лаврина (Вера Леонидовна Правда)
Миссионерская деятельность в Кемеровской епархии // Культурное наследие Азиатской России. (Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса) — Тобольск, 1997. — С.99-100. (соавтор Н. А. Копытова)
Митрохин Н. А. Русская православная Церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 320 с.
Православие на Земле Кузнецкой // Россия и Восток: Традиционная культура, этнокультурные и этносоциальные процессы. (Материалы IV международной научной конференции «Россия и Восток:Проблема взаимодействия».) — Омск, 1997. — С. 121—123.
Пруцкова Е. В., Маркин К. В. Типология православных россиян: проблема конструирования обобщенного показателя религиозности // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 95-105.