Значимость усадьбы Тамбурера для истории Раменского края

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значимость усадьбы Тамбурера для истории Раменского края

Бреус А.Ю. 1Третьякова А.В. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Родионова Ю.А. 1
1МОУ Раменская СОШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины». Родной край играет важную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое, богатую духовную культуру. Все это относится и к нашим родным местам. В Раменском районе находится 125 памятников истории и культуры, поставленных на государственный учет: 30 церквей, 10 памятных надгробий, 33 усадебные постройки, 52 памятника археологии.1

Наш проект посвящен памятному месту, связанному с историей отечественной культуры – усадьбе Тамбурера, находящейся в посёлке Удельная. Эта усадьба является объектом историко-культурного наследия федерального значения. С её историей связаны имена многих известных людей, представителей творческой интеллигенции. Долгое время в усадьбе жила Марина Цветаева и её младшая сестра Анастасия.

Усадьба — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами.2

В 18 веке и 1-й четверти 19 века усадьба обычно включала украшенный портиком каменный или деревянный, часто оштукатуренный, барский дом с одним или несколькими флигелями, оранжерею и парк, хозяйственный двор. В больших усадьбах так же была церковь. В конце 18 начале 19 веков сложился тип городской усадьбы, состоявшей из дома-особняка, «служб» (конюшня, каретный сарай и пр.) и двора или небольшого сада. В строительстве усадьбы принимали участие крупные зодчие руссского классицизма (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Н. А. Львов, И. Е. Старов, Д. И. Жилярди и др., в том числе крепостные архитекторы). В усадьбах (особенно крупных, имевших характер обширных дворцово-парковых ансамблей) нередко сосредоточивались значительные собрания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Усадьбы меценатов иногда становились важными центрами художественной жизни (например, Абрамцево, Талашкино). В советское время в ряде выдающихся в историческом и художественном отношении усадеб были созданы музеи (например, Архангельское, Кусково, Останкино в Подмосковье и Москве), в том числе мемориальные («Ясная Поляна» в Тульской обл., Пушкинский заповедник и др.). Многие усадьбы находятся под государственной охраной как памятники архитектуры и садово-паркового искусства.

Цель работы – изучить значимость усадьбы Дача Тамбурера.

Задачи данной работы:

1. Изучить историю, архитектуру и современное состояние усадьбы Дача Тамбурера.

2. Провести опрос среди учащихся 8, 10 классов МОУ Раменской СОШ.

3. Проанализировать актуальность усадебной культуры для учащихся 8, 10 классов МОУ Раменской СОШ.

Объектом исследования является усадьба Дача Тамбурера.

Предметом исследования – популярность усадебной культуры.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что усадьба Дача Тамбурера является популярным туристическим местом.

1. История усадьбы

В начале ХХ века в тридцати верстах от Москвы вырос «маленький Париж» — так изящно называли дачный поселок Удельная. Первыми владельцами земель, где сейчас находится этот населённый пункт, были члены царской семьи. В то время Удельная была под управлением Департамента уделов. В конце 19 века началась раздача пустующих земель в аренду под строительство дачных домиков, а также объектов хозяйствования. Так и возник на землях Бронницкого уезда Московской губернии дачный посёлок под названием Удельное возле железнодорожной станции.

В период с 1892 по 1896 годы поселок начал интенсивно застраиваться, и к концу ХIХ столетия это был уже сформировавшийся дачный поселок, в котором проживало более двухсот арендаторов с членами семей, прислугой, садовниками. Земли Удельного ведомства арендовали люди, принадлежавшие к разным сословиям: дворяне, купцы, крестьяне, мещане, представители творческой интеллигенции. Дач было большое количество. У некоторых арендаторов их насчитывалось до десяти и более.

В основном, строительство шло вдоль железной дороги.

Сформировалась Великокняжеская улица, которая в настоящее время называется Южным проспектом. Во времена зарождения дачного посёлка хозяева не скупились на красоту архитектурных строений и с удовольствием приглашали с целью строительства известных и талантливых архитекторов: К.А. Тона, Ф.О. Шехтеля, И.В. Жолтовского. Устраивались парки и сады, цветники, посёлок стал местом дивной красоты.3

Участки имели площадь от одной–полутора до трех–четырех десятин. Некоторые арендовали не один участок и возводили несколько домов для сдачи их внаем в летние месяцы.

Супруги Тамбурер в 1902 году взяли в аренду участок земли и начали строительство нескольких домов оригинальной архитектуры. Дом №15 по Южному проспекту (современный адрес) был возведен в 1908 году. Жена владельца – потомственная дворянка Лидия Александровна Тамбурер – служила зубным врачом в Москве и пользовалась большой известностью в среде московской интеллигенции.4

Будучи эрудированным, любящим театр, книги и одновременно добрым, гостеприимным человеком, она являлась душой местного общества, которое часто собиралось на ее даче. У нее в разные годы отдыхали ведущие артисты и писатели Москвы: М.А.Булгаков, Б.А.Пильняк, Сергей Львович Толстой, композмтор И.Сизов, с детства с ней тесно общались Марина и Анастасия Цветаевы.

Здесь Л.А.Тамбурер спасала сестёр Цветаевых после смерти их матери.
Лидия Александровна была дамой знатного происхождения и притом имела специальность зубного врача, что привлекало именитую клиентуру. К ней-то на прием и привел своих дочерей Иван Владимирович Цветаев. Лидия Тамбурер, человек добрый и отзывчивый, сразу привязалась к малолетним сестрам и полюбила их.

Уже после смерти Лидии Александровны, в 1930 году, часть дома купила племянница известного советского скульптора А.С.Голубкиной, которой Анна Семеновна Голубкина неоднократно приезжала на отдых.

2. Архитектура

Усадьба Л.А. Тамбурер – деревянный особняк в стиле неоклассицизма с четырехколонным портиком, построенный по проекту И. В. Жолтовского.

Главный северный фасад ориентирован на одну из центральных улиц поселка - Южный проспект. Дворовый южный фасад обращен к бывшему парку. Здание рублено «В лапу», окрашено, стоит на кирпичном цоколе, оштукатуренном цементом. Оно выстроенно в формах, характерных для архитектуры начала 20 века с элементами модерна.

Г-образный в плане объем здание усложнен с восточной стороны застекленный верандой (которая немного уже основного объема), а с южной – выступом сеней из широкого бруса. В западной части устроена мансарда под высокой двухскатной кровлей, конек которой пересекает под прямым углом продольным ось общего плана. Основной объем также покрыт двухскатной кровлей с прямоугольными чердачными окнами, причем северный фасад имеет больший вынос кровли, чем южный, в результате чего дом получился разноэтажным. С северной стороны — один этаж, а с южной — два.

Основной декор здания сосредоточен на главном фасаде. Наибольший акцент сделан в западной его части, где устроена мансарда. Фронтон под свесами кровли мансарды прорезан трехчастным прямоугольным проемом с балконом и обшит тесом в клетку. Восточная веранда окружена с трех сторон колоннами и застеклена. Северный фасад прорезан широкими окнами. Южный фасад решен асимметрично. Углы фасадов обработаны пилястрами. Внутреннее пространство дома разделено широким поперечным коридором на две неодинаковые по размерам комнаты. Сохранились старые дощатые полы, однопольные двери с прямоугольными филенками и белые кафельные печи.

3. Современное состояние

Стремительно исчезает сокровищница русской архитектуры — развалинам и пепелищам нет конца. В бедственном положении всё еще остаются многие произведения культового зодчества, но особенно незащищенной оказалась усадебная культура.5

Многое погибло в огне революции и великой отечественной войны. Будущее некоторых из уцелевших дворянских имений предопределило решение советских властей передать их под социальные учреждения (дома культуры, клубы, пионерские лагеря, санатории, туберкулёзные диспансеры, больницы, дома престарелых и т.д.), на тот момент это спасло их от разрушения. Во времена перестройки бюджетные организации, многие из которых не имели необходимого финансирования, не могли поддерживать в образцовом порядке ветшавшую старину. Часть организаций, размещенных в усадьбах, прекратили своё существование, а вместе с ними и дворянские особняки. В новых экономических условиях помещичьим имениям не нашлось применения. Попытки государства передать объекты усадебной недвижимости в частные руки до сих пор находили мало откликов — слишком дорого обходится реставрация.

После всех событий российской истории сегодня мы можем наблюдать только небольшие остатки старого усадебного мира. Мы стоим на пороге исчезновения целого пласта архитектурно-исторического наследия.

В наше время, благодаря ходатайствам жителей поселка, дома, построенные Тамбурерами, были поставлены на учет и получили статус памятников федерального значения.

К сожалению, ценные архитектурные сооружения, многие десятилетия украшавшие поселок, теперь утрачены: дома № 12-13 разобраны за ветхостью, а жилой дом № 14 сгорел в декабре 2005 года. Сохранился дом № 15,который расположен в глубине участка.

В настоящее время дача Тамбурера занимает довольно обширный участок прямоугольной формы и располагается на ровной местности. С севера территория дачи ограничена Южным проспектом, проходящим параллельно железнодорожному полотну, с юга, востока и запада расположены территории индивидуальной жилой застройки. Кроме жилого дома на участке сохранился исторический сарай.

Состояние 2 ноября 2020 года: усадьба окружена забором, территория частная, доступа к исторической усадьбе нет, хоть они и имеет статус памятников федерального значения.

4. Анализ актуальности усадьбы Тамбурера на примере учащихся МОУ Раменской СОШ №5

В период с 2.11 по 11.11 нами был проведен опрос «Актуальность усадьбы Тамбурера». Опрос проводился при помощи платформы «Гугл Формы». В нем приняли участие учащиеся среднего и старшего звена МОУ Раменской СОШ №5, всего 46 человек.

Анкета находится в Приложении 1. Особенностью нашей анкеты является то, что мы не только опросили учащихся, но и познакомили их с усадьбой Тамбурера, благодаря изображениям, встроенным в опрос. Так же эти изображения помогли респондентам лучше вспомнить, были ли они в усадьбе. Мы предполагаем, что данный опрос позволит нам не только выявить актуальность усадебной культуры, но и заинтересовать респондентов её историей и культурой. В анкете были обязательными все вопросы, кроме 6 и 7.

Аналитические диаграммы и ответы респондентов находятся в Приложении 2. Анализируя результаты опроса, мы пришли к следующим выводам:

Большинство учащихся посещало когда-либо усадьбы, что говорит об актуальности такой формы досуга.

Всего 13% респондентов были или видели усадьбу Тамбурера. Большинство усадьбу не посещали и не видели. Это позволяет нам сделать вывод о том, что усадьба мало популярна для посещения учащимися нашей школы. Возможно, это связано с удаленностью усадьбы от города Раменское.

10% учеников нашей школы знают историю усадьбы. Большинство об истории усадьбы не знают.

Большинство респондентов считают, что важно сохранить остатки усадьбы Тамбурера. Это говорит о том, что учащиеся нашей школы бережно относятся к истории своего Отечества и понимают важность усадебной культуры.

Большинство респондентов хотели бы посетить усадьбу Тамбурера.

Практически всем, кто ответил на шестой вопрос (он был необязательным), понравилась архитектура усадьбы Тамбурера. Респонденты отмечали её красоту, колоритность, «старые мотивы», материалы, цвет, необычную форму дома, «старинную ауру», мистическую атмосферу, сад вокруг усадьбы, интеграцию стилей и историческую ценность. Два респондента, которым усадьба не понравилась, указали, что предпочитают современную архитектуру и то, что она не обладает особой архитектурой, соответствующей музею.

На вопрос о посещении усадьбы и впечатлениях от нее ответило только шесть респондентов. У одного респондента остались хорошие впечатления, второй не посещал, но видел усадьбу. Третий обратил внимание на эстетику. Еще два респондента были у усадьбы, но попасть на территорию не смогли.

Зависимости от пола в ответах не выявлено. Опрос прошли равное количество респондентов мужского и женского пола.

Заключение

Работая над проектом, мы познакомились с одним из объектов культуры, находящимся на территории Раменского района, узнали историю, архитектуру и современное состояние усадьбы Тамбурера.

В результате исследования мы опровергли гипотезу о том, что усадьба Дача Тамбурера является популярным культурным местом. К сожалению, усадьба частично сгорела, а на данный момент даже уцелевшая её часть не доступна для посещения. Увидеть важнейший для Раменского района памятник культуры можно только издалека, через забор. Туристическим местом, тем более популярным, данный объект культурного наследия не является.

Цель, поставленная нами в начале работы, достигнута. Мы изучили значимость усадьбы Тамбурера как с исторической точки зрения, так и с практической – на примере учащихся средней и старшей школы МОУ Раменской СОШ №5.

Один из результатов нашей работы - знакомство с памятным местом, связанным с историей отечественной культуры, с ранними периодами жизни Марины Ивановны Цветаевой. Важной частью исследования являлся опрос учащихся среднего и старшего звена МОУ Раменской СОШ №5. Мы выявили актуальность усадебной культуры для респондентов в целом, но исследуемая усадьба Тамбурера мало пользуется популярностью. Всего 10% респондентов знали историю усадьбы. Мы предполагаем, что это связано с современным состоянием усадьбы и её удаленностью от города Раменское.

Важный результат опроса - 80% респондентов считают, что важно сохранить остатки усадьбы Тамбурера. Это говорит о том, что учащиеся нашей школы бережно относятся к истории своего Отечества и понимают важность усадебной культуры. Именно такое отношение каждого человека к культуре позволит будущим поколениям увидеть памятники истории в первозданном виде.

Кроме того, 76% респондентов хотели бы посетить усадьбу Тамбурера. Мы предполагаем, что данным опросом мы смогли вызвать интерес к усадьбе Тамбурера и это – очень важный результат. Именно заинтересованные жители Раменского района могут вернуть усадьбе статус музея, повлиять на ее судьбу, проявляя свою активную гражданскую позицию по отношению к заброшенным памятникам истории и культуры.

Список использованной литературы

Бондарева Н. Осколки подмосковных усадеб // Информационно-практический журнал Охраняется государством. — 2014. — №3. — С. 47-50

Ильин М. А., Архитектура русской усадьбы, в кн.: История русского искусства, т. 6, 8, кн. 1, М., 1961 №63.

История храма // Троицкий храм поселка Удельная — INTERNET: http://udel-hram.ru/index.php/history.html

Проект Генерального плана городского поселения Удельная Раменского муниципального района Московской области // Удельная Сайт инициативной группы жителей — INTERNET: http://udelnaya.pro/wp-content/uploads/2017/02/TOM_3_OKN-gp-Udelnaya-min.pdf

Тихомиров Н. Я., Архитектура подмосковных усадеб, М., 1955

Усадьба Тамбурер (посёлок Удельная) – памятное место, связанное с историей отечественной культуры // Краеведческая кубышка — INTERNET: http://kubishka13.ucoz.ru/usadba_tamburer-obekt_istoriko-kulturnogo_nasledij.docx

Цветаева М.И. Отец и его музей // Марина — INTERNET: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/otec-i-ego-muzej.htm

Приложение 1

Анкета

Приложение 2

Результаты опроса

6. Понравилась ли вам архитектура усадьбы? Почему?

Да, очень красиво и колоритно

Да, она очень красивая

Да, понравилась, в её архитектуре есть " старые мотивы"

Нет, мне нравится более современная архитектура

Мне понравилась архитектура тем, что она сделана из дерева.

Да, она красивая

Да, она очень красивая

Да, так как она имеет приятный цвет и старинную ауру

Нет, потому что она не обладает особой архитектурой, соответствующей музею

Да, понравилась. Мне понравилось, где она находится.

Стиль усадьбы, её исторические ценности

Да, т.к. она выполнена в стиле явно для дворян времëн РИ

Не знаю

Понравилась. Очень интересная и необычная архитектура, наполненная атмосферой мистики.

Да, архитектура мне нравится, так как она выглядит довольно приятно и аккуратно

Да. Ибо мне всегда нравился русский стиль архитектуры

Да, так как нахожу интеграцию между стилями разных эпох очень занимательной

Да, понравилась, в её архитектуре есть "старые мотивы"; небольшой садик вокруг усадьбы очень мило смотрится

Да, потому что она навевает легкую атмосферу умиротворения.

Да. Она уникальная в своем роде

Да. Напоминает о прошлом района. Очень живописная, необычная

Цвет хороший

Вдохновляющая усадьба, колоритно

Историческое наследие

Необычная форма дома

7. Если посещали усадьбу Тамбурера, то когда? Какие впечатления у вас остались? На что первое вы обратили внимание при ее посещении?

Хорошие

С семьей мы приехали на усадьбу Тамбурера. Но, к большому сожалению, попасть на неё не смогли.

Я не посещала, но видела.

Я хотела посетить усадьбу Тамбурера недавно, но мне не удалось туда попасть.

На эстетику

1 Усадьба Тамбурер (посёлок Удельная) – памятное место, связанное с историей отечественной культуры // Краеведческая кубышка — INTERNET: http://kubishka13.ucoz.ru/usadba_tamburer-obekt_istoriko-kulturnogo_nasledij.docx

2 Тихомиров Н. Я., Архитектура подмосковных усадеб, М., 1955

3 История храма // Троицкий храм поселка Удельная — INTERNET: http://udel-hram.ru/index.php/history.html

4Проект Генерального плана городского поселения Удельная Раменского муниципального района Московской области // Удельная Сайт инициативной группы жителей — INTERNET: http://udelnaya.pro/wp-content/uploads/2017/02/TOM_3_OKN-gp-Udelnaya-min.pdf

5Бондарева Н. Осколки подмосковных усадеб // Информационно-практический журнал Охраняется государством. — 2014. — №3. — С. 47-50

Просмотров работы: 221