Награды моих прадедов

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Награды моих прадедов

Ушакова К.П. 1
1МБОУ Гимназия №8
Ульянова Н.С. 1
1МБОУ Гимназия №8
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом году исполнится 76 лет с тех пор, как завершилось самое трагичное событие в истории нашей страны – Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Ежегодно 9 мая  мы  вспоминаем грозные годы войны, чтим память погибших, кланяемся ветеранам. Эта война унесла миллионы человеческих жизней, разрушила огромное количество городов, сёл, деревень. Победа досталась нашему народу  дорогой  ценой.

К сожалению, я не знаю своих  прадедушек, они  умерли  раньше, чем я родилась, но память о них  живѐт в сердцах детей, внуков и правнуков. В семейном архиве остались  немногочисленные документы: фотографии, ордена и медали, удостоверения о награждении, грамоты и благодарности. Однако в семье оказалось мало информации о том, за что удостоены мои прадеды этих наград.

Поэтому захотела провести исследование на тему: «Награды моих прадедов».

Цель исследования: найти информацию о подвигах моих прадедов в Великой Отечественной войне и их наградах.

Для осуществления данной цели были выдвинуты задачи:

Проанализировать информацию об орденах и медалях в годы Великой Отечественной войны.

Собрать сведения о жизни моих прадедов – участников Великой Отечественной войны.

Узнать, какими наградами и за что были награждены мои прадеды.

Гипотеза исследования: каждая семья нашей страны внесла свой вклад в приближение победы. Сохранившиеся воспоминания и награды моих прадедов – весомый источник для изучения отдельных событий Великой Отечественной войны.

Объект исследования: награды Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: ордена и медали моих прадедов Адаева Василия Андреевича и Кутявина Владимира Александровича.

Методы исследования:

1. Сбор информации путём опроса родственников.

Поиск документальных источников в семейном архиве и в Интернет-ресурсах.

Анкетирование.

Анализ полученной информации.

Глава 1. Награды Великой Отечественной войны

Ордена и медали

Обычай награждать выдающихся граждан отличительными знаками зародился ещё в глубокой древности. Начиная с 9 века, за боевые подвиги золотом награждали князей, в 14 веке отличившимся могли пожаловать замок или поместье. К 17 веку появились в обиходе специальные отличительные знаки, свидетельствующие о выдающихся достижениях. Этими знаками как раз и являются ордена и медали.

Что такое орден? Орден — более высокая, чем медаль, награда. Им награждают за исключительные заслуги, одновременно присваивая орденоносцу определенные привилегии. 

Награда - не только почётный знак, одна из форм поощрения, а еще и символ мужества, отваги, храбрости, преданности своей Родине.

До начала Великой Отечественной Войны в СССР существовало несколько наград, которые присуждались за различные боевые заслуги. Это и медаль «За Отвагу», и орден Красной Звезды, и орден Красного Знамени, долгое время считавшийся высшей наградой в стране, и некоторые другие.

  С началом Великой Отечественной войны в наградной системе СССР произошли значительные изменения для того, чтобы более полно отметить мужество и героизм советских солдат, офицеров и гражданских лиц, принимавших активное участие в борьбе с фашистскими захватчиками. Изучая литературу, выяснили, что за годы ВОВ было учреждено 12 орденов и 25 медалей.

В настоящее время орден считается более почётной наградой, чем медаль. Если медаль, по-прежнему, выглядит словно монета, то орден может принимать самые разнообразные формы. Например, в виде креста, звезды, государственной символики.

Медаль имеет более древнюю историю. Это тоже латинское слово, которое означает "металл". Первые медали возникли в античные времена. Изначально, это была обычная монета, которой награждали отличившихся в бою воинов. Чем значимее был подвиг, тем больше номиналом она была. Наградные знаки изготавливались вручную из мягких металлов – олово, медь, серебро, золото. Медаль представляет собой круглую форму с барельефным изображением, в котором символически зафиксирован повод награждения.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов боевые и трудовые подвиги советских людей были столь многочисленны и разнообразны, что потребовалось учреждение новых медалей.

Медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза – это высшая степень отличия СССР. Почётное звание, которого удостаивали за совершение геройского подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий.    

     Медалью «За боевые заслуги» награждались военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск. Она носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали Ушакова.
Специальные медали были учреждены для участников обороны городов и районов Советского Союза, оказавших особенно упорное сопротивление фашистским агрессорам. В годы войны были учреждены медали за оборону городов-героев Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, а также Кавказа и Советского Заполярья.

В результате решающих побед Советской Армии враг был изгнан за пределы нашей страны. Противник продолжал ожесточённое сопротивление, особенно в Будапеште, Кенигсберге, Вене, и, наконец, в Берлине. За взятие этих городов также были учреждены медали.

Сегодня медаль присваивается за выдающиеся заслуги и героические поступки. Ее теперь не принято носить на шее, знак отличия крепится к одежде зажимом либо булавкой. В современной системе награждения медаль вручается за героизм, выдающиеся заслуги, а также в память о событиях, победах, юбилейных датах.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что:

Орден – более высокая награда, чем медаль.

Медаль вручают за особые заслуги в определенной области деятельности; орденом награждают за исключительные заслуги и достижения.

Медаль имеет круглую форму с барельефом на лицевой стороне. Орден традиционно выполняется в более сложном дизайне.

Орден, в отличие от медали, может иметь несколько степеней.

Глава 2. Награды в моей семье

2.1. Анкетирование одноклассников

В своём классе решила провести анкету.

Цель анкетирования – узнать, что знают мои одноклассники о Великой Отечественной войне и о медалях. Анкета состояла из 7 вопросов.

Анкета

Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.

Против кого воевала наша армия?

Когда празднует наша страна День Победы?

Были ли в вашей семье участники Великой Отечественной войны?

В каких сражениях они принимали участие? Кем были на войне?

Какие награды (ордена, медали) имели?

Хранятся ли награды ваших родственников в семейном архиве?

В опросе принимали участие 22 одноклассника. Получились следующие результаты.

   На первый вопрос правильно ответили 19 учащихся, что составляет 86 %. 20 учащихся 4 класса знают, против кого воевала наша армия. Ответ на третий вопрос показал, что 95 % одноклассники знают, что наша страна отмечает День Победы 9 мая. На четвёртый вопрос 15 учеников отметили, что их родственники были участниками Великой Отечественной войны, но ребята  не смогли написать, в каких сражениях принимали участие их родственники и какие награды имели. Отвечая на пятый вопрос, лишь один ученик написал, что их родственник воевал на Курской дуге. В данной анкете 8 человек отметили, что в семейном архиве хранятся награды и только один человек написал, что есть медаль за храбрость. Результаты можно увидеть в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования

Исходя из анкетирования, сделали вывод, что мои одноклассники практически ничего не знают о своих родственниках, которые воевали в годы войны. Поэтому появилась ещё одна задача: результаты проделанной работы донести  до своих одноклассников.

У моей бабушки хранятся ордена и медали моих прадедушек. Мы решили узнать как можно больше о моих родных, с оружием в руках защищавших нашу Родину. Для этого пришлось провести настоящую поисковую работу.

Первое, что стали делать, начали собирать информацию о моих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Беседуя с бабушкой, тѐтей и родителями, а так же, познакомившись с фотоальбомами и материалами семейного архива, узнала множество интересных фактов из истории семьи. Выяснила, что два моих прадедушки принимали непосредственное участие в великой битве за свободу и независимость России. Остановлюсь на каждом из них.

2.2. Адаев Василий Андреевич

Адаев Василий Андреевич (прадед по материнской линии) родился в 1923 году в деревне Портяново Понинского района в семье зажиточных крестьян. В семье было 4 детей. В настоящее время остался в живых только младший брат прадедушки Анатолий, который сейчас живёт в Сарапуле. Ему уже 83 года.

Из воспоминаний моей бабушки, которая в детстве разговаривала со своей бабушкой, «прадед был в детстве очень аккуратный, исполнительный и обязательный. Если мыл пол, то дотягивался до каждого угла. В школьном возрасте одежду на стул складывал аккуратно, «без складочек». На столе всегда был порядок, когда выполнял уроки. Доводил начатое дело до конца». В детстве сам научился подбирать на слух музыку и играл на гармошке. Учился в школе всегда на 4 и 5. У прадеда был очень красивый каллиграфический почерк.

Эти положительные качества личности прадеда помогли служить в разведке в годы Великой Отечественной войны. Не зря говорят, что разведка - один из видов боевых действий, часто требующих проявления лучших воинских качеств: героизма, выдержки, военной хитрости и предприимчивости. Работа разведчика особенно сопряжена с опасностью и риском.

Моя бабушка говорит, что её папа практически ничего не рассказывал про войну. Поэтому сведений об участии на войне осталось очень мало. Единственное воспоминание следующее. «Однажды, когда прадедушку первый раз отправили на задание, он пробираясь по местности, вдруг лоб в лоб столкнулся с молодым немцем – разведчиком. От неожиданности они оба развернулись и поползли в разные стороны. Однако испуг быстро прошёл, прадед сумел поймать и доставить «языка» в часть». Чего только не бывает на войне.

Следующим этапом работы стал поиск информации о прадедушке в сети Интернет. На сайте «Мемориал» никаких сведений о прадедушке не нашла. После этого зашла на сайт «Подвиг народа» и узнала, что мой прадед был призван в армию 15 апреля 1943 года Азинским РВК город Ижевск. Ему было 19 лет.

На этом же сайте узнала, что 10 октября 1943 года Адаев Василий Андреевич совершил подвиг и был награждён медалью «За отвагу».

У бабушки в альбоме до сих пор хранится извещение о том, что за образцовое выполнение боевых заданий Адаев В.А. был награждён медалью «За отвагу». Оно было отправлено его матери Адаевой Е.Т. 4 ноября 1943 года.

В приказе № 043 по 933 стрелковому полку 254 стрелковой дивизии 52 армии Степного фронта написано, что бойца взвода пешей разведки красноармейца Адаева В.А. наградить за то, что в бою на правом берегу Днепра будучи в разведке доставил ценные сведения о противнике и гранатой подбил пулемёт противника.

Мне стало интересно узнать, какие сражения происходили в те месяцы. Поэтому, изучив архивные документы, узнала, что «выйдя в конце сентября к Днепру, войска 52 армии готовились к форсированию труднопреодолимой естественной преграды к тому же сильно укреплённой и обороняемой крупными силами немецко-фашистских войск. На крутом правом берегу реки немцы возвели мощную систему укреплений «Восточный вал. Гитлер в то время утверждал: «Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его - эту мощную водную преграду, шириной в 700-900 метров, правый берег которой представляет цепь непрерывных дотов, природную крепость». Однако, он не столько преувеличивал надежность этого оборонительного рубежа своих войск, сколько недооценивал возможности наших войск. Их возросшее воинское мастерство, мужество и неудержимую волю к победе.

Поэтому, прочитав архивные документы, мне стало понятно насколько сложно и опасно было форсировать Днепр в октябре 1943 года.

9 декабря 1943 года тщательно готовился четвёртый штурм по освобождению Черкасс. В течение трёх суток велись упорные и тяжелые бои по захвату каждого дома, каждого квартала, отражению многочисленных контратак и очистке города от оккупантов.

В один из таких боёв мой прадед Адаев Василий Андреевич получил ранение. У бабушки в семейном архиве сохранилась справка о ранении.

11 декабря 1943 года получил медаль «За боевые заслуги». О подвиге вновь нашла информацию на сайте «Подвиг народа».

Только 30 июня 1948 года Адаев В.А. окончил службу и вернулся домой. В мирное время работал в пожарной части. Работал на совесть. Поэтому 3 сентября 1959 года получил нагрудный значок «Отличник МПВО». 25 октября 1961 года был награждён медалью «За безупречную службу».

После войны 6 апреля 1985 года был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Из книги В.А. Дурова «Русские и советские боевые награды» узнала, что в дни празднования 40-летия Победы все участники Великой Отечественной войны, дожившие до этого праздника. Были награждены орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени, в зависимости от их вклада в победу. [3, с.56]

Прадед Адаев В.А. продолжал работать на совесть и в 1975 году получил медаль «Победитель соцсоревнования», работая слесарем на Ижевском Автозаводе. Прадед прожил всего 65 лет.

2.3 Кутявин Владимир Александрович

Больше сведений и воспоминаний осталось о моём прадедушке (по материнской линии) Кутявине Владимире Александровиче. Моя тётя, когда ей было 14 лет, взяла интервью у дедушки о военных события и эти сведенья сохранились.

Вначале, беседуя с моим дедушкой, узнала, что мой прадед родился 4 сентября 1926 года в деревне Педоново в семье крестьянина. В школу ходили в д. Качка в любое время года за 3 км от своей деревни.

Интересно отметить, что зимой на лыжах через лес добирались до школы. Выносливость и спортивная закалка пригодились ему выстоять в годы войны. После 6 класса прадеда направили в деревню Лекшур учиться на тракториста. В деревне Педоново в годы войны остались только женщины и малые дети.

В 1944 году отправили в Челябинское танкотехническое училище (ЧТТУ), в котором готовили военных техников, старших механиков-водителей тяжёлых танков.

По рассказам прадеда «утром занимались в училище, после обеда проходили занятия непосредственно в цехах, где детально изучали все стадии сборки, как отдельных агрегатов, так и всего танка. Вечером разгружали поезда». Такие занятия оказались очень эффективными, т.к. на фронте полученные знания и умения помогли в бою.

15 апреля 1945 года прадед уже гвардии старшина
механик-водитель участвовал в танковом сражении на Одере в городе Франкфурт. В своих воспоминаниях прадед на раз называл Зееловские высоты. Одно из самых страшных сражений для него. Прадед говорил, что из 20 танков осталось всего 5. У них тоже сгорел танк ИС-2. Два члена экипажа погибли, заряжающего и прадеда отправили в госпиталь. От ожога намазали лицо вазелином, дали один день отоспаться и снова отправили на фронт.

Для того, чтобы более детально представить и описать сражение обратилась к архивным документам. Из них узнала, что «армии Жукова в первый же день операции прорвали главную полосу обороны немецкой армии. Однако на Зееловских высотах, где проходила вторая линия обороны противника, наши войска были задержаны. Немцы яростно дрались, надеясь на рубеже Зееловских высот остановить русских. Зееловские высоты представляли собой двадцатикилометровую гряду довольно крутых холмов высотой в 40–50 метров восточнее Берлина. Прорвать танками оборону здесь было трудно - машинам нужно было ползти зигзагами, попадая под перекрестный огонь противника. Этот рубеж считался «замком к Берлину».

Поэтому бои 17 апреля, в которых прадед принимал непосредственное участие, имели самый упорный характер. Атака началась полчаса спустя при свете прожекторов. Идея ослепить противника была хорошей, но все же главная цель на самом деле очень практична: выкроить лишние часы светового дня.

Историки отмечают, что штурм Зееловских высот - это пример храбрости, стойкости и профессионализма советских воинов.

Горжусь тем, что мой прадед Кутявин В.А. принимал участие в тех тяжёлых сражениях и получил свою первую награду медаль «За отвагу». На сайте «Подвиг народа» была дана следующая информация:

Прадед ценил эту медаль, т.к. отмечались ею люди за проявленное ими личное мужество при выполнении воинского долга. Она досталась непростой ценой.

Прадед не любил смотреть фильм «Битва за Берлин», т.к. говорил, что очень тяжело всё заново вспоминать: военные события, товарищей, оставшихся на полях сражений.

В 1945 году Кутявину В.А. вручили медаль «За взятие Берлина».

11 мая 1945 года прадед Кутявин В.А. расписался в Рейхстаге.

Кроме того, прадед был удостоен чести за отличные успехи в боевой и политической подготовке сфотографироваться под развёрнутым боевым знаменем части.

После окончания войны, вернувшись в Глазов, работал постовым в милиции. На протяжении долгих лет мой прадед работал на ТЭЦ ЧМЗ. В мирное время он также продолжал работать на совесть. Поэтому 18 января 1982 года за долголетний добросовестный труд был награждён медалью «Ветеран труда».

Послевоенные награды моего прадеда - это, в основном, юбилейные медали в честь победы, в честь годовщины вооруженных сил, медаль Жукова. Но есть ещё одна очень ценная, на наш взгляд, награда. 11 марта 1985 года Кутявин В.А. был награждён орденом Отечественной войны II степени. Орден сохранился вместе с удостоверением в архиве моей бабушки.

Мой прадед умер 3 августа 2001 года, возрасте 74 лет.

Проделанная работа  помогла узнать, как воевали мои прадедушки и какими орденами и медалями  был награждены за боевые заслуги перед Отечеством.

Заключение

Выбранная тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, сделала вывод о том, что память остаётся жива, по сей день благодаря бережному хранению документов и наград в семейном архиве

Для раскрытия своей темы просмотрела большое количество литературы. Изучая различные источники, выяснила историю создания наград Великой Отечественной войны. Узнала, что есть интернет-сайты, где можно найти информацию о фронтовиках и их наградах.

В ходе исследовательской работы пополнила свой словарный запас новыми терминами, расширила кругозор, училась  анализировать результаты анкетирования.

Своих прадедов считаю героическими людьми. Они с честью прошли войну, пережили разруху послевоенного времени, добросовестно трудились в мирное время, получая награды, благодарности и грамоты.

Наш семейный архив продолжает пополняться новыми наградами:

Кутявин Сергей Владимирович (мой дедушка) награждён знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» 19.06.2003 г.

Кутявина Надежда Васильевна (моя бабушка) награждена нагрудным знаком «Отличник гражданской обороны СССР» 28.09.1990 г. и памятной ведомственной медалью «20 лет Федеральному казначейству».

Человек жив, пока живёт о нём память среди людей. А его награды - это свидетели его жизни и подвигов. Поэтому нужно беречь и приумножать семейный архив.

Список литературы

1. Айрапетян, Б. Нагрудные знаки Красной Армии (1941-1945) / Б. Айрапетян. - М.: Collector's Book, 2004 – с.145

2. Большая энциклопедия орденов и медалей. Ордена и медали мира. - Москва: АСТ, 2017 – с.192

3. Дуров, В.А. Русские и советские боевые награды / В.А. Дуров. – М.: Внешторгиздат, 1990 - с.103

4. Сайт «Мемориал» ссылка https://pamyat-naroda.com/memorial/

5. Сайт «Память народа» ссылка https://pamyat-naroda.ru/

Просмотров работы: 4