Введение
Театр является частью жизни человечества. Интерес к перевоплощению и лицедейству у человека существовал издавна. Не было электричества, кино, телевиденья, интернета – был один только театр в разных проявлениях. Однако технический прогресс не умолим. Получение информации стало более доступно, жизненный ритм значительно ускорился. Интернет предлагает нам множество вариантов проведения досуга. Всё меньше людей рассматривают театр, как традиционное культурное развлечение.
Когда мне исполнилось семь лет, родители привели меня заниматься в студию "Вечерний звон". Прежде всего, театр – это красиво и интересно. Здесь мы учимся сопереживать героям спектакля, распознавать истинные и наигранные поступки людей.
Через год занятий у меня появилась масса вопросов, связанных с историей нашего театра. Почему? Как? Зачем? Откуда? Что сейчас происходит? Как развивается? Есть ли будущее? В конце концов, расспросы, беседы, интервью, сведения из источников вылились в работу, которая поможет таким же любопытным, как я, приоткрыть дверь в историю развития театра-студии "Вечерний звон".
Новизна моего исследования состоит в том, что данную тему – история развития нашего театра - ещё никто не освещал.
Цель работы – узнать и рассказать всем интересующимся о «Вечернем звоне".
Задачи: сбор, обработка, анализ информации по актуальной проблематике и теме; распространение результата работы, популяризация театра, привлечение в труппу талантливых, креативных и заинтересованных людей.
Гипотеза – популяризация театра привлекает в театральные круги новые таланты.
Основная часть
Создание театра "Вечерний звон"
Театр «Вечерний звон» в Подольске существует с 1976 года. Именно тогда советский актёр и театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР Меджид Салехович Ахеджаков создал театральный коллектив на базе дворца культуры «Октябрь». За несколько лет театр в Подольске поставил спектакли: «Песня издалека», «Дочь прокурора», «Ход конем», «Восемь любящих женщин», «Преступление Елены Гальковской», «Жалость», «Ожидание». Несмотря на то, что молодой театральный коллектив даже не имел названия, Ахеджаков собрал вокруг себя активных, творческих людей, которые и заложили основы дальнейшего профессионального развития труппы.
Меджид Салехович Ахеджаков
В 1981 году театром в Подольске начинает руководить заслуженный работник культуры России Александр Михайлович Дюбанов. Его дипломным спектаклем и первой режиссёрской работой стал спектакль «Живи и помни» по драме В. Распутина. Именно за эту постановку театральный коллектив дворца культуры получил почетное звание «Народный театр». А.М. Дюбанов также поставил спектакли: «Иду в путь мой», «Парк Горького».
Александр Михайлович Дюбанов
Народный театр в Подольске обретает своё название
С 1985 по 1995 годы руководство теперь уже народным театром в Подольске берёт на себя опытный режиссер Федор Яковлевич Гнитий. В это время театр получил своё официальное название, которое сохранилось до сегодняшнего дня - «Вечерний звон». Более 10 лет театральный коллектив во главе с Фёдором Гнитием успешно развивался и создал десятки самых разных постановок. Самыми яркими стали: «Трибунал», «Гнездо глухаря», «Про Федота-стрельца», «Как вернуть мужа», «Коварство и любовь», «Волки и овцы». Со спектаклем «Волки и овцы» по пьесе А. Островского «Вечерний звон» часто гастролировал и принимал участие в различных театральных фестивалях.
Федор Яковлевич Гнитий
С 1995 по 2003 год театр «Вечерний звон» в Подольске работает под руководством режиссера и преподавателя Станислава Юрьевича Жукова. Артисты показали зрителям нашего города спектакли «Вишневый сад», «Прибайкальская кадриль», «Сказ о том, как дед внучку поучал» и другие.
Станислав Юрьевич Жуков
3. Театр «Вечерний звон» сейчас
С 2005 года театром руководит выпускник Московского государственного университета культуры и искусств, в прошлом выпускник молодежной студии Александр Владимирович Шмелёв. С его появлением театр «Вечерний звон» сделал большой профессиональный шаг вперед. Постепенно создавалась материальная база: пошив костюмов, изготовление декораций, техническое оснащение. Увеличилось число сотрудников, которые занимаются созданием спектакля, начиная от реквизита, заканчивая звуковыми и световыми эффектами. Первые спектакли, которые поставил А. Шмелёв - это «Кабала святош» и «Пигмалион». Спектакль «Пигмалион» по пьесе знаменитого ирландского драматурга Бернарда Шоу шёл с большим успехом не только на «родной» сцене дворца культуры, но и очень долго был в гастрольном графике театра.
Александр Владимирович Шмелёв
4. Молодежная театральная студия
В 1996 году при театре «Вечерний звон» появилась первая молодёжная театральная студия в Подольске, состоявшая поначалу всего из шести человек. Через три года ребята представили на зрительский суд одноактный спектакль по рассказам Антона Павловича Чехова.
Многие выпускники тех лет стали постоянными артистами труппы театра, некоторые продолжили свой актёрский путь, окончили театральные ВУЗы, играют на сценах московских театров.
Студия успешно работает и сейчас. Теперь это Учебный театр, который с 2020 года называется «Дети Станиславского». За годы работы молодежной студии были поставлены многочисленные спектакли и композиции.
«Аз и Ферт» (режиссёр Мария Непейвода)
«Не покидай меня» (режиссёр Мария Непейвода)
5. Детская театральная студия
Каждый год театральная студия принимает в свои ряды детей, мечтающих попробовать себя в новом направлении, проявить свою творческую индивидуальность и погрузиться в волшебный мир искусства. С ребятами занимаются талантливые и опытные педагоги, которые помогают своим учащимся развиваться в разных направлениях.
Помимо учебных занятий студийцы устраивают различные капустники, поздравляют друг друга с праздниками, посещают спектакли и концерты, принимают участие в фестивалях и творческих конкурсах, общаются со старшими коллегами из труппы театра «Вечерний звон». Кроме выпускных спектаклей, которые группы представляют в конце каждого сезона, студийцы могут участвовать в городских мероприятиях, театрализованных представлениях, массовых народных гуляниях, новогодних праздниках. В конце сезона каждая группа делает свой итоговый спектакль или итоговую учебную работу.
«Хочу Луну» (режиссёр Людмила Шмелёва)
«Тук –тук! Кто там?» (режиссёр Мария Непейвода)
6. Интервью
Для того чтобы расширить круг источников информации, я решила побеседовать с людьми, которые, в данный момент, имеют самое непосредственное отношение к театру и студии.
1. Александр Владимирович Шмелёв (главный режиссёр театра)
Александр Владимирович, сколько Вам было лет, когда Вы впервые пришли заниматься в молодёжную студию «Вечернего звона»? Почему выбрали именно её? Были ли на тот момент в Подольске другие театральные студии?
А.Ш.: «Мне было 12 лет. Про другие театральные студии я ничего не знал. Так получилось, что пригласили на спектакль, я пришёл, посмотрел. Оказалось, что при театре «Вечерний звон», на чей спектакль я пришёл, существует студия, туда я и записался.»
У Вас режиссёрское образование, но иногда зрители видят Вас на сцене как актёра. Что больше нравится, играть или ставить? Почему?
А.Ш.: «Эти профессии очень близки друг другу: режиссёр может играть, а некоторые актёры ставить спектакли. Мне больше нравится режиссировать, но в нескольких постановках я выхожу на сцену как артист. Для меня это такие радостные моменты, но сложные. Я всё-таки больше привык смотреть из зала, помогать и направлять артистов.»
Репетируются сейчас новые постановки? Какие? Когда премьера?
А.Ш.: «Сейчас у нас в театре и студии репетируется несколько новых постановок и в исполнении взрослых артистов, и в исполнении юных артистов-студийцев. Это «Праздник непослушания», «Красотка и семья», «Врун из тридевятого царства», «Дамский портной», «Трамвай желание», спектакль «Незнайка и его друзья» приобретает новый состав (через этот спектакль прошло уже не одно поколение артистов). Премьеры будут в ближайшее время. Начиная с первых чисел апреля и до конца мая, мы представим на суд зрителю все эти новые постановки.»
Как Вы считаете, чем для нашего города является театр «Вечерний звон»? Какой вклад он несёт в культурное развитие жителей Подольска?
А.Ш.: «Мы надеемся, что помогаем людям, во-первых, скрасить их трудовые будни, ведь они могут прийти к нам и отдохнуть. Во-вторых, я думаю, что ведётся очень большая работа по приобщению молодого поколения к театральному искусству. В-третьих, театр несёт ещё и познавательную функцию. Надеюсь, что наш взгляд совпадает со взглядом и вкусами нашего зрителя. Дальше мы будем идти рука об руку с нашими любимыми зрителями, творить и созидать.»
2. Людмила Евгеньевна Шмелёва (режиссёр театра «Вечерний звон», педагог театральной студии)
1) Людмила Евгеньевна, в каком году Вы набрали свою первую группу студийцев? Сколько в ней было ребят? Растёт ли ежегодно количество желающих заниматься в «Вечернем звоне»?
Л.Ш.: «Я набрала свою первую группу в 2014 году, это было 7 лет назад. В ней было 12 человек. Среди них есть ребята, которые занимаются до сих пор. Сейчас у меня пять групп по 15 – 20 человек. Есть группа дошкольников 5 – 6 лет.»
2) Есть ли среди артистов основного состава театра Ваши ученики? В каких постановках задействованы?
Л.Ш.: «Наши ребята задействованы пока во второстепенных ролях в спектаклях основного состава «Примадонны», «Приключения Буратино», «Ревизор».
3) Знакомы ли Вам случаи, когда после посещения Ваших спектаклей, ребята приходили заниматься в студию?
Л.Ш.: «Конечно. Дети на свои спектакли приглашают друзей, одноклассников. После показа приходят ребята и говорят, что им понравилось, стало интересно, и они тоже хотят здесь заниматься.»
4) Вы являетесь режиссёром почти всех спектаклей «детского» или «семейного» репертуара. Есть ли желание и задумка поставить в будущем спектакль, рассчитанный только на взрослую публику?
Л.Ш.: «Да, сейчас я хочу поставить спектакль, который называется «Убийство в викторианском стиле». В нём будут задействованы ребята – студийцы, но это будет взрослый спектакль.»
3. Мария Владимировна Непейвода (руководитель учебного театра «Дети Станиславского», режиссёр, педагог студии «Вечерний звон»)
Мария Владимировна, сколько лет Вы живёте в Подольске?
М.Н.: «В этом городе я живу уже 10 лет.»
2) До того, как Вы пришли работать в студию, случалось ли Вам посещать спектакли театра «Вечерний звон»?
М.Н.: «Нет. Но потом я восполнила этот пробел»
3) Как, по Вашему мнению, занятия в студии помогают ребятам в жизни?
М.Н.: «Конечно, занятия помогают ребятам. Они становятся более раскрепощёнными, могут свободно общаться со своими сверстниками, не стесняясь обсуждать темы, которые им интересны. Ребята активно проявляют себя в школе, не боятся публики, выступают на сцене. А ещё получают пятёрки на уроке литературы.»
4) Планируете ли Вы поставить такой спектакль, чтобы одновременно задействовать ребят сразу из нескольких Ваших групп?
М.Н.: «В ближайшем будущем не планирую, но такая идея есть. Вместе с ребятами будем стремиться к тому, чтобы её осуществить.»
4. Ева Юрьевна Дридигер (режиссёр, актриса театра «Вечерний звон», педагог студии)
Ева Юрьевна, сколько лет Вы преподаёте в театральной студии «Вечерний звон»? Увеличилось ли за это время количество студийцев?
Е.Д.: «Я преподаю в студии почти 8 лет. Конечно, количество студийцев значительно увеличилось. Сейчас у нас 8 групп по 15 – 20 человек.»
2) Посещали ли Вы спектакли театра «Вечерний звон» до того, как сами стали играть в постановках этого театра?
Е.Д.: «Когда я только переехала в Подольск, я практически сразу же устроилась в театр «Вечерний звон». Я знала, что главным режиссёром является Александр Шмелёв, и мне очень хотелось с ним поработать. Постановки я смотрела уже будучи педагогом и сотрудником театра.»
3) Вы приглашаете на спектакли своих родных, друзей, знакомых?
Е.Д.: «Конечно же, я приглашаю на спектакли своих друзей, знакомых, коллег по оперному пению, преподавателей своих детей, родителей наших студийцев».
4) Были ли такие случаи, что после просмотра спектаклей кто-то из детей Ваших знакомых, а может и взрослые, захотели заниматься в студии и играть на сцене?
Е.Д.: «В основном так и происходит: люди приходят на спектакли, вдохновляются, им очень хочется принять участие в жизни театра. Вообще, это очень интересная деятельность, которая очень развивает и раскрывает личности. Поэтому взрослые не только хотят, чтобы их дети здесь занимались, но и сами изъявляют желание поучиться играть на сцене. Кстати, есть такая возможность: режиссёр ведёт взрослую группу, преподаёт там актёрское мастерство и ставит спектакли.»
5) Вы преподаёте очень интересную дисциплину сценическая речь. Каким образом, по Вашему мнению, занятия по сценречи помогают ребятам в повседневной жизни?
Е.Д.: «Многие ребята говорят о том, что в школе они стали глубже понимать материал, грамотнее говорить. У большинства детей пропадают дефекты речи из-за того, что мы тренируем мышцы языка, выполняем дыхательные упражнения, правильно проговариваем чистоговорки. Ребята много читают литературных произведений, учатся понимать суть текстов. Опять же, происходит тренировка и развитие памяти. Ребёнок становится более эрудированным, интересным и открытым.»
6) Как Вы думаете, какие действия должны предприниматься для большей популяризации театра и студии «Вечерний звон» в нашем городе?
Е.Д.: «Я думаю, что это скорее «сарафанное радио». Люди должны делиться своими эмоциями по поводу просмотренных спектаклей. Дети, которые ходят к нам могут приглашать друзей и знакомых, показывая своим положительным примером то, как занятия и театр повлиял на их развитие. Конечно же, социальные сети, реклама и отзывы в городских СМИ.»
5. Роман Орлов (актёр театра «Вечерний звон»)
Роман, сколько Вам было лет, когда Вы впервые пришли в театр?
Р.О.: «Честно говоря, я был не очень благополучным подростком, учиться не хотел, всё свободное время бездельничал с приятелями. Не известно, как бы дальше сложилась моя жизнь, если бы в 18 лет я не пришёл в театр. Кстати, очень благодарен тем людям, которые мне это посоветовали. Так получилось, что меня сразу взяли в основную труппу. Потом я поступил в МГУКИ, окончил его с отличием.
2) В Вашей жизни был период «без театра»?
Р.О.: «Только до того, как я сюда пришёл. С тех пор я не пропускал ни один сезон.»
3) Какой совет Вы можете дать подрастающим студийцам, которые тоже хотят связать свою жизнь с театром?
Р.О.: «С одной стороны, умерить амбиции, которые мешают воспринимать маленькие роли, как нечто важное для себя. Надо учиться работать с тем материалом, который предлагается. С другой стороны, надо быть активным и не бояться брать на себя ответственность. И, как бы банально не звучало, учиться, больше читать и обдумывать прочитанное, общаться с разными людьми, наблюдая за их поведением и поступками, набираться как можно больше впечатлений. Ведь одна из составляющих нашей профессии – это опыт наблюдений и анализ поведения.»
6. Ира Барышева, 11 лет (учащаяся студии «Вечерний звон»)
Ира, сколько лет ты уже занимаешься в студии?
И.Б.: «Я занимаюсь здесь почти 2 года»
2) Какое событие послужило толчком для выбора занятий в театральной студии? Почему ты выбрала именно «Вечерний звон»?
И.Б.: «Я пришла на спектакль к своему другу, и мне очень понравилось. Я попросила маму записать меня в театральную студию. «Вечерний звон» выбрала, потому что именно здесь занимается мой друг.»
3) Какая изучаемая дисциплина нравится тебе больше всего?
И.Б.: «Актёрское мастерство»
4) Ты думала когда-нибудь о переходе в другую театральную студию Подольска?
И.Б.: «Никогда не думала. Мне здесь очень нравится.»
5) Какие спектакли из репертуара театра «Вечерний звон» ты уже посмотрела к этому времени?
И.Б.: «Все детские. А из взрослых - «Он, она, окно, покойник».
7. Репертуар театра
Современный репертуар театра «Вечерний звон» включает в себя и детские, и взрослые спектакли.
Спектакли для детей:
«Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок», «Волшебник Изумрудного города», «Красная Шапочка», «Леопольд, с днем рождения», «Полный вперёд!», «Незнайка и его друзья», «Алиса в Стране Чудес»
«Приключения Буратино» (режиссёр Александр Шмелёв)
«Полный вперёд!» (режиссёр Людмила Шмелёва)
«Леопольд, с Днём рождения.» (режиссёр Людмила Шмелёва)
«Малыш и Карлсон» (режиссёр Людмила Шмелёва)
«Алиса в Стране Чудес» (режиссёр Людмила Шмелёва)
Спектакли для взрослых:
«Ревизор», «Недоросль», «Восемь любящих женщин», «Примадонны», «Дружная семья», «Трамвай «Желание», «Он, она, окно, покойник».
«Восемь любящих женщин» (режиссёр Александр Шмелёв)
«Недоросль» (режиссёр Александр Шмелёв)
«Примадонны» (режиссёр Александр Шмелёв)
III.Заключение
Я считаю, что в театр нужно ходить всей семьей. Проживая то же, что и актеры на сцене, мы можем открыть в себе чувства, которые таятся в глубинах сердца. Незабываемые эмоции - любовь, слезы, смех, обиду и радость - может подарить театральное представление. Для себя я сделала вывод, что этот вид искусства никогда не умрёт. Сцена воспитывает людей, и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале.
В ходе выполнения работы я убедилась, что значение театра – студии «Вечерний звон» для моего города переоценить сложно: это место интересное и знаковое, с историей и традициями. Можно как посетить спектакли, так и самому стать участником труппы и играть на сцене, развивать свой талант.
Сегодня театр «Вечерний зон» - стабильно развивающийся коллектив с большим репертуаром, включающим в себя как взрослые, так и детские спектакли. профессиональной материально-технической базой, яркими постановками, и профессиональной труппой, в составе которой наряду с опытными артистами, трудятся и творят молодые актеры.
IV.Список источников и литературы
https://www.vechernii-zvon.ru/
http://dk-october.ru/
http://kultura-podolsk.ru/teatralnaya-studiya-vechernij-zvon/