Введение
«… нет в русской литературе, во всей литературе, такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова»
А.В. Луначарский
Мы живем в прекрасном крае. Наше Заречье было излюбленным местом отдыха Николая Алексеевича Некрасова. В 2021 году празднуется 200-летие со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Мы не могли остаться в стороне и пропустить эту круглую дату. Тем более, что нам есть что рассказать о творчестве Некрасова, о тех событиях и людях, о которых написано в стихах и поэмах известного поэта.
Целью проекта является: популяризация Костромского края, Шунгенского сельского поселения при изучении творчества Н.А.Некрасова в общеобразовательных учреждениях России, а так же в пополнении коллекций выставок музеев-заповедников, выставочных залов, тематических экскурсий книгами с дополненной реальностью «Интерактивное чтение Н.А.Некрасова»
Задачи проекта:
- выделить в текстах отрывки, в которых упоминаются места, где происходят значимые события произведения;
- найти материал, на основе которого можно составить представление о том или ином месте;
- проанализировать отрывки текстов произведений с учётом полученной информации;
- информирование участников проекта об историческом наследии Шунгенского сельского поселения, связанного с творчеством Н.А.Некрасова (рассылка писем);
- создание серии книг с дополненной реальностью: «В кармане моем…»;
- изучение платформы Unity и языка программирования С#;
- совершенствовать технологию полетов и съемок с помощью квадрокоптера;
- совершенствовать работу с программным обеспечением для 3d принтера;
- - создание рекламных видеороликов на тему проекта.
- привлечение местной государственной власти к мероприятиям, посвященным 200-летию рождения Н.А.Некрасова;
- организация мероприятий посвященных 200-летию рождения Н.А.Некрасова;
- формирование у молодого поколения гуманного отношения к природным ресурсам Шунгенского поселения.
Вопрос исследования: возможность повышения интереса всех участников проекта при изучении творчества Н.А.Некрасова.
Больно осознавать, что наши родные места малоизвестны жителям Шунгенского сельского поселения, не говоря уже о жителях нашей большой страны. В рамках исследования было проведено анкетирование по теме «Связь творчества Некрасова с территорией Шунгенского поселения». Анкетирование показало, что большинство участников не смогли найти ничего общего между творчеством великого поэта и территорией Шунгенского поселения
Объект исследования: информация о творчестве Н.А.Некрасова, видеосъемка церкви Преображения Господня с.Спас
Гипотеза исследования:реальные места, где происходит действие произведений, несут на себе дополнительную смысловую нагрузку, следовательно, детальное знание этих мест позволит точнее понять художественные образы, создаваемые автором, приблизиться к авторскому замыслу.
Описание метода
Почему же серия книг называется «В кармане моем…»? Эта строчка взята из стихотворения Некрасова «Секрет». Именно она, как ни какая другая подходит к нашему проекту. Маленькие книжки с секретом! К каждой книжке будет прилагаться тематические фигурки, которые позволят более реалистично представить описанные события в конкретном произведении детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для первой своей книжки мы выбрали произведение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Почему именно его?
Во-первых, работу над проектом мы начали в 2020 году, а именно 150-лет назад было написано это произведение Некрасовым. Действия происходят в нашем Заречье.
Во-вторых, Мазай – реальный герой, прототипом которого был Иван Саввич Мазайхин, который жил в селе Спас, где до сих пор сохранилась церковь Преображения Господня, в которой его крестили.
В-третьих, на гербе Шунгенского поселения, который был утвержден в 2018 году, изображены герои именно этого произведения (Приложение 1)
Планируемый конечный результат:
1. Информационная осведомленность участников проекта о творчестве Н.А.Некрасова, взаимосвязь с территорией и жителями Шунгенского поселения.
2. Реальная возможность наших земляков, находящихся за территорией Костромского края и страны увидеть места действия художественных произведений Н.А.Некрасова средствами виртуальной реальности.
3. Организация урока литературного чтения детям с ОВЗ.
4. Материалы данной работы помогут учащимся школ при подготовке и на уроках окружающего мира, географии, предметов, связанных с изучением родного края, литературного чтения.
5. Привлечение местной государственной власти к мероприятиям, посвященным 200-летию рождения Н.А.Некрасова;
6. организация мероприятий посвященных 200-летию рождения Н.А.Некрасова;
Межпредметные связи: экология, краеведение, технология, экономика, социология, история, естествознание, культурология, география, прикладное искусство, информатика.
Методы проведения исследования: теоретический анализ литературы, сравнительный анализ, анализ архивных документов, содержания национальных проектов по экологии, пешее и автомобильное обследование территории заказников, облет территории заказников квадрокоптером.
II. Основная часть
Для работы над проектом был разработан план, который охватывает период с июня 2020 г по январь 2022 г (дорожная карта). Проект является открытым для внесения изменений и/или дополнений на любом этапе деятельности со стороны всех участников проекта.
Таблица 1
№ п/п |
Сроки |
Мероприятие |
Отметка о выполнении |
1. |
Июнь 2020 |
Изучение документа «Указ правительства № 303 от 28.06.2016 года» Изучение произведений Н.А.Некрасова, подбор материала |
выполнено |
2. |
Июль 2020-август 2020 |
Облет территории, съемка заказников, территории Горьковского водохранилища, села Спас |
выполнено |
3. |
Сентябрь 2020-ноябрь 2020 |
Работа над изучением материала для проекта, изучение литературы, произведений |
выполнено |
4. |
Ноябрь 2020 |
Работа над эскизом книжки, фигурок героев и видеоматериалом. Изготовление книжки |
выполнено |
4 |
Декабрь 2020 |
Рассылка писем в школы России и музеи, работа которых связана с творчеством Н.А.Некрасова |
выполнено |
5. |
Январь 2021 |
Работа со школами России, апробация книжки |
Частично выполнено |
5. |
Февраль 2021-май 2021 |
Работа со школами и музеями России, изготовление книжек, рассылка посылок. Работа над другими книжками |
|
6. |
Май 2021 |
Разработка экскурсионного маршрута «Край Дедушки Мазая» |
В 2019-2020 годах мы работали над проектом «Заказники «Спас» и «Шунга». Проект был успешно представлен на конференциях и конкурсах различного уровня. Просматривая материал работы, мы обратили внимание на разрушенное здание церкви на территории заказника Спас.
Нас заинтересовало данная съемка. Изучая литературу [1] и историю Шунгенского поселения определили, что данная церковь тесно связана с творчеством Н.А.Некрасова и с его произведением «Дедушка Мазай и зайцы».
Рис.1. Церковь Преображения Господня, Спас, 2020 год
И
Рис.2. Церковь Преображения Господня, 1956 год
стория строительства этой церкви неизвестна (кем построена, в каком году), но существует легенда о месте её строительства. Первоначально её хотели строить в д. Вёжи; рассказывалось, что навозят лесу-брёвен к месту строительства, а через неделю-две этот лес исчезает в одну ночь. И не оставалось никаких следов от его исчезновения, говорили: как по воздуху улетал. И оказывался в Спасе — на месте, где позднее стояла церковь; лес увозили снова в Вёжи. Привозили из леса ещё нового, и опять через неделю-две всё исчезало и опять оказывалось на том месте, где была потом построена церковь. Так было раза три, и вежане отступились, сказали: «Это Божье веленье, пусть будет так», но когда церковь построили, просили, чтоб её называли «церковь Преображения в Спас-Вёжах». Вот откуда идёт неясность в названии. «Куда поехали?» — «В Спас-Вёжи». «Где купили сено?» — «В Спас-Вёжах». И даже экскурсовод, подведя группу туристов в Ипатьевском монастыре, где стоит сейчас церковь, объясняет: «Эта церковь срублена топором без единого гвоздя, перевезена из мест затопления Костромским водохранилищем — из села Спас-Вёжи». Но административно во всех, даже старых документах значится: село — Спас, а Вёжи — это деревня. Так, например, записано в метрике моего отца: «Место рождения — деревня Вёжи, 1895 год, Мисковской волости, Костромской губернии».
Церковь в с. Спасе была построена метрах в 100–150 от поселения, внизу. По чему можно судить, что она построена намного позднее, чем само село Спас, так как последнее стояло на возвышенном месте, — отчасти, как и Вёжи, на привозном, прирощенном грунте.
Первоначально церковь стояла на дубовых столбах. Рядом стояла деревянная колокольня-звонница. В начале XX века под церковь были подведены кирпичные столбы-тупики, а в 1910–11 годах деревянную колокольню сломали, так как она подгнила, дала крен и представляла опасность. В 1910–14 годах рядом с ней построили кирпичную массивную колокольню, которая стоит до настоящего времени.
Прихожанином этой церкви являлся воспетый Н.А.Некрасовы знаменитый защитник и покровитель зайцев – дедушка Мазай, жизненный путь которого завершился на приходском кладбище у ее стен.
Вопрос о прототипе героя стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» почти не вставал. Знаменитый спасатель зайцев традиционно воспринимался как чисто литературный персонаж. В литературе, правда, говорилось, что дедушка Мазай – реальный, конкретный человек, но звучало это как-то глухо и не очень убедительно. Знаменитый дедушка Мазай жил в Вёжах. Привычное словосочетание «дедушка Мазай» уже давно воспринимается как имя собственное, но, конечно, это только деревенское прозвище. В литературе неоднократно указывалось, что жившие в Вёжах потомки деда Мазая носили фамилию Мазайхины.
К счастью, у нас есть возможность определить имя того человека, которого мы с детства знаем как дедушку Мазая. Во-первых, согласно ревизским сказкам первой половины XIX века, в Вёжах была только одна семья Мазайхиных. Во-вторых, в этой семье только один человек мог быть прототипом легендарного некрасовского героя.
Основателем рода Мазайхиных был крестьянин Савва Дмитриевич Мазайхин (1771 – 1842 гг.). Если в ревизской сказке 1834 года он значится просто как «Сава Дмитриев», то в сказке 1850 г., несмотря на его кончину в 1842 году, он уже записан как «Савва Дмитриев Мазайхин». Следовательно, Савва Дмитриевич и стал первым человеком, официально получившим фамилию «Мазайхин». В этой фамилии явно проглядывается корень «мазайха», но ни в одном словаре нам такого слова найти не удалось, и что оно обозначает, мы не знаем. Как бы там ни было, но фамилия «Мазайхин» с 30-х гг. XIX века в Вёжах укоренилась, и через несколько десятилетий её усеченный вариант – Мазай – узнала вся Россия. В 1801 году у Саввы Дмитриевича родился сын, при крещении получивший имя Иван. Не вызывает сомнения, что крещен он был в своей приходской церкви Преображения Господня в Спасе (Спас-Вёжи). И, конечно, при крещении никто и подумать не мог, что этот младенец со временем станет знаменитым дедушкой Мазаем.
По-видимому, в начале 20-х гг. XIX века Иван Саввич женился на крестьянской девушке Феодоре Кузьминичне (в ревизской сказке за 1850 г. она значится как «Феодора Козьмина»), которая была младше его на один год – она родилась в 1802 году Савва Дмитриевич скончался в 1842 году и, конечно, был погребен на кладбище в Спасе. Главой семьи стал Иван Саввич, у которого к этому времени было два сына – Кодрат (р. 1823 г.) и Иван (р. 1825 г.). В ревизской сказке 1850 года старший сын Ивана Саввича значится как «Кондратей», т. е. Кондрат, но в метрической книге он упоминается как Кодрат.
Нет сомнений в том, что Иван Саввич Мазайхин и дедушка Мазай – одно лицо, или, точнее, в том, что Иван Саввич послужил прототипом стихотворения о дедушке Мазае. По-видимому, Ивана Саввича в деревне звали Мазай, и это прозвище представляет собой усеченный вариант его фамилии.
К середине 60-х годов количество внуков у И. С. Мазайхина наверняка выросло. Еще раз повторим, что стихотворение о дедушке Мазае – художественное произведение, и, видимо, Некрасов счел, что для стихотворного Мазая более уместным быть бездетным и иметь только одного внука. Не вызывает сомнения, что вся жизнь дедушки Мазая связана с Преображенским храмом: в нем его крестили, в нем он венчался, здесь состоялось его отпевание, и тут же, на кладбище у стен храма, завершился его земной путь.
Именно по этому мы выбрали произведение «Дедушка Мазай и зайцы» для первой своей книжки. А так же, по ряду других причин, а именно: во-первых, работу над проектом мы начали в 2020 году, а именно 150-лет назад было написано это произведение Некрасовым. Действия происходят в нашем Заречье. Во-вторых, на гербе Шунгенского поселения, который был утвержден в 2018 году , изображены герои именно этого произведения.
Как работает книжка? https://yadi.sk/i/D-48mSibBqEpiA
- на книжке указан qr код для скачивания и установки программы на техническое устройство (требуется Интернет)
- запустить программу
- навести камеру на изображение в книжке и оно оживет
Для работы с книжкой интернет не понадобиться. Можно работать в автономном режиме.
Программа для дополненной реальности написана на платформе Unity на языке С#.
Техническая часть работы. Для того, чтобы наше приложение могло распознавать изображения, необходимо зарегистрироваться на портале Vuforia, создать базу маркеров на портале Vuforia и загрузить их в наше приложение. После создания БД на портале Vuforia, её необходимо заполнить метками, к которым в дальнейшем будут привязаны AR-элементы. Графические изображения, которые будут выступать в качестве мишеней, являются страницами нашей книги. При открытом в Unity проекте, находим скачанный c портала Vuforia файл с вашей базой данных с метками. Запускае его. Unity автоматически определяет все файлы БД, нам нужно лишь согласиться с импортом. Для добавления метки выполните GameObject - Vuforia Engine – Image Target. Под каждую новую метку нужно создавать новый Image Target. Метка - есть, осталось для каждой метки создать объект Plane, на который мы будем накладывать наше видео. Осталось сделать следующее: чтобы видео ролик появлялся в тот момент, когда в область видимости камеры попадает метка, нужно этот объект Plane сделать дочерним элементом ключевого ImageTarget. Для того, что бы при наведении камеры смарт фона на метку, наше видео включалось, а выключалось при потере камерой метки, нам необходимо отредактировать скрипт DefaultTrackableEventHandler. Он отвечает в Unity за действия программы при обнаружении и потере камерой меток. Для этого нам понадобится знания основ языка программирования C#. в классеDefaultTrackableEventHandler мы создаем публичные объекты myStartEvent и myStopEvent типа UnityEvent. и в описании метода OnTrackableStateChanged в момент обнаружения метки, либо ее потери, мы будем вызывать метод Invoke к myStartEvent и myStopEvent соответственно. Теперь сохранив скрипт и вернувшись в Unity мы можем при помощи метода Invoke давать команду включать и останавливать видео.
Следующей книгой из серии будет книга, посвященная поэме «Крестьянские дети» и «Коробейники».
Для создания фигурок-героев использовали программу для 3d моделирования Blender. Были нарисованы 4 фигурки: дед Мазай, лодка, заяц, весло. А так же страницы книжи.
З аключение
На данном моменте мы разослали письма о сотрудничестве в школы: Костромы, Санкт-Петербурга, Ленинаградской области, Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода. Сейчас уже работают с нашими книгами в Низинской школе Ленинградской области, ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга, школа № 24 г.Костромы, наша Шунгенская школа.
Ведем переговоры с Новгородским государственным музеем-заповедником Некрасова «Чудовские Луки» об участии в интерактивной экскурсии, посвященной Некрасову и его творчеству. В этом музее уже есть программа «В гости к Дедушке Мазаю», которая пользуется большой популярностью у туристов. Мы хотим разнообразить экскурсию своей первой книжкой с дополненной реальностью. (Приложение 2).
Результаты выполненной работы:
Создана и апробирована в школах России (Кострома, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Московская область, Костромская область) наша первая книга с дополненной реальностью по творчеству Н.А.Некрасова, что привело к повышенному интересу к нашему Костромскому краю.
Популяризация Костромского края на международном уровне ( XII международном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Старт в науке»)
Разработаны методические рекомендации для проведения уроков окружающего мира, истории родного края, истории, классных часов на тему «Геральдика – наука о гербах разных городов»
Были получены качественные кадры со съемки с квадрокоптера территории затопленных деревень (Спас-Вежи)
Подтверждение гипотезы: реальные места, где происходит действие произведений, несут на себе дополнительную смысловую нагрузку, следовательно, детальное знание этих мест позволит точнее понять художественные образы, создаваемые автором, приблизиться к авторскому замыслу.
Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения Н.А.Некрасова.
Участие в региональной выставке рукотворных книг.
Оценка выполненной работы
Работая над проектом мы:
- получили практические навыки планирования работы;
- узнали справочные данные и интересные факты о творчестве Н.А.Некрасова, его созданных литературных произведениях;
- научились создавать книги с дополненной реальностью
- кодировать информации с помощью QR-кода
- представление проекта на всероссийском и международном уровне (МДЦ «Артек).
Работа была выполнена в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.
Работая над проектом, мы видели большую заинтересованность и детей, и взрослых к информации, которую предлагаем в наших книгах.
IV. Список использованных источников и литературы
1. Зонтиков Н.А. Утраченная святыня: храм Преображения Господня из села Спас-Вёжи (Спас).-Кострома, 2003.-с.159.
2. Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Изд – во «Детская литература» - М., 1969.
– 20 с.: ил.
Интернет-ресурсы
https://live.kostromka.ru/authors/nekrasov/shule.php
Приложение 1
Обоснование символики герба Шунгенского сельского поселения. |
Символика герба Шунгенского сельского поселения многозначна и отражает природные, культурные, профессиональные и исторические особенности поселения. Современное Шунгенское сельское поселение состоит из 18 населенных пунктов: села Петрилово, Саметь, Спас, Шунга, Яковлевское деревни Аганино, Аферово, Захарово, Казанка, Колебино, Курочино, Малый Борок, Некрасово, Пасынково, Пустошка, Стрельниково, Тепра, Шемякино. Шунгенское сельское поселение имеет богатейшую историю - это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с XIII в., - здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю. Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас. Здесь, у стен Преображенской церкви, погребен на кладбище житель Малых Вёж Иван Саввич Мазайхин - знаменитый некрасовский дед Мазай. Поэт, писатель и публицист, классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов очень любил Костромской край, его историю, природу, традиции и обычаи. На протяжении более десяти лет, начиная с конца 50-х годов XIX в., Н.А. Некрасов неоднократно в летние месяцы приезжал в Костромскую губернию на охоту. На костромском материале Некрасовым написано несколько наиболее известных его произведений: "Коробейники", "Крестьянские дети", в том числе и самое известное всем "Дедушка Мазай и зайцы". В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем я бил дупелей. Каждое лето, домой приезжая, Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его: Летом, её убирая красиво, Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зелёных садах, Домики в ней на высоких столбах, (Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край. |
Приложение 2
Приложение 3
Страницы книжки
Фотографии из школ по апробации: Кострома, Санкт-Петербург, Московская область