Краткая аннотация исследовательской работы
Актуальность темы: На сегодняшний день богатая самобытная культура народов ханты становится историей. И очень важно сохранить культуру традиции, фольклор, для будущих поколений. Изучать творчество быт и культуры наследие малых народов севера ханты и ненцы на сегодняшний день особенно актуально. Очень много вкладывается в сохранение самобытных культур, и я тоже хочу внести свой вклад в сохранение хантыйской культуры.
Цель: изучить технологию изготовления национальной хантыйской игрушки, изучить виды игрушек.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Провести анкетирование (опрос).
Изучить виды игрушек.
Изучить технологию изготовления национальной хантыйской куклы.
Метод исследования: наблюдение, социальный опрос (анкетирование).
Предмет исследования: свойства материала, и способ изготовления игрушки.
Объект исследования: национальная хантыйская игрушка.
Проблема: Изучить, как и из чего и для чего шьют игрушки ханты.
Практическая значимость работы: собранный нами материал будет использован Эколого-краеведческим музеем как экскурсионный материал, как описание предмета музейного фонда Российской Федерации. Мы внесем свой вклад в сохранение культуры народов ханты.
ВВЕДЕНИЕ
Ханты это – коренной малочисленный Северный угорский народ. Хантыйский народ проживает на территории Западной Сибири. Долгие годы ханты живут на крайнем Севере и занимаются охотой, оленеводством и рыболовством, приспособлены к экстремальным условиям жизни оказались очень устойчивы. Много раз я посещала наш краеведческий музей, рассматривала экспонаты. Мое внимание привлекли ряд разных по размеру игрушек коренных народов ханты. Что представляет собой детская игрушка. Из каких частей состоит игрушка? Каких размеров они бывают? Кто их делает? И что бывает с игрушками когда дети вырастают?
И так я хочу познакомиться с одной из самых древних сибирских культур- народом ханты. Духовный и вещный мир хантыйского народа складывается веками и дотируется периодом неолита. Оседлые охотники и рыболовы проживают в избах. Кочевым оленеводам ставиться только чум. В каждой семье считается главным мужчина. Считается, что важным элементом в воспитании детей играют национальные игрушки. У народов ханты, как у других этносов ненцев и манси существуют формы и типы игрушек. Считается что игрушки народов ханты имеют огромный этнический и социальный интерес, потому что они могут рассказать про особенности развития ребенка северного народа. Я столкнулась с тем, что, в литературе игрушкам коренных народов уделяется мало внимания, нам пришлось обратиться к представителю коренных малочисленных народов Севера ханты. И так рассмотрим, что же собой представляет национальная игрушка.
Глава I. Первые шаги.
1.1. Краткий анализ источников.
Выбрав тему коренных малочисленных народов Севера – хантов я не задумалась, что столкнусь с трудностями уже не первом ее этапе. Начиная искать литературные источники, в которых говорится о народе ханты я столкнулась с недостаточностью информации. В некоторых источника рассматривается народ ханты их культура, язык, фольклор но совсем не рассматриваются игрушки. Только в некоторых источниках говорится о куклах или игрушках. Хоть подробного описания нет ни в одном источнике. Информацию по данному направлению пришлось искать у представителей коренных малочисленных народов хантов. Если брать такой источник как интернет, то этому источнику 100 % доверять не приходится. Недостача информации это самая большая проблема в данной работе. Мне пришлось пользоваться только теми источниками, которые я нашла в библиотеке и музее, так же я посетила встречу с представителем коренных народов ханты. Которые подтвердили правильность наших рассуждений, дали свои рекомендации и провели для меня мастер-класс по изготовлению игрушки. Для полного раскрытия темы я прислушалась к советам.
1.2. Анкетирование проведение социологического опроса.
И так прежде, чем приступить к изучению данной темы я провела анкетирование и узнала, что знают учащиеся об игрушках народов хантов. В анкетировании принимали участие 71 человек. Учащиеся 2-х классов. Я задала ученикам следующие вопросы:
Вопрос 1. Когда у девочки появляется первая кукла?
Полученный ответ:
В 3-года - 52 ученика.
В 5-ть лет - 19 учащихся.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 52 ученика ответили правильно.
В опрос 2. Кукла у девочки разбирается?
Полученный ответ:
Да - 45 учащихся.
Нет - 26 учащихся.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 45 учеников ответили правильно.
В опрос 3.Девочка шьет куклу с?
Полученный ответ:
С 3-х лет - 13 учащихся.
С 5- ти лет - 58 ученика.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 58 учеников ответили правильно.
В опрос 4. Какого размера кукла?
Полученный ответ:
С ладонь - 42 ученика.
С мизинец – 29 учащихся.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных, 42 ученика ответил правильно.
В опрос 5. Можно ли повторять чужие куклы?
Полученный ответ:
Да - 40 учащихся.
Нет - 31 учащийся.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных только 31 учеников ответили правильно.
В опрос 6.Где хранятся куклы?
Полученный ответ:
Сундуках - 38 учащихся.
Сумках - 33 ученика.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 33 ученика ответили правильно.
В опрос 7. Существуют ли у хантов куклы растения?
Полученный ответ:
Да - 38 учащихся.
Нет - 33 ученика.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 38 учеников ответили правильно.
Вопрос 8. Есть ли у хантов куклы страшилки например Баба-яга?
Полученный ответ:
Да - 31 ученик.
Нет - 40 учащихся.
Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных, 40 учеников ответили правильно.
Вывод.
Из анкетирования я увидела, что, из всего количества опрошенных учеников 2-а, 2-б, 2-в, 2-г, не все опрошенные ученики знают о игрушках коренных народов ханты. Около 30% от всего количества опрошенных на вопросы отвечали не уверенно, затруднялись ответить или отвечали наугад. Задаваемые вопросы непосредственно касались темы изучения. Правильные ответы на данные вопросы я дам в процессе изучения моей темы.
Глава II. Изучить виды игрушек.
2.1. Какие бывают игрушки у народов ханты.
Каждая игрушка заслуживает особого внимания и ее изучения. Игрушка преображает окружающий мир в глазах ребенка и является близким сердцу предметом.
С первых дней жизни у младенца появляются игрушки сделанные его родственниками, старшими братьями или сестрами, отцом или мамой. Изготавливали погремушки: из бересты и маленьких камушков, из кости животного, из лося или оленя, из зоба тетерева с вложенными туда дробинами. Также игрушки шили из высушенного птичьего пузыря в который насыпались мелкие камушки. В хантыйской семье к воспитанию мальчиков и девочек подходят по разному. Девочка это будущая мама, хозяйка, хранительница семейного очага. По словам представителя коренных народов в девочке воспитывали хозяйственность мастерство изготовления одежды, обуви, всяких домашних предметов, и обязательно приготовление пищи.
Для ребенка игрушкой может быть все что угодно любой кнутик или палочки и шнурочка. Отдельно остановимся на игрушках девочек. У девочек по словам представителя коренных народов есть куклы к ним одежда, кукольное хозяйство. Обратно куклы первые появляются, у девочки в 3 года ей шьет, мама, бабушка, вторая мама, которая принимала роды у родной матери, или старшая сестра, а когда девочка становилась старше она сама себе делала кукол. Слишком маленькую куколку меньше ладони делать нельзя, кукла должна быть средних размеров, или даже чуть больше чем ладонь. У каждой девочки есть сумка «тучан» для игрушек, ниток, своя игольница которую шьет ребенку мама, и не в коем разе ее нельзя терять, нельзя что бы куклы валялись без присмотра. Или во время дождя были разбросаны вне чума. Для кукол делают игрушечные люльки, подушки, одеяла. У девочек свои игры они через игру приучаются к взрослой жизни. У кукол нет черт лица, считается что, если у куклы есть эти черты (глаза, нос, губы, рот), и куклы с чертами лица остаются без присмотра или потеряются в лесу, они превратятся в демона. С таким куклами играть детям запрещается, особенно в темное время суток, а кукла обязана защищать и оберегать ребенка. Отсутствие черт лица у кукол обуславливается тем что, ханты бояться сделать куклу похожую на духа. Забавляться с куклой у которой есть черты лица считается кощунственным, это большой грех. Куклы у народов ханты безрукие, безликие, безногие скрывающие характерные черты человеческого тела. Поэтому используется белая ткань или утиный носик. Куклы с белой ткани называются кукла «Акань» самая знаменитая кукла.
Акань бывают девочки и мальчики. Кукла Акань девочка расшивается бисером, у нее есть несколько нарядов, она имеет богаты гардероб, обязательно делается хозяйство. Хозяйство состоит из множества маленьких предметов берестяной посуды, столика, люльки, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребков для выделки кожи. Для куклы делают люльку дневную из бересты она орнаментируется символом глухаря- символ оберегающий ребенка. Если люлька из дерева, то она не орнаментируется. Девочки должны освоить множество чисто женских умений таких как: выделка оленьих шкур, изготовление замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, плетение циновок из луговой травы. Куклы мужчины одевались в малицу, а куклы – женщины в меховую шубу. Малица и меховая шуба является копией одежды взрослых людей. Мужская малица не в коем разе не украшается бисером, возможное украшение суконным орнаментом. Кукла с утиным носиком называется так же «Акань» но с использованием утиного носика. Так же мужская кукла Акань- утиным носиком, одежда этой куклы орнаментируется только по подолу куклы и не в коем разе не бисером, а простыми лентами, суконным орнаментом. Женская кукла Акань с утиным носиком- имеет одежду красивую орнаментированную.
Вывод.
Я узнала, что хантыйского народа есть разные виды игрушек. У младенцев погремушки выполнены из различного природного материала. Отдельно изготавливались куклы для девочек самая распространенная кукла Акань, которая является оберегом для ребенка. Акань изготавливаются безликими, в место лица белая ткань, или утиный носик. Кукла является оберегом ребенка. Одежда кукол разная у кукол мальчиков орнаментируется мало и желательно сукном или тесьмой, для кукол девочек одежда орнаментируется бисерными полосами, суконными орнаментами, тесьмой, обязательно мехом, изготавливаются ложные косы для куклы. Место, где играли в игрушки оставляют чистым игрушки убирают в сумки «тутчан» разного размера.
2.2. Последовательность изготовления хантыйской куклы «Акань».
Работу по изготовлению куклы «Акань» я начала под руководством представителя коренных малочисленных народов Севера ханты. Прежде чем начинать работу я подготовила необходимые материалы. Выбрала ткань, отобрали бисер, приготовила нити, иголки, шерстяные нитки, нарезала платочки из ткани.
Главный элемент куклы является вертикальный тканный стержень «тулова», из свернутой из нескольких слоев ткани, которые сгибаются пополам. Верхняя часть является головой куклы. Ткань в этой куклы заменяет клюв утки. Далее изготавливается одежда куклы. На основе тулова отделив голову в районе шеи закрепляются несколько кусочков разноцветной ткани, синяя, зеленная, красная, голубая, оранжевая, и опять синяя. Шьют платье из прямоугольного кусочка ткани, ткань сшивается виде круга и собирается вверху на нитку. Вверху пришивается к тулову в районе шеи. Платье украшается разноцветной тесьмой. Голова куклы покрывается обязательно платком зеленого цвета.
Так я изготовила одну куклу. Но коренные народы не стоят на одном месте и тоже используют современные материалы, например фетр.
Фетр это отличный материал для изготовления народной куклы. Итак, кукла из фетра. Для того что бы изготовить куклу нам необходимо взять фетр и вырезать круг диаметром 15 см., основа складывается и сшивается сзади простыми стежками в накид. Следующий шаг сшитую основу надрезают вверху и выворачивают на лицевую сторону. Приступаю к изготовлению головы. Вырезаю из сукна полоски ткани шириной 1 см. и длинной 10 см. Прикладываю красную полоску на синюю и сворачиваю очень туго. Закрепляю иголкой и ниткой что бы голова не раскрутилась. На голове остается маленький кончик ткани который продевается в надрезанную часть тулова, и пришивается или закрепляется голова. Голову обязательно покрывают платком. В моем случае платок выполнен из настоящего платка. Платок пришит к голове с помощью ниток. Все основа в данном случае мною украшена бисером разных цветов. Можно изготовить бузы и закрепить на шее куклы с помощью нити. У меня два варианта куклы «Акань» у которой нет шубы. Одежда для куклы изготавливается отдельно. Шубы шьют из меха оленя, украшают национальными орнаментами. Шуба состоит из спинки и двух полочек, снизу по подолу используется мех оленя коричневого цвета. Спереди шуба завязывается на завязки. И так я изготовила куклы с однородной материей вместо лица. По такой же последовательности изготавливается, кукла, вместо головы используется утиный носик.
Но здесь можно подразделить куклы: если используют клюв лебедя то это определенно кукла шаман, клюв большого гуся это мужчина, маленького гуся со светлым клювом это почитаемая женщина, или мама, клюв уточки это невестка или молодая женщина, с темным клювом это кукла бабушки. Для кукол шьют также ложные косы, и закрепляют на голове куклы.
Вывод.
Таким образом, я своими руками изготовила куклу «Акань», из фетра, уже более нового материала. Записала все действия со слов представителя коренных малочисленных народов Севера ханты и выполнила их под руководством представителя коренных народов. Куклы из фетра более устойчивы, материал хорошо держит бисерную орнаментальную полосу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я попробовала разобраться, какие куклы изготавливают коренные народы ханты. Из анкетирования я увидела что, из всего количества опрошенных учеников 2-а, 2-б, 2-в, 2-г, не все опрошенные ученики знают о игрушках коренных народов ханты. Около 30% от всего количества опрошенных. Но вопросы отвечали не уверенно, затруднялись ответить или отвечали наугад. Задаваемые вопросы непосредственно касались темы изучения
Самая распространенная кукла хантыйского народа это кукла «Акань» с утиным носиком или с белой тканью вместо лица. Хантыйский народ не изображают черт лица поскольку считается что, в куклу вселиться злой дух. Он будет влиять на самочувствие ребенка. Мы так же узнали, что есть легенда о кукле «Акань». С помощью игры ребенок соприкасается с реальной жизнью своего рода. Кукла же воспитывала с девочек будущих мам, передавая традиции из поколения в поколения. Уже в три года у девочки появляется первая кукла. Она не маленького размера. Нельзя делать куклу меньше мизинца. Кукла должна быть больше ладони или в ладонь. Девочка в 12 лет уже полностью умеет вести домашнее хозяйство. А управлять домашним хозяйством она научилась с помощью игрушек. Так через куклу проявляется единение культуры и окружающего мира. Отдельно изготавливались куклы для девочек самая распространенная кукла Акань. Которая является оберегом для ребенка. Акань изготавливаются безликими, в место лица белая ткань, или утиный носик. Кукла является оберегом ребенка. Одежда кукол разная у кукол мальчиков орнаментируется мало и желательно сукном или тесьмой, для кукол девочек одежда орнаментируется бисерными полосами, суконными орнаментами, тесьмой, обязательно мехом, изготавливаются ложные косы для куклы. Место, где играли в игрушки оставляют чистым игрушки убирают в сумки «тутчан» разного размера.
Я своими руками изготовила куклу «Акань». Куклы из фетра более устойчивы, материал хорошо держит бисерную орнаментальную полосу. При изучении темы основным источником моего исследования являлось не только изучение литературы, но и общение с представителем коренных малочисленных народов ханты. Я участвовала в мастер классе по изготовлению народной куклы. Своей работой я хочу внести свой вклад в сохранение неповторимой культуры народов ханты.
Весь собранный нами материал я передам в эколого – краеведческий музей как экскурсионный материал.
Список литературы.
1. Орнаменты и вещи в культуре хантов Нижнего Приобья. Автор А. М. Сязи, г. Томск Издательство Томского университета, 2000 г. 248 с.
2. Знакомьтесь: ханты. Автор В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Новосибирск, ВО «Наука» 1992 г. 136 с.
3. Народы Северо- Западной Сибири. Под. Ред. Н.В. Лукиной г. Томск, изд. Томского университета, 1998 г. 88 с.
4. История и современность народов Ямала. Материалы научной конференции. г. Салехард, 1995 г. 54 с.
5. Очерки традиционной культуры. Тазовские селькупы. Автор Л.В. Хомич. СПб издательство «Просвещение», 2002 г. 149 с.
6. История и культура хантов. В. И. Молодин, Н. В. Лукина. Издательство Томского университета. Томск. 1995 год. 161 с.
7. Узоры северного сияния. Под. Ред. Доктора ист. Наук Н.В. Лукина. Салехард «Артвид» 2003 г. 151 с.
8. Оленеводческая культура приуральских хантов. Автор З.И. Рандымова. Издательство Томского университета. г. Томск 2004 г. 136 с.