Дымок из трубы улетает,
Как в древней далекой Руси.
В России домов не бывает
Без русской добротной печи.
Изба без печи сиротеет,
Без нее нет в доме тепла.
Она словно символ России,
Была, есть и будет всегда!
ВВЕДЕНИЕ
В современной России сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. В наши дни мы испытываем потребность в духовности и нравственности. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Это я поняла, когда на уроке изобразительного искусства изучали тему «Мой дом — мой образ жизни», где впервые узнала, что русская печь по праву исстари занимает самое важное место в доме, что 19 мая отмечается День русской печки. Когда я это узнала, то очень удивилась. Появилось много вопросов: почему печке отдают такие почести? Чем она так знаменита? Какую роль играет в жизни нашего народа и жителей нашего села? Ведь для русских людей она всегда была символом очага, семьи, интерьером дома. Без печи нет избы. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она кормит, обсушит и порадует душу». Интересно было узнать, а как же грелись дети много, много лет тому назад в холодное время года, на чем люди готовили пищу и как были устроены печи? Мне захотелось найти ответы на интересующие меня вопросы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Русская печь...слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом и уютом. Кажется, что лучше печи ничего до сих пор не придумано. К сожалению, в настоящее время русских печей в наших домах осталось очень мало. Поэтому актуальность нашей исследовательской работы определяется необходимостью сохранить знания о повседневной жизни наших бабушек и дедушек. Ведь без исторической памяти нет русского народа.
Так появилась цель работы – Исследование значения русской печи в жизни русского народа и жителей села Новоалександровка Ровеньского района.
Задачи:
Изучить историю русской печи, её появление в селе Новоалександровка?
Узнать какие функции выполняла русская печь?
Выяснить значение русской печи в жизни жителей села Новоалександровка.
Познакомиться с обычаями, обрядами, традициями новоалександровцев, связаные с печкой?
Сравнить как изменилась русская печь в настоящее время?
Гипотеза: Русскую печь называли в народе основой жизни и душой русской избы. Если ее так ценили, то возможно она использовалась не только как источник тепла? И я решила выяснить, в
каких целях ее еще использовали.
Объектом нашего исследованияявляется культура и быт жителей села Новоалександровка Ровеньского района.
Предметом исследованиястала русская печь.
Методы исследования: 1) поиск и изучение материалов о русской печи; 2) беседа с сельскими жителями; 3) экскурсия в музеи; 4) анализ полученных сведений.
Анализ основных понятий.
Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Вот какие определения я нашла в словарях:
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Печь это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская - большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.
Толковый словарь В.И. Даля.
Печь – это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».
ГЛАВА 1. История появления русской печи
1.1 Зарождение русской печи
В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое
строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.
Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. По подсчётам учёных, возраст прототипа русской печи определяется многими тысячелетиями. Ещё в каменном веке человек поместил огонь под глиняный свод.
Первая печь, которая появилась еще до нашей эры, представляла собой сложенные без раствора камни с углублением для дров. Конструкция называлась – каменный очаг или печь-каменка (рис. 1). В таких печах камни нагревались и после топки печи ещё долго отдавали тепло.
Рис. 1. Каменный очаг или печь-каменка
Археологи утверждают, что на Руси первые печи появились примерно в Х веке, они были глинобитными и не имели трубы. Глинобитные, или «битые» хорошо держали тепло, не
отсыревали, не прогорали, с течением времени лишь набирали прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом (рис. 2).
Рис. 2. Глинобитные печи (курные)
В XIII-XIV веках образ глинобитной печи трансформировался – в печи появилось место для приготовления пищи. Глинобитные печи топились «по-черному» и назывались «курными», так как они не топились, а как бы курились. (рис.3) Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через верхний притвор приоткрытых входных дверей выходил на улицу. Большой огонь в них развести было нельзя, так как могло загореться деревянное подпечье. В прокуренной дымом избе никогда не было тараканов и клопов., из неё постоянно удалялась сырость, поэтому добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь, более 100 лет. Многие учёные считают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулась Руси.
Рис. 3 Топка печи «по-черному»
В середине XV века в городах, у знати появляются печи из кирпича. В это же время под потолком стали делать специальные отверстия (волоковые оконца) для выхода дыма на чердак, откуда дым просачивался сквозь кровлю или через слуховые окна. Такая топка получила название «топить по-серому» Есть сведения, что такой способ возник для уклонения от налога на трубы, который существовал в то время. Отметим, что стены не были в саже. Наши предки знали секрет такой топки: поленья брали только из деревьев лиственных пород, которые располагались свободно в большом горниле печи, а сверху обязательно клали бревно осины.
В конце XV века стали появляться деревянные, а впоследствии и кирпичные трубы, через которые дым от печи выходил наружу. Так постепенно перешли к растапливанию печи «по-белому».
В русской избе печь занимала центральное место. Не случайно в древнейшей славянской
загадке «Мать толста, дочь красна, а сын под облака ушел» понятия печи, огня, дыма связаны первостепенными отношениями родства. Размер отопительного устройства зависел от того, насколько большой была семья. Внешний вид печей также отличался. В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества. Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок.
Строителей печей называют печниками, а строительство печи - кладкой. На Руси к печникам всегда относились с большим уважением, потому что конструкция печи настолько сложна, что починить её мог только тот печник, который её положил. Мастера тщательно оберегали свои секреты, а их труд стоил очень дорого.
Появление русской печи в селе Новоалександровке.
Сложить хорошую печь было делом не простым. Не каждый мог справиться с этим делом. Поэтому в каждом селе были свои мастера печного дела. Об этом мне рассказал Цундрак Роман Иосифович, который после армии и вплоть до 1989 года складывал у односельчан печи. А обучился этому мастерству он у своего отца. Со слов местного краеведа Юрченко Варвары Алексеевны я узнала фамилии мастеров печного дела. Это Жиренко Павел Леонтьевич, Божко Анатолий Никитович. В селе таких людей было не много. Среди печников прошлого столетия была Вечёрка Ульяна Фёдоровна. С уважением откликаются о ней новоалексендровцы. А была она разнорабочей в колхозе , хорошо играла на гармошке. Но прославилась она тем, что очень хорошо умела сложить добротную печь!
Из встречи с Цундрак Романом Иосифовичем (приложение 1), который тоже умело это делал, мне удалось понять устройство русской печи и способ кладки. Для того, чтобы построить печь, мастеру требуется примерно 768 кирпичей. Он рассказал мне, что первые печи клали в основном из самодельного кирпича. Глина, в которую добавляли песок, навоз конский и воду мяли ногами или лошадьми. Это все заливали в формы, высушивали и такой кирпич называли «сырец». Не каждый кирпич был пригоден для кладки печи. Мастер тщательно обстукивал каждый кирпич, звук должен быть чистым и звонким. В середине 20в. появился жженый кирпич, который изготавливали на кирпичном заводе.
Сначала прямо на земле устанавливалось опечье – фундамент печи. На фундамент настилались доски, на которых выкладывалось днище печи – под. Над подом из кирпича и глины сооружался свод печи. Изготовить его было делом не простым, нужно было использовать деревянные доски полукруглой формы, которые устанавливались для поддержания кирпичей свода. В центре печи изготавливали устье, которое закрывалось заслонкой и специальную полку для чугунков и жарки продуктов - шесток с загнеткой. Над шестком выкладывали трубу, за ней выше к потолку устанавливалась вьюшка с дверкой, которая предназначена для чистки и извлечения сажи из трубы. Выше располагалась задвижка, которая предназначалась для перекрытия трубы. В боковой или в передней части печи выкладывали печурки для сушки и хранения мелких вещей. Боковая часть печи называется «зеркало», перед ней устанавливалось «припечье». Верхняя часть печи - «лежанка». Печь имела внизу подпечек – для хранения дров или печного инвентаря. Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа. Её строили на расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Снаружи печь обмазывали несколько раз глиной, а потом еще и мягкой ветошью, смоченной водой, проходили, сглаживая неровности и полируя поверхность. После завершения работы печь не торопились сильно топить, разжигали понемногу, иначе она могла треснуть.
В основном русская печь топилась дровами. Отличным топливом служили «крохотки», так называли в нашем селе высушенный навоз с добавлением соломы. Это топливо использовали на растопку печи.
Собирая информацию мы узнали, что русская печь сохранилась в одном уже очень старом заброшенном доме.
В десяти домах на улице Айдарской и Криничной имеется русская печка и лежанка. Печки очень старые, но я с интересом рассматривала их со всех сторон. Из бесед с жительницей одного из домов, Дерипаско Анны Дмитриевны, у которой мы побывали в гостях, печка стоит в доме, но она не топится, так как дом отапливается газом. Бабушка со слезами на глазах вспоминала, как ребятишками собирались они на печи в долгие зимние вечера, каким был вкусным хлеб из русской печи, а щи уплетали за обе щеки. Молоко, поставленное в печь – томилось практически без вмешательства хозяев, которые целый день трудились в поле или по хозяйству, а вечером лакомились таким любимыми напитками как топленое молоко, простокваша и ряженка.
ГЛАВА 2 Русская печь – основа крестьянского быта новоалександровцев
2.1. Основные функции русской печи
Основной функцией русской печи являлось - обогрев помещения. В холодную русскую зиму сохранить тепло в доме, значит перезимовать и выжить. Русская печь была источником не только тепла, но и света. После того как огонь разгорался, хозяйка всю домашнюю работу делала перед устьем и рукодельничала (вышивала). Вечерами же, когда топка прекращалась, на шестке разжигали небольшой костер и получалось вроде камина.
Но при всем при этом русская печь всегда выступала и как своеобразный элемент интерьера, была своего рода мебелью. Ведь, как правило, в русской печи всегда имелись многочисленные полочки и ниши, которые служили для хранения всевозможной посуды и домашней утвари.
А вот какой утварью пользовались наши предки, мы узнали из рассказа Рубцовой Валентины Александровны, руководителя школьного музея. Она не только рассказала, но и показала эти предметы и даже научила нас ими пользоваться. (Приложение 2)
Например кочерга - служит для лучшего укладывания дров в огне и перемешивания углей; печной совок - нужен для очистки печи от золы;
ухват - для того, чтобы ставить и доставать из печи чугуны; а чтобы это было легче делать использовали специальный каток; печные горшки - чугуны - это огнестойкая посуда, в них готовится жидкая пища; в крынках топят молоко. Для очистки шестка можно использовать гусиное крылышко.
Другой основной функцией русской печи является приготовление пищи и выпечка хлеба. Приготовление пищи – одно из основных назначений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. Благодаря своей большой массе прогретая печь очень долго сохраняла жар, т.е. очень долго остывала. Таким образом, еда — приготовленная с утра оставалась горячей до глубокой ночи, сваренные каши – распаривались и становились рассыпчатыми А чтобы пополнить знания об использовании печи в жизни русского народа, мы с одноклассниками поехали в районный краеведческий музей и узнали, что в русской печи можно было обжигать горшки, кувшины, кружки; распаривать прутья для плетения корзин, сушить зерно, грибы и ягоды. То- есть русская печь помогала в ремесле. Увидели еще несколько предметов домашней утвари. Для приготовления пищи пользовались чугунками, сковородами, ухватами, сковородниками. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме ухватов и сковородника было ещё кочерга для перемешивания углей. О том нам поведал научный сотрудник музея Пальченко Е.А. (Приложение 3) В музее был представлен и макет русской печи, даже некоторые части от печки. Оформлена
комната старины, где главным в интерьере были печь и люлька. (Приложение 4)
В музее нам рассказали, ещё об одной функция печи, это использование ее для сна. В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Обычно она имела в ширину около полутора метров, в высоту - до двух, в длину - чуть больше двух. На больших печах, размещалось до пяти-шести человек. А также особо крупные печи использовались даже для того, чтобы помыться. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем после растопки под очищали, выметая тщательно золу, и выстилали соломой, чтобы не обжечься. Ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. Парящийся залазил прямо в русскую печь. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. После бани коврики споласкивались, сушились. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи.
ГЛАВА 3 Значение русской печи
3.1.Русская печь в жизни жителей села Новоалександровка
Русский народ крепко сохранил память о русской печке..Почему? Каково значение её для человека? Чтобы ответить на этот вопрос, я взяла интервью у старейших жителей нашего села. Все они своей жизни не представляют без русской печки. По словам бабушки Кати: при лёгкой простуде больного поили отваром порушки (отвара сухой малины с медом) и отправляли на печку со строгим наказом прижимать пятки к горячим кирпичам так долго, «сколько терпеть можно». На другой день после такой несложной процедуры простуду «как рукой снимало». Лечили на печи ревматизм и радикулит (современное название -остеохондроз).
С помощью неё многие болезни, особенно простудные, отступали Лежанка посыпалась целебными травами и поливалась водой, после её покрывали простынёй и клали больного. Получалась своего рода ингаляция с прогреванием. Лечились не только теплом, но и печной золой. Например, ангину лечили так: обвязывали горло чулком, в который была насыпала очень теплая зола из печи. С такой повязкой нужно было спать всю ночь, а утром горло уже не болело, ангина проходила.
Особенно часто для лечения многих заболеваний применялась печная зола. Например, зола дуба убивала вшей, помогала при кровотечениях и болях в желудке. Зола виноградной лозы излечивала головную боль и язвы кишечника. Сваренный из печной золы щелокиспользовался не только для мытья, но и служил основой всевозможных мазей, настоек, примочек.
Юрченко Варвара Алексеевна рассказывала, (приложение 5) что согласно одному старинному поверью, печной огонь способствует заживлению кровоточащих ран и порезов.
Например, порезал человек по неосторожности палец, и кровь продолжает сочиться сквозь ветошку или бинт. Достаточно было кусочек окровавленной ветошки повесить на почтительном расстоянии от огня, где-нибудь над шестком так, чтобы жара сильного не было и в то же время тепло ощущалось. Считалось, что как только ветошка высохнет, так и кровь остановится, а рана затянется.
С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток. Считалось, что за печью живет домовой.
Скочко Валентина Петровна вспоминала, (приложение 6) как зимними вечерами возле печи садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, пели протяжные
крестьянские песни. Как хлопоча возле печи, мать передавала свое умение дочерям. В крестьянских семьях даже девочки шести-семи лет могли затопить печь и приготовить простую еду.
Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, а мужчины что-нибудь чинили.
Ещё печь служила вместо стиральной машины. В чугунок клали грязное бельё, заливали водой, добавляли золу и ставили в тёплую печь, периодически перемешивали. Получалась стиральная машина, где зола играла роль стирального порошка
Ольшанская Зинаида Александровна говорила, что в их доме особое внимание уделяли печи, когда собирались печь хлеб. Печь хорошо прогревалась, уголь, золу выгребали на шесток, давали немного времени на то, чтобы жар распределился равномерно, а затем подошедшее тесто при помощи деревянной лопаты отправляли в печь и закрывали заслонкой. Наконец, испеченный хлеб вытаскивали из печи, раскладывали на столе и давали ему охладиться. На Руси гостеприимный дом называли хлебосольным, в таком доме на столе всегда стоял покрытый полотенцем хлеб и рядом солонка.
3.2. Значение печи в обрядах
Архипенко Вера Николаевна вспоминала события 58 летней давности, когда при сватовстве пришедшие в избу сваты клали руки на печь, чем выказывали чистоту своих намерений, таким образом приближаясь внутренне к хозяевам печи, становясь близкими. Во время сватовства девушка сидела на печи, спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.
Когда наступало время свадьбы, молодые заходили в дом и три раза обходили вокруг печки. Это символизировало благодарность жениха, его «спасибо» очагу, который взрастил невесту. Одновременно молодой просил здоровья для своей будущей семьи. А современная традиция бить бокалы с шампанским на свадьбе пришла из древности: после свадьбы в печку кидали пустой глиняный горшок со словами «На сколько черепков расколется, столько и детей будет».
Ну а кого оставляли на ночь и ему позволяли лечь на печке, то после этой ночи он становился если не членом семьи то, по крайней мере, другом.
3.3.Образ русской печи в фольклоре.
Пословицы и поговорки, в которых присутствует образ печи, охватывают всю жизнь русского народа. [
Они отражают погодные условия: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»; «На печи и зимой красно лето»; «Бывает май - под кустом рай, а то май - коню сена дай, а сам на печь полезай».
Говорится в пословицах о трудолюбии и лени: «Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи»; «В кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб», «Доведется ж и коту с печи соскочить»; «Лежа на печи, прогладишь кирпичи»; «Есть калачи - не сидеть на печи».
Об умении работать складывали такие пословицы и поговорки: «Каково испечешь, таково и съешь»; «Как печь топить, так и дрова рубить» (о не вовремя начатом деле); «Хлеб пекут, пока печь горяча» (о том, что нельзя терять время); «Танцуем от печки» (о необходимости начинать сначала).
Не секрет, что русский народ славится своим гостеприимством, хотя бывало всякое: «Гости на печь глядят, видно, каши хотят»; «Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой»; «Что есть в печи, все на стол мечи»; «Словно с печи свалился; «Пришел в гости, посидел у холодной печи».
Отражается в пословицах и понятие о возрасте человека, уважении к старшим:«И по летам, и по годам - одно место: печь»; «Корми деда на печи - сам будешь там»; «Молод бывал - на крыльях летал; стар стал - на печи сижу»,
Мудрость и надёжность человека тоже определяли с помощью печки:«Из семи печей хлебы едал»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь».
Однозначно было и отношение к храбрости и трусости: «На печи не храбрись, а в поле не трусь»; «На печке и дед – герой».
Ну и конечно, не забывали о хорошем житье и удаче:«Живет, что в печи», «родился в печке»; «За печкой-то и таракан хозяином живет»; «Словно у печи погрелся».
Вот и получается, что не только «вся комната янтарным блеском озарена», но и жизнь вся, от рождения до старости, согрета волшебным животворящим теплом русской печки.
3.4. Русская печь в наше время
Печь была, есть и останется душой любого русского дома. В современных домах сегодня не часто строят настоящие русские печи. Жаль, что истинно русские печи постепенно уходят из культуры нашего народа. И профессия печник стала очень редкой. Отчасти это объясняется тем, что намного легче отапливать дом газом. Однако те, кто хоть раз попробовал еду из русской печки стараются такую же построить в своих домах, но оформляют её по-современному. Русская печь в современном интерьере загородного дома отвоевала свое место. При этом, помимо обогрева, приобрела еще одну функцию — декоративную. А те, кто живет в многоквартирных или маленьких сельских домах, и поставить печь не могут, декорируют стены, изготовляют камины из гипсокартона собственными руками, как это делает мастер своего дела Ряднова Ольга Анатольевна или приобретают их. Камины как частичка русской печи дарят людям тепло и уют в доме.
Сегодня русская печь с триумфом возвращается. И, наверное, показательным является тот факт, что 19 мая отмечается день русской печки. Это ли не признание нами своего наследия?
Печь уходит в прошлое, и поэтому мы должны ради сохранения русской культуры знать о ней всё.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время становится актуальным обращение к многовековому наследию традиционной культуры малой родины, опыту народных мастеров.
Знакомясь с историей возникновения русской печи, разными обрядами и суевериями, касающимися печи, я поняла, что печке в жизни народа действительно отводилось особое место, и моя гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Печь была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились,
использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение печи в жизни русского народа и жителей села Новоалександровки. Я понял, что для наших предков она была живой – членом семьи, как члены семьи каждый имеют свои обязанности, так и печь наделена особыми полномочиями: дает тепло, лечит людей, дает пищу и многое другое. Проделав очень большую, интересную работу, я пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые смогу в будущем использовать на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов Д.А. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия/ Д.А. Баранов. – Спб.: «Искусство-СПб», 2001. – 420 с. - С.164-166.
Даль В.И. Детская энциклопедия. Иллюстрированный словарь живого русского языка/
Даль В.И. – Том 2. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2001.
Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука – Терра, 1997
Федотов Г.С. Русская печь/ Г.С. Федотов. - М., 2002. – 223с. – С.199. http://coollib.com/b/245644/read
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
http://www.prosv.ru/ebooks/lib/60_Kluev/2.html Н. Клюев. Избранное.
http://mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/
http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi
http://thiswas.ru/lyubopytno/istoriya-russkoj-pechi.htm
www. pechi-pechi.ru
Приложение 1
Мастер печного дела с. Новоалександровки
Цундрак Роман Иосифович
Приложение 2
В школьном музее
Приложение 3
В районном краеведческом музее
Приложение 4
Комната старины
Приложение 5
Приложение 6