Моя прабабушка – гордость нашей семьи

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя прабабушка – гордость нашей семьи

Демчишин А.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Долгова А.А. 1Каремко Е.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Память... С чего она начинается? Зачем она человеку? Я считаю, что память необходима человеку для того, чтобы помнить, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы дорожить родным домом, березками, что растут под окном, чтобы помнить руки мамы, такие теплые и добрые, которые согревают и ласкают тебя в трудные минуты жизни, дорожить своей Родиной, где прошло твое детство. Наверное, эта память заставила меня обратить внимание на семейный альбом... Сколько дорогих сердцу воспоминаний он хранит! Листая его страницы, можно перенестись в собственное детство и юность своего прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, папы и мамы. Заглянуть в детство и юность самых родных, самых близких людей, снова побывать там, где в реальной жизни это, может быть, уже и не доведётся. Сделать это помогают фотографии, бережно сохраняемые семейным альбомом.

Актуальность темы:

Я считаю, что каждый человек должен знать историю своего рода, знать своих предков, свои исторические корни. Человек, не знающий ничего о своих предках, - это всё равно, что дерево без корней: слабый, незащищённый, особенно уязвимый, ему сложно устоять в различных жизненных испытаниях.

Цель исследования:

-   изучить жизненный путь моей прабабушки в военное и мирное время нашей страны.

Задачи исследования:

- изучить семейный архив, интернет-ресурсы, книги и другие источники;

- провести социологический опрос «История моей семьи» среди учащихся 6-7-х классов МБОУ ООШ № 269.

- узнать чем занималась моя прабабушка, в каких условиях жила, какие трудности выпали на её долю, какие радостные события были в её жизни, какую память о себе оставила;

Объект исследования: семейный архив.

Предмет исследования: жизненный путь прабабушки – Чернышовой Александры Матвеевны.

Гипотеза: знание о жизни и деятельности предка способствует укреплению родственных связей всех членов рода, возможности получать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, даст возможность оставить свой след в истории рода.

Методы исследования:

-   изучение первоисточников (материалы семейного архива, и т.п.);

-   интервьюирование;

- социологический опрос.

Новизна работы: в работе систематизирован семейный архив, связанный с жизнью прабабушки Чернышовой Александры Матвеевны.

Практическая значимость: мы считаем, что данная работа может быть использована на уроках истории, литературы, классных часах, уроках мужества, посвященных трудовому подвигу в годы Великой Отечественной войны и в мирное время на благо нашей Родины. Она может представлять интерес для всех, кому небезразлична история нашего Отечества.

Основная часть.

У каждой семьи есть свои особенности, привычки, традиции. В нашей семье из года в год, несколько десятилетий, теперь уже четвёртому поколению рассказывается история нашего рода по материнской и отцовской линиям. Конечно, вспоминают родные, смешные случаи из их жизни, а порой что-то грустное или трогательное бережно извлекается из памяти взрослых. Но традиционно 9 Мая, после телевизионного парада на Красной площади на нашем столе появляются семейные альбомы с фотографиями и начинаются воспоминания. Я понимаю, что многое дорого только нашей семье, но у меня такая гордость и уважение к жизни моих предков, что я хочу немного рассказать о них всем.

Я долго думал, о каком из своих предков написать… Решил, что напишу о своей прабабушке, хотя я никогда её не видел. Мою прабабушку звали Чернышова Александра Матвеевна (или просто Шура).

Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа:

Этапы исследования:

Этап

Цель

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

Выявления характера проблемы.

Ознакомление с литературой. Интернет ресурсами

Метод систематизации материала

Январь-март

2020

2 этап.

Практическое исследование проблемы

Выявление факторов проблемы.

Интервьюирование, сбор и анализ источников

апрель 2020

3 этап. Практическое использование результатов

Написание работы, составление презентации, выступление перед одноклассниками

на занятии ОДНКНР по теме «Храним память предков».

Эвристическая беседа

Проведение социологического опроса

Метод презентации результатов

Методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия

Май, сентябрь

2020

В исследовании, проведенном в рамках практической части работы, участвовали родственники:

Моя бабушка Чернышова Надежда Алексеевна.

Моя мама Демчишина Анжела Ивановна.

Для проведения исследования были использованы следующие методики: интервьюирование, сбор и анализ источников, эвристическая беседа, социологический опрос.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.Подготовительный этап: беседа с родственниками

2. Констатирующий этап: обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.

После проведения социологического опроса, который показал, что ребята заинтересованы в изучении в изучении истории своей семьи, в сентябре 2020 г. я выступил с данной работой перед одноклассниками на занятии ОДНКНР по теме «Храним память предков» (Приложение 8).

Глава 1. Труд в годы Великой Отечественной войны.

Александра Матвеевна, моя прабабушка, родилась 19 января 1927 года. Жила в селе Кирсановка Оренбургской области (раньше эта область называлась Чкаловская).

Её папу звали Матвей Афанасьевич, а маму - Мария Владимировна. Они были простыми крестьянами. Жили очень бедно. Прапрабабушка Маша с шести лет была в работницах у богатых людей, потому что её родители рано умерли. Всю жизнь она потом работала в рыбколхозе. Умерла в сентябре 1983 года.

В истории страны были сложные годы: и Февральская революция, свержение царя, и приход к власти большевиков, гражданская война. 1941 год… Великая Отечественная война… На той страшной войне воевал мой прапрадедушка. Мой прапрадед, отец моей прабабушки Шуры, Матвей Афанасьевич, как и тысячи советских людей в эти тяжелые годы для страны, ушел на фронт. Прапрадедушка Матвей прошёл Великую Отечественную войну, был ранен и умер очень рано в 1957 году.

Дедушки моей прабабушки Александры - Владимир и Афанасий участвовали в Первой мировой войне (Приложение 1). Февральскую и октябрьскую революцию встретили на фронте. После войны вернулись в село Кирсановка Оренбургской области.

Моя прабабушка Шура была старшей в семье. Были ещё прадедушки Николай (1929 год), Леонид (1931 год) и прабабушки Валентина (1938 год) и Антонина (1941 год). Был ещё прадедушка (1938 год), но он умер совсем маленьким во время Великой Отечественной Войны, как его звали, никто не помнит. Бабушка только сказала, что его неделю не хоронили, чтобы получать хлебные карточки, потому что был голод. Ещё одна прабабушка Валентина (1936 год) умерла тоже маленькой (ей не было даже двух лет) от дифтерии. (Приложение 2).

Прабабушка Шура не воевала, но воевали её дяди. Михаил Афанасьевич прошёл всю войну, был ранен. Иван Афанасьевич пропал без вести в самом начале войны – в октябре 1941 года. Он похоронен в районе деревни Кеняки под городом Кондопога в Карелии. (О его захоронении мы узнали позднее с портала Мемориал).

Александра Матвеевна, моя прабабушка, окончила 8 классов школы, когда её забрали работать на оборонный завод в город Орск во время Великой Отечественной Войны. Предприятие в годы войны выпускало тысячи тонн топлива и снаряды для фронта. Работать приходилось в неотапливаемых цехах. Работали на износ. Все понимали тяжесть обстановки в стране. Рабочий день доходил до 16 часов. Прабабушка Шура работала самоотверженно, не раз была премирована рыбой, как и все отличившиеся рабочие на заводе. В июне 1944 года она была зачислена учеником токаря. В августе 1944 года стала токарем 4 разряда, делала снаряды для фронта. В феврале 1945 года была переведена табельщиком-нарядчиком. Несмотря на все трудности, коллектив завода выстоял. В холоде, голоде, падая с ног от усталости, люди изо дня в день давали фронту горючее, снаряды которое было так необходимо. И пришла она – Победа. В 1947 году получила удостоверение и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (Приложение 3).

Глава 2. Жизнь и деятельность в мирное время.

Уволилась прабабушка в июле 1947 года и вернулась обратно в своё село Кирсановка, потому что её родители очень болели. Нужно было помогать растить младших братишек и сестрёнок. Всё хозяйство легло на её плечи. Она так и не смогла пойти учиться, хотя очень хотела стать доктором. В военное время она работала в госпиталях, помогала ухаживать за ранеными. (Приложение 4).

В сентябре 1954 года Александра Матвеевна была в отряде особого назначения во время учений и испытания водородной бомбы на Тоцком полигоне. Советские войсковые тактические учения с применением ядерного оружия под кодовым названием «Снежок». Были подготовлены и проведены под руководством маршала Г. К. Жукова  на Тоцком полигоне в Оренбургской области  Задача учений заключалась в отработке возможностей прорыва обороны противника с использованием ядерного оружия. Тоцкий полигон был выбран в связи с тем, что рельеф местности там напоминает типичный рельеф Западной Европы — как считалось, наиболее вероятного места начала Третьей мировой войны. 14 сентября 1954 года в центре России – в Оренбургской области был осуществлен самый бесчеловечный этап испытаний атомного оружия на людях. Войска выполнили свою задачу: ядерный щит страны был создан.

Но цена такого успеха до сих пор не оценена. Не определен ущерб, нанесенный здоровью многих поколений людей: военнослужащих и местных жителей. Моя прабабушка помогала ухаживать и лечить людей после тех страшных событий. Был ядерный взрыв, много людей и животных погибло сразу или потом от радиации. До сих пор в этой местности много онкологических заболеваний, большая смертность. Прабабушка Шура тоже всю жизнь очень болела. Земля до сих пор там заражена. После распада СССР учения критиковались за радиоактивное облучение.

Несмотря на все тяготы жизни моя прабабушка, Александра Матвеевна, продолжала добросовестно трудиться на предприятиях г. Орска. Её уважали в трудовых коллективах, обращались к ней за помощью, была наставником молодежи. За свой долголетний труд в 1977 году прабабушка получила удостоверение и медаль «Победитель социалистического соревнования 1977 года (Приложение 5). А в 1982 году – она была удостоена звания «Ветеран труда» (Приложение 6). В 1993 году за труд в годы Великой Отечественной войны была награждена юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (Приложение 7).

Прабабушку прожила нелегкую жизнь. Её ценили и уважали, хотя характер был очень сложный и не простой. Она была хорошим человеком, но слабости не прощала никому. Даже себе. Моя прабабушка, Александра Матвеевна, была очень сильной, всё делала всегда сама, рассчитывала только на свои силы. Была решительной, и даже суровой (как рассказывала бабушка Надя, единственная дочь прабабушки Шуры). Наверное, потому, что всё легло на её плечи. Она была второй мамой для своих братьев и сестёр. До самой смерти она была как Солнце, вокруг которого вращались все планеты (родственники). Так сказала бабушка Надя. Умерла прабабушка в августе 2006 года. Очень жаль, что она нас с сестрёнкой так и не увидела.

Заключение

Как сложится моя судьба, я пока не знаю, я только начинаю жить, но помнить историю своей семьи должен каждый из нас. Я считаю, что для меня, моих сверстников это еще и крайне полезно: узнавая, что-либо о своих предках, невольно соприкасаешься с историей вплотную: это уже не мертвые страницы исторических учебников, а что-то живое, родное, пронизывающее твою душу. Великий русский философ Н.Федоров говорил, что каждый человек в себе носит музей. Перефразируя Федорова можно сказать, что каждый носит в себе историю, отраженную в родословной твоей семьи. Тогда возможно мы не повторим тех ошибок, которые уже были сделаны. Общаясь со сверстниками, я заметил, что когда заходит разговор о предках, то все непременно говорят: если о дедушке – то обязательно знаменитый и уважаемый человек; если о прадедушке – то дворянских кровей или купец. Сейчас стало популярным быть потомком какой-нибудь знаменитости. А если прадедами были крестьяне или рабочие, то этого многие стесняются. Так получилось что, среди моих предков были крестьяне, рабочие. Но я горжусь своей фамилией, своей прабабушкой, которую почитает весь наш род. Многое неизвестно в моей родословной, хочу дойти до сути, больше узнать.

Таким образом, цель моей работы достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтверждена.

Изучив родословную мой прабабушки и её жизненный путь, я понял, что по её судьбе, и судьбе моих близких можно смело изучать историю нашего Отечества. Моих родственников объединяют такие качества как трудолюбие и жизнерадостность, душевная доброта и способность прийти на помощь в беде. Хочется взять от них самое лучшее и проявить себя в жизни достойно, чтобы в будущем мои потомки могли гордиться мною!

Список литературы

1. Семейный архив.

2. Портал Мемориал.

Приложение 1

Приложение 2

   

Прапрапрадед Владимир на фото справа (на фронте Первой мировой войны).

Александра Матвеевна со своей семьей.

Приложение 3

Приложение 4

   

Удостоверение «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.».

Госпиталь, 1944 год.

Приложение 5

 
   

«Удостоверение и медаль «Победитель социалистического соревнования 1977 года».

 

Приложение 6

«Удостоверение Ветеран труда», 1982 год.

Приложение 7

Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.».

Приложение 8

Социологический опрос среди учащихся 6-7-х классов МБОУ ООШ № 269

по теме «История моей семьи»

Участвовало - 72 респондента

Просмотров работы: 32