Истоки образа Серебряного копытца П. П. Бажова.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Истоки образа Серебряного копытца П. П. Бажова.

Медведев А.А. 1
1МОУ "СОШ № 48"
Гетто О.М. 1Марков С.В. 2
1МОУ "СОШ № 48"
2МАУДО "ДПШ им. Н. К. Крупской"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Удивителен уральский край, на каждом шагу вас ждет открытие….

И вот очередное путешествие подарило мне загадку, прогулка по природному парку Оленьи ручьи (на юге Свердловской области) обернулось открытием. Подходим к скале, а там древнейшее изображение оленя, стоит и ножку с копытцем поднял. Мне сразу вспомнился сказ «Серебряное копытце» П.П. Бажова, который я недавно читал. Прошло время, новое путешествие на святилище Большие Аллаки (на севере Челябинской области), и снова древний рисунок оленя, да не одного, а вместе со странными людьми, у которых на голове рога.

И тут я понял, пришло время с этим разобраться, так началось мое исследование (расследование).

Темой моего исследования стал поиск Истоков образа Серебряного копытца П.П. Бажова.

Меня увлекла мысль, а что, если образ волшебного «козлика» П.П.Бажова, не просто вымысел, раз уже тысячи лет назад люди считали важным его изображать, тем более в священных для них местах. Гипотеза моей работы - корни образа Серебряного копытца следует искать в глубокой древности Урала. Заглянуть так далеко нам позволяют мифы – хранители духовной культуры народа и археологические артефакты. Отсюда особое внимание мы решили уделить мифологическому и археологическому аспектам исследования. Привлекая данные археологии, мы постарались по-новому взглянуть на истоки данного образа. Ряд исследователей видят связь данного персонажа с фольклором шахтеров и рудокопов Европы, а другие считают его просто выдумкой, фантазией автора. Мы предположили, что можно найти истоки волшебного образа в месте бытования сказа «Серебряное копытце», для чего ввели понятие Бажовский Урал, определили его границы, и на этой территории рассмотрели данные археологии и мифологии.

Целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи образа «Серебряного копытца» П.П. Бажова с представлениями древнейших жителей Урала о «священном копытном».

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:1) проанализировать образ волшебного копытного в сказах П.П. Бажова; 2) определить географические границы «Бажовского Урала» по сказам и биографическим данным писателя; 3) в выявленных границах рассмотреть археологические данные о поклонении копытному в древности; 5) найти свидетельства особого отношения к копытному в мифологии древнейших жителей Урала; 6) рассмотреть взаимосвязь отношения коренных жителей Урала и горнозаводских рабочих к волшебному копытному.

Методы исследования: анализ литературы, работа с понятиями, сравнение, обобщение, работа с картой, полевое наблюдение, работа в музеях.

Актуальность нашего исследования мы видим в обращении к творчеству П.П. Бажова в памятные годы – 2019 год – 140 лет со дня рождения писателя, а 3 декабря 2020 года было 70 лет со дня его смерти. К тому же, в 4 классе у нас в школе появился новый предмет – Родная русская литература, где мы знакомимся с творчеством уральских писателей, а П.П.Бажов, наверное, самый известный из них, ведь его творчество известно во всей стране, и за её границами, так как сказы Бажова были переведены на 100 языков мира.

Практическое значение в том, что полученные знанияможноиспользовать на уроках литературы и краеведения, на занятиях археологических и фольклорный кружков дополнительного образования, во время проведения экскурсий.

Бажовский Урал

Под Бажовским Уралом, мы понимаем территорию, которая упоминается в сказах, как место действия. В более широком смысле можно обозначить территорию, с которой была связана биография писателя. В некоторых точках они совпадают.

Проанализировав первые сказы, написанные в 1936-1939 [1], мы определили территорию Бажовского Урала (таблица 1). Действие этих сказов чаще всего разворачивается в Полевском и Сысертских заводах, на Гумешевском и Красногорском руднике; упоминаются реки Чусовая и Полдневая. В целом данная территория совпадает с Сысертским горным округом 19 века, или Сысерским районом и городом Полевским современной Свердловской области.

Биография П.П. Бажова так же была тесно связана с этими местами. Родился писатель 28 января 1879 года в поселке Сысертского завода, детство Бажова было связано с Полевским заводом. В 1889 году он уезжает учиться в Екатеринбург, в духовном училище, затем поступает в Пермскую духовную семинарию. После окончания семинарии работал народным учителем в небольшой деревушке Шайдуриха (около Невьянска), в Екатеринбурге, Камышлове. Летний отпуск проводил в путешествиях по горнозаводскому Уралу, объезжал старинные поселения, часто на велосипеде или пешком. Так отпуск превращался в настоящую экспедицию по сбору рабочего фольклора (с записью народных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок). Павел Петрович проявлял интерес к истории родного края. Когда-то мальчиком он заслушивался сказочными историями, которые ему рассказывали родной дедушка Феофилакт Черепанов из поселка Верх-Сысертского завода, бабушка Авдотья Петровна Бажова, которая была родом из Полевского завода, но жила в Сысерти, и сторож дровяного склада Полевского завода Василий Алексеевич Хмелин (дедушка Слыш-ко) [2].

Этот интерес Бажов пронес через всю жизнь. По устному свидетельству музейных работников мемориального дома – музея в Екатеринбурге, П.П. Бажов выписывал ряд научно-популярных журналов, в том числе и Уральский следопыт, живо интересовался новейшими данными истории, этнографии и археологии, а в его доме, на улице Чапаева в Екатеринбурге, часто гостили ученые и велись интересные беседы о новых открытиях. Для Урала 1920-е – 1930-е годы - это годы ярчайших археологических открытий и экспедиций (изучали писаницы, торфяники, устраивали этнографические экспедиции к манси и др.)

Прожив долгую, интересную, местами трагическую жизнь, Павел Петрович сменил ряд профессий: учитель, редактор отдела писем Крестьянской газеты, редактор Свердловского издательства, журналист. И только последние 10 лет, были связаны с написанием сказов об Урале, которые его и прославили.

В этих сказах переплелось реальное и фантастическое. И вот перед нами волшебный образ Серебряного копытца.

Образ волшебного копытного

В двух сказах Павла Петровича Бажова мы встречаем образ волшебного копытного [1]. В сказе «Тяжелая витушка» это Серебряный олень, «где пройдет, там золото найдешь». А в сказе «Серебряное копытце» автор дает развернутое описание этого копытного: лесной козлик, который в отличие от домашнего «душного» козла пахнет лесом, рога у него не с двумя, а с пятью веточками, ходит он с ними и летом, и зимой. Ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка лёгонькая. На правой передней ножке - серебряное копытце. Где топнет – там камни драгоценные найдешь.

Олень в первом сказе, косуля во втором, но кажется, что это один и тот же образ, просто говорят о нем представители разных профессий: старатель (в сказе Тяжёлая витушка) видит оленя, а охотники (сказ Серебряное копытце)- лесного козла. Охотники на Урале лесным козлом называют косулю. Косуля – это малорослый вид оленьего рода [5]. К тому же у этого образа есть общие черты: упоминание серебра; встреча с ними предвещает старательскую удачу и богатство. Герои сказов видят в них носителей «тайной силы и знаний», причастность к «чужому» миру, отличие от обычных оленей и косуль.

Но где же искать истоки этого чудесного образа, в сфере фантазий и вымысла или в глубокой древности?!

Мы отправились искать его следы в глубину веков, и этот путь увел нас на несколько тысяч лет назад. Вперед в прошлое…

Археологические данные (звук копыт из глубины веков)

Археология (от греч. «древний» и «слово, учение») – удивительная грань исторической науки, которая изучает развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам (древние предметы, поселения, погребения, святилища, дольмены, менгиры, наскальные изображения и т. п.) [8].

Археологический взгляд на историю Урала позволяет увидеть образ копытного (лося, оленя, косули) и свидетельство его почитания в глубокой древности.

В меднокаменном веке (7 - 6 тыс. лет назад) общества древнейших охотников-рыболовов Урала для удачной охоты или рыбалки совершали магические обряды в особо почитаемых местах – святилищах, на берегах рек и озер. Ритуальные действия сопровождались созданием наскальных рисунков - писаниц, где изображали желанную добычу [9]. Создатели писаниц выбрали небольшой круг животных для ритуальных изображений, чаще всего рисовали лосей, оленей и косуль. В южноуральских писаницах чаще изображали косулю или оленя, а в более северных районах, куда косуля не могла зайти из-за высокого снега, преимущественно – лося [10]. Копытных изображали вместе с ловушками, загородками, солярными и небесными символами, что В.Н. Чернецов связывает с календарными охотничьими обрядами. Главной целью обрядов было привлечение добычи в ловушки, весеннее оживление природы и идея размножения [9]. Желанная добыча для человека, так же была жертвой для верховных богов, о чем свидетельствуют археологические раскопки жертвенных площадок рядом с писаницами [3]. Такие писаницы я видел на скалах по берегу рек Серга и Чусовая, а так же у озера Большие Аллаки (фото 1). Для того, чтобы лучше их понять, я посетил выставку Писаницы Урала в Музее города Екатеринбург.

Наибольшее количество рисунков расположено по берегам рек Тагил, Нейва, Реж. Их местонахождение мы нанесли на карту «Бажовский Урал».

Еще одно святилище с жертвенной площадкой и ритуальными предметами было открыто археологами на торфяниках Среднего Урала – Горбуновском и Шигирском. Деревянные жертвенные сосуды в виде лося, деревянный черпак с рукоятью в виде лосиной головы, роговое навершие шаманского посоха в виде головы лося, остатки ритуальной маски, изображающей лося. Автор раскопок Д. Н. Эдинг, считает эти находки атрибутами промыслового культа [11]. С этими вещами я ознакомился в Свердловском областном краеведческом музее в г. Екатеринбург, в зале «Шигирская кладовая» (фото 2).

Иногда на ритуальных керамических сосудах древние люди изображали бегущих косуль, и их попадание в ловушку. Эти уникальные сосуды были найдены около Екатеринбурга на озерах Карасье и Исетское (фото 3).

Особое отношение к копытным можно проследить в пермском зверином стиле (шаманские или чудские образки). Это искусство металлического литья зародилось в лесной зоне Северо-Восточной Европы в 7-12 в.в. н.э. Большинство произведений имело культово-религиозное назначение, было связано с мифологией и являлось своеобразной иллюстрацией древних легенд финно-угров [6]. Среди изображений преобладали образы лося, оленя, коня, хищной птицы и шамана в головном уборе в виде морды лосихи.

Начиная с 12 века н.э. на Урал стали проникать изделия из Иранского серебра, в обмен на пушнину. Коренные жители Урала использовали эти серебряные блюда в обрядах, нанося на них свои сакральные знаки - образы копытных и шаманов. Большое количество серебряных изделий, в основном блюд, находят на мансийских святилищах [4].

Мифологический аспект

Мифология – способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, фантастические повествования о его сотворении, о деяниях богов и героев[8].

Для территории Бажовского Урала, коренными жителями считаются манси. Манси - народ финно-угорской группы. В прошлом русские называли их югрой, позже - вогулами, а с 1930 года - манси. Бажов в сказах называет их «чудью», «вогулами» и «старыми людьми».

В мансийской мифологии можно видеть особое отношение к копытным. Так, например, лося нельзя было называть напрямую, а только иносказательно - «вещь с большими ногами», косулю называли «священные вещи», а оленя – «рогатый бык» [6].

Для некоторых родов манси женщина-косуля, олень, лось – это тотемные животные, которых они почитали, как предков [9]. Но в то же время, это и основные промысловые животные. Считалось, что первый волшебный лось, до появления людей, жил на небе и у него было шесть ног. Младший сын верховного бога отправился за ним в погоню. Охотник догнал зверя и отрубил две лишние ноги, чтобы будущим людям было проще добывать это животное. С тех пор лось живет на Земле, став добычей земных охотников. А на небе остались следы небесной погони - лыжня по которой шел охотник превратилась в Млечный путь, а шкура убитого небесного лося превратилась в созвездие Лося (Большая медведица). Известны мифы о двух небесных владычицах мира, наполовину женщинах, наполовину лосихах (или важенках), от которых зависит все благополучие охотничьих племен – приплод оленей. Исследователь Б.А.Рыбаков, считает, что в подобных мифах олени и лоси, важенки и лосихи взаимозаменимы [7].

У манси существуют отголоски лосиного праздника «по случаю добычи первого лося весной». В прошлом он был широко распространён и имел связь с весенним равноденствием, с ожиданием прихода весны и оживания природы [6].

Лось/олень воспринимается как светлый космический зверь, связанный с Верхним миром, с солнцем; его рога — лучи солнца или вершина мирового дерева. Рога оленя/лося манси считают оберегом от злых духов, ими украшали крыши домов, известен орнамент «рога оленя» (рисунок 1). Такой орнамент наносят на берестяные короба; плетут из бисера, составляют из кожи и кусочков меха и украшают женскую и мужскую одежду, тем самым оберегая владельца от бед.

Почитание Луны и Солнца у Манси выразилось в отношении к серебру, как к «священному, небесному металлу» [9]. Перед проведением обряда вызова духов перед жильем ставили несколько серебряных тарелочек, чтобы «небесная лосиха/важенка» могла стоять не на голой земле или снегу. В некоторых случаях серебряные блюда использовали как трон для фигурок духов-покровителей.

Таким образом, рассмотрев мифологию древних жителей Урала и образа Серебряного копытца П.П. Бажова, мы выявили ряд совпадений: иносказательность имени (Серебряное Копытце – Вещь с большими ногами, Священные вещи; особое, сакрально-волшебное отношение к серебру; встреча со священными копытными – хороший знак предвещающий богатство (старательское, горное у Бажова или удачный промысел у манси).

Заключение

В результате исследования, мы проанализировали образ волшебного копытного в сказах П.П. Бажова; по сказам и биографическим данным писателя определили географические границы «Бажовского Урала», в выявленных границах рассмотрели археологические данные о поклонении копытному в древности. Выявили, что эти образы встречаются в местах, которые древние люди почитали как святилища. Копытных изображали на ритуальных предметах, сделанных из дерева, кости, меди, серебра, олова. Эти археологические данные показывают насколько важным был образ священного копытного, для древних людей на протяжении нескольких тысячелетий, начиная с энеолита (7 тысяч лет назад), до 20 века н.э. (святилища современных манси). Копытное было главным промысловым животным и было связано с промысловой магией.

В этнографии и мифологии коренных жителей Урала, манси, мы видим особое отношение к священному копытному - мифы о сотворении мира и о происхождении некоторых мансийских родов, для которых косуля – тотемное животное; Лосиный праздник, орнамент-оберег, изображающий копытных и их рога.

В ходе нашей работы мы увидели схожие черты отношения к волшебному копытному у коренных жителей Урала и горнозаводских рабочих. Иносказательность имени, металлическая (серебряная) характеристика и желанность встречи со священным (волшебным, чудесным) копытным, которая предвещает богатство.

И в конце работы подтвердили гипотезу, о том, что корни Бажовского образа Серебряное копытце уходят в глубокую древность Урала.

Литература

Бажов П.П. Уральские сказы. В 3-х т. – М.: Т8RUGRAM /Агентство ФТМ, 2018. Том 1. 400с.

Бажова-Гайдар А.П. Дом на углу. Воспоминания о моем отце – Свердловск: Среднеуральское книжное издательство,1970. 88с.

Бадер О.Н. Жертвенное место под Писаным камнем на р. Вишере // Советская археология. 1954. Т. 21. С. 241-258.

Белавин А.М. «Серебро Закамское» в истории и археологии Пермского Предуралья.//Вестник научного пермского центра - 2013, Пермь. 50-61с.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание.

/сост. Ю.М. Медведев. – М., АСТ, 2014. 735с.

Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.

Первухин В. Мифы финно-угров. М.: Астрель АСТ Транзиткнига, 2005. 465 с.

Сериков Ю.Б. Словарь понятий и терминов по курсу «Археология» для учащихся общеобразовательных школ / Сост. Ю.Б. Сериков. Нижний Тагил, 2016. 40 с.

Чернецов В.И. Наскальные изображения Урала. М.: Наука, 1971. Ч.2. 148с.

Широков В.Н., Чаиркин С.Е. Наскальные изображения Северного и Среднего Урала. Екатеринбург, 2011. 183 с.

Эдинг Д.И. Резная скульптура Урала//Труды ГИМ. М, 1940. Вып. 10. 102с.

Приложение.

 

Полевской завод

Сысертский завод

Ильинский завод

Гумешевский рудник

Красногорс-кий рудник

Васькина гора (прииск)

Поскакухин-ский прииск

Думная гора

Азов гора

р. Северушка

р. Чусовая

р.Рябиновка

Зюзельское болотце

Полдневая

Глинка

Косой брод

мраморское

Дорогое имечко

     

+

     

+

+

               

Медной горы хозяйка

     

+

+

       

+

             

Про великого полоза

     

+

   

+

     

+

+

         

Малахито-вая шкатулка

+

                               

Каменный цветок

     

+

                         

Синюшкин колодец

                       

+

       

Горный мастер

+

   

+

         

+

             

Кошачьи ушы

 

+

+

           

+

         

+

 

Две ящерки

+

+

 

+

                         

Змеиный след

+

+

                     

+

     

Серебряное копытце

                         

+

+

   

Тяжелая витушка

+

       

+

             

+

     

Таблица 1. Места действия сказов П.П. Бажова 1936-1939 гг.

К арта «Бажовский Урал» на фоне карты Свердловской области.

- пункты биографии П.П. Бажова

- места действия Бажовских сказов

- места археологический находок ритуальных предметов с образом копытного

- писаницы с изображением копытного

фото 1. Писаница на реке Серга.

фото 2. Прорезной черпак.

фото 3. Бегущие косули.

рисунок 1. Орнамент «Рога оленя».

Просмотров работы: 1734