Топонимика родного края. Рабочий поселок Гидроторф.

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Топонимика родного края. Рабочий поселок Гидроторф.

Кузнецов З.М. 1
1МБОУ СОШ №10" г.Балахна
Нежгорова М.А. 1
1МБОУ СОШ №10" г.Балахна
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования: развитие интереса к изучению топонимов рабочего поселка Гидроторф и его окрестностей у обучающихся 3«А» класса МБОУ «СОШ №10»

Для дост5указанной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

изучить теоретический материал о происхождении топонимов;

подобрать методы исследования по данной теме; по данной теме;

изучить происхождение топонимов рабочего поселка Гидроторф Балахнинского района Нижегородской области;

провести исследование, систематизировать и обобщить результаты.

Гипотеза: изучение топонимов родного поселка развивает интерес обучающихся к истории родного края.

Объект исследования: топонимы рабочего поселка Гидроторф Балахнинского района Нижегородской области и его окрестностей.

Предмет исследования: интерес к истории родного края.

Место и сроки проведения исследования: территория рабочего поселка Гидроторф Балахнинского района Нижегородской области и его окрестностей; - сентябрь – декабрь 2020 года.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент.

Введение

У каждого человека, в какое время бы он не родился есть ИМЯ. Давая имя маленькому ребенку, родители вкладывают в это некий смысл, потому что у каждого имени есть своя история происхождения, каждое имя несет свое смысловое значение.Так и у каждого населенного пункта своё ИМЯ, своя история и свое лицо. Есть в названиях что-то таинственное и завораживающее. Разгадывая тайну происхождения того или иного названия местности, открываешь для себя что-то неизведанное, сокровенное, то, что не лежит на поверхности, а доступно только тому, кто сильно горит желанием приоткрыть «дверцу» тайны.

Приоткрыть «дверцу» нам поможет наука топонимика. Топонимика – наука, занимающаяся изучением географических названий (от греческого «топос» — место, местность, «онома» — имя). И хотя первые попытки осмыслить топонимический материал встречаются уже в древнерусских летописях, топонимика как наука в России развивается только, начиная с ХVIII века, в связи с развитием географии и истории. Первым русским ученым-топонимистом можно считать В.Н. Татищева (1686-1750), известного историка и географа. Окончательное становление топонимики как науки происходит в России в XIX-XX веках

Топонимика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней проявляются языковые закономерности. Поэтому она представляет интерес и как историко-географический материал, и как лингвистический источник.

Актуальность выбранной темы обозначена необходимостью исследования топонимов рабочего поселка Гидроторф и его окрестностей, желанием приобщить своих сверстников к изучению собственных наименований, географических названий родного Балахнинского района, воспитывать в подрастающем поколении чувство гордости за свою малую Родину.

Проблема исследования: большинство современных школьников не знают историю происхождения, значения географических названий родного края, так как в повседневной жизни мала потребность получения знаний по данной теме. Данная тема недостаточно освещается в курсах школьных предметов.

Практическая значимость: данные нашего исследования могут быть использованы на уроках географии, истории и культуры родного края и во внеклассных мероприятиях. Практическая работа формирует навыки научно-познавательной деятельности по изучению родного края, воспитывает чувства гордости и уважения к языковой культуре, истории родного края

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложений. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОПОНИМИКИ

Топонимика как наука

Топонимика – наука, занимающаяся изучением географических названий (от греческого «топос» — место, местность, «онома» — имя). Она объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются. Чтобы понять значения географических названий необходимо обратиться к истории. Топонимы возникли в исторически обусловленных условиях; их появления, изменения и исчезновения связаны с развитием и изменением тех или иных явлений исторического процесса, они своевременно реагируют на изменившиеся общественно-политические события. Топонимы оказываются свидетелями давно минувших событий.

Топонимика – это отрасль более широкой науки – ономастики, входящей в число наук о языке и изучающей имена собственные. Топонимия – совокупность названий на какой-либо территории. Микротопонимия – совокупность местных географических названий для небольших объектов, известных только местным жителям.

В соответствии с названием науки, изучаемые ею слова называют топонимами; топоним – синоним словосочетания «географическое название».

Основное и главное значение и назначение географического названия — фиксация места на поверхности земли.

Топонимы как часть лексической системы языка «является продуктом исторического, общественного развития и несут в себе черты национальной культуры, национального самосознания. В них раскрываются разные стороны его истории, отражается быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество, исторические контакты.

Топонимикой как наукой занимаются географы и лингвисты. Для географов при определении данного слова важно следующее значение: «совокупность географических названий какой-нибудь местности, страны». Лингвисты изучают историю создания, преобразования и функционирования географических названий. И географы, и лингвисты соглашаются в том, что назначение топонима: выделять объект из ряда ему подобных. Топонимы – имена собственные, а значит, «как все слова, имеют свою историю, подчиняются законам языка и изучаются наукой о языке лингвистикой.

1.2. Типы топонимов

Наиболее простым кажется деление географических названий по объектам номинации:

1. Оронимы (от греч. oros — гора) — имена элементов рельефа и его форм: гор, холмов, вершин, бугров, равнин, плато, низменностей, впадин, долин и т. д.;

2. Гидронимы (от греч. hydros — вода) — имена рек, ручьев, родников, озер, морей, океанов, водохранилищ, каналов;

3. Имена растительных сообществ: лесов, парков, лугов, степей, пожен, сенокосов;

4. Ойконимы (от греч. oikos — жилище, обиталище) - имена населенных пунктов: городов, сел, деревень, разных станций, поселков, хуторов, колхозов, совхозов и т. д.;

5. Годонимы (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло) - имена улиц, площадей, переулков, проездов, мостов в городах, поселках, больших селах, станциях, где уже сложилась такая номенклатура.

Эти пять больших типов топонимов включают почти все разнообразие называемых географических объектов.

Сравнительно подробное деление названий поселений на семь категорий выполнил В. П. Семенов-Тян-Шанский:

от личных имен, прозвищ, фамилий;

от церковных праздников (Воскресенск, Сретенское);

от исторических имен (Ростиславль, Изяславль);

от языческого культа (Ярилино, Перуново, Прибожье поле);

от древних племен (Радомье, Радомка);

присвоенные в честь различных событий и лиц;

от предметов, составляющих типичный географический пейзаж данной местности.

Разные категории имеют и разный интерес для специалистов.

Наше внимание привлекла первая классификация. Мы взяли ее за основу нашего исследования.

ГЛАВА II. ТОПОНИМИКА РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ГИДРОТОРФ

2.1. Оценка уровня знаний

Данная глава посвящена вопросу оценки уровня знаний местной топонимики среди обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ №10» Балахнинского района. С этой целью проведено анкетирование, в котором приняло участие 26 человек.

Опросник содержал семь вопросов, которые выявляли знания детей о географических названиях рабочего поселка Гидроторф и его окрестностей. Приложение 1.

Обработав результаты анкетирования, мы получили следующие результаты:

На вопрос что изучает наука топонимика затруднились ответить 26 человек (100%). Почти все дети назвали улицу на которой живут и название поселка. Затруднение вызвала просьба объяснить историю происхождения топонимов поселка Гидроторф и его окрестностей.

Мы обобщили результаты анкетирования. Они показали, что большинство сегодняшних школьников знают местные географические названия – топонимы, но испытывают трудности в объяснении истории их происхождении.

Результаты анкетирования представлены в приложении. Приложение 2.

Также нами (куратор проекта и учитель класса) был проведен анализ материала для изучения учебных предметов «Родная русская литература» и «Родной русский язык» в 3 классе общеобразовательной школы. В темах учебных предметов не рассматриваются вопросы топонимики.

Исходя из этого, сделали вывод, что для развития интереса к истории родного края, воспитанию любви и чувству гордости за свою малую Родину - нужна целенаправленная работа по организации внеклассных мероприятий, направленных на овладение детьми знаний по изучению топонимики родного поселка Гидроторф.

2.2. Классификация топонимов рабочего поселка Гидроторф и его окрестностей

С целью проведения экспериментальной работы с обучающимися 3 «А» класса, нами был разработан ряд внеклассных мероприятий. На данных мероприятиях дети познакомились с основами науки – топонимика, узнали история происхождения топонимов родного поселка Гидроторф.

Для этого была проведена большая предварительная работа - проанализированы топонимы поселка Гидроторф и его окрестностей. Мы изучили литературу школьной библиотеки и музея-усадьбы А.А. Худякова, провели опрос местных жителей с целью сбора информации о топонимах. В ходе исследования мы отобрали и рассмотрели наиболее «яркие», знакомые и часто используемые топонимы поселка Гидроторф и его окрестностей. Как показывает собранный материал, это названия рек, возвышенностей, улиц и других объектов. Мы выбрали наиболее приемлемую классификацию для топонимов нашего поселка: деление географических названий по объектам номинации.

1.Оронимы: «Лисья грива» -возвышенность в 5 километрах от поселка Гидроторф; Рыловская гора - (это не гора, а скорее гряда, недалеко от деревни Рылово); «Тещин язык» - на отрезке трассы Балахна – Гидроторф есть извилистый участок дороги. Вот и появилось у водителей сравнение: «Извилиста дорога и опасна, как «тещин язык». Вот и стараются они проехать этот трудный участок аккуратно, чтобы не попасть к «теще на язык».

2. Гидронимы: «Желтое» озеро - озеро имеет такое название, по цвету добываемого там песка, способом вымывания и образования карьерных котлованов; Бурцевский карьер. Ранее самым ближним населенным пунктом была деревня Бурцево; Озеро 115. Находится рядом с электроподстанцией №115; Речка Теплушка. Получила свое название за теплую температуру воды. Речка является техническим сооружением для охлаждения турбин НиГРЭС.

3. Ойконимы: поселок Гидроторф, в народе Чернораменка. Черная Рамень - дикий край непроходимых болот. Тысячи лет накапливала эта местность свои драгоценные богатства – торф. Началась добыча дешевого топлива. Вырос рабочий поселок и получил название Гидроторф (вода и торф).

Название поселка Гидроторф не гармонирует у людей с понятием Черная Рамень, большинство жителей до сих пор называют свой поселок "Чернораменка", название которой носила местность до строительства поселка "Гидроторф".

Поселения Бурцево, Сонино, Чуркино, Ватагино получили свои названия по фамилиям крестьян, бежавших от своих хозяев, и осевших в данной местности – вожаком «отряда» был Бурцев, друзья и помощники Сонин, Чуркин, Ватагин. Приложение 3.

4. Годонимы – улицы, названные именами известных писателей и поэтов (ул. Пушкина, ул. Горького, ул. Некрасова);

улицы, названные по местонахождению (ул. Южная – к югу от центра поселка, ул. Центральная – по центру поселка, ул. Больничная – вблизи больницы, ул. Железнодорожная – проходит вдоль железной дороги);

улицы, названые в честь политических событий, происходящих в стране (ул. Юбилейная, Октябрьская, Комсомольская).

На основе полученного материала были разработаны и организованы серия внеклассных мероприятий. Проведен классный час, на котором автор проекта средствами мультимедийной презентации провел виртуальное путешествие «По уголкам родного края» Приложение 4.

Старший научный сотрудник музея-усадьбы А.А.Худякова Швецова Оксана Евгеньевна провела внеклассное мероприятие «Были и легенды о Земле Черонораменской». Дети перенеслись на многие лета назад, к истокам возникновения Балахнинского уезда и непосредственно рабочего поселка Гидроторф. Оксана Евгеньевна рассказала о происхождении названия поселка и названий его окрестностей. Вместе со взрослыми дети попытались объяснить почему так или иначе называются улицы поселка, на которых они живут. Мероприятие проходило в познавательно-игровой форме, поэтому обсуждение проходило живо и интересно. Интерактивные игры и задания мотивировали школьников к размышлению и рассуждению. Приложение 5

С целью систематизации результатов и подведения итогов работы, мы провели интерактивную викторину «Знатоки топонимов родного края». Ребятам была

предложена мультимедийная презентация с фотографиями топонимов родного поселка Гидроторф и его окрестностей.

Задача детей определить топоним, назвать номинацию классификации и рассказать об истории происхождения топонима. Большая часть обучающихся с легкостью называют топонимы родного поселка Гидроторф– 20 человек (74%). 13 детей (50%) не испытывают затруднений в классификации топонимов по номинациям. Только 8 человек (24%) не справились с заданием по объяснению истории происхождения топонимов. С помощью смайликов они оценивали каждое мероприятие. 26 человек (100%) положительно отозвались о проведенных мероприятиях. Дети высказывались о желании поделиться информацией с родителями и друзьями.

Также детям была предложена методика Н.Е Богуславской «Закончи предложение». Приложение 6.

Проведя, анализ результатов показал, что обучающиеся усвоили материал по теме эксперимента.

По методике результаты делятся на з уровня: высокий – 9 человек (43%); средний – 13 человек (50%); низкий – 2 человека (7%). Приложение 7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследованиями содержания географических названий занимается интереснейшая область лингвистики, выделившаяся в самостоятельную область на стыке географии, естествознания, истории, филологии и ряда других наук. Название ее топонимика – наука о географических названиях – топонимах.

Топонимы вызывают глубочайший интерес не только у ученых, но и у каждого любознательного человека. Знакомство обучающихся с топонимикой своего родного поселка Гидроторф, вызывает интерес, желание больше узнать и гордиться своей малой Родиной.

Также мы сделали вывод, что организация внеклассных мероприятий по данной теме, помогает обучающимся получить, систематизировать знания по теме. На мероприятиях дети учатся рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Данные мероприятия воспитывают духовно-нравственные качества личности школьников, что является доказательством выдвинутой нами гипотезы.

Используемая литература и интернет ресурсы

Голанова Е.И. Как возникают названия. М.: Просвещение, 1989.

Кирюхова Н.С., Овечкина Н.Ф. Были и легенды о Балахнинском крае. – Правдинск. Клуб «Глобус». 1998.

Лазаревич К.С. Топонимика – язык Земли. http://1september.ru.

Мурзаев Э. М. География в названиях. — М., 1979.

Мурзаев Э. М. Топонимика и география. — М., 1995.

Никонов В. А.  Введение в топонимику. — М., 1965.

Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России. М., Профиздат, 2000.

Попов А. И. «Географические названия: Введение в топонимику» М.; Л., 1965.

Суперанская А.В. Что такое топонимика. М., Наука, 1984.

https://yandex.ru/images/search?text=история%20поселка%20гидроторф%20балахнинского%20района&stype=image&lr=47&source=wiz

http://letopisi.org/index.php/История_посёлка_Гидроторф_(Чернораменка)_Балахнинского_района_Нижегородской_области

http://www.cbs-balakhna.ru/16/poselok_Gidrotorf_16.html

Приложение 1.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты:

1. Что изучает наука топонимика? ______________________________________________________

2. Название поселка, в котором Вы живете __________________________________________________

3. Что означает название поселка (история происхождения названия)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Название улицы, на которой вы живете ___________________________________________________

5. Почему она так называется (история происхождения названия)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие названия рек, озер, которые находятся вблизи нашего поселка Вы знаете ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Почему они так названы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

Приложение 2.

Оценка знаний обучающихся 3 «а» класса МБОУ «СОШ №10»

О топонимах рабочего поселка Гидроторф

Задание 1. На вопрос что изучает наука топонимика затруднились ответить 26 человек (100%).

Задание 2. Почти все дети назвали улицу на которой живут и название поселка.

Задание 3. Затруднение вызвала просьба объяснить историю происхождения топонимов поселка Гидроторф и его окрестностей.

Приложение 3.

Были и легенды Балахнинского края

     
     
     
     
     

Приложение 4.

   

Слайд 1.

Топонимика рабочего поселка Гидроторф

     
   

Слайд 2.

Топонимика – наука, занимающаяся изучением географических названий (от греческого «топос» — место, местность, «онома» — имя). Имя местности

Она объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются.

     
   

Слайд 3.

1) оронимы (от греч. oros — гора) — имена элементов рельефа и его форм: гор, холмов, вершин, бугров, равнин, плато, низменностей, впадин, долин и т. д.;

2) гидронимы (от греч. hydros — вода) — имена рек, ручьев, родников, озер, морей, океанов, водохранилищ, каналов;

3) имена растительных сообществ: лесов, парков, лугов, степей, пожен, сенокосов;

4) ойконимы (от греч. oikos — жилище, обиталище) - имена населенных пунктов: городов, сел, деревень, разных станций, поселков, хуторов, колхозов, совхозов и т. д.;

5) годонимы (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло) - имена улиц, площадей, переулков, проездов, мостов в городах, поселках, больших селах, станциях, где уже сложилась такая номенклатура.

   

Слайд 4.

Гидронимы поселка Гидроторф:

«Желтое» озеро, озеро имеет такое название, по цвету, добываемого там песка, способом вымывания и образования карьерных котлованов.

Бурцевский карьер.

     
   

Слайд 5.

Озеро 115. Находится рядом с электроподстанцией №115.

Речка Теплушка. Получила свое название за теплую температуру воды. Речка является техническим сооружением для охлаждения турбин НиГРЭС.

   

Слайд 6.

Годонимы поселка Гидротофр

Улица Больничная. Названа поместорасположению больницы

   

Слайд 67

Улица Административная. Ранее на этой улице располагалась администрация поселка

   

Слайд 8

Улица Садовая.

Имеет кольцевое движение. Названа по аналогии с Садовым кольцом г. Москва 9

   

Слайд 9

Улица Центральная.
Ранее эта улица проходила по центру старого поселка. Рядом проходит улица Школьная. Названа по месторасположению школы.

   

Слайд 10

Улица Горького. Названа в честь известного писателя Максима Горького

   

Слайд 11

Улица Победы. Названа в честь Великой Победы в ВОВ

Улица Харенки.

Существует множество версий возникновения названия.

   

Слайд 12

Любите и гордитесь своей малой Родиной!

Приложение 5.

Фотоотчет о мероприятии со старшим сотрудником музея-усадьбы А.А. Худякова Швецовой О.Е.

     
     
     
     
     

Приложение 6.

Методика Н.Е Богуславской

«Закончи предложение».

Если я буду отправлять бабушке поздравительную открытку, я на пишу на конверте адрес отправителя __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разговаривая с другом по видеосвязи, я расскажу ему сколько много красивых улиц есть в моем поселке Гидроторф, Это улицы __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Улица, на которой я живу ______________________________________________, названа так, потому что __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7

Результаты проведения методики

Н.Е Богуславской «Закончи предложение»

Проведя, анализ результатов показал, что обучающиеся усвоили материал по теме эксперимента.

По методике результаты делятся на з уровня:

Высокий – 9 человек (43%); средний – 13 человек (50%); низкий – 2 человека (7%).

Просмотров работы: 17