Знакомство с легендарной личностью Ермака и его ролью в судьбе родного края

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Знакомство с легендарной личностью Ермака и его ролью в судьбе родного края

Пацкевич Т.Р. 1
1МБОУ "Филипповская ООШ"
Мальцева С.Н. 1
1МБОУ "Филипповская ООШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Второй год обучающиеся нашего класса посещают кружок «Экологическое краеведение». На занятиях мы изучаем историю и природу родного края: знакомимся с литературой в библиотеке (Прил. 1 рис. 1), встречаемся с интересными людьми, находим информацию о достопримечательностях нашего села и района, участвуем в конкурсах. В этом году создали слайд-шоу«Здесь наш дом», виртуальную экскурсию по селу Филипповка Кунгурского муниципального округа Пермского края, провели конкурсы рисунков: «Моя малая родина», «Дом, в котором я живу».Знакомясь с богатой историей родного села, посещая деревню Ермака (Прил. 1 рис. 2), обустроенную в нашем селе рядом с Кунгурской Ледяной пещерой, взбираясь на камень Ермак (Прил. 1 рис. 3) , стали возникать различные вопросы: «Почему в селе есть несколько мест, связанных с Ермаком?», « Ермак был в селе, это просто легенда, или есть какие-то исторические факты, доказательства?». Так начались поиски информации об Ермаке.

Тема исследования:Знакомство с личностью Ермака и его ролью в судьбе родного края.

Исследование по данной теме необходимо по нескольким причинам: изучение истории, в том числе истории родного края, расширяет и обогащает знания о родных местах, пробуждает интерес и любовь к своей малой родине, ее истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью, для развития познавательного интереса, общей культуры.

Цель исследования: изучение исторических материалов об Ермаке , о его пребывании в наших краях.

Задачи:

Найти и изучить исторические материалы о Ермаке и о егопребывании в наших краях.

Посетить музей в городе Чусовой.

Посетить экскурсию «Деревня Ермака» в селе Филипповка.

Изучить внутреннее убранство избы и экспонаты музея.

Подготовить и провести для одноклассников фрагмент экскурсии на территории парка «Деревня Ермака».

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников о Ермаке.

2.Прослушивание этнографической экскурсии на территории парка.

3. Изучение экспонатов в «Избе Ермака», знакомство с новыми предметами народного быта, устройством русской избы.

4.Учебная поездка в г. Чусовой с посещением «Этнографического парка истории реки Чусовой».

Глава 1. Краткие сведения о Ермаке.

С походом Ермака связано много тайн, загадок. Историки до сих пор не имеют единого мнения относительно точной даты и места начала похода, и особенно того, кем был Ермак Тимофеевич, и кто являлся настоящим инициатором похода. Во всех этих вопросах много версий, различных мнений. Однако, один факт остается бесспорным – поход Ермака был одним из самых важных событий истории Прикамья и всей России. Мы не знаем, кем именно был Ермак Тимофеевич. Возможно, он был из донских казаков или волжских казаков, а может быть из казаков с реки Яик. Высказывались даже предположения, что Ермак был из Строгановских владений, как пермских, так и сольвычегодских. В настоящее время чаще всего встречается мнение, что Ермак был все-таки из волжских казаков. Немало сложностей вызывает и вопрос времени и места начала похода. В разные времена исследователями называлось несколько версий даты начала похода – 1 сентября 1579, 1580, 1581 и 1582 года. Во многих книгах по истории принята даже двойная датировка 1581 (1582) год. Путаница в датах начала похода во многом объясняется различными датировками в летописях. Сибирская, Есиповская, Строгановская, Ремезовская летописи по разному описывают поход Ермака. Известно, что в Кунгурской Ремезовской летописи даже описывается история, о том, как Ермак перепутал и вместо реки Чусовой ушел по реке Сылве. Когда войска Ермака уже достигли Кунгура 25 сентября, и ошибка стала очевидной, возвращаться было поздно, и дружине Ермака пришлось зимовать на вершине Кунгурской горы, где, судя по описанию летописи Ремезова, они срубили деревянную крепость. Эту легенду впервые записал и переработал Семен Ремезов в 1703 году прочно закрепилось в народной памяти. 1 сентября 1581 (1582) года Ермак вместе со своей дружиной отправился на покорение Сибири. Точно неизвестно, сколько человек было в дружине Ермака. Называются различные цифры: 500 (540), 600, 800 и более.

Глава 2. Изучение исторических материалов о пребывании Ермака в наших краях.

Согласно многочисленным легендам, именно на берегу реки Сылвы, в районе современного села Филипповка, в 1580-1581 гг. на пути в Сибирь вынужден был зимовать атаман Ермак с частью своей дружины. Одним из важнейших источников, подтверждающих зимовку Ермака в районе современного Кунгура, является первый труд по истории Сибири – «Летопись Сибирская краткая Кунгурская» С.У. Ремезова. В нем говориться, что поздней осенью 1578 г. из Орла-городка Ермак со своей дружиной спустился по Каме до устья Чусовой и «сентября 26 дня обмишенился, не попали по Чусовой в Сибирь, и погребли по Сылве вверх, и в заморозь дошли до урочища, Ермакова городище ныне слывет. И идучи, у жителей обирали хлебы и запасы, и тут зимовали, вогулич воевали и обогатели»4. В летописи говорится также о том, что Ермаком была построена первая православная часовня на Сылве. В описании церквей и приходов Кунгурского уезда читаем: «…среди кунгурцев

4Ремезов С. У. Краткая Сибирская летопись / Кунгурская СО. 154 рис. СПб., 1880

местность на Ледяной горе с валом и рвом по сие время называется « Ермаково городище»3. Относительно пребывания Ермака с дружиною на реке Сылве сибирский историк Миллер пишет, «что Ермак своротил в реку Сылву 26 сентября 1578 г». То место, где он зимовал на Сылве и по ныне называется Ермаково городище. «Весною, когда Ермак назад поехал, то многие казаки получили позволение на том месте, где зимовали, остаться и там завесть непременные свои жительства».1Войска Ермака достигли Кунгура 25 сентября, их ошибка стала очевидной, возвращаться было поздно, и дружине Ермака пришлось зимовать на вершине Кунгурской горы, так описано в летописи Ремезова.4

Глава 3. Практическая часть.

Для более расширенного знакомства с событиями похода дружины Ермака, личностью самого атамана, с изучением уральского быта, семейных традиций была предпринята поездка в г. Чусовой на территорию этнографического парка истории реки Чусовой (Прил. 1, рис. 4), а также посещение экскурсии «Деревня Ермака» в селе Филипповка. (Прил. 1, рис. 5)

3.1. Посещениеэтнографического парка истории реки Чусовой.

Мы посетили парк и музей Ермака. (Прил. 1, рис. 6)Из рассказа экскурсовода Захваткиной Тамары Павловны узнали, что атаман Ермак в 16 веке пошел в поход на Сибирь, а произошло это 1 сентября 1581(82)г. Поход начался из Нижне - Чусовских городков, в 1585 г Ермак погиб под городом Тобольском на реке Иртыш. Его могилы не существует. Две кольчужки, подаренные царем, утянули его на дно Иртыша. Вот здесь пушечка 16 века в натуральную величину.(Прил. 1, рис. 7). Вот первая картина- это то грандиозное сражение на Иртыше, когда Ермак тогда изначально пошел

1Елтышева Л.Ю. Легенды и были о Ермаке // Муниципальный архив в современном информационном пространстве. Орда, 2008 с. 41 – 474

3Пономарев П.П. «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии)

в поход числом воинов 540, одолел хана Кучума, хотя войско его было в десятки раз больше. У казаков было огнестрельное оружие (Прил. 1, рис. 8).Они передвигались по реке Чусовая. Это - самая древняя река, единственная река, которая пересекая Европу и Азию, протекает через Челябинскую, Свердловскую областии наш Пермский край.

1 сентября 1581(82) года было погружено снаряжение на струги, купленное на средства богатых купцов. По осенней воде они двинулись в путь. На стругах на лафетах устанавливались небольшие пушки и с лодок стреляли по неприятелю, который находился на берегу. Ещё у них было оружие, которое называлось куливрина для ведения ближнего боя. На нем был зуб, которым зацепляли за плечо, а второй человек стоял позади, наводил и поджигал запал. Также у них было оружие, называемое кистень (ручка с цепью и булавой), потому что надевалась на кисть, как современная лыжная палка(Прил. 1, рис. 9) Защитой для воинов служили кольчуги, которые весили до 18 кг и шлемы от трех до пяти килограммов. Также к боевому оружию относились боевые топоры, секиры, копья.В походы ходили под знаменами, которые назывались хоругви.

Музею черными копателями было подарено настоящее пушечное ядро времен атамана Ермака 16 век, подлинность подтверждена спектральными анализами (Прил. 1, рис. 10)

3.2. Посещение тематического парка в селе Филипповка « Деревня Ермака». Изучение интерьера русской избы.

На территории парка размещены две стилизованные избушки, скамьи, «Ладья Ермака» (Прил. 1, рис. 11), декоративные ворота с частоколом (Прил. 1, рис. 12), детская площадка. Главным объектом парка является « Изба Ермака» (Прил. 1, рис. 13).Во время экскурсии по территории парка мы снова услышали информацию о Ермаке. Согласно многочисленным источникам, на берегу реки Сылва (в районе современного села Филипповка) в 1580- 1581гг. по пути в Сибирь знаменитый атаман Ермак с частью своей дружины вынужден был зазимовать. Над старым входом в пещеру на поверхности Ледяной горы есть археологический памятник Ермаково городище, на берегу реки Сылва -Камень Ермак, в Сергинском поселении река Ермак. Ряд источников сообщает, что именно от Ермакова войска начинается колонизация кунгурских земель русскими: на пути следования в Сибирь Ермак устраивал на защищенных природой местах острожки и крепости и оставлял на них по небольшому числу ратников, чтобы, в случае возвращения назад, пройденный путь был свободен.«После зимовья Ермак отправился обратно к Строгановым, так как многие из пришедших с нимразбежались, а другие на том зимовье при реке Сылве жить остались». Во время экскурсии по парку мы посетили старинную русскую избу и познакомились с бытом наших предков. Там мы узнали много интересной, не знакомой информации. Интерьер русской избы был очень прост. Почти одну четвертую часть избы занимала русская печь.На уровне лежанки печи до следующей стены под потолком были палати. По периметру были прибиты широкие лавки, под которыми стояли короба и сундуки. Так же были прибиты деревянные полочки, на которых стояли предметы домашней необходимости. К матице крепилась люлька, в которой лежал младенец. В районе красного угла стоял обеденный стол, и мог стоять небольшой стол в углу хозяина, там же- его инструменты. К печке всегда относились с большим уважением. Возле печи нельзя было ссориться и ругаться. А плюнуть на очаг считалось большим грехом. Раньше, когда славяне уезжали в дальнюю дорогу вместе с горстью земли, брали шепотку золы из родного очага.2А почему такое трепетное отношение к печи? Без печки зимой всё бы замерзло. В печи еду не варят, а томят часа2-3, поэтому супы получались желтыми, наваристыми и очень вкусными! А хлеб- то какой был - пушистый, душистый и румяный. На печи просушивали ягоды, грибы, одежду.Это место считалось почетным, здесь спали старики и маленькие дети. Дети постарше и молодые спали на полатях, а остальные члены семьи, в том числе и хозяева - на широких лавках, головой к

2Козлова Н.Н., Наумкин Д.В., Морозова С.В. КЛП ООО Кунгурская типография, 2016 - 194 с.

красному углу. Спать ногами к иконам считалось большим грехом. Печь лечила. При простудных болезнях, например, при кашле человека натирали жиром, он пропотеет на печке и через три часа становилось ему уже легче.

По диагонали от двери в переднем правом углу всегда находился красный

угол(святой, почетный). Красный - красивый. Святой - стоят иконы.

Почетный- в углу сидели почтенные люди. Во главе стола сидел хозяин, с правой стороны садился старший сын, слева младший и так по убывающей. Дочери сидели с краю, а хозяюшки вообще не садились за стол. Их место было у печи: подать, убрать и принести, там же они иели.

3.3. экскурсия по деревенской избе в «Деревне Ермака»

Получив много интересной информации, было принято решение, подготовить и провести фрагмент экскурсии по деревенской избе для одноклассников. Для этого была организована ещё одна встреча с экскурсоводом Реент Аллой Васильевной (Прил. 1 , рис. 14)для уточнения и согласования текста подготовленного фрагмента экскурсии по избе(Прил. 2.Видеофрагмент экскурсии). Позднее, кроме рассказа и показа во время посещения избы, ребята смогли сами покачать люльку, поставить ухватом чугун в печь, оценить тяжесть старинных утюгов. Всем экскурсия очень понравилась.

Заключение

В ходе работы при изучении исторических материалов было получено много интересной информации о легендарном человеке Ермаке Тимофеевиче- казачьем атамане,историческом завоевателе Сибири для Русского государства5, о фактах, подтверждающих пребывание Ермакана территории нашего села. Сложилось мнение, что это не легенды, а реально описанные события. Во многих разных источниках есть подтверждение присутствия Ермака с войском на территории нашего села. Во время посещения экскурсии в г. Чусовой мы смогли ближе познакомиться с нашим героем, увидели его одежду, орудия, прикоснулись к ним.Когда мы получили столько новых сведений и рассказали другим об этом человеке, то у нас ещё появились вопросы. В дальнейшем хочется продолжить работу с архивными документами и найти дополнительные факты присутствия Ермака на нашей земле.

5https://ru.wikipedia.org/wiki/Ермак-Тимофеевич.

Библиографический список

1. Елтышева Л.Ю. Легенды и были о Ермаке // Муниципальный архив в современном информационном пространстве. Орда, 2008 с. 41 – 47

2. Козлова Н.Н., Наумкин Д.В., Морозова С.В. КЛП ООО Кунгурская типография, 2016 - 194 с.

3. Пономарев П.П. «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии).

4. Ремезов С. У. Краткая Сибирская летопись / Кунгурская СО. 154 рис. СПб., 1880

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ермак-Тимофеевич.

Приложение 1

Рис. 1В библиотеке села Филипповка

Рис. 2 В «Деревне Ермака»

Рис. 3 На камне Ермак

Рис. 4 В этнографическом парке истории реки Чусовой

Рис. 5 Экскурсия в «Деревне Ермака»

Рис. 6 Музей Ермака

Рис. 7 Пушечка 16 века в натуральную величину

Рис. 8 Огнестрельное орудие.

Рис. 9 Орудие. Куливрина и кистень.

Рис. 10Пушечное ядро времен атамана Ермака, 16 век

Рис. 11 Ладья в «Деревне Ермака»

Рис. 12 Декоративные ворота с частоколом

Рис. 13 Изба Ермака

Рис. 14 Встреча с экскурсоводом Реент Аллой Васильевной

Приложение 2

Видеофрагмент экскурсии « В избе Ермака»

https://vk.com/video400395383_456239020

Просмотров работы: 11