Введение
История – это, прежде всего память.
Народ, позабывший свою историю, язык,
теряет свои корни, теряет человеческий
облик, превращается в жалкого раба.
К. Ясперс
С чего начинается Родина… Этот вопрос может показаться несовременным. Но понятие Родина современно всегда. На вопрос - что такое Родина мои друзья отвечали по-разному, больше с юмором. Родители серьёзнее отнеслись к этой проблеме и отвечали очень патриотично как в кино.
Свой путь в большую жизнь мы начинаем со своей маленькой Родины. Именно поэтому знать историю своего родного края является не только обязательным знанием, но и священным долгом. Незнание истории своего родного уголочка, по-моему, просто неуважение к самой истории.
Вопросом об истории и традициях нашего села я заинтересовался, когда вдруг при подготовке к уроку истории прочитал архивные материалы и увидел там имя Максют Мурзекеев. Возможно это мой предок, подумал я в то время. И у меня возникло желание узнать как можно больше об истории происхождения своей маленькой Родины, обычаях и традициях своих предков. Мне захотелось составить свою родословную. Так как всё своё детство я провел со своей бабушкой, то решил начать с нее. Моя бабушка Клара. Ее девичья фамилия Максютова. Я часто приставал к ней с вопросом о том, откуда появилась эта фамилия. Она мне много чего рассказала: о своих предках до седьмого поколения, о возникновении нашего населенного пункта, о его жителях, их быте и культуре.
Также очень помогли рассказы старожилов о нашем селе, его границах, архивные материалы, а также материалы с сайта государственного архива Республики Башкортостан.
Актуальность исследования не вызывает сомнения, так как история села Трунтаишево – это история нашей жизни, нашей культуры. К сожалению, в наше время, когда утрачены некоторые культурные ценности, этот вопрос интересует лишь единицы и стоит крайне остро.
Для изучения истории своего села и составления своей родословной я поставил перед собой следующие цели:
Изучение истории возникновения села.
Упорядочить факты известные и малоизвестные нам.
Познакомиться с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни.
Для достижения поставленных целей я решал задачи:
Способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края.
Доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта
Заинтересовать учащихся заниматься исследовательско - краеведческой работой.
Способствовать поднятию престижа села.
Раздел I. История села
1. Географическое название села Трунтаишево (топоним)
У каждого названия есть своя история, которая не может не интересовать людей. Так же и наше село.
Трунтаиш (сокращенное название села Трунтаишево) - это название состоит из двух древнетюркских слов.
Т урумтай - это птица пустельга из семейства соколиных. В природе существует два вида пустельги: обыкновенная, гнездующая в редколесы, её можно встретить повсюду, и степная, гнездование которой установлено в Зауралье и степи. Так вот гнездование обыкновенной пустельги можно встретить и у нас по сей день. А раньше явление это было не из редких, т.к. местность была болотистая и проросшая лесами.
Вторая часть названия - это слово «иш», в тюркских языках означает: чета, ровня, товарищ, друг; одинаковый, подобный. Отсюда название населённого пункта восходит семантически к «друг, товарищ пустельги; наподобие пустельги». В переносном смысле: «шустрый, юркий, быстрый, изворотливый как пустельга и хитрый, увертливый, ловкий как пустельга».
Что касается искажения имени Турумтаиш - Трунтаиш, то это легко объяснимо: все имена с течением времени подвергаются разнообразным трансформациям, изменяют свой фонетический облик, перегласовываются или теряют внутреннюю форму.
2. История образования села Трунтаишево по архивным документам
Документально тептярское село Трунтаишево (Мясей) при одноименной речке было основано ясачными татарами, перешедшими затем в тептярское сословие. Они были припущены 30 башкирами Яик-Суби-Минской волости во главе с сотником Идрисом Муашевым, исполняющим старшинскую должность Якшембетом Бикташевым и бывшим сотником Аккулаем Бикташевым по договорному письму 1760 г. с условием \"платежа на год с каждого из 15 дворов по 15-ти коп. и (выполнения) общей с ними подводной гоньбы\". Переселенцы указали и причины их переезда на вотчину яиксубиминцев: в местах их бывшего жительства \"в хлебопашестве, коего по посеву хлеба ничего не родится\", \"лесом и землею недостаточно\", а также \"от столбовой дороги в стороне верстах в 60-ти\". \"А нынешнее де жительство, куды сотником Идрисом Муашевым с товарыщи к житью припущены, состоит на самой к городу Оренбургу Ново-Московской проезжей дороги\". Чтобы \"как бы не приттить в не состояние и неотстать бы и платежей подлежащего в казну ясака\", взяли по договору у башкир \"вотчинную способную к житью и к домашнему... извороту землю по следующем межам\" - \"первая с вершины речки Туран-Таиш до колка Киевбири, а от Киевбири до колка Утусатарбак, от Утусатарбаку до колка Игимета, от Игимета до колка Агыч-Кыргана, от Агыч-Кыргана до речки Булат-Субы, от Булат-Суба до речки Иткини-Каран, по правой стороне Иткини-Каран внис до устья, от того устья до речки Салтана-Каран, по обе стороны с сенными лугами, а от тех вверх по речке Турум по правую сторону степь, где де воля скоту ходить; есть ли де в вышеписанных межах к довольствию лесу будет недостаточно, то довольствоваться из-за речки Курсаку из состоящих за оною колков, называемых Илбахтина, Аю, Кургусы и Юмашева, в чем они и спорить не будут\".
Сюда были припущены следующие ясачные татары из Билярской волости Казанской дороги: бывший их старшина Максют Мурзекеев, из команды старшины Минея Бикбовова д. Яняковой - Масей Мурзин, Шарипкул Илкин, Мухмет и Ермухамет Юзеевы, Ибрай Ишкинин, Ибрай Тохторов; д. Моисеевой - Рыкай Биганов, Мясей Юсупов, Шарип Юлдашев, Абдулкарим Алмекеев; д. Бюляровой - Хозямкул и Рафик Кулметевы, Искендер Халилов, Уразмет Юсупов; д. Тузанабиковой - Алмекей Ишметев, Ишеней Бикметов; д. Маткауштамак - Тимеркай и Умир Ирмекеевы, Еркей Досаев; д. Бикбуловой - мулла Асан Альмухаметов, Суюндук Токбаев; д. Таировой - Чюнай Такаев, Кияз Ибраев; д. Псеевой - Тляммет Аблаев.
Из перечисленных имен становится ясным и второе название деревни - Мясей. Из двух жителей по имени Мясей один из них имеет прямое отношение к имени села.
В 1783 г. было 322, в 1795 г. - 452 тептяря, 4 башкира, в 1816 г. - 762, в 1834 г. - 1096, в 1859 г. - 1732, в 1870 г. 1712 (2 мечети, конфессиональная школа, почта, 6 мельниц), в 1920 г. - 3674 тептяря при 718 дворах.
Сегодня село Трунтаишево - одно из больших по численности населения село Альшеевского района Республики Башкортостан, расположенное в восемнадцати километрах от посёлка Раевский. По данным переписи 2002 года в нём насчитывалось 1327 жителей, по данным переписи 2010 года – 1761 житель.
3. История образования села Трунтаишево со слов старожилов
В школьном краеведческом музее «Летопись» имеется материал, записанный со слов старожилов. Согласно этих документов, «первым поселением нашего местечка был башкир-кочевник по имени Аклай, к нему в работники нанялся чувашин по имени Масей. До заселения людьми все территория была покрыта лесным массивом, кустарником и водными объектами (мелкими речками, родниками). Землёй, простиравшейся до речки Курсак (нынешние деревни Хрустали и Сараево) с одной стороны и до речки Тюлянь с другой стороны владели Аклай и переселенец из Татарстана Альшей. Когда землемеры разграничили землю, то площадь со стороны р. Курсак осталась прежнему хозяину, а земли со стороны р. Тюлянь осталась русскому боярину Мировому. В начале 1500 года из деревни Ярмунча к Аклаю нанимаются три старика в работники. Звали их Ырсай, Арыслан и Тимеркай. В настоящее время одна часть села ведёт родословную от Ырсая, другая часть - от Тимеркая (районы большой школы), а между ними расположились предки Арслана (центральная часть). Вот как выглядит родословная Арыслана: сын Арслана - Утяул, сын Утяула - Гаиса; сын Гайсы - Амир, сын Амира - Муртаза, сын Муртазы - Сагит, сын Сагита - Ильяс, сын Ильяса - Газиз. А родословная Ырсая выглядит так: Ырсай – Умеркай – Андучи – Ибрагим – Шигабутдин – Бадретдин – Абдулла – Венер – Мурат – Булат.»
Внимательно изучив материал, найденный в архиве по истории нашего села Трунтаишево, и, перелистав материалы школьного краеведческого музея по истории образования нашего села, я начал исследовательскую работу. Мне стало интересно, где же указанные в архивной статье границы села Трунтаишево (Мясей). Тут мне помогла старшая сестра. Она поделилась материалом, который записала во время встречи со старожилами села Трунтаишево, а также сделанными фотографиями: Хакима эби (бабушка 104-летнего возраста, проживавшая в с. Каран), Анвар абый (старожил с. Трунтаишево, проживавший в с. Каран, см. приложение 1).
Вот что записано по рассказу Саитбатталовой Хакимы Низаметдиновны. Родилась она в с. Мясей в 1906 году в семье крестьянина Низаметдина. «Отец умер, когда мне было всего 1,5 года. Мать вышла замуж, а у ее нового мужа были дети. Сначала я переехала вместе с матерью к ним, но спустя некоторое время отчим невзлюбил меня. Тогда мне пришлось переехать к дедушке с бабушкой. Они меня вырастили», - вспоминает Хакима эби.
Хакима эби была по ее словам очень трудолюбивой. Еще в 7-летнем возрасте ей приходилось пасти гусей. Соседи тоже просили присматривать за своими гусями.
4 года она проучилась в медресе. Во время учебы они выступали со спектаклями. Для хорошего выступления нужно было много репетировать, разучивать песен. Учеба и жизнь была веселой, несмотря на все трудности жизни. Училась Хакима эби хорошо, за отличные успехи в учебе ее хвалили и дали отрез ситца на платье. А это было в то время богатым подарком.
Трудности не испытывали и в годы революции. Про революцию слышали, но до нашей деревни она не дошла.
Замуж Хакима эби вышла в 1926 году. С мужем Басыром они зарегистрировали свой брак в ЗАГСе. Муж ушел одним из первых на войну, а Хакима эби осталась с 5-ю детьми.
«А как на вашу жизнь повлияла гражданская война?» - спросили мы. Оказывается, гражданская война коснулась и деревни. Были перестрелки, во время которых девушки укрывались в погребах.
Мужу Хакимы эби – Басыру не нравилось жить в с. Мясей. Он мечтал куда-нибудь переехать. И вот осенью 1926 года, собрав урожай, они вместе поехали к баю на заработки. Проработав 1,5 месяца у бая, они заработали 33 рубля, на 30 из которых купили корову, а 3 рубля оставались на прочие нужды. Так Хакима эби вместе с мужем завели личное хозяйство.
Вместе со своим другом Галимуллой муж Хакимы эби Басыр поехали в сторону реки Каран, посмотреть на местность вдоль этой реки. Та местность очень им понравилась, вокруг были густые леса, горы, родники, протекала речка. Так 2 семьи – семья Басыра и его друга Галимуллы – переехали из с. Мясей. Хакима эби знала эти места еще с детства. Они вместе с бабушкой и дедушкой убирали урожай на полях, расположенных вдоль реки Каран. Но было не все так просто. Сначала пришлось добывать из горы камни, чтобы построить сарай для коровы. Когда сарай был готов, разобрали в с. Мясей дом и перевезли его на новое место. Это был 1928 год. Тогда земли, которые облюбовали Басыр со своим другом, принадлежали с. Мясей. Со временем деревня начала расти, сюда перебирались и другие семьи. Перед войной разросшаяся деревня получила название Каран по одноименной речке, вдоль которой она расположилась. Деревню окружали густые леса с фруктовыми и плодовыми деревьями.
Земли, принадлежавшие с. Мясей были действительно очень красивыми. Люди косили сено, сеяли пшеницу, рожь, собирали урожай. Летом собирали ягоды, пасли скот. Дети играли на полях и лугах, на опушках лесов. Наш односельчанин Муршид Хайбуллович Баянов – бывший учитель – написал стихи о красоте природы этих мест.
Туган ягым!
Кечкәй кошчык каен бишегендә
Ничек өзелеп назлый баласын.
Әни, син дә минем хыялымда
Шул кошчыктай булып каласың.
Иртүк кояш белән бергә торып,
Урагыңны салып иңеңә,
Киткәнсең син иген басуына
Үзең белән алып мине дә...
Шунда тыңлап үстем тургай моңын,
Тыңладым да җилнең җырларын.
Шуңа, ахры, мәңге оныта алмам
Солтанайның сихри кырларын.
Әле булса һаман гел исемдә
Солтанаем, салам бишегем,
Чәчләремә чаллар төшсәләр дә,
Әле һаман бала сыман мин.
Смысл этого стихотворения заключается в следующем. Вставая рано утром, взяв серп, мама вместе со своим сыном (Муршидом) отправляется в поле на работу. “Я вырос, слушая песни птиц, песни ветра” – пишет автор стиха. “Никогда я не забуду красоту тех мест. Даже когда у меня на висках седина, я как будто все еще ребенок, гуляющий по просторам Солтаная”
Раздел II. Родословная
1. Родословная Максютовых
В истории возникновения нашего села написано, что одним из основателей нашего села был Максют Мурзекеев. Возможно это мой предок, подумал я в то время. И у меня возникло желание узнать как можно больше об истории происхождения своей фамилии, своего рода – своей маленькой Родины. Мне захотелось составить свою родословную.
Работу по составлению шежере я начал с рассказов своей бабушки. Моя бабушка Клара. Ее девичья фамилия Максютова. Она мне много чего рассказала: о своих предках до седьмого поколения, о возникновении нашего населенного пункта, о его жителях, их быте и культуре.
Расспросив у бабушки об истории происхождения своей фамилии, я выяснил, что действительно мой предок был Максютом. Только бабушка назвала год его рождения примерно 1825. Она рассказывала все, что узнала из воспоминаний своего отца и матери. В итоге у меня получилась такая родословная: Максют (≈1825 год рождения) – Мефтахетдин – Мирзадан – Шарфизинан – Клара – Рустям – Ильдар. Но фамилия Максютовы очень распространена в Башкирии, поэтому мне хотелось выяснить, действительно ли Максют Мурзекеев – это мой предок, или наша фамилия и имя Максют – это просто совпадение.
Мама же мне рассказала, что в Интернете, на сайте государственного исторического архива Республики Башкортостан размещены ревизские сказки (это материалы переписей разных лет) по нашему селу Трунтаишево. Сначала просмотрели ревизские сказки 1795 года, т.к. история образования нашего села относится к 1761 году. Селу в 2021 году исполнится 260 лет. На первой же странице под № 1 мы увидели имя Максют Мурзекеев, его сын Сулейман. Просматривая и сопоставляя ревизские сказки 1795, 1811, 1816, 1834 и 1859 годов (см. в приложении 1), мы восстановили свою родословную. Она получилась довольно богатой: Максют (1728 год рождения) – Сулейман (1759 г.р.) – Абдульзелиль (1788 г.р.) – Мефтахетдин (1825 г.р.) – Мирзаян (1848 г.р.) – Шарфизинан (1906 г.р.) – Клара (1939 г.р.) – Рустям (1966 г.р.) – Ильдар (2006 г.р.). Моя родословная состоит из 9 поколений, а если учесть еще и племянниц по линии отца – то 11 поколений (приложение 2).
Также я многое узнал о каждом своем предке, входящем в родословную. Максют Мурзекеев – один из основателей села Трунтаишево «из Билярской волости Казанской дороги, старшина». Один из сыновей Максюта – Сулейман, сын Сулеймана – Абдульзелиль. Сын Абдульзелиля – Мефтахетдин. От бабушки я узнал, что он в 3 года остался сиротой, и на воспитание Мефтахетдина взял мулла из с. Тукай (ныне Стерлитамакского района). В с. Тукай случился большой пожар, сгорело почти 70 дворов. В том числе и двор Мефтахетдина. Тогда он вернулся в родную деревню – Мясей (ему тогда было около 30 лет). Сын Мефтахетдина – Мирзаян (в некоторых документах – Мирзадан). Он был указным муллой.
Сын Мирзадана – Шарфизинан – это наш прадедушка (1906 г.р. ). Он тоже был муллой. Наш прадедушка Шарфизинан – участник Великой Отечественной войны. Он прошел войну до самого Берлина. Его призвали на фронт одним из самых первых. Вместе со своими тремя братьями отправились они на фронт, но вот вернуться посчастливилось только моему прадедушке. В 1943 году, получив ранение, прадедушка приезжал в отпуск к своей семье. Односельчане расспрашивали не виделся ли он с кем-нибудь из из родственников. Таких встреч он не помнил. Вернулся прадед с войны только в 1946 году, спустя полгода после ее окончания. Он прожил до 2000 года (до 94 лет).
Дочь Шарфизинана – Клара - это наша бабушка. Она родилась в 1939 году. Всего в возрасте почти 2-х лет ей пришлось испытать все тяготы войны. Отца призвали на фронт. Она осталась вместе с матерью и своим старшим братом дома. Старшему брату Табрису было всего 7 лет, но он был вынужден трудиться в колхозе. Когда закончилась война моей бабушке было 7 лет. Она рассказывает, что хорошо помнит, как ее отец – наш прадед вернулся с фронта. «Я знала, что это мой отец, но боялась или стеснялась подойти к нему. Сразу же спряталась под стол,» - рассказывает бабушка. Ей посчастливилось получить полноценное образование. 7 классов она окончила в своей родной школе с. Трунтаишево. В 8 класс поступила в Раевскую школу (райцентр). Затем поступила в кооперативный техникум и с отличием окончила его. Всю свою жизнь Клара Шарфизинановна проработала заведующей складом сельского райпо. В 1965 году вышла замуж за односельчанина Масгута Нугумановича. В 1966 году у них в семье появился первенец – сын Рустям – мой отец. В 1967 году – второй сын – Радик. Жили они дружно, но вдруг нежданно нагрянула беда. Муж скончался от тяжелой болезни. Клара Шарфизинановна с двумя детьми на руках и одной еще неродившейся дочерью осталась одна. Но горе не сломило ее. Вместе со своими родителями она подняла на ноги двух сыновей и дочь. Дала им образование. В настоящее время бабушка проживает вместе с нами.
Сын Клары – Рустям – мой отец. Он родился в 1966 году. Окончил Трунтаишевскую среднюю школу, отслужил в рядах вооруженных сил ракетчиком, затем поступил в Уфимский автодорожный техникум, успешно окончил его. Свою трудовую деятельность начал в колхозе им. Тедльмана автомехаником. В 1995 году женился. В 1996 году у них родилась первая дочь – Гульнара, в 1997 году – вторая дочь – Юлия, а в 2006 году – сын Ильдар – это я. В настоящее время у нас счастливая, дружная семья. Мы проживаем в с. Трунтаишево Альшеевского района Республики Башкортостан. Я учусь в 8-м классе средней школы с. Трунтаишево, очень интересуюсь историей.
Заключение
Вопросы, затронутые в работе, всегда меня интересовали: происхождении моего родного села, обычаи и быт народа, который живет на его территории… В ходе своих исследований мне пришлось изучить материал, собранный со слов старожилов, которые хранит много ценной информации. Мне удалось восстановить границы нашего села, а также запечатлеть их. Ведь люди не вечны, если они не смогут передать своим потомкам то, что знают сами, и то, что получили от своих родителей, невозможно будет восстановить истинную историю родного края. А, не зная истории родного края, маленького уголка планеты, нельзя говорить об истории страны в целом.
На этом моя работа над изучением истории села не заканчивается, предстоит еще многое изучить, проверить, сопоставить. Возможно, что удастся найти потомков Масея, которые живы в настоящее время, и создать полную родословную своего села.
Список использованной литературы.
А.З. Асфандияров «История сел и деревень Башкирской ССР», Уфа Башкирское книжное издательство. Книга первая.
Интернет, сайт государственного исторического архива Республики Башкортостан.
Материалы школьного краеведческого музея (документы, фотографии).
Приложение 1
А нвар абый показал бывшие границы с. Трунтаишево.
«… до колка Агыч-Кыргана»
«… от тех вверх по речке Турум по правую сторону степь, где де воля скоту ходить»
«… до колка Игимета»
«…от Агыч-Кыргана до речки Булат-Субы»
«…от Булат-Суба до речки Иткини-Каран»
«… по правой стороне Иткини- Каран внис до устья»
Устье речки Иткини-Каран
«…от того устья до речки Салтана-Каран, по обе стороны с сенными лугами…»
«…вершина речки Туран-Таиш»
"первая с вершины речки Туран-Таиш до колка Киевбири»
«…от Киевбири до колка Утусатарбак»
«…от Утусатарбаку до колка Игимета»
Приложение 2