Культура казачьей семьи. Традиции воспитания

XII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура казачьей семьи. Традиции воспитания

Драковцова Е.А. 1
1МБОУ СОШ №1им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

В последнее время в нашей жизни происходят сложные, противоречивые события: молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий “человеческий капитал”, ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение, перестают соблюдаться традиции.

Традиции – это передача духовных ценностей от поколения к поколению; от отца к сыну, от старшего к младшему.

Актуальность. В настоящее время вновь возрос интерес к казачеству: истории, воспитании, культуре, традициям.Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой нашего региона. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в школьном возрасте. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков. Это наша история, наша культура.

Цель работы – выявление особенностей и ценностей традиций воспитания и своеобразие культуры казачьей семьи.

Задачи: Изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу, интернет-ресурсы; Собрать интересные сведения об образовании, воспитании, традициях казаков; Проследить основные традиции казачьих семей; Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребенка; Выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки; Узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье.

Гипотеза: возрождение культурных и семейных традиций казачества, как основа духовно-нравственного Патриотического воспитания подрастающего поколения.

Методы работы:

1. анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.

2. изучение сведений и фактов из истории казачества, (данные Староминской библиотеки, Интернет ресурсы)

Культура казачьей семьи.

Казачья ментальность складывалась веками. Казаки и их предки почти всегда жили в экстремальных условиях, когда без братства, без взаимопомощи выжить было невозможно. Оптимальным являлся и обычай самоорганизации. Семья в казачьей среде всегда считалась высшей ценностью, святыней. Никто не имел права вмешиваться в жизнь семьи без просьбы. Семья – основа казачьего общества. Представители старшего поколения рассказывают, что были распространены большие семьи, состоявших из трех и редко четырех поколений.

Характерная особенность казачьей души – потребность проявить доброту и услугу вообще, отмечает в своей статье А.В. Сафронов, председатель Союза казачьих журналистов Сибири и Дальнего Востока, главный редактор журнала «Казачье Братство». [8] Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему). За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему: считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить. Отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле». Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время приема гостей и в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших. В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку. Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также учили свое потомство уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой. Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство. От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная «холодная» (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу – общественным работам на виду у всей станицы. Сравнительно редко встречались семьи, в которых вместе с женатыми сыновьями жили замужние дочери, т.е. семьи с примаками. Обычно брали в дом зятя те семьи, где не было сына или на него не надеялись в хозяйственном отношении. Положение зятя в доме жены считалось унизительным для мужского достоинства, поэтому в зятья шли лишь в крайних случаях – сироты либо сыновья из бедных многодетных семей. Развитию большой семьи способствовало особое положение казачества и специфический уклад его жизни. Для обработки больших земельных наделов, предоставляемых казакам за службу, необходимы были рабочие руки. Поэтому родители заставляли сыновей жениться до военного призыва. Служба в армии, отвлекавшая казаков от семьи, делала невозможным отделение молодых семей, да и главы больших семей препятствовали дроблению хозяйства. [1]

Таким образом, хочется особо отметить, что культура казачьей семьи самобытная. Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор. (см. приложение1рис.1). Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи.

Казаки к чужим детям относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина. Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

В XVII веке донские казаки постоянно воевали. Жили они в поселениях, называемых юртами. Например, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, Михаил Фёдорович Романов обращался к ним так: «На Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску».

О казаках того времени пишут, что они были горластыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.

Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины пошли от этого. [2]

В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы. «Будь моей женой», - говорил жених парень невесте. «Будь моим мужем», - отвечала она ему. Такое предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Обычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить её от бесчестия. В этом случае, женщина становилась его женой. Но не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.

Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг. Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.

«Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было! [3]

В XVIII столетье роль женщины в казачьих селениях резко возросла. Историк В.Д. Сухоруков связывает это с красотой казачек. Дело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позориться. Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Все они любили наряды и румянились», - писал Сухоруков. В то же время казачки славились сильным характером. Этнограф Г.В, Губарев так характеризовал их: «века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…». Постепенно поговорка «женщину и коня держи в поводу» в казачестве потеряла первоначальный смысл. Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.

В  православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни. В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты. Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.

Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать. Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя». Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов. [4]

2. Семейные традиции и устои.

До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, относительная замкнутость семейного быта. У казаков существовали 3-4-поколенные семьи, численность которых доходила до 25–30 человек. Наряду с большими, были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная и конфессиональная обособленность казачества в XIX веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими даже в начале XX веке. Однако следы брачных союзов казаков с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков».

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи, обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в казачьей семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян. Но большей была и ответственность.

В быту казаков характерны традиции совместного проведения досуга: трапезы после окончания промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования проводились по инициативе войсковой казачьей старшины (руководства хутора, станицы). Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение.

Казаки строго соблюдали старые обычаи. На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир. Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения. Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.). На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене. В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку». (см. приложение 2 рис.1)

Также как и сегодня наиболее значительными православными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска. Начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. [5]

Воспитание казаков.

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крестный отец и крестная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крестного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И крестный отец и крестная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребенка – жить недалеко от крестника (крестницы). Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

После крестин казачку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнет с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть что совершенствовать. Вокруг подрастающего казачка всегда были вещи, являющиеся непременными атрибутами жизни казачьего общества. Вообще, так было принято почти повсеместно: сначала казаченка ставили в трудные (незнакомые ему) условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и потом его навыки прививали, корректировали и вырабатывать необходимые опытные практики. Это оправдывало себя и становилось традицией – нарабатывалась скорость мышления, адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку.

«Определений» было очень много. Были общепринятые, и были родовые (в каждом роду свои). По прошествии года от роду, мальчика назначали к первому причастию. В этом возрасте его первые одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место (хутора или станицы). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом» – где как. Именно там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению. Конечно же, самые первые шаги в обучении и воспитании делались в семье, строились на родовых и товарищеских принципах существования. Весь процесс развития казака строился по спирали. Как спираль, каждый виток в которой – замкнутый цикл, и занимал он строго определенный возрастной период. Следующий круг образования начинался с повторения пройденного, по сути, того же, но на новом качественном, более усложненном уровне. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Прерогатива главной из перечисленных категорий менялась в зависимости от возраста казачка: к примеру, от 7…8 лет до 12 – основное – физическое развитие. Два века назад казак начинал боевые походы с 16 лет. Примерно до 7…8 лет от роду казачек жил на женской половине куреня, тем не менее, такое воспитание никак нельзя назвать однобоким, или женственным; воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. Основным принципом (как и сейчас) служила наглядность и повтор примеров, подаваемых взрослыми. Казачий быт обстоял примерно так. В курене на стене в ножнах висела отцовская (или дедовская) шашка (традиционно передаваемая по наследству). Нагайки вешали у двери. Давались и дидактика: лампас – это символ казака, шашка это казачье оружие – символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ, кресты и медали – заслуженное и признаваемое в сообществе отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

Обязательным элементом служила сказкотерапия по различным темам, но обязательно с подъемом боевого духа, к примеру, о том, как казаки побеждают «ведьм и чудищ несусветных», и как с честью выходят из сложной ситуации. Песни о славе казачьей удали, смекалке и славе, об отличавшихся в походах, битвах. Поговорки из уст старших – обычное дело в распорядке дня. (см. приложение 2 рис.2). Эти элементы каждодневной жизни, безусловно, формировали причастность к своим.

Мужчины постоянно следили за формированием казачка: если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!» У донских казаков вообще заметна тяга к семейно-родовому, станичному укладу жизни (в сравнении с казаками Запорожской Сечи, где главным достоянием служила вольница). Если кто-то вел себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого. Примерно с 8 лет казачка переселяли в мужскую половину куреня, опять проводился обряд в урочище. С этого же времени казачок учился владеть нагайкой. С этого же времени казачка приглашали на «беседы». Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. И, наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!» В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. С этого возраста казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу); так казачонок развивался дальше. С 12 лет казачонка начинали водить на Круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. В этот период взросления его основная задача – смотреть и запоминать. В 16 лет казачка ждало испытание – охота на хищника (волка, кабана, медведя). После успешной охоты получался «матерый казачина». Однако. В данном контексте важно понимать уточнение: «матерый» называли казака только в третьем поколении (если первое и второе поколения выжили в испытаниях и сражениях). Чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Обоснование было нерушимым – родители завещали!

Рождение девочки не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостно и овеяно молитвами, легендами, обычаями. Девочке радовались потому, что она приносила в дом ровное, постоянное душевное тепло, ласку и доброту. Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Но была особо тяжелая работа, которую выполняли только девочки и мальчишки (до семи лет) – нянчить младших. Годовалого брата могла нянчить трехлетняя сестра, а уж пятилетних «нянек» иногда отдавали «в люди» на заработки. Вообще, трудовая жизнь начиналась очень рано. До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей. Казачки отличались опрятностью, трудолюбием, сердечностью. В отсутствие мужчин казачки обрабатывали землю, косили, воспитывали детей. Но когда мужчины были дома, казачки не делали их работу. Дети с раннего возраста приобщались к труду и выполняли посильную работу. Это не исключало игр и веселых праздников. Девочки и пели, и плясали, и учили их этому специально старшие женщины. Но росла девочка с мыслью, что она будущая мать и хозяйка, и этому было подчинено все ее воспитание. Когда девочка становилась девушкой, дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке. Сопровождал свой подарок песенкой про колечко и наставлением, что внучка теперь «не дите, а барышня» и должна вести себя по-другому: «не баловать» — на нее теперь женихи смотрят. Серебряное колечко на левой руке означало, что перед вами девушка, пускай еще не на выданье, но «хваленка». О ней можно думать как о будущей невесте. С момента получения серебряного или оловянного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась ее сватовством.

С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим, за нарушение традиций следовало наказание. Молодежь стыдилась сделать при старике малейшую непристойность, а старец мог не только напомнить об обязанностях, но и наказать, не опасаясь родителей. Самыми гнусными преступлениями считались воровство и обман, а храбрость и целомудрие величайшими добродетелями. Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого были свои обязанности. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими правилами были крепки семьи. Во многих казачьих станицах казаки отдавали 1/3 дохода на бедных, сирот, стариков, школу, церковь. Причем бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей. Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, обучали, как развести огонь в дождь. Матери и бабушки обучали девочек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали уступчивости, ласковости. Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли десять Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество, крепи веру православную – ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою. Моральный кодекс казаков обозначал не только систему правил и норм поведения, но также и волевые качества, эмоции, чувства, связанные с соблюдением благопристойности в поступках и в отношениях между людьми, освященных традициями, обычаями, народным правом. Воспитывали детей в духе любви к отечеству, своему народу, родителям, дружбы и уважения к другим народам.

Поэтому у казаков существовали традиции в воспитании, и очень глубокие:
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. 

2. Учение, доброту, благожелательность.
3. Выработка способности правильно оценивать жизненную ситуацию. 
4. Учение послушанию. Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник.
5. Учение жить своим умом, сочувствовать людям. [6]

4.Влияние старых традиций и современные правила.

Принятие в казаки является правовым актом казачьего Схода (Круга) общины (хутора, станицы, землячества), наделяющим принимаемого казака правами и обязанностями. Человек не казачьего происхождения, изъявивший желание стать казаком, жить по казачьим законам, придерживаться казачьего быта, традиций, обычаев и культуры, исповедующий православную веру, принимается в казачью общину с испытательным сроком от 3 месяцев до 1 года.

За изъявившим желание верстаться в казаки закрепляются решением Атаманского правления три казака поручителя – наставника, которые обязаны изучить с ним за время испытательного срока: обычаи и традиции казачества;  особенности культуры и быта казаков;  основы православного вероисповедания; Кодекс чести казака;  права и обязанности члена казачьей общины. После испытательного срока с ним проводят собеседование Совет стариков и члены Атаманского правления. После положительного заключения Совета стариков и членов Атаманского правления, поручители – наставники представляют его Сходу (Кругу) казачьей общины. Если за изъявившего верстаться в казаки проголосовало более двух третей голосов от присутствующих на Сходе (Круге), он считается поверстанным в казаки. Затем поверстанный в казаки в торжественной обстановке, в присутствии Православного священника принимает присягу на верность Отечеству, Казачеству и Вере Православной, целует Животворящий Крест с распятием и Евангелие*, опускается перед знаменем на левое колено и целует его. Далее Атаман обнажает шашку, а поверстанный в казаки целует лезвие шашки и Атаман объявляет ему, что с этой минуты он является казаком и обладает всеми правами и обязанностями казака, что эти обязанности и права вместе с почетным и достойным званием казака передаются по наследству. Поверстанному в казаки вручается грамота за подписью атамана, заверенная печатью общины, с указанием даты верстания в казаки и названием казачьей общины, к которой он приписан. Председатель Совета стариков произносит напутственное слово о долге перед Господом, Отечеством и Казачеством, а члены общины поздравляют полноправного казака с вступлением в общину. В случае отсутствия Православного священника Присягу принимать в присутствии Атамана и стариков после прочтения молитвы. Схема оформления и выдачи удостоверений казака представлена в (см. приложении 3 рис.1) [7]

Заключение

В заключении своей работы, хочется отметить такой факт, что казачество представляет собой особый социальный пласт со своими особенными чертами  в способах его жизнедеятельности, с особым семейным укладом и культурными традициями, строго регламентированными внутрисемейными и внутриродовыми отношениями. Семейно-бытовые праздники, обряды, традиции отражали быт и занятия казаков, их исторически сложившееся особое привилегированное положение, осознание своей важности в ратных делах и защите государственной власти.

Связь поколений весьма благотворна, так как красота речи, поступков, отношений между людьми не рождаются на пустом месте, они наследуются, развиваются, совершенствуются. Особенно это значимо сейчас, так как наблюдается некоторая потеря исторической памяти. Мы живем в уникальном крае с уникальным разнообразием культур и традиций.

Мы, поколение 21 века, должны сохранить и передать нашим потомкам те традиции и культуру, которую нам оставили наши предки.

Все сказанное свидетельствует о важной роли приобщения к казачьей культуре в формировании мировоззрения современного гражданина, воспитания у него чувства собственного достоинства, гордости за свою отчизну, ее историю, веры в ее будущее.

Целью моей исследовательской работы было:выявление особенностей и ценностей традиций воспитания и своеобразие культуры казачьей семьи. Цель была достигнута с помощью поставленных задач.

Практическая значимостьданной работы заключается в том, что в нашей школе был открыт кадетский класс казачьей направленности, разработаны программы патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Список использованной литературы 

Статьи:

1. Арсеньев, Н.Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал-1993,№12.-с. 4-9.

2. Блазнин, В. Дочушка, хваленка, невеста // Областные вести -2008.-24 – 30 октября (№42)-с.15.

3. Гомулов, В.И., Супрун, В.И. Усть – Медведицкий округ: демографический и историко – географический справочник (XVIII – первая треть XX вв.)//Волгоград. Издательство ВГАПК РО.2008.-188с.

4.Ерохин И.Ю. Современное казачество и государство. Монография. Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания.2013

5.Лукаш С.Н. Феномен казачества как культурно-воспитательный идеал. Статья.2009

Источники:

6. Панкеев, И. Обычаи и традиции русского народа.-2-е издание испр.//М.: Олма – Пресс, 1999 – 542 с.

7. Попов, В.П. История Российского казачества: учебное пособие.//Волгоград, 2009.-278 с.

Электронные ресурсы

8. Сафронов А.В. председатель Союза казачьих журналистов Сибири и Дальнего Востока, главный редактор журнала «Казачье Братство». Интернет ресурсы

1. http // www. yuga. ru

2. http: //ru.wikipedia

Виртуальная Страна Казачества. http://www.kozakia.com/

Изображения ранних казаков (XVI-XVII в.в.) на сайте Андреаса Андерсена

Приложение

Приложение 1

Рис.1 Песни казаков

АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!

ДОНЦЫ-МОЛОДЦЫ

Грянул внезапно гром над Москвою,
Выступил с шумом Дон из берегов.
Припев:
Ай, донцы-молодцы!
Ай, донцы-молодцы!
Ай, да донцы, донцы-молодцы!
Все запылало мщеньем, войною —
Мщеньем, войною против врагов.
Русским знакома к славе дорога!
С Дона до Рейна вмиг пролетим.
Натиском быстрым всех превозможем,
Всех превозможем и отомстим.
Верь и надейся — Русь безопасна,
Русского войска сила крепка.
Страшен аркан наш, сабля ужасна,
Сабля ужасна, пика метка.
Грянула чада Тихого Дона, —
Мир изумился, враг задрожал.
Рушилась слава Наполеона,
Наполеона, — враг побежал.
Где ни посмотришь — пики мелькают,
Граду подобно, стрелы шумят.
Пули, как пчелы, роем летают,
Роем летают, сабли звучат.
Против сил русских не устояли,
Чая спасенье в бегстве найти.
Бросили пушки, ружья, снаряды,
Ружья, снаряды, — только б уйти.

АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко ко земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!

ДОНЦЫ-МОЛОДЦЫ

Грянул внезапно гром над Москвою,
Выступил с шумом Дон из берегов.
Припев:
Ай, донцы-молодцы!
Ай, донцы-молодцы!
Ай, да донцы, донцы-молодцы!
Все запылало мщеньем, войною —
Мщеньем, войною против врагов.
Русским знакома к славе дорога!
С Дона до Рейна вмиг пролетим.
Натиском быстрым всех превозможем,
Всех превозможем и отомстим.
Верь и надейся — Русь безопасна,
Русского войска сила крепка.
Страшен аркан наш, сабля ужасна,
Сабля ужасна, пика метка.
Грянула чада Тихого Дона, —
Мир изумился, враг задрожал.
Рушилась слава Наполеона,
Наполеона, — враг побежал.
Где ни посмотришь — пики мелькают,
Граду подобно, стрелы шумят.
Пули, как пчелы, роем летают,
Роем летают, сабли звучат.
Против сил русских не устояли,
Чая спасенье в бегстве найти.
Бросили пушки, ружья, снаряды,
Ружья, снаряды, — только б уйти.
Славу и кости — все положили,
Все положили в русской земле!

ШЛИ, ПРОШЛИ С ДОНУ КАЗАЧЁЧКИ 
И шли, прошли да с Дону казачёчки, они молодые,
Вслед за ними и шли две мамаши, мамаши родные.
Не ходите да вы вослед за нами, родные мамаши!
Не топчите полынь горьку травку, полынь горьку травку.
Как одна же родная мамаша сына провожала,
Провожала, в поход снаряжала, плакала, рыдала…
А все про все да родному сыночку а я рассказала,
Одного же тайного словечка сказать позабыла.
Если б были да в мене сизы крылья, снялась, полетела,
Я вот все бы казачьи казармы, все бы облетела.

ЧЕРНЫЙ ВОРОН 

Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!
Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!
Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.
Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.
Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.
Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.
Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит,
Черный ворон, весь я твой.

ЧЕСТЬ ПРАДЕДОВ-АТАМАНОВ..

Честь прадедов-атаманов,
Богатырь, боец лихой,
Здравствуй, храбрый наш Бакланов,
Разудалый наш герой!
Славой, честию завидной
Ты сумел себя покрыть:
Про тебя, ей-ей, не стыдно
Песню громкую сложить.
Ты геройскими делами
Славу дедов и отцов
Воскресил опять меж нами.
Ты — казак из казаков!
Шашка, пика, верный конь,
Рой наездников любимый —
С ними ты, неотразимый,
Мчишься в воду и в огонь.
Древней славы Ермаковой
Над тобою блещет луч,
Ты, как сокол из-за туч,
Бьешь сноровкою Платовой,
Честь геройскую любя,
Мчишься в бой напропалую
За Царя и Русь святую,
Не жалеешь сам себя.
Бают вольный по горам,
По кустам, тернам колючим
Лезешь змеем здесь и там,
Серым волком в поле рыщешь,
Бродишь лешим по горам,
И себе ты славы ищешь,
И несешь ты смерть врагам,
Ходишь в шапке-невидимке,
В скороходах-сапогах,
И летишь на бурке-сивке,
Как колдун на облаках.
Свистнешь — лист с дерев валится,
Гаркнешь — вмиг перед тобой
Рать удалая родится —
Точно в сказочке какой!
Сыт железной просфорою,
Спишь на конском арчаке, —
И за то прослыл грозою
В Малой и Большой Чечне.
И за то тебе мы, воин,
Песню громкую споем
Ты герой наш, ты достоин
Называться казаком!

Приложение 2

Рис.1 Казачья «Шаблюка»

Рис.2 Казачьи поговорки и пословицы

Не хвались, в поход собираючись,  хвались с похода едучи.

Всяк свистнет, да не по-казацки.

И шашка остра, а дух – сильнее.

Где казак, там и слава!

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Не  всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

Нет уз святее товарищества!

Казак без коня – сирота.

Слава предков не ржавеет.

Кровь казачья – не водица.

1.Атаманом громада крепка

2.Безъ атамана казак сирота.

3.Без атамана дуванъ не дуванятъ.

4.Не атаман при булаве, а булава при атамане.

5.Не всем казакам в атаманах быть.

6.Атаманомъ быть – уряд держать.

7.Добрый казак баче, где атаман скаче.

8.Атаманомъ не хвалися, а его крепко держися.

9.И у атамана не две головы на плечах.

10.Атаманомъ будешь,- терпи казак.

Приложение 3

Рис.1 Схема выдачи удостоверений членам казачьих обществ

Просмотров работы: 14