Введение
На внеурочном занятии «Юные музееведы» от учителя географии я узнал о том, что в городе Ангарске есть Музея паспортов. Это первый в Сибири музей миграционной службы и единственный в России [11, с.10]. На занятии нас ознакомили с экспонатами этого музея. Среди них, меня заинтересовал самый старый экспонат - это бессрочная паспортная книжка, выданная владелицу 22 февраля 1914 года. Я решил провести исследования по этому документу. Посетил данный музей и познакомился с этим раритетом.
Паспортная книжка имеет неплохую сохранность, данные сведения о владельце, хорошо читаемы. Было ясно, что для изучения этого документа потребуется не один год. В данный момент я представляю промежуточные результаты исследования, потому что работа над документом будет продолжена.
Так как особый интерес у меня, вызвали страницы 8-9, где в пункте 11 отмечались перемены, происходившие в служебном, общественном и семейном положении владельца книжки, то я решил сначала провести исследование по данным этого пункта. Почему именно этот пункт выбран для изучения? 2 ноября 2018 года исполнился век с момента венчания владельца документа Дионисия Кучинского с Анной Чиркиной. Кроме этого в этом пункте есть исправление в возрасте невесты.
Актуальность моей работы, заключается в том, что мною изучены материалы утраченного культурного наследия моего края. Исчезла церковь - никто и не вспомнит о том, что когда-то здесь творилась бурная и интересная жизнь. В работе я хотел бы обратить внимание сверстников на развитие духовности и на сохранении памяти исчезнувших творений, ведь память о них стирается навсегда. Собранные материалы можно использовать в учебной и внеурочной деятельности для получения дополнительных знаний в области истории, краеведения и МХК.
Новизна данной работы заключается в том, что предметом исследования выбрана мало изученная тема моего края.
Цель исследования: собрать информационный материал по Иннокентьевской церкви Иркутской епархии поселка Иннокентьева, где венчался владелец документа.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники, музейные и архивные материалы.
2. Провести беседу с Рюминым Александром Викторовичем (катехизис Свято-Троицкого кафедрального собора города Ангарска) для поиска информации по церкви.
3. Установить, в честь кого названы объекты Иннокентьевская церковь и поселок Иннокентьевский.
4. Посетить Государственный архив Иркутской области (ГАИО) в городе Иркутске, чтобы найти документы по церкви и метрические книги, подтверждающие акт венчания владельца паспортной книжки.
5. Выяснить, сохранилась ли до нашего времени церковь.
Я выдвинул гипотезу: предположим, если паспорт «немой» свидетель своей эпохи, то он может многое поведать о событиях, происходивших в жизни владельца.
Методы, используемые при написании работы: теоретический - изучение и анализ источников, обобщение и вывод по ним; практический - работа с музейными и архивными документами, беседа.
Фотографии, сделанные в музее и в архиве, использовались в приложении и при создании презентации. Работа написана на основе изученной научно - популярной и краеведческой литературы, а также музейного и архивного материала.
Хронологические рамки данной работы охватывают период с момента постройки церкви (1905-1906 гг.) и до ее закрытия на основании постановления ВЦИК от 1 июля 1934 года. Формы предоставление результатов исследования: доклад и презентация.
Глава 1. Изучение паспортной книжки
1.1. Музей паспортов г. Ангарска
Исследование по данной теме я начал с посещения Музея паспортов и изучения его экспонатов. Инициатором создания музея является Ольга Николаевна Смирнова, бывший начальник Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Иркутской области в г. Ангарске и Ангарском районе, сейчас жительница города Сочи.
Музей паспортов был открыт 26 мая 2010 года в одном из кабинетов Ангарского отделения УФМС России по Иркутской области. Ни одна из пяти кинокамер, которые запечатлели открытие музея, не обошла вниманием то обстоятельство, что он занял кабинет под номером 13 (см. Приложение 1). Сейчас номер кабинета убрали, оставив только табличку «Музей» [11, с.10].
В беседе с заместителем начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по Ангарскому городскому округу Белоусовым Иваном Николаевичем, который любезно согласился провести экскурсию, я узнал, что музей практически никто не посещает. Иван Николаевич очень обрадовался тому, «что хоть кто - то заинтересовался музеем». Это удивило меня, поразили и размеры кабинета, которые для музея явно маловаты (см. Приложение 2).
1.2. Самый старый экспонат - бессрочная паспортная книжка
В музее я познакомился с его многочисленными экспонатами. Из них меня наиболее заинтересовал самый старый - это бессрочная паспортная книжка (интересно, что в документе написано безсрочная) (см. Приложение 3). Она выдана Барановским Волостным правлением Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. Из Интернета я выяснил, что Волынская губерния (1792—1925 гг., до 1795 г. Изяславская) - это юго-западная губерния Российской империи. Административный центр до 1795 г. - Изяславль, затем до 1804 г. - город Новоград-Волынский. В 1804 году губернским центром официально стал город Житомир [12] .
Получил этот документ 22 февраля 1914 года Дионисий Иванов (так тогда писали отчества) Кучинский.
Паспортная книжка попала в музейную коллекцию тогда, когда о задумке ангарчан узнали их коллеги во всей системе Управления ФМС России по Иркутской области. Сохранила её начальница Ленинского отдела города Иркутска Людмила Шашкина. Она передала паспортную книжку начальнику обеспечения паспортной и регистрационной работы Ирине Ромашевской, а та привезла её в Ангарск [9, с.34].
Цена этой книжки - 15 копеек, фотографий в документе тогда не было, так как в паспорте впервые появилась фотокарточка в 1937 году. Паспорт представляет собой объемную книжку (количество страниц в документе - 21), содержащую довольно обширную информацию!
Пролистывая странички паспортной книжки, многое можно было узнать о её владельце. Кроме общих сведений о получателе, где сообщалось имя, отчество и фамилия владельца, можно узнать время рождения (или возраст) Дионисия - это 05.02.1889 год, здесь же указывается «звание» – крестьянин. На странице 3 «вероисповедание» - католическое, «место постоянного жительства», у владельца данного документа оно не заполнено (см. Приложение 4).
Интересная информация содержится на странице 4 «отношение к отбыванию воинской повинности». Из документа видно, что в 1910 г. его хозяин, Дионисий, был зачислен в ратники основного ІІ разряда (см. Приложение 4).
Из «Военного энциклопедического словаря» я узнал, что ратник в России Имперского периода - солдат государственного ополчения (существовали до 1917 года). Ратники делились на два разряда. В первом разряде были лица, физически вполне годные к службе. Во втором разряде, физически негодные к службе в постоянных войсках, но способные носить оружие [1, с. 50]. Отсюда, можно сделать вывод, что Дионисий был физически негодным к службе в постоянных войсках.
Замыкала информацию о владельце его личная подпись. На странице 6 (пункт 9) данного документа, так как Дионисий был грамотным, мы видим его подпись. В случае неграмотности хозяина, в этом пункте должны быть даны описания его внешности: рост, цвет волос, особые приметы (в этом документе они не заполнены) (см. Приложение 5).
В паспортной книжке образца 1903 года фиксировались и перемены, происходящие в личной жизни владельца. Очень любопытна страница 9, здесь в пункте 11 «отмечаются перемены, происшедшие в служебном, общественном или семейном положении владельца книжки, а равно лиц числящих в книжке». Отсюда мы узнаём, что 2 ноября 1918 года Дионисий был повенчан первым браком с Анной Чиркиной, православного вероисповедания, возраст которой 20 лет (Дионисию - 29 лет). Об их венчании свидетельствует запись, которая закреплена печатью приходской церкви. Венчание состоялось в Иннокентьевской церкви Иркутской епархии поселка Иннокентьевского (см. Приложение 5). Данные по священнику и дьякону, которые провели обряд венчания, не прочитываются. Возможно, если я найду в архиве метрическую книгу за 1918 год, то узнаю их фамилии. И узнаю точный возраст Анны так, как в документе он исправлен, почему и кем? Ответ на этот вопрос мы уже не узнаем!
Именно эта страница, заинтересовала меня больше всех. Получается, что 2 ноября 2018 года исполнился век с момента венчания владельца документа.
Глава 2. Практическая часть. В поисках утраченного прошлого
2.1. Работа в библиотечных фондах
Практическая часть исследования предполагала работу с документами Государственного архива Иркутской области в городе Иркутске. Чтобы достичь поставленной цели и собрать материал по исследованию, сначала я отправился в библиотечные фонды. Данные по Иннокентьевской церкви отсутствовали в перечне церквей Иркутска, существовавших в XІX веке, значит, церковь построена позднее [7, с. 18]. Отсутствовала информация и в сборнике Дулова А. В. «Памятники истории и культуры Приангарья» [6].
В библиотеке Свято-Троицкой церкви, беседуя с Рюминым Александром Викторовичем, мне рекомендован краеведческий источник - «Православные храмы Иркутской епархии 17 – начала 20 века», в котором могла быть интересующая меня информация, и были даны координаты Иркутской епархии Русской православной Церкви (см. Приложение 6). Больше материала по объекту исследования не было, это подтверждает актуальность и новизну работы.
Здесь же в библиотеке я нашел альбом «Православные храмы Иркутской епархии 17 – начала 20 века». Вот, что удалось отыскать в этом источнике о церкви св. Иннокентия, епископа Иркутского (станция Иннокентьевская).
10 августа 1896 года неподалеку от скита Иркутского Вознесенского монастыря, от деревни Боковой до левого берега Иркута, началось сооружение железной дороги. Из владений монастыря было отчуждено 53 десятины земли, на которой была построена железнодорожная станция, получившая название Иннокентьевской [8, с. 118].
В образовавшемся при станции поселке сначала, в 1899 году, построили деревянную часовню во имя Иннокентия I, а затем - молитвенный дом, переименованный вскоре в Иннокентьевскую церковь.
Церковь получила название в честь Иннокентия Кульчицкого (1681 – 1731 гг.), первого епископа Иркутского. Собственно, с него и начала свое историческое бытие Иркутская епархия. По многочисленным просьбам жителей Иркутска, святитель Иннокентий был причислен к лику святых, мощи его в настоящее время хранятся в Знаменской церкви, в предместье Марата города Иркутска [10].
Устроили церковь в деревянном здании пожарного обоза. Здание это возвел в 1905-1906 гг. подрядчик П. Алканов. Среднюю двухэтажную часть дома с наблюдательной вышкой занимала пожарная команда, левую одноэтажную - Иннокентьевская церковь, правую одноэтажную - арестантское помещение (см. Приложение 7). Общая площадь здания была 51,24 квадратных саженей, из них под церковью было до 16,8 квадратных саженей.
Са́жень, или саже́нь (сяжень, саженка, прямая сажень) - старорусская единица измерения расстояния. 11 октября 1835 года, согласно указанию Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была подтверждена: 1 казенная сажень приравнена к 2,1336 метра. С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления [13]. Я подсчитал, что по современным единицам измерения, площадь здания равна приблизительно 109 м², а площадь церкви 35,8 м², можно сделать вывод, что церковь была небольшой по площади.
В 1908 году к зданию пристроили деревянную колокольню. В сентябре 1908 года, в связи с увеличением поселка, насчитывающего до 5000 жителей, при Иннокентьевской церкви открыли самостоятельный приход. К приходу были приписаны две часовни в д. Боково во имя Георгия Победоносца и д. Подгородно-Жилкино (см. Приложение 7). Согласно планам церковного строительства, в поселке предполагалось соорудить новую церковь на Базарной площади (современное название улица Просвещения), но к строительству так и не приступили.
Иннокентьевскую церковь закрыли на основании постановления ВЦИК от 1 июля 1934 года [8, с. 119]. Недолгий век был отпущен этому храму - в 1934 году после закрытия, в здании разместилась районная библиотека. До настоящего времени церковь не сохранилась.
2.2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО)
Следующим шагом в поиске информации по церкви был ГАИО. Много интересных архивных материалов найдено здесь. Прежде всего, материалы о постройке церкви в поселке Иннокентьевском (начато 14 декабря 1905 года и окончено 15 декабря 1906 года, всего 24 страницы) (см. Приложение 8).
Дело № 6 начинается с прошения в Управление Иннокентьевского поселка от священника Х. Непрядина при Мало-Еланской Богородице - Казанской церкви с. Подгородно-Жилкино от 14 декабря 1905 года (повторное) о постройке в поселке храма [3, с. 1-3]. Изучив документ, можно сделать вывод, что в нем священник для жителей поселка, где число верующих «год к году все больше и больше увеличивается», просит построить храм для удовлетворения духовных треб.
Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский, на прошение наложил резолюцию, в которой отметил: «Благословляю иннокентьевцев начать святое дело храмостроения при станции» [3, с. 4] (см. Приложение 9). Собственно с этой резолюции и началось строительство церкви.
Следующий документ в деле, связан с выбором церковного старосты, предлагалось 13 кандидатур [3, с. 6] (см. Приложение 9). На общем собрании прихожан будущего храма 28 мая 1906 г., был выбран староста П. П. Тюменцев (в списке под №4) и попечители - Н.Е. Богацков (в списке под №6) и Н.С. Юрьев (в списке под №2).
В материалах представлены многочисленные списки (более 10 страниц в деле 6 и 7) с пожертвованными суммами домохозяевами Иннокентьевского поселка для строительства церкви и пожарного обоза (см. Приложение 10).
Есть в деле о постройке помещения пожарного обоза схема здания с его размерами, думаю, они использованы в книге «Православные храмы Иркутской епархии 17 – начала 20 века» (см. Приложение 11).
Следующим делом в моей работе было «Постановление Горсовета о закрытии церквей по городу Иркутску. Списки закрытых существующих религиозных организаций по городу Иркутску 1930-1935гг». Здесь обнаружено заявление, связанное с ремонтом Иннокентьевской церкви [5, с. 159-161].
«Строительной комиссией при Ленинском Райсовете 30 июня1931 года было осмотрено здание местной церкви, на предмет выявления ремонта…». Далее в документе описывается здание церкви, из документа видно, пожарного обоза уже здесь нет. «Здание старое и нет никакой целесообразности в подводке фундамента, так как при подводке и поднятии здания, возможно, его разрушить».
Дана смета на ремонт с указанием материалов и здесь же оговаривается о невозможности их приобретения (отсутствие в продаже). Из документа видно, что «частично же ремонт был начат, а именно: переделаны печи, исправлено крыльцо, а также заготовлена краска и олифа для покраски полов». Начинаются судебные разбирательства (4 февраля 1932 года судебная повестка), по поводу не выполненного ремонта, подрядчики требуют отложить капитальный ремонт.
Однако далее в документе прослеживается информация, из которой можно понять, что ремонт не выполнен в связи с рядом постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года о религиозных объединениях. И Иннокентьевскую церковь хотели закрыть 5 апреля 1931 года. «ПредРайсовет Черных, дал распоряжение запечатать церковь, но в виду того, что совершалось богослужение (Вербного воскресение) и было много молящих, посланный милиционер вернулся обратно, не исполнив приказания» (см. Приложение 12).
Найдены материалы о ликвидации церкви, датируемые 1933-1934 гг., которые относятся к особо секретным фондам [4]. Здесь представлены различные документы, акты о передачи церковного имущества, анкеты и другой материал, связанный с деятельностью Иннокентьевской церкви.
Есть акты по приему имущества от общины верующих Иннокентьевской церкви. Интересен акт от 28 февраля 1934 года о приеме колоколов в количестве 7 штук, вес в акте не понятен, передаются в Восибкрайметалл (см. Приложение 13).
Списки ревизионной комиссией и учредителей общины, списки верующих Иннокентьевской церкви за 1932, 1933 и 1934 годы. Всего в списке верующих более 800 человек, указан их возраст, место службы, домашний адрес, социальное положение и др. Среди их числа семья Кучинских не найдена, возможно, к этим годам они покинули наш край.
Заинтересовала меня анкета от 12 марта 1934 года служителя церкви Алексея Дмитриевича Литвинцева. Изучив её и метрическую книгу за 1918 г, оказалось, именно он совершил венчание владельца паспортной книжки Дионисия Кучинского. Из анкеты видно, что в этой церкви он служит «с 1 мая 1918 года и по настоящее время» (см. Приложение 14).
В ГАИО сохранились метрические книги Иннокентьевской церкви с 1913 года по 1920 гг. Нами заказаны для работы метрическая книга за 1918 год (фонд 50 опись 9 том 2 метрические книги Иркутской духовной епархии с 1856 по 1930гг.) (см. Приложение 15).
Из Интернета я узнал, информацию о метрических книгах. Метри́ческая книга (устар.) - реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги - не ранее 1722 года) по 1918 год. Церковная метрическая книга - это реестр, содержащий официальные записи актов гражданского состояния, а также другие значимые пометки из жизни населения конкретного уезда, например, смена вероисповедания. Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей (отсюда её второе, менее распространённое наименование - троечастная книга). Метрическая книга представляет собой хронологический список событий за год, делящийся на три основные части:
1) записи «о рождающихся» (рождение ребенка);
2) часть «о бракосочетающихся» (заключение брака);
3) блок «об умирающих» (смерть и её причины) [14].
Меня интересовала часть метрической книги о бракосочетающихся, она включала в себя порядковый номер (стандарт церковной книги), дату совершения обряда. Ответственный служитель указывал имена, фамилии, отчества, место жительства, имя отца, вероисповедание, иногда встречается запись национальности, а также сословные и владельческие принадлежности жениха и невесты. В часть о бракосочетавшихся попадали данные о возрасте супругов на момент заключения брака и каким по счету браком они венчались. При наличии свидетелей (поручителей) в метрическую книгу записывались их имена (включая фамилии и отчества), сословия, принадлежность к какому-либо владению и личные отметки (по желанию). Обязательно прописывалось, кто из священно и церковнослужителей венчал брак.
Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви (как правило - подлинный), второй (иногда в виде копии, заверенной церковным причтом) отсылался в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею). После принятия 16 сентября 1918 года «Кодекса законов об актах гражданского состояния…» метрические книги были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книги в местных органах ЗАГСа. Однако в некоторых районах России церковные метрические книги велись до 1921 года [15].
Одной из задач в работе – это найти метрические книги, подтверждающие акт венчания владельца паспортной книжки. Изучая метрическую книгу по Иннокентьевской церкви за 1918 год, найдено много интересного [2, с 227]. Во-первых, возраст (лета невесты) 26 лет, в паспортной книжке – 20 лет, причем возраст кем-то исправлен (см. Приложение 5).
Во-вторых, здесь прописаны, кто из священно и церковнослужителей совершал таинство – это священник Константин Попов и дьякон Алексей Литвинцев, в паспортной книжке эти данные не прочитываются.
В - третьих, кто были поручители их брака. Оказалось, их было четверо, два по жениху: гражданин Смоленской губернии Кирилловской волости Василий Арсентьев Козлов, гражданин Пермской губернии Сухриновской волости Иван Яковлев Черепанов и два по невесте: гражданин Енисейской губернии Перовской волости Матвей Степанов Боровский, гражданин Енисейской губернии Тасеевской волости Захарий Иванов Вершилов (см. Приложение 16). Что меня поразило – все они были мужского пола и приехали с разных губерний и волостей России. Как они, в том числе жених (Волынская губерния, Барановская волость) и невеста (Костромская губерния, с. Ветлуги) оказались в 1918 году в небольшом поселке Иннокентьева, остается только загадкой. Возможно, были ссыльными или приехали на строительство железной дороги в начале 20 века и остались здесь.
В1918 году количество браков в этой церкви по данным книги - 148, счет брака Дионисия Кучинского и Анны Чиркиной - 134 (2 ноября 1918 года). Подписи свидетелей записи (по желанию) нет.
Заключение
Сведения об этой церкви я собирал по крупицам: небольшая деревянная церковь с семью колоколами, располагалась на Базарной площади поселка. Храм играл огромную роль для жителей поселка Иннокентьевского. Здесь совершались различные таинства: крещение, венчание, отмечались церковные праздники. Назван приход в честь Иннокентия Кульчицкого, первого Иркутского епископа.
Недолгий век уготовлен был для церкви, ещё в 1931 году её служители и прихожане ждали ремонта (подтверждено документами ГАИО), однако, в 1934 году по постановлению правительства было изъято все имущество церкви (подтверждено несколькими актами ГАИО) и она была закрыта. В дальнейшем в здании разместилась районная библиотека, а затем бывшее церковное здание безрассудно разрушено (год не установлен) и до настоящего времени церковь не сохранилась.
Цель и задачи исследовательской работы достигнуты. Мне удалось, достаточно в полном объеме, восстановить историю Иннокентьевской церкви, в которой венчался владелец документа. Благодаря метрической книге за 1918 год уточнены ряд сведений, например возраст Анны Чиркиной, священнослужители их таинства.
Музейный экспонат помог мне прикоснуться и изучить частичку истории моего края. Благодаря изучению данных паспортной книжки владельца, я очень многое открыл для себя! Этим подтвердилась моя гипотеза.
Очень жаль, что, подчиняясь веяниям времен, наши предки не смогли сохранить церковь. Надеюсь, что мое исследование будет являться поддержкой всем, кому небезразлична история родного края. Ряд вопросов требует дальнейшего изучения, и я продолжу его в следующем году. Проделанная мною работа поможет сохранить память о событиях, людях, церквях ушедшей эпохи.
Список используемых источников
1. Военный энциклопедический словарь. - М.: ВИ, 1984. - 863 с.
2. ГАИО фонд 50 опись 9, т 2, дело 1869
3. ГАИО фонд 330 опись 1 дело 6, 7
4. ГАИО фонд 504 ОС опись 5 дело 300, 315
5. ГАИО фонд 504 ОС опись 8 дело 4
6. Дулова А. В. Памятники истории и культуры Приангарья. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990. – 288 с.
7. Иркутская старина // Альманах. 1994. №2
8. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии 17 – начала 20 века. - М.: Галант, 2000. – 118-119с.
9. Медведев В. Что помнят старые паспорта // Земляки. М., 2010. №9. - 96 с.
10. Первосвятитель Иркутский епископ Иннокентий I (Кульчицкий)/ сост. В. В. Сидоренко. – Иркутск: Иркутская епархия совместно с АНО издательство «Иркутский писатель», 2006. – 576 с.
11. Сергеева И. Наш музей паспортов – единственный в России // Ангарские ведомости. 2010. № 40.
12. Internet – сайт. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Волынская_губерния.
13. Internet – сайт. Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4916
14. Internet – сайт. Режим доступа:
http://livemem.ru/articles/metricheskie_knigi.html
15. Internet – сайт. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мерическая_книга
Приложение I
Открытие музея паспортов Ангарска состоялось 26.05.2010 г.
Справа на фото инициатор создания музея Ольга Николаевна Смирнова, бывший начальник отдела УФМС России по Иркутской области
в г. Ангарске и Ангарском районе.
Ни одна из 5 кинокамер, которые запечатлевали открытие музея,
не обошла вниманием то обстоятельство, что он занял кабинет
под номером 13. Сейчас номер кабинета убрали, осталась табличка музей.
Приложение II
Посещение музея паспортов и беседа с заместителем начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по Ангарскому городскому округу Белоусовым Иваном Николаевичем.
Приложение III
«Жемчужина» экспозиции – бессрочная паспортная книжка
образца 1903 года.
Владелец документа – Дионисий Иванов Кучинский.
Приложение IV
Паспортная книжка страницы 2-3
Паспортная книжка страницы 4-5
Из документа видно, что в 1910 г. Дионисий был зачислен
в ратники основного ІІ разряда.
Приложение V
Паспортная книжка страницы 6-7
Дионисий был грамотным, мы видим его подпись. В случае неграмотности хозяина, в этом пункте должны быть даны описания его внешности.
Паспортная книжка страницы 8-9
Приложение VI
В библиотеке Свято-Троицкой церкви города Ангарска
Беседа с Рюминым Александром Викторовичем
Приложение VII
Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии 17 – начала 20 века
В сентябре 1908 года, в связи с увеличением поселка, насчитывающего до 5000 жителей, при Иннокентьевской церкви открыли самостоятельный приход. К приходу были приписаны две часовни в д. Боково во имя Георгия Победоносца и д. Подгородно-Жилкино.
Приложение VIII
Государственный архив Иркутской области (ГАИО) в городе Иркутске
Дело о постройке церкви в поселке Иннокентьевском и пожарного обоза, в котором располагалась церковь (ГАИО фонд 330, опись 1, дело 6 и 7)
Приложение IX
Прошение священника при Мало-Еланской Богородице - Казанской церкви с. Подгородно-Жилкино о постройке храма в поселке Иннокентьевском от 14 декабря 1905 года (ГАИО фонд 330, опись 1, дело 6, страница 1-3).
Резолюция Высокопреосвященного Тихона, архиепископа Иркутского и Верхоленского о храмостроении при станции Иннокентьевской
(ГАИО фонд 330, опись 1, дело 6, страница с. 4)
Документ в деле связан с выбором церковного старосты, предлагалось 13 кандидатур (ГАИО фонд 330, опись 1, дело 6, страница с. 6)
Приложение X
В материалах дела представлены многочисленные списки с пожертвованными суммами для строительства церкви и пожарного обоза
(ГАИО фонд 330, опись 1 в деле 6 и 7 более 10 страниц)
Приложение XI
Схема здания с размерами помещений (ГАИО фонд 330, опись 1 в дело 7)
Приложение XII
Заявление, связанное с ремонтом Иннокентьевской церкви
(ГАИО фонд 504, опись 8 дело 4, с. 159-161)
Приложение XIII
Материалы о ликвидации Иннокеньевской церкви
поселка Ленина 1933-1934 гг. (ГАИО, фонд 504 опись 5 номер 300)
Акт от 28 февраля 1934 г о приеме колоколов
от общины Иннокеньевской церкви
Установлен новый поклонный крест на месте упокоения адмирала Колчака.
Знаменский монастырь.Место расстрела Колчака. Приложение X IV
Анкета служителя Иннокентьевской церкви
Алексея Дмитриевича Литвинцева (от 12 марта 1934 года),
венчавшего владелица паспортной книжки Д. Кушневского
Приложение X V
В ГАИО сохранились метрические книги Иннокентьевской церкви с 1913 года по 1920 гг. Нами заказаны для работы метрическая книга за 1918 год (фонд 50 опись 9 том 2 метрические книги Иркутской духовной епархии с 1856 по 1930гг.)
Приложение XV I
Акт венчания Д. И. Кушневского в метрической книге за 1918 год стр. 227